0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подать в суд на авиаперевозчика

Кэш вместо ваучера. Как выбить из авиакомпании деньги за отмененный рейс

Ситуация с COVID-19 поставила на паузу возможность путешествовать: одни страны закрыли границы, другие даже ограничили внутренние перемещения.

В таких условиях авиаотрасль стала одной из самых пострадавших. Неудивительно, что перевозчики не всегда могут вернуть пассажирам деньги за отмененные рейсы. Но и пассажиров можно понять: их отпуск сорвался, да и реальные располагаемые доходы снизились (на 8% во втором квартале, по данным Росстата). Конечно, граждане хотят вернуть деньги, а авиакомпании предлагают ваучеры. А можно ли отказаться от ваучера и получить уплаченные за билеты средства здесь и сейчас?

Денег три года ждать?

С 6 июля в России принято постановление правительства, согласно которому авиакомпания имеет право в одностороннем порядке менять даты, время, маршрут (например, прямой перелет заменить перелетом с пересадкой или заменить пункт назначения на ближайший к первоначальному). Вместо уплаченных за билет денежных средств авиаперевозчик может предложить пассажиру ваучер сроком действия в три года. Эксперт проекта Минфина РФ по финансовой грамотности «Финшок», юрист Лолла Кириллова напоминает, что нововведения распространяются на перелеты, которые должны были состояться с 18 февраля 2020 года.

«Три года дается для того, чтобы пассажир сделал выбор: либо лететь в другую дату, либо зачесть стоимость ранее оплаченного билета для покупки иного билета в другом направлении, либо потребовать назад свои деньги. Три года не означает, что после их истечения человек получает деньги, это период, в течение которого волеизъявление должно быть сделано самим гражданином, буквально хоть на следующей неделе», — объясняет эксперт.

Как говорит член ассоциации юристов России Асия Мухамедшина, ваучеры действительно были закреплены в законодательных нормах. Но только в качестве альтернативы. «То же гласит и Регламент №261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза, где европейские компании дают пассажиру выбор между возвратом денежных средств за отмененный рейс и возможностью обменять билет на другую дату», — подчеркивает она.

Если авиакомпания вводит в заблуждение и не возвращает денежные средства, а настаивает на ваучере, необходимо направить в ее адрес в досудебном порядке претензию с требованием возврата средств. Сделать это лучше всего заказным письмом. Средства, по словам Лоллы Кирилловой, должны быть возвращены в течение десяти дней с даты, когда перевозчик получил от пассажира заявление.

Если этот срок срок нарушен, можно смело обращаться в суд. «Гражданин может отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это следует из ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ», — подсказывает эксперт.

Воздушный кодекс или Закон о защите прав потребителей

Авиаперевозки — это одна из услуг, на действия которой распространяются Закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс, Воздушный кодекс и также международные конвенции, говорит Мухамедшина.

«Важный момент, что суды неоднозначно трактуют эту категорию спора: кто-то по Воздушному кодексу, а кто-то по закону “ О защите прав потребителей ” . А разница большая. По закону “О защите прав потребителей” гражданин может подавать иск по месту жительства, либо по месту нахождения компании, на свое усмотрение. А согласно Воздушному кодексу пассажир обязан подавать иск только по месту нахождения авиакомпании. Поэтому пока законодательство не будет уточнено в этой части, по некоторым делам суду на территории РФ может быть отказано в принятии как по неподсудным, согласно Воздушному кодексу», — объясняет она.

Статья в тему:  Можно ли подать в суд за оскорбление личности в украине

Что касается ответственности за просрочку удовлетворения требования гражданина о возврате стоимости билета, специальных правил здесь не установлено. «Если авиакомпания тянет с выплатой, то суд может применить и нормы пункта 5 ст. 28 и статьи 31 Закона РФ “ О защите прав потребителей ” , а также ст. 15 и 13 Закона о компенсации морального вреда и взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя», — указывает Кириллова.

А если авиакомпания зарубежная?

Если авиаперевозчик иностранный и возвращать деньги он отказывается, в таком случае нужно обращаться в суд в той стране, где базируется авиакомпания, говорит Мухамедшина.

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13 место По количеству юристов 25 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36 место По выручке Профайл компании × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13 место По количеству юристов 25 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36 место По выручке Профайл компании ×

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юрист Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (включая споры) группа Страховое право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 12 место По количеству юристов 14 место По выручке 19 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Статья в тему:  Как подать в суд на человека из другой страны

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Статья в тему:  Как подать исковое заявление в суд за клевету

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство ×

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

В 2020 году многие столкнулись с проблемой отмены туров и авиабилетов из-за коронавируса. Многие не знают, что теперь делать и можно ли вернуть деньги за билеты. В статье подробно рассмотрим как это сделать.

Статья в тему:  Можно ли подать в суд на судебного исполнителя

Для начала, сразу укажу список нормативно-правовых актов, которыми регулируется возврат, чтобы вы сами могли при желании все посмотреть и проверить.

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется положениями:

  • Гражданского кодекса РФ
  • Воздушного кодекса РФ
  • Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
  • Приказа Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»
  • Приказа Министерства транспорта России от 25.09.2008 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена»

Рассмотрим две ситуации, когда вы просто добровольно отказываетесь от полета, потому что передумали, или когда отказываетесь вынужденно, из-за коронавируса или по другой уважительной причине.

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы так как бывают два вида авиабилетов указанных в п.1.1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ:

  • Возвратные билеты
  • Невозвратные билеты

Согласно ч.4 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

То есть при добровольном отказе главное убедиться что билет возвратный и успеть вовремя обратиться к перевозчику.

Если вы не можете улететь по уважительной причине, например болезнь и так далее, то это будет считать вынужденным отказом от перевозки, и об этом читайте ниже.

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки
  • выполнение рейса не по расписанию
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки
  • внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами
  • непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом, а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком

пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Тут можно только порассуждать логически.

В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Статья в тему:  Сколько стоит подать в суд на соседа

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Применительно к п. 4 стоит отметить, что возможность сторон договором изменять положения норм закона в договорных отношениях с участием потребителя ограничена пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, запрещающим ухудшение положения потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.

Таким образом, в связи с объявлением ВОЗ пандемии, ограничением авиасообщения с отдельными государствами, изменением визовых режимов, отменой массовых мероприятий в отдельных городах, я считаю возможным обращение граждан в авиакомпании с предложением об изменении или о расторжении договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

При отказе авиаперевозчика от изменения (расторжения) договора гражданин вправе обратиться в суд, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Также не забывайте и о житейских методах возврата, таких как например оспаривание операции по банковской карте, если вы покупали билеты по карте.

Так как доказать что услуга оказана перевозчик не сможет, деньги вам вернут, хоть и не очень быстро.

Как подать в суд на авиакомпанию?

Многие из нас регулярно пользуются услугами авиакомпаний для самых различных целей. Одни летят отдохнуть на море, другие желают навестить дальних родственников, а третьи – совершить деловую поездку к партнерам. Во всех этих и других случаях клиенты ждут от авиаперевозчика надлежащего исполнения своих обязательств.

Зачастую авиакомпании не спешат выполнять свои обязанности, но далеко не все пассажиры готовые мириться с таким положением дел. К примеру, сотрудники организации отказывают в перелете или задерживают рейс без объяснения причины. При подобных нарушениях первым делом возникает вопрос об обращении в суд. Из этой статьи вы узнаете, как правильно составить исковое заявление на нерадивого перевозчика, а также о том, как доказать факт нарушения в суде.

Основания для обращения

Судебные разбирательства с авиакомпанией далеко на редкость. Подобные дела рассматриваются судьями особенно тщательно, поскольку иски к авиаперевозчикам – одни из сложнейших судебных претензий. Самые частые жалобы клиентов авиакомпаний возникают по следующим причинам:

  • Рейс задерживают по вине организации;
  • Маршрут полета был внепланово изменен;
  • Компания не обеспечивает комфортность дальних перелетов;
  • Сотрудники компании превышают свои полномочия;
  • Компания отказывает в перелете по незаконным причинам;
  • Перевозчик изменяет время полета, не предупредив об этом клиента.
Статья в тему:  Как подать в суд на автоваз

При опоздании на рейс или в случае порчи билета самим клиентом вернуть деньги за услугу, к сожалению, не получится. Именно поэтому так важно знать базовые права и обязанности как пассажира, так и авиаперевозчика. Это позволит защитить свои права, а также добиться желаемого уровня обслуживания той или иной компании.

Порядок действий

Независимо от того, услугами какой авиакомпании вы пользовались – российской или иностранной, ваша претензия будет рассматриваться в соответствии с законодательством РФ. В обоих случаях порядок действий пострадавшего пассажира будет следующий:

  • Собрать все необходимые доказательства и документы;
  • Обратиться к руководству авиакомпании;
  • Составить претензию в Росавиацию;
  • Подать жалобу в Роспотребнадзор;
  • Оформить исковое заявление в суд.

В спорах с авиакомпанией особенно важно соблюдать все методы мирного урегулирования конфликта. Это связно с тем, что в отношении исков, касающихся перевозки пассажиров и багажа, действует досудебный порядок решения споров. При этом жалоба будет считаться обоснованной, если вы представите перед судом доказательства своей правоты. К примеру, чтобы доказать задержку рейса, сохраните квитанцию об оплате полета. Вы также можете использовать аудио- и видеоматериалы или показания свидетелей.

Составить жалобу можно лично в том аэропорту, где произошло нарушение. Кроме того, вы можете сделать это через интернет – достаточно зайти на сайт компании и оставить там свою претензии в электронном виде. Но лучше будет отправить обращение заказным письмом по почте. В этом случае вы сможете сохранить копию заявления и ответ компании, а затем использовать их при обращении в суд.

Как составить заявление?

Чтобы правильно составить обращение в суд, необходимо придерживаться правил, установленных Гражданским кодексом РФ. Так, заявление предоставляется в суд исключительно в письменном виде. Лучше сразу составить его в нескольких экземплярах, один из которых подается в судебную канцелярию, а другой остается у заявителя.

Перейдем к тесту самого иска. Он должен состоять из следующих частей:

  • Заголовка. В шапке документа укажите данные о судебной инстанции, а именно участок и адрес его нахождения. Затем пропишите ФИО и адрес истца, а также название авиакомпании и место его нахождения. Не забудьте указать полное название документа – «Исковое заявление о взыскании денежных средств за авиаперевозку»;
  • Информационной части. Этот пункт подразумевает подробное описание сложившейся ситуации. Вам нужно будет указать конкретный маршрут, номер рейса и название туристической компании, которую, в свою очередь, можно указать в иске как третье лицо. Затем пропишите точную стоимость авиабилета и дату его покупки. Более того, укажите причину задержки рейса, а также последствия, к которым она привела. Сразу после этого переходите к исковым требованиям – к взысканию стоимости билета, причиненных убытков и моральной компенсации;
  • Заключения. В этой части перечислите все приложения – документы, которые прилагаются к данному иску. В самом конце укажите дату составления заявления и поставьте свою подпись.

Отстаивать свои интересы в суде всегда не просто, но вполне возможно. С особым вниманием отнеситесь к подготовке необходимых документов для судебного разбирательства. От того, насколько правильно и грамотно они оформлены, зачастую зависит исход дела. Чтобы получить компенсацию за задержку рейса, следует приложить к заявлению копии следующих документов:

  • Письменную претензию в адрес авиакомпании с требованием выплаты компенсации;
  • Письменный ответ авиакомпании;
  • Билеты с отметками о задержке или отмене вылета;
  • Багажную квитанцию;
  • Копию коммерческого акта;
  • Посадочный талон;
  • Чеки и квитанции, доказывающие тот факт, что вы понесли убытки;
  • Другие документы, служащие основанием для возмещения материальных убытков – билеты на концерт, медицинские справки, приглашения родственников на важные семейные мероприятия.

Ответственность перевозчика

Согласно статье 120 Воздушного Кодекса РФ, ответственность за задержку чартерного или регулярного рейса несет сама авиакомпания. В этом случае она должен выплатить штраф в размере 25% от МРОТ за каждый час просрочки. Однако эта сумма не должна превышать половины стоимости билета. К тому же, сотрудники авиакомпании обязаны проинформировать своих пассажиров о порядке действий в той или иной сложившейся ситуации. Если данная обязанность не будет выполнен перевозчиком, вы можете также указать этот факт в своей претензии.

Статья в тему:  Как подать жалобу в мировой суд

Мне бы в небо: можно ли подать в суд на авиакомпанию, и нужно ли это

Ну, в суд, конечно, это громко сказано. Сразу в начале статьи дам небольшой спойлер — практически во всех случаях авиакомпания окажется права. Во всех, да не во всех.

Скажу сразу, что никаких личных додумываний в статье нет. Небо синее, трава зеленая, а вся российская авиация живет по Воздушному Кодексу РФ и внутренним правилам разных авиакомпаний. За помощь в подготовке материала я благодарю команду наших бортпроводников — служащих российской гражданской авиации.

Поехали. Чаще всего у нас, как у пассажиров, вызывают недовольство следующие ситуации:

  • нам задержали / перенесли / отменили рейс
  • нас вообще не допустили на самолет
  • то, что мы купили на борту, оказалось негодного качества

Из адекватных причин вроде всё . «Она не посадила меня на место повышенной комфортности, хотя у меня болела голова» или «она не выкинула подгузник моего ребенка» я добавлять не буду.

В принципе, это очень близкие друг другу ситуации. Ваш самолет еще не прилетел / ваш самолет не может вылететь из другого города и долететь до вас / ваш самолет никуда не полетит из-за плохой погоды. В первом случае вы только немножко подождете, ведь ваш самолет уже летит, просто не успевает вовремя. Последних двух случаев это не касается — все будут сидеть и ждать, дети — кричать, а вы — спать, сняв туфли. И все равно авиакомпания будет права.

Статья 120 ВЗК РФ прямо говорит о том, что за каждый час просрочки перевозчик должен заплатить штраф в размере 25% от минимального размера оплаты труда, но не более половины от всей провозной платы. Конечно, это лишь штраф, но авиакомпания все равно его заплатит, если только….

..если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

А это авиакомпания докажет обязательно. И в большинстве случаев не слукавит — если есть риск нанести вред пассажирам вследствие каких-то неисправностей на самолете или плохих погодных условий, никто не полетит. Собственно, едва ли найдется пассажир, горящий желанием лететь «на удачу» или получить молнию в хост — здесь вопросов нет.

Правило №1: если рейс задержали / перенесли из-за погоды или технических неисправностей (99%) — толку доказывать что-то нет. Это законно — причем по всем документам

Да, вам должны предоставить воду, питание, и проживание на время ожидания, но не факт, что вы «дождетесь» — например, в одной из российских АК должно пройти не менее 8 часов днем / 6 вечером, чтобы вас заселили в гостиницу. А так, по сути, у вас 3 варианта — ждать свой рейс, отказаться от билета и вернуть деньги или улететь другим рейсом (если это предложит авиакомпания).

Здесь может быть 2 варианта — либо вы хулиганите, либо АК косячит. Любого пассажира могут развернуть, если он плохо ведет себя на борту, если не хочет платить за то, за что заплатить обязан (ребенок, багаж) или же если его состояние здоровья при перелете угрожает его безопасности или безопасности других пассажиров. Если вы хулиганите — то виноваты сами, и в суд вы вряд ли пойдете. А что если косячит АК?

Овербукинг практикуют все известные мне российские авиакомпании. Если дословно, то это «перебронирование» — на рейс зарегистрировалось пассажиров больше, чем может вместить самолет.

Если, к примеру, на борту самолета 100 мест, то продадут 120 билетов. Эта практика пришла к нам из-за рубежа. Где-то даже есть статистика, что около 20% всех пассажиров не попадают на собственный рейс — заболевают, опаздывают, просыпают, оказываются жертвами несчастных случаев… Да мало ли что может случиться. Естественно, авиакомпании невыгодно гонять полупустой самолет. Главная задача — не потерять прибыли и полностью заполнить самолет пассажирами. Овербукинг происходит постоянно — обычно мы пересаживаем пассажиров, на которых не хватило мест в экономе, в бизнес-класс. Если бизнес-класс тоже битком — им приходится ждать следующего рейса.

Статья в тему:  Как составить заявление в суд на пенсионный фонд

Бортпроводницы российской АК

Тем пассажирам, которые оказались «за бортом», АК предлагает различные бонусы — кому-то начисляют мили, кому-то предлагают повышенный класс обслуживания. Также вам могут предоставить альтернативный вариант — ближайший рейс в тот же пункт назначения (даже другой АК). Если вы отдали предпочтение ближайшему рейсу, то вернемся к бонусам от АК — вас должны напоить (вы ждете более 2-х часов), накормить (вы ждете более 4-х часов), заселить в гостиницу.

Овербукинг не всегда спланирован авиакомпанией. Иногда борт просто меняет компоновку — например, борт на 200 человек неисправен и его чинят, а борт на 170 человек свободен и может совершить рейс. 170 человек улетят, а остальные 30 дождутся другого рейса и долетят на условиях получше.

Как бы то ни было, здесь гражданин имеет право на денежную компенсацию только в том случае, если его самолет вылетает или приземляется в аэропорт Евросоюза.

Даже на борту самолета невозможно находиться более часа, чтобы вот так вот взять и ничего не потратить. Поэтому в полете мы пьем, едим и часто что-то покупаем.

В большинстве случаев претензии пассажиров не касаются питания — условия хранения всего, что можно употребить в пищу, в авиации невероятно жесткие. Воду, весь полет простоявшую в нетронутых, закрытых бутылках, бортпроводники вынуждены выливать литрами после каждого рейса. У каждой касалетки с едой есть строгий срок годности — ни один член экипажа никогда не возьмет на себя храбрость принять такое (!) на борт. Но раз в год и палка стреляет — пассажир может пожаловаться и на еду, и на товары, продающийся в «sky-shop». На последнее, кстати, жалуются чаще всего.

Конечно, все претензии пассажиров направляются в авиакомпанию. Если это касается питания, и пассажир недоволен на борту — сотрудниками составляется акт. Претензия, хоть и направлена в АК, передаётся самому поставщику некачественного товара, и он уже связывается с человеком и предлагает варианты возмещения ущерба. Если же дело вдруг доходит до суда — пассажир обязан собрать целый пул документов: билет, чек об оплате товара и медицинское заключение об отравлении. Причём на суде будут присутствовать как представители компании-поставщика, так и представители самой авиакомпании. Причина есть в чеке оплаченного питания — там указаны обе компании. Но решать вопрос будет именно поставщик, несмотря на документальные договоренности с АК.

Перевозчик снова чист — отвечать за качество будет поставщик.

«Так когда с авиакомпанией можно судиться?», — спросите вы меня.

С авиакомпанией можно судиться, если рейс задержан по её вине (не из-за неисправностей или непогоды, то есть 1% из 100%), компания отказала вам в перелете по незаконным причинам (так судились с «Победой», когда та запретила проносить на борт рюкзак в качестве ручной клади) или сотрудники компании превышают свои полномочия. Где-то пишут, что судиться можно и в том случае, если маршрут был внепланово изменен… Скажем так, в плохую погоду я буду первая, кто согласиться сесть в резервном аэропорту, переждать бурю и уже потом долететь до места назначения.

В общем, как бы нас ни раздражало ожидание, лучше уж ждать, чем получить стаю птиц в двигатель. С авиакомпанией судиться по адекватным причинам нелегко, да и незачем — в большинстве случаев при неудобствах они сами предложат и места получше, и вас с семьей постараются не рассадить. Кстати, стюардессы по-прежнему со мной на связи — если вам интересен тандем инвестора-юриста и бортпроводников, задавайте вопросы. И летайте спокойно.

Статья в тему:  Можно ли подать в суд на президента украины

Типичная ситуация: рейс с пересадкой, после рейса забронирован трансфер, бронь авто, заселение в гостиницу.
Предположим, из-за овербукинга не попадаешь на свой рейс, из-за этого срывается пересадка (а мб и не одна) и всё прочее.
Почему в таком случае нельзя подать в суд на авиакомпанию? То, как они там букают рейсы — не забота пассажира, пассажир покупает билет на конкретный рейс и конкретное время, а овербукинг — это не «обстоятельства непреодолимой силы», как, например, сломавшийся самолёт.

Если билет с пересадкой куплен единым сегментом, то авиакомпания бесплатно сажает на другой транзитный рейс при задержке.

Если куплены два отдельных билета, то авиакомпания не несет ответственность за то, что пассажир опоздает на другой рейс

А это где-то прописано в законодательных актах? Почему убытки из-за махинаций авиакомпании с бронированиями должны ложиться на плечи пассажиров?

Так они официально не признают факт овербукинга. Будут говорить, что причины другие. Не слышал, чтобы кто-то выигрывал подобные дела.

Тот же вопрос, но применительно к деловым поездкам. Срыв встреч, которые назначаются за несколько месяцев — проблемы пассажира?

А как же утерянный/испорченный багаж, почему про это ни слова? Это одна из основных причин, по которым пассажиры судятся с авиакомпаниями и успешно получают компенсации. И еще, сейчас есть компании (онлайн сервисы), которые судятся с авиакомпаниями за пассажира за процент от компенсации. Если их использовать, то судиться легко и просто в случае задержки/отмены рейса, снятия пассажира с рейса или проблем с багажом. Усилия пассажира сводятся к тому, чтобы заполнить форму на сайте. Работает, правда, с АК из ЕС или для рейсов с аэропортами вылета/прилета в ЕС. И, понятно, что выиграть получится не всегда, но пробовать ничего не мешает.

Вопрос с багажом действительно чаще всего – вина компании. Постараюсь написать в будущем статью об этом. Что касается сервисов, да, я руковожу как раз таким сервисом, «Право требования». Мы тоже берём на себя полностью дело клиента за процент после выигрыша дела в суде. Но кроме этого мы ещё даём клиенту аванс в размере 10% от суммы требования, еще до подачи иска в суд и не требуем его вернуть даже если дело будет проиграно. И мы занимаемся не только исками к авиакомпаниям, а в целом сферой защиты прав потребителей. Поэтому я и веду блог на эту тематику)

Нам задержали рейс на Корфу из Мск примерно на 12 часов. Летели Эйджинами. Выплатили компенсацию по 400 евро без суда и следствия — перевели на карту. Причина задержки — неисправность самолета.
То же самое касается всех рейсов с задержкой более 4 часов совершаемых из/в Евросоюз на сколько я знаю.

Всегда уважительно отношусь к компаниям, которые понимают, что лучше сразу выплатить компенсацию, чем рисковать репутацией.

Вопрос: а если пассажир не может прибыть на свой рейс в связи с закрытием границ, как у нас сейчас произошло. Можно ли как-то вернуть стоимость билетов? Невозвратный тариф, Победа.

Невозвратный тариф как раз предусматривает, что стоимость за билет не возвращается. На это может повлиять разве что сложившаяся обстановка, но точного ответа сейчас никто не даст – нет никакой судебной практики по поводу возвратов в связи с вирусом и закрытием границ. Нужно ждать – мы не знаем, что будут говорить на это суды. Даже если правда на вашей стороне – у АК сейчас, скорее всего, просто нет денег, чтобы их возвращать. Попробуйте написать им претензию и дождитесь официального ответа. А там уже будем по судебной практике смотреть

Анна, добрый день!
правомерен ли отказ авиакомпании вернуть деньги в полном объеме за билет, если рейс был отменен самой авиакомпанией?
Ситуация следующая: я приобрела билет на 2 человек по маршруту Бангкок-Москва 17го марта авиакомпании Etihad. Вылет был намечен на 20 марта. 19го мне на почту пришло письмо, что рейс Абу Даби- Москва отменен (билет был с пересадкой, одна авиакомпания, электронный билет один на оба плеча). На мою просьбу вернуть деньги в полном объеме представитель авиакомпании предложил мне обменять его на некие «кредиты» , на которые я смогу до конца года купить другие билеты. с вылетом из Бангкока:) в случае моего отказа они готовы осуществить мне возврат только стоимости тарифа, за вычетом налогов и сборов, что в сумме составляет менее половины уплаченных мною средств. Свою действия авиакомпания мотивирует то невозвратностью тарифа, то ограничениями конкретных государств, пытаясь приравнять ситуацию к форс-мажору. в моем конкретном случае на момент рейса не было запретов на вылет из Бангкока, также не было запретов на прилет в МСК. были наложены ограничения на иностранных граждан, но я не отношусь к этой категории.

Статья в тему:  Как подать в суд на управляющую компанию

Невозвратный тариф как раз предусматривает, что стоимость за билет не возвращается. Но раз уж компания сама отменила ваши рейсы. На это точно повлияла сложившаяся обстановка, но порядка действий сейчас никакого нет. Никто понятия не имеет, что на это будут говорить суды и на чью сторону они встанут. Здесь остается только ждать – нужно, чтобы появилась хоть какая-нибудь судебная практика по этому вопросу. Etihad – приличная АК, поэтому, надеюсь, они все же решат с вами вопрос мирно. Сейчас все, что можно сделать – написать им претензию и ждать официального ответа. Это на случай, если дело дойдет до суда. А потом будем смотреть судебную практику. Я первая напишу об этом, как только будут новости.

Есть еще один нюанс- рейс в итоге состоялся. но информацию об отмене отмены авиакомпания не предоставила. я узнала об этом случайно, в очередной раз попытавшись найти форму для возврата на их оф.сайте.

Здравствуйте! Подскажите как быть в сиуации: авиакомпания «Победа» отменила рейс в Италию и согласовала возврат средств за купленные билеты, сотрудники колл центра говорят, что возвращеные средства нужно запрашивать у агрегатора, т.е. Bilrtik Aero. Вторые в свою очередь молчат и игнорируют письма в тех. поддержку об отмене уже больше месяца. Сколько ждать ответа? И можно ли подать в суд на агрегатор? Спасибо!

Здравствуйте! А если билеты куплены по возвратному тарифу и по договору деньги мне должны были вернуть еще месяц назад? Авиакомпания S7.

Добрый день! Какие шансы судится с иностранной компанией Finnair,за неоднократное перенесение сроков возврата денежных средств? Срок переносился 2 раза. Сначала в пределах 4 недель,потом 8,потом 12.
Без предварительных уведомлений о том,что возврата в срок не будет. Присутствовали ещё накладки с возвратом. Например через месяц полтора,после оформления возврата, пришёл возврат за доп.услугу,а за все целиком билеты нет. Что посоветуете? ред.

Здравствуйте.
А если такая ситуация произошла: я оплатил за 2 месяца 3 билета из Благовещенска до Ростова. В Москве пересадка со сменой аэродрома. заказываю такси, мчусь из Домодедово во Внуково, а там мне говорят, что мои билеты сгорели, так как рейс перенесли на несколько часов, мой самолёт уже пару часов, как улетел. Потом уже, в своей эл. почте я, действительно, обнаружил какое-то невнятное предупреждение, которое я, очевидно, принял за рекламу, которой у меня стало ощутимо больше, после того, как я искал и заказывал авиабилеты, и на которое я НИКАК не отреагировал. Я не давал согласия на перенос рейса, я даже не ставил АК в известность, что сообщение мне доставлено!
Как посоветуете поступить в данной ситуации?
Пришлось добираться из Москвы в Ростов на такси, а это не дешёвое удовольствие, особенно в свете того, что уже заплатил за авиаперелёт!

Итоги программы Winstrike Scouting powered by UltraGear

Источники:

http://aif.ru/money/mymoney/kesh_vmesto_vauchera_kak_vybit_iz_aviakompanii_dengi_za_otmenennyy_reys

http://pravo.ru/story/228847/

http://tjournal.ru/analysis/184199-kak-vernut-dengi-za-bilet-na-samolet-iz-za-koronavirusa-ili-esli-prosto-peredumali-letet-s-obrazcami-pretenziy

Как подать в суд на авиакомпанию?

http://vc.ru/legal/89250-mne-by-v-nebo-mozhno-li-podat-v-sud-na-aviakompaniyu-i-nuzhno-li-eto

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector