0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апелляционные суды общей юрисдикции сколько

Апелляционный суд общей юрисдикции: состав, полномочия

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ устанавливается что кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяют, что апелляционные суды общей юрисдикции входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и действуют в пределах территории соответствующего судебного апелляционного округа (ст. 23.9 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Если иное не установлено федеральным конституционным законом, то указанные суды являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа

  • верховным судам республик;
  • краевым (областным) судам;
  • судам городов федерального значения;
  • суду автономной области;
  • судам автономных округов.

В Российской Федерации действуют пять апелляционных судов общей юрисдикции. При этом в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда, и являющееся обособленным подразделением суда, осуществляющим его полномочия.

Места постоянного пребывания апелляционных судов общей юрисдикции:

  1. Первого апелляционного суда общей юрисдикции — город Москва;
  2. Второго апелляционного суда общей юрисдикции — город Санкт-Петербург;
  3. Третьего апелляционного суда общей юрисдикции — город Сочи Краснодарского края;
  4. Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции — город Нижний Новгород Нижегородской области;
  5. Пятого апелляционного суда общей юрисдикции — город Новосибирск Новосибирской области;
Статья в тему:  Хто призначає суддів конституційного суду україни

Полномочия, порядок образования и деятельности апелляционных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19.2 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Компетенция апелляционного суда общей юрисдикции

Состав апелляционного суда общей юрисдикции

Состав апелляционного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.11 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Апелляционный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум апелляционного суда общей юрисдикции

Президиум апелляционного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя суда;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия Президиума суда апелляционного суда общей юрисдикции:

  1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  2. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  3. рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  4. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам) апелляционного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель апелляционного суда общей юрисдикции в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Статья в тему:  Как встретили чиновники уездного суда дубровского старшего и троекурова

Судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции рассматривают:

  1. дела по апелляционным жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  2. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией апелляционного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Принят закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом РФ.

По действующему законодательству в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения, рассматривающие дела в первой инстанции. «Вынесенные ими решения можно оспорить в апелляционной инстанции. Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных. Если же и их решения сочтут несправедливыми, то обращаться можно уже с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем», — пояснил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин

Законом предлагается создать 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. «В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Это позволит обеспечить независимость и самостоятельность судебных инстанций, снизит коррупционные риски и региональное влияние, что положительно скажется на защитите прав граждан», — отметил Павел Крашенинников.

Статья в тему:  Как подать заявление в суд на налоговую

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:

— Первый апелляционный суд – в городе Москве;

— Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

— Третий апелляционный суд – город Сочи;

— Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

— Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

— апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Кассационные суды общей юрисдикции расположат в следующих городах:

— Первый кассационный суд — в городе Саратове;

— Второй кассационный суд – город Москва;

— Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

— Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

— Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

— Шестой кассационный суд – город Самара;

— Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

— Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

— Девятый кассационный суд – город Владивосток;

— кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных округов включает в себя по несколько регионов. Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. «Это повысит доступность правосудия для лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», — отметил Павел Крашенинников.

Статья в тему:  Чем занимается делопроизводитель в суде

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Сплошная кассация. Разбираемся

Чего ждать простым гражданам от масштабной судебной реформы, которая стартует в России 1 октября 2019 года.

С первого октября в России заработают новые судебные органы: пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции, а также апелляционный и кассационный военные суды. И начнет применяться принцип «сплошной кассации». Что это даст простому гражданину, которому придется в том или ином качестве контактировать с юстицией?

Как известно, апелляция — это обжалование судебного решения, еще не вступившего в законную силу. Кассация — попытка потерпевшего поражение на апелляции обжаловать судебное постановление, в законную силу уже вступившее. С ходу настораживает одна деталь: коль скоро кассация — это следующая ступень после апелляции, почему же кассационных судов создается целых девять, а апелляционных — только пять?

Как пояснил корреспонденту «Росбалта» доцент МГЮА Дмитрий Туманов, обычных граждан в первую очередь коснутся изменения в процессе кассации. В вопросах апелляции меняется достаточно мало. Новые апелляционные суды создаются исключительно для пересмотра дел, рассмотренных в первой инстанции верховными судами республик и приравненными к ним судами (краев, областей и др.). А такие суды по первой инстанции рассматривают не так уж много дел.

Статья в тему:  Заявление о том что не могу присутствовать на суде

Конечно же, в связи с созданием новых апелляционных судов и тут есть свои нюансы, и не всегда положительные: например, в связи с территориальной удаленностью таких судов от первых инстанций. Но основная масса дел, могущая, не дай Бог, коснуться нас с вами, рассматривается мировыми судьями и районными судами. Тут с апелляцией все по-прежнему.

Другое дело — кассация. На сегодняшний день осужденный или проигравшая сторона, потерпев неудачу на апелляции, имеет право подать кассационную жалобу сначала в президиум суда республики (и приравненного к нему суда), потом, если не повезет, в соответствующую коллегию Верховного суда РФ.

А не повезет жалобщику почти наверняка — только ни до какого президиума и коллегии Верховного суда РФ он не дойдет. Дело вот в чем: кассационные жалобы для начала проходят этап фильтрации. Специальный судья в соответствующем суде, не вызывая участников процесса и не представляясь им, решает вопрос о том, достойна ли жалоба быть принятой на кассацию. Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство жалоб поступает «в корзину».

«Основания к отмене судебного постановления по кассации в законе прописаны очень абстрактно, — рассказал Туманов. — Это должны быть некие „существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможна действительная защита прав и интересов“… Получается, что судья, не опираясь на четко прописанные в законе основания, сам оценивает, является ли нарушение существенным. Иной раз и ученому правоведу нарушение представляется существенным, а судья говорит: нет! Поэтому, если проиграна апелляционная инстанция, шансы на выигрыш в кассации ничтожны».

Что же меняется теперь? Функция кассации изымается из областных судов и передается вот как раз в эти девять новых кассационных судов. И этапа фильтрации там не будет: жалобы станут рассматриваться коллегиально (в Верховном суде РФ, правда, этап фильтрации остается).

Статья в тему:  Когда суд выносит определение а когда решение

Всего девять судов на всю РФ. Их «зоны ответственности» не совпадают с границами субъектов Федерации, создается ощущение независимости от региональных властей. И в этих новых стенах, где кассация станет главным занятием, по идее законодателя, подход к ней должен стать более обстоятельным.

Пока что разница между апелляцией и кассацией очень велика. «Когда речь идет об апелляции, там наиболее широкий спектр оснований для поверки и возможной отмены или изменения не вступивших в законную силу постановлений. Суд апелляционной инстанции, по сути, проверяет судебное решение путем нового рассмотрения дела, — рассказал эксперт. — А вот в кассационном производстве речь идет о проверке только законности уже вступивших в силу постановлений». Вопросами фактов кассационный суд уже не занимается. А теперь (в гражданском процессе и в административном судопроизводстве) в определенной мере — будет. По новому закону одним из оснований к отмене или изменению постановления может являться то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам. Это несомненный плюс, поскольку в действительности не может быть правильным и законным необоснованное решение.

Основания же для отмены или изменения судебного постановления в связи с нарушением закона, преимущественно в гражданском процессе и в меньшей степени в административном судопроизводстве, приближаются к апелляционным, которые и ранее были определены довольно четко и конкретно. Но в данном случае речь идет только о первой кассации!

«Однако, по непонятным причинам, — продолжил правовед, — в уголовном процессе в качестве основания к отмене или изменению судебного акта (даже в первой кассации) указано только абстрактное „существенное нарушение законности“, что как следует из сказанного ранее, правильным не является».

Существенным недостатком новой системы Дмитрий Туманов считает то, что кассационных судов общей юрисдикции очень мало, и они могут не справиться с объемом поступающих жалоб, что скажется на качестве пересмотра. Кроме того, теперь на кассацию многим жалобщикам и представителям осужденных придется далеко ехать. Особенно в азиатской части РФ.

В Москве-то все равно, все инстанции будут в одном городе. Но если дело происходит на Камчатке, то первая кассационная инстанция — Девятый кассационный суд, Владивосток. Тоже Дальний Восток, но расстояние в пару тысяч километров. И выступать там представителем жалобщика по соглашению, даже по гражданским делам, сможет только профессиональный юрист, которого надо нанять и оплатить ему дорогу. Затраты могут быть очень велики, и это может существенно демотивировать заинтересованных лиц в вопросах обжалования.

Статья в тему:  Когда арбитражный суд по банку клиентскому

Уповать же на то, что ездить в кассацию не обязательно, поскольку она сама разберется с убедительностью доводов жалобы, вряд ли стоит. Свою позицию многие люди могут куда лучше донести до суда лично и устно, чем на бумаге. Рассчитывать на участие в кассационном суде посредством видеоконференцсвязи тоже вряд ли стоит, ее не так просто обеспечить.

Не исключено, что однажды, с целью решения территориальной проблемы, в отдаленных от кассационных судов местах будут созданы их судебные присутствия, но когда это будет — неизвестно.

(Кстати, нелегко придется и людям, соприкоснувшимся с военной юстицией: военный апелляционный суд расположится в подмосковной Власихе, а кассационный — в Новосибирске).

Указанные недостатки нового порядка кассационного производства, по мнению Туманова, перевешивают его достоинства. «Законодатель, с одной стороны, устраняя фильтрацию из первой кассации и как бы обеспечивая ее доступность с точки зрения реального рассмотрения жалобы в судебном заседании коллегией судей, с другой стороны, из-за возможной удаленности кассационных судов и невозможности участия в кассации в гражданском процессе и административном судопроизводстве через любого свободно выбранного представителя, создает существенные и порой непреодолимые для простого человека сложности в доступе к ней», — считает правовед.

Определенный скепсис в отношении новшества высказал адвокат, доцент РАНХиГС Андрей Гольцов. «Если говорить о настоящей судебной реформе, которая изменила бы отношение к самой судебной системе и ее практике, то нужно было бы реформировать именно суды первой инстанции и, прежде всего, региональные, — подчеркнул он. — Под их юрисдикцией находятся все районные суды и все мировые судьи данного региона. Установки районным судам и мировым судьям задает не Верховный Суд РФ, а именно региональные суды».

Статья в тему:  Что такое неделя о страшном суде

Региональные — то есть областные, республиканские, краевые и т. д. Их юрисдикция охватывает территорию всего субъекта РФ, что приводит к «естественному процессу сращивания судебной власти с региональной исполнительной».

«Изначально идея судебной реформы была в том, чтобы реформировать организацию именно региональных судов. Разбить их связь с местной властью — к примеру, создать судебные округа. Чтобы судебный округ не совпадал с административно-территориальным делением, — рассказал Гольцов. — А реформа пошла по другому пути: она оставляет систему судов общей юрисдикции прежней. Только между региональными судами и Верховным судом РФ появляются две промежуточные инстанции. Полезный эффект здесь тоже присутствует, но больше косметического плана».

Что же касается оживления кассационного процесса по примеру апелляции, то здесь эксперт напомнил, что в реальности и апелляция-то чаще всего сводится к письменной форме.

«По правилам апелляционной инстанции, я вправе устно изложить свою позицию, вновь исследовать имеющиеся в деле доказательства, представить дополнительные доказательства, — отметил эксперт. — А что на самом деле? В судебном заседании, если я начинаю излагать позицию, меня тут же останавливают. Говоря: „А зачем? Мы ведь жалобу прочли“. Я говорю: „А давайте тогда исследуем доказательства“. Они говорят: „А зачем? Мы же дело-то изучили“. И вся эта процедура превращается в пятиминутку, если не считать время, затраченное на обрядность (разъяснение прав, заслушивание доклада судьи, ожидание судебного решения)».

Из данного правила бывают исключения: случается, что некоторые обстоятельства вызывают интерес у апелляционных судей, тогда они и свидетелей могут передопросить, и экспертизу новую назначить. Но это бывает довольно редко. В целом же, по оценке адвоката Гольцова, «нагромождение судов общей юрисдикции в стране будет просто колоссальным».

В России начинают действовать 14 окружных судов общей юрисдикции

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Новые окружные суды — девять кассационных и пять апелляционных — начинают работать в России в соответствии с реформой судоустройства. Таким образом, суды общей юрисдикции полностью переходят на четырехступенчатую систему — для каждой инстанции будет действовать свой суд, по аналогичной модели 15 лет функционируют арбитражные суды.

Статья в тему:  Что нельзя проносить в здание суда

Апелляционные суды будут рассматривать жалобы на решения судов областного уровня, не вступившие в силу. Кассационные суды наделены полномочиями по рассмотрению кассационных жалоб на вступившие в силу судебные постановления нижестоящих судов.

Новые кассационные и апелляционные суды образованы по экстерриториальному принципу.

Кассационные округа

Кассационные суды станут третьей инстанцией для решений районных судов и мировых судей. Ранее эти кассационные жалобы рассматривались президиумами областных, краевых и республиканских судов.

Новые инстанции заработают в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке. Каждый из девяти кассационных судов будет охватывать от семи до 13 регионов (например, суд в Саратове — 13 регионов, в Кемерове — 12, в Пятигорске и Челябинске — по семь).

При этом кассационные округа не будут совпадать с федеральными. Например, для Новосибирской и Иркутской областей кассация будет подаваться в Кемерове, для Московской и Курской областей — в Саратове.

С созданием кассационных судов в России вводится институт сплошной кассации, когда правильно оформленная кассационная жалоба должна быть рассмотрена по существу без какого-либо предварительного отбора и без рассмотрения судами обоснованности самой подачи жалобы. Как ожидается, уровень кассационного рассмотрения серьезно вырастет — по данным Верховного суда, в 2018 году областные суды рассмотрели лишь 10% (85 тыс.) кассационных жалоб по уголовным делам, 5% (135 тыс.) — жалоб по гражданским и 4% (12 тыс.) — по административным делам.

Самыми крупными кассационными станут суды в Самаре (штатная численность 113 судей) и Саратове (103 судьи), самыми небольшими — суды во Владивостоке и Пятигорске (со штатной численностью 44 и 27 судей). Всего предварительный штат новых кассационных инстанций составит 723 судьи. Как ранее сообщил глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, помимо председателей судов президент РФ назначил на должности в новых судах 466 судей (65% от штатной численности).

Жалобы на решения районных и мировых судей смогут доходить и до Верховного суда России, но лишь в порядке выборочной кассации — после принятия судьей решения о необходимости передачи дела на рассмотрение (и лишь после прохождения кассационного суда).

Статья в тему:  Нужен ли ордер в арбитражный суд

Апелляционные округа

Кроме того, приступают к работе пять апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске), куда можно подать апелляцию на решения по делам, рассмотренным в первой инстанции высшими судами регионов (республиканскими, краевыми, областными и приравненными к ним). Ранее апелляции на эти решения подавались в Верховный суд РФ.

Для них третьей (кассационной) инстанцией станет Верховный суд РФ, куда можно будет подавать жалобы в порядке сплошной кассации (жалобы на промежуточные будут рассматривать кассационные суды). В апелляционных судах будет по 36-37 судей (60% судей уже назначены).

Начало работы

По закону о создании надрегиональных судов они начинают работу с момента, когда в каждом из них будет назначено не менее 60% судей, но не позднее 1 октября. Но пока для судов, которые только сформировали свои составы и переехали в новые здания начнется фактически организационный период. Кассационные суды начнут рассматривать дела, решения по которым вступили в силу лишь с 1 октября, апелляционые — жалобы, поступившие после 1 октября. Вступившие в силу решения судов или уже обжалованные до 1 октября решения областных судов будут рассмотрены по прежнему порядку.

Перспектива новых судов

Верховный суд России будет анализировать работу новых судов, оперативно получая информацию об их работе. Об этом ранее сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Окружные инстанции, по его оценке, дадут больше гарантий правосудию и объективности рассмотрения дел. При этом он не исключил, что практика работы новых судов может выявить вопросы и проблемы, которые пока невозможно представить и не исключил, что практика может привести к инициированию более совершенных механизмов работы окружных судов.

Председателями новых апелляционных судов стали четверо бывших глав региональных судов (Тульской, Ленинградской областей, Ставропольского края и Республики Алтай) и бывший судья Верховного суда РФ, главами новых кассационных судов — семь бывших председателей региональных судов (Подмосковья, Волгоградской, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской областей, Приморского края и Башкирии) и двое бывших председателей арбитражных судов — Северо-Кавказского округа и Самарской области.

Источники:

http://jurkom74.ru/ucheba/apellyatsionniy-sud-obschey-iurisdiktsii-sostav-polnomochiya

http://duma.gov.ru/news/27634/

http://www.rosbalt.ru/moscow/2019/09/18/1802882.html

http://tass.ru/obschestvo/6947138

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector