0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проходит суд в германии

Содержание

Суд в системе правосудия Германии

В специальном разделе Основного закона ФРГ, посвященном принципам организации судов и деятельности судей, отводится значительное место вопросам правосудия и юридическим правам граждан.

Конституция ФРГ провозглашает равенство перед законом всех лиц, постоянно проживающих в Германии, закрепляет за ними право на судебную защиту своих прав, в том числе и от произвола государственных властей, защищает их интересы в отношениях с органами судебной власти, дает право каждому быть выслушанным в суде, провозглашает презумпцию невиновности, принцип независимости судов и судей и подчинения их только закону, а также ряд других правил.

В этой публикации:

  1. Судья
  2. Судебная система ФРГ
  3. Суды, специализирующиеся на различных областях права
  4. Участковые и земельные суды
  5. Особенность рассмотрения уголовных дел
  6. Суды, специализирующиеся на различных областях права
  7. Судебные пошлины

Судья (Richter)

Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.

Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.

Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.

Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии. Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.

Судебная система ФРГ

Гарантом соблюдения права является и многоуровневая иерархия независимых судов.

Судебная система Германии организована по отраслевому принципу. Суды подразделяются на суды общей юрисдикции и суды, специализирующиеся в различных областях права.

Статья в тему:  Когда суд над текаши

Сфера деятельности судов общей юрисдикции делится на:

  • гражданскую (Zivilrecht);
  • уголовную (Strafrecht).

В зависимости от юрисдикции варьируется состав судов и детали судопроизводства.

В системе общих судов существуют четыре инстанции (уровня):

  1. Участковый (районный) суд (Amtsgericht);
  2. Земельный суд (Landgericht);
  3. Верховный земельный суд (Oberlandesgericht);
  4. Федеральная судебная палата как высшая инстанция – (Bundesgerichtshof).

Дела рассматриваемые в участковых судах

Подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел рассматриваются в участковых судах. По гражданским делам участковый суд рассматривает все имущественные споры на сумму до четырех тысяч евро. На этом уровне решение принимается одним судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельном суде.

Дела рассматриваемые в земельных судах

Если сумма иска более четырех тысяч евро, то для таких гражданских дел первой инстанцией служит уже земельный суд. В простых случаях решение там принимается одним судьей, в более сложных случаях – коллегией из нескольких судей. В гражданских судах работают только профессиональные судьи.

Исковые заявления подаются в районный суд (Amtsgericht), как правило, по месту проживания истца. Есть исключения. Например, исковое заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка может подаваться в суд по месту проживания ребенка.

Особенность рассмотрения уголовных дел

Основанием для уголовного судопроизводства в Германии являются Конституция ФРГ и Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (УПК), принятый в 1877 г. и претерпевший за прошедшее время многочисленные изменения.

Назначение уголовного судопроизводства состоит, с одной стороны, в защите прав и законных интересов потерпевших, а с другой – в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Положения уголовного законодательства и УПК действуют в первую очередь в отношении лиц старше 21 года. Для людей в возрасте от 14 до 21 года действует особое судопроизводство.

Дети до 14 лет вообще не могут преследоваться в уголовно-правовом отношении!

В особое производство выделены уголовные дела с участием несовершеннолетних от 14 до 18 лет и от 18 до 21 года. Такие дела рассматривают специально подготовленные судьи, здесь применяются совсем другие правила и меры, по характеру больше воспитательно-исправительные, чем карающие. «Тюрьма портит человека» – этот гуманный принцип немецкой судебной системы дает свои положительные результаты в работе с молодежью.

Участниками уголовного судопроизводства являются:

  • суд, который вершит правосудие и делает вывод o виновности или невиновности подозреваемого;
  • защита, задачей которой является деятельность по опровержению инкриминируемого преступления;
  • обвинение, направленное на изобличение подозреваемого в совершении преступления;
  • свидетели, понятые, эксперты.

В судах по уголовным делам наряду с профессиональными судьями участвуют также заседатели-непрофессионалы (die ehrenamtlichen Richter – Schöffen).

Например, в участковых судах дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание от двух до четырех лет лишения свободы, рассматриваются одним профессиональным судьей и двумя заседателями. Чем сложнее дело и выше судебная инстанция, тем больше профессиональных судей принимают участие в судебном заседании.

Суды, специализирующиеся на различных областях права

Кроме судов общей юрисдикции существуют суды, специализирующиеся на различных областях права:

  • трудовые;
  • социальные;
  • семейные;
  • административные;
  • финансовые;
  • дисциплинарные;
  • конституционные;
  • и др.

Трудовые суды

Суды по трудовым спорам (Arbeitsgericht) рассматривают широкий спектр проблем по нарушению трудового законодательства, в том числе различные споры между профсоюзами и союзами работодателей, между работниками и работодателями (забастовки, размеры заработной платы, проблемы, связанные с увольнениями, возмещением материального ущерба и т.д.).

Социальный суд

Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них бесплатно.

Статья в тему:  Предписание суда что это

Досудебное урегулирование социальных споров

Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.

Семейный суд

Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.

К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.

Все семейные конфликты можно условно подразделить на:

семейные споры между (бывшими) супругами;
семейные споры между детьми и родителями;
семейные споры между остальными членами семьи.

Различные споры одной семьи рассматриваются одним и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью и ее проблемы.

В суд по семейным делам Германии подаются такие иски и апелляции, как:

  • иск на развод;
  • иск на алименты на супруга, на детей, родителей и т.д.;
  • финансовый и имущественный иск;
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск о праве на посещение детей, внуков;
  • иск об установлении места жительства ребенка;
  • иск о разрешении на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу;
  • иск об опеке;
  • иск об установлении (оспаривании) отцовства или материнства;
  • иск о возвращении похищенного ребенка;
  • иск о прекращении насилия в семье;
  • иск о лишении (восстановлении) родительских прав;
  • иск об усыновлении (удочерении);
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск об изменении имени и т.п.

По каждому из оснований подается отдельный иск, но все они собираются в одно судебное дело и рассматриваются одним и тем же судьей в семейном суде.

Суд по семейным делам Германии отличается от других судов Германии по характеру ведения процесса:

  • в семейном суде судебный процесс ведется, как правило, при закрытых дверях;
  • запрещается обнародовать любую информацию из зала суда без специального разрешения семейного суда;
  • без личного присутствия обеих сторон конфликта и их адвокатов суд по семейным делам не вправе заслушивать свидетелей или принимать какие-либо решения;
  • в семейном суде при необходимости принимаются письменные показания свидетелей и без их личного присутствия;
  • в семейном суде при необходимости заслушиваются свидетельские показания несовершеннолетних и без присутствия их законных представителей;
  • семейный суд в целях защиты несовершеннолетнего может прекратить дачу им свидетельских показаний и (или) его допрос противной стороной, если по мнению суда это может нанести ему вред;
  • в семейном суде при необходимости может использоваться материал, полученный с нарушением статьи закона о неприкосновенности частной жизни;
  • при подаче апелляции на определенное решение семейного суда апеллирующей стороне разрешается приводить новые доводы или доказательства и пр.

Таковы основные отличия в судопроизводстве семейных судов от обычных судов Германии.

Федеральный суд

Как правило, стороны судебного процесса могут обжаловать решение суда. Законодательство Германии ограничивает такое право. Обжалование решений суда о недопущении апелляций в Федеральном верховном суде возможны только при определенной сумме спора.

Судебные пошлины

За подачу иска в семейный суд Германии, как правило, взимается государственная пошлина. Закон, однако, предусматривает ряд случаев, когда истец по некоторым искам освобождается от уплаты пошлины. Истец, находящийся в тяжелом материальном положении, может быть при определенных обстоятельствах также освобожден от ее оплаты.

Статья в тему:  Можно ли подать в суд без досудебной претензии

При возникновении вопросов, потребности в консультациях, необходимости подачи исков и апелляций по гражданским трудовым, семейным и другим делам или уголовным делам – обращайтесь в Коллегию адвокатов Кримханд

Судебная система Германии

Судебная власть в Германии осуществляется посредством

Федеральный конституционный суд выполняет функцию конституционного суда на уровне федерации. Также существуют конституционные суды земель .

Ключевую роль в конституционном судопроизводстве Германии играют конституционные жалобы ( Verfassungsbeschwerde ), на которые приходится большинство обращений. Кроме того, конституционные суды Германии принимают решения по вопросам:

– соответствия нормы закона конституции ( Normenkontrollverfahren ),

– проверки правильности результатов выборов (Wahlprüfungen),

– запрещения деятельности политических партии (Parteienverbote),

– споров между органами власти (Organstreitverfahren),

– споров между федерацией и землями либо между несколькими землями (в случае наличия спора конституционно-правового характера).

Общая юрисдикция

Суды общей юрисдикции в Германии компетентны рассматривать уголовные и гражданские споры. Также к обычному судопроизводству относятся споры с так называемой добровольной юрисдикцией (freiwillige Gerichtsbarkeit) . В таком случае защита права и ход судебного процесса не регулируется Гражданским процессуальным кодексом Германии.

Суды общей юрисдикции представляют собой четырехзвенную структуру, которая состоит из

– Верховного федерального суда,

– верховных судов земель,

– окружных судов,

– участковых судов.

К судам общей юрисдикции также относится Федеральный патентный суд , решения которого оспариваются в Верховном федеральном суде.

Административные суды

Административным судам Германии подведомственны публично-правовые споры, не имеющие конституционно-правового характера (§ 40, абз. 1, предл. 1 VwGO). При этом разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, социальными судами и административными часто довольно затруднительно и носит спорный характер.

Административное судопроизводство Германии включает в себя следующие суды:

– Федеральный административный суд,

– высшие административные суды земли,

– административные суды.

Суды по трудовым спорам

К компетенции судов по трудовым спорам относятся вопросы, связанные с трудовыми

отношениями, споры между сторонами коллективного договора, а также споры, вытекающие из положения о предприятии.

Суды по трудовым спорам включают в себя

– Федеральный суд по трудовым делам,

– суды земли по трудовым делам

– суды по трудовым делам.

Социальные суды

Социальные суды Германии разрешают споры, возникающие в области социального права.

Социальные суды состоят из

– Федерального социального суда,

– социальных судов земель,

– социальных судов.

Финансовые суды

Финансовые суды Германии разрешают публично-правовые споры в области налогообложения и сборов, а именно споры, касающиеся федеральных и региональных налогов, таможенных пошлин.

Определяем орган для разрешения споров с контрагентами из ФРГ

Юлия Викторовна Ошмян,
адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»

Камаль Викторович Терехов,
юрист судебной практики адвокатского бюро «РЕВЕРА»

В последние несколько лет наблюдается увеличение интереса немецких, австрийских и швейцарских компаний к Республике Беларусь как в коммерческой, так и инвестиционной сфере.

При работе с контрагентами из ФРГ белорусские компании, как правило, изучают вопросы налогового регулирования, оформления документов, открытия и ведения бизнеса и т.д. Однако часто обходят вниманием вопросы разрешения споров и последующего исполнения решений судов на территории ФРГ или Республики Беларусь. Вместе с тем от судебных рисков никто не застрахован. А от грамотного составления условий контракта о разрешении споров часто зависит возможность возврата денег.

При заключении контракта рекомендуем продумать:

— где будет рассматриваться спор;

— будет ли истец иметь возможность применить меры обеспечения (к примеру, арест счетов или имущества ответчика);

— можно ли будет исполнить такое решение.

Во многом ситуация осложняется отсутствием между Республикой Беларусь и ФРГ договора о правовой помощи, который регулировал бы указанные вопросы.

Статья в тему:  В какой суд подается заявление о защите чести и достоинства

Наиболее часто в контрактах с контрагентами из ФРГ предусматривается один из следующих вариантов (в случае если стороны не согласовали орган рассмотрения спора, его должен рассматривать суд по месту нахождения ответчика):

1) рассмотрение спора в государственном суде ФРГ;

2) рассмотрение спора в государственном суде республики Беларусь;

3) рассмотрение спора в арбитраже.

1. Рассмотрение спора в государственном суде ФРГ

Белорусская компания может согласиться на передачу споров с немецким контрагентом на рассмотрение в государственный суд ФРГ. Однако в таком случае придется столкнуться со следующими особенностями.

Во-первых, это специфическая судебная система. В ФРГ она состоит из судов общей юрисдикции (ordentlichen Gerichtsbarkeit) и специализированных судов: административных, финансовых, трудовых, социальных. Кроме того, существуют конституционные суды. Гражданско-правовые споры рассматриваются в рамках системы судов общей юрисдикции, которая состоит из 4 звеньев: федерального суда (Bundesgerichtshofs), высших земельных судов (Oberlandesgericht), земельных судов (Landgericht) и местных (участковых) (Amtsgericht).

При этом споры могут проходить 3 инстанции:

— первую. Если цена иска свыше 5000 евро, спор рассматривает земельный суд, если до 5000 евро — участковый;

— апелляционную. Если цена иска свыше 5000 евро, спор рассматривает высший земельный суд, если менее 5000 евро — земельный;

— ревизионную (кассационную). Спор рассматривается в федеральном суде вне зависимости от цены иска. При этом федеральный суд проверяет только правовую оценку, данную нижестоящими судами по установленным фактическим обстоятельствам.

Во-вторых, сроки рассмотрения споров. В ФРГ они значительно длиннее, чем в Республике Беларусь. Так, в среднем гражданско-правовой спор в первой инстанции может рассматриваться около 390 дней, сложное коммерческое дело — 1,5-3 года. В апелляционной инстанции спор рассматривается не менее года, в ревизионной (кассационной) — 2 года.

В-третьих, специфический механизм расчета госпошлины. В ФРГ ее размер зависит от специфики спора и органа, который его рассматривает, и в целом несколько выше, чем в белорусских экономических судах. Кроме того, в ФРГ ставка госпошлины за рассмотрение спора в апелляции и кассации имеет повышающий коэффициент. К размеру госпошлины привязан размер расходов, взыскиваемых на оплату услуг юридических представителей.

В-четвертых, порядок рассмотрения спора. Даже если применимое материальное право к контракту — белорусское, государственный суд ФРГ будет рассматривать дело на государственном языке (немецком) и по правилам своего процессуального права.

Процедура рассмотрения спора имеет 3 стадии:

1) принятие иска;

2) подготовительную стадию;

3) судебное разбирательство.

Как и в Республике Беларусь, может иметь место подготовительное судебное заседание, на котором обсуждается необходимость представления сторонами доказательств и планируется рассмотрение дела. Однако есть и отличия:

— до начала судебного разбирательства судья может разделить дело на юрисдикционную часть (определение возможности рассмотрения спора) и материальную (непосредственное рассмотрение);

— в рамках подготовительной стадии по сложным делам возможен дополнительный обмен процессуальными позициями сторон;

— отношение к срокам представления документов и доказательств более жесткое — процессуальные документы и позиции следует направить заранее;

— если стороны договорятся, спор может рассматриваться исключительно на основании письменных позиций, без проведения заседания.

В-пятых, досудебное применение мер обеспечения. Процессуальное законодательство ФРГ в некоторых случаях допускает их применение до подачи иска. Решение суд может принять в день получения заявления, без предварительного извещения будущего ответчика и без устных слушаний.

Суд прибегает к таким мерам, когда существует объективный риск последующего неисполнения решения или когда необходимо в кратчайшие сроки обеспечить защиту интересов истца. К примеру, ответчик находится за пределами ФРГ и может вывезти туда имущество.

Статья в тему:  Когда юристам запретят участвовать в судах

Однако в праве ФРГ существует возможность защиты ответчика от подобного рода мер. Он вправе направить в суд, в который контрагент может подать иск, специальное письмо с просьбой не применять обеспечительные меры без извещения.

В случае применения досудебных мер обеспечения ответчику будет сложно добиться их отмены.

В-шестых, исполнение решений в ФРГ платное. Исполнением занимаются специальные должностные лица. И взыскатели оплачивают их деятельность. Например, подача заявления стоит 20 евро.

Таким образом, судебная система в ФРГ достаточно специфическая и потребует значительных временных и денежных расходов.

Рекомендуем выбирать рассмотрение спора в государственном суде ФРГ только в том случае, если есть возможность обеспечить компетентное представительство своих интересов с привлечением локальных консультантов и юристов.

2. Рассмотрение спора в государственном суде Республики Беларусь

На практике нередко приходится сталкиваться с ошибочным мнением, что белорусский экономический суд — это всегда наилучший вариант для рассмотрения любого внешнеэкономического спора. Но в случае с ФРГ такая ошибка может обернуться проблемой, связанной с невозможностью признания и исполнения судебного решения. Причина — отсутствие между нашими странами двустороннего договора об этом. Аналогичная ситуация может сложиться и в отношении исполнения решения государственного суда ФРГ на территории Республики Беларусь.

Право ФРГ предъявляет ряд требований к иностранным решениям. И немецкий суд может отказать в признании белорусского решения, если сторона докажет отсутствие взаимности признания немецких решений в Республике Беларусь.

В письме ВХС от 20.11.2006 N 03-38/2201 выражается готовность признавать в пределах своей компетенции решения судов ФРГ. Таким образом, ссылка на это письмо может рассматриваться как обоснование наличия взаимности признания судебных решений по экономическим спорам между Республикой Беларусь и ФРГ. Однако сведений, что в нашей стране есть положительная практика признания решений немецких судов, в открытом доступе нет. Это может считаться свидетельством отсутствия принципа взаимности.

Рекомендуем определять рассмотрение споров в Республике Беларусь только в том случае, если у немецкого контрагента в нашей стране или в странах СНГ есть имущество, на которое в последующем можно обратить взыскание.

3. Рассмотрение спора в арбитраже

ФРГ и Республика Беларусь являются участницами Конвенции ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» от 10.06.1958. Поэтому признают иностранные арбитражные решения.

Кроме того, диспозитивность процессуальных норм арбитража позволяет решить ряд проблем. Среди них:

— язык разбирательства — спор может рассматриваться на любом языке, определенном сторонами;

— место проведения заседаний — стороны вправе определить его самостоятельно;

— выбор арбитров — стороны могут выбрать арбитров со специальными отраслевыми знаниями или со знанием определенного языка;

— более простой порядок рассмотрения споров — в соответствии с правилами (регламентом), избранными сторонами;

— представительство на заседаниях — в арбитраже дело может вести любое лицо с надлежаще оформленными полномочиями, например внутренний юрист или белорусский адвокат.

В Республике Беларусь существует два международных арбитражных суда:

— Международный арбитражный суд при БелТПП;

— Палата арбитров при Союзе юристов.

Внешнеэкономические споры могут также рассматривать третейские суды и Арбитражная комиссия ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (только споры, связанные с биржевыми сделками).

В ФРГ достаточно много арбитражных судов. Наиболее известный — Немецкий арбитражный институт (DIS). В Австрии действует Венский международный арбитражный центр (VIAC), в Швейцарии — Арбитражный институт Швейцарских палат (SCAI).

По сравнению с процессом в государственных судах ФРГ арбитраж будет более быстрым — обычно срок рассмотрения составляет около года. Пересмотр по существу арбитражных решений не допускается.

Вместе с тем расходы будут больше, чем в государственных судах, в зависимости от конкретного арбитражного суда. Например, в Международном арбитражном суде при БелТПП арбитражные расходы с ценой иска 500 000 евро и участием 3 арбитров составят около 16 000 евро, в австрийском VIAC с ценой иска около 60 000 евро — 70 000 евро.

Статья в тему:  Зачем привлекают в суд таких участников как

Кроме того, в арбитраже есть проблемы с применением мер обеспечения иска. Арбитры не обладают правом на их принудительное применение — в таком случае приходится отдельно обращаться в государственный суд.

С учетом положений вышеупомянутой Конвенции по спору, рассмотренному, к примеру, в Международном арбитражном суде при БелТПП, его решение могут признать в ФРГ в рамках процедуры признания и исполнения решений в соответствующем высшем земельном суде. В таком случае суд не пересматривает дело, а только проверяет процессуальные аспекты — уведомление ответчика о проведении заседания и т.д.

Решение немецкого арбитражного суда на территории Республики Беларусь может признать экономический суд по результатам аналогичной процедуры.

В мировой практике в целях обеспечения независимости часто стороны в договоре указывают арбитражный суд какой-либо третьей страны.

4. Иные способы урегулирования споров

В некоторых случаях стороны могут использовать иные способы урегулирования споров, к примеру медиацию. Однако следует учитывать, что медиативное соглашение, подписанное в Республике Беларусь, в ФРГ принудительно исполнить не получится.

В соответствии с нормами законодательства требования к иностранным субъектам хозяйствования (например, резидентам ФРГ, Австрии, Швейцарии) не могут рассматриваться в порядке приказного производства и по ним не совершается исполнительная надпись нотариуса. Вместе с тем в Республике Беларусь в отношении белорусских резидентов иностранный субъект может обратиться за исполнительной надписью или возбудить приказное производство.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуем внимательно подходить к выбору органа рассмотрения спора. Ошибка может стоить очень дорого: есть риск потерять время и деньги на рассмотрение спора или получить фактически неисполнимое судебное решение.

За исключением отдельных ситуаций, в контрактах с резидентами ФРГ целесообразно предусматривать компетенцию международного арбитражного суда в Республике Беларусь либо в пограничных странах (к примеру, в Литовской Республике или в Российской Федерации). Это позволит сохранить паритет в отношениях между сторонами по договору и обеспечит реальную возможность признания и исполнения вынесенного решения.

Современная судебная система Германии

Каждое государство прошло ряд этапов в своем развитии, естественным результатом которых стало формирование эффективных систем управления. В зависимости от того, какой путь прошло государство, таков и практический опыт, применяемый в указанных системах. В первую очередь он влияет на судебную систему. Примечательно, что во многих европейских странах она имеет множество схожих черт. Особенно это заметно, когда мы говорим о судебных системах Франции и Германии, которые получили свою базу от древних римлян. А те, в свою очередь, переняли многие черты у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти. Сегодня темой нашей статьи будет современная судебная система Германии. Мы расскажем о том, как действуют суды в этом государстве и что именно повлияло на их формирование, приведя к определенному виду.

Факторы, повлиявшие на создание судебной системы

Многие ученые считают, что история судебной системы Германии началась еще в Древней Греции. Именно в этом государстве впервые назрела потребность разделения власти на несколько независимых, но связанных между собой ветвей. Стоит учитывать, что данный процесс начался не по воле управляющей верхушки, а был инициирован народом. Именно эллины начали формировать основы правовых норм, которые в дальнейшем переняли и усовершенствовали римляне.

Они, в свою очередь, ввели массу понятий. К примеру, благодаря им возникли понятия «частного и публичного права», появились третейские суды и правовая база для них. С течением времени большинство европейских государств переняли для себя именно вариант римского права, который стал прототипом гражданских кодексов. Именно таким образом формировались основы судебной системы Германии.

Статья в тему:  Как написать заявление в суд о снятии обременения

Специалисты считают, что все факторы, повлиявшие на дальнейшее развитие этой системы можно разделить на позитивные и иррациональные. Совокупность первых позволяла провести анализ имеющейся судебной системы Германии, опираясь на практический опыт. Таким образом происходило переосмысление и качественный скачок, сопровождающийся существенными изменениями в государственных институтах власти. Во многом они учитывали потребности большей части населения и были продиктованы их стремлением к изменениям.

Иррациональные факторы, в свою очередь, приводили к спаду судебной системы. В Германии, к примеру, на это влияли тоталитарные режимы и периоды революций. В этот временной интервал на институты власти оказывали серьезное давление непрогрессивные представления и сложившиеся обстоятельства. Можно сказать, что суды становились рычагом, с помощью которого власть управляла народом и навязывала свою волю.

Историки утверждают, что во время подобных спадов происходил даже отказ от уже принятых ранее принципов судоустройства и признанных достижений в области гражданского и уголовного права.

Интересно, что если провести анализ лексики судебных систем России и Германии, то можно выяснить, что обе эти структуры формировались приблизительно по одним правилам. Единственной разницей между системами можно назвать периоды спада и подъема, а также тот факт, что в России суды зачастую являлись тем фактором, который сдерживал рост демократических свобод.

Суды Германии: значение

Если говорить о судебной системе Германии кратко, то можно сказать, что ее относят к романо-германской правовой группе. Именно она принята в Европе за основу и по ней можно легко проследить развитие этой системы в разных государствах поэтапно.

Обращаясь к истории, специалисты делают вывод, что развитию судебных институтов способствовало стремление народа жить в определенном обществе в безопасности. Практически все люди тяготеют к общению, а, следовательно, в его процессе вырабатывают ряд правил, которые неукоснительно соблюдают. Любое нарушение требует тщательного разбирательства, что им могут обеспечить суды.

Можно сказать, что правовой статус судебной системы Германии был сформирован под влиянием потребности людей заявить о своих притязаниях на что-то и доказать справедливость этих требований. То есть населению требовалось вмешательство государства, чтобы доказать свои права. Отличительной особенностью судебной системы Германии является тот факт, что до сих пор эта страна занимает ведущую роль в Европе по гражданским искам. Это доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

Кто формировал судебную власть в Германии?

В данной статье о судебной системе Германии мы рассказываем максимально широко, поэтому не можем не упомянуть о том, кто именно оказал влияние на нее. Ведь то, в каком виде этот институт власти известен сегодня, произошло в процессе столетних преобразований.

В первую очередь хочется отметить, что легитимным правом на формирование судебной системы обладали правители. Поэтому они и создавали подобные институты для защиты своих интересов, прав и свобод. Правом вершить суд по статусу обладали монархи, причем этой своей привилегией они пользовались вполне успешно. Однако нельзя сказать, что судебную систему они формировали единолично. Ведь она обязательно должна включать в себя некую идеологию, которая в случае с европейскими судами была взята у церкви.

Именно отношение духовной власти к определенным аспектам жизни социума оказало непосредственное влияние на судебную систему Европы и Германии, в том числе. К тринадцатому веку благодаря церкви были разработаны основы права, которые в дальнейшем успешно использовались при рассмотрении различных исков. Причем сами священнослужители всегда принимали участие в судебных исках.

Статья в тему:  Какие статьи рассматривает районный суд

Новой ступенью можно назвать эволюцию судебной системы Германии 19-20 вв. Именно она способствовала тому, что разрозненные суды превратились в мощную государственную систему. В этот период церковь потеряла свое значение и в дальнейшем она его так и не вернула. На данном этапе государство полностью сосредоточилось на изменении существующих норм и формировало новые гражданские и уголовные нормативы. Как мы уже говорили, влияние на этот процесс оказали революции и войны. Они взяли на себя роль рычага, под давлением которого происходила «отливка» новой системы, представленной сегодня в современном варианте.

Отличительные особенности судебной системы в Германии

В ФРГ судебная ветвь власти имеет мало отличий от принятой в других европейских государствах. Но некоторые из них все же можно выделить:

  • значительное количество гражданских исков;
  • востребованность среди простых граждан;
  • формирование основных норм посредством духовенства;
  • опора на самосознание граждан, что поддерживает легитимность данного института власти;
  • централизованность;
  • широкая разветвленность и узкая направленность многих ветвей.

Современная судебная система Германии обладает всеми перечисленными чертами, но чтобы понять все ее особенности, необходимо углубиться в анализ самой структуры. Этим мы и займемся в следующих разделах стать.

Общая характеристика судебной системы

Кратко судебную систему Германии можно описать как абсолютно независимую структуру, которая, в свою очередь, подразделяется на две группы:

Примечательно, что каждая из пяти юстиций обладает собственным верховным органом, который никак не связан с другими и абсолютно независим. Список пяти основных юстиций выглядит следующим образом:

  • общая;
  • трудовая;
  • социальная;
  • финансовая;
  • административная.

Конституционный суд рассматривает только те дела, которые требуют пояснений по основным пунктам Конституции. Однако подобных исков немного, и они составляют меньшинство.

Интересно, что в Германии не существует такого понятия, как «суд присяжных», ведь судьи являются не просто вершителями судеб, но и самыми активными участниками процесса, управляющими им. О них хочется рассказать немного подробнее.

Несколько слов о судьях

В первую очередь все судьи являются профессионалами своего дела. Они имеют соответствующее профильное образование, параллельно могут являться адвокатами или оказывать юридические услуги.

Интересно, что в зависимости от сложности процесса меняется и состав судей, рассматривающих дело. Если оно изначально не представляется сложным, то обычно бывает достаточно одного человека. В таком составе рассматриваются незначительные правонарушения. Решение по такому делу принимает один судья, который имеет право вызывать свидетелей и руководить процессом по своему усмотрению.

Если рассматривать предстоит более серьезно преступление, то согласно закону, количество судей увеличивается до пяти. Однако только два из них будут профессионалами. Трое судей нанимаются на определенный срок из граждан Германии. Но не стоит забывать, что все они должны иметь соответствующее образование.

В случаях, когда судом рассматриваются земельные вопросы, участие нанятых специалистов исключается. В данных делах решение выносят только те судьи, которые изначально были приняты на данную должность. Обычно подобное назначение является пожизненным.

Конституционный суд: краткая характеристика

Описание современной судебной системы Германии необходимо начинать именно с данной структуры.

Этот орган является самым важным и относится к высшим инстанциям. В свою очередь его можно разделить на две ветви:

  • Конституционный суд земель.
  • Федеральный конституционный суд.

Все решения этих институтов власти представляю собой некий гарант правовых свобод и соблюдения Конституции всеми членами общества без исключения.

Заседает данная инстанция в городе Карлсруэ, куда и стекаются все дела, которые ранее прошли уже несколько промежуточных инстанций. Конституционный суд рассматривает только те иски, которые касаются нормативно-правовых актов. Примечательно, что каждый гражданин ФРГ имеет полное право подать иск в этот суд, чтобы удостовериться, что тот или иной закон, постановление или указ не противоречат Конституции Германии. Многие считают, что этот институт имеет очень важное значение для развития правовой системы страны. Описываемый нами суд практически обеспечивает устойчивость всей системы в целом, а потому выступает ее столпом и гарантом.

Статья в тему:  Кто может быть представителем в конституционном суде

Общая юстиция

Суды общей категории являются самыми распространенными в стране. Они рассматривают внушительный список дел:

  • уголовные;
  • гражданские;
  • семейные;
  • наследственные.

Обычно последние три категории исков не вызывают при рассмотрении серьезных проблем и длятся минимальное количество времени. Однако, несмотря на это, суды общей юстиции образуют систему из четырех ступеней. Мы перечислим их по возрастанию значимости:

  • местные;
  • региональные;
  • верховные региональные;
  • высшие федеральные.

В первых двух судах ведутся слушания по всем гражданским искам без исключения. А в случаях, когда истцы не удовлетворены вынесенным решением, они могут подать апелляцию в высшие ступени общей юстиции.

Уголовные дела в зависимости от вменяемой степени тяжести тоже рассматриваются разными судами:

  • участковые (под их юрисдикцию попадают несложные правонарушения, по которым решения выносит один судья);
  • суды земель (сюда подают апелляции);
  • высшие суды земель (высшая инстанция для подачи апелляции);
  • верховный суд.

Примечательно, что часто то, где именно будет рассматриваться дело, зависит от суммы иска и возможности примирения сторон.

Трудовая юстиция

Суды данной ветви власти помогают решить все вопросы, связанные с Трудовым кодексом. Судьи часто рассматривают дела, касающиеся компенсаций при увольнении, внутренних споров сотрудников одной компании, неправильного оформления трудовых контрактов и так далее.

Подобные суды также имеют иерархию, она состоит из трех ступеней. Стоит заметить, что исков, подпадающих под описываемую категорию, в Германии довольно много. Вопросы решаются очень просто и быстро, а апелляции подаются крайне редко.

Социальная юстиция

Система судов по социальным вопросам получила широкое распространение в стране. К основным делам, рассматриваемым данной инстанцией, можно отнести следующие:

  • общественная безопасность;
  • система здравоохранения;
  • социальные гарантии;
  • страхование частных лиц и так далее.

В социальной юстиции система имеет три ступени:

  • суд по социальным вопросам (их в стране сорок восемь);
  • суд земли по социальным вопросам;
  • федеральный суд.

Интересно, что подобные дела рассматриваются чаще всего составом из трех судей. Один из них является профессионалом, а два других – выборными.

Финансовая юстиция

Данные суды в первую очередь созданы для решения налоговых вопросов. Система имеет всего два уровня. На первом дела рассматриваются тремя судьями, на втором – коллегией из пяти человек.

К налоговым вопросам в Германии относят и иски по таможенным сборам. Они также попадают под финансовую юрисдикцию.

Административная юстиция

Суды этой категории рассматривают множество дел. К примеру, сюда попадают иски между государством и отдельными регионами, спорные дела по строительству дорог, вопросы между органами управления.

Трехступенчатая система подразумевает три судебные инстанции:

  • административные суды;
  • высшие административные суды;
  • федеральный суд.

Часто первую ступень судов можно подразделить еще на несколько категорий. Их относят к профессиональным, так как они рассматривают конкретные вопросы, связанные с узкой направленностью.

Судебная система Германии

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Статья в тему:  Суд как субъект исполнительного производства

Судьи и их состав.

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи. Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды
Конституционный суд.

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды.

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу). Это самые распространенные суды в Германии. Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды.

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Трудовые суды.

Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.

Социальные суды.

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды.

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Источники:

Судебная система Германии

http://zen.yandex.ru/media/id/5b13c14e55876b04b08e1bb8/sudebnaia-sistema-germanii-5b13c5ab714e9100a86adc90

Определяем орган для разрешения споров с контрагентами из ФРГ

http://fb.ru/article/366411/sovremennaya-sudebnaya-sistema-germanii

Судебная система Германии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector