0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как стать судьей третейского суда

Содержание

Как получить право на осуществление третейского разбирательства?

1 сентября начнется финальная стадия реформы института третейского разбирательства – вступают в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – закон об арбитраже), заменяющий действующий пока Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», и внесенные в ряд законодательных актов в связи с его принятием поправки (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ). По новым правилам третейское разбирательство будут осуществлять арбитражные учреждения, созданные при НКО, причем только при условии предоставления соответствующим организациям Правительством РФ права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Недавно были приняты и необходимые для реализации закона об арбитраже подзаконные акты:

  • Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства (утв. приказом Минюста России от 13 июля 2016 г. № 165; далее – Положение о Совете); вступает в силу с 1 сентября. Напомним, на основании рекомендации этого Совета правительство будет принимать решение о предоставлении или непредоставлении НКО права на создание арбитражного учреждения (ч. 4 ст. 44 закона об арбитраже);
  • Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. № 577); вступают в силу 1 ноября текущего года.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, каким требованиям должны соответствовать НКО и создаваемые при них арбитражные учреждения для получения права на администрирования арбитража, читайте в материале: «Новая форма третейских судов».

Рассмотрим, каким будет состав Совета, который фактически будет решать вопрос о возможности создания арбитражного учреждения при конкретном НКО, и какова процедура принятия такого решения.

Совет по совершенствованию третейского разбирательства

Согласно Положению о Совете список лиц, которым предлагается войти в его состав, определяется Минюстом России – именно при этом министерстве будет создан Совет – на основании консультаций с представителями органов власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, юридического, научного и предпринимательского сообщества.

В результате в состав Совета, в котором может быть от 20 до 40 человек, войдут лица, замещающие государственные должности, и госслужащие – они могут составлять до 1/3 всего состава – и по два представителя от общероссийских объединений предпринимателей и торгово-промышленных палат (всего четыре человека). Остальные места займут юристы, ученые и предприниматели, но не любые – как минимум половина из них должны иметь ученые степени по юридическим наукам (п. 13 Положения о Совете). Каждые три года состав Совета должен будет обновляться не менее чем на треть.

Статья в тему:  Как признать завещание недействительным в суде

Не смогут стать членами Совета учредители (участники), работники и лица, входящие в органы управления тех коммерческих организаций, при которых на момент вступления в силу закона об арбитраже существовали постоянно действующие третейские суды, а также уполномоченные лица постоянно действующих арбитражных учреждений (абз. 2-5 п. 12 Положения о Совете).

Стоит отметить, что мнение Совета будет играть решающую роль при принятии решения как о возможности создания арбитражного учреждения при конкретном НКО, так и о необходимости прекращении его деятельности. Согласно закону в случае совершения арбитражным учреждением неоднократных грубых нарушений законодательства, повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц, Минюст России вправе выдать соответствующей НКО предписание о принятии ею решения о прекращении деятельности арбитражного учреждения (ч. 3 ст. 48 закона об арбитраже). Необходимо ли вынесение такого предписания, министерство будет решать, основываясь на данной Советом рекомендации (подп. 7 п. 5 Положения о Совете).

Помимо подготовки указанных рекомендаций правительству, Совет будет рассматривать проекты нормативных актов, касающихся третейского разбирательства, участвовать в мониторинге правоприменения в этой сфере, содействовать Минюсту России в рассмотрении обращений НКО, при которых созданы арбитражные учреждения, и самих арбитражных учреждений и т. д. (п. 5 Положения о Совете).

Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения: порядок и сроки предоставления

НКО, планирующему создать постоянно действующее арбитражное учреждение, необходимо будет направить в Минюст России, помимо заявления о предоставлении соответствующего права, целый ряд документов (полный перечень содержится в приказе Минюста России от 13 июля 2016 г. № 165). В частности: свежую – полученную не ранее пяти рабочих дней до подачи заявления – выписку из ЕГРЮЛ, решение уполномоченного органа НКО о создании при организации постоянно действующего арбитражного учреждения и утвержденные правила этого учреждения. К слову, впоследствии правила постоянно действующего арбитражного учреждения нужно будет задепонировать в Минюсте России – это обязательное условие допуска к администрированию споров (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже). Порядок их депонирования уже утвержден и вступает в силу тоже с 1 сентября текущего года (Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения).

Также в министерство направляется рекомендованный список арбитров, письменные согласия граждан на включение в этот список, биографические справки со сведениями об их образовании и профессиональной деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у соответствующего числа лиц ученой степени и необходимого опыта разрешения гражданско-правовых споров (то есть соблюдение требований ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже).

Кроме того, должна быть представлена информация, позволяющая оценить репутацию НКО (требование о надлежащей репутации закреплено в п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Уточняется, что речь идет о документах, содержащих сведения об учредителях или участниках НКО, финансовых, экономических и иных показателях деятельности организации, реализуемых ею проектах и проведенных мероприятиях, оказываемой государственной поддержке.

В случае, если НКО, при которой до 1 сентября текущего года был создан третейский суд, обращается с заявлением о создании учреждения-правопреемника, она должна представить, помимо прочих документов, сведения о количестве рассмотренных учреждением-правопредшественником дел и числе вынесенных им решений, которые суд отметил или отказал по ним в выдаче исполнительного листа.

Иностранные арбитражные учреждения, которые хотят осуществлять третейское разбирательство в России, должны будут представить заявление, справку с описанием своей истории и деятельности, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иной официальный документ, подтверждающий юридический статус учреждения или организации, при которой оно создано, правила арбитража корпоративных споров (если организация планирует осуществлять арбитраж корпоративных споров). Документы подаются либо на государственном языке соответствующей страны с заверенным надлежащим образом переводом на русский, либо на русском языке.

Статья в тему:  Как найти решение апелляционного суда

В течение 10 рабочих дней с момента получения документов Совет должен будет провести их первичную проверку (п. 32 Положения о Совете). Если он установит, что документы представлены не в полном объеме или неправильно оформлены, рассмотрение приостанавливается на 25 рабочих дней. Неустранение заявителем в указанный срок оснований для приостановления влечет за собой отказ в дальнейшем рассмотрении документов. Также основанием для отказа в рассмотрении документов и их возврата заявителю является выявление в представленных документах недостоверных сведений.

Если же оснований для отказа в рассмотрении или приостановления рассмотрения документов нет, Совет в течение трех месяцев с момента их получения рассматривает документы и проводит заседание, на котором решается вопрос о том, соответствует ли заявитель и создаваемое при нем арбитражное учреждение требованиям закона об арбитраже (п. 31 Положения о Совете). Для уточнения содержащихся в документах сведений на заседание может быть приглашен представитель НКО.

В течение 10 рабочих дней с даты проведения заседания готовится основанная на его результатах рекомендация Правительству РФ о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (п. 30 Положения о Совете).

Не позднее чем через 15 рабочих дней с момента принятия указанной рекомендации Минюст России должен будет подготовить проект соответствующего распоряжения правительства (п. 3 Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения; далее – Правила). Вместе с протоколом заседания Совета и вынесенной им рекомендацией, представленными НКО документами и пояснительной запиской, в которой обосновывается принятое решение о предоставлении права или об отказе в его предоставлении, проект распоряжения направляется непосредственно в кабинет министров. Принятие соответствующего распоряжения правительства происходит по стандартным правилам (постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260).

Таким образом, роль кабинета министров фактически сводится к формальному утверждению подготовленного Минюстом России документа. Однако по решению заместителя Председателя Правительства РФ проект распоряжения и весь пакет документов может быть возвращен для повторного рассмотрения Советом (п. 8 Правил). Оно проходит по тем же правилам, что и первичное рассмотрение документов, но уже в двухмесячный срок.

Можно предположить, что в этом году вряд ли начнет действовать множество новых арбитражных учреждений, поскольку предоставлять им право на администрирование арбитража Правительство РФ будет только с 1 ноября, а на рассмотрение конкретного обращения НКО дается до трех месяцев. Так что пока третейское разбирательство будут осуществлять действующее третейские суды. Однако необходимо помнить, что и они должны будут получить правительственное разрешение на осуществление третейского разбирательства – в срок до 1 ноября 2017 года (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже).

Как стать третейским судьей?

Кто может стать третейским судьей?

  1. Гражданин страны, который имеет высшее юридическое образование;
  2. Обязательным условием является наличие медицинских документов, которые удостоверяют полную дееспособность человека;
  3. Претендент на третейского судью не должен иметь судимостей;
  4. Не должен иметь никаких сомнительных поступков, данная должность не совмещается с прошлым статусом адвоката, нотариуса или сотрудника правоохранительных органов;
  5. Обязательно наличие практического опыта в финансовой сфере экономики, причем стаж должен составлять не менее пяти лет.
Статья в тему:  Нужно ли разрешение на аудиозапись в суде

Как можно стать третейским судьей, каким параметрам нужно соответствовать?

Нужно сказать о том, что на данную должность может быть назначен только человек, который в действительности сможет обеспечить беспристрастное разрешение того или же иного спора. То есть, ни в коем случае не назначают судей, которые могут иметь косвенные или же прямые интересы в разрешении дел.

Так как нередко судья разрешает споры единолично, он должен иметь юридическое образование. При этом, чтобы получить нужный вам статус, следует пройти тестирование, которое покажет, насколько глубокими являются ваши познания и достаточно ли таких данных для работы судьей.

Если речь идет о коллегиальном споре, то высшее юридическое образование должно быть только у председателя, остальные судьи могут иметь финансовое или же неполное высшее юридическое образование.

Требования, к квалификации третейского судьи, как правило, согласовываются и нормируются исключительно участниками процесса.

Человек, с ограниченной дееспособностью или же находящийся под опекой не может быть назначен третейскими судом.

Как определяется количество третейских судей

Как мы уже сказали выше, количество судей, а также их квалификация определяется исключительно сторонами конфликта. При этом, закон указывает на то, что количество судей должно быть нечетным.

Кто возглавляет конституционный суд РФ?
Конституционный суд РФ — особый независимый орган судебной власти государства, самостоятельно осуществляющий регулирование отношений на поприще конституционного права. Каждая.

Как стать судьей в России?
Юридическая сфера развивается и актуализируется в России с каждым годом, но многие желающие занять высокое место в системе права РФ не знают, как стать судьей в.

Басманный суд что это такое?
Басманный суд что это такое? Некоторые ошибочно считают, что это отдельный подвид судебного заседания, например, как третейский суд или арбитражный. На самом деле.

Как доказать клевету в суде?
Многие люди в условиях современного аморального поведения некоторых людей сталкиваются с клеветой, которая является законным основанием для жалобы в суд. Согласно юридической.

Война за третейские суды: реинкарнация

Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта, единоросс, в конце ноября 2019 г. внес поправки в закон о промышленной политике. Позже к нему присоединились еще 27 депутатов. Поправки предусматривают создание арбитража, учредителем которого выступает госкорпорация «Ростех». Законодательный маневр позволяет госкорпорации обойти закон об арбитражах (третейских судах), согласно которому они должны получать лицензию Минюста. Прецедент уже есть: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате (ТПП) существует по закону о международном коммерческом арбитраже, лицензию Минюста ему получать не пришлось. Теоретически подобным образом могут поступить и другие крупные госкорпорации и госбанки.

В 1990–2000-е гг. предприниматели через третейские суды могли реализовать право на честное рассмотрение спора, особенно с организациями, близкими к государству. Теперь это гораздо сложнее: третейские суды стали недоступны для предпринимателей, стоимость разбирательства в них подорожала, регионы в арбитражах представлены плохо.

У суда «Ростеха» большие перспективы. Если крупная организация в контрактах с контрагентами оговаривает, что споры рассматриваются в ее собственном третейском суде, контрагентам остается только согласиться – или отказаться от контракта. У себя в суде госкорпорация сможет вести споры с контрагентами, не вынося сор из избы. Кроме того, администрировать споры – довольно прибыльное дело, и госкорпорации не придется отдавать средства другим судам. Сейчас почти все споры «Ростеха» решаются в арбитраже РСПП, но с приведением решения в исполнение бывают проблемы. Например, если у третейского судьи нет допуска к гостайне, то государственный суд может отказать в выдаче исполнительного листа. Тогда госкорпорация оказывается в ситуации, когда спор она выиграла, а деньги получить не может: надо идти в государственный суд.

Статья в тему:  Что делать если страховая подала в суд по регрессу

«Ростех» не будет первой госкорпорацией с собственным третейским судом. Российский арбитражный центр (РАЦ), возможно, связан с «Росатомом»: в 2019 г. из 262 рассмотренных им дел 194 были внутригрупповыми спорами предприятий атомной отрасли. Для таких споров в РАЦе есть упрощенная процедура и уменьшенные ставки сборов. Так что «свой арбитраж» – это тренд, просто раньше позволить себе его могли обычные корпорации, а теперь только государственные. У остальных не хватает лоббистских возможностей.

Третейские суды (арбитражи) всюду в мире – альтернатива государственным. И в России до 2017 г., по разным оценкам, работало от 398 до 1829 третейских судов. Разброс в данных объясняется тем, что третейские суды были саморегулируемыми, они лишь уведомляли государство о своем существовании. Первая оценка получена в ходе переписи третейских судов журнала «Третейский суд», вторая – из данных государственных судов.

Преимущество третейского суда перед государственным – возможность конфиденциально разрешить спор, а потом получить в государственном суде исполнительный лист (как говорят юристы, «засилить решение»). По общему праву такое решение не может быть пересмотрено государственным судом. Третейские суды могут быть и международными – один из таких вынес решение о споре между акционерами ЮКОСа и Россией.

Реформа третейских судов 2015–2017 гг. была направлена против «карманных» судов: Минюст ввел лицензирование, их количество резко сократилось, сегодня в России нет и десятка, хотя ежегодно на лицензию подавалось порядка 100 заявок. Из известных арбитражей первым пал Сибирский третейский суд (СТС): ему в предоставлении лицензии отказывали шесть раз. Председатель суда Михаил Морозов безуспешно обжаловал решения Минюста в суде. Среди оснований для отказа называлось отсутствие у суда репутации. Сотни дел, которые этот суд рассматривал ежегодно, и его успешное функционирование с 1992 г. во внимание приняты не были.

Итоги реформы положительно оценивают третейские суды, получившие разрешение работать. Сейчас рынок поделили в основном три: уже упоминавшиеся МКАС при ТПП, РАЦ и Арбитражный центр при РСПП. Заметны третейский суд по спортивным спорам и два иностранных суда (венский и гонконгский арбитражи), получившие лицензии в России.

Основные арбитражи, уцелевшие после реформы, тесно связаны с государством. По сути, на арбитражи, оставшиеся островком «вольницы 1990-х», была распространена вертикаль власти. Борясь с «карманными» третейскими судами, государство фактически создало систему «государственно-карманных» третейских судов. В процессе реформы уровень конкуренции среди арбитражей сильно сократился. Минюст отказал в лицензии арбитражам, связанным со Сбербанком, с «Ростехом», третейскому суду при Российской арбитражной ассоциации (объединяет более 100 юридических фирм). Но если СТС пытался отсудить лицензию, то «Ростех» поступил изящнее: правит законодательство.

Идеологически законопроект депутата Гетты противоречит реформе 2015–2017 гг., но Минюст к нему возражений не имеет. Нынешний министр юстиции Константин Чуйченко возглавил министерство в 2020 г., и реформа 2015 г. – не его детище. Министр более чем знаком с третейскими судами: будучи в «Газпроме» начальником юридического департамента, Чуйченко в 2000-х гг. создал его третейский суд, возглавлял его и входил в число третейских судей «Газпрома», уже будучи помощником президента. Минюст не против, значит, открывается дорога к своим арбитражам и для других госкорпораций.

Статья в тему:  Сколько раз можно обжаловать решение районного суда в кассационную инстанцию

Но третейским судам все равно будет очень трудно выжить. Российская система государственного правосудия отторгает третейские суды. Их реформу инициировал Высший арбитражный суд и лично его председатель Антон Иванов, публично выступавший за борьбу с «карманными» судами. Но с тех пор реформирован до полного исчезновения и Высший арбитражный суд, а, сняв судейскую мантию, Иванов стал противником своей же реформы.

Негативное отношение государственных судов к третейским не изменилось. В представлении российских судей правосудие должно быть только государственным. Как показывает проведенная мною серия интервью с судьями и экспертами из третейского сообщества, судьи полагают, что третейские суды помогают компаниям в мошенничестве (например, в выводе средств при банкротстве), и не понимают, зачем они вообще нужны в судебной системе. Хотя именно третейские суды могут снять часть нагрузки с государственных и дать участникам гражданского оборота возможность выбора.

Поэтому едва ли третейские суды смогут спокойно работать в существующей парадигме. Государство не будет им помогать. «Карманные» третейские суды, за которыми скрываются серьезные интересы влиятельных политических акторов, неизбежно будут появляться, но их работа подтвердит мнение российских судей, что такие суды действуют лишь в интересах тех, кто их создал.

Профессия: судья

Кто может быть судьей, чего это стоит и вообще

Ровно половина участников судебных дел считают, что суд несправедлив и судьи выносят все решения по блату.

Так думают те, кто проиграл. Победители тоже редко хвалят судей. Обычно они считают, что судьи получают огромную зарплату просто так и что разрешенное дело — заслуга не судьи, а адвокатов.

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

Теория и практика

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

И еще: судьи — это люди. Если ваш ребенок получает юридическое образование, он тоже может стать судьей. Если, например, он стал судьей и берет взятку, то он — преступник. Не какой-то абстрактный судья, а конкретно ваш ребенок. Значит, так он воспитан. И наоборот: если ваш ребенок стал судьей и не взял взятку, а вел дела аккуратно и по закону, то внезапно он стал одним из тех людей, которые делают свою работу хорошо, и им хочется гордиться.

У каждого продажного судьи есть мама и папа, которые его так воспитали.

Но отложим в сторону морально-воспитательный вопрос. Что говорит о судье закон?

Кто такие судьи

Судья — это человек, которого государство наделило правом разрешать споры между компаниями, гражданами и представителями власти. Когда возникает конфликт и стороны не могут договориться, они могут задать вопросы суду: «Кто прав?» и «Что теперь делать?».

Статья в тему:  Когда был принят закон о верховном суде рф

Судья работает на государственной должности, как, например, руководители фракций в Госдуме, федеральные министры и президент. Государственные должности созданы для исполнения функций государственных органов России. То есть судья — это представитель власти, он выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем России.

Есть две категории судей: мировые и судьи федеральных судов. Мировой судья — это судья самого первого, низового звена системы судов. Он рассматривает простые гражданские, уголовные и административные дела. Как правило, это первая ступень в карьере судьи.

Остальные дела рассматривают судьи федеральных судов. Иногда их еще называют федеральными судьями, но в законе такого понятия нет. К федеральным судам относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции и военные суды.

Решение любого суда можно обжаловать в вышестоящий суд. Высший орган судебной власти — Верховный суд РФ — последняя инстанция для пересмотра дел в России.

Как стать судьей

Чтобы стать судьей, нужно получить юридическое образование, отработать минимум пять лет по специальности, сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс.

Для вышестоящих судов требования еще выше, и попасть в них сложнее. Например, чтобы стать судьей конституционного суда, нужно иметь безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права и не менее 15 лет опыта работы по юридической специальности. Почти у всех судей конституционного суда есть ученая степень, десятки опубликованных работ, учебников и монографий.

Статистика: кто обычно становится судьей

Согласно социологическому исследованию профессии судьи, большинство судей пришли в профессию из судебных, следственных органов и прокуратуры.

Многие недовольны, что в судьи берут только своих: из секретарей или помощников судей. Но так везде: в банк часто приходят работать из другого банка, а в магазин — из другого магазина. Только работая в суде, можно узнать внутреннюю кухню и понять, чего ждать. А руководство может проверить деловые качества будущего судьи.

Средняя зарплата секретаря суда — 15 тысяч рублей до вычета налогов. Пока однокурсники нормально зарабатывают в юридических фирмах, секретарь суда за копейки пишет протоколы и успокаивает недовольных представителей. На этом этапе многие желающие сдаются.

Основные требования к кандидатам

Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия. Но есть и общие условия.

Возраст не менее 25 лет. Минимальный возраст судьи — 25 лет, а максимальный — 70.

Высшее юридическое образование. Это может быть как очная, так и заочная форма обучения, но уровень образования должен быть только «специалист» или «магистр». Диплома бакалавра недостаточно.

Опыт работы не менее 5 лет. Работать обязательно нужно в должности, которая требует высшего юридического образования. Можно быть преподавателем юридических дисциплин, юристом в консалтинговой фирме, адвокатом или нотариусом.

Дееспособность. Кандидат на должность судьи не может состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Желающие стать судьей проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Отсутствие судимости. Подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в судьи не возьмут.

Помимо основных требований кандидат должен собрать кучу документов и сдать экзамен.

Этапы отбора кандидатов на должность судьи

Квалификационный экзамен. Экзамен на должность судьи похож на экзамен в вузе. Вместо преподавателя — комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Она состоит из опытных судей и правоведов региона. Как правило, экзамен проводится раз в месяц.

В билете три вопроса по разным отраслям права, две задачи по судебной практике и письменное задание подготовить процессуальный документ, например решение или определение суда. Для кандидатов в арбитражные судьи и в суды общей юрисдикции вопросы разные.

Статья в тему:  Какой суд справедливый

Сдают не все. Например, в 2017 году в Санкт-Петербурге не сдал каждый третий претендент. Для тех, кому не повезло, следующая попытка разрешается только через полгода.

Конкурс на должность. Кроме экзамена кандидату в судьи нужно пройти конкурс на должность. Причем результаты экзамена действительны три года со дня сдачи. Это значит, что если не пройти конкурс за три года, все нужно начинать заново.

Квалификационная коллегия судей проверяет информацию о каждом кандидате и решает, кого из претендентов рекомендовать на должность судьи. По каждому претенденту коллегия направляет запросы в государственные органы — МВД , службу судебных приставов, налоговую и ФСБ . Причем органы проверяют всех членов семьи претендента на должность.

Ни у самого кандидата, ни у его близких родственников — мужа или жены, в том числе бывших, детей, матери, отца, братьев и сестер — не должно быть судимости, долгов по налогам, неоплаченных административных штрафов и сокрытого имущества. В судейском сообществе есть шутка о том, что судья должен быть сиротой. Потому что в большой семье больше шансов, что среди родственников найдутся нежелательные контакты — судимые, чиновники или неплательщики налогов.

Если все в порядке, кандидат получает заключение о даче рекомендации на должность судьи.

Мировых судей утверждает местное законодательное собрание.

После назначения судья приносит присягу и может начинать работать.

Привилегии судей

Государство предоставляет судьям достойную оплату труда, неприкосновенность и социальные гарантии. Эти преимущества не личная привилегия судей, а гарантия вынесения законных и справедливых судебных решений. А еще — плата за ту ответственность, которую они на себя берут.

Судья обязан лишить кого-то свободы, имущества, денег, общения с детьми, если этого требует закон. До 1996 года самым строгим наказанием за преступления была смертная казнь. То есть раньше судьи были вправе даже лишить кого-то жизни. Сейчас смертная казнь не назначается, хотя от этого ответственность судьи меньше не становится.

Неприкосновенность. Неприкосновенность — это защита судьи от задержания, обыска, привлечения к уголовной или административной ответственности.

Если бы судью можно было в общем порядке задержать или обыскать, судья оказался бы зависимым от органов и лиц, которые уполномочены на эти действия. В этом случае цель государства не установить личные привилегии судье, а отступить от общего порядка ради более значимых целей — вынесения законных и справедливых решений и приговоров.

Иммунитет распространяется не только на личность судьи, но и на его автомобиль, квартиру, рабочий кабинет, телефон и документы. Необоснованный арест может оказаться попыткой воздействия на судью. Поэтому государство предусмотрело особый порядок привлечения судей к ответственности.

Например, чтобы привлечь судью районного суда к уголовной ответственности, председатель Следственного комитета России должен запросить согласие квалификационной коллегии судей субъекта. В квалификационную коллегию входят представители президента, общественности и судов разных уровней. Только после согласия коллегии председатель следственного комитета может возбудить уголовное дело.

Еще судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, а в особых случаях — личную государственную охрану. Повод для предоставления охраны — опасная для жизни судьи ситуация, которая связана с профессиональной деятельностью. Например, поджог автомобиля или порча входной двери квартиры. В таких ситуациях полиция обеспечит судье охрану, а в особых случаях его могут переселить в другое место жительства, заменить документы и даже изменить внешность.

Статья в тему:  Как узнать решение суда в польше

Судьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство предоставляет квартиру. Для этого специальная комиссия проверяет жилье судьи. Если количество квадратных метров на судью и членов семьи меньше общей учетной нормы субъекта РФ , судью поставят в очередь и компенсируют расходы по найму жилья до предоставления квартиры. Например, в Санкт-Петербурге на одного жильца в квартире должно приходиться не меньше 9 квадратных метров.

Поэтому судьи обычно занимают свои должности до ухода в отставку. Например, судья федерального суда вступает в должность бессрочно до достижения предельного возраста пребывания в должности. А председатель Конституционного суда России вообще возглавляет его с 1991 года.

Отставка и ежемесячное пожизненное содержание. По собственному желанию судья может уйти с должности в любое время и будет получать пенсию на общих основаниях. Но при стаже работы судьей 20 лет и возрасте 50 лет для женщин и 55 для мужчин судья получит право на ежемесячное пожизненное содержание. Это сумма, которая выплачивается судье каждый месяц после ухода в отставку. Она не облагается налогом.

Размер пожизненного содержания меньше средней зарплаты судьи — 80% от дохода на соответствующей должности.

Мантия и молоток. Судейская мантия — символ судебной власти. Судья обязан носить мантию в течение всего рабочего дня. Еще судье полагается форма — обувь и блузка или рубашка. А вот специальный деревянный молоток, который всегда под рукой у судей в телевизоре, на самом деле в России не используется.

На первый взгляд действительно кажется, что работа судьи — это мечта каждого. Но помимо привилегий у судей много ограничений.

Ограничения и сложности работы судьей

Судья имеет обязательства по отношению к государству и обществу. Все требования, которые применяются к действующим судьям, распространяются и на судей в отставке.

Нагрузка. Работа судьи подразумевает необходимость перерабатывать большой поток дел в ограниченный промежуток времени. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц. Есть те, на кого приходится 10—20 дел в неделю, а у некоторых их больше 50. Обычно столько дел в неделю рассматривают судьи Москвы и Санкт-Петербурга.

50 дел в неделю означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Но обычно дела затягиваются, кто-то опаздывает или нужно опросить свидетелей, поэтому задержки в суде — частое явление.

Писать решения и готовиться к делам приходится после окончания рабочего дня и в выходные. Каждый день приносят новые иски, которые, по закону, нужно проверить и принять за 5 дней.

У судей официально ненормированный рабочий день. Но уйти с работы пораньше не получится — судья должен всегда быть на месте. А вот задержаться до позднего вечера или выйти в выходной — обычное дело.

Судья работает не один. В аппарат судьи входят два человека — секретарь и помощник. Секретарь направляет повестки, пишет протокол и говорит: «Прошу всех встать!» на судебном заседании. Помощник готовит проекты простых судебных документов. За тем, чтобы аппарат делал свою работу качественно и вовремя, следит судья, а в случае ошибок отвечает за них.

Судебный процесс. Все сроки, связанные с рассмотрением дела, установлены законом и контролируются председателем суда и вышестоящими судами. У каждого суда есть сайт, где можно отследить движение каждого дела и ознакомиться с результатами рассмотрения. За этим следит помощник судьи. Если очередной этап дела не будет в срок зафиксирован на сайте, появится повод для жалоб. Но и без этого причин пожаловаться на судей много. Если стороне показалось, что судья оказывает противнику больше внимания, это уже повод обвинить во взятках.

Статья в тему:  Xpr когда суд

Любая отмена решения вышестоящим судом и нарушение сроков — это брак в работе, минус в премии и в репутации судьи. Каждую неделю на совещании судей подробно разбираются все отмены и изменения решений. Иногда вышестоящие инстанции отправляют дело на новое рассмотрение в тот же суд, и все нужно начинать сначала. В профессии судьи очень жесткие дедлайны и контроль качества.

Репутация. Закон устанавливает правила поведения судьям не только в служебной деятельности, но и во внерабочее время, в том числе и после ухода в отставку. Согласно Кодексу судейской этики, судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи. Случаи безнравственного поведения судей и их детей быстро получают огласку.

Например, в 2011 году судью лишили полномочий за фотографии из соцсети. Летом 2018 года сыну судьи дали реальный срок за ДТП , несмотря на то, что все пострадавшие после получения компенсаций не имели претензий к виновнику и были согласны прекратить разбирательство. А в прошлом году двух судей арбитражного суда города Москвы задержали с поличным при получении взятки.

Запрет на свой бизнес. Во время работы и после ухода в отставку судья может заниматься только преподавательской, научной или творческой деятельностью. Например, нельзя быть юристом в коммерческой организации, предпринимателем или адвокатом. После отставки этот запрет сохраняется. Чтобы не потерять пожизненное содержание, работать можно только на госслужбе.

Третейский суд

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Статья в тему:  Заочный суд как переводится

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Источники:

http://www.garant.ru/article/864734/

http://resheniya-sudov.ru/stati/kak-stat-tretejskim-sudej-535/

http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/05/24/830953-treteiskie-sudi

http://journal.tinkoff.ru/judges/

http://pravoved.ru/journal/treteyskiy-sud/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector