0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким органом избираются председатели и судьи верховного суда рк

Содержание

Верховный суд Казахстана

Верховный Суд Республики Казахстан — является высшим судебным органом Республики Казахстан по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. [1] [2]

Его статус прописан в Конституции Казахстана (Статья 81) и в Конституционном законе О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан (Глава 3).

Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. [3]

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом (статья 75 Конституции).

Содержание

Структура и состав Верховного Суда

Верховный Суд состоит из Председателя, и судей.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.

Органами Верховного Суда являются

  1. ) надзорная коллегия гражданским делам;
  2. ) надзорная коллегия по уголовным делам;
  3. ) пленарное заседание суда.
  • При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

Председатели верховного суда Казахстана

Т.К. Айтмухаметов | М.Ф. Малахов | М.С. Нарикбаев | К.А. Мами | М.Т. Алимбеков | Б.А. Бекназаров

См. также

  • Суд биев
  • Музей истории права Республики Казахстан

Ссылки

Примечания

  1. Конституционный закон О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. Статья 17
  2. Конституция Казахстана Статья 81
  3. Республика Казахстан — Государственное устройство

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Верховный совет Франции
  • Верховный архиепископ Сиро-малабарской церкви

Полезное

Смотреть что такое «Верховный суд Казахстана» в других словарях:

Верховный Суд Республики Казахстан — Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом Республики Казахстан по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их… … Википедия

Верховный Суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Верховный Совет СССР — Верховный Совет СССР … Википедия

Государственный строй Казахстана — Казахстан демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления. Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в нее были … Википедия

Статья в тему:  Какой суд после верховного

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Лётчик-космонавт Казахстана — Нагрудный знак к Почётному званию «Лётчик космонавт Казахстана» «Лётчик космонавт Казахстана» (каз. Қазақстанның ғарышкер ұшкышы) почётное звание, установленное на основании Закона Республики Казахстан от 12 декабря 1995 г. № 2676 … Википедия

Награды Казахстана — В Республике Казахстан устанавливаются следующие награды и почетные звания: Ордена Казахстана Медали Казахстана Почётные звания Казахстана Ведомственные награды Республики Казахстан Возмездное приобретение орденов Казахстана влечёт уголовную… … Википедия

Заслуженный деятель Казахстана — Нагрудный знак к Почётному званию «Заслуженный деятель Казахстана» Почётное звание Республики Казахстан «Заслуженный деятель Казахстана» (каз. Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері) установлено на основании Закона Республики Казахстан от… … Википедия

Медали Казахстана — Медалями Республики Казахстан являются: Медаль «Астана» Медаль «Ветеран Вооружённых сил Республики Казахстан» Медаль «За безупречную службу» Медаль «За воинскую доблесть» Медаль «За мужество» Медаль «За трудовое отличие» Медаль «Милосердие»… … Википедия

Герой Труда Казахстана — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой Труда (значения). Герой Труда Казахстана Оригинальное название … Википедия

Конституционный закон от 25.12.2000 N 132-II ЗРК
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

  • Отправить другу ссылку на эту страницу

Раздел 2. Судебная система

Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан

Статья 17. Полномочия Верховного Суда

1. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд:

1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;

2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики;

3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

3-1) формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее — кадровый резерв);

3-2) направляет в Высший Судебный Совет список лиц, зачисленных в кадровый резерв;

4) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

3. Порядок формирования и организации работы с кадровым резервом утверждается Председателем Верховного Суда.

Статья 18. Структура и состав Верховного Суда

1. Верховный Суд состоит из Председателя и судей.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.

2. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.

3. Органами Верховного Суда являются:

1) пленарное заседание;

1-1) президиум пленарного заседания;

2) надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам;

Статья в тему:  Сколько времени рассматривается жалоба в верховном суде

3) надзорная судебная коллегия по уголовным делам.

Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

4. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению Председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.

5. Специализированные составы формируются Председателем Верховного Суда.

6. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

Статья 19. [исключена]

Статья 20. Председатель Верховного Суда

1. Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган;

2) вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий и специализированного состава;

3) созывает пленарные заседания Верховного Суда и председательствует на них;

4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда по вопросам судебной практики;

4-1) вносит представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;

5) вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры Секретаря пленарного заседания Верховного Суда и членов научно-консультативного совета;

6) в необходимых случаях привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии;

6-1) организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;

7) утверждает план работы Верховного Суда;

8) координирует работу коллегий;

8-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда;

9) вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан Положение об уполномоченном органе;

9-1) в установленном законодательством порядке утверждает структуру и штатное расписание уполномоченного органа в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;

9-2) в установленном законодательством порядке назначает на должности и освобождает от должности руководителя уполномоченного органа и его заместителей;

9-3) утверждает типовое положение об Общественном совете;

9-4) утверждает типовой регламент президиума пленарного заседания;

10) ведет личный прием граждан;

11) издает распоряжения.

2. Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также:

2) вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

3) на основании решений пленарных заседаний областных судов представляет на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет;

3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет на альтернативной основе кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

4) вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства;

5) при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Конституционным законом, вносит в Высший Судебный Совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов республики;

6) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей и работников уполномоченного органа государственными наградами и присвоении им почетных званий;

Статья в тему:  Где находится верховный суд днр

7) присваивает судьям республики ведомственные награды, звание «Почетный судья», утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами.

3. При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности распоряжением Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей судебных коллегий.

В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей Председателя возлагается распоряжением Председателя Верховного Суда на одного из судей Верховного Суда.

4. В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда.

Статья 21. Председатель судебной коллегии Верховного Суда

1. Председатель судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) председательствует на заседаниях судебной коллегии;

1-1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

3) обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда;

4) предоставляет информацию пленарному заседанию Верховного Суда о деятельности судебной коллегии;

4-1) ведет личный прием граждан;

5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии.

В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.

Статья 22. Пленарное заседание Верховного Суда

1. Пленарное заседание Верховного Суда:

1) по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;

2) по итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики;

3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства;

4) заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа;

5) дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан;

6) рассматривает кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения, утверждает список лиц, зачисленных в кадровый резерв;

7) по представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри;

7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;

7-2) утверждает форму и описание судейской мантии;

7-3) утверждает регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда;

7-4) утверждает положение о научно-консультативном совете при Верховном Суде и его состав;

8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

Статья в тему:  Каковы условия принятия искового заявления в арбитражном суде

3. Порядок работы пленарного заседания Верховного суда определяется утверждаемым им регламентом.

Статья 22-1. Президиум пленарного заседания Верховного Суда

1. Президиум пленарного заседания Верховного Суда:

1) обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда;

2) осуществляет иные полномочия, касающиеся организации деятельности судов, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов Верховного Суда.

2. Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из девяти членов — Председателя и председателей надзорных судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.

3. Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов.

4. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.

Верховный Суд Республики Казахстан

Верховный Суд Республики Казахстан – является высшим судебным органом РК по гражданским , уголовным и иным делам , подсудным местным и другим судам , осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики . Его статус прописан в Конституции Казахстана (ст.81) и в Конституционном законе О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан (гл.3 ) . Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Правосудие в Республики Казахстан осуществляется только судом ( ст. 75 Конституции ).
Верховный суд состоит из Председателя и судей . Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.
Органами Верховного Суда являются :
1.Надзорная коллегия по гражданским делам ;
2.Надзорная коллегия по уголовным делам ;
3. Пленарное заседание суда .

Председатель Верховного Суда Казахстана :

1.Айтмухаметов Тамас Калмухаметович ( 1984 — 1993)
2.Малахов Михаил Федорович ( декабрь 1993 — 1996)
3.Нарикбаев Максут Султанович(1996 — 2000)
4.Мами Кайрат Абдразакович (сентябрь 2000 — апрель 2011)
5.Алимбеков Мусабек Тургынбекович ( 2009 – 2011)
6.Бекназаров Бектас Абдыханович ( 2011 – 2013)
7.Мами Кайрат Абдразакович( с 16 октября 2013 ) .

Так же при Верховном суде образуется научно-консультативный совет и печатный орган – это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам правоприменительной практики. Также обладает правом экспертной оценки научных работ, учебных и иных пособий, статей и публикаций, издаваемых судьями и работниками Верховного суда, а также другими учеными и практикантами, и дают по ним соответствующие заключения, отзывы и рекомендации. Научно-консультативный совет избирается пленарным заседание по представлению председателя Верховного суда Республики Казахстан из числа ученых сроком на 3 года и состоит из 2 секций – по гражданско-правовым вопросам и по уголовно-правовым вопросам. Их работу обеспечивает секретарь Пленума верховного суда Республики Казахстан, который организует заседание, доводит до сведения руководство и принимает меры к их реализации. Коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда возглавляется председателем коллегий, а надзорная коллегия – Председателем Верховного суда. В соответствии с постановлением пленарного заседания Верховного суда Республики Казахстан численность судей в каждой коллегии по представлению Председателя Верховного суда установлена следующая численность судей: Надзорной коллегии 8 судей ; Коллегии по гражданским делам 18 судей ; Коллегии по уголовным делам 19 судей . Надзорная коллегия состоит из судей Верховного суда, избираемых тайным ежегодным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. А коллегия по гражданским и уголовным делам состоят из судей персонального состава, которые устанавливаются Председателем Верховного суда после обсуждения на пленарном заседании. Также Председателем Верховного суда могут создаваться специализированные составы . Председатель Верховного суда является судьей на ряду с выполнением обязанностей судьи и выполняет следующие организационные работы: организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию, может председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, созывает пленарные заседания Верховного суда и председательствует на них, вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного суда по вопросам применения в судебной практике законодательства, вносит на утверждение пленарного заседания Верховного суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного суда и членов научно-консультативного совета, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии кроме надзорной коллегии, утверждает план работы Верховного суда, координирует работу коллегии, осуществляет общее руководство аппаратом Верховного суда утверждает структуру и штаты, ведет личный прием граждан и издает распоряжения. Прежде всего председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы республики с другими органами и иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также представляет кандидата на должность руководителя уполномоченного органа Президенту Республики Казахстан, на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда, соответственно в Высший судебный совет или квалификационную коллегию юстиции с приложением на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании судов. Квалификационная коллегия юстиции – это автономное, независимое учреждение формируемая из депутатов Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей юридических дисциплин и ученых–юристов, работников органов юстиции. Основными задачами, которых является – обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей, районных и приравненных к ним судов, обеспечение независимости судей .Также вносит предложение по усовершенствованию законодательства непосредственно Президенту Республики Казахстан, при возникновении основания вносит представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей судов республики, вносит представление Президенту Республики Казахстан о награждении судей государственными наградами и присвоения почетных званий по своему усмотрению присваивает судьям Республики Казахстан звания «Почетный судья» и утверждает положение о присвоении звании . При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегий, а в случае отставки или досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда.
Председатель коллегии Верховного суда является также как и председатель Верховного суда, судьей на ряду с выполнением обязанности судьи. Председатель коллегии Верховного суда осуществляет следующее: председательствует в судебных заседаниях коллегии, организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарного заседания о деятельности коллегии, осуществляет другие полномочия предусмотренные в рамках закона . В случае временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению председателя Верховного суда на одного из судей коллегии. Пленарное заседание: устанавливает численный состав коллегий и избирает судей в состав надзорной коллегии, изучает судебную практику по итогам обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия, принимает нормативные постановления и дает разъяснения по применению судебной практики, заслушивает информацию председателей Верховного суда и руководителя уполномоченного органа, дает заключение в случае признания Президента Республики Казахстан не дееспособным, обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда и выносит заключение, утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета.

Статья в тему:  Когда вступает в силу постановление пленума верховного суда

1. Президиум пленарного заседания Верховного Суда:

1) обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда;

2) осуществляет иные полномочия, касающиеся организации деятельности судов, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов Верховного Суда.

2. Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из девяти членов — Председателя и председателей надзорных судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.

3. Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов.

4. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.

Судебная система и правовой статус судей Республики Казахстан

В Республике Казахстан в соответствии с ее Конституцией 1995 года действует единая судебная система. Конституция Республики Казахстан в пункте 3 статьи 75 устанавливает судебную систему Республики: «Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом». На наш взгляд, под формулировкой «учреждаемые законом» следует понимать «учреждаемые конституционным законом», т.к. пункт 4 статьи 75 Конституции прямо закрепляет, что судебная система устанавливается Конституцией и конституционным законом. Это означает, что судебная система, в которую помимо Верховного Суда Республики входят местные и другие суды Республики, не может устанавливаться обычным законом. Эта же конституционная норма устанавливает императивное правило, согласно которому учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Кроме Конституции, как было отмечено, судебная система Республики устанавливается конституционным законом. В настоящее время таким конституционным законом является Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»[174]. Данный Конституционный закон конкретизирует судебную систему Республики на уровне местных и других судов. В этот Конституционный закон могут вноситься изменения и дополнения по вопросам судебной системы на уровне, например, областного, районного, городского звена. Конституция Республики не содержит такие формулировки, как «областные и приравненные к ним суды», «районные и приравненные к ним суды» и др., которые содержатся в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», имея в виду их как местные и другие суды, учреждаемые законом. На судебную систему Республики на уровне местных и других судов в определенной степени может влиять административно-территориальное устройство Республики Казахстан, например, связанное с образованием, упразднением тех или иных административно-территориальных единиц, установлением и изменением их границ. Соответственно, могут образовываться, реорганизовываться и упраздняться местные и другие суды Республики. Разумеется, сам по себе Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не может образовывать, реорганизовывать и упразднять местные и другие суды Республики. Это осуществляет Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан. Указанные полномочия Президента Республики закреплены в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Статья в тему:  Как работают новые кассационные суды

Как было сказано выше, Конституция Республики Казахстан не допускает учреждения специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием. Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» допускает создание специализированных судов: военных, финансовых, экономических, административных, по делам несовершеннолетних и др. (ст.3). Специализированные суды рассматривают и разрешают юридические дела и споры, возникающие в сфере финансовых, экономических, административных отношений и т.п., которые связаны со спецификой рассматриваемых дел. Поэтому конституционная формулировка «другие суды Республики, учреждаемые законом» может подразумевать специализированные суды, но только не специальные суды. Для специализированных судов, также как и для всех других судов судебной системы Республики, принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными (ст.77).

Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» устанавливает, что судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Следует отметить, что в данном случае формулировка «обладают единым статусом» не является абсолютной категорией. Само слово «статус» происходит от латинского status и означает состояние дел, положение[175]. Статус правовой означает установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей[176]. На наш взгляд, категория «правовой статус» помимо право- и дееспособности, гражданства, включает в свое содержание не только деликтоспособность, но и порядок назначения на должность, компетенцию (полномочия), основания прекращения полномочий и т.п. Категория «единый правовой статус» предполагает, что у субъектов правоотношений не должны проявляться различия не только в объеме прав, свобод и обязанностей, но и в вопросах объема компетенции, единого порядка назначения на должность, освобождения от должности, ответственности и др. в отношении должностных лиц. В отношении правового статуса судей Республики Казахстан также имеются различия в вопросах назначения на должность, в требованиях к кандидатам в судьи в зависимости от того, на какую должность судьи претендует кандидат в судьи – судьи районного суда, областного либо Верховного Суда Республики.

Статья в тему:  Сколько арбитражный суд рассматривает дело

Например, пункт 1 статьи 82 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. Пункт 2 этой же статьи Конституции гласит, что председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета. Иначе говоря, порядок наделения судьи полномочиями хоть и немного, но различается в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному звену судебной системы Республики.

Кроме того, различие проявляется в неодинаковых требованиях (цензах), предъявляемых к кандидатам в судьи в зависимости от назначения на должность судьи районного суда, областного суда, Верховного Суда. Например, если судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен, то к судье областного суда предъявляются более строгие требования.

Вопросы иммунитета от юридического преследования судьи также зависят от того, какого звена судебной системы является тот или иной судья. Так, например, все судьи, кроме Председателя и судей Верховного Суда Республики Казахстан не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан. Председатель и судьи Верховного Суда Республики не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия Сената Парламента Республики Казахстан. В одном случае согласие должен дать Президент Республики, в другом – Сенат Парламента. Все зависит от того, к какому звену судебной системы принадлежит тот или иной судья. Однако в обоих случаях требуется заключение Высшего Судебного Совета Республики (п.2 ст.79 Конституции).

В то же время формулировка «судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями», на наш взгляд, предполагает, что все судьи, независимо от того, являются ли они судьями Верховного Суда, либо местного, либо других судов, осуществляют правосудие от имени Республики Казахстан, выполняют свои обязанности на постоянной основе и являются носителями судебной власти. Данное правило закреплено в статье 3 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Статья в тему:  В какой суд обжаловать постановление цафап

На судей также, как и в отношении депутатов Парламента, Председателя и членов Конституционного Совета, членов Правительства распространяются ограничения в вопросах несовместимости занимаемой должности с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации[177].

Кроме того, судьи, так же, как и военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов ограничены в некоторых других политических правах. В частности, они не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии (п.2 ст.23). Однако в соответствии с Постановление Конституционного Совета от 5 июля 2000 года № 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан» следует иметь в виду, что пункт 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан в части запрета судьям состоять в партиях, профессиональных союзах следует понимать так, что это положение не означает ограничение права судей состоять в иных общественных объединениях и создавать такие объединения для реализации и защиты общих интересов судейского сообщества, в рамках Конституции и законодательства Республики Казахстан[178].

На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка (п.2 ст.23 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»). Это связано с тем, чтобы обеспечить объективность, беспристрастность и независимость судьи при рассмотрении и разрешении им юридических дел и споров.

Поэтому пункт 1 статьи 77 Конституции устанавливает, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Это означает, что судья, вне зависимости от принадлежности к тому или иному звену судебной системы Республики, обязан быть объективным, беспристрастным и независимым от кого бы то ни было при отправлении правосудия. Разумеется, даже если Конституция и законы Республики характеризуют судью при отправлении правосудия независимым и подчиняющимся только Конституции и закону, но, тем не менее, если судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения в его беспристрастности, то такой судья не может отправлять правосудие, так как может вынести незаконные и необоснованные решения, приговоры и иные постановления, и подлежит отводу. Личная, прямая или косвенная заинтересованность в исходе дела сами по себе уже не охватываются понятиями «независимость», «объективность», «беспристрастность». Акты органов судебной власти (решения, приговоры и иные постановления) как правоприменительные акты затрагивают или касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, юридических лиц. Поэтому очень важно, чтобы все без исключения правоприменительные акты, в том числе и акты судов, соответствовали Конституции и закону. Это будет способствовать защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Статья в тему:  Как подать кассационную жалобу в верховный суд рк

Судебная система

Конституция Республики Казахстан учреждает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Во­енный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды, учрежденные законом.

Конституция Республики Казахстан запрещает учреждение специ­альных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием.

Законодательство допускает осуществление специализации судов и создание в этих целях специализированных судов. Могут создаваться спе­циализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, админи­стративным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т. д. Если бу­дут учреждены специализированные суды, то они будут иметь статус рай­онного (городского) суда.

Районный (городской) суд образуется Президентом республики по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда. Районный (городской) суд состоит из председателя и по­стоянных судей. Общее число судей для районных (городских) судов уста­навливает Президент.

Районный (городской) суд: 1) рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других су­дов; 2) ведет и анализирует судебную статистику; 3) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Председатель районного суда наделен определенными полномочиями. Он рассматривает дела по первой инстанции, принимает граждан, организует работу по изучению судебной практики и т. д.

Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики по каждой области. Общее число судей для каждого областного суда также устанавливает Президент. Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей. Органами областного суда являются: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; надзорная коллегия и пленарное за­седание суда.

Областной суд наделен следующими полномочиями: 1) рас­сматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном (кассационном), надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) осуществляет надзор за деятельностью администратора судов области; 3) ведет и анализирует судебную статисти­ку, изучает и обобщает судебную практику и т. д.

Статья в тему:  Можно ли отправить возражение в суд по почте

Коллегии областного суда рассматривают в пределах своих полно­мочий дела в качестве судов первой инстанции, в апелляционном (касса­ционном) порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территории Республики Казахстан образуются Военный суд Рес­публики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гар­низонов). Общее число военных судей устанавливается Президентом. Во­енный суд объединения образуется в составе председателя суда и судей военного суда. Военный суд объединения рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Республики Казахстан венчает всю судебную систе­му. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, хозяйственным, уголовным и иным делам, подсудным нижестоящим су­дам. Верховный Суд наделен следующими полномочиями:

— рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности;

— рассматривает в надзорном порядке и по вновь открывшимся об­стоятельствам все дела, рассмотренные нижестоящими судами;

— изучает и обобщает практику применения законов, других норма­тивных правовых актов;

— издает нормативные постановления, дающие разъяснения судам по вопросам судебной практики;

— разрабатывает предложения по совершенствованию законов, других нормативных правовых актов и т. д.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом. Органами Верховного Суда являются: Надзорная коллегия, Пленум, Кол­легия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а также в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии вносят Председателю Верховного Суда предложения и материалы для дачи Пленарным заседа­нием Верховного Суда разъяснений по вопросам судебной практики.

Единство судебной системы республики обеспечивается:

1) конституционными принципами правосудия;

2) осуществлением судебной власти в установленных законом фор­мах судопроизводства;

3) применением судами единого законодательства;

4) порядком формирования судов;

5) системой исполнения вступивших в законную силу судебных ре­шений на всей территории республики;

6) финансированием всех судов за счет средств республиканского бюджета.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1446347

Законодательство Казахстана on-line

http://poisk-ru.ru/s19845t2.html

http://studopedia.ru/4_158176_sudebnaya-sistema-i-pravovoy-status-sudey-respubliki-kazahstan.html

http://ibrain.kz/konstitucionnoe-pravo/sudebnaya-sistema

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector