10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы полномочия конституционной палаты верховного суда кыргызской республики

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 июня 2011 года №37

О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики

(В редакции Конституционных Законов Кыргызской Республики от 26.05.2012 г. №66, 26.06.2013 г. №105, 20.07.2017 г. №136)

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 12 мая 2011 года

Раздел I. Статус и организация деятельности Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики (далее — Конституционная палата) является высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

Статья 2. Основные принципы деятельности Конституционной палаты

Основными принципами деятельности Конституционной палаты являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 3. Законодательство о Конституционной палате

1. Организация, компетенция, состав, порядок формирования, избрания и освобождения председателя и заместителя председателя Конституционной палаты определяются Конституцией Кыргызской Республики (далее Конституция) и настоящим конституционным Законом.

2. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционной палаты, осуществляются в порядке конституционного судопроизводства, установленного Конституцией и настоящим конституционным Законом.

3. Статус, гарантии независимости, порядок привлечения к ответственности, отстранения и освобождения от должности судей Конституционной палаты определяются конституционными законами, законами.

Статья 4. Полномочия Конституционной палаты

1. Конституционная палата:

1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;

2) дает заключение о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров;

3) дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.

2. В целях эффективной организации своей деятельности Конституционная палата также:

1) принимает регламент Конституционной палаты, утверждает положение об аппарате Конституционной палаты, ее структуру и штатную численность в пределах сметы расходов;

Статья в тему:  Куда платить госпошлину в верховный суд

2) в связи с поступившим обращением вправе запрашивать информацию и документы от всех государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц, а также привлекать специалистов к экспертной и научно-консультационной работе;

3) ежегодно анализирует исполнение принятых ею актов и публикует для всеобщего сведения.

Глава 2. Состав и организация деятельности Конституционной палаты


Статья 5. Состав Конституционной палаты

1. Конституционная палата состоит из одиннадцати судей: председателя, заместителя председателя и девяти судей Конституционной палаты.

2. Судьи Конституционной палаты избираются в порядке, установленном конституционным Законом Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» (далее — конституционным Законом о статусе судей).

Статья 6. Порядок избрания председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Конституционной палаты

1. Собрание судей Конституционной палаты избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и судью-секретаря сроком на три года.

Один и тот же судья не может быть избран председателем, заместителем председателя Конституционной палаты два срока подряд.

2. Собрание судей Конституционной палаты считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего состава судей Конституционной палаты.

Собрание судей Конституционной палаты по избранию председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря проводится под председательством старейшего судьи Конституционной палаты.

Кандидаты на должность председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Конституционной палаты могут выдвигаться судьями Конституционной палаты либо путем самовыдвижения.

3. Председатель, заместитель председателя и судья-секретарь Конституционной палаты избираются тайным голосованием. Порядок проведения голосования определяется регламентом Конституционной палаты.

Председатель, заместитель председателя и судья-секретарь Конституционной палаты считаются избранными, если за них проголосовало большинство от общего состава судей Конституционной палаты.

Статья 7. Основания для освобождения от должности председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Конституционной палаты

1. Председатель, заместитель председателя и судья-секретарь Конституционной палаты освобождаются от своих должностей по истечении срока, на который они были избраны, либо по собственному желанию.

Статья в тему:  Как выиграть суд по осаго

Полномочия председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Конституционной палаты прекращаются также в случае их досрочного освобождения от должности судьи, прекращения полномочий в качестве судьи Конституционной палаты.

2. До избрания нового председателя Конституционной палаты в связи с истечением сроков полномочий или досрочным прекращением полномочий либо досрочным освобождением от должности действующего председателя Конституционной палаты обязанности председателя исполняет заместитель председателя Конституционной палаты.

В случае отсутствия председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря Конституционной палаты обязанности председателя Конституционной палаты временно исполняет судья Конституционной палаты, на которого собранием судей Конституционной палаты возложены эти обязанности.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Конституционный Суд Республики Беларусь

Общая информация

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Основные задачи

Конституционный Суд призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

Полномочия Конституционного Суда

  • в порядке последующего контроля дает заключения о конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь;
  • дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
  • в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о конституционности законов, принятых Национальным собранием (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), до их подписания Президентом Республики Беларусь;
  • принимает решения о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;
  • принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;
  • дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
  • излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • проводит проверки конституционности отдельных направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов;
  • принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;
  • принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.
Статья в тему:  Как правильно составить последнее слово на суде

Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент Республики Беларусь, палаты Парламента — Палата представителей Национального собрания и Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Правительство — Совет Министров.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретном решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

Основанием для возбуждения производства по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности являются поступившие в Конституционный Суд обращения государственных органов, иных организаций, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, содержащие информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

Производство по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности может быть также возбуждено Конституционным Судом по собственной инициативе.

Каковы полномочия конституционной палаты верховного суда кыргызской республики

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, утверждает верховенство Конституции и ее непосредственное действие.

Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья в тему:  Какие определения суда не подлежат обжалованию рк

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания – палатой Парламента.

Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда – 70 лет.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается Конституционным Судом из состава судей Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

в порядке последующего контроля дает заключения о конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь;

дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;

в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о конституционности законов, принятых Национальным собранием (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), до их подписания Президентом Республики Беларусь;

принимает решения о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

Статья в тему:  Как написать в верховный суд рк

проводит проверки конституционности отдельных направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;

принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания (Палата представителей, Совет Республики), Верховный Суд, Правительство – Совет Министров.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

Что станет с судебной властью в КР по проекту новой Конституции — разбор

Предлагаемые изменения в Конституции касаются не только полномочий президента и парламента, но и судебной ветви власти. Что хотят изменить в ее работе авторы новой версии Основного закона, узнайте в материале Sputnik.

17 ноября кыргызстанцам представили проект новой редакции Конституции. Его инициаторами числятся 80 депутатов Жогорку Кенеша, однако уже трое из них заявили, что не подписывали документ.

Статья в тему:  Как подать апелляцию на решение суда в украине

Предлагаемая Конституция меняет распределение полномочий между парламентом, правительством и президентом, вводит Народный курултай, а также предусматривает целый ряд других важный изменений. Многие из них касаются устройства судебной власти.

Sputnik Кыргызстан изучил, как изменится работа судов, если в стране примут новую редакцию Конституции.

Возвращение Конституционного суда

В новую редакцию возвращается Конституционный суд. Он вводится вместо Конституционной палаты, которая входит в состав Верховного суда (КС в него входить не будет).

Конституционная палата занимается конституционным контролем, а Конституционный суд объявляется авторами новой редакции высшим органом судебной власти по защите Основного закона.

Требования к судьям

Сейчас судьей Верховного суда может быть кыргызстанец от 40 до 70 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по профессии не меньше 10 лет. Предлагаемый проект ужесточает эти требования: теперь кандидат на эту должность должен иметь как минимум 15 лет в профессии, из них не меньше пяти лет — судьей.

В то же время новая редакция предъявляет к судьям Конституционного суда те же требования, что сейчас применяются к судьям Конституционной палаты ВС КР: возраст от 40 до 70 лет, юридическое образование и стаж по профессии не меньше 15 лет.

Чем отличаются полномочия суда и палаты

Конституционная палата ВС КР:

  1. Признает неконституционными законы и другие НПА, если они противоречат Конституции.
  2. Дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, где участвует Кыргызстан.
  3. Дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.

У Конституционного суда более длинный список полномочий. Помимо двух последних пунктов, указанных выше, КС:

  1. По запросу президента, парламента и Верховного суда дает официальное толкование Конституции.
  2. Разрешает дела о соответствии Конституции законов и других НПА.
  3. Разрешает споры о компетенции между ветвями власти.
Статья в тему:  Сколько действует оплаченная госпошлина в суд

Важно! Помимо вышеперечисленного, Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка при выдвижении обвинения против президента.

Сейчас глава государства может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора. Авторы проекта предлагают добавить к нему еще и заключение Конституционного суда.

Как назначаются председатели судов

Сейчас судьи Верховного суда из своего состава выбирают председателя и его замов на три года. При этом один и тот же человек не может быть избран главой или замглавы ВС два срока подряд. Такая же система действует и в Конституционной палате.

Похожим образом может измениться и положение дел в местных судах. По действующей Конституции собрание судей местного суда из своего состава выбирает председателя и его заместителя на три года. При этом один и тот же человек не может быть избран два срока подряд в одном и том же суде.

По проекту новой Конституции председателей местных судов и их заместителей по представлению Совета по отбору судей назначает президент на пять лет. При этом ограничения на переизбрание не уточняются.

Увольнение судей

Сейчас при Совете судей действует дисциплинарная комиссия. Она формируется президентом, парламентом и Советом судей по одной трети состава соответственно. Если судья нарушил требования безупречности, то его освобождают от должности именно по предложению этой комиссии.

В проекте новой Конституции места для дисциплинарной комиссии не нашлось. Если судья нарушает требования безупречности, то освобождается от должности напрямую по предложению Совета судей.

Судьи ВС, проявившие себя небезупречно, могут быть досрочно освобождены от должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов по представлению президента. Судей местных судов увольняет глава государства (в проекте эти нормы сохраняются).

Статья в тему:  Что будет если не явиться в суд в качестве обвиняемого

При этом судьи ВС освобождаются от должности решением ЖК, принятым большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосами (эта норма исключена из проекта).

Временное отстранение от должности и привлечение судей к уголовной ответственности допускается с согласия дисциплинарной комиссии при Совете судей (в проекте нет дисциплинарной комиссии, поэтому в нем идет речь о прямом согласии Совета судей).

Совет по отбору судей

Как в действующем, так и в предложенном вариантах Конституции Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Однако в нынешней версии есть еще такая норма:

«Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно».

Из предложенного проекта она исключена. В то же время по обсуждаемой редакции работа Совета по отбору судей, его полномочия и порядок формирования определяются не простым законом, как в действующем варианте, а конституционным.

Когда можно обращаться в конституционный орган

«Жалобы на нарушения прав и свобод граждан, применимых в конкретном деле, принимаются Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты».

Еще один важный момент

В новой редакции сказано, что если судья достигает предельного возраста, рассматривая конкретное дело, то его освобождают от должности, когда рассмотрение дела подойдет к концу и будет вынесен судебный акт.

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

Знакомство с основными принципами деятельности Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики: независимость, коллегиальность, равноправие сторон. Рассмотрение особенностей финансового обеспечения деятельности Конституционной палаты.

РубрикаГосударство и право
Видпрезентация
Языкрусский
Дата добавления11.12.2014

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

Выявление особенностей создания и функционирования Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, Военных и специализированных судов. Проблемы и перспектив развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Статья в тему:  Сколько времени рассматривается жалоба в верховном суде

курсовая работа [33,6 K], добавлен 27.02.2015

Образование национальных республик в Средней Азии. Устройство социалистического государства и централизация системы власти. «Декларация о государственной независимости Кыргызской Республики». Государственная власть и Конституция Кыргызской Республики.

реферат [19,2 K], добавлен 12.06.2009

Механизм уголовно-правового регулирования. Правовая природа руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений. Характеристика деятельности Пленума Верховного Суда в РФ в области толкования уголовного закона.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 08.07.2008

Структура судебной системы Республики Беларусь. Особенности правового статуса и порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции. Функции Пленума Верховного Суда. Полномочия и задачи Конституционного Суда Республики Беларусь, Экономического Суда СНГ.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 01.06.2010

Правовой статус Счетной палаты Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), ее задачи и функции. Виды, формы и методы деятельности Счетной палаты, ее состав и структура. Контрольные полномочия и гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты ПМР.

дипломная работа [109,9 K], добавлен 08.03.2011

Правовое регулирование компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь и его ежегодное послание о состоянии конституционной законности в стране. Порядок внесения вопросов на рассмотрение суда, регламент судебного разбирательства и вынесения решения.

курсовая работа [28,1 K], добавлен 04.04.2013

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, его функции и этапы истории. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура, подразделения и полномочия. Организация деятельности суда.

контрольная работа [79,5 K], добавлен 20.10.2014

Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде и прокуратуре». Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.

реферат [28,6 K], добавлен 02.06.2014

Статья в тему:  Верховный суд кем назначается

История парламентаризма в Республике Беларусь. Порядок образования Палаты представителей. Структура, механизм и особенности функционирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Стадии законотворческой деятельности.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 21.10.2014

Теории парламента в современных условиях. Парламентаризм и актуальные проблемы современной конституционной реформы в Кыргызской Республике. SWOT-анализ Жогорку Кенеша. Повышение потенциала в совершенствовании его контрольной и представительской функции.

магистерская работа [1,2 M], добавлен 21.04.2014

Источники:

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=45163

http://president.gov.by/ru/statebodies/konstitucionnyy-sud-respubliki-belarus

http://www.kc.gov.by/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D1%83%D0%B4

http://ru.sputnik.kg/politics/20201119/1050485849/kyrgyzstan-konstituciya-sud-vlast-reforma.html

http://stud.wiki/law/2c0a65635a3ac79b5c43b88521216c37_0.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: