В какой срок рассматривается судом надзорная жалоба или представление
Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления (действующая редакция)
1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 391.6 ГПК РФ
1. Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав в судебном порядке, как указывает Конституционный Суд РФ , является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляется в разумный срок. Применительно к делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, соблюдением разумного срока судопроизводства обеспечивается также правовая определенность и стабильность в сфере гражданского оборота. Этим целям служат согласно ст. 107 ГПК РФ сроки совершения процессуальных действий, назначаемые судом или установленные федеральным законом.
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2196-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарова Павла Валентиновича на нарушение его конституционных прав п. 3 части первой статьи 391.4 и частью второй статьи 391.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
В нормах комментируемой статьи законодатель устанавливает сроки для исполнения должностными лицами Верховного Суда РФ полномочий, предусмотренных вышерассмотренными нормами. Установленные комментируемой статьей сроки не позволяют затягивать пересмотр судебных дел, отвечают принципам процессуальной экономии и правовой определенности. Как и в кассационном производстве, сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления судьей Верховного Суда РФ зависят от того, истребовалось дело или нет. Так, для изучения надзорных жалобы, представления без истребования дела, только по материалам приложенных к жалобе, представлению документов и материалов законодатель отводит максимум два месяца. В случае же истребования дела и изучения его вместе с жалобой, представлением судье Верховного Суда РФ предоставлено три месяца. Однако в комментируемой норме законодатель, исключая из течения установленных сроков период времени с момента запроса дела до момента его поступления в суд надзорной инстанции, не указывает отправной момент при исчислении течения таких сроков.
Вопрос о моменте возникновения гражданских процессуальных правоотношений в надзорном производстве является спорным в силу его неопределенности в законодательстве. Комплексный анализ положений ст. ст. 391.1 — 391.4 ГПК РФ позволяет сделать вывод о том, что возбуждение надзорного производства в гражданском процессе никаким процессуальным актом не фиксируется. Ученые предлагают считать надзорное производство автоматически возбужденным через 10 дней с момента поступления в суд надзорных жалобы, представления, если указанные документы не были возвращены без рассмотрения по существу. В связи с этим, как уже отмечалось, в науке процессуального права в целях унификации арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства и окончания дискуссии о времени возбуждения надзорного производства предлагается суду надзорной инстанции в гражданском процессе выносить определения о принятии надзорной жалобы (представления) .
См.: Миннегалиева Л.И. Возбуждение надзорного производства в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 10; Ласкина Н.В. Гражданские процессуальные правоотношения между судами нижестоящих и вышестоящих инстанций: Научно-практическое пособие. 2015.
Между тем, несмотря на дискуссии ученых, в настоящее время начало течения сроков, отведенных для изучения надзорных жалобы, представления, законодательно, в том числе и в комментируемой норме, не определено. Не разрешен этот вопрос и на практике. В связи с этим, исходя из ныне действующего гражданского процессуального законодательства, в качестве отправного момента для исчисления сроков изучения надзорных жалоб, представлений судьей Верховного Суда РФ можно рассматривать дату поступления надзорных жалобы, представления в Верховный Суд РФ или же, как предлагается учеными, исчислять этот срок с момента истечения десятидневного срока, отведенного суду надзорной инстанции для решения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для возвращения надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
2. Положения ч. 2 комментируемой статьи предусматривают законодательную возможность продления срока рассмотрения надзорных жалобы, представления судьей Верховного Суда РФ. Как следует из содержания комментируемой нормы, критерием принятия такого решения является сложность истребованного дела. При квалификации сложности того или иного дела, как правило, учитываются правовая и фактическая сложность дела, количество лиц, участвующих в деле, и т.п. В связи с экстраординарностью надзорного производства в системе пересмотра судебных постановлений в российском гражданском процессе это важное полномочие по увеличению сроков предварительного рассмотрения надзорных жалобы, представления еще на два месяца предоставлено высшим должностным лицам Верховного Суда РФ — Председателю Верховного Суда РФ и его заместителю. Таким образом, максимальный срок, отведенный законодателем судье Верховного Суда РФ для изучения, предварительного рассмотрения надзорных жалобы, представления по материалам истребованного дела, может составлять пять месяцев.
Следует обратить внимание, что в комментируемой норме законодатель не определяет, каким процессуальным документом должно оформляться такое продление сроков, где должна фиксироваться эта информация. Как представляется, инициатива должна исходить от судьи Верховного Суда РФ, рассматривающего надзорные жалобу, представление с делом. В своем обращении к Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, как следует из комментируемой нормы, судья Верховного Суда РФ должен обосновать причину продления срока рассмотрения надзорных жалобы, представления со ссылкой на правовую и (или) фактическую сложность дела, требующего дополнительного времени, с тем чтобы изучить материалы дела, рассмотреть доводы надзорных жалобы, представления и принять решение о передаче или об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. Учитывая, что законодатель не устанавливает никакой процессуальной формы ни для обращения судьи Верховного Суда РФ, ни для ответа на это обращение Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, представляется, что рассматриваемая ситуация в большей степени носит процедурный характер, чем процессуальный, и фиксируется письменным обращением судьи Верховного Суда РФ с соответствующей визой Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя.
Как обжаловать решения инспекторов контроля (надзора) с 2021 года: порядок и правила подачи жалоб
У кого есть право на обжалование
Вопросы обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц регулирует гл. 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
На основании ст. 39 Закона № 248-ФЗ подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены (ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ):
- решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
- действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
С 2023 года обжалование в суд возможно только после досудебной процедуры. Это касается только юрлиц и ИП.
Но с 1 июля 2021 года проводится эксперимент: постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвердило перечень видов федерального госконтроля (надзора), по которым обязателен досудебный порядок обжалования.
Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).
Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.
Общие правила и требования
Для начала отметим, что контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте среди прочего сведения о порядке досудебного обжалования своих решений, действий (бездействия) должностных лиц (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ).
Способ подачи жалобы
Согласно ст. 40 Закона № 248-ФЗ, жалобу подают в уполномоченный на её рассмотрение орган в электронном виде через сайт Госуслуг или аналогичный региональный портал.
Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.
Подать жалобу может полномочный представитель контролируемого лица в случае делегирования ему этого права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (ФГИС ЕСИА).
Какая нужна электронная подпись
СИТУАЦИЯ
РЕШЕНИЕ
Срок подачи жалобы
Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:
ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ
КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ
В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.
Отзыв жалобы
До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.
Приостановление спорного решения
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
- об отказе в этом.
Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
Требования к жалобе
Согласно ст. 41 Закона № 248-ФЗ, досудебная жалоба должна содержать следующие обязательные позиции:
- наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
- Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
- желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
- сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
- основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
- требования подавшего жалобу;
- учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).
Жалоба не должна содержать:
- нецензурные либо оскорбительные выражения;
- угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
К жалобе по её предмету можно приложить позицию:
- Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
- уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.
Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
Когда откажут в рассмотрении жалобы
В силу ст. 42 Закона № 248-ФЗ в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы уполномоченный на рассмотрение орган принимает решение об отказе, если:
- жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
- отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
- до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
- есть решение суда по вопросам в жалобе;
- ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
- жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
- ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
- жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
- законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.
Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.
Как рассматривают жалобу и сроки
Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.
ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ
КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ
Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).
Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.
В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.
Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.
У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.
Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, должны быть в электронном виде! (ч. 7 ст. 21 Закона № 248-ФЗ).
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:
- оставляет жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
- отменяет решение полностью и принимает новое;
- признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.
В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.
Статья 412.10 УПК РФ. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
3. В судебном заседании принимают участие лица, указанные в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.
4. Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.
5. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.
6. Если лица, указанные в части третьей настоящей статьи, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.
7. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.
8. При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
9. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции или по поручению председательствующего помощник судьи ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. По содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.
10. Постановление суда надзорной инстанции выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 389.33 настоящего Кодекса.
Обращение в надзорную инстанцию
ОБРАЩЕНИЕ В НАДЗОРНУЮ ИНСТАНЦИЮ
На вопрос читателя «АГ» отвечают эксперты Правового консалтинга ГАРАНТ
Как можно обжаловать определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции. Обжалование определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, вынесенного председателем или заместителем председателя суда субъекта РФ либо судьей данного суда, гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено.
Обоснование позиции
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ, вносящий существенные изменения в порядок обжалования судебных постановлений. В частности, в настоящее время вступившие в законную силу судебные постановления (кроме постановлений Верховного Суда РФ) обжалуются в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу в кассационном порядке (ч. 1, 2 ст. 376 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 377 ГПК РФ кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции: в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо в соответствующую Судебную коллегию Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 377 ГПК РФ). Согласно ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы при отсутствии оснований для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке судья может вынести определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Несмотря на то что определение, вынесенное в порядке ч. 2 ст. 381 ГПК РФ, препятствует рассмотрению данного дела в кассационной инстанции, обжалование этого определения действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено. При этом в самом определении отсутствует указание на порядок его обжалования (ст. 383 ГПК РФ), в отличие от определений суда первой инстанции, подлежащих обжалованию (ст. 225 ГПК РФ).
В то же время ч. 3 ст. 381 ГПК РФ предусматривает, что председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Отметим, что ныне действующий (установленный Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ) порядок кассационного обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, по существу представляет собой надзорное производство, которое предусматривалось в редакции ГПК РФ, действовавшей до 1 января 2012 г. Поэтому, на наш взгляд, следует обратить внимание на позицию Конституционного Суда РФ относительно обжалования определения судьи об отказе в передаче жалобы в надзорную инстанцию для рассмотрения вопроса по существу.
Так, в постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П (далее – Постановление № 2-П) Конституционный Суд РФ указал, что правомочие председателя соответствующего суда надзорной инстанции или его заместителя не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела или об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции и вынести свое определение может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции. При этом названные должностные лица в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены ГПК РФ для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность (п. 6 Постановления № 2-П).
Валерий ГЛЕБОВ,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елена ПАРАСОЦКАЯ,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 17 за 2015 г.
Источники:
http://www.zakonrf.info/gpk/391.6/
http://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/kak-obzhalovat-resheniya-inspektorov-kontrolya-nadzora-s-2021-goda-poryadok-i-pravila-podachi-zhalob.html
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-TRETYA/Razdel-XV/Glava-48.1/Statya-412.10/
http://www.advgazeta.ru/arhivnye-zapisi/obrashchenie-v-nadzornuyu-instantsiyu/