0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный суд рф как орган судебного контроля

Судебные инстанции Верховного Суда РФ. Верховный суд как орган судебного надзора и контроля

В качестве судебного органа Верховный Суд РФ выполняет все судебные функции: суда первой инстанции, суда второй инстанции, суда, рассматривающего дела в порядке судебного надзора.

Полномочия Верховного суда по рассмотрению дел по первой инстанции определяется гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами республики.

Верховный Суд РФ может изъять любое дело из любого суда России и принять его к своему производству по первой инстанции. В таком порядке рассматривается большинство гражданских дел. Дела по первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает по общим правилам судопроизводства с постановлением соответственно решения или приговора, которые вступают в законную силу немедленно после их вынесения и могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ.

Верховный Суд России является кассационной (второй) инстанцией непосредственно для нижестоящих судов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам, по не вступившим в законную силу решения, приговора определения Верховных Судов республик в составе России, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов.

В сфере охраны свобод и прав человека первостепенную роль играет предварительный судебный контроль. Он распространяется на все подготовительные стадии процесса.

Наряду с традиционными обязанностями и правами суд может осуществлять контроль соблюдения законов и обеспечения прав лиц, вовлеченных в разбирательство по уголовному делу на начальных этапах.

Учитывая сказанное выше, судебный конституционный контроль необходимо рассматривать и в качестве способа реализации полномочий, и в виде уголовно-процессуальной функции. В первом случае речь в большей степени идет о юридической возможности активно влиять на действия и решения других ветвей системы.. Вместе с этим поддерживается паритет между ветвями системы. Правосудие выступает в качестве основного, но не единственного механизма регулирования.

Судебный контроль исполнительной власти реализуется в различных формах.

Они складывались исторически и представлены сегодня следующим образом:

1. Обжалование процессуальных решений (действий),

2. Судебный контроль обоснованности и правомерности бездействий/действий

3. Судебная неприкосновенность в отношении определенных категорий лиц на досудебной стадии в уголовном процессе. Она установлена ст. 448-450 УПК.

4. Судебный контроль правомерности и обоснованности решений в ходе осуществления международного сотрудничества при производстве по уголовным делам. Он предусмотрен в ч. 5 УПК.

Статья в тему:  Кого задержали в верховном суде

5. Заявление ходатайства на проведение предварительного заседания. Эта Характеристика системы

Доступность института выступает в качестве показателя демократичности, правовой культуры, правосознания граждан. Контроль судебной власти за ходом следствия, решениями прокурора, структур, проводящих расследование, проверка обоснованности ограничения свобод и прав лиц в уголовном процессе представляют собой специфическую работу. Она направлена на обеспечение защиты интересов сторон производства, предотвращение нарушений.

Проверка обоснованности мер принуждения

По статьям 10, 118 и 123 (ч. 3) Конституции, а также в силу конкретизирующих их ст. 243 и 15 УПК, суд не выступает в качестве органа уголовного преследования и не является стороной обвинения либо защиты.

Суд должен способствовать своевременному рассмотрению вопроса о продлении периода задержания лица до дня окончания срока, установленного в предыдущем решении.

Сложности в работе

Судебный контроль обоснованности и правомерности применения к обвиняемому меры пресечения в форме заключения под стражу и домашнего ареста, а также продления их периода сопряжен с некоторыми проблемами.

Проблема точного установления содержания таких категорий, как «обоснованность» и «правомерность», использования принудительных мер подчиняет себе все прочие вопросы, которые разрешает судебный контроль. Она выступает центральным элементом потенциально возможного либо уже существующего спора сторон. Судебный контроль осуществляют именно для его разрешения. В результате усилий уполномоченной инстанции удается в определенной степени погасить конфликт интересов в области применения принудительных процессуальных мер.

В ходе анализа судебного контроля можно сделать вывод о том, что в качестве повода для обжалования решения о выборе меры пресечения в форме заключения под стражу могут выступать не только обоснованность и правомерность ее применения, но и появление новых обстоятельств, которые учитываются при ее назначении.

Следует особо подчеркнуть, что судебный контроль состоит не в анализе представления следственных структур о необходимости заключить подозреваемого/обвиняемого под стражу, а в непосредственном исследовании доказательств, которые подтверждают целесообразность выбора меры. Должностное лицо в процессе изучения материалов должно удостовериться в том, что вина субъекта, доставленного к нему следователями, доказана хотя бы по одному из имеющихся эпизодов, а сами документальные подтверждения прикреплены к делу.

Формы проверки на этапе следствия

Положения Концепции о судебном контроле получили свое отражение и развитие в кодифицированном УПК.

Его анализ позволяет выделить следующие формы проверки на стадии следствия:

1. Разрешение суда на выполнение действий, касающихся ограничения конституционных прав субъекта.

2. Проверка правомерности принятия решения об осмотре жилища, выемки, обыска, личного досмотра, если указанные мероприятия были произведены в обстоятельствах, не терпящих отлагательств, в соответствии с постановлением следователя. После их осуществления в установленные сроки уполномоченный служащий должен уведомить о них суд.

3. Рассмотрение жалоб на бездействия/действия, решения, которые могут нанести вред свободам и правам участников следственных мероприятий.

В ст. 125, ч. 1 сказано, что обжалованию в суде подлежат не все действия/бездействия или решения прокурора, следователя либо дознавателя. Оспорить можно только то, что нарушает или может причинить ущерб свободам и правам граждан, участвующих в процессуальных мероприятиях.

Статья в тему:  Можно ли записывать в суде

Подать жалобу могут 3 категории участников следственных мероприятий:

1. Сторона обвинения. К ней относятся как органы и лица, чьи бездействия/действия либо решения оспариваются (прокурор, следователь, дознаватель), так и те, кто вправе подать жалобу (гражданский истец, пострадавший (потерпевший), их представители).

2. Сторона защиты. Все ее участники вправе направить жалобу на действия/бездействия/решения органов и лиц, выполняющих следственные мероприятия или осуществляющие контроль их проведения.

3. Другие участники уголовного производства. К ним относят, например, специалистов, понятых, переводчика, экспертов, свидетелей. Возможность подать жалобу для этих лиц закреплена в ст. 56-60 УПК.

Верховный суд как последняя инстанция

Верховный суд РФ — это высшая инстанция по делам общей юрисдикции. Он находится на одной иерархической ступени с Высшим арбитражным судом. Разница между ними заключается в делах, которые данная структура правомочна пересматривать. Увы, решения не всегда бывают объективны. Судьям свойственны ошибки, нельзя исключать и предвзятость. Это и является поводом для обращения, равно как и новые обстоятельства, которые появились после оглашения приговора.

«Инстанцию можно назвать судом для суда. Сотрудники обращают внимание, прежде всего, на те ошибки и недочёты, которые были допущены коллегами при рассмотрении того или иного дела. При этом многочисленные тонкости и обстоятельства события вероятного преступления уходят в тень самого разбирательства и действий человека в мантии», — считает адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Обращение в «Верховный» подаётся, если дело относится к общей юрисдикции. Работа инстанции кроется в оценке и контроле деятельности нижестоящих судов. Все поступающие жалобы можно классифицировать на апелляционные — для оспаривания решения, которое ещё не успело приобрести силу, кассационные — для пересмотра решений всех судов, кроме районных, и надзорные, которые затрагивают действия верховных судов республики, области, края, городов особого подчинения и автономных регионов страны.

«Поскольку Верховный суд перегружен работой, обращения должны быть краткими и ёмкими, изложенные сухим языком доказательств и аргументов. Эмоциям волю давать нельзя, даже несмотря на все пережитые трудности и обстоятельства рассмотрения. Для составления жалобы лучше воспользоваться услугами профессионального юриста, имеющего необходимый опыт», — советует адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Процесс подачи жалобы в Верховный суд описан в процессуальных кодексах. В любом обращении нужно указать наименование структуры, которая её принимает; сведения о лице или структуре, которая направляет её; список сторон и участников дела, а также полную информацию по ним.

«Регламент подачи жалобы в Верховный суд по уголовному делу закреплён в УПК РФ. Обычно жалобу подаёт та сторона, которая считает, что решение несправедливо, принято с нарушением законодательства или не были приняты во внимание важные обстоятельства дела. Жалоба подаётся заказным письмом. Прежде всего определяется, принять её или отклонить. Если выносится решение отклонить жалобу, то есть возможность обратиться к председателю «Верховного» и его заместителю», — резюмирует адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

Статья в тему:  Сколько лет лебедеву верховный суд

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П положение пункта 1 части 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 15 февраля 2016 г. N 2-ФКЗ часть 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ часть 4 статьи 2 дополнена пунктом 2.1

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

Статья в тему:  Каким законом определяется порядок формирования коллегий верховного суда рф

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ часть 4 статьи 2 дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 марта 2020 г. N 12-П взаимосвязанные положения статьи 19, пункта 7 части 1 статьи 20, пункта 7 статьи 21 КАС Российской Федерации и пункта 7 части 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона признаны не противоречащими Конституции РФ в части определения ими подсудности административных дел об оспаривании решений вышестоящих избирательных комиссий, которыми оставлено в силе решение окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации об отказе в регистрации кандидата в депутаты

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

Статья в тему:  Судебная практика расчет неустойки по дду который суд принимает всегда

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ пункт 12 части 4 статьи 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

ГАРАНТ:

См. Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ, утвержденный приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П

Информация об изменениях:

Часть 7 дополнена пунктом 6.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный конституционный закон от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ

Статья в тему:  Почему егор крид был в суде

6.1) устанавливает порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации не имеющими жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

После кассации как подать жалобу в Верховный суд

Если после первой кассации, вы не согласны с постановлением регионального суда, то воспользуйтесь шансом защиты ваших интересов в высшем судебном органе России — Верховном суде. Данный суд является второй кассационной инстанцией, которая рассматривает жалобы по гражданским делам всех субъектов РФ. Для этого гражданским процессуальным законодательством установлены определенный порядок обжалования, сроки подачи и требования к содержанию кассационной жалобы.

В этой статье мы делимся своим опытом обжалования в Верховном суде и даем проверенные юридические советы: как подать жалобу; что писать в кассации; какие сроки подачи; шансы выиграть судебный процесс. А также подробный план действий по ходу судебного процесса в ВС РФ.

Куда подать жалобу после первой кассации

Итак, по новым реформам в ГПК РФ, процедура кассационного обжалования в нашей стране проходит в два этапа. Первая стадия — подача и рассмотрение жалобы в кассационном суде общей юрисдикции регионального субъекта РФ. После первой кассации, следует вторая стадия — обращение в Верховный суд, единый для всех субъектов РФ. Мы отметим, что жалоба подается в судебную коллегию по гражданским делам ВС. Порядок обращения на этом этапе значительно проще, поскольку вы подаете все документы непосредственно в суд, удобным способом (электронно, лично или почтой).

Обратите внимание, что в соответствии с нормами ГПК, Верховный суд в кассационном порядке проверяет именно законность принятых ранее судебных решений, в отличие от апелляции, где вы можете ссылаться также и на необоснованность решений судей.

Юридическая помощь по обжалованию в Верховном суде

Статья в тему:  Какие документы нужны для подачи в суд на страховую компанию

Консультация в офисе и по телефону

Помощь адвоката. Стаж 18 лет по обжалованию в Верховном суде!

Работаем в период карантина 2021 года! Звоните.

Сроки подачи в верховный суд после кассации

Срок подачи жалобы в Верховный суд стартует сразу после первой кассации, то есть со дня оглашения акта кассационным судом вашего региона. Сроки закрепляются в ГПК, и составляют 3 месяца, за пределами которых обжалование невозможно, без веских причин пропуска периода подачи кассации в ВС.

Однако по нашему опыту, председатель Верховного суда может принять к рассмотрению вашу жалобу, если причина, по которой срок был пропущен, была уважительной (в том числе таковыми могут быть признаны болезнь, длительная командировка, уход за родственниками). Для этого Вам достаточно будет предоставить соответствующее ходатайство вместе с основным пакетом материалов, подаваемых в ВС.

Мы советуем, после кассации, не затягивать с её обжалованием, так как это время лучше потратить на подготовку юридически грамотной жалобы в Верховный суд, и тем самым увеличить шанс выигрыша судебного процесса.

Чем отличается кассация в Верховный суд

Отличия кассации в Верховный суд от предыдущей жалобы обусловлены спецификой самого судебного производства в ВС. Главной задачей высшего судебного органа является корректирование правоприменительной практики и формирование единой позиции, а именно устранение пробелов в правопонимании.

Поскольку после кассации Верховный суд является последней инстанцией обжалования судебных актов, то процедура обжалования возможна только после предварительной проверки вашей кассационной жалобы. Проверку осуществляет судья-фильтр на предмет соответствия условиям, предъявляемым ГПК, не только к оформлению и содержанию заявления, но и к позиции просителя. По результатам которой вы получаете извещение о принятии кассации или ее отклонении в приеме.

В отличие от первой кассации, ваше обращение в ВС с требованием пересмотра дела, должно кардинально отличаться мотивацией, обоснованием, акцентами и структурой изложения кассационной жалобы. Иными словами, не достаточно просто продублировать текст первой жалобы в кассацию для Верховного суда.

Мы напоминаем. На этом этапе коллегия проверит только ошибки судов нижестоящих инстанций, в связи с чем вам не нужно излагать обстоятельства дела.

Нельзя аргументировать свою позицию оценкой доказательств. Основная задача на данной стадии — чтобы коллегия приняла решение о запросе всех материалов дела из архива, поскольку после их истребования вероятность приглашения Вас в кассацию наиболее высока.

Как писать жалобу в Верховный суд (вторую кассацию)

После кассации, без соблюдения формальных требований, инициирование процедуры обжалования в Верховном суде невозможно. Поэтому вам перед подачей документов в ВС, необходимо внимательно изучить предъявляемые к ним критерии. Иные просьбы, не предусмотренные процессуальным законодательством, не должны содержаться в основе кассационной жалобы.

Как следует из статей ГПК жалоба (вторая кассация) должна содержать:

  • Сведения о суде рассмотрения обращения (подразделение Верховного суда, адрес)
  • Ваши данные и процессуальный статус (ФИО, адрес, заявитель — ответчик или истец)
  • Данные остальных участников дела (ваши представители — адвокат или юрист, вторая сторона спора — истец или ответчик, третьи лица)
  • Предмет спора, информацию об обжалуемом акте и других постановлениях и определениях, принятых по делу.
  • Основания для обжалования. В этой части кассации следует указывать в чем состоят нарушения и приводить аргументы, подтверждающие позицию заявителя, т.е. вашу. По нашему опыту обращений в Верховный суд, мы рекомендуем вам указывать номера листов архивных материалов, прикладывать копии не рекомендуется, поскольку в таком случае дело не истребуют из архива. Также мы отметим, что такая характеристика как существенность является оценочной, зависит от судейского усмотрения и устанавливается в отношении каждого конкретного спора.
  • Указания на правовые нормы и законы, которые подтверждают наличие нарушений, допущенных в решении судов, апелляции или в после первой кассации.
  • Ваши требования прописываются в конце кассационной жалобы в Верховный суд. Мы уточним, поскольку компетенция судей на этом этапе ограничена, нельзя просить о переоценке доказательств и обстоятельств.
  • Документы-приложения.

Обратите внимание. Можно просить о вынесении нового решения или о новом рассмотрении в зависимости от того, есть ли необходимость в дальнейшем исследовании доказательств и переоценке имеющихся данных.

План обжалования по кассации в Верховном суде

После кассации обжалование в коллегии по гражданским делам Верховного суда продвигается по плану:

Статья в тему:  Що таке становий суд

Шаг 1. Подготовьте новую кассационную жалобу и приложения к ней. Пакет документов будет зависеть от выбранного вами способа подачи. Существует различные способы обращения в ВС. Например, через сайт Верховного суда поддерживающий сервис электронной подачи документов. В этом случае Вам достаточно будет заполнить регистрационные данные на портале «Госуслуг», заполнить предложенную форму и приложить скан кассации и квитанции об уплате госпошлины. По своему опыту мы считаем, что преимуществом электронного способа подачи документов является то, что не нужно прикладывать многочисленные копии актов нижестоящих инстанций. Также пакет документов можно подать классическим способом: лично или по почте.

Что еще вам нужно приложить к оригиналу жалобы в Верховный суд:

  • Ее копии по количеству участвующих в деле лиц.
  • Заверенные копии обжалуемых актов (подтверждение отправки лицам не требуется). Мы напомним, что прилагаемые вами кассационные определения, апелляционные постановления, судебные решения должны содержать синие штампы суда, принявшего данные решения.
  • Квитанция об уплате госпошлины (размер для физических лиц-150 рублей. В случае освобождения Вас от уплаты госпошлины в иных инстанциях, при подаче обращения на данном этапе Вы также не уплачиваете пошлину).
  • Доверенность на представителя (если он занимается подачей кассации в Верховный суд).

ШАГ 2. Дождаться результатов первичного рассмотрения жалобы судьей-фильтром. В зависимости от выбранного способа Вы получите извещение в письменном (по почте) или электронном виде (поменяется статус Вашего заявления с «поступила в суд» на «принято к производству» в личном кабинете)

ШАГ 3. В случае принятия кассации к производству будет назначена дата рассмотрения спора в Верховном суде. По нашему опыту, спор будет рассмотрен в течение двух или трёх месяцев(в зависимости от того, было ли истребовано дело из архива).

Важно. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» закрепляет за вами право на подачу дополнения к кассационной жалобе.

Консультация по обжалованию в Верховном суде

Статья в тему:  Какие дела рассматривают суды первой инстанции

Подготовка кассаций в ВС РФ. Обжалование в Верховном суде. Адвокат по жалобам в ВС.

Можно ли выиграть в Верховный суд по кассации

Несмотря на то, что для вступивших в законную силу судебных актов предусматривается возможность обжалования в надзорном порядке, там существуют особые строгие основания пересмотра. Не любое дело может быть рассмотрено в рамках кассации в Президиуме Верховного суда (на практике в таком порядке рассматривается 0,1 % заявлений)

Таким образом, пересмотр в порядке второй кассации — ваша крайняя возможность добиться отмены спорных судебных решений и восстановить нарушенные права по материальным и процессуальным основаниям, поскольку чаще всего выносится именно отказное определение, что связано с неправильной аргументацией просьбы.

Вторым фактором, обуславливающим необходимость юридически грамотного составления кассационной жалобы является то, что для того, чтобы воспользоваться дальнейшей международной защитой (ЕСПЧ), необходимо исчерпать все внутригосударственные средства защиты, поэтому необходимо составить такой документ, который не только будет содержать все необходимые сведения, но и покажется судье-фильтру достаточно мотивированным, чтобы быть рассмотренным в ВС РФ.

Судья-фильтр Верховного суда может отказать в передаче кассации, которая не удовлетворяет требованиям ГПК, поэтому необходимо грамотно и с учётом особенностей процесса и инстанции составить данный процессуальный документ.

«Кахиев и партнеры» имеет многолетний опыт прохождения последней инстанции — процедуры обжалования по кассации в Верховном суде. Наши специалисты на основе анализа предоставленных Вами материалов оценят перспективы обжалования, сформулируют позицию, акцентируя на наиболее «перспективных» существенных нарушениях, подготовят кассационную жалобу в ВС, дадут по ней комментарии и организуют подачу всех документов. Что поможет Вам значительно увеличить шансы выигрыша всего судебного процесса.

Установлен срок обращения к руководству Верховного Суда РФ о пересмотре конкретного дела

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об ограничении срока для обращения к Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю в случае отказа в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебной коллегии ВС РФ пределами двухмесячного срока на кассационное обжалование [1] .

Процедура кассационного обжалования в Верховном Суде РФ судебных актов по экономическим спорам предусматривает, что стороны в течение двух месяцев после вынесения судом округа постановления по делу могут обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).

Судья Верховного Суда РФ в течение двух месяцев (трех – в случае истребования дела) изучает жалобу, после чего выносит либо определение о передаче дела для рассмотрения судебной коллегией ВС РФ, либо об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

Если в передаче дела для рассмотрения коллегией будет отказано, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи, своим определением отменить его и передать дело для рассмотрения в коллегию (ч 8 ст. 291.6). При этом законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах не устанавливает ни процедуры, ни сроков вынесения такого определения.

Статья в тему:  Можно ли записывать в суде

На практике Председатель, его заместитель пользуются данным полномочием при обращении к ним с просьбой одной из сторон дела. Сроки обращения стороны с такой просьбой (жалобой) также не установлены.

Это регулирование приводило к тому, что сторона могла обратиться к Председателю ВС РФ, его заместителю спустя длительное время после отказа в передаче дела для рассмотрения в коллегии, а Председатель мог рассматривать такую жалобу неограниченное количество времени.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Конституционный Суд РФ указал, что аналогичный подход ранее выработан в рамках регулирования порядка подачи жалоб в Верховный Суд РФ, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом РФ.

О чем подумать, что сделать

На данный момент не приняты изменения в АПК РФ, которые урегулировали бы порядок обращения к Председателю ВС РФ, его заместителю. Однако Верховный Суд РФ в своей деятельности уже руководствуется подходом, определенным Конституционным Судом РФ.

В связи с этим нужно учитывать следующее:

  • Двухмесячный срок фактически установлен для подготовки двух жалоб: непосредственно кассационной жалобы и жалобы Председателю ВС РФ, его заместителю на определение судьи об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судебной коллегией. Следовательно, при подготовке и подаче кассационной жалобы необходимо рассчитывать время таким образом, чтобы в случае отказа оставался достаточный срок для подачи жалобы Председателю, его заместителю.
  • В настоящее время, несмотря на отсутствие в Налоговом кодексе РФ прямой нормы, устанавливающей обязанность по уплате государственной пошлины, в силу того, что Конституционный Суд РФ приравнял по правовому статусу жалобу на определение судьи к кассационной жалобе, при подаче жалобы на определение судьи в Верховном Суде РФ требуют представления доказательств уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение Председателем ВС РФ или его заместителем в размере, установленном за рассмотрение кассационной жалобы.
  • Если срок уже пропущен, заявители вправе ходатайствовать о восстановлении срока со ссылкой на установление сроков лишь Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.07.2018 (ст. 291.2, ст. 117 АПК РФ), содержание которого идет вразрез с применяемой ранее практикой и Верховного Суда РФ, и самого Конституционного Суда РФ (определения от 27.06.2017 № 1358-О, 1387-О, 1388-О, от 28.09.2017 № 2042-О).

[1] Постановление КС РФ от 12.07.2018 № 31-П.

Источники:

http://studopedia.ru/20_16199_sudebnie-instantsii-verhovnogo-suda-rf-verhovniy-sud-kak-organ-sudebnogo-nadzora-i-kontrolya.html

http://chelovekizakon.ru/dela/verhovnyj-sud-kak-poslednyaya-instanciya

http://base.garant.ru/70583616/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

http://advokat-kr.ru/uslugi/grazhdanskie-dela/kak-podat-zhalobu-v-verxovnyij-sud-posle-kassaczii.html

http://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-deadline-for-appeal-to-the-supreme-court-for-reconsideration-of-a-particular-case/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector