0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный суд рф как высший судебный орган для арбитражных судов

Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127
Конституция Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак — эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Регламент арбитражных судов Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Два в одном

Наличие двух судебных систем являлось избыточным. Тем более что обе они применяли в своей работе одни и те же кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Только суды общей юрисдикции использовали их для решения споров с физическими лицами, арбитражные — для разрешения дел компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом позиции ВС и ВАС по целому ряду вопросов не совпадали. Устранить разночтения законов должно было объединение судов.

Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

Устранение противоречий между позициями ВС РФ и ВАС РФ происходит путем выпуска соответствующих разъяснений Верховного суда. Поэтому юристы не пропускают выпуск новых постановлений Пленума и Президиума ВС РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ). Фактически ВС РФ предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ. Однако законом не определено, в какой момент и каким образом утрачивают силу постановления Президиума ВАС РФ.

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже. «Если мы не находили поддержки в судах общей юрисдикции, то имели надежду, что ВАС это поправит, — говорит Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры». — Теперь мы имеем единый суд, внутри которого идет дискуссия, кто и когда будет рассматривать дела и чья это будет компетенция. Эта дискуссия недоступна нам и мы не можем на нее влиять. Все происходит исключительно между коллегиями».

Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.

В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС «Правосудие» и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.

Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС «Правосудие».

Конечно, не обошлось и без недостатков. Объединение ВС РФ и ВАС РФ привело к увеличению общего срока рассмотрения дел. «Раньше мы знали, что можем пройти три инстанции и получить результат, теперь их восемь, — говорит Рустам Курмаев, партнер Goltsblat BLP. — Срок рассмотрения дела составлял 12-14 месяцев. Теперь он может достигать 2 лет».

Тем не менее эксперты отмечают, что российская юрисдикция постепенно становится более привлекательной. А именно это и было главной целью реформы. «Одна из задач реформы — это выстроить судебную систему таким образом, чтобы российская система стала конкурентоспособной», — говорит Иван Марисин, управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel. На возврат споров с российскими участниками в юрисдикцию РФ влияет общая международная обстановка. Последние годы в России набирала популярность англо-саксонская система. «До 60 процентов дел в высоком суде Англии были связаны с Россией», — отмечает Марисин. Но теперь увлечение английским правом снижается. «Когда оказывается, что эта система может быть очень жесткой, приходит разочарование», — поясняет эксперт. Кроме того, введение санкций сказалось и на работе судов. «Санкционная война приводит к тому, что не удовлетворяются иски стран, попавших под санкции», — поясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы «Герберт Смит Фрихилз СНГ ЛЛП».

По словам экспертов, тех, кто вернулся к рассмотрению дел в российской юрисдикции, ждет приятный сюрприз. «Все удивляются, насколько дешево можно рассмотреть дело в российской юрисдикции», — отмечает Валерий Еременко, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Цены в РФ пока несопоставимы с зарубежными.

Верховный суд Российской Федерации

Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ.

ВС создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию.

ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ, ВС принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года, ВС РФ изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности ВС РФ в соответствии с федеральными законами; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

ВС РФ действует в следующем составе: пленум ВС; президиум ВС; апелляционная коллегия; судебная коллегия по административным делам; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; военная коллегия.

Судьями ВС являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Руководство Верховным судом осуществляет председатель ВС РФ.

Пленум ВС действует в составе председателя, его заместителей и судей ВС. В заседаниях пленума могут участвовать по приглашению председателя ВС судьи Конституционного суда, Высшего арбитражного суда, иные судьи и другие лица. В случае необходимости могут проводиться совместные заседания пленума ВС и пленума ВАС.

Президиум ВС состоит из 13 судей в составе председателя, его заместителей и судей ВС. Заседание проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов президиума.

Апелляционная коллегия Верховного суда состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями ВС. Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебной коллегией по гражданским делам, судебной коллегией по административным делам и военной коллегией ВС.

При Верховном суде в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается пленумом по представлению председателя ВС.

В Верховном суде действуют общее собрание судей и Совет судей ВС РФ.

Председатель Верховного суда Российской Федерации — Вячеслав Лебедев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Верховный суд как последняя инстанция

Верховный суд РФ — это высшая инстанция по делам общей юрисдикции. Он находится на одной иерархической ступени с Высшим арбитражным судом. Разница между ними заключается в делах, которые данная структура правомочна пересматривать. Увы, решения не всегда бывают объективны. Судьям свойственны ошибки, нельзя исключать и предвзятость. Это и является поводом для обращения, равно как и новые обстоятельства, которые появились после оглашения приговора.

«Инстанцию можно назвать судом для суда. Сотрудники обращают внимание, прежде всего, на те ошибки и недочёты, которые были допущены коллегами при рассмотрении того или иного дела. При этом многочисленные тонкости и обстоятельства события вероятного преступления уходят в тень самого разбирательства и действий человека в мантии», — считает адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Обращение в «Верховный» подаётся, если дело относится к общей юрисдикции. Работа инстанции кроется в оценке и контроле деятельности нижестоящих судов. Все поступающие жалобы можно классифицировать на апелляционные — для оспаривания решения, которое ещё не успело приобрести силу, кассационные — для пересмотра решений всех судов, кроме районных, и надзорные, которые затрагивают действия верховных судов республики, области, края, городов особого подчинения и автономных регионов страны.

«Поскольку Верховный суд перегружен работой, обращения должны быть краткими и ёмкими, изложенные сухим языком доказательств и аргументов. Эмоциям волю давать нельзя, даже несмотря на все пережитые трудности и обстоятельства рассмотрения. Для составления жалобы лучше воспользоваться услугами профессионального юриста, имеющего необходимый опыт», — советует адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Процесс подачи жалобы в Верховный суд описан в процессуальных кодексах. В любом обращении нужно указать наименование структуры, которая её принимает; сведения о лице или структуре, которая направляет её; список сторон и участников дела, а также полную информацию по ним.

«Регламент подачи жалобы в Верховный суд по уголовному делу закреплён в УПК РФ. Обычно жалобу подаёт та сторона, которая считает, что решение несправедливо, принято с нарушением законодательства или не были приняты во внимание важные обстоятельства дела. Жалоба подаётся заказным письмом. Прежде всего определяется, принять её или отклонить. Если выносится решение отклонить жалобу, то есть возможность обратиться к председателю «Верховного» и его заместителю», — резюмирует адвокат по уголовным делам Вячеслав Лоскутов.

Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров Текст научной статьи по специальности « Право»

  • Право

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулкадыр Магомедович Исамагомедов, Тагир Азизулаевич Маметов

В статье рассматриваются реформы, произошедшие в судебной системе России. В частности, упразднение Высшего Арбитражного суда РФ и передача полномочий Верховному Суду РФ, создание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдулкадыр Магомедович Исамагомедов, Тагир Азизулаевич Маметов

Supreme Court as the Highest Judicial Body Economic Dispute Resolution

This article discusses the reforms that have taken place in the judicial system of Russia. In particular, the abolition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation and the transfer of authority to the Supreme Court of the Russian Federation, the creation of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation, issues related to the competence of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров»

Верховный Суд как высший судебный орган по разрешению экономических споров

Supreme Court as the Highest Judicial Body Economic Dispute Resolution

Абдулкадыр Магомедович ИСАМАГОМЕДОВ,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории государства и права

Юридического института Дагестанского государственного университета

Тагир Азизулаевич МАМЕТОВ,

магистрант 2-го года обучения

Юридического института Дагестанского государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются реформы, произошедшие в судебной системе России. В частности, упразднение Высшего Арбитражного суда РФ и передача полномочий Верховному Суду РФ, создание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вопросы, отнесенные к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: Верховный Суд, экономические споры, арбитражные суды, судебные коллегии, Конституция Российской Федерации

Abstract. This article discusses the reforms that have taken place in the judicial system of Russia. In particular, the abolition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation and the transfer of authority to the Supreme Court of the Russian Federation, the creation of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation, issues related to the competence of the Judicial Panel on Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation.

Key words: Supreme Court, economic disputes, arbitration courts, judicial boards, the Constitution of the Russian Federation

После проведенной судебной реформы в России Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа 2014 г. Структура Верховного Суда РФ была изменена: Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, состоящей из 30 судей. В целом система арбитражных судов сохранилась, отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. В его составе об-

разована Судебная коллегия по экономическим спорам, выполняющая роль второй кассационной инстанции для арбитражных судов. Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией, выполняющей полномочия по судебному надзору, в том числе и в отношении судебных актов по экономическим спорам, вынесенным арбитражными судами.

5 февраля 2014 г. были приняты сразу три нормативных правовых акта, которые стали основой проводимой судебной реформы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» № 2-ФКЗ и Федеральные конституционные законы «О Верховном Суде Рос-

сийской Федерации» № Э-ФКЗ и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» № 4-ФКЗ.

В Конституции РФ отсутствуют статьи о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 127, ч. 1. ст. 128) и арбитражно-про-цессуальном законодательстве (все процессуальные отрасли были объединены под единым понятием «процессуальное законодательство» (п. «о» ст. 71); в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»» претерпела изменение система судов России (ч. 3. ст. 4) и также были исключены упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 4, 33 и др.). Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» определен статус нового Верховного Суда Российской Федерации.

«Изменения, предусмотренные в законах, были направлены только на изменение организации высших судебных органов, без внимания к изменению сложившейся системы нижестоящих судов. Но это изменение неизбежно в связи с тем, что в целом система судов общей юрисдикции не предполагает в своей организации принципа экстерриториальности, т.е. в ней полностью отсутствуют суды, которые не совпадали бы с административно-территориальным делением РФ, в то время как система арбитражных судов основана исключительно на экстерритори-альности»1.

Координация судебной практики в системе арбитражных судов, за исключением некоторых частных вопросов, регулируемых апелляционными судами (преимущественно вопросы рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)), возложена на суды кассационной инстанции (их десять). В системе судов общей юрисдикции аналогичные функции осуществляют президиумы областных судов (которых в субъектах уже 85). Приведенная ситуация прямо иллюстрирует то, что фактически сложилось десять разных подсистем арбитражных судов и 85 подсистем судов общей юрисдикции, причем в целом региональная практика правоприменения по конкретным вопросам даже в рамках одной судебной системы бывает очень различной. Эта практика может разниться даже в рамках судебных составов и коллегий одного суда.

Объединение высших судов в единый орган повлечет за собой постепенное преобразование споров о подведомственности в споры о подсудности между различными судами отдельных звеньев системы, тем самым не устранив проблему,

а перенеся ее на качественно новый уровень, требующий более существенных затрат правовых средств на ее устранение.

Результатом объединения высших судебных инстанций должно было стать присоединение арбитражных судов к судам общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ в качестве специализированных судов по аналогии с военными судами. Что касается недавно образованного в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, то он также органично вписался бы в эту систему в качестве специализированного суда общей юрисдикции наряду с арбитражными и военными судами. Однако в специальной литературе имеются и иные точки зрения — вплоть до «растворения» полномочий арбитражных судов в полномочиях судов общей юрисдикции2.

В настоящее время Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, которая состоит из 30 судей, осуществляет ранее подсудные Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации функции по разрешению экономических споров. Данная коллегия стала второй кассационной инстанцией, в которой будут пересматриваться определенные судебные акты. Поданная в Верховный Суд РФ кассационная жалоба предварительно будет изучаться единолично судьей Верховного Суда РФ, а затем может быть передана в указанную коллегию.

Кроме того, предусматривается, что акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ обжалуются в Президиум Верховного Суда РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей Верховного Суда РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум Верховного Суда РФ3.

К компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации относится рассмотрение следующих дел:

■ в порядке первой инстанции экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации;

■ в порядке первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

■ в порядке надзора дела по представлениям на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (ст. 293 АПК РФ);

■ пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов (ст. 310 АПК РФ).

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции рассматривает вопросы по разрешению экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации. В качестве суда первой инстанции рассматриваются также дела о признании недействительными и не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы организаций и граждан ненор-

мативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Правительства РФ. Арбитражно-процессуальный кодекс также относит к компетенции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

1. Круглое В.В. Современная система арбитражных судов в Российской Федерации // Право: современные тенденции: Материалы IV Меж-дунар. науч. конф. 2017. С. 44—49.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации

Под редакцией З.А. Саидова

Правовое регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. З.А. Саидова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 271 с. -(Серия «Magister»).

Анализируются проблемы правового и организационного характера, связанные с регулированием экономики России в условиях цифровизации. Раскрываются концептуальные основы регулирования цифровой экономики. Особое внимание уделяется особенностям использования правовых средств воздействия на процессы, которые протекают в условиях цифровой реальности. Рассматриваются особенности правового регулирования оборота и использования криптовалю-ты, осуществления рекламной деятельности, а также противодействия правонарушениям экономической направленности.

Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового регулирования экономической деятельности, а также проблемами развития цифровой экономики.

Источники:

http://www.arbitr.ru/arxiv/vas/

http://rg.ru/2015/05/27/sudy.html

http://ria.ru/20131007/968368472.html

http://chelovekizakon.ru/dela/verhovnyj-sud-kak-poslednyaya-instanciya

http://cyberleninka.ru/article/n/verhovnyi-sud-kak-vysshii-sudebnyi-organ-po-razresheniyu-ekonomicheskih-sporov

Статья в тему:  Как проходит верховный суд
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector