1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что хотела супруга барона мюнхаузена на суде

Тот самый Мюнхгаузен: психологическая история Марты

Внезапно поняла, про что любимый многими (и мной) фильм «Тот самый Мюнхгаузен» – он про исполнение инфантильной мечты о слиянии. За безумно смешными шутками, из которых почти целиком состоит фильм, за игрой великих актёров как-то забывается, что история-то, фактически, про большую любовь. Любовь барона Мюнхгаузена к Марте, простой девушке: он готов отдать любимой всё, что пожелается. Желается то немногого: она просто хочет выйти замуж и получить официальный статус законной супруги.

Марте не нужны ни деньги, ни титул барона; она впоследствии легко удовлетворяется статусом жены садовника, её мечты изначально – мечты юной немецкой мещаночки. Мюнхгаузен даже и не против брака, он готов развестись с законной женой Якобиной, готов жениться на возлюбленной, но мешают бюрократические препоны и нежелание терять статус баронессы уже Якобиной. После ряда уморительно смешных сцен фильма (приезд пастора, аудиенция у герцога, сцена суда, провозглашение 32 мая) выясняется, что официально развестись барон не может. Но зато может по документам числиться покойным, а на деле, став скромным садовником Мюллером, жениться на любимой. Барон превращается в тихого бюргера и официально оформляет отношения с Мартой законным браком. Семья, маленький бизнес, ребёнок, Марта должна бы быть счастлива. Она ведь добилась желаемого и превратила любимого, такого неудобного и взбалмошного, в то, что ей хотелось – в супруга и спокойного мещанина.

И тут происходит то, чего никто не ожидал, и она сама меньше всех: когда Марта победила всех и добилась желаемого, ей оказалось невыносимым жить в такой реальности. Любимый, перестав быть собой, превратился в скучного и банального обывателя, который ведёт небольшой бизнес, уважаем соседями и никакими безумными выходками не отравляет ей жизнь. Но Марте, как оказывается, этого не надо! Она полюбила изначально не соседа-пивовара или бюргера-ремесленника, а сумасбродного барона с его завиральными байками о полётах на Луну и разговорах с Аристотелем. А ведь Марте долго искренне казалось, что вот стань он понормальнее, перестань врать и выдумывать сказки – тут-то и настанет самое счастье. Но бюргер-то ей сразу не был нужен! Но нет, ей нужен был барон, человек намного старше её (у него взрослый сын), чудной и странный, над которым смеются соседи и фантастическим историям которого сама Марта, похоже, всё равно верит.

Статья в тему:  Что такое ухвала суду

Так что в начале второй серии Марта не выдерживает той «нормальности», о которой сама так мечтала, и уходит от барона. Потом оказывается, что вернуться в мир живых – куда как сложнее, чем из него выписаться в царство мёртвых, и барону придётся пройти через смертельные испытания, чтобы получить право вернуть себе имя. Но тут уж Марта понимает, что ничего другого ей не надо, и что любит она его таким, какой он есть. Таким, каким он выдумывает свои странные приключения, таким, каким он живёт на два мира – нормальный и фантастический. И очень показательно, что когда барона направляют в полёт на пушечном ядре, Марта в конце концов делает правильный выбор и предупреждает его о сыром порохе. Выбор в пользу своей любви – пусть даже ей придётся увидеть любимого мёртвым. Лучше пусть он умрёт собой настоящим (так думают и Марта, и барон), чем живёт выдуманной, не своей жизнью; это ведь и не жизнь вовсе. Опыт пребывания барона в живых мертвецах у них есть, и обоим он очень не понравился – настолько не понравился, что Марта в итоге сбежала от «садовника Мюллера».

Так вот, а с психологической точки зрения – в начале фильма Марта изначально высказывала инфантильную идею о том, что другой человек должен удовлетворять её желаниям. Запрос изначально нереальный, потому что инфантильный. Нет, дело не в том, что «ты полюбила его таким – теперь терпи». Это в фильме Марта полюбила барона любовью, которая сильнее смерти; ну так и фильм – художественное произведение, то есть, не совсем про жизнь снято. А вот основная идея в фильме художественными средствами выражена настолько точно, насколько в реальной жизни и невозможно. И фильм говорит нам за полтора часа такое, на что в психотерапии ушел бы год, а в реальной жизни – так и все двадцать. Что инфантильные мечтания, будучи реализованы, не приносят счастья. Того счастья, которое казалось таким близким: ну изменись вот совсем чуточку, и будем счастливы мы навек.

Вот Марта упорно и добивается, чтобы её мечта исполнилась в точности. И даже достигает этого. Но, как говорится в старой поговорке: если боги хотят нас наказать, они наказывают нас исполнением наших желаний.

Марта требовала, чтобы всё было, как она хочет, и тогда всё будет хорошо. Но, как выяснилось, её «хорошо» зависело не от замужнего статуса, а от того, какой мужчина был рядом с ней – смирный садовник или взбалмошный барон-завирака. Именно правильный мужчина рядом делал её счастливой.

И ещё: любовь – она по определению возможна между РАЗНЫМИ людьми. Разные – это такие, которые хоть в чём-то непохожи. А непохожесть другого не всегда радует и очаровывает; иногда она бесит и утомляет. Если другой – он не такой, как мы сами, то не всегда общение с ним будет чистым наслаждением: иногда оно будет невыносимо. Но важная компонента любви – увидеть другого, понять его непохожесть и испытать широкую гамму чувств: и любовь, и злость, и возмущение, и умиление, восторг, обиду…. Переживать это всё и всё-таки выбирать быть с ним рядом.

Статья в тему:  Что такое апелляционный суд в украине

Если очень хочется любить себя, то можно не пытаться воспитать из другого собственного клона, а напрямую любить себя, уникального. Слияние – это не любовь; это инфантильная защита от встречи с другим. А любовь – она про то, как дорог нам другой человек, вместе с его достоинствами и недостатками. В фильме Марта в конце концов поняла это и сделала свой выбор. И заплатила за него очень дорого (мы ведь так и не знаем, вернулся ли барон из последнего полёта на Луну – в фильме пошли уже титры). Но она выросла и научилась любить другого человека, а не жаждать инфантильного слияния с покорным её воле существом.

Для меня этот фильм – история маленькой Марты, которая выросла и изменилась. Пусть этот персонаж и не очень ярко прописан автором, пусть самые смешные реплики отданы другим героям и игра гениальных актёров заслоняет её тихий голос, но весь сюжет фильма закручен её волей и желаниями. И именно Марта, самый несмешной персонаж, серьёзно взрослеет к концу фильма и делает тот самый выбор, который решает в этой истории всё.

А бабы здесь тихие

Тестом Бехдель по нашему кино

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Режиссёр Марк Захаров; сценарий Григория Горина; музыка Алексея Рыбникова.

В главных ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник.

Посмотреть самый романтичный шедевр застойного кинематографа можно здесь.

Говорящих/поющих женщин в «Том самом Мюнхгаузене» пять. Перечислю в порядке появления:

  1. Марта, гражданская жена барона
  2. Якобина, официальная жена барона
  3. Безымянная «советница герцога» (так на «Кинопоиске»)
  4. Безымянная покупательница гвоздик в начале второй серии
  5. «Пастушка» Берта (Любовь Полищук), исполнительница поминального шлягера «Мы с бароном танцевали на Луне»

Стоит ли пояснять, что говорят и поют эти женщины не друг с другом. Лишь на 38-й минуте второй серии Рамкопф-Абдулов затаскивает Марту в карету Якобины, и там, в его присутствии, между жёнами барона Мюнхгаузена происходит короткий разговор. Отгадайте с одного раза, о ком.

НЕЗАЧЁТ 2/3

Послесловие №1

«Тот самый Мюнхгаузен» — один из лучших советских фильмов о бунте Хорошего Человека против мещанства и приспособленчества. В 60-е годы герои такого кино бежали в тайгу и науку, чтобы совершать великие открытия или, по крайней мере, беззаветно служить народу. Вернее, они бежали в тайгу-науку и после 60-х, но хорошего, искреннего кино из общественно-полезных подвигов уже не получалось. Если в 1971 г. Визбору в манерном и прекрасном «Ты и я» ещё удаётся более-менее убедительно удрать от вещизма и конформизма в Сибирь, то к 1979-му такие шестидесятнические фокусы в приличных фильмах больше не катят. Басилашвили в «Осеннем марафоне» не бежит вообще никуда — так и падает на брегах Невы, подкошенный средой и собственным малодушием. Ну, а Янковский-Мюнхгаузен под руководством Горина и Захарова уносится в аллегорию, сказку и карамельную Германию конца XVIII века.

Статья в тему:  Что такое инвестиционный суд

К чему я это всё в нашем краснознамённом блоге им. Л. Уоллес и Э. Бехдель? К тому, что эволюция мужских образов в хорошем советском кино антимещанской направленности (от героических физиков-геологов до барона Мюнхгаузена и стоматолога Фарятьева с его фантазиями о пришельцах) сопровождалась полномасштабной деградацией образов женских. Таня в «Неотправленном письме» (1959) стойко гибнет в поисках алмазов наравне с коллегами-мужчинами; Лена в «Июльском дожде» (1966) ходит на интересную работу и ведёт умные беседы. Конечно, и в оттепельных киношедеврах в авангарде борьбы с мещанством и двуличием шагают мужчины, но ни у кого не возникает сомнений, что женщины тоже солдаты на этой войне — активные, беспокойные, ищущие и т. д.

К началу 80-х советские киногероини выродились в Марту из «Того самого Мюнхгаузена» — хрустальную мечту советского интеллигента мужского пола о «самых любимых и преданных женщинах», про которых пел Высоцкий.

Ближе к концу первой серии «ТСМ» аллегорический немецкий социум начинает давить на Мюнхгаузена не по-детски: мол, извольте быть как все, господин барон. Тот в шоке спрашивает у Марты: «Ты тоже так считаешь?» — и тут же затыкает ей рот ладонью: «Нет, не говори. Я сам».

И то правда: о чём тут говорить? Марта, по собственному признанию, — «обыкновенная женщина», желающая не полётов на Луну, а законного брака и семейного очага. В первой серии всё с ней понятно. Во второй серии тоже понятно, но по-другому: там оказывается, что Марта — типовая жена декабриста. Она достойна восхищения, ибо любит и ценит Мюнхгаузена именно Таким, Какой Он Есть. Её героизм и подвиг в том, что она готова унять свою приземлённую, мелкобуржуазную бабью натуру и, обливаясь слезами, терпеть ради Великого Человека всё, включая 32-е мая, о существовании которого барону позарез понадобилось объявить именно на бракоразводном процессе.

Когда Мюнхгаузена сажают в тюрьму, Марта так и говорит ему на свидании:

— (телепатически, под музыку Рыбникова) Я согласна вернуться. Я буду терпеть.

Короче, как сказал поэт, ах, какая женщина, какая женщина, мне б такую. Мюнхгаузен, как интеллигентный человек, тоже высоко ценит подобную самоотверженность. В финальной сцене он даже доверяет Марте зажечь фитиль у пушки, из которой полетит на Луну.

Если Марта в исполнении Елены Кореневой — сияющий идеал для позднесоветского романтика, то официальная жена Якобина (Инна Чурикова), видимо, демонстрирует нам, какой женщина быть не должна. Героиня Чуриковой коварна и двулична, что твой Макиавелли, но это ещё полбеды. Самое страшное в том, что она нескромна и неженственна: своенравная, острая на язык, фехтованием занимается, любовников имеет, мужиками командует. Ужас ужасный.

Вообще, образ Якобины сильно смахивает на «феминистку-пугало» (straw feminist) голливудского разлива. Видно, страшный призрак женской эмансипации не прошёл мимо Горина-Захарова. В одной сцене — во время бракоразводного процесса — они даже вкладывают в уста Якобины реплику откровенно феминистического содержания:

Статья в тему:  Что такое жабий суд

— Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину — брошенной…

Ну, а комментарием к речи Якобины в суде, напомню, служит шуточка про женскую логику:

— Ясно чё: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…

— Ясно чего: чтобы не бросал.

Послесловие №2 (очень личное, предупреждаю)

Одним послесловием к такому фильму, как «Тот самый Мюнхгаузен», не отделаешься.

В подостковом возрасте я зачарованно пересматривал «ТСМ» всякий раз, когда его показывали по телевзору. Это замечательное кино — остроумное, многослойное, лёгкое, не принимающее себя всерьёз. Впечатление, которое производит на мальчиков с поэтическим сдвигом по фазе история пылкого нонконформиста Мюнхгаузена, трудно выразить словами. Помню, после каждого просмотра я чувствовал опьяняющую смесь радости от того, что у меня впереди целая жизнь, и горького подозрения, что в этой жизни не будет женщины столь же прекрасной и всепонимающей, как Марта пера Г. Горина в исполнении 26-летней Елены Кореневой.

Лет в 16 или 17, под Новый год, я даже написал слова на бессмертную мелодию Рыбникова. Было там что-то вроде:

Не будет счастья — так останется печаль,

и хватит глаз, когда для нас погаснут звёзды.

Прошу тебя: не отвечай.

Я научусь не замечать

пустыню вечности у своего плеча.

И т. д., и т. п. «Прошу тебя: не отвечай», видимо, поэтический эквивалент сцены, где Мюнхгаузен затыкает Марте рот и приказывает: «Нет, не говори. Я сам».

За двадцать лет, которые прошли с тех пор, я, среди прочего, понял две вещи:

  1. Популярные причитания на тему того, что анализ (гендерный, социальный, исторический, лингвистический и т. д.) убивает любовь к произведениям искусства, — почти полностью фигня. Чем больше ты замечаешь в фильме или книге, тем трёхмерней, запутанней и, в конце концов, интересней становится художественное пространство.
  2. В настоящую, живую женщину, напоминающую Марту из «ТСМ» (такие, увы, встречаются), на самом деле невозможно влюбиться. Влюбляться тянет в жещин, который при просмотре захаровского фильма отождествляют себя с Мюнхгаузеном, а не с Мартой, — или же не отождествляют себя ни с кем.

Цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Барон Мюнхгаузен — 20 лучших цитат

— Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.

— После свадьбы мы сразу уехали в свадебное путешествие. Я в Турцию, жена в Швейцарию, и прожили там три года в любви и согласии.

— Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!

— Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить двадцать лет вместе.

— Мы были искренни в своих заблуждениях!

— Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?

— Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?

Статья в тему:  Что такое арбитражный суд в украине

— Обязательно! Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени это делать!

— Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!

— Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»

— Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.

— Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал ещё господин пастор?» Я говорю: «Нет ещё». Он говорит: «Ну и слава богу». Очень вас ждёт.

— Ясно что: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…

— Ясно чего: чтоб не бросал.

— Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?

— Вы же разрешаете разводиться королям.

— Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.

— Для продолжения рода нужно совсем другое.

— Объясните суду — почему 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?

— Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия и только теперь всё должно быть хорошо!

— Не усложняй, барон… Втайне ты можешь верить.

— Я не могу втайне. Я могу только открыто.

— Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!

— Давно бросил. Врачи запрещают.

— С каких это пор вы стали ходить по врачам?

— Сразу после смерти…

— Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.

— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот.

— Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить.

— Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

З.Ы. БМ ругался частично.

Найдены возможные дубликаты

— Где будем делать талию?
— На 10 сантиметров выше, чем в мирное время!

Чтобы через полчаса здесь было тепло, сухо, и медведь!

— Бросил жену с ребенком!
— Я не ребенок, я офицер!

— Бросил жену с офицером!

— Что вы скажете, бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?

— Я сам служу, сударыня. Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но, вообще, что-то героическое в этом есть.

— Он стрелял в них через дымоход, когда они пролетали над его домом!

— Ну не мамонты же!

Я сам служу, сударыня. Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но, вообще, что-то героическое в этом есть.

Я даже интонацию помню, с какой он это произносил) очень понравилась фраза — вроде и смешно, и грустно. Значит хороший юмор

Шедевр Советского кино, однозначно.

Статья в тему:  Что такое фрахтование судов

— Англия, Англия. Привыкли, как что, так сразу Англия.

— Ваше высочество, ну не идите против своей совести. Я знаю, в глубине души, вы тоже благородный человек и против Англии.
— Да, в душе против. Да, она мне не нравится, но я сижу и помалкиваю!

— Война это.
— Я помню, господин барон, когда
— Достаточно!

— В однобортном сейчас никто не воюет.

Сорян, что то попутал)

спасибо, что поправили!

Ну и я тоже опечатался — Горин же.

А я подумала, что вы все пьяные))))

Одно другое не отменяет

а чё так можно было?

Стоит! Хорошие вещи стоит! Прочитал с большим удовольствием

Что плохого в том, чтобы поднять настроение пикабушникам? И если я к викицитатнику обращаюсь крайне редко, то утро всегда начинаю с Пикабу )))

Мюнхаузен того стоит, несомненно!

Григорий Горин: «Если бы на том свете было лучше, чем на этом, здесь никого бы не осталось. »

В ВИДЕО К ПОСТУ: сборник популярных юмористических рассказов Григория Горина.

«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь. «

Сегодня исполнился бы 81 год замечательному драматургу, прозаику, писателю-сатирику Григорию Горину, увы, ушедшему из жизни слишком рано (1940-2000).

Григорий Израилевич Горин (настоящая фамилия — Офштейн) родился в Москве, в семье военнослужащего. И хотя уже со школьных лет он начал писать рассказы, фельетоны, сценки на актуальные школьные темы, всё-таки в качестве профессии своё творчество он не рассматривал и после школы поступил в медицинский институт. «Советский врач, — писал Горин, — был и остаётся самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов…».

Кажется, это не единственный случай у творческих людей, когда они сначала становятся медиками, работают на «Скорой помощи», продолжая при этом писать рассказы, монологи и сценки.

И вот же после того, как в 1966 году вместе с Аркадием Аркановым они написали комедию «На всю Европу», Горин выпустил несколько сборников пьес и рассказов и, наконец, решил полностью посвятить себя литературному труду. Некоторое время Горин заведовал отделом юмора журнала «Юность», вёл популярную рубрику от имени Галки Галкиной, неоднократно публиковал юмористические рассказы в отделе юмора «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты».

Кстати, годом ранее, в 1965 году, вместе с Аркановым Григорий Горин выступил автором слов знаменитой «Оранжевой песни», которая стала популярной в исполнении 6-летней грузинской девочки Ирмы Сохадзе.

Очень плодотворным было сотрудничество Григория Израилевича с режиссёром Марком Захаровым, благодаря которому появился не один успешный театральный спектакль, а также такие известные и любимые зрителями картины, как «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт».

Были в творчестве Горина и другие успешные тандемы: вместе с Аркадием Хайтом он написал сценарий к лирической комедии «Мой нежно любимый детектив», а с режиссёром Эльдаром Рязановым работал над сценарием к его фильму «О бедном гусаре замолвите слово. ».

Статья в тему:  Что такое третейский суд в украине

Среди наиболее известных пьес Григория Горина можно назвать «Забыть Герострата!», «Тиль», «Поминальная молитва», «Кин IV», «Чума на оба ваши дома».

И, конечно, в 1978—1990 годах зрители всегда с радостью приветствовали Григория Горина в популярной передаче «Вокруг смеха».

Для всех поклонников творчества Григория Горина и просто хорошего юмора — сборник наиболее популярных миниатюр автора.

00:00 — «Рассказ директора совхоза о встрече со знаменитым писателем Бурко». Вокруг смеха (1985)

05:04 — «Собаке — собачья смерть», «Лекция о Державине». Вокруг смеха (1984)

13:35 — «Почему повязка на ноге?», «Пояснения французам к выступлению актрисы Марии Мироновой»

23:06 — «Сауна». Вокруг смеха. Выпуск № 1 (1978)

28:31 — «Дорогая Кинопанорама. » (1982)

33:08 — «Переписка с Аркадием Хайтом». Творческий вечер Аркадия Арканова (1990)

42:09 — «Интервью с будущим». В кругу друзей. Вас приглашает Эльдар Рязанов (1986)

«Улыбайтесь, господа!». Каким был реальный барон Мюнхгаузен

11 мая 1720 г. родился барон Мюнхгаузен. Многие считают его исключительно литературным персонажем, а между тем это реальный человек, о жизни которого сохранились исторические документы. Многие из них находятся в наших, российских, архивах, потому как барон почти 15 лет прожил в Российской империи.

«Барон-лжец» подает в суд

Слава накрыла Мюнхгаузена, когда барон коротал время на пенсии. Слава, которой сам он был отнюдь не рад. Свои дни Мюнхгаузен закончил в семейном поместье в немецком городке Боденвердер. Здесь в конце 18 века проживало чуть более 1000 человек. Однако в это тихое местечко стекались зеваки, чтобы увидеть «барона-лжеца». Порой Мюнхгаузену приходилось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных. Ему было под 80 лет. И все это не добавляло старику здоровья.

Рассказы, прославившие Мюнхгаузена, были изданы против его воли. Вернее, дело было так. Пожилой барон не подозревал, что один из слушателей его рассказов возьмет эти истории «на карандаш», да еще и напечатает. К слову, в первой книге полное имя барона не упоминается, лишь инициалы. А в следующих изданиях имя Мюнхгаузена скрывать не стали. Барон был так возмущен, что хотел судиться с издателем. Мюнхгаузена оскорбляло, что его, наследника древнего рода, кадрового военного, участника войн, называют лжецом. Сам Мюнхгаузен называл свои рассказы правдоподобной фантазией. И надо отдать ему должное, оказался прав. Спустя 200 с лишним лет многие из этих фантазий стали реальностью. Например, герой рассказа Мюнхгаузена обещает за один час доставить бутылку хорошего вина из Китая в Турцию. Можно представить, сколько дней занимала в 18 веке такая дорога. Но в 20 веке самолеты преодолевают этот путь хоть и не за час, но все равно достаточно быстро. В другом случае Мюнхгаузен рассказывал, как его знакомый, отменный стрелок, мог поразить цель, находившуюся за тысячи километров. Сегодня, в век высокоточного оружия разве может это кого-то удивить?

Быть пажом в России

Так кем же был в действительности «тот самый Мюнхгаузен»? Его полное имя звучит как Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Барон принадлежал к древнему нижнесаксонскому роду и был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15 лет поступил пажом на службу к владетельному герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Фердинанду Альбрехту II. Когда юноше исполнилось 17 лет, он отправился в Россию. Это случилось после того, как герцог Фердинанд получил письмо от младшего брата Антона Ульриха. Тот служил в России, участвовал в сражениях в русско-турецкой войны. Чудом остался жив, а вот два его пажа погибли. В письме он просил подыскать ему на родине нового пажа. Так юный Мюнхгаузен отправился в Российскую Империю, где провел следующие 15 лет.

Статья в тему:  Что такое второе пришествие и страшный суд

В 1738 г. вместе с герцогом Мюнхгаузен участвовал в турецкой кампании. А в 1739 г. поступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, шефом которого был Антон Ульрих. Полк располагался на территории нынешней Прибалтики. Одна из рот расквартировалась в Риге. Этой ротой и командовал барон Мюнхгаузен. В 1741 г. он получил чин поручика. В Риге он встретил девушку, ставшую его женой — 1744 г. поручик Мюнхгаузен женился на дворянке Якобине фон Дунтен, дочери местного судьи. Недалеко от Риги по сей день существует родовое поместье жены барона — деревня Дунтен. Там находится музей Мюнхгаузена.

Обратно в Германию

В 1750 г. барон становится ротмистром и получает известие о смерти матери. Он берет годовой отпуск, чтобы на родине разобраться с наследством. Отпуск плавно перетекает в двухгодичный, а следом и в трехгодичный. В итоге барон обосновывается в фамильном имении.

При этом барон Мюнхгаузен до конца жизни подписывался как ротмистр русской службы. Это его сильно выручило во время Семилетней войны, когда родной город барона был занят французскими войсками. То, что Мюнхгаузен был офицером союзной Франции армии, избавило барона от необходимости размещать в своем имении французских солдат.

Детей у пары не было. Круг общения барона составлял соседи, которым он рассказывал поразительные истории о якобы произошедших с ним приключениях. Местом действий этих вымышленных событий были Россия, Турция, Египет, Китай. Судя по всему, рассказчиком барон был отменным. Страстный охотник, он построил у себя в поместье павильон, увешанный головами диких зверей. Это и стало излюбленным местом, где он давал волю своей фантазии в присутствии гостей.

Еще одним местом, где барон Мюнхгаузен делился своими историями, был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингеме. Рассказы о том, как Мюнхгаузен въехал в Петербург на волке, запряжённом в сани; о коне на колокольне; о взбесившихся шубах и вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя, и многие другие передавались из уст в уста и в конце концов проникли в печать. Сначала в качестве отдельных сюжетов в различных альманахах. Первая отдельная книга, посвященная рассказам Мюнхгаузена, была опубликована в 1785 году. Книга быстро становится популярной. И те самые зеваки, желающие взглянуть на «барона-лжеца», начинают стекаться в Боденвердер.

Статья в тему:  Что такое частные суды

Семейные неурядицы

Все это привело к тому, что барон Мюнхгаузен закрыл свой «литературный салон». Прерывается традиция встреч с соседями в павильоне. А тут ещё и умирает супруга. Спустя несколько лет Мюнхгаузен, которому было уже за 70, женится на 17-летней Бернардине фон Брун. Юная особа вскоре родила дочь, которую барон не признал, считая её отцом писаря Хюдена. На склоне лет Мюнхгаузен становится участником скандального и дорогостоящего бракоразводного процесса. В итоге молодая особа сбегает за границу, а с бароном случается апоплексический удар. Однако по свидетельству очевидцев, даже на пороге смерти он не потерял своего удивительного дара рассказчика-фантазера. На вопрос ухаживавшей за ним единственной служанки, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «Их откусил на охоте белый медведь».

«Улыбайтесь господа. Улыбайтесь»

После смерти барона его слава продолжала расти. Рассказы Мюнхгаузена переводились на разные языки, в том числе русский. В 1911 г. во Франции о Мюнхгаузене был снят первый фильм. В России барона на экран Марк Захаров в 1979 г. Роль Мюнхгаузена исполнил Олег Янковский. Эта картина полюбилась миллионам зрителей и разошлась на цитаты. Одна из самых известных фраз звучит в конце фильма: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь».

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «На чаек к друзьям »

Крылатые фразы из фильма » Тот самый Мюнхаузен «.

Крылатые фразы из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

  • — А где наша гвардия?
    — Очевидно, обходит с флангов.
    — Кого?
    — Всех!

  • — А говорили — такой умный человек!
    — Ну мало ли что люди говорят…
  • — А разве ночь?
    — Ночь.
    — И давно?
    — С вечера.
  • Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту! Просил передать, чтоб не расходились.
  • Барон Мюнхаузен славен не тем что он летал на Луну. Он славен тем, что никогда не врет.
  • — Бегает?
    — Зачем? Ходит.
    — Болтает?
    — Молчит.
    — Умный мальчик, далеко пойдёт.

  • — Бросил жену с ребёнком!
    — Я не ребёнок, я — офицер!
    — Бросил жену с офицером!
  • Будем бить через дымоход
  • Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»
  • — В полночь у памятника.
    — Кому?
    — Мне.
  • В Германии иметь фамилию Мюллер — всё равно что не иметь никакой.
  • Война — это не покер! Её нельзя объявлять когда вздумается
  • В свое время Сократ мне сказал: «Женись. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом». Ещё неизвестно, что лучше.
  • Вставать в такую рань для людей нашего круга противоестесственно — но. ненаказуемо.
  • В стороночку, пожалуйста. Вы вообще уйдите.
  • В такой день трудно жить, но легко умирать.
  • — Вы же разрешаете разводиться королям.
    — Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
    — Для продолжения рода нужно совсем другое.
  • — Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
    — Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.
  • — Где командующий?
    — Командует!
  • — Говорят, юмор жизнь продлевает.
    — Это тем, кто смеется, жизнь продлевает, а тем кто острит — укорачивает.
  • Господи, неужели вам нужно обязательно убить человека, чтобы понять что он живой?!
  • Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!
  • — Господин барон уже три раза про Вас спрашивал: «Не пришёл, говорит, господин пастор?» Нет, говорю, не пришел… «Ну и слава Богу, говорит». Очень Вас ждёт!
  • Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
  • — Как все? Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? Не переписываться с Шекспиром?
  • — Мне? Однобортный мундир? Вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Мы не готовы к войне!
  • Мне уже 19 лет, а я всего лишь корнет. И никаких перспектив!
  • Мы разучились делать маленькие глупости. Мы перестали лазать в окно к любимым женщинам…
  • Некоторые пары созданы для любви, мы же были созданы для развода.
  • — Но это факт!
    — Нет, это не факт.
    — Это не факт?
    — Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.
Статья в тему:  Что такое соломонов суд

  • — Не усложняй, барон. Втайне ты можешь верить.
    — Я не могу втайне. Я могу только открыто.
  • — Ну вот и славно… И не надо так трагично, дорогой мой… В конце концов, и Галилей отрекался!
    — Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно.
  • — Ну-с. будем исповедываться
    — Я делал это всю жизнь.
  • Ну что же вы хотите — Англия сдалась.
  • — Объясните суду, почему 20 лет все было хорошо, и, вдруг такая трагедия?
    — Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия и только теперь всё должно быть хорошо!
  • — Она сбежала от меня два года назад.
    — По правде сказать, я бы тоже это сделал.
    — Поэтому я и женюсь не на вас.
  • — Разве Вы не умерли?
    — Умер.
  • — О чём это она?
    — Барона кроет.
    — И что говорит?
    — Ясно что: подлец говорит, псих ненормальный, врун несчастный.
    — И чего хочет?
    — Ясно чего: чтоб не бросал.
    — Логично.
  • Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить.
  • — Стрелял он не черешней, а смородиной, когда они пролетали над его домом.
  • — Тебя ждет тюрьма.
    — Чудесное место. Здесь рядом со мной Овидий, Сервантес — мы будем перестукиваться.
  • — Утка готова.
    — Отпусти её, пусть летает.
  • Фрау Марта, у нас беда: барон воскрес! Будут неприятности!
  • Часы пробили 2, барон стрелял 3 раза, стало быть 5 часов!
  • — Через полчаса начнётся бракоразводный процесс.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/psyhobloginya/tot-samyi-miunhgauzen-psihologicheskaia-istoriia-marty-5f0fa5805cda481d790705cb

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

http://pikabu.ru/story/tsitatyi_iz_filma_tot_samyiy_myunkhgauzen_5527058

http://aif.ru/culture/person/ulybaytes_gospoda_kakim_byl_realnyy_baron_myunghauzen

http://maxpark.com/community/5858/content/3350483

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector