0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое божий суд по русской правде

«Божий суд» как поиск справедливости Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романченко Ю. А.

Текст научной работы на тему ««Божий суд» как поиск справедливости»

Ю.А. Романченко «БОЖИЙ СУД» КАК ПОИСК СПРАВЕДЛИВОСТИ

Поиск справедливого урегулирования межличностных противоречий часто сталкивался с проблемой обнаружения лжи. Еще в глубокой древности правители и их суды прибегали к разнообразным способам выявления истины. Одним из древнейших таких способов был «Божий суд» (Dei indicium), или ордалия, при помощи которого устанавливалась истина в судебном процессе. Этот вид доказательства связывался с представлением о всезнающем божестве, могущем защитить невиновного и выявить виновное лицо. Поэтому у человека той далекой эпохи была уверенность в том, что сверхъестественные силы имеют абсолютное знание о происходящем в миру. Главным в процессе судебного разбирательства становилось выяснение обстоятельств произошедшего с целью сопоставления их с мерилом высших сил, поскольку если такие действия оправданы свыше, то они справедливы, и наоборот.

«Божий суд» проходил в форме разнообразных ритуалов, позволяющих выявить преступника и наказать его без вынесения людского приговора: виновных настигала смерть, невиновные оставались живы. К ордалиям прибегали лишь в случаях, когда иные доказательства по делу отсутствовали или их было явно недостаточно для выяснения виновности обвиняемого. Поэтому мы можем отнести этот вид обнаружения истины к судебным доказательствам.

В данном отношении очень показательны древнеиндийские Законы Ману [1. С. 7], в ст. 114 и 115 гл. 8 которых говорится, что тот, «кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться наверх», предполагается невиновным. Объяснение этому дается в ст. 85 гл. 8: «злодеи думают, что под покровом ночи их никто не видит, но они ошибаются: их видит Бог и их совесть». Таким образом, средствами установления истины являются «око Божье» и совесть виновного.

Практически все средневековые варварские правды, в том числе и Русская Правда, знают «Божий суд». Польская правда описывает процедуры ордалий достаточно подробно, чтобы неосведомленные о польских обычаях немецкие крестоносцы, выступая в роли судей, могли опираться на местные традиции при применении права. В соответствии с нормами Польской Правды обвиняемый должен был, идя «обыкновенным шагом», трижды ступать по раскаленному железу, сделанному наподобие подошвы «от пятки до середины ступни». Если ступит неверно, то побежден; если обожжется, то побежден, но «следует покрыть ему ожог воском до третьего дня», после чего определить, виновен или нет испытуемый. Если рана незначительная и ожог быстро заживает, то не виновен. Если же рана серьезная и следы ожогов заживляются с трудом, то он виновен. Другой обычай таков: «. кладут железо на камень или на железо с пустым местом под низом, чтобы там человек его мог ухватить и пронести раскаленное железо три шага. Если он его бросит, то этим убеждает в том, в чем его обвиняют. Это же и в том случае, если обожжет себе руку, руку надлежит перевязать. Куски железа должны были быть раскалены докрасна, и священник должен был благословить их крестом» [2. С. 746].

Статья в тему:  Что такое гласность суда

Русская Правда Пространной редакции также упоминает об испытании водой и раскаленным железом, указывая, что истец может требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием железа (ст. 22). В отдельных положениях поясняется, что к испытанию раскаленным железом прибегали в том случае, когда лицо обвинялось в таких серьезных преступлениях, как убийство или кража вещей, стоимость которых превышала полугривну золотом. Делалось это и в случае, если обвиняе-

мый не мог сослаться на свидетелей, способных подтвердить его невиновность. Испытание раскаленным железом в случае столь серьезного обвинения могло быть проведено «из неволи», т.е. против желания подозреваемого.

Цель ордалии состояла в том, чтобы «подтвердить обвинения, падавшие на такого человека, добрую волю которого никто не хотел свидетельствовать» [3. С. 147]. Однако совершение конкретного преступления могло вообще не иметь свидетелей, и тогда «Божий суд» оказывался единственным способом определиться в виновности или невиновности обвиняемого. Также неосновательны сомнения о возможности для обвиняемого избежать ожога, держа в руках раскаленное железо: науке известно, что ожога могло не быть вовсе или он был незначительным, и рана после него заживала очень быстро, поскольку многое, если не все, в условиях таких испытаний зависит непосредственно от психологического состояния человека.

Современные достижения науки в области психологии человека утверждают, что любое лицо, совершившее преступление, боится изобличения и, конечно же, наказания. Именно страх — главный враг психической энергии человека. Губительность страха заключается в том, что он парализует человеческую волю, серьезно влияет на состояние сознания. Будучи сильной эмоцией, на уровне тонких энергий, страх максимально сокращает возможности человека. Выражение «умереть от страха» вовсе не образное, и тому есть множество примеров. Один из них -эксперимент, проведенный медиками еще в Средние века. Преступнику объявили, что он приговорен к необычному виду казни — вскрытию вен. Ему завязали глаза, сделали поверхностные (без повреждения крупных сосудов) надрезы кожи и имитировали кровотечение, медленно поливая запястья теплой водой, которая стекала с пальцев в металлический таз. Мужчина угасал на глазах, причем смерть сопровождалась всеми характерными симптомами потери крови. Аналогичный случай был зафиксирован британскими врачами в Индии.

Статья в тему:  Что такое агентирование судов

Другим мощным фактором, разрушающим целостность психического состояния, является сомнение. Сомнение, как и вера, всегда, безусловно, и имеет одни корни со страхом: их порождает незнание. Как не вспомнить в связи с этим библейский сюжет: апостол Петр хотел идти по воде Генисаретского озера навстречу Христу и пошел, но как только усомнился, стал тонуть. Другому усомнившемуся апостолу Фоме, который хотел дотронуться до ран на теле Христа, чтобы поверить в его воскресение, Христос сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие», т.е., очевидно, те, кто гармонично сочетает в себе рациональную и иррациональную природу.

Значит, если человек невиновен, то его не терзают сомнения о мучительности кары за содеянное, а совершивший преступление боится изобличения и, конечно же, наказания. Это обычно действует на психику угнетающе, может в значительной степени подавить волю обвиняемого, снизить возможности оценки сложившихся обстоятельств, ухудшить самоконтроль, привести обвиняемого в угнетенное и депрессивное состояние. Страх обычно возникает у преступника задолго до привлечения к уголовной ответственности. Поведение человека в значительной степени определяется воздействием на него.

В связи с этим нельзя не обратить внимание на характер и особенности средневековой культуры. Человек Средневековья был абсолютно уверен в том, что, как бы он ни пытался утаить содеянное, кара Божья все равно настигнет его. Поэтому можно представить, какое психическое состояние было у подозреваемого, которого подвергали ордалиям. Сам торжественный и одновременно мрачный пафос церемонии ордалии по-разному воздействовал на психику его участников. Если человек чувствовал себя невиновным, то ритуал почти не действовал на него,

он возбуждался умеренно и даже иногда находился в приподнятом настроении, будучи абсолютно убежденным, в том, что «Бог шельму метит», а его кара минует. Иначе ситуация воздействовала на психику лица, совершившего преступление. Зная о своей вине и сознавая невозможность скрыть это перед Божьим судом, он испытывал жесточайший стресс, сопровождаемый резким выбросом адреналина в кровь. Получив сигнал тревоги, организм «переключает» жизненно важные органы на приоритетный режим питания кровью, почти полностью «снимая со снабжения» другие органы. В результате расширяются коронарные сосуды сердца и скелетных мышц, резко увеличивается частота сердечных и легочных сокращений, ослабляются периферийные центры человеческого организма.

Анализируя перечисленные способы определения виновности, нетрудно заметить, что дознаватели прибегали к контролю над динамикой отдельных физиологических процессов человека. При этом требовалось наличие достаточно чувствительных регистратов изменений в жизни человека при прохождении им испытаний. Роль этих регистратов выполняли горсть риса, гонг и т.п. Постепенно методы детекции лжи совершенствовались, изобретались самые разнообразные приборы для фиксации состояния организма: по давлению крови, сердцебиению, потоотделению. Но все эти приборы построены по одному и тому же принципу, правильность которого была доказана еще «Божьим судом» — установлению связи психофизиологических реакций подозреваемого с его виновностью или невиновностью. В современном виде полиграф («детектор лжи») есть точный измеритель психофизиологического состояния испытуемого [4. С. 392].

Статья в тему:  Что такое суда типа ро ро

В Салической Правде упоминается испытание кипящей водой: «Вели, кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водой, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой в случае улики виновный по закону должен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол., он может выкупить свою руку за 120 ден., что составляет 3 сол.» [2. С. 21]. Очевидно, что в этом случае о виновности или невиновности испытуемого также судили по оставшимся ранам. Как видно, банальная практичность салических франков позволяла избежать испытания посредством уплаты определенной мзды. Такого прагматизма лишен Законник Стефана Душана, который в ст. 84 «Об оправдании котлом» запрещает брать какие бы то ни было судебные пошлины: «Да не будет никаких судебных пошлин ни за котел, ни за оправдание. » [2. С. 902].

На Руси, по-видимому, не существовало испытания кипящей водой. По крайней мере, ни одна из норм Русской Правды не упоминает «кипящего котла» в качестве ордалии. Зато было испытание водой холодной. Это видно из слов епископа Серапиона, рекомендовавшего таким образом определять невиновность женщины, обвиняемой в колдовстве. Упоминает испытание водой как вид доказательства и одна из берестяных грамот XI-XП вв. Как отмечает Л.В. Черепнин, в грамоте идет речь о конфликте между кредитором и должником. Должник считает неправомерными действия кредитора, неправильно начисляющего проценты по договору займа, и поэтому обращается с призывом выяснить в суде путем испытания водой, кто из них прав [5. С. 50].

Согласно ст. 25 Польской Правды, если обвиняемый настаивал на своей невиновности, но не имел свидетелей своей правоты, судья, желая закончить дело в тот же день, мог вынести решение, чтобы обвиняемого «испытали водой». Процедура начиналась с действий священника, который окроплял воду святой водой. Испытуемого связывали таким образом, «чтобы его руки были связаны с голенями, чтобы

ни руками, ни ногами не мог спасаться». Кроме того, «ему надлежит сделать значок на голове, по которому можно было определить, тонет ли человек или плывет» [2. С. 746]. Испытуемого специально обвязывали вокруг пояса веревкой, чтобы не дать ему утонуть, но если он выплывал, то вина его считалась доказанной. Как отмечается в Польской Правде, судьи неохотно прибегали к этому виду испытания, если рассматриваемое дело было очень важным; видимо, при таких испытаниях испытуемый чаще всего тонул, и судья вынужден был признавать его невиновность.

Статья в тему:  Что такое делопроизводство в суде

Испытаниям подвергались как истец, так и ответчик. Если истец кого-то обвинял в совершении противоправных действий, а доказательств вины ответчика было явно недостаточно, то испытание назначалось ответчику. Но если истец, обвиняя кого-либо, вовсе не имел доказательств, то сам подвергался ордалии.

Итоги таких испытаний были окончательными, поскольку считалось, что «Божий суд» является высшим судом.

Хотелось бы отметить, что опытному юристу необходимо знание исторической связи и развития правовых систем, а также сопутствующих наук: физиологии, криминологии, криминалистики, судебной экспертизы, психологии и т.д. Именно это знание является объективным фактором при поиске истины и установлении справедливости в спорных и неоднозначных ситуациях.

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // Под ред. М.Х. Хутыза. — Крас-

2. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. — М., 1998.

3. Памятники русского права: Вып. 1. — М., 1952.

4. Криминалистика // Под ред. Р.С. Белкина. — М., 2001.

5. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. — М., 1969.

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯНИЯ КАК ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Принятый в декабре 2001 г. и вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях, несмотря на свои многочисленные достоинства по сравнению с ранее действовавшим, во многом разрозненным и иногда даже противоречивым законодательством об административной ответственности1, к сожалению, не свободен и от целого ряда недостатков, одним из которых является наличие большого количества так называемых оценочных категорий, т.е. понятий и терминов, смысл и содержание которых законодатель не раскрывает и которые весьма неоднозначно трактуются правоприменителями на практике. Это и «обще-

1 Например, Таможенный кодекс РФ 1993 г. в аспекте регулирования некоторых положений установления административной ответственности за нарушения таможенных правил и порядка ее применения противоречил аналогичным положениям Ко-АП РСФСР 1984 г. Аналогичные противоречия встречались и в других федеральных законах, регулирующих те или иные аспекты административной ответственности.

Феномен ордалий или «Божий суд» Средневековья

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

Статья в тему:  Что такое басманный суд москвы

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

Статья в тему:  Что такое амнистия в суде

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Что такое божий суд по русской правде

«Суд Божий» — древний способ судебного доказательства, опиравшийся на представление о возможности призвать участие божества к разрешению возникающих. между людьми споров. Одной из старейших форм Суда Божьего является известный из Гомера и ранней легендарной истории многих народов поединок героев,. с помощью которого, при участии богов, решаются споры воюющих сторон. Этот прием перенесен был и в сферу частных столкновений, где поддерживался обычным правом, а затем, при записях обычного права, принимал форму закона.

«Суд Божий.» известен законам Хаммурапи, но в особенности законам Ману. Был усвоен всеми варварскими правдами, Русской правдой, Польской правдой, серб. Законником Ст. Душана и др.

Важнейшие формы Суда Божьего следующие: поединок (на Руси — «поле»), обставленный гарантией одинаковых условий для борющихся; испытание огнем в различных формах: очищающийся от обвинения держал определенное время руку в огне, или проходил через костер, и рубахе, иногда навощенной (ср. библейское прохождение через огонь), или делал девять шагов с раскаленным железом в руках, или босыми ногами шагал по девяти раскаленным сошникам; испытание водой в двух видах: обвиняемый должен был достать из котелка с кипящей водой какой-нибудь предмет, напр., кольцо (эта форма, как и испытание железом, применяется и в «Русской Правде»), или обвиняемому связывали левую руку с правой ногой — или правую руку с левой ногой — и опускали на веревке в воду; если обвиняемый тонул, это признак правоты, если всплывал, это значило, что его «вода не принимает»; жребий, применявшийся особенно при обвинениях в краже; к лицам духовного звания чаще всего применялось очищение через евхаристию, — причастие, принятое преступником, должно было особенно гибельно отозваться на нем. Эти разнообразные формы «Суда Божьего» применялись не безразлично: свободные обычно очищались от обвинения поединком (или присягой); другие формы применялись к несвободным, к женщинам, если они не могли выставить за себя бойца, и к свободным, которые не могли найти требуемого числа соприсяжников. Вера в целесообразность этих приемов, нередко сочетавшихся с обманами, постепенно настолько расшаталась, что уже в 1215 г. ордалии были воспрещены законом; однако, в практике они вымерли далеко не сразу, а с 14 в. стал применяться даже еще одни вид «Суда Божьего»: обвиняемого в убийстве подводили к трупу в уверенности, что раны убитого засочатся кровью при приближении убийцы.

Статья в тему:  Что такое санкция суда

Что такое божий суд по русской правде

  • О проекте
  • Использование материалов сайта
  • Помощь
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Сегодня
  • Библиотека
  • Энциклопедия
  • Проекты
  • Исторические карты

Суд Божий — (Dei iudicium), или ордалии (англосакс. ordal — приговор, суд) — в средневековом процессе допускался, когда исчерпывались все обыкновенные средства С.; стороны могли апеллировать от С. человеческого к С. Божию. Формы С. Божия были различны; преимущественно практиковались жребий (см.), присяга (см.) и рота (см.), ордалии в тесном смысле и судебный поединок (см.). Ордалиями в тесном смысле называются испытания посредством огня и воды; спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия Божества окажется безвредным. Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками раскаленного железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водою обвиняемого, перевязанного веревкою, бросали в воду, и если он шел ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным (это последнее испытание объясняется языческими воззрениями на воду как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает). С принятием христианства появилось новое испытание — крестом: истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал, тот считался виновным. Русская Правда упоминает испытание железом и водою; об ордалиях говорится в договорах русских с немцами (XIII в.); судебные акты еще в XVII в. указывают на производство испытания водою. Из Русской Правды видно, что испытание огнем производилось посредством раскаленного железа; из поучения Серапиона (XIII в.) можно заключить, что испытание холодной водою производилось так же, как и у германцев. По Русской Правде испытание водою применялось в исках от двух гривен серебра до полугривны золотом; в исках ценою более полугривны золота применялось испытание железом; ордалии применялись в исках об убийстве, а также и во всех тяжбах поклепных, т. е. когда обвинитель не мог представить никаких доказательств, кроме своего утверждения; кроме татьбы, сюда относились иски об истреблении чужого имущества, но не иски, возникающие из договоров. Испытанию подвергался обвиняемый, если он не мог опровергнуть обвинение иным способом; к железу обращались также в случаях недостаточности приведенных обвинителем доказательств, когда на стороне обвинителя был послух-холоп, а не свободный человек; ордалии, следовательно, имели значение очистительной присяги, но отличались от нее тем, что допускались в более ценных исках, чем присяга, которая признавалась достаточною лишь при ценности иска до 2 гривен серебра. По мнению Пахмана, в некоторых случаях испытаниям подвергался истец — именно когда он не представлял никаких доказательств обвинения. Вообще С. Божии существовали у всех народов в первый период их жизни: кроме германцев и русских — также у индусов, евреев, греков скандинавов, славян и др.; у индусов С. Божии сохранились до настоящего времени. В древнейшее время С. Божии находились в ведении жрецов. Католическая церковь после бесплодной борьбы против С. Божьих приняла их под свое покровительство; в церквах находились священные орудия испытаний, которые производились в церквах при соблюдении известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием христианства появляются и новые виды С. божиих; кроме вышеуказанного испытания крестом, применялись испытания освященным куском хлеба или сыра (iudicium offae, panis adiurati, casibrodeum); обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (purgatio per eucharistiam, examen corporis et sanguinis Domini) применялось преимущественно к обвиняемым духовного звания; предполагалось, что на виновном оно должно отозваться неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божиим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или приближении убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на западе применялись обыкновенно только судебный поединок и присяга; остальные виды С. Божьих применялись: к несвободным, за которых их господа не хотели присягать; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя; к свободным, которые не находили себе соприсяжников. Мало-помалу С. Божии выходили из употребления, и взамен их были введены пытки. Когда на Западе стали возникать процессы против ведьм, то вновь появились С. Божии, преимущественно испытания ведьм холодной водою; новым испытанием явилось взвешивание ведьм, которое, так же как испытание водою, основывалось на том веровании, что ведьмы, имевшие сношения с дьяволом, теряли свой естественный вес. Дольше всего сохранилась форма С. Божьего, заключавшаяся в приведении убийцы к трупу убитого. Окончательно выходят из употребления С. Божии на Западе в середине XVIII в. До настоящего времени С. Божии сохранились у многих диких внеевропейских народов, преимущественно Африки, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает какой-нибудь сильный органический яд; если он сумел сделать прием яда безвредным для себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным. Ср. Dahn, «Studien zur Geschichte der germanischen Gottesurteile» (Мюнх., 1857); Pfalz, «Die germanischen Ordalien» (Лпц., 1865); Patetta, «Le ordalie» (Турин, 1890); А. В. Лохвицкий, «С. Божий по русскому праву» («Отеч. записки», 1857, кн. VI, 1).

Статья в тему:  Что такое римский статут международного уголовного суда

Божий суд: испытание огнём и железом

Перед тем как говорить о справедливости Божьего суда, мы должны ответить на вопрос, а что такое вообще Божий суд?

Борьба за правду

До наших времен дошли некоторые письменные источники о том, как это происходило полторы тысячи лет назад. Так вот, во времена раннего Средневековья Божий суд ставил своей главной задачей выявление виновных.

Суд Божий, или ордалии (от латинского слова ordalium – приговор, суд), в Средневековье допускался только тогда, когда все остальные поиски истины были исчерпаны. Формы проведения этого суда были различными: на практике применялись жребий, присяга и так далее. Но нас сейчас интересуют ордалии в узком смысле и судебный поединок. В узком смысле это было жестоко, предусматривались испытания огнём, водой и железом.

Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год

Испытуемые должны были сделать что-нибудь такое, что в нормальной жизни будет для них гибельно. Вот здесь и должны были включиться высшие силы, чтобы сделать эти горести безвредными для невиновного. Испытание огнём состояло в держании руки в огне, в переходе через горящий костёр (одежда для пущего эффекта ещё и пропитывалась воском) или в держании голыми руками раскалённого металла.

Испытания водой также не отличались гуманностью. Здесь следовало из кипящей воды достать кольцо. Обвиняемый оправдывался только в том случае, если извлекал его без вреда для себя, что вообще-то невозможно. А при испытании холодной водой обвиняемого бросали в воду, и если он умел плавать и оставался на поверхности, то считался виновным, если же шёл на дно, то считался невиновным. Дополнительно испытуемого обвязывали веревкой, и если он не проходил испытания, то справедливость должна была настигнуть его на берегу.

Статья в тему:  Что такое коронный суд

Как узнать ведьму?

В Европе также практиковалось испытание крестом. Истец и ответчик ставились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки и падал, считался виновным.

Испытание водой. Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век

А вот ещё одно распространённое проявление суда Божьего. В народе ходило поверье, что если к убитому подвести убийцу или дать к нему прикоснуться, то из ран выступит кровь. Дактилоскопия, группа крови и другие привычные нам современные криминалистические тонкости просто отдыхают. Правда, эти методики были распространены только при выявлении вины несвободных людей, за которых не хотели присягать их господа. Свободным людям было чуть полегче, им предоставлялось право судебного поединка или присяги. Особенно «эффективен» оказался суд Божий, когда стали устраивать процессы против ведьм. Вот на этих бедных созданиях организаторы таких судов проявляли себя в полную силу.

Со временем в Англии суд Божий заменили судом присяжных, но святая инквизиция ещё долго не могла от него отказаться. Суд Божий начал выходить из употребления только к середине XII века. Но если вы думаете, что с уходом Божьего суда испытуемым стало легче, вы неправы. На смену испытаниям огнём и водой пришли пытки, где огонь и вода применялись тоже.

Вывести на чистую воду

Поиск справедливости в урегулировании межличностных отношений был свойственен и нашим предкам. «Русская Правда» также упоминает об испытаниях водой и раскалённым железом. Истец мог требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием с применением железа. Но «Русская Правда» всё же ограничивает использование такой формы. Она поясняет, что к нему прибегают в случаях серьёзных преступлений, таких как убийство или кража значительных вещей, и лишь в том случае, если обвиняемый не смог обзавестись свидетелями и обеспечить себе алиби. Но был и еще очень важный пункт: испытание железом можно было провести только в случае если испытуемый не будет возражать.

Статья в тему:  Что такое исправительные работы по решению суда

Испытания огнем, Дирк Баутс, XV век

А вот в одной новгородской берестяной грамоте должник сам обвинил своего кредитора в обмане, в том, что он мошенничает с процентами, и предложил выяснить свою правоту испытанием водой. Здесь мне хочется заступиться за наших предков, ведь они эти испытания проводили со страховкой. Испытуемых старались вытащить из воды, когда они начинали тонуть и тем самым подтверждали свою невиновность. Отсюда и выражение о том, что кого-то можно вывести на чистую воду. Также на Руси практиковался и поединок, наши предки называли его полем. И здесь всё было обставлено с гарантией одинаковых условий для испытуемых.

Стоит также заметить, что ордалии на Руси не были так популярны и разнообразны как в Европе. У нас, например, не было испытания кипящей водой.

И всё-таки жестокие средневековые обычаи были не вечны, ордалии медленно покидали Европу и Русь. Всё закончилось созданием современных судебных систем, где у обвиняемых прав куда больше.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/bozhiy-sud-kak-poisk-spravedlivosti

http://pikabu.ru/story/fenomen_ordaliy_ili_bozhiy_sud_srednevekovya_6826184

http://www.xserver.ru/user/isudp/2.shtml

http://runivers.ru/gal/gallery.php?ID=451523

http://histrf.ru/read/articles/bozhii-sud-ispytaniie-oghniom-i-zhieliezom

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector