Что такое мировой суд в 19 веке
Из истории мировых судов в России
В России мировые судьи появились в результате судебной реформы Александра II. В 1858 году комиссия, созданная для реформы полиции, подала императору записку, в которой говорилось о необходимости отделить исполнительную власть от судебно-следственной. В связи с этим возникла потребность в специальном судебном органе, которому были бы переданы малозначительные дела, прежде находившиеся в компетенции полиции.
Также, в свете готовящейся отмены крепостного права, предполагалось, что потребуется судебная инстанция для разрешения споров между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, и их бывшими господами, а также между самими крестьянами. Эти дела как раз и составили примерно половину всех дел, рассматриваемых в мировых судах, в 1860-1870-е годы.
До того времени российская судебно-правовая система не знала судов, которые были бы так близки и доступны населению.
Были, конечно, совестные суды, созданные в XVIII веке Екатериной II с целью освободить общие суды от дополнительной нагрузки, они рассматривали некоторые гражданские дела с целью примирения сторон, например, о разделах имущества между родственникам, а также уголовные дела по преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Такие суды состояли из судьи и шести заседателей — по два от каждого из сословий: дворян, городского и сельского. Но они были судами губернскими, то есть их было немного, и, скажем, не всякий истец из какого-нибудь заштатного города или отдаленного села мог обратиться в этот суд. Да и на крепостных крестьян они не распространялись.
Мировой суд должен был стать судом, рассматривающим маловажные дела и отвечающим таким требованиям, как доступность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Доступность и быстрота были в особенности актуальны по сравнению с дореформенным русским судом, в котором дело могло пройти до четырнадцати инстанций – иногда это занимало десятилетия.
В Указе правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 года Александр II подтвердил свое желание «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».
Главной целью мировых судов было примирение сторон. Более простые судебные процедуры в мировом суде обуславливались целями его создания – система мировой юстиции должна была максимально приблизить правосудие к народу.
Уезд или город территориально делился на несколько судебных участков. В каждом участке учреждалась должность участкового мирового судьи. Эта должность рассматривалась, прежде всего, как общественная служба, была выборной. По Табели о рангах мировой судья занимал пятый класс, что соответствовало чину статского советника в гражданской службе.
Мировые судьи избирались на три года и учреждались высшей судебной кассационной инстанцией империи – Сенатом. Наряду с общеобязательными условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, нравственная безупречность, мужской пол) к претенденту на должность мирового судьи предъявлялся еще целый ряд требований в виде различных цензов. Мировым судьей мог быть только местный житель. Данное правило преследовало цель создать авторитетную местную судебную власть, хорошо осведомленную о местных обычаях и нравах. Помимо местного ценза мировой судья должен был обладать имущественной независимостью. Что касается образовательного ценза, то закон требовал от судьи обязательного окончания курса высшего или среднего учебного заведения. Но и это условие не являлось необходимым, если кандидат на пост мирового судьи «прослужил не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел». Это объяснялось тем, что, во-первых, в Российской империи того времени была большая нехватка подготовленных в учебных заведениях юристов, а во-вторых, мировой судья рассматривался законодателем не столько профессиональный юрист, сколько как лицо, к которому население обращалось бы в первую очередь как к авторитетному и уважаемому посреднику в разрешении споров.
Кроме участковых мировых судей избирались и почетные мировые судьи, которые пользовались одинаковыми с первыми, но не имели постоянного участка, не получали жалования и могли заменять участковых судей на время их отсутствия либо решать дела при добровольном обращении к ним обеих сторон.
Мировыми судьями не могли быть состоящие под следствием или судом; «лица, исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат», а также «объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекой за расточительность».
По ст. 33 Устава уголовного судопроизводства и ст. 1 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, к компетенции мирового судьи в сфере уголовного судопроизводства относилось разрешение по существу «уголовных проступков», за которые могли быть применены следующие наказания: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше трехсот рублей; арест не свыше трех месяцев и заключение в тюрьме не свыше одного года.
Производство в мировых судах было освобождено от сборов, прошения принимались в любой час, где бы проситель ни встречал судью. Поводами к началу дела мировым судьей являлись: жалобы частных лиц, понесших вред или убытки (причем допускалась как письменная, так и устная формы жалобы – в этом случае жалоба записывалась судьей в протокол и подписывалась заявителем); сообщения полицейских и других административных властей; непосредственное усмотрение мировым судьей преступных действий, подлежащих преследованию.
Мировой судья рассматривал уголовные дела единолично, что способствовало быстроте судебного разбирательства. Интересы обвиняемого и потерпевшего в мировом суде могли защищать либо сами эти лица, либо их поверенные. Судопроизводство осуществлялось устно и гласно, рассмотрение дел осуществлялось публично в открытом судебном заседании, но по некоторым категориям дел («по проступкам против прав семейных, проступках об оскорблении женской чести и ином непотребстве, а также когда по делам, преследуемым по жалобам частных лиц, обе стороны просили об этом», как сказано в Уставе уголовного судопроизводства) могли проводиться закрытые судебные разбирательства.
Апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям был уездный съезд мировых судей, который состоял из всех участковых и почетных мировых судей этого уезда. Высший надзор за мировыми судьями и их съездами осуществлял Правительствующий сенат, являвшийся кассационной инстанцией.
Помимо своих основных функций, мировой судья мог исполнять некоторые административные обязанности в случае необходимости: при отсутствии нотариуса – заверение наследства, при отсутствии врача – свидетельство о болезни призванным отбывать воинскую повинность, участие в освидетельствовании душевнобольных, составлении списков присяжных заседателей и т.д.
Институт мировых судей просуществовал в таком виде в России 25 лет, до 12 июля 1889 года, когда в результате контрреформ Александра III, мировая юстиция была упразднена на большей части территории России, за исключением столиц и нескольких крупных городов. Вместо ликвидированного института мировых судей были введены должности земских участковых начальников и городских судей, между которыми была распределена компетенция мировых судей.
В 1912 году закон «О преобразовании местного суда» уничтожил судебную власть земских начальников и городских судей, заменил их мировыми судьями. Закон вернулся к принятой «Судебными уставами» 1864 года практике избрания мировых судей уездными земскими собраниями и городскими думами, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго – мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года № 1. В советский период, когда судебная система страны была подвергнута кардинальной трансформации, мировым судам в ней места не нашлось.
Спустя 80 лет институт мировых судей возродился. О необходимости введения в России мировых судей заговорили в конце 1991 года, когда постановлением бывшего Верховного Совета РСФСР был одобрен документ под названием «Концепция судебной реформы в РСФСР».
Районные и городские суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел. Потребность учреждения мировой юстиции в современной России обосновывалась, по крайней мере, тремя обстоятельствами: сокращение в определенной степени весьма значительной нагрузки на федеральных судей; возможность приближения суда к населению и тем самым обеспечение доступа граждан к правосудию; создание предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства. В основе идеи, так же, как и при введении мировых судов, учрежденных судебной реформой 1864 года, было создание простого и доступного для населения правосудия.
В конце 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Из его содержания видно, что в перечень судов Российской Федерации теперь включены и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации, а федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был подписан президентом РФ 17 декабря 1998 года.
Как и в прошлом веке, сейчас мировые судьи являются государственными служащими, а их должность – выборной, причем выбираются мировые судьи сейчас по той же схеме, что и в прошлом веке.
Современные условия вступления в должность мирового судьи, в общем-то, тоже мало изменились. Сейчас мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащий поступков. Кроме того, кандидат обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Сейчас, как и в прошлом веке, для мировых судей установлено изъятие из общего принципа несменяемости судей. Мировые судьи в нынешнее время избираются сроком на три года с возможностью дальнейшего переизбрания на новый срок, в XIX в. мировые судьи избирались также на три года.
К компетенции мирового суда как в позапрошлом веке, так и в нынешнем, отнесены споры по маловажным гражданским делам и некоторым уголовным делам. В настоящее время в их компетенцию также входят дела об административных правонарушениях.
Заведующая кафедрой истории РЭУ им. Г.В. Плеханова,
доктор исторических наук, профессор
Корнилова Ирина Михайловна
Особенности деятельности мировых судей во второй половине XIX века
университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова,
Исследование в рамках данной темы можно назвать актуальным, поскольку исследование факторов, влияющих на деятельность судей во второй половине XIX века, может помочь в разрешении тех спорных моментов и вопросов, которые возникают на сегодняшний день в судебной сфере, а именно деятельности судей.
Особенности деятельности судей во второй половине XIX века определены фактом разработки и введения в законодательство сперва проектов Судебных уставов 1864 г., а затем и их самих. В тот период был введен институт мировых судей, что было связано с желанием предоставить населению более доступную процедуру правосудия, стремлением увеличить количество судей и тем самым снизить нагрузку на вышестоящие суды, а также передачей полномочий по формированию и финансированию мировой юстиции земским собраниям, поскольку судебная реформа проходила вместе с реформой органов местного самоуправления.
Систему мировых судов того времени можно охарактеризовать как замкнутую, обособленную от общих судебных органов.
Систему общих судов можно охарактеризовать как независимую по территориальному признаку: их юрисдикция распространялась на судебные округа, которые не совпадали с административно-территориальным делением страны.
Мировые же суды действовали на территории России по территориальному признаку, совпадавшему с административно-территориальным делением, поэтому уже с момента их создания мировые суды были зависимы от органов местного самоуправления на той территории, где они располагались [2, с 32].
Мировые судьи наделялись следующими обязанностями:
— принимать устные и письменные прошения (жалобы) круглосуточно, даже находясь вне судебного участка;
— рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции;
— исполнение обязанностей административного и охранительного порядка (выполнение обязанностей нотариуса, принятие мер по охране наследства, в случае отсутствия врача выдача вместе со священником свидетельства о болезни, освобождавшей от воинской повинности, обязанность по устройству арестных домов и по надзору за ними, приведение к присяге чинов лесной стражи).
Общие суды действовали, основываясь на принципе назначаемости, мировые суды же были выборными. Выборы производились уездными земскими собраниями, а в городах – городскими думами.
Лицо, которое хотело стать судьей, должно было соответствовать определенным цензам:
Образовательный ценз предусматривал получение лицом высшего или среднего образования, или службу не менее трех лет в таких должностях, которые могли дать навыки в ведении судебных дел.
Для судопроизводства мировых судей было допустимо применять обычаи (всех сословий). Вынесение судебного решения на основе обычая могло производиться мировым судьей лично или на основании удостоверения, выданного учреждением, применявшим обычай.
Однако, если решение мирового судьи, вынесенное на основе обычая, в дальнейшем пересматривалось Сенатом, то оно разрешалось на основании норм формального права.
Финансирование общих судов осуществлялось из государственного бюджета, содержание и организационно-техническое обеспечение мировых судей возлагалось на средства земств. Функции административного управления были возложены на уездные земские собрания, которые выделяли помещения для мировых судей, обеспечивали их необходимой литературой, содержали архивы и канцелярии.
Высшей инстанцией во второй половине XIX века был Сенат.
Сенат в то время рассматривал большее количество дел, что приводило к нарушениям сроков рассмотрения дел.
Основная функция Сената – контроль за законностью решений судов. Сенат выступал в качестве суда кассационной инстанции высшего порядка. Он не разрешал дела по существу в порядке общего судопроизводства, а, скорее, осуществлял надзор за правильностью и единообразностью исполнения закона всеми судебными органами России в тот период времени [1, с. 53].
В дальнейшем деятельность мировых судей была реформирована путем разграничения их специализации. Некоторые мировые судьи рассматривали в пределах мирового округа только определенные категории дел (например, связанных с коммерческой деятельностью или вопросами наследства). Постановления съезда мировых судей, на котором собственно говоря и решался вопрос о специализации судей, должны были соответствующим образом публиковаться.
Реформирование затронуло и волостные суды. Председательствующим в них был мировой судья, который был наделен правом лично назначать секретаря волостного суда. Мировой съезд выступал в качестве кассационной инстанции, имел право давать рекомендации волостным судам, утверждать избранных лиц на должности, осуществлять дисциплинарный надзор за волостными судьями. Реформы в судебной системе позволили, таким образом, значительно расширить полномочия мировых судей [3, с. 104].
Также в результате реформ второй половины XIX века в судебной системе был введен впервые суд присяжных. Введение суда присяжных рассматривалось как спорно целесообразное, поскольку Российская империя только-только отменила крепостное право и совсем не была похожа на демократическое государство.
Состав суда присяжных в России определялся исходя из сословного устройства России в тот период времени.
Состав суда присяжных в крупных городах: 2/3 дворян, чиновников и купцов.
Состав суда присяжных в мелких городах: 2/3 мещан и крестьян.
Состав суда присяжных в целом по России: 2/3 крестьян.
Тот факт, что состав суда присяжных в целом по России состоял на 2/3 из крестьян, имел двоякое значение.
С одной стороны, положительное – суд присяжных представлялся народном как наиболее честный, «суд совести». С другой, отрицательное – крестьянское сословие в то время было, как правило, неграмотным. Даже если в суде присяжных численно преобладало количество крестьян, то к их мнению, к сожалению, не всегда прислушивались.
Согласно статистике приговоры суда присяжных были справедливы и просты. В них выражалось отношение народа к явлениям российской действительности, они заставили изменить ряд устаревших и жестоких законов, не соответствовавших представлениям общества о соотношении преступления и наказания.
1. Ефимушкин, В.М. Судебная система Российской империи второй половины 19 века: реформа 1864 года // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Новосибирск: СибАК. 2011.
2. Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860 – 1870-х годов: поворотный пункт российской истории // Отечественная история. 2005. № 4.
3. Шутило, О.В. Особенности организации мировой юстиции Российской империи второй половины 19-начала 20 века // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Государство и право. Юридические науки. 2016.
От английских дворян до профессиональных юристов: кто такие мировые судьи и какие дела они рассматривают?
Телеканал «МИР» продолжает показ нового шоу «Мировое соглашение». Ведущая и профессиональный адвокат Мария Сбежнева помогает героям найти выход из непростых ситуаций. Она разбирает самые разные случаи: от сложных бракоразводных процессов, где супруги не могут поделить имущество и детей, до споров с наследством. Казалось бы, некоторые конфликты невозможно урегулировать без суда, но Сбежнева доказывает: даже самый сложный спор можно разрешить мирным путем.
Могут ли деньги сгладить боль от утраты близкого человека? Несут ли родственники ответственность за роковую ошибку одного из членов семьи? Смотрите шоу «Мировое соглашение» на телеканале «МИР» с понедельника по четверг, в 16:15.
А пока мы расскажем о том, кто такие мировые судьи и какое место они занимают в судебной системе различных стран.
Правосудие английских лордов
У мировых судов достаточно богатая история, уходящая корнями в Средневековье. Самые первые мировые суды появились в Англии в эпоху правления короля Эдуарда III. Начиная с 1361 года в каждом английском графстве для сохранения мира назначался один лорд и «три-четыре достойнейших жителя, имеющие какие-нибудь познания в праве». В задачи этих людей входила поимка преступников, проведение расследований и осуществление наказания. Сам термин «мировой судья» (justice of the peace) впервые упоминается в Вестминстерском статуте 1327 года (такое общее название в эпоху феодализма в Англии давали различным законодательным актам).
Постепенно полномочия мировых судей становились все шире. В XV веке в их компетенцию уже входили все местные судебно-полицейские функции и все местное хозяйственное управление. Если изначально мировыми судьями становились в основном крупные землевладельцы и профессиональные юристы, то со временем их потеснили поместные дворяне, которые сами изучали право и часто даже отказывались брать плату за свою работу.
Вплоть до 80-х годов XIX века должность мирового судьи среди представителей поместного дворянства считалась настоящим жизненным призванием. Молодые люди готовились к этому еще со школы. Фактически мировые судьи решали все дела графства: составляли годовой бюджет, вводили новые налоги, заведовали местной инфраструктурой, выдавали патенты на различные виды торговли и т.д. Но все изменилось в 1888-м году, когда в Англии была проведена демократическая реформа судебной системы. После принятия соответствующего закона у мировых судей сохранились их судебные функции, но административно-хозяйственными делами вместо них стали заведовать выборные советы графств, а силы полиции отошли в ведение специально созданных комитетов.
Из Англии институт мировых судей перекочевал в США, параллельно он также развивался в Европе. Во Франции мировые судьи появились в 1790 году: ими местные власти заменили существовавшие до революции сельские суды. При этом за образец французы взяли не английские, а голландские суды. Мирового судью избирали активные граждане, юридическое образование для этой должности, как и в Англии, было необязательным. Срок полномочий судьи составлял два года. Претендовать на должность могли только люди, достигшие 30-летнего возраста.
Мировые суды в царской России
В России мировые суды появились в 1864 году в ходе либеральных реформ Александра II. Должность судьи также была выборной: мировые судьи в Москве и Санкт-Петербурге избирались городскими думами, в других городах – уездными земскими собраниями. В каких-то губерниях они, впрочем, назначались министром юстиции или самим императором.
Чтобы стать мировым судьей, необходимо было соответствовать двум требованиям: иметь среднее образование и быть финансово независимым. Последнее подразумевало владение недвижимостью стоимостью в 15 000 рублей для сельской, в 6000 рублей для столичной и в 3000 рублей для городской недвижимости. Срок полномочий мирового судьи в Российской империи составлял три года.
За каждым судьей закреплялся свой округ (обычно его границы совпадали с границами уезда, хотя иногда на одном уезде находились несколько округов). Округа делились на участки, и на каждом из них был свой участковый мировой судья. Вместе все мировые судьи одного округа составляли мировой съезд – периодическое собрание с постоянным председателем, избранным судьями из своей среды.
При рассмотрении уголовных дел мировой судья имел право приговаривать окончательно (без права апелляции) к 15 рублям штрафа и трем дням ареста. В компетенции мирового судьи, как судьи гражданского, входили иски о восстановлении владения и споры о движимости и по договорам ценой до 500 рублей.
Обратиться к мировому судье могли представители различных слоев населения, причем это было совершенно безвозмездно. В числе прочего мировые судьи решали вопросы с наследством, то есть, по сути, заменяли нотариусов. Но единственным сословием, которое не могло воспользоваться услугами мирового судьи, хотя часто остро в них нуждалось, было крестьянство. Их дела считались наименее важными и находились в ведении волостных судов. Впрочем, если обеим сторонам удавалось договориться, они могли судиться у мирового судьи вместо волостного суда. Уголовные преступления, совершенные крестьянами, могли быть отданы на рассмотрение мировому судье лишь в том случае, если они были совершены за пределами волости.
Мировые суды пользовались огромной популярностью у населения. К мировому судье, как правило, шли с различными «мелкими» тяжбами, на которые прежде закрывали глаза, не рассчитывая найти решение проблемы. Кроме того, мировой судья обращался с каждым, кто к нему приходил, с неизменной вежливостью, не делая разницы между богатым и бедным – это сильно подкупало.
В 1880-х годах, когда политика буржуазных реформ Александра II была свернута, в прессе все чаще стали появляться нападки на мировые суды. В итоге к концу XIX века мировых судей в Российской империи почти не осталось, а их полномочия перешли к земским начальникам и к городским судьям, а также к уездным членам окружных судов. Воссоздан институт мирового судейства в России был только в 1912-м году.
«Мировой судья» в СССР и сегодня
После установления советской власти мировые судьи были упразднены и заменены на местные суды. Согласно Декрету о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 года, они избирались «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Через некоторое время местные суды были преобразованы в районные и городские народные суды. Они, как и мировые суды, стали нижним звеном судебной системы. Наряду с термином «судья» стал применяться термин «народный судья» – судья нижнего уровня, которого выбирали граждане.
В 1990-х годах нагрузка на народные суды значительно выросла, и они перестали справляться с объемом работы. Тогда было решено создать новый суд, который взял бы на себя часть функций районных и городских судов. Этот новый суд получил название «мировой судья», поскольку является единоличным органом. Можно предположить, что таким образом власти хотели повысить доверие россиян к новому суду и показать историческую преемственность новой судебной системы. Первым документов в истории современной России, где официально упоминается институт мировых судей, стала Концепция судебной реформы, одобренная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР».
На сегодняшний день в России не существует такого судебного органа, как «мировой суд», но есть мировые судьи. Они являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и наряду с федеральными судами входят в единую судебную систему РФ.
В отличие от времен, когда институт мирового судейства только зарождался, сегодня в России к мировым судьям предъявляется ряд требований. Мировым судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и определенный стаж работы по юридической специальности сроком не менее пяти лет. Кроме того, кандидата на должность судьи проверяют на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, а также наличие иностранного гражданства либо вида на жительства в другой стране. Но и это еще не все: чтобы получить должность мирового судьи, необходимо сдать экзамен, по итогам которого выставляются оценки и выносится окончательное решение.
Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны гражданские, административные и уголовные дела, где срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех, а размер штрафа не превышает 100 тысяч рублей.
К уголовным делам, которые подсудны мировым судьям, относятся следующие: умышленное причинение легкого вреда здоровью; побои; истязание; причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности; угроза убийства или причинения тяжкого вреда здоровью; клевета; оскорбление; понуждение к действиям сексуального характера и ряд других.
Гражданские дела, рассматриваемые мировыми судьями: дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества по цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел, об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; дела об определении порядка пользования имуществом.
Одни из самых распространенных дел, которые рассматривают мировые судьи – это дела о защите прав потребителей. Например, если ваш самолет или поезд задержался более чем на 12 часов, а во время ожидания вам не предоставили горячее питание и ночлег, вы имеете полное право обратиться в суд. Или еще более частый пример: вы приобрели в магазине какой-то товар, и он оказался бракованным, а продавец отказывается принимать его обратно или заменить на другой. В том случае, если сумма вашего иска не превысит 100 тысяч рублей (подчеркнем, что это не стоимость товара, а именно размер требуемой компенсации), то мировой судья рассмотрит ваше дело, и правда наверняка будет на вашей стороне.
И, наконец, скажем пару слов об административных делах, которые рассматривает мировой судья. Здесь есть одна важная особенность: мировой судья рассматривает правонарушения, направленные против государства или общественного порядка, когда одну из сторон в деле представляют органы государственного управления. Чаще всего сюда относятся административные дела по факту хулиганства, появления в пьяном виде в общественных местах, мелкого хищения чужого имущества, нарушения правил дорожного движения, правил торговли и т.д. Мировой судья рассматривает практически все административные дела, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.
Как однажды отметила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, мировые судьи выносят наибольшее число оправдательных приговоров, потому что рассматривают дела частного обвинения. Для сравнения: в Мосгорсуде в 2015-м году был вынесен всего один оправдательный приговор.
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
МИРОВЫЕ СУДЫ
МИРОВЫЕ СУДЫ, были учреждены в России в 1864. Состояли из участковых мировых судей и съезда мировых судей. Участковые мировые суды рассматривали по первой инстанции гражданские дела при цене иска до 500 (а позднее до 1000) руб. и некоторые уголовные дела.
В формировании мировых судов определенное значение имело выборное начало. В гораздо больших масштабах, чем в Европе, русские мировые судьи избирались населением. Только в Оренбургской и Астраханской губ. и девяти западных мировые судьи назначались: в первых — Высочайшей властью, в последних — министром юстиции из числа лиц, внесенных в списки, составляемые местными уездными комиссиями или губернскими комитетами. Мировые судьи избирались уездными или губернскими земскими собраниями, а в столичных городах — городскими думами. Выборы производились следующим образом. Уездный предводитель дворянства (председатель управы) составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьями, и за 2 мес. до выборов представлял его губернатору, после чего список публиковался для всеобщего ознакомления. До начала выборов любой мог подать заявление и жалобу на допущенную неправильность. Все замечания рассматривались в избирательном собрании, которое производило поверку списка, а затем приступало к избранию закрытой баллотировкой из числа лиц, отмеченных в исправленном списке. Сенату (по 1-му департаменту) принадлежало право утверждения избранных, но он ограничивался, как правило, лишь формальной стороной дела. Число мировых судей на каждый уезд (город) определялось числом участков, которое указывалось в особом расписании. Контингент лиц, из числа которых избирались мировые судьи, определялся следующими условиями: они должны были быть местными жителями (фактически признание лица местным жителем происходило на избирательном собрании); возраст не ниже 25 лет; обладание определенным образовательным и имущественным цензом. Образовательный ценз состоял в том, что от избираемого лица требовалось высшее или среднее образование, или прохождение соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в должностях, позволявших приобрести практические знания по производству судебных дел. Требование имущественного ценза предполагало следующие условия: обладание недвижимым имуществом в размере, вдвое превышающем ценз, требуемый для непосредственного участия в уездных земских собраниях, а в городах — недвижимостью ценой 15 тыс. руб. в столицах и 6 тыс. — в прочих городах; это имущество могло принадлежать не только самому баллотируемому, но и родителям или жене и могло находиться не только в той губернии, где имел жительство избираемый, но и в других. Совокупность этих положительных условий давала право на занятие должности мирового судьи; она дополнялась еще целым рядом отрицательных условий. Иными словами, мировыми судьями не могли быть: 1) состоявшие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и находившиеся под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влекло означенные наказания; 2) уволенные со службы по суду, из духовного ведомства, из среды обществ и дворянских собраний; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоявшие под опекой за расточительность; 5) священнослужители и церковные причетники. Избранные указанным выше образом из числа лиц, отвечавших всем условиям, участковые мировые судьи считались состоявшими на государственной службе V класса, получали очередное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имели. Увольняли с должности мировых судей на следующих основаниях: 1) по истечении трехлетнего срока и в связи с неизбранием на следующий срок; 2) в связи с сокращением числа участков; 3) за проступки и государственные преступления, совершенные во время пребывания в должности мирового судьи. В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи были приравнены к членам окружных судов; возбуждалось дисциплинарное производство съездами мировых судей. Непосредственный контроль за деятельностью мировых судей осуществлялся мировыми съездами, а высший надзор — кассационными департаментами Сената и министром юстиции.
Мировые судьи разделялись на: 1) участковых (общий тип); 2) почетных мировых судей; 3) почетных участковых судей, полностью аналогичных участковым, лишь по собственному отказу не получавших жалованья. Кроме того, русский закон предусматривал должности добавочных мировых судей и помощников. Первые были учреждены в обеих столицах, Одессе, в Астраханской и Оренбургской губ., в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначением была замена участковых судей, с которыми они были уравнены в служебных правах. Помощники мировых судей имелись в Закавказье, где мировые судьи выполняли функции предварительного производства, и в Средней Азии. Пределы компетенции мировых судей определялись размерами мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда составляла мировой округ; столицы и Одесса образовывали особые округа. Властные полномочия почетных мировых судей распространялись на всю территорию округа. По предмету ведомства компетенция мировых судей разделялась на: 1) судебные дела; 2) дела административного и охранительного порядка. В отношении судебных дел мировые судьи представляли суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным, из дел гражданских — иски ценой не св. 500 руб., кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестье, о восстановлении нарушенного владения, если со времени нарушения прошло не более 6 мес., и о праве частного участия, если со времени нарушения его прошло не более года; просьбы об обеспечении доказательств по искам любой ценности. При этом дела об исках на сумму не св. 30 руб. решались мировыми судьями сразу окончательно.
Из дел уголовных мировым судьям были подведомственны: 1) обязанности предварительного расследования и примирения; 2) юрисдикция по делам о проступках, перечисленных в уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, со следующими изъятиями: а) компетенция мировых судей распространялась на непоименованные в мировом уставе нарушения казенных управлений, дела о повинностях, о торговле и промышленности фабричной, заводской и ремесленной (кроме дел о стачках рабочих), если последние не подлежали ведомству администрации; нарушения правил о печати, нарушения в охране лесов и иные маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них было определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышала 300 руб.; б) мировые судьи также занимались определенными мелкими правонарушениями, обозначенными в конкретных статьях Уложения о наказаниях; в) вне компетенции мировых судей находились дела о проступках, если с наказанием за них была связана высылка виновного из места жительства, запрещение производить торговлю или промысел или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские жители подлежали ведению собственных судов. Приговор мировых судей признавался окончательным, когда им определялись: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не св. 15 руб., арест не св. 3 дней и когда сумма присужденной компенсации за вред и убытки не превосходила 30 руб. Кроме указанных наказаний мировые судьи имели право налагать: денежные взыскания до 300 руб., арест до 3 мес. и заключение в тюрьме не св. 1,5 года.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей находились: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса, охранение наследства, свидетельства о болезни (за отсутствием врача) призванным к отбыванию воинской повинности, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подлежавших аресту по приговорам мировых судей, участие в составлении очередного и периодических списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей. Такова обширная компетенция мировых судей. Споры о подсудности, возникавшие между мировыми судьями, разрешались мировыми съездами; споры между мировыми судьями и следователем разрешались окружным судом; последний разрешал также споры между мировыми и учебно-административными учреждениями; наконец, споры между мировыми судьями и окружным судом разрешались судебной палатой. Функционировали мировые судьи единолично, даже протоколы заседания они вели сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировые судьи являлись судом в первой инстанции в пределах указанной компетенции.
Кроме того, существовали собрания мировых судей, действовавшие в качестве коллегиальных органов с особыми задачами и полномочиями. Сюда относился съезд мировых судей, начинавший свою деятельность с момента избрания мировых судей их первоначальным собранием; функции такого собрания, проводившегося раз в 3 года, заключались в распределении обязанностей между членами, установлении очередности, вводе избранных мировых судей в судебную службу. Мировой съезд представлял собой судебное место, в состав которого входили все мировые судьи данного округа; из числа мировых судей избирался один на должность председателя мирового съезда, ему принадлежали права, обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в заседаниях съезда принимали участие: 1) непременный член, избираемый из числа мировых судей, в обязанности которого входила подготовка дел к рассмотрению на съезде, наблюдение за исполнением решений съезда, заведование (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2) прокуратура в лице товарища прокурора местного окружного суда, обязанного следить за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым гражданским и по всем уголовным делам. Съезд функционировал периодически, на заседаниях срочных и особых. Время и место первых определялись земскими собраниями, городскими думами и Министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала); созыв особых съездов определялся надобностью и осуществлялся председателем. Главным назначением съезда было осуществление задач апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям; по делам, решаемым мировыми судьями окончательно, съезд являлся инстанцией кассационной. Приговоры мировых установлений кассировались кассационными департаментами Сената. На мировой съезд возлагалась обязанность надзора за мировыми судьями, высшим органом надзора для мировой юстиции являлось объединенное присутствие Сената. Мировой съезд был обязан составлять инструкции для себя и для мировых судей и направлять их министру юстиции, а в конце каждого года представлять отчеты по своему округу.
Т. о., мировая юстиция в России представляла собой целостную систему местных судов, связанную с общими судебными установлениями в лице Сената как кассационной инстанции и высшего органа надзора, судебной палаты в отношении дисциплинарного производства и ее же окружных судов как органов разрешения спорных вопросов о подсудности. Дело организации своего суда среди населения увенчалось успехом. Мировые суды быстро заняли подобающее им место в обществе; случаев злоупотребления властью с их стороны почти не наблюдалось за все время их существования; число рассматривавшихся ими дел к н. XX в. достигло 2,5 тыс. на каждого мирового судью в год.
Особенности судопроизводства в мировых судах по гражданским делам в XIX веке
Калашникова Елена Борисовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и философии права, Самарский государственный экономический университет, г. Самараkalashnikovahelen@yandex.ru
Мавринская Татьяна Владимировна,студентка, Самарский государственный экономический университет, г. Самараmavrinskaya1998@mail.ru
Особенности судопроизводствав мировых судахпо гражданским делам в XIXвеке
Аннотация.Судебные реформы современного Российского государства во многом были основаны на реформе Александра II. Составной частью процесса формирования реальной судебной власти считается введение института мировых судей. Для понимания основ функционирования современной судебной системы, необходимо обратиться к ее истокам. Статья посвящена вопросам формирования гражданского судопроизводства в Российской империи. Особое внимание уделяется стадиям гражданского судопроизводства в мировом суде. Ключевые слова:судебная реформа, мировая юстиция, мировой суд, гражданское дело, гражданское судопроизводство, стадии гражданского судопроизводства.
Во второй половине XIX века формировались все условия для реорганизации системы судопроизводства. Под воздействием решения отменитькрепостное право с наделением крестьян землей в конце 1858 начале 1859 гг. произошел поворот правительства в отношении к судебной реформе с переоценкой ее институтов.Для более активного формирования элементов прецедентного правосудия Судебная реформа 1864 г. создала определенные предпосылки. Для судебной системы Российского государства введение института мировых судей имело очень важное значение.В определенной мере были решены главные проблемы дореформенного суда, к которым относились множественность судебных органов, запутанность процессуальных требований, облегчило аппарат судебной власти. Во всех земских губерниях, начиная с 1866 года, открывались мировые учреждении. Мировые судья вызывали доверия у местных жителей.Близость мирового судьи к населению сделала мировой суд доступным. Обособленность мировой юстиции от системы общих судов дала положительный эффект, гражданские дела могли решаться по месту жительства, а не переходили из инстанции в инстанцию.К середине XIX века в Российском государстве наблюдалось интенсивное развитие хозяйственной жизни, увеличение гражданского оборота, усложнились столкновения интересов и прав частных лиц. Множество судебных инстанций с неопределенной подсудностью, с различными порядками судопроизводства осложняло обращение в суд за защитой права. Судебная реформа 1864 года должна была преодолеть недостаток в гражданском процессе, обеспечить развитие экономики России, развитие гражданских отношений, защиту прав личности[1].Основным документом, который регулировал гражданский процесс, являлся Устав гражданского судопроизводства. Вистории российского законодательства данный источник считался первым гражданскимпроцессуальнымкодексом. Устав гражданского производствапозволил отделить уголовное судопроизводство от гражданского.Единолично мировой судья подсудные ему дела. Подсудность гражданских дел более подробно была определена в Уставе гражданского судопроизводства в статье 29.Согласно статье 29 Устава гражданского судопроизводства мировому суду были подсудныследующие иски: по личным обязательствам, о движимом имуществе, цена которых не превышала пятисот рублей, о личных оскорблениях, о восстановлении нарушенного владения, иски за убытки, ущерб и вознаграждения (если их сумма не превышала пятисот рублей), иски о сервитутах[2]. Также мировой суд мог рассматривать всякий спор, например, по статье 30, если стороны просили его решить их дело «по совести». Решение по таким делам являлось окончательным и лишь в форме мировой сделки. Рассмотрение дела по статье 30не подлежало обложению пошлинами и сборами[2].Мировые судья занимались делами по охране наследственного имущества (статьи 14011403, 1422 Устав гражданского судопроизводства).Крестьяне также могли обратиться к мировым судьям, но не все, а только те, которые отправлялись на заработки. Согласно статье 31 Устава гражданского судопроизводствачлены общины имели право напередачусвоихдел
в мировой суд[3].Мировые судья должны хорошо знать местное население, но такое случалось не часто.Согласно статье 31Устава гражданского судопроизводства из компетенции мирового судьи исключались иски о праве на владение недвижимостью, споры о привилегиях на изобретения или открытия, а также иски, которые были сопряжены с интересами казенных управлений[3].Мировой суд выступает в качестве первой инстанцией. Гражданское судопроизводство, как процесс, имеет определенную последовательность в движения дела.Так С.В. Лонская выделяет следующие стадии гражданского судопроизводства[4]:1) Возбуждение дела;2) Подготовка дела к судебному разбирательству;3) Судебное разбирательство;4) Постановление и оглашение решения;5) Отзывное производство;6) Исполнение решения .Согласно статье 32 Устава гражданского судопроизводства исковая просьба передавалась по месту нахождения ответчика. Если по иску выступало несколько ответчиков, которые жили в разных мировых участках, то истец имел право по собственному желанию обратиться в один из участков. Согласно статье 34 иски о вознаграждении за убытки в недвижимом имуществе, подавались по месту, где находилось данное имение. Мировым судьей, которому был предъявлен первоначальный иск, разбился и встречный иск. Если встречные требования не соответствовали мировой подсудности, производство дела прекращалось, и соответственно, стороны обращалисьв окружной суд[3]. Стадия подготовки дела к разбирательству включала в себяследующие действия: вызывалиответчика, свидетелей, третьих лиц, собиралидоказательства, осуществлялиосмотрна месте, а также для дачи показаний по вопросам, которые требовалиспециальных уточнений, разъяснений, вызывалисведущих лиц.На проведениевсех подготовительных мероприятиймировой судьяназначал день иуточнялвремя разбирательства. В Уставегражданского судопроизводстване предусмотрено конкретных сроков, но промежуток времени между днем вызова и днем заседания должен был рассчитываться с учетом того, чтобы лицо имело со дня получения повестки не менее одного дня на каждые 15 верст пути от места жительства до камеры мирового судьи (согласно статьям5859Устава гражданского судопроизводства)[3]. Данный срок определялся как явочный срок.Судебное разбирательство являетсяосновнойстадиейгражданского процесса. Суд мог приступать к разрешению дела только после «учинения надлежащих справок как о подлинности документов, представленных тяжущимися, так и о подлинности показаний, учиненных ими». Стадия судебного разбирательства включает в себя: подготовительную часть, рассмотрение дела по существу, заключительные объяснения сторон.Разбирательство дел у мирового судьи носило гласный характер.Принцип гласности заключался в пребывании в зале суда представителей общества; возможность отражать ход судебных процессов в печати. Этот принцип представляет конкретную форму контроля общества за правильным ходом судебного разбирательства по делу. Принцип гласности судопроизводства не может быть абсолютно совершенным, так как существуют категории дел, публичное рассмотрение которых нарушало бы интересы личности, страны. Однако если стороны просили о негласном заседании, то мировой судья уважительно относился к их просьбе (статья 8Устава гражданского судопроизводства)[1].Заседание начиналось с объявления мирового судьи, какое дело подлежит рассмотрению, вызывал истца и ответчика, затем проходила проверка, явились ли все свидетели, далее удостоверились ихличности и выяснились, по какой причине отсутствовали свидетели.Если стороны не явились на судебное заседание по уважительной причине, то судебное заседание откладывалось. Если по неуважительной причине отсутствовал ответчик, то процесс был отсрочен, но если истец давал согласие на заочное решение, то процесс продолжался. Если же не явился истец, то независимо от желания ответчика, дело прекращалось.Рассмотрение частных требований и заявление сторон было следующим действием подготовительной части. Одним из требований был отвод судьи. Согласно статье 69 Устава гражданского судопроизводства право отвода принадлежало ответчику[3].Рассмотрение дела начиналось с краткого изложения сути исковых требований.Затем происходило состязание сторон в форме диалога между истцом и ответчиком. Сначала истец объяснял своим требования, ему возражал ответчик и так продолжалось до тех пор, пока судья не находил, что дело достаточно объяснено (статья 72)[3].Мировой судья не собирал доказательства, он основал свои решенияна тех доказательствах, которые ему предоставляли стороны.Никто не мог отказываться давать свидетельские показания, исключения составляли родственники по прямой линии, лица, имеющие выгоду от решения дела в пользу какойлибо стороны.Показания свидетеля записывались в протокол, который зачитывался и подписывался свидетелем и мировым судьей. Если свидетель был неграмотным, то протокол подписывался только мировым судьей. Свидетель, который желал получить вознаграждение за издержки, которые были потрачены надорогу, должен заявить об этом по окончанию допроса. Согласно статьям 103 и 104 Устава гражданского судопроизводство вознаграждение взыскивалось со стороны, которая приглашала свидетеля.Тяжущиеся имели право по взаимному согласию сторон просить мирового судью о разрешении дела на основание принятие присяги .Основания, по которым присяга считалась недопустимой, предусмотрены в статье 118 Устава гражданского судопроизводства[1]. Такими основаниямиявляются дела, в которых непосредственно участвуют несовершеннолетние и лица, которые не могли владеть и распоряжаться имуществом;обстоятельства, которые связаны с проступком или преступлением;дела обществ, а также дела, в которых участвовали казенные управления, городские, сельские общества и земские учреждения. Присяга считалась недопустимой, если было опровержение прямого смысла актов, незаподозренных в подлинности. В гражданском процессе мировые судья имели право проводить ряд следственных действий, прежде всего, обыск, осмотр, освидетельствование и выемка[1].Заключительное объяснение сторон являлся последним этапом судебного разбирательства.Согласно статье 129 Устава гражданского судопроизводства мировой судья прекращал разбирательство дела и приступал к постановлению решения.Данное решение не должно было противоречить закону.Также мировой судья в отдельных случаях мог руководствоваться известными обычаями. После того, как мировой судья вынес решения, он записывал и объявлял его тяжущимся при всех присутствующих[3].С момента провозглашение приговоравступало в силу окончательное решение.
После истечения сроков на подачу апелляции в законную силу вступали неокончательные и заочные решения.Съезд мировых судей являлся судом второй инстанцией. В съезде мировых судей могли быть обжалованы решения мировых судей по искам, превышающим тридцати рублей. В апелляционной инстанции срок обжалования, как и в общих судах, составлял один месяц.Решения на мировом съезде принималось большинством голосов. Однако возникали ситуации, когда было достигнуто равенство голосов, то согласно статьям 181 и 184 Устава гражданского судопроизводства голос председателя являлся главным и окончательным. Данное решение могло быть отменено в кассационном порядке[3]. Согласно статьям 189, 190, 191 Устава гражданского судопроизводства просьбы о кассации решений подавались в течение одного месяца в письменной форме мировому съезду. В Кассационный департамент передавались кассационные жалобы на решения мирового съезда[3]. Таким образом, признание частной собственности привело к тому, что образовался большой круг мелких собственников, чьи права нуждались в защите. Для широких слоев населения доступность судебной защиты, быстрота и эффективность ставились под угрозу. В Российской империи сложилась ситуация, когда граждане стали ощущать потребность в правовом, и главное, справедливом суде. Составители судебной реформы считали, что именно мировые суды могли исправить данное положение, сделать суды более доступней, эффективней.Близость мирового судьи к населению сделала мировой суд доступным. Обособленность мировой юстиции от системы общих судов дала положительный эффект, гражданские дела могли решаться по месту жительства, а не переходили из инстанции в инстанцию.
Ссылки на источники1.Боева Г. А. Подсудность гражданских дел мировому суду по уставу гражданского судопроизводства 1864 года // Проблема правосубъектности: современные интерпретации2012 : матер. международ. науч.практ. конф. Самара, 24 февраля 2012 г. Вып. 10. Ч. II. С.101103.2.Боева Г. А. Особенности гражданского судопроизводства в мировом суде Российской империи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Право. 2008. № 1 (3). С. 334. 3.Устав гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г. // Российское законодательство ХХХ вв. В 9 т. Т.8. Судебная реформа 1864 г. / отв. ред. О.И. Чистяков. М., 1991. 4.Лонская С. В. Мировая юстиция в истории Российской империи Статья 8. Судебное управление в сфере мировой юстиции (18641917 гг.) // Мировой судья. 2013. № 10. С. 2530.
Источники:
http://aleks070565.livejournal.com/2643168.html
http://mosi.ru/ru/conf/articles/osobennosti-deyatelnosti-mirovyh-sudey-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
http://mir24.tv/index.php/articles/16437566/ot-angliiskih-dvoryan-do-professionalnyh-yuristov-kto-takie-mirovye-sudi-i-kakie-dela-oni-rassmatrivayut
http://russiahistory.ru/mirovyie_sudyi/
http://e-koncept.ru/2017/970661.htm