0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое неделя о страшном суде

7 марта — Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Нынешний воскресный день – еще одна мысленная ступень, подводящая нас к вратам покаяния – к началу Великого поста. Этот день называется Неделей о Страшном Суде, или Неделей Мясопустной, потому что православные христиане перестают есть мясную пищу, но всё ещё могут есть молочные продукты, в том числе масло.
Названа она так, потому что, во время неё Богослужение этих святых дней готовит верующих к посту, напоминая о Втором пришествии Господа, когда Он будет судить весь мир.
Но часто ее называют масленицей: неделя ярких праздников, застолий, радости и ликования. И вот этот парадокс — сочетание «широкой масленицы» и Страшного Суда Божия – невольно заставляет задуматься.
Имеет ли смысл телесное воздержание без духовного? Тем более в дни, когда Святая Церковь напоминает всем, что люди смертны и что всех нас будет судить Господь Иисус Христос.
На Литургии мы слышим слова Христа Спасителя о Страшном Суде, в которых Он указывает Своим ученикам на необходимость милосердия к ближним, чтобы сподобиться милости Божией в грядущий великий день Господень, когда будут судимы все люди, жившие на земле от начала мира.
Поэтому те из нас, кто считают себя учениками Христовыми, имеют счастье эти слова послушать и постараться вникнуть в них таким образом, чтобы они отражались на нашей жизни. Потому что слово Божие должно входить, как «меч обоюдоострый», в наше сердце:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25, 31-32).
Вот образ Страшного Суда: добрый Пастырь Господь с Ангелами Своими, которые участвуют в этой жатве, и перед Ним все человечество. Те, кто еще не умрет к этому времени, изменятся, преобразятся, получат новые тела, а те, кто жил начиная от Адама, все воскреснут. И Господь будет отделять овец от козлов.
Почему Господь этот образ приводит? Вроде бы на вид одинаковые животные: у обоих и рожки есть, и хвостики, и шерсть, и раздвоенные копытца. Но разница большая во внутренней сущности, в повадках: овца кроткая, смиренная, робкая и послушная, а козел очень задиристый, упрямый и драчливый.

Далее читаем:
«И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25, 33-46).

Статья в тему:  Что такое суд осириса

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о Страшном суде:
«Величественно изображено в Евангелии от Матфея второе, славное пришествие Господа, нелицеприятный и Страшный Суд Его над племенами и народами. Эта необыкновенная картина, представленная с необыкновенной простотой и ясностью, невольно оживляется перед взорами ума, поражает сердце страхом. Созерцая эту картину, можно изобразить состояние, в которое она приводит душу, словами Иова: Ужас мя срете и трепет, и зело кости моя стрясе: устрашишася же власи мои и плоти.
При наступлении суда для изгнанников с неба, страна изгнания и клятвы — земля — запылает, а небо свиется, как свивается одежда. Мертвецы всех времен и народов, возбужденные животворящей трубой — Словом Божиим — восстанут из гробов и составят из себя необозримое и неисчислимое собрание.
Полки и воинства святых Ангелов придут на страшное зрелище, на великое служение. И ангелы отверженные предстанут на суд. Сын Божий воссядет на престоле славы, славы страшной по необъятному величию ее. Все разумные создания потрясутся от страха, увидев Создателя своего, вызвавшего их в бытие из ничтожества единым всемогущим Словом.
Они будут предстоять перед Тем Словом, для Которого нет невозможного исполнения. Они будут предстоять перед Той Жизнью, при Которой, вне Ее, не может быть иной жизни. Справедливо сказали Отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим, и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество.

Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя. Решится участь всех на вечность. Прежде наступления этого суда Божественный Апостол сознается, что он не может оправдаться, хотя и не знает за собой никакого греха: потому что Судия его — Бог.
Все святые, во время земного странствования своего, часто приходят воспоминанием и размышлением благочестивым на страшный суд Христов, — благовременным, спасительным страхом ограждают себя от страха, который возбудится в погибших отчаянием; благовременным осуждением себя они стараются благовременно снискать оправдание, плачем отвратить плач.
Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание второго пришествия и страшного суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны.
Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость: тем более должен озабочивать нас суд Божий. С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой — условие нашей погибели?
Преподобный Илия, Египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия, и время изречения, какое последует о мне от Бога»».

«Поставив себя пред Богом, — продолжает протоиерей Андрей Ткачев, — каждый должен почувствовать свою греховность, необходимость спасения. Нужно окинуть честным взглядом свою жизнь и понять, что все мы смертны, а после смерти пойдём или в Рай к Богу или в ад на вечные муки совести.
Только святость жизни может ввести человека в Рай, потому что «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27).
А в чём состоит святость? За что Господь будет награждать праведников на Страшном Суде или наказывать грешников?
Человек — существо подсудимое.
Повестка ему уже выдана, но дата не поставлена: явка в суд может произойти в любой день года и в любое час. Адвокатов не будет. Прокуроров тоже. Правда, будут охранники, с безстрастными лицами стоящие за спиной. И будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому всё будет ясно без лишних слов.
Любого из нас — говорил Дюрренматт — можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что. Страшно слушать, но трудно возражать.
Редкий из сынов человеческих на том последнем Суде сможет поднять глаза на Сидящего на престоле. Большинство будет стоять, опустив голову. Это в привычной земной реальности мы скручиваем нити оправданий и сплетаем кружева силлогизмов. На том Суде все будет проще и быстрее.

Статья в тему:  Что такое спор о праве подведомственный суду

Не подумайте, что речь идет об абсурдном мире Йозефа К., который не знает, за что, и не знает, кем, но уже осужден и должен умереть. Кафка описал внутренний мир человека, который уже не верит в Бога и не знает, Кто будет его судить, но саму неумолимость и неотвратимость суда продолжает ощущать в сокровенной глубине своего сердца.
Такова внутренняя трагедия человека новейшей эпохи. И тогда действительно возникает абсурдная ситуация, замешанная на чувстве обреченности. Но в нашем случае Судья не прячет лицо и не скрывает статьи обвинения. Равно как и заранее объявляет вслух, что нужно для оправдания.
Ничего сверхъестественного. Нужно просто понять, что мир сей не есть место наслаждений, но каторга и юдоль печалей. Люди болеют, нуждаются в еде и одежде, терпят насилие, сидят в тюрьмах, бьются о тысячи окаменевших проблем, как рыба об лед. И нужно помогать людям нести крест свой. Нужно плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Нужно делиться едой, пускать под кров путешествующих, навещать больных и переживать о заключенных.
Нужно, по слову Антона Павловича Чехова, чтобы у дверей каждого счастливого человека стоял некто с молоточком и стуком в дверь напоминал счастливцу, что мир продолжает страдать, и многим нужна помощь. Счастливый обязан быть сострадательным. У дверей нашего сердца как раз и стоит Некто, стучащий и ждущий, что Ему откроют. Это сказано в Апокалипсисе, и лучшее, что есть в литературе, традиционно вторит тому, что есть в Писании.

Христос — это действительно Бог, ставший Человеком. Он стал одним из нас, чтобы мы ежедневно могли Его встретить. Как легендарные халифы древности одевались в простую одежду и обходили город, смешивались с толпой, вслушивались в разговоры, так и Господь наш смешался с нами и ходит ежедневно среди людей неузнанный. Он есть в регистратуре поликлиники и на автобусной станции; Его можно заметить в закусочной и в очереди у окошка в кассу.
Мы можем одеть Его, а можем отобрать у Него же последнюю рубашку. Мы можем пустить Его к себе в дом, а можем согнать Его же с Его жилплощади и завладеть ею преступно. Мы можем прийти к Нему в темницу, но можем Его же в темницу и посадить, или по ложному приговору, или без суда и следствия. Мы можем бить Христа и лечить Христа. Мы можем вступаться за Единородного и можем сталкивать Его с дороги, как беззащитного слепого старика.
В этом и будет заключаться великая новость Судного Дня. Люди вдруг узнают, что все, что они сделали, — это они лично Христу сделали. Лично Христа оболгали, лично за Христа заступились, лично Христа обокрали, лично Христу вытерли слезы или перевязали раны. Тогда у праведников вскружится голова, и они выдохнут в изумлении: «Когда же мы видели Тебя алчущим или жаждущим, раздетым или больным?» И Он ответит им удивительными словами, которые всякий из нас должен знать наизусть.

Статья в тему:  Что характерно для судов одного звена

Также и грешники взвоют. Их претензии будут просты. «Разве я выбивал бы Тебе зубы, если бы знал, что это Ты? Разве мне жалко было бы дать Тебе денег, если бы я узнал Тебя?» И так далее, и тому подобное. Но в том-то и вина, что не видели, не узнавали, не замечали. Ломали кости Ивану Ивановичу, а плакал Христос. Писали донос на Петра Петровича, а в «воронок» ночью посадили Господа. И не узнавали Его потому, что не верили, не думали, не слушали совесть.
Явись Господь ныне во славе, кто не преклонится перед Ним, кто откажется Ему послужить? Карьеристы и подхалимы обгонят всех, чтобы первыми поцеловать оттиск Его стопы на земной пыли. Но Он благоволил поступать иначе. Он скрывает Лик Свой и является нам ежедневно в простом виде, чтобы служили Ему те, кто имеет веру и носит в себе благодать, как сокровище в глиняном сосуде. Чтобы действительно были достойны награды те, кто ходит «верою, а не видением».
Сегодня уже несколько раз каждый из нас видел Христа и не узнал Его. Мы привычно жмем Ему руку и спрашиваем «как дела?» Мы молимся Ему, не замечая Его Самого. Такова наша слепота. Таково поведение узников в тюрьме эгоизма.

Но Слово Божие живо и действенно. Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает в наше сознание раз за разом, когда Евангелие читается и проповедуется. Христос рядом. Он воплотился не призрачно, но истинно и непреложно. Ему можно и нужно служить ежедневно через творение самых малых, самых простых добрых дел, сознательно совершаемых нашим ближним с памятью о Человеке-Господе.
Христианский мир — это мир сознательного человеколюбия, которое рождается от мысли, что перед тобой в смиренном виде — Царь неба и земли. В конце концов, по этому критерию Он и отнесется к нам на том Суде, повестка о котором нам вручена верой, и дата которого в повестке еще не указана.
— Ты верил в Меня? Ты думал обо Мне? Ты замечал Мое присутствие в повседневности? Если да, то Я одет в тобою подаренную одежду и накормлен на твои деньги. А если нет, то Я обкраден тобою, обманут тобою, унижен тобою. Тобою лично или с твоего согласия.
«И идут сии в муку вечную, праведники же в жизнь вечную».

Мы все знаем: и что мы смертны, и что призваны к христианским добродетелям, к любви и милосердию, но «масленица еще впереди» – пока не будем об этом серьезно! Успеем еще покаяться…
Душа, к сожалению, грубеет, и тем людям, кто не познал Бога опытно в своей собственной жизни, не приобрел подлинное благоговение и трепет пред неисповедимыми Его путями, не смирил свою гордость пред Его Промыслом, не размягчил своего сердца подвигами милосердия, со временем становится все труднее и труднее это сделать.
Хотя, конечно же, Господь волен в любом возрасте и в любом положении изменить «естества уставы». Но желание – должно быть от человека! Вспомним Закхея: у него было лишь любопытство, но сопряженное с подвигом. Он поднялся на дерево, чтобы увидеть Христа в толпе, а Христос – возвысил его пред всеми и на все времена: «Днесь спасение дому сему, яко и сей сын Авраама есть…»
Перед началом Поста потрудимся растопить лед сердечный: не из страха пред воздаянием, а по любви ко Христу, к Его Правде. А вдруг и мы сможем в этом закрученном и безумном мире увидеть своими глазами Христа? Не услышать только о нем от проповедников и из книг, а своими глазами – сердечными и душевными – узреть Живого Христа: как Закхей, как старец Симеон, как безнадежно потерянный для всех людей, но обретенный Богом благоразумный разбойник, в самую страшную и последнюю минуту своей преступной жизни?
И тогда мы вдруг обретем тот рай, об утрате которого днесь плачет первый Адам: «Раю мой, раю, ктому твоея сладости не наслаждуся…» Будем плакать вместе с ним. Это благодатный плач, отверзающий и для нас двери Царствия Божия!»

Статья в тему:  К какой ветви власти относится суд

Неделя о Страшном Суде. Кондак, глас 1.
Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.

Неделя о Страшном суде

Страш­ный суд и мас­ле­ни­ца

Тре­тье вос­кре­се­нье под­го­то­ви­тель­но­го пе­ри­о­да к Ве­ли­ко­му по­сту име­ну­ет­ся в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре Неде­лей о Страш­ном су­де, или Неде­лей мя­со­пуст­ной. Пер­вое на­зва­ние про­дик­то­ва­но те­мой еван­гель­ско­го чте­ния за Ли­тур­ги­ей – о бу­ду­щем Страш­ном су­де жи­вых и мёрт­вых; вто­рое – пред­пи­са­ни­ем Цер­ков­но­го уста­ва: не упо­треб­лять по­сле это­го вос­кре­се­нья мя­са.

Что зна­чит «мя­со­пуст»?

Сла­вян­ский тер­мин «мя­сопуст» (греч. апокр­эос, лат. carnis privium – ли­ше­ние мя­са) озна­ча­ет пре­кра­ще­ние вку­ше­ния мя­са. Неде­ля мя­со­пуст­ная – это вос­кре­се­нье за 56 дней до Пас­хи. За ним сле­ду­ет ещё од­на – по­след­няя пе­ред Ве­ли­ким по­стом седмица – «сыр­ная», или, в про­сто­ре­чии, – «мас­ле­ни­ца» (в на­род­ном ка­лен­да­ре она вклю­ча­ет в се­бя ещё и Про­щё­ное вос­кре­се­нье в ка­че­стве за­вер­ша­ю­ще­го ак­кор­да ли­хих на­род­ных гу­ля­ний). Стро­го со­блю­да­ю­щие ди­е­ти­че­скую сто­ро­ну по­ста от­ка­зы­ва­ют­ся на этой неде­ле от мя­са и едят толь­ко яй­ца и мо­лоч­ные про­дук­ты (от­ку­да и на­зва­ние этой неде­ли). В этом – по­след­няя сту­пень под­го­то­ви­тель­но­го воз­дер­жа­ния.

Мас­ле­ни­ца – хри­сти­ан­ский празд­ник?

Об­ра­зо­ван­ный хри­сти­а­нин (да и каж­дый че­ло­век) дол­жен знать, что мас­ле­ни­ца в сво­ей ос­но­ве – празд­ник со­всем не хри­сти­ан­ский! На­про­тив – это древ­ний язы­че­ский празд­ник про­во­дов зи­мы и встре­чи вес­ны, со­глас­но по­сло­ви­це: «Мас­ле­ни­цу про­во­жа­ем, све­та солн­ца ожи­да­ем». Это – свое­об­раз­ный «се­вер­ный кар­на­вал», вак­ха­на­лия, со­про­вож­да­ю­ща­я­ся необуз­дан­ным ве­се­льем, зу­бо­дро­би­тель­ны­ми дра­ка­ми, иг­ра­ми и хмель­ны­ми пи­ра­ми (это то, что у нас все­гда хо­ро­шо по­лу­ча­ет­ся). В до­хри­сти­ан­ские вре­ме­на по­доб­ные гу­ля­ния с «уми­ло­стив­ле­ни­ем» язы­че­ских бо­гов со­про­вож­да­лись да­же че­ло­ве­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми: вспом­ним о на­ших хри­сти­ан­ских пер­во­му­че­ни­ках – ки­ев­ских ва­ря­гах Фе­о­до­ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред­ста­вим, что они вос­крес­ли, ока­за­лись на на­шей мас­ле­ни­це и уви­де­ли стран­ные на­ря­ды хмель­ных гу­ляк, пры­га­ю­щих во­круг ко­ст­ра с язы­че­ским идо­лом ста­ру­хи-зи­мы и бли­на­ми в ру­ках. Му­че­ни­ки ре­ши­ли бы, что на Ру­си всё ещё тор­же­ству­ет язы­че­ство, ко­то­рое рев­ност­но на­саж­дал князь Вла­ди­мир в на­ча­ле сво­е­го прав­ле­ния, а кре­ще­ние на­шей мно­го­стра­даль­ной стра­ны так и не со­сто­я­лось!) По­это­му су­ро­вый го­лос Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, воз­ве­щая о Страш­ном Су­де, зо­вёт к по­ка­я­нию и предо­сте­ре­га­ет от язы­че­ской мен­таль­но­сти, до сих пор жи­ву­щей в на­шем со­зна­нии.

По­сле кре­ще­ния Ру­си «от­ме­нить» мас­ле­ни­цу (как и неко­то­рые дру­гие язы­че­ские иг­ри­ща, на­при­мер, «Ива­нов день») так и не смог­ли: наш на­род го­тов от­ка­зать­ся от мно­го­го, но толь­ко не от бес­ша­баш­ных гу­ля­нок и за­сто­лий с тра­ди­ци­он­ным во­про­сом: «Ты ме­ня ува­жа­ешь?» По­это­му Цер­ковь вы­нуж­ден­но сов­ме­сти­ла эту неде­лю вак­ха­на­лий с по­след­ней под­го­то­ви­тель­ной сед­ми­цей пе­ред Ве­ли­ким по­стом, чтобы хоть как-то кон­тро­ли­ро­вать про­ис­хо­дя­щее и не до­пус­кать про­дол­же­ния ко­щун­ствен­но­го раз­гу­ла во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста. При этом обы­чай по­ми­нать на хмель­ной тризне пред­ков бли­на­ми (это аст­ро­ло­ги­че­ский со­ляр­ный знак) был пе­ре­осмыс­лен как заго­ве­нье – празд­нич­ную тра­пе­зу на­ка­нуне по­ста. Гре­ки и дру­гие хри­сти­ане не мо­гут по­нять, по­че­му наш бо­го­слу­жеб­ный (!) – а не толь­ко «на­род­ный» – ка­лен­дарь об­зы­ва­ет пра­во­слав­ную сыр­ную сед­ми­цу, име­ю­щую по­лу­пост­ный по ра­ци­о­ну, но вполне по­ка­ян­ный по сво­е­му на­зна­че­нию ха­рак­тер, язы­че­ским тер­ми­ном «мас­ле­ни­ца» (хо­тя бы и в скоб­ках). Тем са­мым, в гла­зах про­сто­го на­ро­да, име­ну­ю­ще­го се­бя «пра­во­слав­ным», санк­ци­о­ни­ру­ет­ся как сам «кар­на­вал», так и свя­зан­ные с ним язы­че­ские об­ря­ды и зло­упо­треб­ле­ния. В хра­мах зву­чит по­ка­ян­ная мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, а на ули­цах – язы­че­ские ри­ту­аль­ные за­кли­на­ния и визг­ли­вые ча­стуш­ки, осквер­ня­ю­щие слух цер­ков­но­го че­ло­ве­ка.

Статья в тему:  Что такое второе пришествие и страшный суд

Сыр­ная сед­ми­ца или мас­ле­ни­ца?

«Сыр­ная сед­ми­ца – пред­две­рие и на­ча­ло по­ста»

Пра­во­слав­ный Цер­ков­ный ка­лен­дарь име­ну­ет по­след­нюю седмицу (неде­лю) пе­ред Ве­ли­ким по­стом сы­ропустной (а на­род – мас­ле­ни­цей). Смысл этой сед­ми­цы – в по­сте­пен­ном пе­ре­хо­де от обы­ден­ной жиз­ни к ве­ли­ко­пост­ным «по­дви­гам», ко­то­рые, ко­неч­но же, у каж­до­го хри­сти­а­ни­на свои – и опре­де­ля­ют­ся его по­лом, воз­рас­том, со­сто­я­ни­ем здо­ро­вья и про­фес­си­ей. В сре­ду и пят­ни­цу да­же не со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная Ли­тур­гия (это в знак по­ка­ян­ной скор­би), а служ­бы су­точ­но­го цик­ла, со­дер­жа­щие и по­ка­ян­ную мо­лит­ву пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, по­чти со­от­вет­ству­ют ве­ли­ко­пост­ным. Всё это, со­глас­но за­ме­ча­тель­но­му вы­ра­же­нию свт. Ти­хо­на За­дон­ско­го, – «свет­лые предпутия по­ста»!

Но на­род – не толь­ко «про­стой» и «необ­ра­зо­ван­ный» (эта от­го­вор­ка ныне смеш­на) – про­во­дит это «на­ча­ло уми­ле­ния и по­ка­я­ния» вполне по-язы­че­ски – в шум­ных гу­ля­ньях и со­мни­тель­ных за­ба­вах.

Один из ино­стран­ных пу­те­ше­ствен­ни­ков, по­се­тив­ших Рос­сию в XVII ве­ке, мо­сье Одер­бон, с удо­воль­стви­ем но­си­те­ля за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции кон­ста­ти­ро­вал (по­доб­ных сви­де­тельств мно­го): «В это вре­мя у рус­ских по­чти бес­пре­рыв­но про­дол­жа­ет­ся об­жор­ство и пьян­ство; они пе­кут паш­те­ты, то есть ола­дьи и бли­ны из мас­ла и яиц, за­зы­ва­ют к се­бе го­стей и упи­ва­ют­ся мё­дом, пи­вом и вод­кой до упа­ду и до бес­па­мят­ства. В те­че­ние всей мас­ле­ни­цы толь­ко и слыш­но, что то­го-то уби­ли, то­го-то бро­си­ли в во­ду…».

«Взя­тие снеж­но­го го­род­ка»
В. Су­ри­ков, 1891 г.

Со вре­ме­нем ма­ло что из­ме­ни­лось. Вспом­ним кар­ти­ну Ва­си­лия Су­ри­ко­ва «Взя­тие снеж­но­го го­род­ка» или хре­сто­ма­тий­ное изо­бра­же­ние боя «стен­ка на стен­ку» в филь­ме «Си­бир­ский ци­рюль­ник». Мно­гие про­сто­душ­ные лю­ди от­но­сят­ся к этим лу­боч­ным кар­тин­кам про­шло­го с но­сталь­ги­че­ским при­ды­ха­ни­ем и все­рьёз счи­та­ют, что всё это – «су­гу­бо по-пра­во­слав­но­му»; что так и сле­ду­ет «го­то­вить­ся» к Ве­ли­ко­му по­сту: на­пить­ся до без­об­ра­зия, сло­пать (про­сти­те за от­кро­вен­ный гла­гол!) как мож­но боль­ше бли­нов, ста­ра­ясь не уме­реть от за­во­ро­та ки­шок (что дей­стви­тель­но слу­ча­лось), уме­ло раз­бить ближ­не­му нос или вы­вих­нуть че­люсть, а по­том «по­ка­ять­ся» – по­па­рить­ся в Чи­стый по­не­дель­ник в бань­ке, дабы смыть с се­бя мас­ле­нич­ные из­ли­ше­ства, и с чув­ством хо­ро­шо ис­пол­нен­но­го «пра­во­слав­но­го дол­га» бу­хать зем­ные по­кло­ны.

Ко­неч­но же, это язы­че­ская раз­гуль­ная об­ряд­ность, во мно­гом ис­кус­ствен­но воз­рож­да­е­мая сей­час под ви­дом воз­вра­ще­ния к «на­род­ным тра­ди­ци­ям». Оче­вид­но, мно­гим, же­ла­ю­щим ко­щун­ствен­но смыть с Ру­си во­ды дне­пров­ской ку­пе­ли, хо­чет­ся вер­нуть­ся непре­мен­но к до­хри­сти­ан­ским «на­цио­наль­ным ис­то­кам». Неуди­ви­тель­но, что на­шу стра­ну, в ко­то­рой за де­вять сто­ле­тий не смог­ли утвер­дить­ся хо­тя бы эле­мен­тар­ные нор­мы хри­сти­ан­ской мо­ра­ли и по­ве­де­ния, по­стиг­ли столь тяж­кие на­ка­за­ния в XX сто­ле­тии. Это и был «Страш­ный суд», к сча­стью, ещё не окон­ча­тель­ный; но ра­зум­но ли ис­пы­ты­вать Бо­жие дол­го­тер­пе­ние? Ещё один «Страш­ный суд» для на­ше­го об­ще­ства, си­дя­ще­го на «по­ро­хо­вой (ядер­ной и тер­мо­ядер­ной) боч­ке» мо­жет стать в пря­мом смыс­ле Страш­ным (уже без ка­вы­чек) и по­след­ним. Всё за­ви­сит от спо­соб­но­сти по­ка­ять­ся (то есть на биб­лей­ском язы­ке – «пе­ре­ме­нить со­зна­ние») и хо­тя бы по­пы­тать­ся жить по-хри­сти­ан­ски. К со­жа­ле­нию, вме­сто то­го, чтобы «на се­бя обо­ро­тить­ся» – вспом­нить сло­ва Спа­си­те­ля о том, что Отец Небес­ный зна­ет о каж­дом из нас всё (да­же во­ло­сы на на­ших го­ло­вах со­счи­та­ны!) и что без Его по­пуще­ния ни­че­го не про­ис­хо­дит, – мно­гие на­ши «рев­ни­те­ли» от­ма­хи­ва­ют­ся от про­мыс­ла Бо­жия и ви­нят во всех на­ших бе­дах раз­ных внеш­них су­по­ста­тов (их име­на хо­ро­шо из­вест­ны). Здесь есть над чем за­ду­мать­ся, осо­бен­но в пред­две­рии Ве­ли­ко­го по­ста.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Свя­ти­тель Ти­хон За­дон­ский (†1783) о мас­ле­ни­це

«Сыр­ная сед­ми­ца есть пред­две­рие и на­ча­ло по­ста. А по­то­му ис­тин­ным ча­дам Церк­ви сле­ду­ет в Сыр­ную сед­ми­цу по­сту­пать во всём го­раз­до воз­дер­жан­нее. Слу­ша­ют ли, од­на­ко, хри­сти­ане сла­дост­ных пес­ней люб­ве­обиль­ной Ма­те­ри сво­ей? Она за­ве­ща­ет в эти дни бо­лее бла­го­го­веть – а они ещё боль­ше бес­чин­ству­ют. Она за­по­ве­ду­ет воз­дер­жи­вать­ся – а они ещё боль­ше пре­да­ют­ся невоз­дер­жа­нию. Она по­веле­ва­ет очи­щать те­ло и ду­шу – а они ещё боль­ше осквер­ня­ют их. Она ве­лит се­то­вать о со­де­ян­ных гре­хах – а они при­бав­ля­ют но­вые без­за­ко­ния. Она вну­ша­ет уми­ло­стив­лять Бо­га – а они ещё боль­ше про­гнев­ля­ют Все­выш­не­го. Она на­зна­ча­ет пост – а они ещё боль­ше объ­еда­ют­ся и упи­ва­ют­ся. Са­мое празд­но­ва­ние мас­ле­ни­цы – есть де­ло язы­че­ское. У языч­ни­ков был лож­ный бог Вакх (изоб­ре­та­тель хмель­но­го пи­тья), ко­то­ро­му они учре­ди­ли осо­бен­ные в го­ду празд­ни­ки (так на­зы­ва­е­мые вак­ха­на­лии) и про­во­ди­ли эти празд­не­ства во вся­ких непо­треб­ствах и мер­зо­стях. Смот­ри­те, не так ли хри­сти­ане про­во­дят мас­ле­ни­цу, а рав­но и мно­гие празд­не­ства? А я ещё раз ска­жу, что, кто про­во­дит мас­ле­ни­цу в бес­чин­ствах, тот ста­но­вит­ся яв­ным ослуш­ни­ком Церк­ви и по­ка­зы­ва­ет се­бя недо­стой­ным са­мо­го име­ни хри­сти­а­ни­на» (цит. по: Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но-слу­жи­те­лей. М., 1993. Т. 1. С. 543–544).

Статья в тему:  32. сколько судей входят в состав конституционного суда рф

Началась Неделя о Страшном суде: чем это нам грозит

Словом «неделя» наши предки называли воскресенье — день, когда ничего не делают, посвящая его Богу. А вот семидневный цикл на церковнославянском языке именуется седмицей. Если об этом помнить, то непонятная и пугающая фраза из церковного календаря: «Сегодня неделя о Страшном суде», обретет ясность: «Сегодня такой воскресный день, когда во время богослужения в храмах вспоминают Страшный суд».

Сразу за Неделей о Страшном суде начнется Масленица, а за ней Великий пост. Неделя о Страшном суде — это последний день, когда верующим, согласно богослужебному уставу, позволяется есть мясо, поэтому другое название этого воскресного дня — мясопустная неделя (слово «отпуст» происходит от глагола «отпускать», то есть мы в этот день «отпускаем» мясо, с завтрашнего дня мы его уже не едим). Церковь готовит нас к Великому посту постепенно: сначала мы отказываемся от мясной пищи, но можем есть молоко, творог, яйца, масло и сыр (это сырная седмица, или Масленица, она же Масленая неделя), а потом уже вступаем в Великий пост, когда запрещаются и эти продукты. Так вот, воскресенье накануне Масленицы — последний день, когда мы можем есть все, в том числе и мясо: первая ступень поста — Масленица — начнется только завтра.

В субботу в храмах вспоминали «всех усопших во благочестии и правой вере — от Адама и до днесь (т.е. и до нынешних дней)», а сегодня, готовя верующих к долгому пути Великого поста, Церковь напоминает нам о Страшном суде. Такая последовательность неслучайна: душа каждого человека претерпевает как частный суд, ожидающий ее после смерти, так и общий Суд, называемый еще Страшным.

По учению Церкви, Страшный суд — это суд Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. Сегодня в храмах во время литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о грядущем Страшном суде. Прочитаем и мы его. Вот как Иисус описывает последнее и величайшее событие, которое случится еще во времени, но уже на границе времени и вечности, событие, которое предстоит каждому из людей.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 31-46).

Статья в тему:  Укажите срок который устанавливается судом

Обратите внимания, повествуя о грядущем Страшном суде, говоря о том, на основании каких поступков одни будут спасены, а другие «пойдут в муку вечную», Спаситель не упоминает ни то, как мы постились, ни о нашей богословской образованности, ни даже о том, как мы молимся. Критерий совсем другой: какими мы были людьми?

Помогали ли мы ближним? Были ли к ним милосердны? Получается, человек может наследовать Царствие Божье самым обычным и всем нам доступным способом — милосердием. Накормив голодного, напоив жаждущего, приютив бездомного, проявив сострадание к отверженному, облегчив участь больного, навестив заключенного. А с другой стороны — и это очень важно! — не делая этого, человек обрекает себя на «огонь вечный, уготованный диаволу».

Причем грех неделания осуждается во всех евангельских притчах о Суде. И когда мы отвергаем посланную нам Господом возможность помочь нуждающимся, мы отвергаем не только этих людей, мы отвергаем Самого Христа, Его любовь, Его Крест и Его Воскресение.

Грехи неделания, оказывается, не менее губительны, чем нераскаянные страшные грехи неверия, убийства, воровства, колдовства, блуда. И об этом тоже напоминает нам Неделя о Страшном суде.

«Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд, — рассуждал святитель Игнатий (Брянчанинов). — Неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь — побудительная причина милости — есть совокупность христианского совершенства. Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. А не сотворившим же милости будет и Суд без милости».

Вот такие важные вещи говорятся в церквях в этот день с таким суровым названием — Неделя о Страшном суде.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Статья в тему:  Что такое каботажные суда

Прямой эфир

Царство небесное или огонь вечный. В чем смысл Недели о Страшном суде?

Босх “Страшный суд” / foma.ru

Православный календарь богат на события, которые произошли в далеком прошлом (верить в это или нет – личное дело каждого). Впрочем, событие, которое Православная церковь считает одним из ключевых, еще не случилось. Это Страшный суд. Именно ему посвящено предпоследнее воскресенье перед Великом постом, которое носит название Неделя о Страшном суде (или Мясопустная неделя). Что это за суд и кому стоит его бояться – объясняем на amic.ru.

Подготовка к Великому посту включает в себя три подготовительные недели, но четыре воскресенья (на церковнославянском «неделя» означает «воскресенье»). В это время православные христиане вспоминают легенды, посвященные подготовке к Великому посту и Пасхе: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде и Изгнание Адама из Рая (в этот же день отмечают Прощеное воскресенье).

Неделя о страшном суде в 2020 году выпадает на 23 февраля. В этот день Церковь напоминает о втором пришествии Христа и грядущем Страшном суде. Речь идет о событии, которое затронет все человечество. Об этом гласит отрывок из Евангелия от Матфея, который сегодня читают во всех храмах во время литургии.

В воскресенье – Неделю о Страшном суде – за литургией читают притчу о Страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25: 31-46).

Согласно преданию, дорога в Царство небесное будет открыта тем, кто накормил голодного, напоил жаждущего, помог больным и обделенным, посетил в тюрьме заключенного. Она будет открыта тем, в чьем сердце было сострадание, кто отозвался на чужие страдания. Тем, кто не делал в своей жизни добрых дел, путь «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

Кстати, грех неделания осуждается во всех евангельских притчах о Суде. Неделя о Страшном суде напоминает, что этот грех не менее губителен, чем нераскаянные страшные грехи неверия, убийства, воровства, колдовства, блуда.

В Евангелие по Иоанну сказано, что на Страшном суде предстанут даже мертвые. «И придет время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29). Поэтому перед воспоминанием Страшного суда Святая церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия, – во Вселенскую родительскую субботу (она же Мясопустная).

Чтение этой главы Евангелия напоминает о том, что беспечность и бездумная жизнь приводят человека к кризису («кризис» по-гречески означает «суд»).

Воскресенье за неделю до Прощеного воскресенья и начала Великого поста называли также мясным заговеньем: в этот день в последний раз перед Великим постом на стол подавали мясное (и именно этот день прежде в России считали началом Масленицы). Седмицу после этого воскресенья называют Сырной неделей, Масленицей или Мясопустной неделей: начиная с нее, готовящиеся к посту православные миряне перестают есть мясное, но всю неделю без постов в среду и пятницу могут угощаться рыбой, молочными продуктами и блинами.

В воскресенье перед Масленицей не зря вспоминают о Страшном суде: готовясь к веселью Масленицы, все уже предчувствуют торжественное и покаянное настроение Великого поста. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его Суд – праведным испытанием. На утрене поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского.

Завершается Мясопустная седмица Прощеным воскресеньем. В этот день верующие просят друг у друга прощения за нанесенные обиды.

Неделя о Страшном суде, мясопустная

Время бежит… И уже подходит третья подготовительная Неделя (воскресенье) к Великому посту. Она имеет два особых названия. Первое – Неделя мясопустная (в переводе с греческого – Ἀπόκρεω, что значит «воздержание от мяса, прекращение мяса»). В этот день, как становится понятно из названия, мы заговляемся на мясо. Второе название – Неделя о Страшном суде. Как и предшествующие ей недели, она получила свое наименование от того, что во время Божественной Литургии читается повествование из Евангелия от Матфея (25: 31–46) о Страшном суде, когда Сын Человеческий снова придет на землю, отделит праведников – «овец» и грешников – «козлов» и совершит суд в зависимости от деяний человека в отношении милости к своим ближним. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную.

Статья в тему:  Как правильно составить исковое заявление в суд на алименты образец excel

Чтение этого повествования за неделю до начала Великого поста очень логично. Данная притча отрезвляет наше сознание, ставит нам цели на ближайший пост, дает повод к исправлению наших страстей. «Память смертная», память Страшного суда, согласно святым отцам, способствует исправлению нашей жизни.

Неделя мясопустная, наряду со следующей сыропустной Неделей, исторически были самыми древними подготовительными неделями к Великому посту, недели о блудном сыне и мытаре и фарисее появились гораздо позже.

Предваряет это воскресенье Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день «память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Святитель Афанасий Ковровский так говорит об этой субботе:

«В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и… в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь».

Живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и в усиленной молитве об умерших явить к ним братскую любовь

Такое воспоминание в преддверии Недели о Страшном суде очень символично – ведь сначала все усопшие должны воскреснуть, чтобы явиться на Суд к Богу. Церковь поминает в этот день тех, кто погиб при невыясненных обстоятельствах, за кого в обычные дни не молятся, тех, кто трагически погиб и т.д.

В само воскресенье о Страшном суде богослужебные песнопения Триоди связаны именно с описанием, толкованием Страшного суда (причем шире, чем в рамках данной притчи). Стихиры этого дня покаянного характера, а также раскрывают величие того грандиозного события, которое предстоит всем нам. Везде подчеркивается, что никто из людей не сможет избежать будущего суда. Это событие уравнивает всех: и правителей, и богатых, и нищих.

Например, в этой стихире нам рисуется внушительная картина грядущего события. В подобие человеческого суда, ставится место для Судьи, открывается книга, в которой записаны все людские поступки, рядом в страхе стоят Ангелы. И мы просим Господа обратить страшный приговор нам покаянием:

«Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда Ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей! Что сотворим тогда во многих гресех повиннии человецы? Егда же услышим зовуща Его, благословенныя Отца в Царство, грешныя же отсылающа в муку, кто потерпит страшнаго онаго изречения? Но едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя».

В переводе на русский язык:

«Когда поставлены будут престолы, и откроются книги, и Бог для суда воссядет, о, какой страх тогда, когда Ангелы предстоят в страхе и река огненная увлекает! Что тогда будем делать мы, люди, во многих грехах повинные? И когда услышим Его, призывающего благословенных Отца в Царство, а грешных отсылающего в муку, кто выдержит страшный тот приговор? Но единый Человеколюбец, Спаситель, Царь веков, прежде чем конец наступит, покаянием обратив, помилуй меня!»

Как и в прошлое воскресение, одним из самых ярких моментов всенощного бдения является пение еще одного – 136-го – псалма «На реках Вавилонских» к обычным полиелейным – 134-му и 135-му – псалмам. К каждому стиху этого псалма припевается «Аллилуия». Как и в прошедшие два воскресенья, исполняются припевы и стихира к 50-му псалму после воскресного Евангелия на утрене «Покаяния отверзи ми двери». Причем стихира к 50-му псалму «Множество содеянных» исторически исполнялась именно в этот день, что следует из ее смысла:

Статья в тему:  Споры о наследстве как выиграть дело в суде

«Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже по велицей Твоей милости».

В переводе на русский:

«О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид, взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».

Канон, который читается на этой неделе, написан преподобным Феодором Студитом также в покаянном стиле и с тематикой Страшного суда:

«Ужасает мя и страшит огнь негасимый геенский, червь горький, скрежет зубов, но ослаби ми, остави, и стоянию мя, Христе, избранных Твоих соучини».

В переводе на русский:

«Изумляет и страшит меня неугасимый огонь геенны, червь горький, скрежет зубов; но отпусти, прости мне и туда, где стоят Твои избранники, и меня, Христе, помести».

Еще одна особенность службы этого дня: мы впервые слышим в качестве катавасии ирмосы Великого канона преподобного Андрея Критского.

По третьей песни канона исполняется умилительный седален «Объятия Отча». На самом деле это остаток древнего кондака преподобного Романа Сладкопевца. Он поется также во время монашеского пострига:

«Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися».

В переводе на русский:

«Помощник и покровитель сделался мне спасением: Он – мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего – и вознесу Его, ибо славно Он прославился!».

На Литургии читается Апостольское чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 8: 8–9), в котором говорится, что пища не приближает нас к Богу, что всё мы должны делать для Бога. Но если моего ближнего смущает пища – не буду есть мяса вовек. Это чтение относится как раз к заговению на мясо.

Следующая седмица (неделя) называется сырной, а в народе – Масленицей. Мясо уже есть нельзя, однако эта седмица сплошная, то есть и в среду, и в пятницу можно употреблять скоромную пищу, хотя, по логике Устава, в эти два дня пищу предписывается употреблять один раз в день. Появление такой полупостной сплошной недели обусловлено древним предпостом, о котором мы знаем уже с VI века. История связывает происхождение этой седмицы с именем царя Ираклия. Устав же говорит о том, что мы вкушаем сыр и яйца в среду и пятницу Сырной седмицы «в опровержение ереси яковитов и тетрадитов», то есть это имеет антиеретическую направленность. Более того, ограничение мяса помогает войти в пост аккуратно и постепенно, в том числе чтобы избежать вреда для желудка.

На Руси Масленица всегда проходила бурно: люди развлекались, играли в различные игры, заговлялись, ходили в гости перед Великим постом. Однако в богослужебном плане Церковь всё больше и больше готовит нас к посту. В среду и пятницу совершаются великопостные богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина с поклонами, Литургия в эти дни не совершается.

Церковь всё больше и больше готовит нас к посту: в среду и пятницу совершаются великопостные богослужения

Этим и характеризуется особое настроение Сырной седмицы: с одной стороны, заговление перед постом, народные гуляния, с другой стороны – великопостные богослужения в среду и пятницу. В субботу Сырной седмицы вспоминаются все преподобные отцы, в подвиге просиявшие, как образ тех, кто своей жизнью показал подвиг поста. Следующее же воскресение будет называться Неделей сыропустной, или Неделей Адамова изгнания.

Источники:

http://proza.ru/2016/03/05/1849

http://azbyka.ru/days/p-nedelja-mjasopustnaja-o-strashnom-sude-jurij-ruban

http://rg.ru/2021/03/07/nachalas-nedelia-o-strashnom-sude-chem-eto-nam-grozit.html

http://www.amic.ru/voprosdnya/455672/

http://monastery.ru/bog-i-chelovek/nedelya-o-strashnom-sude-myasopustnaya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector