Что такое неделя о страшном суде
Содержание
- 1 Что такое неделя о страшном суде
- 1.1 7 марта — Неделя мясопустная, о Страшном Суде
- 1.2 Неделя о Страшном суде
- 1.3 Страшный суд и масленица
- 1.4 Началась Неделя о Страшном суде: чем это нам грозит
- 1.5 Новости Барнаула
- 1.6 Опросы
- 1.7 Царство небесное или огонь вечный. В чем смысл Недели о Страшном суде?
- 1.8 Неделя о Страшном суде, мясопустная
7 марта — Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Нынешний воскресный день – еще одна мысленная ступень, подводящая нас к вратам покаяния – к началу Великого поста. Этот день называется Неделей о Страшном Суде, или Неделей Мясопустной, потому что православные христиане перестают есть мясную пищу, но всё ещё могут есть молочные продукты, в том числе масло.
Названа она так, потому что, во время неё Богослужение этих святых дней готовит верующих к посту, напоминая о Втором пришествии Господа, когда Он будет судить весь мир.
Но часто ее называют масленицей: неделя ярких праздников, застолий, радости и ликования. И вот этот парадокс — сочетание «широкой масленицы» и Страшного Суда Божия – невольно заставляет задуматься.
Имеет ли смысл телесное воздержание без духовного? Тем более в дни, когда Святая Церковь напоминает всем, что люди смертны и что всех нас будет судить Господь Иисус Христос.
На Литургии мы слышим слова Христа Спасителя о Страшном Суде, в которых Он указывает Своим ученикам на необходимость милосердия к ближним, чтобы сподобиться милости Божией в грядущий великий день Господень, когда будут судимы все люди, жившие на земле от начала мира.
Поэтому те из нас, кто считают себя учениками Христовыми, имеют счастье эти слова послушать и постараться вникнуть в них таким образом, чтобы они отражались на нашей жизни. Потому что слово Божие должно входить, как «меч обоюдоострый», в наше сердце:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25, 31-32).
Вот образ Страшного Суда: добрый Пастырь Господь с Ангелами Своими, которые участвуют в этой жатве, и перед Ним все человечество. Те, кто еще не умрет к этому времени, изменятся, преобразятся, получат новые тела, а те, кто жил начиная от Адама, все воскреснут. И Господь будет отделять овец от козлов.
Почему Господь этот образ приводит? Вроде бы на вид одинаковые животные: у обоих и рожки есть, и хвостики, и шерсть, и раздвоенные копытца. Но разница большая во внутренней сущности, в повадках: овца кроткая, смиренная, робкая и послушная, а козел очень задиристый, упрямый и драчливый.
Далее читаем:
«И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25, 33-46).
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о Страшном суде:
«Величественно изображено в Евангелии от Матфея второе, славное пришествие Господа, нелицеприятный и Страшный Суд Его над племенами и народами. Эта необыкновенная картина, представленная с необыкновенной простотой и ясностью, невольно оживляется перед взорами ума, поражает сердце страхом. Созерцая эту картину, можно изобразить состояние, в которое она приводит душу, словами Иова: Ужас мя срете и трепет, и зело кости моя стрясе: устрашишася же власи мои и плоти.
При наступлении суда для изгнанников с неба, страна изгнания и клятвы — земля — запылает, а небо свиется, как свивается одежда. Мертвецы всех времен и народов, возбужденные животворящей трубой — Словом Божиим — восстанут из гробов и составят из себя необозримое и неисчислимое собрание.
Полки и воинства святых Ангелов придут на страшное зрелище, на великое служение. И ангелы отверженные предстанут на суд. Сын Божий воссядет на престоле славы, славы страшной по необъятному величию ее. Все разумные создания потрясутся от страха, увидев Создателя своего, вызвавшего их в бытие из ничтожества единым всемогущим Словом.
Они будут предстоять перед Тем Словом, для Которого нет невозможного исполнения. Они будут предстоять перед Той Жизнью, при Которой, вне Ее, не может быть иной жизни. Справедливо сказали Отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим, и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество.
Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя. Решится участь всех на вечность. Прежде наступления этого суда Божественный Апостол сознается, что он не может оправдаться, хотя и не знает за собой никакого греха: потому что Судия его — Бог.
Все святые, во время земного странствования своего, часто приходят воспоминанием и размышлением благочестивым на страшный суд Христов, — благовременным, спасительным страхом ограждают себя от страха, который возбудится в погибших отчаянием; благовременным осуждением себя они стараются благовременно снискать оправдание, плачем отвратить плач.
Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание второго пришествия и страшного суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны.
Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость: тем более должен озабочивать нас суд Божий. С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой — условие нашей погибели?
Преподобный Илия, Египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия, и время изречения, какое последует о мне от Бога»».
«Поставив себя пред Богом, — продолжает протоиерей Андрей Ткачев, — каждый должен почувствовать свою греховность, необходимость спасения. Нужно окинуть честным взглядом свою жизнь и понять, что все мы смертны, а после смерти пойдём или в Рай к Богу или в ад на вечные муки совести.
Только святость жизни может ввести человека в Рай, потому что «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27).
А в чём состоит святость? За что Господь будет награждать праведников на Страшном Суде или наказывать грешников?
Человек — существо подсудимое.
Повестка ему уже выдана, но дата не поставлена: явка в суд может произойти в любой день года и в любое час. Адвокатов не будет. Прокуроров тоже. Правда, будут охранники, с безстрастными лицами стоящие за спиной. И будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому всё будет ясно без лишних слов.
Любого из нас — говорил Дюрренматт — можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что. Страшно слушать, но трудно возражать.
Редкий из сынов человеческих на том последнем Суде сможет поднять глаза на Сидящего на престоле. Большинство будет стоять, опустив голову. Это в привычной земной реальности мы скручиваем нити оправданий и сплетаем кружева силлогизмов. На том Суде все будет проще и быстрее.
Не подумайте, что речь идет об абсурдном мире Йозефа К., который не знает, за что, и не знает, кем, но уже осужден и должен умереть. Кафка описал внутренний мир человека, который уже не верит в Бога и не знает, Кто будет его судить, но саму неумолимость и неотвратимость суда продолжает ощущать в сокровенной глубине своего сердца.
Такова внутренняя трагедия человека новейшей эпохи. И тогда действительно возникает абсурдная ситуация, замешанная на чувстве обреченности. Но в нашем случае Судья не прячет лицо и не скрывает статьи обвинения. Равно как и заранее объявляет вслух, что нужно для оправдания.
Ничего сверхъестественного. Нужно просто понять, что мир сей не есть место наслаждений, но каторга и юдоль печалей. Люди болеют, нуждаются в еде и одежде, терпят насилие, сидят в тюрьмах, бьются о тысячи окаменевших проблем, как рыба об лед. И нужно помогать людям нести крест свой. Нужно плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Нужно делиться едой, пускать под кров путешествующих, навещать больных и переживать о заключенных.
Нужно, по слову Антона Павловича Чехова, чтобы у дверей каждого счастливого человека стоял некто с молоточком и стуком в дверь напоминал счастливцу, что мир продолжает страдать, и многим нужна помощь. Счастливый обязан быть сострадательным. У дверей нашего сердца как раз и стоит Некто, стучащий и ждущий, что Ему откроют. Это сказано в Апокалипсисе, и лучшее, что есть в литературе, традиционно вторит тому, что есть в Писании.
Христос — это действительно Бог, ставший Человеком. Он стал одним из нас, чтобы мы ежедневно могли Его встретить. Как легендарные халифы древности одевались в простую одежду и обходили город, смешивались с толпой, вслушивались в разговоры, так и Господь наш смешался с нами и ходит ежедневно среди людей неузнанный. Он есть в регистратуре поликлиники и на автобусной станции; Его можно заметить в закусочной и в очереди у окошка в кассу.
Мы можем одеть Его, а можем отобрать у Него же последнюю рубашку. Мы можем пустить Его к себе в дом, а можем согнать Его же с Его жилплощади и завладеть ею преступно. Мы можем прийти к Нему в темницу, но можем Его же в темницу и посадить, или по ложному приговору, или без суда и следствия. Мы можем бить Христа и лечить Христа. Мы можем вступаться за Единородного и можем сталкивать Его с дороги, как беззащитного слепого старика.
В этом и будет заключаться великая новость Судного Дня. Люди вдруг узнают, что все, что они сделали, — это они лично Христу сделали. Лично Христа оболгали, лично за Христа заступились, лично Христа обокрали, лично Христу вытерли слезы или перевязали раны. Тогда у праведников вскружится голова, и они выдохнут в изумлении: «Когда же мы видели Тебя алчущим или жаждущим, раздетым или больным?» И Он ответит им удивительными словами, которые всякий из нас должен знать наизусть.
Также и грешники взвоют. Их претензии будут просты. «Разве я выбивал бы Тебе зубы, если бы знал, что это Ты? Разве мне жалко было бы дать Тебе денег, если бы я узнал Тебя?» И так далее, и тому подобное. Но в том-то и вина, что не видели, не узнавали, не замечали. Ломали кости Ивану Ивановичу, а плакал Христос. Писали донос на Петра Петровича, а в «воронок» ночью посадили Господа. И не узнавали Его потому, что не верили, не думали, не слушали совесть.
Явись Господь ныне во славе, кто не преклонится перед Ним, кто откажется Ему послужить? Карьеристы и подхалимы обгонят всех, чтобы первыми поцеловать оттиск Его стопы на земной пыли. Но Он благоволил поступать иначе. Он скрывает Лик Свой и является нам ежедневно в простом виде, чтобы служили Ему те, кто имеет веру и носит в себе благодать, как сокровище в глиняном сосуде. Чтобы действительно были достойны награды те, кто ходит «верою, а не видением».
Сегодня уже несколько раз каждый из нас видел Христа и не узнал Его. Мы привычно жмем Ему руку и спрашиваем «как дела?» Мы молимся Ему, не замечая Его Самого. Такова наша слепота. Таково поведение узников в тюрьме эгоизма.
Но Слово Божие живо и действенно. Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает в наше сознание раз за разом, когда Евангелие читается и проповедуется. Христос рядом. Он воплотился не призрачно, но истинно и непреложно. Ему можно и нужно служить ежедневно через творение самых малых, самых простых добрых дел, сознательно совершаемых нашим ближним с памятью о Человеке-Господе.
Христианский мир — это мир сознательного человеколюбия, которое рождается от мысли, что перед тобой в смиренном виде — Царь неба и земли. В конце концов, по этому критерию Он и отнесется к нам на том Суде, повестка о котором нам вручена верой, и дата которого в повестке еще не указана.
— Ты верил в Меня? Ты думал обо Мне? Ты замечал Мое присутствие в повседневности? Если да, то Я одет в тобою подаренную одежду и накормлен на твои деньги. А если нет, то Я обкраден тобою, обманут тобою, унижен тобою. Тобою лично или с твоего согласия.
«И идут сии в муку вечную, праведники же в жизнь вечную».
Мы все знаем: и что мы смертны, и что призваны к христианским добродетелям, к любви и милосердию, но «масленица еще впереди» – пока не будем об этом серьезно! Успеем еще покаяться…
Душа, к сожалению, грубеет, и тем людям, кто не познал Бога опытно в своей собственной жизни, не приобрел подлинное благоговение и трепет пред неисповедимыми Его путями, не смирил свою гордость пред Его Промыслом, не размягчил своего сердца подвигами милосердия, со временем становится все труднее и труднее это сделать.
Хотя, конечно же, Господь волен в любом возрасте и в любом положении изменить «естества уставы». Но желание – должно быть от человека! Вспомним Закхея: у него было лишь любопытство, но сопряженное с подвигом. Он поднялся на дерево, чтобы увидеть Христа в толпе, а Христос – возвысил его пред всеми и на все времена: «Днесь спасение дому сему, яко и сей сын Авраама есть…»
Перед началом Поста потрудимся растопить лед сердечный: не из страха пред воздаянием, а по любви ко Христу, к Его Правде. А вдруг и мы сможем в этом закрученном и безумном мире увидеть своими глазами Христа? Не услышать только о нем от проповедников и из книг, а своими глазами – сердечными и душевными – узреть Живого Христа: как Закхей, как старец Симеон, как безнадежно потерянный для всех людей, но обретенный Богом благоразумный разбойник, в самую страшную и последнюю минуту своей преступной жизни?
И тогда мы вдруг обретем тот рай, об утрате которого днесь плачет первый Адам: «Раю мой, раю, ктому твоея сладости не наслаждуся…» Будем плакать вместе с ним. Это благодатный плач, отверзающий и для нас двери Царствия Божия!»
Неделя о Страшном Суде. Кондак, глас 1.
Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.
Неделя о Страшном суде
Страшный суд и масленица
Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в Православном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мёртвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса.
Что значит «мясопуст»?
Славянский термин «мясопуст» (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Неделя мясопустная – это воскресенье за 56 дней до Пасхи. За ним следует ещё одна – последняя перед Великим постом седмица – «сырная», или, в просторечии, – «масленица» (в народном календаре она включает в себя ещё и Прощёное воскресенье в качестве завершающего аккорда лихих народных гуляний). Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются на этой неделе от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.
Масленица – христианский праздник?
Образованный христианин (да и каждый человек) должен знать, что масленица в своей основе – праздник совсем не христианский! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы и встречи весны, согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, зубодробительными драками, играми и хмельными пирами (это то, что у нас всегда хорошо получается). В дохристианские времена подобные гуляния с «умилостивлением» языческих богов сопровождались даже человеческими жертвоприношениями: вспомним о наших христианских первомучениках – киевских варягах Феодоре и сыне его Иоанне (983 г.). (Представим, что они воскресли, оказались на нашей масленице и увидели странные наряды хмельных гуляк, прыгающих вокруг костра с языческим идолом старухи-зимы и блинами в руках. Мученики решили бы, что на Руси всё ещё торжествует язычество, которое ревностно насаждал князь Владимир в начале своего правления, а крещение нашей многострадальной страны так и не состоялось!) Поэтому суровый голос Святой Православной Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовёт к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор живущей в нашем сознании.
После крещения Руси «отменить» масленицу (как и некоторые другие языческие игрища, например, «Иванов день») так и не смогли: наш народ готов отказаться от многого, но только не от бесшабашных гулянок и застолий с традиционным вопросом: «Ты меня уважаешь?» Поэтому Церковь вынужденно совместила эту неделю вакханалий с последней подготовительной седмицей перед Великим постом, чтобы хоть как-то контролировать происходящее и не допускать продолжения кощунственного разгула во время Великого поста. При этом обычай поминать на хмельной тризне предков блинами (это астрологический солярный знак) был переосмыслен как заговенье – праздничную трапезу накануне поста. Греки и другие христиане не могут понять, почему наш богослужебный (!) – а не только «народный» – календарь обзывает православную сырную седмицу, имеющую полупостный по рациону, но вполне покаянный по своему назначению характер, языческим термином «масленица» (хотя бы и в скобках). Тем самым, в глазах простого народа, именующего себя «православным», санкционируется как сам «карнавал», так и связанные с ним языческие обряды и злоупотребления. В храмах звучит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, а на улицах – языческие ритуальные заклинания и визгливые частушки, оскверняющие слух церковного человека.
Сырная седмица или масленица?
«Сырная седмица – преддверие и начало поста»
Православный Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной (а народ – масленицей). Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным «подвигам», которые, конечно же, у каждого христианина свои – и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия (это в знак покаянной скорби), а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это, согласно замечательному выражению свт. Тихона Задонского, – «светлые предпутия поста»!
Но народ – не только «простой» и «необразованный» (эта отговорка ныне смешна) – проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески – в шумных гуляньях и сомнительных забавах.
Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVII веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя западной цивилизации констатировал (подобных свидетельств много): «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…».
«Взятие снежного городка»
В. Суриков, 1891 г.
Со временем мало что изменилось. Вспомним картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник». Многие простодушные люди относятся к этим лубочным картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и всерьёз считают, что всё это – «сугубо по-православному»; что так и следует «готовиться» к Великому посту: напиться до безобразия, слопать (простите за откровенный глагол!) как можно больше блинов, стараясь не умереть от заворота кишок (что действительно случалось), умело разбить ближнему нос или вывихнуть челюсть, а потом «покаяться» – попариться в Чистый понедельник в баньке, дабы смыть с себя масленичные излишества, и с чувством хорошо исполненного «православного долга» бухать земные поклоны.
Конечно же, это языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». Очевидно, многим, желающим кощунственно смыть с Руси воды днепровской купели, хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам». Неудивительно, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться хотя бы элементарные нормы христианской морали и поведения, постигли столь тяжкие наказания в XX столетии. Это и был «Страшный суд», к счастью, ещё не окончательный; но разумно ли испытывать Божие долготерпение? Ещё один «Страшный суд» для нашего общества, сидящего на «пороховой (ядерной и термоядерной) бочке» может стать в прямом смысле Страшным (уже без кавычек) и последним. Всё зависит от способности покаяться (то есть на библейском языке – «переменить сознание») и хотя бы попытаться жить по-христиански. К сожалению, вместо того, чтобы «на себя оборотиться» – вспомнить слова Спасителя о том, что Отец Небесный знает о каждом из нас всё (даже волосы на наших головах сосчитаны!) и что без Его попущения ничего не происходит, – многие наши «ревнители» отмахиваются от промысла Божия и винят во всех наших бедах разных внешних супостатов (их имена хорошо известны). Здесь есть над чем задуматься, особенно в преддверии Великого поста.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Святитель Тихон Задонский (†1783) о масленице
«Сырная седмица есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всём гораздо воздержаннее. Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной Матери своей? Она завещает в эти дни более благоговеть – а они ещё больше бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться – а они ещё больше предаются невоздержанию. Она повелевает очищать тело и душу – а они ещё больше оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах – а они прибавляют новые беззакония. Она внушает умилостивлять Бога – а они ещё больше прогневляют Всевышнего. Она назначает пост – а они ещё больше объедаются и упиваются. Самое празднование масленицы – есть дело языческое. У язычников был ложный бог Вакх (изобретатель хмельного питья), которому они учредили особенные в году праздники (так называемые вакханалии) и проводили эти празднества во всяких непотребствах и мерзостях. Смотрите, не так ли христиане проводят масленицу, а равно и многие празднества? А я ещё раз скажу, что, кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» (цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 543–544).
Началась Неделя о Страшном суде: чем это нам грозит
Словом «неделя» наши предки называли воскресенье — день, когда ничего не делают, посвящая его Богу. А вот семидневный цикл на церковнославянском языке именуется седмицей. Если об этом помнить, то непонятная и пугающая фраза из церковного календаря: «Сегодня неделя о Страшном суде», обретет ясность: «Сегодня такой воскресный день, когда во время богослужения в храмах вспоминают Страшный суд».
Сразу за Неделей о Страшном суде начнется Масленица, а за ней Великий пост. Неделя о Страшном суде — это последний день, когда верующим, согласно богослужебному уставу, позволяется есть мясо, поэтому другое название этого воскресного дня — мясопустная неделя (слово «отпуст» происходит от глагола «отпускать», то есть мы в этот день «отпускаем» мясо, с завтрашнего дня мы его уже не едим). Церковь готовит нас к Великому посту постепенно: сначала мы отказываемся от мясной пищи, но можем есть молоко, творог, яйца, масло и сыр (это сырная седмица, или Масленица, она же Масленая неделя), а потом уже вступаем в Великий пост, когда запрещаются и эти продукты. Так вот, воскресенье накануне Масленицы — последний день, когда мы можем есть все, в том числе и мясо: первая ступень поста — Масленица — начнется только завтра.
В субботу в храмах вспоминали «всех усопших во благочестии и правой вере — от Адама и до днесь (т.е. и до нынешних дней)», а сегодня, готовя верующих к долгому пути Великого поста, Церковь напоминает нам о Страшном суде. Такая последовательность неслучайна: душа каждого человека претерпевает как частный суд, ожидающий ее после смерти, так и общий Суд, называемый еще Страшным.
По учению Церкви, Страшный суд — это суд Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. Сегодня в храмах во время литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о грядущем Страшном суде. Прочитаем и мы его. Вот как Иисус описывает последнее и величайшее событие, которое случится еще во времени, но уже на границе времени и вечности, событие, которое предстоит каждому из людей.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 31-46).
Обратите внимания, повествуя о грядущем Страшном суде, говоря о том, на основании каких поступков одни будут спасены, а другие «пойдут в муку вечную», Спаситель не упоминает ни то, как мы постились, ни о нашей богословской образованности, ни даже о том, как мы молимся. Критерий совсем другой: какими мы были людьми?
Помогали ли мы ближним? Были ли к ним милосердны? Получается, человек может наследовать Царствие Божье самым обычным и всем нам доступным способом — милосердием. Накормив голодного, напоив жаждущего, приютив бездомного, проявив сострадание к отверженному, облегчив участь больного, навестив заключенного. А с другой стороны — и это очень важно! — не делая этого, человек обрекает себя на «огонь вечный, уготованный диаволу».
Причем грех неделания осуждается во всех евангельских притчах о Суде. И когда мы отвергаем посланную нам Господом возможность помочь нуждающимся, мы отвергаем не только этих людей, мы отвергаем Самого Христа, Его любовь, Его Крест и Его Воскресение.
Грехи неделания, оказывается, не менее губительны, чем нераскаянные страшные грехи неверия, убийства, воровства, колдовства, блуда. И об этом тоже напоминает нам Неделя о Страшном суде.
«Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд, — рассуждал святитель Игнатий (Брянчанинов). — Неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь — побудительная причина милости — есть совокупность христианского совершенства. Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. А не сотворившим же милости будет и Суд без милости».
Вот такие важные вещи говорятся в церквях в этот день с таким суровым названием — Неделя о Страшном суде.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
- Газ на Алтае
- Налоги для физических лиц
- FITamic
- FM-Продакшн
- Все проекты
- Правила поведения на сайте
- Рубрики
- Алтай
- Барнаул
- Коронавирус сегодня
- Бийск
- Рубцовск
- Республика Алтай
- Политика
- Экономика
- Правила жизни Искателей
- Общество
- Недвижимость
- Происшествия
- Мобильный репортер
- Экология
- Здоровье
- Авто
- Инфографика
- Культура
- Туризм
- Спорт
- Наука
- Только о хорошем
- Тесты и игры
- Люди говорят
- Образование
- Кухня
- Дача
- Только на amic.ru
- Подкасты
- Вакансии
- А это вообще законно?!
- AmicМилосердие
- Марафон победы
Прямой эфир
Царство небесное или огонь вечный. В чем смысл Недели о Страшном суде?
Босх “Страшный суд” / foma.ru
Православный календарь богат на события, которые произошли в далеком прошлом (верить в это или нет – личное дело каждого). Впрочем, событие, которое Православная церковь считает одним из ключевых, еще не случилось. Это Страшный суд. Именно ему посвящено предпоследнее воскресенье перед Великом постом, которое носит название Неделя о Страшном суде (или Мясопустная неделя). Что это за суд и кому стоит его бояться – объясняем на amic.ru.
Подготовка к Великому посту включает в себя три подготовительные недели, но четыре воскресенья (на церковнославянском «неделя» означает «воскресенье»). В это время православные христиане вспоминают легенды, посвященные подготовке к Великому посту и Пасхе: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде и Изгнание Адама из Рая (в этот же день отмечают Прощеное воскресенье).
Неделя о страшном суде в 2020 году выпадает на 23 февраля. В этот день Церковь напоминает о втором пришествии Христа и грядущем Страшном суде. Речь идет о событии, которое затронет все человечество. Об этом гласит отрывок из Евангелия от Матфея, который сегодня читают во всех храмах во время литургии.
В воскресенье – Неделю о Страшном суде – за литургией читают притчу о Страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25: 31-46).
Согласно преданию, дорога в Царство небесное будет открыта тем, кто накормил голодного, напоил жаждущего, помог больным и обделенным, посетил в тюрьме заключенного. Она будет открыта тем, в чьем сердце было сострадание, кто отозвался на чужие страдания. Тем, кто не делал в своей жизни добрых дел, путь «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Кстати, грех неделания осуждается во всех евангельских притчах о Суде. Неделя о Страшном суде напоминает, что этот грех не менее губителен, чем нераскаянные страшные грехи неверия, убийства, воровства, колдовства, блуда.
В Евангелие по Иоанну сказано, что на Страшном суде предстанут даже мертвые. «И придет время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29). Поэтому перед воспоминанием Страшного суда Святая церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия, – во Вселенскую родительскую субботу (она же Мясопустная).
Чтение этой главы Евангелия напоминает о том, что беспечность и бездумная жизнь приводят человека к кризису («кризис» по-гречески означает «суд»).
Воскресенье за неделю до Прощеного воскресенья и начала Великого поста называли также мясным заговеньем: в этот день в последний раз перед Великим постом на стол подавали мясное (и именно этот день прежде в России считали началом Масленицы). Седмицу после этого воскресенья называют Сырной неделей, Масленицей или Мясопустной неделей: начиная с нее, готовящиеся к посту православные миряне перестают есть мясное, но всю неделю без постов в среду и пятницу могут угощаться рыбой, молочными продуктами и блинами.
В воскресенье перед Масленицей не зря вспоминают о Страшном суде: готовясь к веселью Масленицы, все уже предчувствуют торжественное и покаянное настроение Великого поста. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его Суд – праведным испытанием. На утрене поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского.
Завершается Мясопустная седмица Прощеным воскресеньем. В этот день верующие просят друг у друга прощения за нанесенные обиды.
Неделя о Страшном суде, мясопустная
Время бежит… И уже подходит третья подготовительная Неделя (воскресенье) к Великому посту. Она имеет два особых названия. Первое – Неделя мясопустная (в переводе с греческого – Ἀπόκρεω, что значит «воздержание от мяса, прекращение мяса»). В этот день, как становится понятно из названия, мы заговляемся на мясо. Второе название – Неделя о Страшном суде. Как и предшествующие ей недели, она получила свое наименование от того, что во время Божественной Литургии читается повествование из Евангелия от Матфея (25: 31–46) о Страшном суде, когда Сын Человеческий снова придет на землю, отделит праведников – «овец» и грешников – «козлов» и совершит суд в зависимости от деяний человека в отношении милости к своим ближним. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную.
Чтение этого повествования за неделю до начала Великого поста очень логично. Данная притча отрезвляет наше сознание, ставит нам цели на ближайший пост, дает повод к исправлению наших страстей. «Память смертная», память Страшного суда, согласно святым отцам, способствует исправлению нашей жизни.
Неделя мясопустная, наряду со следующей сыропустной Неделей, исторически были самыми древними подготовительными неделями к Великому посту, недели о блудном сыне и мытаре и фарисее появились гораздо позже.
Предваряет это воскресенье Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день «память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Святитель Афанасий Ковровский так говорит об этой субботе:
«В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и… в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь».
Живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и в усиленной молитве об умерших явить к ним братскую любовь
Такое воспоминание в преддверии Недели о Страшном суде очень символично – ведь сначала все усопшие должны воскреснуть, чтобы явиться на Суд к Богу. Церковь поминает в этот день тех, кто погиб при невыясненных обстоятельствах, за кого в обычные дни не молятся, тех, кто трагически погиб и т.д.
В само воскресенье о Страшном суде богослужебные песнопения Триоди связаны именно с описанием, толкованием Страшного суда (причем шире, чем в рамках данной притчи). Стихиры этого дня покаянного характера, а также раскрывают величие того грандиозного события, которое предстоит всем нам. Везде подчеркивается, что никто из людей не сможет избежать будущего суда. Это событие уравнивает всех: и правителей, и богатых, и нищих.
Например, в этой стихире нам рисуется внушительная картина грядущего события. В подобие человеческого суда, ставится место для Судьи, открывается книга, в которой записаны все людские поступки, рядом в страхе стоят Ангелы. И мы просим Господа обратить страшный приговор нам покаянием:
«Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда Ангелом предстоящим в страсе, и реце огненней влекущей! Что сотворим тогда во многих гресех повиннии человецы? Егда же услышим зовуща Его, благословенныя Отца в Царство, грешныя же отсылающа в муку, кто потерпит страшнаго онаго изречения? Но едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя».
В переводе на русский язык:
«Когда поставлены будут престолы, и откроются книги, и Бог для суда воссядет, о, какой страх тогда, когда Ангелы предстоят в страхе и река огненная увлекает! Что тогда будем делать мы, люди, во многих грехах повинные? И когда услышим Его, призывающего благословенных Отца в Царство, а грешных отсылающего в муку, кто выдержит страшный тот приговор? Но единый Человеколюбец, Спаситель, Царь веков, прежде чем конец наступит, покаянием обратив, помилуй меня!»
Как и в прошлое воскресение, одним из самых ярких моментов всенощного бдения является пение еще одного – 136-го – псалма «На реках Вавилонских» к обычным полиелейным – 134-му и 135-му – псалмам. К каждому стиху этого псалма припевается «Аллилуия». Как и в прошедшие два воскресенья, исполняются припевы и стихира к 50-му псалму после воскресного Евангелия на утрене «Покаяния отверзи ми двери». Причем стихира к 50-му псалму «Множество содеянных» исторически исполнялась именно в этот день, что следует из ее смысла:
«Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже по велицей Твоей милости».
В переводе на русский:
«О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид, взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».
Канон, который читается на этой неделе, написан преподобным Феодором Студитом также в покаянном стиле и с тематикой Страшного суда:
«Ужасает мя и страшит огнь негасимый геенский, червь горький, скрежет зубов, но ослаби ми, остави, и стоянию мя, Христе, избранных Твоих соучини».
В переводе на русский:
«Изумляет и страшит меня неугасимый огонь геенны, червь горький, скрежет зубов; но отпусти, прости мне и туда, где стоят Твои избранники, и меня, Христе, помести».
Еще одна особенность службы этого дня: мы впервые слышим в качестве катавасии ирмосы Великого канона преподобного Андрея Критского.
По третьей песни канона исполняется умилительный седален «Объятия Отча». На самом деле это остаток древнего кондака преподобного Романа Сладкопевца. Он поется также во время монашеского пострига:
«Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися».
В переводе на русский:
«Помощник и покровитель сделался мне спасением: Он – мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего – и вознесу Его, ибо славно Он прославился!».
На Литургии читается Апостольское чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 8: 8–9), в котором говорится, что пища не приближает нас к Богу, что всё мы должны делать для Бога. Но если моего ближнего смущает пища – не буду есть мяса вовек. Это чтение относится как раз к заговению на мясо.
Следующая седмица (неделя) называется сырной, а в народе – Масленицей. Мясо уже есть нельзя, однако эта седмица сплошная, то есть и в среду, и в пятницу можно употреблять скоромную пищу, хотя, по логике Устава, в эти два дня пищу предписывается употреблять один раз в день. Появление такой полупостной сплошной недели обусловлено древним предпостом, о котором мы знаем уже с VI века. История связывает происхождение этой седмицы с именем царя Ираклия. Устав же говорит о том, что мы вкушаем сыр и яйца в среду и пятницу Сырной седмицы «в опровержение ереси яковитов и тетрадитов», то есть это имеет антиеретическую направленность. Более того, ограничение мяса помогает войти в пост аккуратно и постепенно, в том числе чтобы избежать вреда для желудка.
На Руси Масленица всегда проходила бурно: люди развлекались, играли в различные игры, заговлялись, ходили в гости перед Великим постом. Однако в богослужебном плане Церковь всё больше и больше готовит нас к посту. В среду и пятницу совершаются великопостные богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина с поклонами, Литургия в эти дни не совершается.
Церковь всё больше и больше готовит нас к посту: в среду и пятницу совершаются великопостные богослужения
Этим и характеризуется особое настроение Сырной седмицы: с одной стороны, заговление перед постом, народные гуляния, с другой стороны – великопостные богослужения в среду и пятницу. В субботу Сырной седмицы вспоминаются все преподобные отцы, в подвиге просиявшие, как образ тех, кто своей жизнью показал подвиг поста. Следующее же воскресение будет называться Неделей сыропустной, или Неделей Адамова изгнания.
Источники:
http://proza.ru/2016/03/05/1849
http://azbyka.ru/days/p-nedelja-mjasopustnaja-o-strashnom-sude-jurij-ruban
http://rg.ru/2021/03/07/nachalas-nedelia-o-strashnom-sude-chem-eto-nam-grozit.html
http://www.amic.ru/voprosdnya/455672/
http://monastery.ru/bog-i-chelovek/nedelya-o-strashnom-sude-myasopustnaya/