0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое всесословный суд

27. Судебная реформа в России в 1864 г.

Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864 г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:

— Учреждения судебных установлений;

— Устав уголовного судопроизводства;

— Устав гражданского судопроизводства;

— Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:

— отделение суда от администрации;

— создание четкой системы судебных инстанций;

— отделение предварительного следствия от судебного;

— несменяемость судей и следователей;

— создание всесословного суда;

— равенство всех перед судом;

— введение присяжных заседателей;

— установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Статья в тему:  Что такое беспристрастный суд

Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.

Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.

К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлению министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).

Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.

Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).

Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.

Статья в тему:  Что такое праведный суд

Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).

Судебной реформой учреждались:

адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемые в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;

нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение, и т. д.

Судебная реформа 1864г

1. Система судоустройства России до середины XIX в. стро­илась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Су­дебные функции осуществляли как сложная система сослов­ных судов, так и административные органы. В судопроизвод­стве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было ра­венства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызы­вали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:

*Учреждения судебных установлений;

* Устав уголовного судопроизводства;

*Устав гражданского судопроизводства;

* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:

• отделение суда от администрации;

• создание четкой системы судебных инстанций;

• отделение предварительного следствия от судебного

• несменяемость судей и следователей;

• создание всесословного суда;

• равенство всех перед судом;

• введение присяжных заседателей;

• установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

3. Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и во­енные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собрания­ми и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому иму­щественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Статья в тему:  Что такое каботажные суда

Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входя­щие в него города).

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.

Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде яв­лялись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, про­цесс был устным и публичным.

4. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назна­чаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд тре­бований: имущественный и образовательный ценз, стаж рабо­ты, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уго­ловные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).

Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.

Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).

Судебные палаты учреждались по одной на несколько гу­берний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — граждан­ского и уголовного, которые возглавляли председатели. Пред­седатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

5. Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов го­сударства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступ­ления). Для рассмотрения дел о государственных преступле­ниях особой важности царским указом мог создаваться Вер­ховный уголовный суд, который состоял из председателей де­партаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.

Статья в тему:  Что такое специальный церковный суд

6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и пол­номочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-проку­рор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, след­ствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения про­курорских должностей кандидат должен был отвечать ряду тре­бований (политическая благонадежность и т. д.).

7. Судебной реформой учреждались:

адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства ин­тересов сторон в гражданском процессе;

нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.

26) Военная реформа 1874г.

. Поражение в Крымской войне 1853—1856гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.

Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был со-

крашен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.

1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеоб­щая воинская повинность для всего мужского населения. При­зыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.

Срок службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков — 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет — для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года — для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полугода, среднее образование — до полу­тора лет.

Офицерский корпус комплектовался лицами, получивши­ми специальное образование в военных или юнкерских учи­лищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому со­словию.

В 1863—1864 гг. с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся военно-окружному управлению во главе с ко­мандующим войсками военного округа, была упорядочена ^ пограничная служба.

Статья в тему:  Что такое суд осириса

В результате реформы вооруженные силы России превра­тились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, не­которые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

Судебная реформа Александра 2

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Статья в тему:  Что такое спор о праве подведомственный суду

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.
Статья в тему:  Что такое отвод на суде

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

Статья в тему:  Что характерно для судов одного звена

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Всесословный суд

Время правления Александра II стало временем больших перемен в России, в том числе и в системе судопроизводства. Кризис в обществе после освобождения крестьян потребовал преобразований в местном управлении. Консервативные члены правительства хотели в сфере судопроизводства сохранить власть со всеми привилегиями в руках дворян-помещиков, в свою очередь либералы намеревались создать всесословные организации.

В 1862 году появился проект «Основные положения судоустройства», в нем были описаны основные принципы: бессословность суда и отделение его от администрации, состязательность, гласность, введение присяжных заседателей, несменяемость судей.

Судебные реформы вступили в силу в январе 1864 года, в соответствии с принятым «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому документу были сформированы три разряда избирателей по имущественному цензу: уездные землевладельцы (дворяне-помещики), горожане (купцы), сельские жители (крестьяне). Судебные инстанции сократили, а органы судебной власти строились по «вертикали», от самых значимых дел до малозначительных. Общий суд рассматривал самые важные дела, а мировая юстиция занималась делами помельче. Вслед за освобождением крестьян возникла новая прослойка граждан, ранее она находилась под управлением помещиков. Теперь, для более удобного местного самоуправления был создан всесословный орган под названием – земство. Земские собрания выбирали гласных самостоятельно. Уездный съезд, состоящий из трех категорий избирателей, должен был выбирать гласных для уездного земского собрания. В свою очередь это собрание избирало гласных для губернского собрания. Новые земские органы разделялись на те, что занимались распоряжением и те, что непосредственно приводили дела в исполнение.

Статья в тему:  Что такое суд осириса

Основу всесословного суда составил принцип равенства перед лицом закона для разных категорий людей. Преобразовательная реформа была призвана отделить судебную власть от административной, законодательной и исполнительной.

Коронные (общие) суды включали в себя окружные суды и судебные палаты, объединяющие несколько округов. Эти органы занимались рассмотрением самых важных гражданских и уголовных дел. Присяжные заседатели выбирались путем жребия из всех сословий, из заранее заготовленных списков. К ним относились представители дворянства, городские и волостные старшины. Заседатели должны были определить степень виновности обвиняемого, но наказание определял только судья. Решение окружного суда, принятое при участии присяжных заседателей и утвержденное судьей, считалось окончательным. В случае вынесения приговора без участия присяжных заседателей — участники имели право подать апелляцию.

Несовершенная система коммерческих судов была основана не только на законе, но и на обычае, тем не менее судопроизводство шло ускоренными темпами. Реформы 1864 года уравняли системы коммерческих и общих судов – принцип ведения процесса был для них единым. Главной единицей военной судебной власти были полковые и военно-окружные суды, они отличались упрощенным судопроизводством. Что касается церкви, то здесь законодатели опасались проводить изменения, поэтому судебные дела священнослужителей не были затронуты.

Судебная реформа ввела нотариат и адвокатуру. Нотариат занимался оформлением сделок, засвидетельствованием актов и прочими делами, имеющими юридическую значимость. Адвокатура, защищала обвиняемых и представляла интересы сторон, к ней относились присяжные поверенные.

Высшим органом суда являлся сенат, он занимался делами особой важности и рассматривал жалобы, поступающие из всех судебных органов страны.

Судебная реформа в ряду великих реформ Александра II

Продолжим разговор о либеральных реформах Александра II.
Следующая тема и, видимо, последняя в этом ряду – судебная реформа, начатая, как и земская, в 1864 году.

Как всегда, нас интересует не история сама по себе, а связь каких-то фактов истории с нашим сегодняшним днём.

Статья в тему:  Что такое специальный церковный суд

Не секрет, что в настоящее время состояние судебной системы, одной из самостоятельных ветвей власти согласно принятому в Конституции РФ 1993 года принципу разделения властей, весьма незавидное.
Условием эффективности является независимость. Она не обеспечена.

В 90-е годы было заметно давление на суд денег: имеющие длинный рубль претендовали на то, что их аргумент должен быть решающим в судебных решениях.
Сейчас бóльшую роль играют чиновники, правоохранительные органы, чьи доводы чаще всего берут верх. И это хорошо известно, в силу чего суд не пользуется доверием граждан.

Между тем, я думаю, именно правосудие и понимание важности того, что доверие к нему становится ключевым для нашего развития, должно доминировать в умах людей, прежде всего лидеров.

Судебная реформа 1864 года была по сути первой в истории нашей страны попыткой добиться этого, с этой целью использовали зарубежный опыт, попытались оправдавшие себя образцы применить у нас.
И что важно, добились серьезных успехов.

До судебной реформы 1864 года по сути оставалось в силе Соборное Уложение 1649 года. В.О. Ключевский отмечал, что его действие в течение более 200 лет свидетельствует не столько об устойчивости российского права, сколько о безразличии общества к суду.

Реформа 1864 года закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, призванная гарантировать их независимость.
Вводился принцип состязательности в судебном процессе, был создан институт адвокатуры. Был введен и суд присяжных. Появились нотариусы. Согласитесь, это была настоящая революция, огромная смена взглядов на права и свободы личности.

Конечно, не всё сразу удалось реализовать на практике, но и в наше время мы можем сказать, что многие положения той реформы живут и сегодня, а некоторые и сегодня бы хорошо заново освоить.

Советское правосудие с его полным подчинением политической власти далеко отбросило нас назад.
И сейчас это наследие не преодолено. А надо бы.

Источники:

http://www.konsalter.ru/biblioteka/b13/27.htm

http://studopedia.ru/10_65500_sudebnaya-reforma-g.html

http://istoriarusi.ru/imper/sudebnaja-reforma-aleksandra-2-1864.html

http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/17626-vsesoslovnyj-sud.html

http://echo.msk.ru/blog/yasin/742339-echo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector