0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Афинский суд который заседал по ночам

Афинское государство в эпоху классики

Демократические реформы V в. до н.э.Эпоха классики в Афинах явилась временем расцвета демократического строя. В целях окончательного ослабления влияния аристократии в 462 г. до н.э. была проведена реформа Ареопага (реформа Эфиальта). Ареопаг потерял свои политические функции: право утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц. За ним были сохранены только некоторые судебные полномочия (суд по уголовным делам). По реформе Эфиальта была также учреждена коллегия номофилаков (стражей закона) из 7 членов. Коллегия следила за тем, чтобы в решениях народного собрания, Совета 500 и в действиях должностных лиц не было ничего противозаконного.

Были расширены права граждан по занятию государственных должностей. Право избираться в архонты получили лица 2-го и 3-го имущественных разрядов. По реформе Перикла была введена оплата государственных должностей, что позволило даже неимущим гражданам участвовать в управлении государством и отправлять должности. Правда, обратным результатом этой реформы стала нехватка средств в казне и необходимость ограничения числа граждан. В связи с этим по предложению Перикла был принят закон о гражданстве (450 г. до н.э.). Гражданином признавалось лишь лицо, рожденное от афинских граждан, отца и матери. Лица, происходившие от смешанных браков, потеряли права граждан.

Только в V в. до н.э. стала применяться процедура остракизма: первый был проведен в 488 г., последний – в 417 г. до н.э. На смену ему был введен институт графé паранóмон – «иск о противозаконии». В течение года после принятия закона против его автора мог быть выдвинут иск в случае, если этот закон нарушал демократическую конституцию Афин. Удовлетворение иска могло повлечь за собой наказание вплоть до смертной казни.

Государственный строй Афин в классическую эпоху. Для афинского государства в эпоху классики было характерно применение принципа разделения властей. Законодательная власть была сосредоточена в руках народного собрания (экклесии), исполнительная – в руках Совета 500
и магистратов, судебная – у гелиэи и нижестоящих судебных органов.

Экклесúя – «собрание вызванных». Граждане призывались на народное собрание глашатаями, ходившими по стране. В собрании могли принимать участие все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Собрания проводились от двух до четырех раз в месяц на холме Пникс в Афинах. О повестке дня собрания граждане извещались заранее. На народном собрании могли обсуждаться вопросы внешней политики, обороны, финансов, продовольственного снабжения. Главная функция экклесии заключалась в принятии законов (νόμος – «номос») и декретов (ψήφισμα – «псефизма»). Псефизмы издавались по частным вопросам на основе уже существующего законодательства. В 403 г. до н.э. была введена более сложная процедура принятия законов, которая привела к усилению роли судебной ветви власти в принятии законов (и исказила действие принципа разделения властей). Законопроект подлежал не только предварительному обсуждению в Совете 500 и принятию в экклесии, но окончательно принимался уже в особой коллегии номофетов, выделенной из состава гелиэи. Для введения в силу псефизмы было достаточно одного голосования в народном собрании. Принятие закона в коллегии номофетов проводилось в форме импровизированного судебного процесса. Автор законопроекта выступал в роли обвинителя старых законов, пять синегоров (адвокатов) – в роли их защитников. Решение принималось голосованием номофетов.

Статья в тему:  Можно ли в суд в джинсах

В экклесии также проводилось избрание должностных лиц и заслушивались их отчеты. Голосование могло осуществляться двояко: открыто (путем поднятия рук) и тайно (путем подачи черепков, цветных камешков или бобов).

Булé (Совет 500) включал в себя представителей фил, которые избирались по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Срок полномочий булевтов – один год. Внутри Совета сохранялось деление членов по филам. Представители одной филы занимались его делами только одну десятую часть года. Такой срок получил название притании, а сами действующие булевты стали называться пританами. Ежедневно из состава пританов по жребию избирался председатель – эпистат. Ему вручали государственную печать, казну и ключи от храмов с государственными документами. Если день председательства в Совете совпадал с днем проведения народного собрания, эпистат также председательствовал на экклесии, являясь, по сути, главой афинского государства на один день. Пританом можно было стать только два раза в жизни. Учитывая, что количество афинских граждан было небольшим (в разное время оно колебалось от 20 до 40 тыс.), почти каждый их них становился членом Совета. Совет 500 выступал и в качестве рабочего органа народного собрания, и в качестве самостоятельного органа власти. В первом случае буле готовил дела для обсуждения в собрании и предлагал проекты его решений. Без предварительного обсуждения в Совете, решение, принятое в народном собрании, считалось незаконным. Это должно было уберечь экклесию от принятия непродуманных решений. В качестве самостоятельного органа власти Совет действовал в перерывах между сессиями народного собрания. Он отвечал за государственные финансы и оборону страны, вел афинскую дипломатию и ведал делами Афинского морского союза (симмахии) – международного объединения полисов под властью Афин. Совет 500 также вел наблюдение за действиями должностных лиц и обладал правом привлечения их к ответственности.

Магистраты (должностные лица) были двух видов: регулярные (обычно избирались на один год) и экстраординарные. Экстраординарные магистраты (эпимелеты) выполняли определенные поручения в установленный срок (например, надзиратели за постройками, послы и др.). Все должности в полисе были выборными, срочными, почти все они являлись коллегиальными. Подавляющее большинство из них оплачивалось государством. Занятие должностей (кроме судейских) было доступно только лицам первых трех имущественных разрядов. Финансовые должности могли замещаться исключительно богачами, так как в случае каких-либо растрат и хищений из казны, магистрат должен был отвечать своим имуществом. Избрание на финансовые и военные командные должности проводилось путем открытого голосования на народном собрании, остальные должности замещались по жребию (в том числе должности архонтов – с 487 г. до н.э.). Лицо, вступавшее в должность, подвергалось особой проверке на благонадежность и способность к исполнению службы. Проверка носила название докимасúи. Во время докимасии выявлялись данные о происхождении лица, его отношении к родителям, службе в армии и уплате налогов. Данные подтверждались свидетелями. Представление ложных сведений могло повлечь за собой судебное преследование. Особое значение в Аттике V в. до н.э. приобрела должность стратега. Стратеги первоначально избирались по одному от каждой филы, затем от всего состава граждан. На должность могло претендовать лишь лицо, состоящее в браке и имеющее недвижимость. Она была доступна только состоятельным лицам, поскольку не оплачивалась государством. Коллегию стратегов поначалу возглавлял архонт-полемарх, затем из ее состава стали выбирать особого руководителя – стратега-автократора. Прежде всего стратеги осуществляли военные функции: командование армией, строительство крепостей, расходование средств на военные нужды и т.д. Но одновременно с этим они участвовали в работе Совета 500, вели вместе с ним афинскую дипломатию, могли созывать чрезвычайные сессии народного собрания. Стратег-автократор приобрел значение руководителя во всей Аттике. Должность стратега требовала знаний и опытности, поэтому среди афинских должностей она была единственной, на которую можно было переизбираться неограниченное количество раз. Но провинившийся стратег мог быть отозван до срока и присужден к тяжелому наказанию, вплоть до смертной казни. Помимо данной должности в афинском государственном аппарате находилась масса других должностей. Выборные должности имелись и на местах: в филах и демах.

Статья в тему:  В течении какого времени можно обжаловать заочное решение суда

Судебная система классических Афин. Высшим судебным органом была гелиэя – суд присяжных. Он получил название в честь бога солнца Гелиоса, так как заседания суда проводились в дневное время суток (в отличие от Ареопага, вершившего священный суд по ночам). Гелиэя формировалась по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Имущественный ценз для гелиаста не требовался. В составе суда присяжных 6 000 чел. – 5 000 действующих судей и 1 000 запасных. Гелиэя делилась на десять коллегий – дикастерий. В каждой коллегии по 500 судей и 100 запасных. Обычно же в суде заседал 501 судья (требовалось нечетное количество голосов). Для предотвращения злоупотреблений судей по жребию распределяли по судебным помещениям, так что никто из них заранее не знал о существе разбираемого дела. Гелиэя выступала в качестве суда первой инстанции по делам особой важности: о преступлениях против государства или должностных. Во всех остальных случаях она являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Определенными судебными полномочиями обладали народное собрание и Совет 500. Народное собрание могло рассматривать дела по особо тяжким преступлениям, а Совет принимал доносы о государственных преступлениях и разбирал самостоятельно менее важные дела, обладая лишь правом наложения штрафа не более 500 драхм.

Судами по уголовным делам выступали Ареопаг, суд эфетов и коллегия 11. Ареопаг после реформы Эфиальта рассматривал дела о предумышленном убийстве, нанесении ран с целью причинения смерти, о поджогах и отравлениях со смертельным исходом, а также святотатстве. Суд эфетов вел дела о непредумышленном убийстве, убийстве дозволенном или не преследуемом законом (дозволенное убийство: убийство любовника жены или вора, пойманного на месте преступления, убийство при самообороне; убийство, не преследуемое по закону: случайное причинение смерти товарищу на войне или противнику на спортивном состязании). Эфетам были подсудны и дела об убийстве метека или раба, приравнивавшиеся к неумышленным преступлениям. Одна из четырех коллегий суда эфетов (возле Пританея) выполняла функции церемониального суда, разбиравшего дела в тех случаях, когда преступник неизвестен или смерть причинена человеку животным или неодушевленным предметом. Коллегии 11 были подсудны остальные уголовные дела (прежде всего дела об имущественных преступлениях). Она также вела наблюдение за исполнением наказаний и осуществляла надзор за тюрьмами.

Статья в тему:  Из каких частей состоит решение суда рк

Судами по гражданским делам являлись суд диэтетов (третейский суд) и суд коллегии 40. Подсудность дела определялась суммой иска: если она не превышала 10 драхм, дело рассматривалось членами коллегии 40, заседавшими по филам (по четыре человека), если сумма была большей – то диэтетами.

Значительную роль в судебной системе продолжали играть архонты. Архонты-фесмофеты осуществляли руководство афинскими судами. Архонт-эпоним мог рассматривать жалобы граждан и привлекать к суду; его ведению подлежали семейные дела, дела о сиротстве, о наследствах и пр. Архонт-басилей был председателем суда Ареопага; он разбирал споры между родами и жрецами по богослужебным вопросам, дела о нечестии и жреческих правах. Архонт-полемарх вел дела метеков.

Афинская судебная система выделяла различные судебные инстанции и допускала апелляционное производство. Апелляция от Совета 500 велась к народному собранию, а от собрания к гелиэе. Также можно было апеллировать к гелиэе от диэтетов и архонтов. Решения гелиэи обжалованию не подлежали, исключение составляли лишь дела, связанные с иностранцами, когда по заключенным договорам можно было апеллировать от гелиэи к международному суду.

Кто заседал в афинских судах в «Век Демосфена» Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудрявцева Т. В.

The membership of the Athenian law courts (heliacal, i.e. dikasteria) in the 4 th century BC is examined. A well-known Britishscholar, A.H.M. Jones, and several of his followers asserted that in Demosthenes, time most juries were comprised of the middle and upper class men. This opinion is challenged here. Drawn on evidences (speeches written by the attic orators: Lysias, Demosthenes, Isocrates; the excavation material; Aristotlc’ observations) and on some modern historians’ arguments, the conclusion is made that the Athenian people’s court consisted of men of different property status, although those of modest means and elderly citizens predominated. Socially and professionally, thejurors represented all Athenian citizenship.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кудрявцева Т. В.

Who sat in the Athenian courts in the age of Demosthenes

The membership of the Athenian law courts (heliacal, i.e. dikasteria) in the 4 th century BC is examined. A well-known Britishscholar, A.H.M. Jones, and several of his followers asserted that in Demosthenes, time most juries were comprised of the middle and upper class men. This opinion is challenged here. Drawn on evidences (speeches written by the attic orators: Lysias, Demosthenes, Isocrates; the excavation material; Aristotlc’ observations) and on some modern historians’ arguments, the conclusion is made that the Athenian people’s court consisted of men of different property status, although those of modest means and elderly citizens predominated. Socially and professionally, thejurors represented all Athenian citizenship.

Статья в тему:  Небесный суд продолжение сколько серий

Текст научной работы на тему «Кто заседал в афинских судах в «Век Демосфена»»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

КТО ЗАСЕДАЛ В АФИНСКИХ СУДАХ В «ВЕК ДЕМОСФЕНА»

Примерно до середины XX в. в историографии господствовало мнение, основанное прежде всего на аристофановских «Осах», о том, что афинский судья был дряхл, беден и жаден до трех заветных оболов.’ Возмутителем спокойствия выступил А. Джонс, выпустив в 1957 г. свою «Афинскую демократию». Правда, английский ученый не покушался на достоверность картины, изображенной в «Осах», и признавал, что тогдашние (т.е. последней четверти V в. до н.э.) дикасты были пожилыми людьми из низших классов, но совсем другая картина наблюдалась в «демосфеновы дни» — судьи теперь были представителями преимущественно среднего или даже высшего класса.2 А. Джонс приводит ряд аргументов, ссылаясь на речи ораторов IV в. до н.э. Так, Демосфен находит необходимым извиниться, представляя свидетеля — третейского посредника Стратона -«человека бедного. но, впрочем, неплохого, скорее даже порядочного» (XXI, 83; 95; пер.

В.Г. Боруховича). В речах против Андротиона и Тимократа он говорит о злоупотреблениях при взимании эйсфоры, надеясь на сочувствие аудитории как потенциальных и актуальных пострадавших3 (XXII, 47-49; XXIV, особенно 197); речь против Лептина, где говорится о законе касательно литургий, звучала бы странно перед бедной публикой. А. Джонс указывает и на ремарку Динарха в речи против Демосфена: оратор обращается к тем судьям, которые были членами группы трех сотен ттроектфероутес (вносящих проэйсфору), т.е. обладающих изрядным состоянием (Din., I, 42).4

Среди шести тысяч судей, бесспорно, могли попадаться люди не бедные и даже богатые, но доводов, приводимых Джонсом, явно недостаточно для вывода о преобладании в дикастериях состоятельных граждан. Любопытно, что в другой своей статье, вошедшей в его книгу «Athenian Democracy», — «Афинская демократия и её критики» («The Athenian Democracy and its Critics») — Джонс смягчает свою позицию и говорит, что «на менее значимых должностях, в Совете и судах, бедные, несомненно, доминировали, хотя, кажется, даже отсюда в IV веке состоятельные никоим образом не были вытеснены».5 Три обола в день — примерно половина среднего рабочего заработка в V в. и треть в IV в. до н.э., поэтому если картина, рисуемая Аристофаном в «Осах», верна, то в V в. эта плата привлекала пожилых людей, не способных к тяжелому физическому труду, а в IV в., когда экономические условия стали хуже, прельщала безработных (если верить Исократу — VII, 54; VIII, 130).6 Но в последней из статей, вошедших в сборник «Афинская демократия», «Как работала афинская демократия» («How did the Athenian Democracy Work?») Джонс вновь категоричен (может быть, потому что это не научная статья, а

Статья в тему:  Как доехать до 10 апелляционного суда

© Т.В. Кудрявцева, 2006

лекция, прочитанная в Кембриджском Филологическим обществе): «Во времена Демосфена, по-видимому, стали преобладать судьи из среднего или высшего класса (middle or upper class)».7

Книга А. Джонса породила бурную дискуссию. С мнением английского ученого о составе суда в IV в. согласились А. Гаррисон8, С. Перлмэн9 и К. Довер10, но большинство его коллег выступили с той или иной степенью решительности против.

М. Финли отмечал, что в составе судов могло быть непропорциональное количество городских обитателей, людей пожилого возраста и бедняков, соблазнившихся платой. Тем не менее афиняне рассматривали большие судейские коллегии как достаточно представительные, чтобы видеть в них сам демос за работой.» Дж. Обер придерживался сходного мнения о репрезентативности состава дикастериев, но с некоторыми оговорками: крестьяне-фермеры предпочитали проводить свое ограниченное «городское время» в собрании, чьи решения были важнее, а оплата за участие выше. Те же предпочтения могли быть у квалифицированных ремесленников, которым было жаль терять целый рабочий день на судебный процесс (заседания собрания были гораздо короче), так что в суде, возможно, по сравнению с экклесией и Советом, было больше людей пожилых.12 А. Эдкинс говорил о судейских выплатах как о пособии для бедных, которое богатые избегали получать, чтобы не запятнать себя.13

Д. Стоктон исходя из того, что судейское жалованье (три обола) в IV в. не повышалось и в связи с инфляцией становилось все более незначительным, делал вывод, что либо в судьи шли те, кто мог им удовольствоваться, либо люди пожилого возраста, которые активным трудом не могли заработать больше. К тому же в эпоху, когда войны были обычным и постоянным явлением, существовали трудности с привлечением в суды значительного количества людей в возрасте, пригодном для военной службы.14 Развернутую и аргументированную критику концепции А. Джонса представил в своей статье М. Маркл: он привел убедительные доводы, извлеченные из речей афинских ораторов, в пользу того, что большинство судей были людьми бедными, но не в смысле нищими люмпенами (oL tttcoxol)> а теми, кто вынужден был зарабатывать себе на жизнь (ol ттеит|тес).15 Мнения о том, что большинство судей составляли люди бедные и пожилые, придерживался М. Хансен.16 Р. Синклэр также полагал, что в судах доминировали малосостоятельные и пожилые граждане.17 Богатых людей, т.е. тех, кто исполнял литургии, было в Афинах порядка 1000-1200, плательщиков эйсфоры — скорее 2000, чем 6000 (ср. у Джонса)18, и они не очень-то стремились участвовать в заседаниях экклесии или суда, где едва ли могли повлиять на исход голосования. Более привлекательным для них было участие в Совете 500. В то же время австралийский профессор подчеркивал, что у нас нет достаточных оснований утверждать, что люди состоятельные в массовом порядке воздерживались от участия в политической жизни.19 Если сравнивать народное собрание и народный суд по составу, то больше людей зажиточных (тех, кто платил эйсфору) было в экклесии.20

Статья в тему:  Что будет если не явиться в суд в качестве обвиняемого

Исследователи черпают доводы как pro, так и contra предположения о преобладании в судах IV в. малоимущих преимущественно из речей афинских ораторов, главным образом Лисия и Демосфена. Любопытно сопоставить две речи Лисия фактически на одну и ту же тему (присвоение соратниками погибшего стратега Фрасибула общественных денег), созданные примерно в одно время (388 г.), — против Эргокла (XXVIII) и против Филократа (XXIX).21 Дело Эргокла рассматривалось в народном собрании, так как обвинение было выдвинуто по исангелии (е’ктаууеАьа — чрезвычайное заявление о государственном преступлении). Лисий рассказывает, что сторонники Эргокла чувство-

вали себя достаточно уверенно, заявляя, будто они подкупили 500 человек из Пирея и 1600 из города (XXIX, 12). Потраченные деньги не помогли: обвиняемый был осужден на смерть за измену, растрату и подкуп (ттробост’ш, котлг|, SupoSoida), имущество конфисковано, но 30 талантов, полученных от городов Малой Азии и якобы присвоенных Эргоклом, не нашли. Тогда предположили, что эти деньги были утаены кем-то из близких к ответчику лиц. Против его свойственника и друга Филократа, служившего во время похода в должности триерарха и бывшего личным казначеем Эргокла, было выдвинуто обвинение в форме апографэ (атгоурафт^ — жалоба на несправедливое владение частным лицом принадлежащим государству имуществом); дело слушалось в гелиэе.

Главные обвинения в изложении Лисия, выдвинутые против Эргокла, звучали следующим образом: «Он предавал врагам города, оскорблял ваших проксенов и граждан, из бедняков стал богачом на ваши деньги» (ка! yap ттоХеьс ттробебажыс фспуетси, ка! Trpo£evoue ка! ттоА’иас ицетёроис г|8|.кт-|кыс, ка! ек ттёитугос ёк тйу йцетёршу ттХоистюс уеуеит)ц.ёуос) (XXVIII, 1; пер. Лисия здесь и далее С.И. Соболевского). Он и ему подобные, «бывшие при отправлении в плавание бедными, неимущими, так скоро стали обладателями огромного состояния, какого нет ни у кого из граждан» (2). При этом оратор (обвинитель, для которого Лисий написал речь) обращается к своей аудитории как к плательщикам эйсфоры: «..получилось бы странное противоречие, если бы теперь, сами страдая от военных налогов (airroi тпеСбцеуоь та!с еьстфораГс), вы оказали бы снисхождение ворам и взяточникам» (3). Фрасибул довел их до бедности военными налогами, а Эргокла и других своих приспешников обогатил (4). Вероятно, потеря полученных от малоазийских городов денег, которые должны были попасть в казну, косвенно усилила налоговое бремя: ниже замечается, что такие люди, как Эргокл, «обогащают свой дом за ваш счет» (тоис 6ё ’iS’iouc olkouc ёк uou цо.етёри)У цеуаХоис ttoloOctl — 13).

В речи же против Филократа, произнесенной в гелиэе перед дикастами, аудитория никак не отождествляется с плательщиками налогов, более того, она предстает как отличная от них, противопоставляется им: «Если вы, господа судьи, негодуете на тех, кто не может платить налоги из своих собственных средств, и конфискуете имущество у них, как у преступников, то было бы странно с вашей стороны не наказывать расхитителей вашего достояния» (XXIX, 9). Из этого не следует, что налогоплательщиков вообще не было в составе суда, но их там определенно было немного. Таким образом, Лисий, составляя речи для произнесения в народном собрании и суде, счел полезным взывать к плательщикам эйсфоры в экклесии, но не в гелиэе. Это не означает, что они преобладали в народном собрании: безусловно, большинство приходящих на Пникс принадлежали скорее к бедноте, чем к налогоплательщикам (Isocr., VIII, 130; XV, 152; Dem., XXIV, 123) и, чтобы пробудить в них негодование, достаточно было указать на растрату денег и нехорошее поведение Эргокла.

Статья в тему:  Как поделить наследство через суд земельный участок

Но можно предположить, что какую-то часть аудитории, вероятно, достаточно незначительную, составляли плательщики эйсфоры, для убеждения которых понадобились особые аргументы, в том числе намек на то, что нечистоплотность Эргокла аукнется усилением для них налогового бремени. В суде же обвинитель, для которого Лисий писал речь, не выделяет особо налогоплательщиков, очевидно, за нецелесообразностью: если они и были среди судей, то в количестве ничтожном. Косвенное подтверждение находим в речи против Эпикрата, в которой плательщики эйсфоры даже противопоставляются судьям: «А мы уже дошли до того, что те, которые прежде, во время мира, даже себя прокормить не могли, теперь вносят вам военные налоги, исполняют хорегии, живут богато» (XXVII, 10). В этой же речи Лисия есть знаменитый пассаж: оратор напо-

минает слушателям, что нынешний обвиняемый в прошлом не раз выступал обвинителем; он и ему подобные заявляли судьям, что те не получат жалованья, если не осудят, кого они велят (XXVII, 1). Очевидно, такая «агитация» могла иметь успех при условии кровной заинтересованности судей в своих трех оболах.

Что касается речей Демосфена, разбираемых А. Джонсом, на них можно взглянуть с другой стороны, иначе расставить акценты, в результате чего мы получим картину, ставящую под сомнение доводы английского ученого. Одна из речей, на которую он ссылается — речь против закона Лептина, предложившего не предоставлять больше ате-лию — освобождение от общественных повинностей, в том числе литургий. Демосфен пытается убедить афинян, что народу от предложения Лептина особой пользы не будет, количество хорегов не увеличится, зато закон лишает его суверенного права предоставлять награды, кому он пожелает (XX, 2-4, 18, 20). Оратор предостерегает: «Исполнять литургии будут еще многие, пока существует наше государство, и они не станут уклоняться от обязанностей. А вот оказывать нам благодеяние никто не захочет, когда увидит, как обижены люди, сделавшие нам доброе дело» (XX, 22; пер. XX-XXIV речей В.Г. Боруховича). Можно сказать и так: оратор хочет помешать Лептину ввести в заблуждение притворными выгодами от принятия его законов членов суда, очевидно, людей небогатых — тех, кто получает благодеяния в виде литургий, а не оказывает их.

Речь Демосфена против Мидия постоянно взывает к чувствам, которые могут испытывать бедные против богатых. Оратор твердит о том, что Мидий пользовался своим богатством нагло, разнузданно и постыдно, для собственного удовольствия, а не на пользу народу, как сам Демосфен (XXI, 66, 67,154-159, passim). Откровенно кичась роскошью и богатством, Мидий бросал вызов большинству (тоис ttoXAoi)). Прямо указывается, что причина его наглого поведения — богатство (98), оно — причина насилия по отношению к другим людям и оно же причина того, что жертвы насилия опасаются выступать против Мидия (137); заявляется, что «между большинством народа и богачами не существует равенства или хотя бы подобия равенства» (112) и выражается надежда, что все-таки злодей «понесет наказание наравне со всеми остальными гражданами» (138). Очевидно, все эти аргументы призваны были вызвать сочувствие «большинства народа», а не «богачей». Судьи описываются как люди достаточно скромных средств, «живущие в меру своих возможностей» (140), они противопоставляются богачам типа Мидия (183, 210).

Статья в тему:  Сколько районных судов в краснодаре

Следующий пассаж из Демосфена, заставляет вспомнить столь любимые истори-ками-марксистами ссылки на непримиримую классовую вражду и ненависть между бедными и богатыми: «Вы должны учесть, граждане афинские, что если эти люди вместе с Мидием и им подобными станут господами положения в государстве (дай бог, чтобы этого не произошло ни сейчас, ни в будущем) и если простой человек с демократическими взглядами провинился бы перед кем-либо из них . то сможет ли он, по вашему мнению, надеяться на сочувствие или на речь в свою защиту при разборе его дела в суде, переполненном такими людьми?» (210). Что касается любимого примера Джонса о бедном (tt6vt)c), но порядочном (ой ттоиг|р6с, аАа ка! ттауи хРт1ато Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Холм Ареопаг

Не знаем, как у вас, а у нас из истории Древней Греции за 5 класс в голове осталась одна единственная фраза «полис демос ареопаг». То ли учителя у нас были хорошие, то ли уже тогда мы понимали, что наступит время, и мы начнем писать электронный путеводитель по Афинам. 🙂 Но прошло уже более 25 лет, а нас можно разбудить ночью, и мы расскажем вам, какое значение у каждого из этих слов. Чтобы не затягивать, сразу скажем, что полис — это город или государство, демос — свободное население в древнегреческих городах, а ареопаг — верховный суд в Древних Афинах. И именно об Ареопаге мы хотим поговорить поподробнее, тем более, что такое имя носит холм, расположенный совсем рядом с Акрополем.

Холм Ареопаг (вид из Акрополя)

Ареопаг — это не только суд в Древней Греции, но и название местности. В дословном переводе ареопаг означает «холм Ареса», бога войны, расположенный на северо-западе от Акрополя и к югу от Древней Агоры. Согласно одной из версий, свое название холм получил из-за того, что именно в этом месте судили бога Ареса за то, что он пролил кровь Галлирофея — сына Посейдона.

А затем здесь стал заседать афинский суд, который изначально назывался «буле» (от греческого «совет»). После того, как возникли народные собрания (их собрания, кстати, проходили неподалеку, на холме Пникс), также именуемые «буле», древний суд стали именовать советом на ареопаге или попросту Ареопаг.

Склоны холма Ареопаг

Эта достопримечательность Афин интересна не столько своей внешней привлекательностью (надо честно сказать, что смотреть здесь особенно нечего), сколько своей долгой и очень интересной историей. Считается, что здесь произошел первый в мире суд по уголовному делу, тот самый, над Аресом, причем боги вынесли оправдательный приговор. Не менее известен и суд Ореста за убийство собственной матери. В этом деле в качестве обвинителей выступал дух погибшей и богини-мстительницы Фурии, а роль адвоката взял на себя Аполлон. В этом деле голоса судей разделились поровну, тогда на помощь призвали Афину, которая отдала свой голос в пользу подсудимого. Считается, что именно тогда впервые возник прецедент, что если голоса судей или присяжных делятся поровну, то обвиняемого оправдывают.

Статья в тему:  Как встретили чиновники уездного суда дубровского старшего и троекурова

Знаменитые греческие граффити не щадят даже камни

Еще одно известное дело Ареопага — суд над Сократом, который был приговорен к смертной казни за свои смелые высказывания в адрес религии и развращение молодежи. По одной из версий, философ отбывал свое наказание тут же неподалеку — на холме Филопаппу (так называемая Тюрьма Сократа).

Роль и функции ареопага в Греции менялась в зависимости от эпохи и правителя. Так, при Перикле суд занимался только уголовными делами, а в эпоху римского правления вновь стал играть роль высшего городского органа власти. Были времена, когда высший судебный орган занимался не только убийствами, но и расследованием дел, связанных с коррупцией. Все члены Ареопага входили в него пожизненно и принадлежали, как правило, к высшему сословию афинской аристократии. Численность суда была примерно 200-300 человек.

Холм Ареопаг в 1875 году

Вид на Акрополь с холма Ареопаг

На склонах Ареопага

На холме проходили не только суды, но и выступали философы. Самой знаменитой речью, когда-либо произнесенной на склонах Ареопага, считается проповедь Апостола Павла. В своей речи святой обращался к язычникам.

Текст знаменитой проповеди можно прочитать на бронзовой табличке, которая прикреплена к скале, но лишь в том случае, если вы умеете читать на греческом. 🙂

Речь Апостола Павла в Афинах

По преданию апостол поднялся на холм по каменным ступеням, которые сохранились до наших дней, и выступил перед толпой, но поверили ему и обратились в новую веру лишь трое. Один из которых был судья Ареопага — Дионисий Ареопагит. В честь него названа пешеходная улица, идущая вдоль южного склона Акрополя.

Медная табличка с речью Апостола Павла на Ареопаге

К сожалению, до наших дней на холме почти ничего не сохранилось, и увидеть можно лишь каменные ступени, пару скамеек, вырубленных прямо в скале, и частично фундаменты домов у подножия холма, в которых, по некоторым данным, проживала часть членов Ареопага.

Древние ступени теперь развлечение для детей

Для тех, кто боится сломать шею на древних камнях, есть безопасный способ подняться наверх

В наши дни холм Ареопаг — одна из популярных достопримечательностей Афин. Сюда приходят туристы, чтобы отдохнуть после утомительного осмотра памятников Акрополя и сфотографироваться на его фоне. Некоторые устраивают себе здесь обед, заранее захватив с собой еду. Надо сказать, что место здесь для этого отличное. Все Афины у твоих ног, главное, чтобы тебя не сдуло ветром, или не поджарило солнце, как яичницу. 🙂

Статья в тему:  Где находится мировой суд в москве

Сэлфи на фоне Акрополя

Пикник в Афинах

Главное — правильно выбрать место для свидания

Тогда весь город у твоих ног

Полезная информация о холме Ареопаг

Как добраться: метро Тисиио, Монастираки или Акрополи (рядом с центральным входом в Акрополь).

Цена билета: бесплатно.

Часы работы: круглосуточно.

Холм Ареопаг 2017-03-10T08:08:50+03:00 2020-11-08T11:22:46+03:00 Natalya ‘Poznamka’

Что такое афинский суд ответить

Афинский суд(ареопаг) — верховный суд, члены которого заседали по ночам на холме Ареса.

Листопад, листопад,
Листья һары оса.
Һары клен, һары бук,
Күктә һары ҡояш даирәһе.
Һары ишегалдына һары йорт.
Бөтә ер желта әйләнә-тирәлә.
Желтизна, желтизна,
Тимәк, көҙ – яҙ.
В. Нерович

Осеннее
И. Мельничук Та Ҡатнашты
Летает ҡоштар стая,
Тучи носятся, рыная.
Әйтерһең дә тонкая былинка
Был сәриәләре дрожжи косинка.
Дим уға:
— Успокоится,
Аҡ зимушка ал, ҡурҡма.

Көҙ көнө
А. Ефим
Был күктә журавли
Ел тучи йөрөтә.
Шепчет верба вербен:
«Көҙ. Күптән түгел көҙ!»
Һары япраҡтарҙан ливень,
Ҡояш түбәнерәк, ҡарағай.
Шепчет ива иве:
«Көҙ. Бер аҙҙан көҙ!»
Был кустарник иней
Аҡ плач набросить.
Шепчет имән рябине:
«Көҙ. Бер аҙҙан көҙ!»
Шепот шыршы еләм
Йыйылғандарҙың урман бора:
«Тиҙҙән замедлить
Һәм заьит тиҙ арала!»

Перечень расходов в отличие от доходов устанавливается в самой гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН.

В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ для организаций — плательщиков налога на прибыль. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ возможность признания затрат налогоплательщиков в качестве расходов для целей налогообложения ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

У индивидуального предпринимателя по итогам первого полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. — 12 000 руб.).

Источники:

http://studopedia.ru/5_111415_afinskoe-gosudarstvo-v-epohu-klassiki.html

http://cyberleninka.ru/article/n/kto-zasedal-v-afinskih-sudah-v-vek-demosfena-1

http://poznamka.ru/greece/holm-areopag

http://vopros.ya.guru/obshtestvoznanie/otvet-5894653.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector