Акты конституционного суда республики беларусь как источники трудового права
Конституционный Суд на защите трудовых и социальных прав граждан
Рубрика «Трудовое законодательство»
К.И. Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь
Значительное место в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь занимает защита социальноэкономических прав граждан, к которым относятся право на труд, на его справедливую оплату, на объединение в профсоюзы, на достойный уровень жизни, на отдых, на охрану здоровья, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом. Защита этих прав имеет большое значение для каждого гражданина, т.к. эти права определяют его повседневную жизнь, материальное положение и социальную обеспеченность.
Проанализируем несколько решений Конституционного Суда, касающихся защиты социальных и экономических прав.
1. Одним из источников существования граждан являются пенсии и пособия, выплачиваемые при наличии определенных оснований и условий. В то же время законодательство не всегда справедливо разрешает те или иные вопросы социального обеспечения.
Так, проверяя обращение о необходимости совершенствования законодательства, регулирующего выплату пособий семьям, воспитывающим детей, в части установления одинакового размера пособий для разных категорий лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, Конституционный Суд установил, что размер такого пособия зависел от рода занятий матери. Конституционный Суд признал неоправданным с позиции целей социальной защиты уменьшение пособий именно тем категориям женщин, которые в этой защите наиболее нуждаются. Различный размер пособий по уходу за ребенком в зависимости от рода занятий матери противоречит принципу равенства граждан Республики Беларусь в праве на государственное социальное страхование независимо от социального положения и рода занятий и не согласуется со ст. 22 Конституции, в которой определено, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. По мнению Конституционного Суда, система социальных выплат должна основываться на обеспечении равенства граждан в получении помощи от государства, тем более что речь идет о материальном обеспечении ребенка (решение от 21 октября 2005 г).
В другом решении Конституционным Судом было обращено внимание на то, что для индивидуальных предпринимателей установлен отличающийся от общего порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности. В целях обеспечения равенства в праве на государственное социальное страхование в Правительство были внесены соответствующие предложения.
2. Значительную часть из всех дел, рассмотренных Конституционным Судом, составляют дела по защите трудовых прав граждан. Согласно трудовому законодательству трудовые права работников могут устанавливаться как на законодательном уровне, так и на уровне локального нормативного регулирования. Так, ст. 48 Трудового кодекса Республики Беларусь, устанавливая размеры выходных пособий, выплачиваемых при увольнении работника, предоставила право нанимателю увеличивать их размер в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Рассматривая обращения, в которых был поставлен вопрос о правомерности налогообложения выходных пособий, предусматриваемых коллективными договорами, Конституционный Суд установил противоречие между нормами налогового и трудового законодательства. Трудовой кодекс устанавливает, что не допускаются удержания из выходного пособия, выплачиваемого при увольнении работника (ст. 109), а Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» предусматривал налогообложение выходного пособия, превышающего установленные законодательством минимальные гарантированные размеры.
Поскольку выходное пособие — это денежная сумма, выплачиваемая работнику в случае увольнения при отсутствии его виновных действий, цель которого состоит в смягчении последствий, наступающих для работника в связи с потерей им работы, по мнению Конституционного Суда, выходное пособие не следует облагать подоходным налогом, независимо от уровня его нормативного установления (законодательство или коллективный договор) (решение от 3 января 2006 г).
3. Конституционным Судом рассмотрен вопрос о правовом регулировании уплаты государственной пошлины при рассмотрении трудовых споров (решение от 24 апреля 2003 г.). Необходимость рассмотрения этого вопроса возникла в связи с многочисленными обращениями граждан о том, что при подаче надзорных жалоб на судебные постановления по трудовым спорам в органы прокуратуры с них взималась государственная пошлина.
Конституционный Суд, проанализировав нормы Трудового, Гражданского процессуального кодексов, Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 г. «О государственной пошлине», других нормативных правовых актов, пришел к выводу о несоответствии отдельных норм этих актов друг другу.
В соответствии с ч. 4 ст. 241 ТК при рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов. При этом согласно ст. 114 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Закон «О государственной пошлине» определяет объекты обложения государственной пошлиной. Государственная пошлина взимается, в частности, с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также с надзорных жалоб на судебные постановления, подаваемых в органы прокуратуры. В статье 4 указанного Закона определялись категории лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины. Однако несмотря на то, что Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим законам, Закон «О государственной пошлине» не был приведен в соответствие с Трудовым кодексом в части освобождения работников от уплаты судебных расходов при рассмотрении трудовых споров.
Нормативными актами не определено, при обращении в какие инстанции работник освобождается от уплаты государственной пошлины — только при обращении в суд первой и кассационной инстанции или также и при подаче надзорных жалоб на судебное постановление по трудовому спору.
На практике граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам как при обращении в суд первой и кассационной инстанции, так и при подаче надзорных жалоб должностным лицам органов судебной власти, обладающим правом принесения протеста либо отказа в его принесении.
Согласно ст. 439 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь протесты в порядке надзора на судебные постановления вправе приносить не только соответствующие должностные лица судов, но и Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, а также Белорусский военный прокурор. Поводами и основаниями к истребованию дел и принесению протестов являются, в частности, жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением.
При обращении граждан в прокуратуру с жалобами на судебные постановления по трудовым спорам государственная пошлина взимается, в то время как при обращении к должностным лицам судов о принесении протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу решения по трудовым спорам она не уплачивается. Обязанность уплаты государственной пошлины при обращении с надзорными жалобами на судебные постановления по трудовым спорам в прокуратуру обосновывалась тем, что Законом «О государственной пошлине» не предусматривалось освобождение от ее уплаты за подачу жалоб в органы прокуратуры. Инструкцией о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 47 (в редакции постановления от 28 мая 2001 г. № 75), было установлено, что освобождение от уплаты пошлины за подачу исковых заявлений в суд не влечет освобождение от уплаты пошлины за подачу заявлений, жалоб в органы прокуратуры.
Поскольку действовавшее законодательство содержало противоречия, препятствовавшие однозначному и правильному его применению на практике, Конституционный Суд пришел к выводу о необходимости внесения изменений и дополнений в Закон «О государственной пошлине» и другие нормативные правовые акты в целях единообразного правового регулирования данного вопроса.
Конституционный Суд обратил внимание на то, что основанием для дальнейшего рассмотрения трудового спора в надзорном порядке является жалоба заинтересованного в исходе дела лица, которую он праве подавать соответствующему должностному лицу судебных органов или соответствующему прокурору. При этом независимо от того, кому из названных должностных лиц подается надзорная жалоба, сущность трудового спора не изменяется, работник обращается в следующую инстанцию по трудовому спору, рассмотрение которого, по его мнению, завершено неверно.
Должностные лица как судебных органов, так и органов прокуратуры при определении оснований для принесения протеста в порядке надзора трудовой спор не разрешают и обладают лишь правом принесения протеста на состоявшееся судебное постановление по трудовому спору в соответствующую судебную инстанцию. Разрешение протеста находится в компетенции суда, куда направляется протест и который вправе не удовлетворить его.
В связи с изложенным Конституционный Суд в целях более полной защиты прав граждан и интересов государства предложил Национальному собранию Республики Беларусь с учетом положений Трудового кодекса об освобождении работников от уплаты судебных расходов при рассмотрении трудовых споров внести необходимые изменения и дополнения в Закон «О государственной пошлине» и другие нормативные правовые акты с целью устранения имеющихся в них противоречий и пробелов. Закон «О государственной пошлине» был дополнен положением об освобождении граждан от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам (во всех органах).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (87), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Понятие и виды источников трудового права.
Источники ТП – это различные НПА органов власти и управления, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения.
Источниками ТП в РБ явл след НПА:
— законы РБ, бывают кодифицированные (трудовой кодекс) и некодифицированные (иные з-ны например о занятости населения)
— декреты Президента РБ
— указы Президента РБ
— постановления и распоряжения Правит-ва РБ
— постановления мин-ва труда РБ
— приказы, распоряжения отраслевых министерств
— заключения Конституционного суда РБ
— постановления Пленумов Верховного Суда РБ, Высшего Хоз суда РБ
— акты местных органов гос управления
-международные правовые акты.
Совокупность источников ТП образует систему ТП, которая называется трудовым зак-вом.
Система источников ТП РБ имеет некоторые особенности, которые заключаются в следующем:
– на развитие источников ТП большое влияние оказывают международные правовые акты;
– на территории РБ временно применяются НПА бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и др НПА РБ и если эти отнош еще не регулируются нормами белорусского зак-ва (например, «дежурство»);
– наличие НПА, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства;
– значительное количество НПА содержит спец нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.
Источники ТП можно классифицировать по различным критериям: по юр силе; по системе ТП; ее институтам; органам, принявшим НПА; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности.
Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
1) Конституция РБ;
2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;
3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные НПА, заключен и принятые в соотв с зак-вом;
4) трудовые договоры.
Локальные НПА, содержащие условия, ухудшающие положение раб-ков по сравнению с зак-вом о труде, являются недействительными.
Наниматель вП устанавливать доп трудовые и иные гарантии для раб-ков по сравнению с зак-вом о труде.
В случае противоречия норм зак-ва о труде равной юр силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.
Понятие источников трудового права, их виды
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права.
В правовой системе Республики Беларусь основными источниками права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Источники трудового права – это различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения. Нормативные правовые акты, как источники трудового права, следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение. Примером актов применения могут служить приказы нанимателя о приеме работника на работу, его переводе или увольнении.
Совокупность нормативных правовых актов образует систему трудового права, которая называется законодательством о труде.
Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, которые обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных правовых актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства. Эти особенности заключаются в следующем:
♦ на развитие источников трудового права большое влияние оказывают международные правовые акты;
♦ на территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, «дежурство»);
♦ наличие нормативных правовых актов, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства;
♦ значительное количество нормативных правовых актов содержит специальные нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.
Источники трудового права можно классифицировать по различным критериям:
Для четкого представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых и связанных с ними отношениях, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные правовые акты на группы по различным критериям: в зависимости от уровня принятия; по юридической силе; по системе трудового права; ее институтам; органам, принявшим нормативный правовой акт; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности.
В зависимости от уровня принятия: международные и национальные.
По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии: 1) Конституция; 2) конституционные законы; 3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 4) законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы); 5) постановления палат Парламента; 6) постановления Правительства; 7) постановления Национального банка; 8) акты министерств; 9) акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня); 10) акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня); 11) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты.
По системе трудового права нормативные правовые акты подразделят на относящиеся: а) как к общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь); б) лишь к определенным институтам Особенной части (Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»); в) к нескольким институтам – Особенной части (Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).
По форме акты делятся на законы, декреты, указы постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы.
По сфере действия подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.
По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты.
Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;
3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;
4) трудовые договоры.
Основополагающий источник – Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст. 47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др. Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и иступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь.
Наряду с Трудовым кодексом источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются и другие нормативные правовые акты.
Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О профессиональных союзах» и др.).
Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь – декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на, всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь.
Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития.
В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливается порядок применения законодательства.
Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу).
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции.
В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.
Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях.
Коллективные договоры заключаются между нанимателем и представителями работников организации.
Статьей 7 ТК установлено, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.
Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится он к области правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.
Необходимо отметить, что важным источником трудового права являются также директивы Президента Республики Беларусь. Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
Виды источников трудового права
Источники трудового права:
— Конституция Республики Беларусь. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Правовые акты либо их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы. Закрепляет:
· запрет принудительного труда,
· право на здоровые и безопасные условия труда,
· право на заключение коллективных договоров (соглашений),
· право на объединение в профсоюзы;
· право на забастовку,
· право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в др. случаях.
— декреты и указы Президента РБ (например, Декрет от 26.07.1999 г. № 29 с изменениями и дополнениями «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);
— кодифицированный закон – это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт. ТК РБ 1999 г. (вступил в с силу с 1.01.2000 г.) состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, в которых насчитывается 468 статей.
ТК устанавливает, что трудовым правом регулируются правоотношения всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор, а также лиц, связанных отношениями членства (участия) в организациях различных организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 5 ТК предусматривает, что особенность регулирования труда отдельных категорий работников (служащих государственного аппарата, военнослужащих) устанавливается специальными законодательными актами. ТК содержит минимальные, но исключительно важные стандарты в сфере труда (продолжительность рабочего времени и времени отдыха, основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя и др.).
ТК установил задачи трудового права. Если в ранее действовавшем законодательстве основной задачей трудового права была защита интересов государства, то в ст. 2 ТК приоритет отдан установлению и защите взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей, развитию социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.
Закон всегда имеет нормативный характер. Он обладает наибольшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Закон может быть отменен или изменен только тем органом, которым принят. Ни один акт любого государственного органа не должен противоречить закону. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом РБ.
— специальные законы. Например, закон «О занятости населения Республики Беларусь» устанавливает правовые меры по материальному обеспечению безработных и их трудоустройству, запрещает принуждение к труду в административном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве (например, исправительные работы по приговору суда), закон «О профессиональных союзах» и др.
Законы, входящие в систему трудового законодательства, а также законы, содержащие нормы трудового права, действуют в части, не противоречащей ТК. В случае коллизии норм ТК и других законов необходимо руководствоваться правилами ТК.
— постановления Правительства РБ (Совета Министров). Издаются на основе и во исполнение законов, декретов и указов в целях их конкретизации. Они содержат и иные нормы, не противоречащие законам, декретам и указам. Например, постановление от 26.05.2000 г. № 764 «Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми наниматели могут заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности» и др.
— соглашения. Они заключаются на республиканском уровне (генеральные соглашения), отраслевом (тарифное соглашение) и на местном (местное соглашение). Предметом соглашений могут быть положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха и т.д.
— постановления Минтруда и социальной защиты РБ. Например, постановление от 5.04.2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка», Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников РБ (от 20.09.2002 г. № 123) и др.
— ведомственные акты. Они издаются министерствами, комитетами и ведомствами. Юридическая сила ведомственного акта зависит от функций издавшего органа. Так, акт, изданный в порядке осуществления межотраслевых функций, распространяется на другие ведомства, он обладает более широкой сферой действия по сравнению с нормативным актом, регулирующим отношения внутри министерства, ведомства или комитета.
— акты местных органов власти. Они определяют режим работы организаций, а также регулируют деятельность органов по трудоустройству населения.
— локальные нормы права. Локальные нормативный акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Эти нормы принимаются нанимателем с учетом мнения, совместно либо по согласованию с профсоюзом. К локальным нормативным актам относятся уставы, ПВТР, положения о премировании, коллективный договор и др.
Локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде. Вместе с тем в локальных нормативных актах могут быть установлены дополнительные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
От локальных нормативных актов следует отличать акты применения. Акты применения – это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения определенного дела. Локальные акты распространяются на персонально неопределенный круг лиц и используются неоднократно. Акты применения имеют разовый характер, и в результате их издания не появляются нормы права, а возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности их адресатов. Примером правоприменительного акта может служить приказ нанимателя об увольнении либо о переводе работника.
— заключения Конституционного Суда РБ;
— постановления Пленума Верховного Суда РБ. Дают разъяснения по применению трудового законодательства.
Источники:
http://otdelkadrov.by/number/2008/4/0420082/
http://studopedia.ru/19_226628_ponyatie-i-vidi-istochnikov-trudovogo-prava.html
http://infopedia.su/2x7c45.html
http://lektsii.org/5-42300.html