0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем суд отличается от судебной власти

Содержание

«судебная власть» и «правосудие»: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безверхая А.С.

Статья посвящена вопросам разграничения понятий « судебная власть » и « правосудие ». Автор уточняет логическое соотношение этих понятий, а также показывает разницу между ними, выделяя некоторые существенные отличия каждого из них.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безверхая А.С.

Текст научной работы на тему «»судебная власть» и «правосудие»: соотношение понятий»

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

«СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ» И «ПРАВОСУДИЕ»: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Статья посвящена вопросам разграничения понятий «судебная власть» и «правосудие». Автор уточняет логическое соотношение этих понятий, а также показывает разницу между ними, выделяя некоторые существенные отличия каждого из них.

Суд, судебная власть, правосудие, функции государства, судоустройство.

Построение правового государства невозможно без корректного определения правосудия. Отсюда доктринальные дефиниции этого понятия важны: они могут повлиять на правоприменительную деятельность, ведь вследствие отсутствия легального определения правосудия этот пробел восполняется юридической доктриной. Одним из основных можно назвать философское определение правосудия: «Правосудие — это достижение истины, тот необходимый и достаточный минимум, который должен быть востребован от каждого члена общества ради возможности совместного существования предельно независимых людей» [1, C. 11].

Эта интерпретация правосудия не является единственной; есть и иные философские определения: «Правосудие представляет собой общественно-историческое явление, в рамках которого обладающий судебной властью субъект осуществляет установление и санкционирование факта общественно значимого деяния путём толкования и применения конкретной правовой нормы» [4, C. 142].

Названная дефиниция не лишена недостатков: определение правосудия через правоприменительную деятельность позволяет назвать правосудием даже правоприменительную деятельность органов исполнительной власти (например, полиции при привлечении водителя к ответственности за нарушение правил дорожного движения). Это связано с тем, что в своём определении автор не ограничивает круг субъектов, отправляющих правосудие.

Статья в тему:  Куда подавать в суд на адвоката

В то же время имеет недостатки и первое определение, которые аналогичны недостаткам второго определения. В то же время достоинствами обеих дефиниций является их комплексный характер и опора на важнейшие ценности правового государства. Данные дефиниции близки классическому римскому определению: «Iustitia est constans et perpetua voluntas ius suum cuique tribuendi» («Правосудие есть постоянная и неизменная воля предоставлять каждому его право») [6, C .16-17].

В правовой науке критике со стороны некоторых исследователей подвергается тенденция к разграничению «видов» правосудия: «правосудие по уголовным делам», «правосудие по гражданским делам», «административное правосудие» и проч. Так, Безруков А.М. считает, что определения отдельных видов правосудия не требуется, «. достаточно лишь указать на определённую степень конкретизации признаков правосудия «вообще». Поскольку существует общее определение правосудия, то, следовательно, можно говорить и о наличии общих целевых установок правосудия по любым категориям дел» [2, C. 4-5].

С данными доводами сложно не согласиться, поскольку теория разделения властей не провозглашает суверенитета каждой из ветвей власти, но скорее указывает на функции, осуществляемые каждой из ветвей. Внутри самой ветви власти, например, судебной, сохраняет действие тот же принцип функционального (но не фактического) обособления различных видов судебных органов. По этой причине существование

нескольких видов «правосудия» противоречит базовым ценностям отечественного государства, заложенным в Конституции РФ. Эти определения также противоречат принципу полноты власти народа РФ и неделимости этой власти в целом.

Нельзя смешивать также и понятия «правосудие» и «судебная деятельность», «деятельность суда». Подобное смешение очень распространено в юридической доктрине. Так, И.Ю. Носков пишет: «Судебная деятельность как вид юридической деятельности — это деятельность суда, осуществляемая на профессиональной основе лицами, получившими статус судьи, основной целью которой является установление посредством процесса правосудия правового статуса субъекта(ов), чьё дело рассматривается в суде, и вынесение судом на этой основе решения, отвечающего действующим нормам права и влекущего для субъекта(ов) правоотношений соответствующие правовые последствия» [5, C. 88].

Если проанализировать данное определение судебной деятельности, то по выделяемым автором признакам оно практически тождественно понятию правосудия; различия по объёму между этими понятиями будут минимальны. В то же время, наличие некоторых различий приводит нас к мысли о необходимости выделения, акцентирования этих отличий либо к игнорированию различий вследствие их несущественности и признанию понятий «правосудие» и «судебная деятельность» синонимичными.

В то же время, судебная власть по объёму понятие более широкое. В отечественной науке и учебной литературе широко распространилось мнение, что судебная власть осуществляется не только в рамках правосудия как правоохранительной деятельности, но и в форме конституционного контроля. По этой причине представляется целесообразным в будущем более детально изучить конституционный контроль как форму реализации судебной власти; эта тема является достаточно перспективной и значимой.

Таким образом, судебная власть может пониматься в нескольких смыслах: как система органов государственной власти, осуществляющих конституционный контроль и правосудие, а также как конкретные полномочия суда, обеспеченные государственным принуждением.

Самостоятельность органов судебной власти устанавливается Конституцией РФ. Судебная власть принадлежит только судам, создаваемым в установленном законом порядке. Они являются независимыми органами государственной власти и реализуют одну из важнейших внутренних функций государства -обеспечение внутреннего суверенитета.

Конституцией РФ установлены в наиболее общем виде основные направления деятельности отечественных судов, а также определены основы их компетенции. В этом выражается программная роль Основного закона. Кроме того, конституционные нормы, обладая широтой, оставляют простор для расширительного их истолкования, что позволит в случае необходимости преодолевать пробелы в праве.

Статья в тему:  Как уменьшить процентную ставку по кредиту через суд

Общепризнанным является мнение о том, что судебная власть в России осуществляется в двух основных формах: конституционного контроля и правосудия. Нормативная база, обеспечивающая реализацию судами их функций, является вполне достаточной. Существуют шесть ФКЗ, а также несколько десятков ФЗ (в том числе кодифицированных), которые так или иначе затрагивают вопросы деятельности судов [См.: 7; 3].

В широком смысле судебную власть можно определить следующим образом: судебная власть — это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, а также совокупность властных полномочий по отправлению правосудия и осуществлению конституционного контроля. В то же время под судебной властью вполне можно понимать и сферу осуществления судами своих полномочий по рассмотрению и разрешению различных дел, отнесённых к их ведению. Однако нельзя сказать, что правосудие является единственной формой реализации судебной власти; она реализуется и в управленческой деятельности судов (связанной с судейским самоуправлением), и в толковании права, и в законотворческой инициативе.

Список использованной литературы:

1. Баев В.Г., Мещерякова С.В. Правосудие и правовое государство как парные юридические категории. // Современное право, 2014. N 8.

2. Безруков А.М. Преюдициальная связь судебных актов. — М.: Волтерс Клувер, 2007.

3. Грицай Г.И. Замечания к исследованиям административной юстиции в России // Управленческое

консультирование, 2014.N 8(69)

4. Назаров И.Д. К определению понятия «правосудие»: историко-философский анализ. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016. N 3.

5. Носков И.Ю. Судебная деятельность и правосудие: понятие, соотношение. // Современное право, 2013. N 11.

6. Суд и судьи в избранных фрагментах из Дигест Юстиниана/ Перевод с латинского. — М.: Статут, 2006.

7. Уткин Д.В. Становление административно-процессуальной формы и «расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц» как результат судебной реформы // Судебная власть и уголовный процесс, 2016. N 3

© Безверхая А.С., 2018

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

г. Краснодар, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросам правового регулирования результатов оперативно-розыскной деятельности. Выделены и проанализированы основные проблемы правового регулирования результатов оперативно-розыскной деятельности, пути их решения.

Оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование, результаты, оперативно-розыскные мероприятия.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», далее Закон об ОРД)

Необходимо отметить ряд неточностей в названном определении. А именно, оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только оперативными подразделениями государственных органов, но и другими должностными лицами [7, с.41].

Также, оперативно-розыскная деятельность не только направлена на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях и на проверку лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью. Еще раз обратимся к ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, где указано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий также вправе собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам,

Чем суд отличается от судебной власти

Реализация политической власти подразумевает взаимодействие между многими её составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти, Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов.

Статья в тему:  Кто может представлять интересы ребенка в суде

Законодательные органы и другие органы власти подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Её сдерживание достигается посредством регулярной отчётности и ответственности перед народным представительством.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. В отличие от других ветвей власти судебная власть имеет неизменную функцию — обеспечивает соблюдение юридически установленного политического порядка. Из этого следует, что она не является элементом, определяющим весь политический режим, ибо не участвует непосредственно в осуществлении законодательного акта. Поэтому в основе классификации политических режимов лежит структура отношений между законодательной и исполнительной властями.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь не идёт об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Каковы тенденции развития государства в современном мире? Отмечают две взаимосвязанные и в то же время противоположные тенденции. Первая состоит в усилении роли и значимости государства в обществе. Вторая прямо противоположна первой и связана с ограничением государственной власти, уходом власти от государства к другим социальным структурам.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: в отличие от двух других ветвей власти судебная власть не является элементом, определяющим политический режим, т.к. имеет одну неизменную функцию;
2) ответ на второй вопрос: законодательная власть контролируется через систему судов.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Что такое суд и зачем он нужен

Судом называется государственный орган власти, куда граждане обращаются в целях восстановления своих нарушенных прав. Это то же самое, как Вы отправляетесь к стоматологу с зубной болью либо в университет для получения высшего образования.

Граждане обращаются в суд для разрешения спорной ситуации. При этом не имеет значения, какой это спор: ФНС обвиняет Вас в неуплате НДФЛ, родственница претендует на бабушкино наследство, клиент не оплачивает сайт либо в магазине не оформляют возврат товара достойного качества.

Задача судебного органа – определить правую сторону и четко обозначить действия истца и ответчика.

Когда следует обращаться в судебный орган?

Для обращения в судебный орган необходимы 3 условия: — Вы уверены в нарушении Ваших прав; — нарушивший Ваши права не желает исправляться либо не считает себя виновным; — договориться не получается.

Мне самостоятельно обращаться в судебный орган? Когда в деле начнет участвовать прокуратура?

Если спор является частноправовым, иными словами, касается интересов двух равных лиц – долга по договору, наследства, аренды, возврата купленного товара, возмещения морального ущерба, неправомерного увольнения, — прокуратура не имеет к делу никакого отношения. Судебный орган возбуждает дело на основании Вашего иска. Это заявление подается Вами либо Вашим представителем. Название этого процесса – исковое производство.

Прокурор инициирует судебный процесс по уголовным. В этих разбирательствах истец и ответчик отсутствуют. Имеется государственный обвинитель – прокурор — и обвиняемый.

Я – индивидуальный предприниматель, желающий подать в суд на компанию-заказчика. В какой судебный орган мне подавать заявление?

В РФ множество судов. Каждый имеет конкретную специализацию либо закреплен за некоторой территорией.

Статья в тему:  Какой суд самый главный в украине

Если Вы – индивидуальный предприниматель, желающий судиться с юридическим лицом, подавайте заявление в арбитражный орган. Для понимания того, в какой именно суд нужно обращаться, сперва просмотрите договор.

Если в нем обозначен определенный судебный орган, Вашим разбирательством будет заниматься именно он. К примеру, в договоре может быть указан московский Арбитражный суд.

Если в документе такой отметки нет, необходимо подавать заявление в арбитражный судебный орган региона, где зарегистрирована компания-ответчик.

Как правило, заявление подается в судебный орган по месту нахождения ответчика. Если иск к компании – по месту ее юридического адреса.

Мы обращаемся в московский Арбитражный суд. Какие наши действия?

Сперва нужно направить претензию с указанием всех требований. Если в договоре не указано иное, Вы обязаны предоставить ответчику 30 суток на ответ. Подтверждение направления претензии и соблюдения срока необходимо предоставить в судебный орган как приложение к исковому заявлению. В противном случае Вам его вернут либо не будут рассматривать.

После этого подавайте в судебный орган иск, подписанный Вами либо Вашим представителем.

В иске должны быть описаны требования к ответчику с указанием законодательства, обстоятельств, являющихся основанием для них, а также доказательства Вашей позиции. Если спор связан с деньгами, в заявлении нужно отобразить расчет суммы взыскания, стоимость иска и расчет государственной пошлины.

Заявление подается по почте заказным письмом с перечислением вложений и уведомлением о доставке либо передается в судебную канцелярию. Другой вариант подачи заявления – в электронном виде через систему “Мой арбитр” после предварительной регистрации в ЕСИА на сайте Госуслуг. Это обеспечит автоматическое заверение скана-копии заявления простой электронной подписью, вот почему подавать иск должен тот, кто поставил подпись в личном кабинете. Оригинал заявления не потребуется, а оригиналы документов-доказательств нужно иметь при себе на заседании: суд может попросить показать их.

Прежде чем подавать заявление в арбитражный судебный орган Вам нужно отправить его копию и приложения к нему всем участникам дела. Оригинал квитанции об отправке необходимо прикрепить к иску либо предоставить на предварительном слушании.

Детальная информация о написании, оформлении заявления, приложениях к нему – в следующем материале.

Какова длительность процесса?

На это влияют сложность дела и активность его участников.

Как бы то ни было, после подачи иска в судебный орган начинается заседание: сперва предварительное (в органах общей юрисдикции – собеседование), потом основное.

Судебный орган может вынести постановление на 1-м основном заседании, а может несколько раз откладывать рассмотрение материалов в случае предоставления сторонами дополнительных доказательств и документации. При этом дело может быть отложено на 7 дней, а может и на 30: у судебных органов имеется определенный график, куда необходимо внести рассмотрение Вашего разбирательства.

Какова стоимость?

Многое определяется сложностью разбирательства и тем, какой судебный орган занимается его рассмотрением. Как бы то ни было, в стоимость дела входят государственная пошлина и юридические услуги, привлеченных юристов.

Подавая заявление, необходимо оплатить государственную пошлину. Если Вы – ответчик, пошлину платить не надо, однако в дальнейшем с Вас могут ее взыскать в случае проигрыша дела. Если разбирательство связано с деньгами, государственная пошлина пропорциональна стоимости заявления, иными словами, взыскиваемой сумме с неустойками и процентами.

Размер и формула для расчета государственной пошлины в различные судебные органы регламентируются НК РФ, однако для удобства расчета лучше делать это на сайте органа, в который подается иск.

В несколько раз больше нужно будет заплатить юристу. Издержки на его услуги могут быть очень разными. Как и государственную пошлину, с проигравшей стороны можно взыскать эту статью издержек.

Статья в тему:  Что означает принцип состязательности сторон при рассмотрении дела в суде

Юридические услуги обязательны?

На это влияет сложность дела. Зачастую бывает сложно даже понять, что прописано в законодательстве. Если Ваша позиция не сулит выигрыша, законодательство необходимо не просто разобрать, но и истолковать выгодным способом, приложив множество доказательств.

Если Вы уверены, что сможете составить заявление, выразить свою позицию, раздобыть доказательства, определиться с тактикой, достойно выступить на заседании, — смело действуйте.

Однако нужно помнить, что суд – это не только исковое заявление. Это еще и письменные ходатайства, заявления, жалобы, которые подаются и оформляются в определенном порядке. Основанием для всех требований и процессуальных действий должны быть правовые нормы.Если Вы оплатили юридические услуги, правом и всеми бумагами будет заниматься профессионал.

Какова вероятность выигрыша?

Каждый юрист ответит: для начала требуется изучение материалов дела. На исход спора оказывают большое влияние доказательства.

Действия судебных органов должны соответствовать законодательству. Иными словами, рассматривая дело, суд должен объективно оценить доказательства сторон, выяснить, нарушалось ли право, вынести постановление, основанное на правовых нормах, а не на том, кто лучше выступал, как справедливо или этично.

Требование возмещения морального вреда в 1 млн $ правомерно?

Требовать Вы можете столько, сколько хотите. Однако не факт, что через суд удастся взыскать эту сумму с ответчика. Актуальные законы не ограничивают размер компенсации морального ущерба. Судебный орган выносит решение по своему усмотрению.

Определяя размер компенсации морального ущерба, судебный орган учитывает степень вины ответчика, уровень и особенности физических и моральных страданий потерпевшего, принципы разумности и справедливости.

Иными словами, суд по своему усмотрению устанавливает размер компенсации морального ущерба исходя из обстоятельств спора. Вот почему важно объяснить суду, за что Вам должны выплатить 1млн $ и на каких основаниях.

Какова форма судебного постановления? Как его выполнит ответчик?

На заседании суд устно огласит резолюцию – итоги об удовлетворении иска либо об отказе в этом полностью или частично. Кроме того, станет известно, кто и как возместит судебные издержки, огласят срок и условия обжалования судебного постановления. Позже суд вынесет окончательное постановление.

Спустя месяц документ вступит в законную силу, и ответчик должен будет без промедления исполнить решение. За эти 30 дней он может его обжаловать.

При взыскании с ответчика неустойки у суда можно попросить о взыскании по день исполнения постановления. Иными словами, все то время, пока ответчик не оплачивает Вам долг по договору, на него будет начисляться неустойка.

В случае неисполнения судебного постановления Вам необходимо получить исполнительный лист и подать заявления в службу судебных приставов-исполнителей. Принудительно исполнять судебное постановление будут именно они: арестуют банковские счета ответчика, конфискуют в счет долга его собственность, выставят на продажу.

Как я понимаю, суд – орган, рассматривающий дела, любящий формальности и решающий все по закону. Что-то можно добавить?

Суд – орган власти, но постановления выносят люди. Вот почему Вы должны стремиться убедить судью в своей правоте.

Ему нужна ясная и четкая позиция. Все доказательства нужно обосновать и разжевать, как ребенку.

Даже хорошее форматирование документа играет большую роль. Судье будет удобно читать не сплошной, а разделенный на абзацы текст с обозначенными тезисами. Текст должен читаться по диагонали. Значимую роль играет даже Ваше поведение по время заседания. все статьи

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Правоохранительные органы

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Статья в тему:  Владислав челах когда будет суд

Оглавление

  • Система правоохранительных органов РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Основные принципы правосудия

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть — это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

— Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

— Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

— Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти

Первый признак. Суд — это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Статья в тему:  Кто может представлять интересы в суде при разводе

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Статья в тему:  Как исполнить решение суда о понуждении заключить договор

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы — суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Суд как орган судебной власти и правосудия

Судебная ветвь власти в Российской Федерации обладает очень сложной и иерархичной структурой. Каждый вид суда как органа судебной власти будет подробно рассмотрен в этой статье.

Общая характеристика судебной власти в РФ

Судебная ветвь власти признается самостоятельной и независимой системой наряду с исполнительной и законодательной ветвями. В чем проявляется независимость суда как органа судебной власти? Закон говорит о неприкосновенности и самостоятельности судей, подчиняющихся только Конституции и прочим нормативным актам РФ.

Система разделения властей базируется на принципе сдержек и противовесов. Судебная ветвь власти играет здесь не последнюю роль. Так, суды могут отменять отдельные законы, указы или постановления. При этом возможность обжаловать решения суда позволяет противостоять преступным действиям представителей рассматриваемой ветви.

На сегодняшний день закреплена следующая структура судебной системы:

  • Конституционная юстиция.
  • Система судов общей юрисдикции.
  • Арбитражные суды.

Каждое из представленных направлений будет подробно охарактеризовано далее.

О признаках и принципах судебной системы

Каждый суд как орган судебной власти и правосудия обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • реализацию властных полномочий в правосудной форме;
  • самостоятельное и независимое положение;
  • особый статус судей;
  • осуществление власти посредством уголовного, конституционного, гражданского и административного видов судопроизводства.

Таким образом, признаками судебной системы являются особые черты властных органов, которые качественно отличают их от других инстанций. А какие здесь стоит выделить принципы? На каких идеях, условиях и убеждениях выстроен российский суд как орган судебной власти? Вот на что указывают юристы:

  • демократичность и гуманизм;
  • законность и подчиненность основному закону страны;
  • открытость и гласность.

Сюда же стоит добавить соответствие международным нормам, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

О системе конституционной юстиции

В Российской Федерации существует Конституционный суд РФ как орган судебной власти, считающийся основным в стране. Именно представители Конституционного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.

Статья в тему:  Куда жаловаться если не выдают решение суда

Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует полномочия, возложенные на него законом. Стоит отметить, что Конституционный суд выступает в роли некоего арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Также суд имеет право на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности.

В конституционную юстицию входят уставные суды. Они создаются в регионах и обладают, по сути, всеми теми же полномочиями, что и Конституционный суд. При этом уставные суды не подчиняются суду Конституционному, хоть и входят в одну систему юстиции.

Структура Конституционного суда как органа судебной власти

В состав Конституционного суда входят 19 высококвалифицированных судей. Назначаются они на должность верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующие кандидатуры Совфеду предлагает глава государства. Полномочия рассматриваемой судебной инстанции не могут ограничиваться сроками (как в случае с Госдумой или Президентом). При этом какие-то отдельные судьи могут увольняться или сниматься с должности.

В такой орган судебной власти, как Конституционный суд, должны входить только самые лучшие представители российской судебной системы. Так, к кандидатам на должность судьи рассматриваемой инстанции предъявляются следующие требования:

  • возраст не менее 40 лет;
  • безупречная во всем репутация;
  • наличие высшего образования по направлению «юриспруденция» и соответствующий стаж работы не менее 15 лет.

При этом сам суд осуществляет работу в двух направлениях:

  • пленарное заседание;
  • заседание палат.

Состав той или иной палаты определяется жеребьевкой. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и т. д. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.

Общая характеристика Верховного суда

Что представляет собой Верховный суд? Согласно статье 126 российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят:

  • контроль над деятельностью нижестоящих судов (областных, районных, мировых);
  • рассмотрение дел в качестве первой или второй инстанции;
  • изучение и анализ судебной практики;
  • осуществление законотворческого процесса в рамках своей профессиональной деятельности.

Верховный суд — высший орган судебной власти. Это, можно сказать, конечная и самая важная инстанция во всей системе общей юрисдикции — системе, работающей непосредственно с российскими гражданами. Стоит подробнее рассказать про структуру Верховного суда.

О структуре Верховного суда

Структуру верховной судебной инстанции (далее ВС) составляют следующие органы:

  • Пленум.
  • Президиум.
  • Кассационная коллегия.
  • Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа.

Чем занимается пленум? Здесь всем руководит председатель ВС, назначаемый на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д.

В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

О районных судах

Районный суд считается самой распространенной инстанцией в системе общей юрисдикции. Она осуществляет все виды судопроизводства в качестве суда первого звена и второго звена в отношении мирового судьи. Как не сложно догадаться, районные суды расположены в отдельных районах того или иного субъекта РФ. Существуют также межрайонные инстанции — городские, областные, краевые и др.

Статья в тему:  Когда полиция передает дело в суд

В районном суде работают профессионалы-судьи, в обязанности которых входит:

  • заслушивание дел;
  • избрание санкций;
  • рассмотрение ходатайств;
  • выдача приговоров и т. д.

Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть переданы в Верховный суд как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. При этом и сами районные суды могут быть вторыми звеньями — в отношении так называемых мировых судей.

О мировых судьях

Во всей российской судебной системе мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Вот на какие его полномочия указывает закон:

  • уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года;
  • дела о выдаче приказов судебного типа;
  • дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети;
  • дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей;
  • дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей;
  • дела об установлении или лишении отцовства или материнства.

Мировой судья выступает только в качестве первой инстанции.

О военных судах

Что представляет собой военный суд как орган судебной власти? Юрисдикция суда военного типа прописана в ФКЗ № 1 «О военных судах». Вот какие полномочия военных судей здесь выделены:

  • Рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военными российских Вооруженных сил, солдатами-срочниками, контрактниками, представителями офицерского состава, сержантами, мичманами, матросами и т. д.
  • Рассмотрение правонарушений в системе гражданского судопроизводства. Речь идет о конфликтах между военнослужащими и российским Министерством обороны.

Стоит отметить, что сам военный суд входит в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду РФ; более того, он даже является его частью. Существует несколько видов судов военного типа: флотские, гарнизонные, окружные и прочие. Все они являются судами первого звена. Если же говорить о второй, кассационной инстанции, то стоит отметить военную коллегию Верховного суда РФ.

Про арбитражные суды

В третьей судейской ветви, а именно арбитражной, до 2014 года существовал Высший арбитражный суд. Решением парламента и президента эта инстанция была распущена, а на ее месте появилась коллегия по разрешению экономических споров, входящая в систему Верховного суда. В регионах же сегодня действуют суды арбитражного характера, находящиеся в подчинении у представленной коллегии.

Что представляет собой арбитражный суд как орган судебной власти? Кратко охарактеризовать его полномочия можно следующим образом:

  • защита законных интересов физических и юридических лиц в области деятельности экономического и предпринимательского характера;
  • восстановление нарушенных прав лиц в этой же области;
  • укрепление законности и следования законодательству РФ в представленной сфере деятельности;
  • реализация государственной политики в рамках своей профессиональной компетенции.

Соответственно, сами арбитражные суды занимаются изучением и обобщением судебной статистики и практики, разрешением споров, деятельностью по осуществлению правосудия и т. д.

О третейских судах

Третейские суды в систему государственной власти не входят, однако упомянуть о них стоит. Все-таки законные и независимые функции способен осуществлять и третейский суд как орган судебной власти. Полномочия представленной инстанции очень похожи на функции судов арбитражного типа. Отличие одно — третейские суды, как правило, осуществляют свою деятельность на платной основе, а потому зачастую куда более эффективно и качественно.

Третейские судебные инстанции рассматривают и разрешают экономические споры между юридическими лицами и обычными гражданами. В состав третейского суда входит специальная коллегия арбитров. Решения таких судов обязательны для исполнения, в противном случае на провинившееся лицо может быть возложен штраф.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-vlast-i-pravosudie-sootnoshenie-ponyatiy

http://studarium.ru/question/10942

http://alrf.ru/articles/chto-takoe-sud-i-zachem-on-nuzhen/

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B/2

http://businessman.ru/sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti-i-pravosudiya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector