0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Через какие моря проплывают суда из владивостока в мурманск

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Судно-кабелеукладчик начало работу по прокладке трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск — Владивосток проекта «Полярный экспресс».

Старт был дан в селе Териберка Мурманской области на берегу Баренцева моря с помощью горизонтального бурения. Далее работы будут проходить в Баренцевом море в восточном направлении. Весь кабель укладывается с заглублением до 1,5 м для защиты кабеля от траления и постановки на якорь судов.

Первую партию кабеля в 400 км изготовили на недавно открытом мурманском заводе «Управления перспективных технологий».

Судно-кабелеукладчик за день сможет прокладывать свыше 12 км кабеля. Линия пройдёт через Амдерму, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Ожидается, что кратчайшая оптоволоконная линия между Европой и Азией станет альтернативой спутниковой связи в северных широтах, обеспечит надёжную и доступную связь и быстрый Интернет в российской Арктике.

Всего в работе по прокладке ВОЛС будут участвовать девять судов: четыре изыскательских, три судна обеспечения и два кабелеукладчика Northern Wave и Yauza. Первая линия проекта «Полярный экспресс» Териберка — Амдерма должна быть запущена в следующем году.

Специальная береговая станция с необходимым оборудованием в Мурманской области (в Териберке) уже построена. «Сейчас возведение такой базы ведется в Амдерме (НАО), где мы планируем также попробовать развернуть ветрогенераторы как альтернативный источник энергии», — пояснил гендиректор «Управления перспективных технологий».Проект трансарктической подводной оптоволоконной линии связи под названием «Полярный экспресс» предполагает прокладку 12 650 км кабеля из шести пар оптических волокон пропускной способностью до 104 Тб/с.

Стоимость проекта оценивается в 65 млрд рублей. Для прокладки линии будет использован целый флот кабельных, вспомогательных и научно-исследовательских судов. Срок реализации проекта — 2026 год.

Кратчайшая оптоволоконная линия между Европой и Азией станет альтернативой спутниковой связи в северных широтах, обеспечит надежную и доступную связь и быстрый интернет в российской Арктике. «Полярный экспресс» призван обеспечить цифровую составляющую развития Северного морского пути, его портовой инфраструктуры, а также нефтегазовых и экологических проектов в Арктике. Проект был анонсирован на выставке «Транспорт России» в ноябре прошлого года и реализуется по заказу Минтранса РФ при поддержке Росморречфлота, Росморпорта и ФГУП «Морсвязьспутник». Подробнее о нём можно прочитать в специальном материале.

Узнала сколько стоит круиз по Северному морскому пути, входящих в топ-20 круизов мира. Недешëвое выходит путешествие

Здравствуйте, друзья. Одно дело проехать через всю страну на поезде. Это влетит в копеечку, но в принципе доступно. Другое дело — прокатиться на корабле по северным морям. Если у вас имеются лишние десятки тысяч долларов, то можно отправиться в незабываемый и крайне любопытный тур.

Статья в тему:  Сколько действует оплаченная госпошлина в суд

Северный морской путь — кратчайший из Европы на Дальний Восток. Значительно короче южного. Это прекрасно видно на карте. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14 тысяч км. А через Суэцкий канал целых 23 тысячи км. Иностранные суда не могут проехать по СМП без разрешения российских властей.

Заявку нужно подать заранее за 45 дней. При одобрении на корабль необходимо присутствие российских лоцманов. Как такое могло случиться? Американцы недовольны. Тут сразу вспоминаются слова государственного деятеля США мадам Олбрайт, которая заявила:

Ни о какой мировой справедливости не может быть речи, пока такой территорией как Сибирь, владеет одна страна.

Просмотрела интернет, изучила вопрос по стоимости туристической поездки . Туристов по СМП стали возить с 2014 г. Отправиться в тур можно два раза в году на лайнере ледового класса «Академик Шокальский» .

В 2021 г круиз пройдет с 16 августа по 11 сентября. Экспедиция продлится 27 дней. Пункт отправления — Анадырь — самый восточный город России на Чукотке. Вы должны прибыть туда сами. Перелёт до точки отправления в стоимость не входит.

Судно вмещает 54 туриста и 30 человек обслуживающего персонала. В анонсе написано, что в Анадырском залива вы увидите китов, моржей и белых медведей. На третий день высадитесь на острове Итыгран, где увидите «Китовую аллею» из костей гренландских китов, датируемую 14-16 веками.

На четвёртый день вы окажетесь в крайней восточной точке России — мысе Дежнёва. С 6 по 8 день будете посещать остров Врангеля, который является заповедником. Там можно узреть овцебыков, полярных сов, песцов. Белые медведицы предпочитают именно там рожать медвежат.

Также посетите Медвежьи и Новосибирские острова, Землю Франца-Иосифа, пройдете по всем северным морям. Конец путешествия — город Мурманск. По мнению британского агентства Wanderlus тур входит в двадцатку интереснейших круизов мира. Сколько же стоит удовольствие прокатиться в круизе? Путёвку предлагают множество агентств. Вот скрин одного из них. Порядок цифр везде примерно одинаковый. Цена указана на одного человека.

Мы видим, что стоимость сильно зависит от типа каюты. И колеблется от $21,9 тысяч до $29,9 тысяч. Умножила на сегодняшний курс доллара, получается от 1 млн. 644 тыс. рублей до 2 млн. 251 тыс. рублей. Сюда не включены портовый сбор $500, страховка, напитки, прачечная. Также предлагается ещё один круиз в обратном направлении из Мурманска в Певек. Он значительно короче и длительностью 19 дней. Стоит несколько дешевле $13 900- 17900.

На одном сайте я обнаружила информацию, что все 54 места круиза из Анадыря в Мурманск раскупаются сразу. Чуть ли не в один день. Действительно, тур чрезвычайно интересный. И если есть лишние деньги и немаленькие, то можно потратить их на незабываемую поездку. Мне такое приключение не по карману. Увы!

Статья в тему:  Где находятся морские суда

Через какие моря проплывают суда из владивостока в мурманск

На повестке дня России — освоение Арктики, в частности — развитие транспортного коридора «Северный морской путь». Это настолько важно для страны, что Минвостокразвития недавно переименовали в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктической зоны. Очевидно, что внимание правительства к проблемам освоения Арктики пойдет в плюс всему Дальнему Востоку, и Приморью, в частности. Первой финансовой «ласточкой» стал госзаказ на атомный ледокол «Лидер», который будут строить на судоверфи «Звезда» в Большом Камне.

Владивосток — Санкт-Петербург

Что такое Северный морской путь? Наверное, каждый образованный человек слышал сочетание этих слов, но мало кто вдавался в детали. Попробуем разобраться.

Итак, Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. В судоходстве Северный морской путь определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». В более широком смысле Северный морской путь связывает незамерзающий порт Мурманск с портом Провидения и Владивосток с Санкт-Петербургом.

Доподлинно неизвестно, когда люди делали первые попытки двигаться морем с запада на восток. Но уже в 13-м веке поморы преодолевали большие участки по морю на своих кочах, а с середины 16-го века мореходы осуществляли плавания не только в европейской, но и в азиатской части северного побережья России. История государственного освоения этого тернистого ледового пути уходит своим корнями к Ломоносову. Да-да, именно Михайло Ломоносов, великий русский ученый, сам выходец из Архангельска, первым предложил использовать морские дороги поморов для государевых нужд. По его инициативе была организована первая экспедиция В. Чичагова для «поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку».

Однако первое сквозное плавание по Северному морскому пути удалось совершить только в 1878-1879 годах — экспедиция А. Норденшельда с одной зимовкой по пути достигла берегов Чукотки. В 1914-1915 из Владивостока в Архангельск, в обратную сторону, Северным морским путем прошла гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».

В 1919 году, уже при советской власти, был создан Комитет Северного морского пути. Основной задачей первых полярных экспедиций революционной России стала доставка товаров, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление границ и установление советской власти на Севере. В 1932 году, в рамках Второго Международного полярного года, была организована экспедиция на ледокольном пароходе «А.Сибиряков». Судну с большим трудом удалось пройти за одну навигацию путь от Архангельска до Берингова пролива. Именно по результатам плавания «А.Сибирякова» было принято решение о создании новой специальной организации — Главного управления Семорпути (ГУ СМП или Главсевморпуть). С этого момента началось планомерное освоение главной северной трассы страны.

Внимание государства к развитию Северного морского пути понятно. За полярным кругом располагается более 20% территории России. В районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти. Нефтегазовый потенциал оценивается в объеме более 100 млрд тонн — 30% мировых запасов нефти и газа. В береговой зоне и на шельфе северных морей сосредоточены огромные запасы природных ресурсов (газ, нефть, цветные металлы). Здесь добывается основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов.

Статья в тему:  Суд присяжных как стать

В целом российский Север — это мощный резерв развития России в XXI веке. Освоение ресурсов недр арктического шельфа позволит получить значительный мультипликативный эффект через развитие смежных отраслей промышленности, прежде всего высокотехнологичных отраслей машиностроения и транспорта. Главным условием освоения российской Арктики является опережающее развитие арктической транспортной системы. Важнейшее значение из всех видов транспорта имеет арктическая морская транспортная система, обеспечивающая перевозки по Северному морскому пути.

Часть национальной политики

Объективно, золотое время развития российской Арктики приходится на времена СССР. Тогда один за другим строились ледоколы — только атомных ледоколов в советский послевоенный период было построено семь. Первый из них — «Ленин» — начал работать на трассе СМП в 1960 году.

После развала Союза ситуация на арктическом побережье заморозилась. И только сравнительно недавно Россия начала интеграцию Севморпути в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евро-Азиатского транспортного коридора. И сразу же натолкнулась на столкновение интересов. Ведь Арктика — важнейший стратегический регион не только для арктических государств — России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Прежде всего, эти страны привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

Существует ли альтернатива Северному морскому пути? Конечно. Это транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше. Так что выгоды для транспортировки грузов, даже если учесть необходимые для проводки судов во льдах ледоколы, очевидны.

Северный морской путь сегодня постепенно превращается в торговый маршрут с большими перспективами. А это значит — надо строить ледоколы. Особенно учитывая тот факт, что большинство судов, ныне работающих в Арктике, еще советской постройки и сроки эксплуатации большинства, мягко говоря, вышли.

Cегодня вопросы инфраструктуры Северного морского пути находятся в ведении Росатомфлота, подразделения Росатома. Именно этому ведомству поручено провести масштабную работу по модернизации атомного флота России.

— В Приморье, по заказу Росатома, будет строиться уникальный атомный ледокол «Лидер», который способен преодолевать толщину льда в 4 метра, — комментирует ситуацию адмирал Константин Сиденко, возглавляющий ныне ДВЦ «ДальРАО» — структурное подразделение Госкорпорации Росатом. — Сейчас ледоколы класса «Арктика» справляются со льдами в два метра, и это уже очень большое достижение. Возможность проходить через четырехметровые льды позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Кроме того, «Лидер» должен оставлять за собой расчищенную полосу воды шириной более 40 метров. Таким образом, атомоход сможет проводить через Севморпуть караваны торговых судов. Строительство атомных ледоколов будет вестись на верфи «Звезда» в Приморье.

Статья в тему:  Когда заработают суды в украине

Такого качества судов, как «Лидер», в России, да и во всем мире, пока что нет. Процесс разработки документации атомного ледокола будет завершен к середине 2020 года, после чего на верфи «Звезда» смогут начать его сооружение. Масштабный проект обеспечит рабочими местами несколько сот человек на несколько лет вперед. Всего в Приморье будет построено три атомных ледокола такого класса.

Сооружение атомохода «Лидер» — личное поручение президента Владимира Путина. Разработкой проекта будет заниматься петербургское ЦКБ «Айсберг». В настоящий момент на базе Крыловского научного центра в Санкт-Петербурге стартовали испытания модели атомного ледокола.

«Лидер» относится к сверхмощным атомным ледоколам, разработка проекта началась в 2016-м году. Известно, что длина судна составит 209 метров, ширина — 47,7, высота — 20. Ледокол будет снабжен силовой ядерной установкой мощностью 120 МВт, которая позволит ему больше восьми месяцев не заходить в порт.

Полагаем, прорыва в развитии Северного морского пути ждут не только монстры российского бизнеса, но и достаточно рядовые компании, приморские, в том числе, завязанные на перевозках рыбы и топлива.

— Несколько лет назад я работала в компании «Северо-Восточное морское пароходство», и наш бизнес был напрямую связан с поставками через СМП, — говорит Ольга Кантышева, представитель компании «Транзит-ДВ». — На тот момент инфраструктура Севморпути была неразвита. Все было построено еще во времена советской власти. Это при том, что основными пользователями СМП являются компании, занимающиеся добычей нефти, газа, никеля. Но даже им не потянуть строительство атомных ледоколов, о которых сегодня идет речь. Это здорово, что государство взялось за такие долгосрочные проекты.

Главный по Арктике

Потенциал российских северных территорий должен стать одним из драйверов экономики, а потому в ближайшие годы арктические проекты могут получить особый статус. — Арктике нужны льготы и налоговые каникулы на все! — заявил в недавнем интервью «Интерфаксу» полпред президента по ДФО Юрий Трутнев, который некоторое время назад возглавил Государственную комиссию по Арктике. Напомним, вице-премьер также курирует Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. То есть, Юрия Трутнева можно считать главным арктическим чиновником страны.

По словам полпреда, главное, с чего надо начинать — повысить на арктических территориях качество жизни людей. В Арктике сегодня проживают 2,4 млн человек. Все они должны иметь нормальные условия для жизни, работы, обучения детей, достойное медицинское обслуживание.

— Чтобы улучшать жизнь людей, нужна своего рода экономическая ось, вокруг которой можно было бы построить развитие арктической территории, — подчеркнул Юрий Трутнев. — Такой экономической осью может стать Северный морской путь, поэтому сейчас на первый план выходят вопросы реализации инвестиционных проектов на севере, обеспечения грузами Севморпути.

На вопрос — может ли быть выполнена задача роста к 2024 году грузооборота по Севморпути до 80 млн тонн, главный по Арктике ответил так:

— Пока ясно одно — эта задача должна быть выполнена, но она потребует значительных усилий. Теми проектами, которые сегодня реализуются, Севморпуть до обозначенных объемов не загружается, нам нужны еще проекты. И мы их обязаны найти, поддержать, помочь воплотиться в жизнь. Однако для начала надо сформулировать модель управления и систему преференций. Создать общее управление процессом привлечения инвестиций в арктический регион, чтобы они были выгодными, надежными, обеспечить поддержку каждому проекту. Только тогда можно будет понять, когда и сколько груза каждый проект может дать Севморпути. В Арктике надо создавать единую систему преференций для всех новых реализуемых инвестпроектов. Режим налоговых каникул может стать базовым предложением по Арктике. Кроме того, обсуждается механизм налогового вычета по вложению в геологоразведку, и еще много всего другого. Но давайте дождемся окончательного одобрения предложений.

Статья в тему:  Кто может быть заинтересованным лицом в суде

Полпред Трутнев особо подчеркнул, что роль государства в Арктике должна быть системной.

— С четким пониманием, что без государства, только за счет частных инвестиций, освоить Арктику невозможно. Слишком сложные условия, фактически полное отсутствие инфраструктуры, трудности с трудовыми ресурсами, и еще очень и очень много проблем. Но будем стараться! — оптимистично заявил полпред.

Фото ТАСС, Александра САФРОНОВА и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)

Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?

Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.

Маршрут Северного морского пути

Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.

Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км. Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан. Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!

Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.

В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.

Статья в тему:  Кто может поддерживать обвинение в суде

История освоения Северного морского пути

Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.

Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.

Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут. Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали. Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.

Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.

Экспедиции по Северному морскому пути

До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.

Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено. Например, в ближайшую экспедицию по Северному морскому пути, которая состоится в августе 2021 года, сможет отправиться только 100 человек (по 50 на каждый проход). Если вы всегда мечтали увидеть за одну поездку всю Арктику и пройти легендарным маршрутом, то стоит поторопиться!

Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:

  • главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
  • гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
  • заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
  • старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
  • самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.
Статья в тему:  В чем отличие мирового суда от районного

Вся поездка займет 27 дней. Причем отправиться в нее можно как из Анадыря в Мурманск, так и на обратном пути из Мурманска в Анадырь. Сопровождать группу будут профессиональные гиды и ученые. Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включает научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона. В свободное время на корабле туристы могут отдыхать в лаунж-зоне, баре или библиотеке.

Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:

Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?

У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.

Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи. И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.

Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.

Поразительно — Россия, омываемая морями и океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы». Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод. Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов 1 , первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» .

Изменилось ли сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад 2 . Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет 3 .

Статья в тему:  Кто оплачивает адвоката в суде

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде» 4 .

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Перспективы использования Северного морского пути

По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов 5 . Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь. Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль. Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.

Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий. Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена. При этом трудно представить чтобы сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.

Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе. (Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.

Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км. Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал. Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.

Статья в тему:  Какие дела рассматривают суды шеффенов

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов.

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль 6 ) льды покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Статья в тему:  Сколько действует оплаченная госпошлина в суд

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах , что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты , Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», « обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.

1 «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану.» (1762-1764)

2 Свободная Пресса, 14 августа 2013, Николай Чеховский, «Китай оседлал Севморпуть».

3 Арктический и Антарктический НИИ, Национальный центр данных о снеге и льде США.

5 Твоя Арктика. Выпуск №7. «Для возрождения Северного морского пути России потребуется около 10 лет».

6 В 2014 году период навигации длился с августа по октябрь, а это на месяц дольше, чем в предыдущие периоды. – Сообщает Арктик TV. Arctic TV

Источники:

http://masterok.livejournal.com/7334970.html

http://zen.yandex.ru/media/priroda_severo_zapada/uznala-skolko-stoit-kruiz-po-severnomu-morskomu-puti-vhodiascih-v-top20-kruizov-mira-nedeshvoe-vyhodit-puteshestvie-6084f50a7b54072a76de1efa

Морем из Владивостока в Санкт-Петербург. Севморпуть — атомный вектор экономики Приморья

http://www.russiadiscovery.ru/news/severnyi_morskoi_put/

http://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector