1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чрезвычайный суд что такое

Содержание

Судебная система РФ: создание чрезвычайных судов

В РФ правосудие уполномочен осуществлять только суд. Система судопроизводства устанавливается в федеральных законах и в Конституции РФ. В Конституции судебная власть рассматривается как разновидность государственной власти, которую суды осуществляют самостоятельно, независимо от воли органов исполнительной или законодательной власти. Суды считаются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие. Создание иных органов для свершения справедливости, в том числе чрезвычайных судов, в РФ является противозаконным.

Судебная власть в Российской Федерации

В Конституции гарантирована монополия судов в вопросах осуществления правосудия. В свою очередь, правоохранительная или правоприменительная деятельность возложена на органы исполнительной власти. Такое ограничение функций называется «принцип разделения властей», он действует во избежание заинтересованности других инстанций в исходе судебных дел и для обеспечения справедливого правосудия. Судебная власть является независимым и самостоятельным структурным элементом системы государственного управления. Однако судебные органы тесно взаимодействуют с органами исполнительной и законодательной власти.

Субъектами судебной власти являются все судебные учреждения, которые входят в систему судопроизводства.

Законодательная база судопроизводства в РФ

Главным законом, который обеспечивает верховенство права в судебной ветви власти, считается Конституция РФ. В ней описаны полномочия судов как органов обеспечения правосудия согласно принципу разделения власти. Также определены четыре вида судопроизводства: уголовное, конституционное, гражданское и административное.

А также в Главном государственном законе содержится прямой ответ на вопрос о том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ. Нет, не допускается. Их деятельность противоречит нормам Конституции, где описаны гарантии каждого гражданина на первичные права и свободы, в том числе на честный суд и справедливость.

В Конституцию не включен полный перечень судов, в ней названы только три высших органа судебной власти: Верховный суд, Конституционный суд и Высший Арбитражный Суд.

Закон о судебной власти РФ является основным источником регулирования судебной системы. Он содержит полный перечень судов, их обязанности и компетенции. Все остальные государственные акты могут только дополнять статью Закона, но не противоречить им.

Статья в тему:  Свідок у суді з якого віку

Деятельность судов разной юрисдикции регулируется Законом о Конституционном суде, Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Семейным, Гражданским, Трудовым, Земельным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях.

Закон о статусе судей разбирает принципы их избрания, их обязанности и компетенции.

Судебная система РФ

Конституционный суд осуществляет исключительно конституционное судебное производство, то есть решает дела об изъяснении норм Конституции, о внесении поправок в основной закон.

Суды общей юрисдикции возглавляются Верховным судом, рассматривают гражданские, административные, уголовные иски.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам, возглавляются Высшим Арбитражным судом. Арбитражные суды, в свою очередь, подразделяются на апелляционные, рассматривающие дело во второй раз по сути, и кассационные, рассматривающие законность решения суда общей юрисдикции.

Также в судебную систему РФ входят третейский и международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.

Чрезвычайные суды, их особенности и задачи

Чрезвычайные суды – это органы судебного производства особой категории, которые создаются в исключительных исторических обстоятельствах: при войнах, революциях, государственных переворотах, а также в период действия чрезвычайного или военного положения. В современное время создание чрезвычайных судов недопустимо в Конституциях большинства демократических государств мира, даже в чрезвычайных условиях. Хотя истории известны случаи создания чрезвычайных судов и в мирное время.

По сути, такие суды имеют совершенно особую правовую, вернее антиправовую направленность. Ключевая функция судопроизводства – правосудие, и эта юридическая истина, так или иначе, прописана в конституциях всех демократических государств. А оправдания, наказания, компенсации – это уже сфера деятельности исполнительных органов власти. В чрезвычайных судах весь их правомочный функционал упрощен, если не сказать, доведен до примитива.

Во-первых, суть создания чрезвычайных судов в РФ в прошлые века состояла в наказании, а не в правосудии. В этих судах не действовала презумпция невиновности, и тем более обвиняемые не имели права на юридическую защиту или апелляцию.

Во-вторых, такие суды объединяли функции вынесения приговора и, собственно, выполнения приговора – наказания. Именно карательный характер их деятельности и предшествовал тому, что принцип запрета создания чрезвычайных судов теперь прописан в Конституции РФ – главном документе государства, а именно в статье 118.

Чем чрезвычайные суды отличаются от специальных

Ни в коем случае нельзя смешивать чрезвычайные суды со специальными. Создание чрезвычайных судов в РФ противозаконно и противоречит нормам Конституции. Но создание специальных судов — это нормальная практика в нашей стране, в ее федеральных округах и в других государствах. В специализированных судах рассматривают дела, которые не подпадают под рассмотрение в судах общей юрисдикции. Они действуют на постоянной основе, а не создаются в форс-мажорных обстоятельствах как чрезвычайные.

Система специального судебного производства в нашей стране только внедряется, но мировой опыт в этом является достаточно успешным. Сегодня в России создается Специализированный суд по правам на интеллектуальную собственность. Также специальные суды могут рассматривать дела по обвинению несовершеннолетних.

Специальные суды организационно обладают полной независимостью. Надзорный орган для этих инстанций – это Верховный Суд. Финансирование деятельности этих судебных организаций обеспечивается федеральным бюджетом.

Исторические примеры чрезвычайных судов

Чрезвычайные суды на некоторых отрезках истории перенимали функции военно-полевых. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации допускалось и было объявлено в местностях, которые находились в военном положении. В 1906–1907 гг. их ввели в 82 губерниях.

Статья в тему:  Какой суд рассматривает международные споры

Суды состояли из председателя и членов суда (от трех до пяти). Состав суда назначал начальник гарнизона из строевых офицеров по приказу губернатора или генерала. Естественно, ни о каком нейтралитете судей и присяжных речь не шла.

Судебный процесс был быстрым, и ему не предшествовало никакое предварительное расследование. Роль обвинительного приговора играл акт о предании суду. Его подписывал командир военной дивизии. Он же мог и помиловать преступника. Исполнение приговора в основном осуществлялось через публичное повешение.

Позднее в чрезвычайных судах было введено право на применение каторги. Естественно, в таких условиях размышлять об отсутствии презумпции невиновности или нейтралитета судей не приходилось.

Еще одна волна создания чрезвычайных судов прошла в 30-х годах, в период чисток. Суды назывались «Тройками», подчинялись Народному комитету внутренних дел. Ключевой их функцией было не осуществление правосудия, а утрамбовка режимного порядка путем чисток среди несогласных. Итого с 1 октября 1936 года по 1 ноября 38-го «Тройками» был арестован (репрессирован) 1 565 041 человек. 50 % всех арестованных были расстреляны.

Тех «преступников», которых считали «менее активными, но все же враждебными элементами», приговаривали к лагерям на срок от восьми до десяти лет, а в случае неповиновения расстреливали.

Согласитесь, история сделала нашей стране внушительную прививку. Этого опыта хватило, чтобы запретить создание органов подобного извращенного судебного устройства на веки вечные.

Но не нужно считать, что создание чрезвычайных судов допускалось только в РФ, такие зверские инстанции имели место почти в каждой стране, устраивались на пути к правовому и сознательному общественному порядку.

Еще один пример антигуманного правового порядка имел место в США после Гражданской войны, назывался суд Линча или линчевание. Обычно без суда и следствия человека, которого заподозрили в нарушении общественного порядка, приговаривали к повешенью и приводили приговор в действие среди уличной толпы. Эта мера применялась к чернокожему населению и была частью своеобразного расового геноцида. Это не событие, которое принадлежит «седой» истории, последний суд Линча состоялся в 1981 году в Алабаме.

Причины и предпосылки создания чрезвычайных судов

Несмотря на то что система чрезвычайного судейства была извращена, доведена до абсурда, стала одним из видов преступлений против человечества, само ее создание в некоторых исторических обстоятельствах было логично и оправдано. Ведь чрезвычайные положения, войны и катастрофы не создают обстоятельства, изолированные от преступлений любого рода. Наоборот, в такие периоды социального провала почва для реализации преступных намерений благодатна, как никогда. Когда органы государственного управления были не способны в полной мере осуществить свои функции, создание в РФ чрезвычайных судов допускалось и казалось неплохим выходом.

Абсолютно несложно понять логическую необходимость такого судопроизводства в историческом контексте. Таким образом государственная власть пыталась обеспечить справедливость и некое подобие правовой защиты для слабых граждан.

Характер правосудия в чрезвычайных судах

Судебное заседание в чрезвычайном суде носит закрытый характер, состав судебных заседателей упрощен. Чаще всего состоит только из судьи, эту роль исполняет военный командир или глава общины и коллегия присяжных (до пяти человек).

Экстренное и предвзятое течение такого процесса несовместимо с современными понятиями о нейтралитете судей и присяжных.

Такие суды действовали по собственным законам справедливости, вне компетенции норм уголовного или административного права.

Учитывая, что правовой процесс в чрезвычайных судах проходит вне норм юрисдикции или уголовного законодательства, решения его не имеют законной силы, но носят принудительный характер и не оставляют подсудимому права на оправдание или защиту интересов.

Статья в тему:  Как не платить деньги по решению суда

По сути, хоть такие инстанции и перенимают функции судов, таковыми они не являются. Они отыгрывали роль своего рода «государственных банд», которые чинили суд или даже самосуд, не сохраняя нейтралитет.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Нет. В Конституции РФ содержится прямой запрет на создание таких судов. Более того, в современном демократическом обществе любая логика создания этого вида судебных инстанций отпала. Суды – единственные инстанции, уполномоченные осуществлять правосудие. Сеть их в каждом федеральном округе позволяет рассматривать дела об обвинении каждого преступника, даже в случаях чрезвычайного положения по законам демократического общества.

Из-за кардинально неудачной судебной практики в 30-х годах сегодня запрещено создание в РФ чрезвычайных судов. Допускается только избрание в округах мировых судей. Однако их избранию также предшествуют дебаты и внесения поправок в Закон о судебной власти. Знаменитые «Тройки» НКВД, по сути, никогда не были органами правосудия, потому что ничего общего с ним их деятельность не имела.

Различались краевые, областные и республиканские «Тройки». Они часто выносили приговор заочно, без присутствия обвиняемого, нивелируя таким образом любую возможность подсудимого оправдаться. Составляли предварительные списки обвиняемых, разыскивали их, добивались признания и приговаривали. Добивались признания – в самом буквальном смысле «добивали» путем нечеловеческих пыток.

Решения «Троек» обжалованию не подлежали, обвинительные приговоры были заключительными документами. В государственных архивах сохранилось много протоколов подобного судебного процесса.

Эволюция и деградация чрезвычайного судопроизводства

В истории почти каждой страны имело место создание чрезвычайных судов. Возможно, по причине горького исторического опыта чрезвычайного судопроизводства сегодня не допускается создание чрезвычайных судов в демократических государствах.

На заре создания государственных общин и элементарных социальных границ практически весь суд по логике заседания был чрезвычайным. Семейные, материальные и другие споры приходили разрешать к правителю, он мирил спорящих, решал спор и осуществлял правосудие. В разных областях такую роль играли главы администраций, церковные владыки и т. д.

Судебная система в отдельную, независимую категорию власти была отнесена уже после VIII века.

С развитием судопроизводства чрезвычайные суды выполняли и функции военно-полевых судов. Они действовали за пределами норм административного и уголовного законодательства. Судопроизводство, в свою очередь, было упрощено, а гарантии защиты подсудимых практически отменены.

Такие суды создавались, чтобы наказывать военных и гражданских преступников, которые обвинялись в убийствах, грабежах, разбоях, насилии и других тяжких преступлениях. Если очевидность преступления не оставляет сомнений, как и личность преступника, необходимость в дополнительных расследованиях отсутствует, естественно, преступник должен быть наказан. Но в условиях чрезвычайного или военного положения собрать судебное заседание по форме, с представителями обвинения и защиты очень затруднительно. В таких случаях преступников отдавали под суд в чрезвычайных судах. Чаще всего такие суды осуществлялись в местных органах власти и состояли, например, из главы администрации, военного начальника и группы высокочтимых, непредвзятых горожан.

Практика создания чрезвычайных судов, возможно, выглядит логично в условиях войн или террористических атак. Но как и каждая легкодоступная форма власти, чрезвычайное судопроизводство очень скоро стало предметом злоупотребления. Оно из органов грубоватой и недемократичной справедливости превратились в карательные инстанции, где некая группа судебных активистов сочиняла самосуд или убирала людей, которые не повиновались. Громкие примеры: знаменитые «Тройки» НКВД, суды Линча, Феодальные собрания Франции, трибунал в Болгарии и т. д., которые не имели ничего общего с судебными органами в современном понимании, преследовали только идеологические и карательные цели.

Что такое суд и зачем он нужен

Судом называется государственный орган власти, куда граждане обращаются в целях восстановления своих нарушенных прав. Это то же самое, как Вы отправляетесь к стоматологу с зубной болью либо в университет для получения высшего образования.

Статья в тему:  В каких случаях суд прекращает производство по делу

Граждане обращаются в суд для разрешения спорной ситуации. При этом не имеет значения, какой это спор: ФНС обвиняет Вас в неуплате НДФЛ, родственница претендует на бабушкино наследство, клиент не оплачивает сайт либо в магазине не оформляют возврат товара достойного качества.

Задача судебного органа – определить правую сторону и четко обозначить действия истца и ответчика.

Когда следует обращаться в судебный орган?

Для обращения в судебный орган необходимы 3 условия: — Вы уверены в нарушении Ваших прав; — нарушивший Ваши права не желает исправляться либо не считает себя виновным; — договориться не получается.

Мне самостоятельно обращаться в судебный орган? Когда в деле начнет участвовать прокуратура?

Если спор является частноправовым, иными словами, касается интересов двух равных лиц – долга по договору, наследства, аренды, возврата купленного товара, возмещения морального ущерба, неправомерного увольнения, — прокуратура не имеет к делу никакого отношения. Судебный орган возбуждает дело на основании Вашего иска. Это заявление подается Вами либо Вашим представителем. Название этого процесса – исковое производство.

Прокурор инициирует судебный процесс по уголовным. В этих разбирательствах истец и ответчик отсутствуют. Имеется государственный обвинитель – прокурор — и обвиняемый.

Я – индивидуальный предприниматель, желающий подать в суд на компанию-заказчика. В какой судебный орган мне подавать заявление?

В РФ множество судов. Каждый имеет конкретную специализацию либо закреплен за некоторой территорией.

Если Вы – индивидуальный предприниматель, желающий судиться с юридическим лицом, подавайте заявление в арбитражный орган. Для понимания того, в какой именно суд нужно обращаться, сперва просмотрите договор.

Если в нем обозначен определенный судебный орган, Вашим разбирательством будет заниматься именно он. К примеру, в договоре может быть указан московский Арбитражный суд.

Если в документе такой отметки нет, необходимо подавать заявление в арбитражный судебный орган региона, где зарегистрирована компания-ответчик.

Как правило, заявление подается в судебный орган по месту нахождения ответчика. Если иск к компании – по месту ее юридического адреса.

Мы обращаемся в московский Арбитражный суд. Какие наши действия?

Сперва нужно направить претензию с указанием всех требований. Если в договоре не указано иное, Вы обязаны предоставить ответчику 30 суток на ответ. Подтверждение направления претензии и соблюдения срока необходимо предоставить в судебный орган как приложение к исковому заявлению. В противном случае Вам его вернут либо не будут рассматривать.

После этого подавайте в судебный орган иск, подписанный Вами либо Вашим представителем.

В иске должны быть описаны требования к ответчику с указанием законодательства, обстоятельств, являющихся основанием для них, а также доказательства Вашей позиции. Если спор связан с деньгами, в заявлении нужно отобразить расчет суммы взыскания, стоимость иска и расчет государственной пошлины.

Заявление подается по почте заказным письмом с перечислением вложений и уведомлением о доставке либо передается в судебную канцелярию. Другой вариант подачи заявления – в электронном виде через систему “Мой арбитр” после предварительной регистрации в ЕСИА на сайте Госуслуг. Это обеспечит автоматическое заверение скана-копии заявления простой электронной подписью, вот почему подавать иск должен тот, кто поставил подпись в личном кабинете. Оригинал заявления не потребуется, а оригиналы документов-доказательств нужно иметь при себе на заседании: суд может попросить показать их.

Статья в тему:  Для кого обязательно решение конституционного суда российской федерации

Прежде чем подавать заявление в арбитражный судебный орган Вам нужно отправить его копию и приложения к нему всем участникам дела. Оригинал квитанции об отправке необходимо прикрепить к иску либо предоставить на предварительном слушании.

Детальная информация о написании, оформлении заявления, приложениях к нему – в следующем материале.

Какова длительность процесса?

На это влияют сложность дела и активность его участников.

Как бы то ни было, после подачи иска в судебный орган начинается заседание: сперва предварительное (в органах общей юрисдикции – собеседование), потом основное.

Судебный орган может вынести постановление на 1-м основном заседании, а может несколько раз откладывать рассмотрение материалов в случае предоставления сторонами дополнительных доказательств и документации. При этом дело может быть отложено на 7 дней, а может и на 30: у судебных органов имеется определенный график, куда необходимо внести рассмотрение Вашего разбирательства.

Какова стоимость?

Многое определяется сложностью разбирательства и тем, какой судебный орган занимается его рассмотрением. Как бы то ни было, в стоимость дела входят государственная пошлина и юридические услуги, привлеченных юристов.

Подавая заявление, необходимо оплатить государственную пошлину. Если Вы – ответчик, пошлину платить не надо, однако в дальнейшем с Вас могут ее взыскать в случае проигрыша дела. Если разбирательство связано с деньгами, государственная пошлина пропорциональна стоимости заявления, иными словами, взыскиваемой сумме с неустойками и процентами.

Размер и формула для расчета государственной пошлины в различные судебные органы регламентируются НК РФ, однако для удобства расчета лучше делать это на сайте органа, в который подается иск.

В несколько раз больше нужно будет заплатить юристу. Издержки на его услуги могут быть очень разными. Как и государственную пошлину, с проигравшей стороны можно взыскать эту статью издержек.

Юридические услуги обязательны?

На это влияет сложность дела. Зачастую бывает сложно даже понять, что прописано в законодательстве. Если Ваша позиция не сулит выигрыша, законодательство необходимо не просто разобрать, но и истолковать выгодным способом, приложив множество доказательств.

Если Вы уверены, что сможете составить заявление, выразить свою позицию, раздобыть доказательства, определиться с тактикой, достойно выступить на заседании, — смело действуйте.

Однако нужно помнить, что суд – это не только исковое заявление. Это еще и письменные ходатайства, заявления, жалобы, которые подаются и оформляются в определенном порядке. Основанием для всех требований и процессуальных действий должны быть правовые нормы.Если Вы оплатили юридические услуги, правом и всеми бумагами будет заниматься профессионал.

Какова вероятность выигрыша?

Каждый юрист ответит: для начала требуется изучение материалов дела. На исход спора оказывают большое влияние доказательства.

Действия судебных органов должны соответствовать законодательству. Иными словами, рассматривая дело, суд должен объективно оценить доказательства сторон, выяснить, нарушалось ли право, вынести постановление, основанное на правовых нормах, а не на том, кто лучше выступал, как справедливо или этично.

Требование возмещения морального вреда в 1 млн $ правомерно?

Требовать Вы можете столько, сколько хотите. Однако не факт, что через суд удастся взыскать эту сумму с ответчика. Актуальные законы не ограничивают размер компенсации морального ущерба. Судебный орган выносит решение по своему усмотрению.

Определяя размер компенсации морального ущерба, судебный орган учитывает степень вины ответчика, уровень и особенности физических и моральных страданий потерпевшего, принципы разумности и справедливости.

Иными словами, суд по своему усмотрению устанавливает размер компенсации морального ущерба исходя из обстоятельств спора. Вот почему важно объяснить суду, за что Вам должны выплатить 1млн $ и на каких основаниях.

Статья в тему:  Срок исковой давности по кредиту что говорить в суде

Какова форма судебного постановления? Как его выполнит ответчик?

На заседании суд устно огласит резолюцию – итоги об удовлетворении иска либо об отказе в этом полностью или частично. Кроме того, станет известно, кто и как возместит судебные издержки, огласят срок и условия обжалования судебного постановления. Позже суд вынесет окончательное постановление.

Спустя месяц документ вступит в законную силу, и ответчик должен будет без промедления исполнить решение. За эти 30 дней он может его обжаловать.

При взыскании с ответчика неустойки у суда можно попросить о взыскании по день исполнения постановления. Иными словами, все то время, пока ответчик не оплачивает Вам долг по договору, на него будет начисляться неустойка.

В случае неисполнения судебного постановления Вам необходимо получить исполнительный лист и подать заявления в службу судебных приставов-исполнителей. Принудительно исполнять судебное постановление будут именно они: арестуют банковские счета ответчика, конфискуют в счет долга его собственность, выставят на продажу.

Как я понимаю, суд – орган, рассматривающий дела, любящий формальности и решающий все по закону. Что-то можно добавить?

Суд – орган власти, но постановления выносят люди. Вот почему Вы должны стремиться убедить судью в своей правоте.

Ему нужна ясная и четкая позиция. Все доказательства нужно обосновать и разжевать, как ребенку.

Даже хорошее форматирование документа играет большую роль. Судье будет удобно читать не сплошной, а разделенный на абзацы текст с обозначенными тезисами. Текст должен читаться по диагонали. Значимую роль играет даже Ваше поведение по время заседания. все статьи

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Что такое чрезвычайное судопроизводство? Где та грань, за которой введение упрощённого порядка становится практически неотличимым от создания чрезвычайного суда? (Часть 2).

Между тем развитие упрощённых процедур в уголовном судопроизводстве не было какой-то генеральной линией. Очевидно, что двенадцать присяжных в крестьянской стране в неурожайный год могли дискредитировать идею правосудия не меньше, чем пренебрежение процессуальными нормами во время следствия. И в государстве искали границу, за которой упрощённое производство могло принести больше вреда, чем пользы.

Например, принятые УПК Узбекской ССР 1929 г. и УПК Туркменской ССР 1932 г оказались меньше по объёму и менее детализированы, чем процессуальные кодексы 1923 года. В их основу легли проекты УПК, разрабатывавшиеся и опубликованные Народным комиссариатом юстиции РСФСР.

Но в РСФСР эти проекты законом так и не стали.

Позднее в предисловии к официальному изданию УПК Туркменской ССР в 1938 г. отмечены недостатки кодекса 1932 г., вытекавшие из его чрезмерной краткости, объясняемой устранением из его текста всего, что ранее считалось «процессуальной техникой».

Через какое-то время это явление назовут упрощенчеством. Оно существовало и в законодательстве, и в правоприменении, но с ним боролись.

В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 04 мая 1933 г. отменяется заочное производство.

8 мая 1933 года принимается Инструкция ЦК ВКП(б) и СНК СССР № П-6028, которая содержала как критическую оценку положения на местах, так и оргвыводы. О правоприменении было сказано прямо: «…Арестовывают председатели колхозов и члены правлений колхозов. Арестовывают председатели сельсоветов и секретари ячеек. Арестовывают районные и краевые уполномоченные. Арестовывают все, кому только не лень и кто, собственно говоря, не имеет никакого права арестовывать. Не удивительно, что при таком разгуле практики арестов органы, имеющие право ареста, в том числе и органы ОГПУ, и особенно милиция, теряют чувство меры и зачастую производят аресты без всякого основания, действуя по правилу: «сначала арестовать, а потом разобраться». Эти товарищи не понимают, что метод массовых и беспорядочных арестов, если только можно считать его методом, в условиях новой обстановки даёт лишь минусы, роняющие авторитет советской власти, что производство арестов должно быть ограничено и строго контролируемо соответствующими органами, что аресты должны применяться лишь к активным врагам советской власти».

Статья в тему:  Что должен делать свидетель в суде

Инструкция требовала, чтоб аресты производились только органами прокуратуры, ОГПУ или начальниками милиции. Следователи могли производить аресты только с предварительной санкции прокурора. Аресты, производимые нач. милиции, должны быть подтверждены или отменены районными уполномоченными ОГПУ или прокуратурой по принадлежности не позднее 48 часов после ареста. В качестве меры пресечения могут быть заключаемы под стражу до суда только лица, обвиняемые по тяжким статьям.

К слову: эта же инструкция предписывала всем осуждённым по суду до 3 лет заменить лишение свободы принудительными работами до 1 года, а остальной срок считать условным. Осуждённых на срок от 3 до 5 лет включительно направить в трудовые посёлки ОГПУ. Осуждённых на срок свыше 5 лет направить в лагеря ОГПУ.

С другой стороны Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г фактически был введён ещё один упрощённый порядок — по делам о террористических актах и террористических организациях. По этим делам срок предварительного следствия был сокращён до 10 дней, обвинительное заключение стало вручаться за сутки до рассмотрения дела, устранено участие обвинителя и защитника в суде, исключено кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании. Но с позиции сегодняшнего дня наверно вполне разумным выглядит вопрос: а надо ли вообще было по таким делам применять арест?

10 июля 1934 г. был организован Народный комиссариат внутренних дел СССР. С его созданием связано существование ещё одного судебного органа: Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года № 22 при НКВД было создано Особое совещание.

Особое совещание действовало в составе: Председатель – Нарком Внутренних Дел СССР, члены: заместители Наркома, уполномоченный Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР по РСФСР, начальника Главного Управления Рабоче-Крестьянской Милиции, Народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. В заседаниях Особого Совещания обязательно участвовал Прокурор Союза ССР или его заместитель, который имел право протеста в Президиум ЦИК Союза ССР. Особое Совещание было наделено полномочиями применять к общественно-опасным лицам заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.

Я бы сравнил уровень Особого Совещания с Президиумом Верховного Суда РФ.

Между тем продолжалась и борьба с упрощенчеством.

В середине 1935 г. вводятся дополнительные ограничения на арест: их теперь органы НКВД могут производить лишь с согласия соответствующего прокурора; в случае необходимости произвести арест на месте преступления уполномоченные должностные лица НКВД обязаны о произведённом аресте немедленно сообщить соответствующему прокурору для получения подтверждения.

16 февраля 1936 генеральный прокурор подаёт докладную записку на имя Генерального секретаря и председателя Совнаркома, в которой предлагает ограничить компетенцию Особого совещания, «как административного суда, который рассматривает дела заочно, без свидетелей, а в ряде случаев только на основании агентурных данных или на основании показаний лишь одного свидетеля».

03 марта 1937 Пленум ЦК ВКП(б) критикует деятельность органов госбезопасности (тогда — в составе НКВД), указывая на: (а) слабую агентурную работу, (б) выполнение несвойственных функций, например, борьбы с антисоветской агитацией, должностными преступлениями, хулиганством, бытовыми преступлениями … «которые являются, по существу, объектами работы милиции, а не органов государственной безопасности», (в) недостатки в кадровой работе — «часто в практике выдвижения и назначения людей руководствовались неделовыми мотивами. Во многих случаях люди выдвигались … по признакам угодничества и подхалимства. Люди воспитывались в однобоком ведомственном патриотизме, вне увязки с общей работой партии». (Тому, кто хочет уяснить, что такое слабая агентурная работа, рекомендую читать А. Кивинова «Псевдоним для героя»).

Статья в тему:  Как отменить решение мирового суда о разводе

Однако отмеченные в работе правоохранительных органов недостатки расширения процессуальных гарантий в тот момент не повлекли.

Следующим шагом развития упрощённого производства явилось решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 2 июля 1937 г. Оно предусматривало в отношении всех ранее судимых кулаков и уголовников ведущих активную подрывную деятельность применение расстрела и высылки через областные судебные органы, аналогичные Особому Совещанию.

В развитие решения 30 июля 1937 года был принят оперативный приказ Наркома внутренних дел СССР № 00447. Приказ установил следующий порядок упрощённого судопроизводства: на каждого подозреваемого прежде собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы; санкцию на арест дают только Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД; по окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки; к делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение. На заседаниях троек мог присутствовать (там, где он не входил в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор. Тройки вели протоколы заседаний, в которые и записывали вынесенные приговоры.

Тройка имела полномочия применять и.м.н. или приговаривать к заключению в лагерь на срок от 8 до 10 лет. Уровень тройки был вряд ли ниже уровня современного президиума областного суда.

Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. дополнительно были установлены изъятия по делам о вредительстве и диверсиях. Срок вручения обвинительного заключения был также сокращён до одних суток до суда и отменено кассационное обжалование (но в отличие от закона 1 декабря 1934 г. (про террористов) сохранены участие обвинения и защиты на суде и подача ходатайств о помиловании).

Конец упрощенчеству положило Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 17.11.1938 № 81 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Руководство страны признало факт массовых операций по «разгрому и выкорчёвывания вражеских элементов … при упрощённом ведении следствия и суда».

На этот раз критиковались и НКВД, и прокуратура. Главнейшими недостатками в работе помимо отсутствия агентурной работы были названы: злоупотребление упрощённым порядком расследования и отсутствие прокурорского контроля за следствием.

В Постановлении было обращено внимание и на конкретные нарушения, в частности: арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях, следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещались черновые записи показаний и др.

В качестве оргвыводов: (а) запретили производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению, (б) аресты допускались только по постановлению суда или с санкции прокурора и только по мотивированному постановлению (в) тройки ликвидировались, (г) все надзирающие за следствием прокуроры теперь утверждались ЦК партии, (д) все следователи органов НКВД теперь назначались только по приказу народного комиссара внутренних дел СССР.

Историческое отступление: 1938 года — 5 лет как у власти в Германии Гитлер, 29 лет до прихода к власти в Греции режима чёрных полковников (хунты), 35 лет до прихода к власти Пиночета. И еще: оставалось 52 года до того, как в самой читающей стране мира журнал «Огонёк» стал «вскрывать» недостатки советской правоохранительной системы публикацией эротических комиксов на тему жизни заключённых (№ 4, январь 1990 г.).

Статья в тему:  Сколько раз можно подавать в суд на военкомат

После описываемых событий эксперименты с назначением уголовного наказания в административном порядке и с упрощённым производством по уголовным делам прекратились в СССР надолго. Только через 28 лет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» было установлено, что по делам о хулиганстве без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 9) не производится предварительное следствие или дознание, а уголовное дело возбуждается непосредственно судом на основании составленного органом дознания протокола (ч. 1 ст. 10).

Изменения в УПК РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.08.1966) предусматривали, что в течение пяти суток орган дознания обязан составить протокол, получить объяснения от правонарушителя, потерпевшего и очевидцев, протокол утверждался начальником органа дознания, после чего все материалы предъявлялись правонарушителю для ознакомления. Протокол вместе с материалами направлялся в суд с санкции прокурора (ст.414 УПК РСФСР). Возбуждение уголовного дела по части первой производилось судом, дело рассматривалось в пятидневный срок с момента поступления (ст. 419 УПК РСФСР). Арест в качестве меры пресечения являлся практически обязательным (ст.418 УПК РСФСР).

В последующие годы данная форма судопроизводства была распространена на ряд других дел.

И всё-таки, где та грань, за которой и упрощенный порядок судопроизводства, и назначение уголовного по своей тяжести наказания в порядке административного производства становятся практически неотличимыми от создания чрезвычайного суда? За отказ от каких чрезвычайных судов голосовали в 1993 году, какой же смысл тогда вкладывали в это понятие?

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ

Смотреть что такое ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ в других словарях:

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ

особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях (война, действие чрезвычайного положения, революция, государственный переворот). Иногда со. смотреть

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ — особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях (война, действие чрезвычайного положения, революция, государственный переворот). Иногда создаются и в обычных условиях (напр., тройки НКВД в СССР в 1930-х гг.). Всегда имеют террористический, карательный характер. Ч.с. никогда не связаны с судебной процедурой, а часто — самыми элементарными принципами правосудия (презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту). Обычно рассмотрение дел в Ч.с. носит закрытый характер, а их решения не подлежат обжалованию. Большинство новейших конституций прямо запрещают создание Ч.с.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ — особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях (война, действие чрезвычайного положения, революция, государственный переворот). Иногда создаются и в обычных условиях (напр., «тройки» НКВД в СССР в 1930-х гг.). Всегда имеют террористический, карательный характер. Ч.с. никогда не связаны с судебной процедурой, а часто — самыми элементарными принципами правосудия (презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту). Обычно рассмотрение дел в Ч.с. носит закрытый характер, а их решения не подлежат обжалованию. Большинство новейших конституций прямо запрещают создание Ч.с.
. смотреть

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ

особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях (война, действие чрезвычайного положения, революции, государственный переворот). Иногда создаются и в обычных условиях, например «тройки» НКВД в СССР в 1930-х гг. Всегда имеют террористический, карательный характер, никогда не связаны обычной, установленной законом судебной процедурой, э часто даже самыми элементарными принципами правосудия (презумпция невиновности, право на защиту). Обычно рассмотрение дел в Ч. С. носит закрытый характер, а их решения не подлежат обжалованию. Большинство новейших конституций прямо запрещают создание Ч. С. смотреть

Статья в тему:  В чем отличие мирового суда от районного

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ

англ. emergency courts) – особые карательные органы государства, создаваемые, как правило, в экстремальных условиях (в периоды войн, государственных переворотов и т.п.). Ч.с. по своей сути не являются судами, поскольку создаются за пределами судебной системы государства и не осуществляют правосудие, а узурпируют его функции. Конституция РФ содержит прямой запрет на создание Ч.с. (ч. 3 ст. 118). . смотреть

Трибунал — это чрезвычайный суд

Для большинства россиян трибунал прочно ассоциируется со словом «международный», а чаще еще и «Нюрнбергский». Для военных, конечно, это их «родной суд». Трибунал — это символ неотвратимости и справедливости наказания в большинстве случаев. Если, конечно, не Гаагский, который стал символом предвзятости и неторопливого судопроизводства.

Немного о происхождении

Когда-то трибуналом была возвышенность, с которой римские судебные должностные лица, консулы и преторы, вершили справедливость, публично разбирая спорные дела. Это положило начало римскому праву, которое лежит в основе современного законодательства большинства стран мира.

В годы французской революции трибунал — это был орган расправы над политическими противниками, многие из которых закончили свою жизнь на гильотине. Кровавую французскую традицию подхватили в 1917 году в России, создав для тех же целей революционные трибуналы. Ревтрибуналы рассматривали дела о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве. В основном все сводилось к делам о борьбе с контрреволюцией и саботажем, по которым людей массово приговаривали к расстрелам. Трибунал в это время служил орудием террора. В 1918 году был учрежден революционный трибунал, который стал вести дела в отношении военных, совершивших преступления. По итогам Второй мировой войны странами- победительницами был создан Международный военный трибунал для суда над военными преступниками Германии. Далее этот опыт постоянно использовался международным сообществом для суда по преступлениям против человечности. Кроме того, есть трибуналы по морскому праву и спорту, которые являются высшими инстанциями по своим направлениям.

Военные трибуналы

Специальные военные суды есть во многих странах мира, например, в США, Израиле, России, Бирме. Военные трибуналы занимаются преступлениями военнослужащих. Но тут имеются ввиду те преступления, которые выходят за рамки полномочий командиров. В армии трибунал — это следующая после командира инстанция, которая определяет меру наказания. В соответствии с военными уставами, командиры являются органами дознания.

Чаще всего о деятельности военных трибуналов становится известно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, связанными с раскрытием секретной информации. Дела ведутся и в связи с убийствами, совершенными военнослужащими. Например, военный трибунал США вел дело против Мэннинга Б. Его судили за передачу секретных документов сайту «Викиликс». Периодически сообщается о приговорах военного трибунала армии РФ в отношении военнослужащих, работавших на иностранные разведки. Из азиатских стран больше поступает информация о трибуналах за преступления против гражданского населения.

Международные трибуналы

Международные создаются для суда над лицами, совершившими преступления массового характера, против большой группы лиц, в том числе военные преступления, преступления против человечности, массовые убийства. Орган создается на время проведения процесса по преступлениям, объединенным по какому-то признаку, например, территории. Для организации международного трибунала требуется договор между группой стран или решение ООН. Первый был в случае Нюрнберга, второй — во всех остальных случаях. Последние международные трибуналы были созданы по Югославии, «красным кхмерам», Руанде, Сьерра-Леоне и Ливану.

Источники:

http://fb.ru/article/339510/sudebnaya-sistema-rf-sozdanie-chrezvyichaynyih-sudov

http://alrf.ru/articles/chto-takoe-sud-i-zachem-on-nuzhen/

http://zakon.ru/blog/2017/9/23/chto_takoe_chrezvychajnoe_sudoproizvodstvo_gde_ta_gran_za_kotoroj_vvedenie_uproschyonnogo_poryadka_s

http://rus-law-enc.slovaronline.com/2486-%D0%A7%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%92%D0%AB%D0%A7%D0%90%D0%99%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%AB

http://www.syl.ru/article/379319/tribunal—eto-chrezvyichaynyiy-sud

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector