Что относится к маломерным судам в беларуси
Содержание
- 1 Что относится к маломерным судам в беларуси
- 1.1 Правила эксплуатации маломерных судов.15.03.2021
- 1.2 Кодекс внутреннего водного транспорта Республики БеларусьСтатья 37-1. Классификация маломерных судов
- 1.3 Новое понятие маломерного судна
- 1.4 Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Кодексе
- 1.5 Маломерные суда в Беларуси: ждем отмену регистрации
Правила эксплуатации маломерных судов.15.03.2021
Правила эксплуатации маломерных судов.
Вода не прощает безответственности, халатности и беспечности. Об этом стоит напомнить в связи с наступлением тёплой погоды и купального сезона. В этот период народ не только посещает пляжи, но также занимается и рыбной ловлей, и активным отдыхом на воде, применяя для этого различные плавательные средства. При этом зачастую нарушаются Правила пользования маломерными судами и Правила плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь, что нередко приводит к аварийным случаям. Так именно с использованием маломерных судов на территории Витебской области в 2020 году погибло 7 человек.
Государственная инспекция по маломерным судам Витебской области информирует судоводителей и жителей региона о том, что обязательной регистрации и классификации подлежат маломерные суда, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов (соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 года). Под маломерными судами понимаются суда длиной – 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы.
Зарегистрировать маломерное судно, владелец должен в течение 30 календарных дней со дня покупки маломерного судна или приобретения его на ином законном основании. Для этого владелец предъявляет в ГИМС следующие документы:
-маломерное судно с мотором;
-руководство по эксплуатации (паспорт) на судно и двигатель с отметкой о продаже, правоустанавливающие документы;
-квитанцию о внесении платы за регистрацию;
-паспорт, удостоверяющий личность.
Маломерное судно, подлежащее государственной регистрации и классификации, но не зарегистрированное и не классифицированное в установленном порядке, к эксплуатации не допускается .
До начала эксплуатации маломерного судна техническое освидетельствование проводится в течении 10 дней после его государственной регистрации и классификации, либо в день государственной регистрации и классификации при условии нанесения на маломерное судно регистрационного номера.Судовладелец обязан представлять маломерное судно для прохождения технического освидетельствования до начала и в процессе его эксплуатации.
Периодичность прохождения технического освидетельствования маломерных судов:
— для маломерных гребных судов, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска — 5 лет;
— для маломерных судов с двигателем мощностью менее 3,8 кВт и свыше 22 кВт, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска — 3 года;
— для иных маломерных судов и гидроциклов, с года выпуска которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска — 2 года;
— для маломерных судов, с года выпуска которых прошло 10 и более лет — 1 год.
Эксплуатация маломерного судна без прохождения в установленные сроки и порядке технического освидетельствования: запрещается.
Маломерное судно должно быть зарегистрировано в установленном порядке и пройдено его техническое освидетельствование. На моторных маломерных судах, двигатель которых свыше 5 лошадиных сил, судоводитель должен иметь удостоверение на право управление таким судном. Особое внимание необходимо уделять спасательным жилетам, во время движения он должен быть надет и застегнут.
В случае выявления нарушений или любом аварийном случае, либо инциденте, связанным с эксплуатацией маломерного судна, незамедлительно информируйте ГИМС или МЧС по тел. 101 и 112. Дополнительную информацию можно получить на сайте https://gims.mchs.gov.by , а также на Витебском участке ГИМС : г.Витебск, ул. М.Горького, д.44, контактный телефон 8-0212-377361 .
Позаботьтесь заранее о готовности Вашего судна к безопасной эксплуатации. Счастливого Вам плавания, и не забудьте, что Вас ждут дома.
Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь
Статья 37-1. Классификация маломерных судов
При государственной регистрации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов, в целях установления соответствия их фактического состояния и конструктивных особенностей требованиям, указанным в руководствах по эксплуатации (паспорте) маломерного судна и двигателя (при его наличии) или правоустанавливающих документах, Государственной инспекцией по маломерным судам проводится их классификация.
По результатам классификации маломерному судну присваивается категория сложности района плавания с указанием разряда (при его наличии).
Классификация маломерных судов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных процедурах.
Статья 1 . 36 37 37‑1 38 39 . 166
Лучшие юристы
Добрый день! Я со свой девушкой вместе уже год, но из-за разницы в возрасте она осталась учиться в школе, а я уехал учиться в другой город. В течении этого времени к ней никто не приставал, но когда я уехал, к ней начал приставать пацан в школе (хлопки по 5 точке, как-то докапываться до неё) она естественно кричит на него за это, жалуется учителям, но они ничего не могут сделать с этим, кроме обычных слов, которые он пропускает мимо ушей). Он прекрасно знает, что я её парень и что я сейчас учусь в другом городе, но это его не останавливает. Папа девушки работает в Польше, а мама постоянно занята, поэтому не может поговорить с этим «животным»(по-другому Не назовёшь).проучить его не могу, ведь мне 18,а он несовершеннолетний, плюс ко всему говорит, что у него отец сотрудник правоохранительных органов(но это вряд-ли, но все же) и в случае чего пойдёт ему жаловаться. Слов моих он не понимает, хочется его наказать, но за это и мне достанется (в тюрьму не хочется пока). Помогите пожалуйста с этой ситуацией. Хочу чтобы он от неё отстал и не вышел из этой ситуации безнаказанным
Человек совершил преступление, проведена экспертиза: псих-расстройство,невменяемый. По окончанию следствия в последний день перед передачей дела в прокуратуру возбудили ещё одно дело по ст. 364. На момент задержания было написано заявление сотрудником ровд. Есть ли основания для возбуждения дела, если по заключения эксперта у человека было нарушено восприятия окружающего мира ( сотрудника перепутал с родственником). Никаких телесных повреждений нанесено не было, заявитель был в гражданской одежде и у него нет претензий на сегодняшний день. Можно ли этот вопрос решать суде.
Новое понятие маломерного судна
Итак, с 25 мая 2012 года он вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г . N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» в котором:
1. Уточнено понятие маломерного судна.
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:
1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров , которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.
В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.
За государственную регистрацию:
морских судов — 6 000 рублей;
судов внутреннего плавания — 2 000 рублей;
судов смешанного (река — море) плавания — 3 000 рублей;
спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов — 1 000 рублей.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:
морских судов, — 1 200 рублей;
судов внутреннего плавания, — 500 рублей;
судов смешанного (река — море) плавания, — 600 рублей;
спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, — 100 рублей.
За выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно — 500 рублей.
За выдачу судового билета — 100 рублей.
5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.
На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:
1) судовой билет;
2) список членов экипажа судна (судовая роль).
А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:
1) свидетельство о праве собственности на судно;
2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
6) судовое санитарное свидетельство;
7) единая книга осмотра судна;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
9) разрешение на судовую радиостанцию;
10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».
Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.
7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:
1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Исключена 36 статья КВВТ.
Нижеуказанная норма перестает действовать:
Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.
1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.
2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:
Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;
Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;
Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;
Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;
Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.
В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.
5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.
9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.
Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Кодексе
Для целей настоящего Кодекса применяются следующие основные термины и их определения:
акватория порта – обособленный участок внутреннего водного пути, используемый для обеспечения деятельности порта;
багаж – имущество, сданное перевозчику пассажиром, которое перевозчик обязан доставить в пункт назначения и на основании багажной квитанции выдать;
база (сооружение) для стоянки маломерных судов – комплекс объектов (объект) на сухопутной территории и акватории, предназначенный для стоянки (хранения) и (или) обслуживания 10 и более маломерных судов, за исключением портов и судоходных гидротехнических сооружений;
внутренние водные пути – естественные либо искусственно созданные участки водоемов и водотоков, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;
внутренний водный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река–море) плавания, а также используемый в целях судоходства с участием маломерных судов;
внутренний водный транспорт общего пользования – внутренний водный транспорт, выполняющий перевозки пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам;
грузовладелец – грузоотправитель и (или) грузополучатель;
грузоотправитель – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые от своего имени либо на основании договора перевозки внутренним водным транспортом вверяют перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи грузополучателю;
грузополучатель – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, уполномоченные на получение груза на основании договора перевозки внутренним водным транспортом или на иных законных основаниях;
грузы – материальные ценности, принятые перевозчиком для перевозок внутренним водным транспортом в пункт назначения;
коносамент – товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза или договора буксировки внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза;
лоцманская проводка – деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей;
маломерные суда – суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы, за исключением построенных или оборудованных для промыслового рыболовства, оказания услуг по перевозке грузов и (или) пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнений и засорений, а также принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, военных, военно-вспомогательных, пограничных и других судов, находящихся в государственной собственности и эксплуатируемых исключительно в некоммерческих целях;
навигационное оборудование – система специальных сигнальных средств, предназначенных для обеспечения безопасного судоходства;
навигация – период времени, в течение которого внутренние водные пути открыты для судоходства;
пассажир – физическое лицо, имеющее проездной документ (билет), удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира внутренним водным транспортом, либо перевозимое судном внутреннего плавания на иных законных основаниях;
перевозчик – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании договора перевозки или на иных законных основаниях доставку пассажиров, грузов, багажа, а также плавучих объектов в пункт назначения;
плавучий объект – плавучее искусственное сооружение, не являющееся судном и не используемое в целях судоходства;
порт – специально отведенный участок сухопутной территории и акватории внутренних водных путей, предназначенный для обслуживания пассажиров и судов, приема, погрузки, выгрузки, хранения и выдачи грузов и багажа, а также выполнения иных работ и услуг, обычно оказываемых в порту;
порт общего пользования – порт, осуществляющий прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам;
путевые работы – дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские работы, а также содержание навигационного оборудования на внутренних водных путях;
ручная кладь – вещи и предметы пассажира, по своим свойствам, габаритным размерам и массе отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь и перевозимые бесплатно под личную ответственность пассажира;
судно – самоходное или несамоходное плавучее искусственное сооружение, используемое в целях судоходства;
судно внутреннего плавания – судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по внутренним водным путям, за исключением маломерного судна;
судно смешанного (река–море) плавания – судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по морским и внутренним водным путям, за исключением маломерного судна;
судовладелец – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие судно от своего имени независимо от того, являются они собственниками судна или используют его на ином законном основании;
судоводитель маломерного судна (далее – судоводитель) – физическое лицо, управляющее маломерным судном, за исключением лица, обучаемого управлению моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил) (далее – моторное маломерное судно), или сдающего практический экзамен на право управления моторным маломерным судном. К судоводителю приравнивается лицо, обучающее управлению моторным маломерным судном или принимающее практический экзамен на право управления моторным маломерным судном и при этом находящееся на нем;
судовой билет – документ, подтверждающий право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на маломерное судно и право плавания данного судна под Государственным флагом Республики Беларусь;
судовой ход – пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте;
судоходные гидротехнические сооружения – сооружения на внутренних водных путях, предназначенные для обеспечения судоходства;
судоходство – деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки пассажиров, грузов, багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения, а также для подъема затонувшего имущества, санитарного и иного контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей;
транспортный аварийный случай – аварийный случай, связанный с движением судов (судна).
Маломерные суда в Беларуси: ждем отмену регистрации
По какому признаку можно судить о благосостоянии минчан? У каждого свое мнение на этот счет. Кто-то скажет, что по наличию в гараже «Атлас Джили», кто-то – по еженедельным гастрономическим турам в Швецию, Лаос или Мозамбик. А мы назовем такой признак, как владение маломерным судном , что для страны рек и озер можно считать очень символичным.
Если в 2000 году в стране было зарегистрировано около 7 тыс. маломерок, то сегодня их уже более 158 тыс. (158 021).
Никакой областной центр оспорить пальму первенства у Минска, где зарегистрировано 34 049 маломерных плавсредств, не в состоянии (Витебск – 9730, Гомель – 11 402, Могилев – 6988, Брест – 7544, Гродно – 4698). Впрочем, если количество лодок пересчитать из расчета на 100 тыс. населения, то Минск с постамента сбросит… районный Борисов, где зарегистрировано 10 820 маломерок.
При этом, что важно, если еще 10 лет назад маломерным хитом среди минчан (да и всех белорусов) были «нырки» да «уфимки», то сегодня в парке маломерных судов в Беларуси подобный анахронизм почти не найти. На смену им пришли суда из Европы и США.
Есть, к примеру, среди зарегистрированных маломерных судов и очень (по белорусским меркам) дорогое, стоимостью более 350 тыс. евро (зарегистрировано в Минске).
Как бы то ни было, но общее количество маломерок в стране насчитывает порядка 340 000 единиц. Вместе с ростом количества выросло и количество составленных в отношении их административных взысканий.
Следует добавить и тот факт, что отдохнуть и порыбачить на белорусских озерах и реках активно едут европейцы и россияне. Если судить по международному классификатору поверхностных вод, это может показаться шуткой, с их-то океанами, десятками морей, тысячами рек и озер. Но это не шутка.
По словам начальника Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) РБ Михаила Чешуна , россияне активно интересуются особенностями отдыха на водах в стране. В связи с чем в очередной раз возникла дилемма водных кодексов двух союзных государств, имеющих различия в части маломерных судов.
Главные различия: если у нас в стране не подлежат регистрации суда грузоподъемностью до 225 кг, то в России – весом до 200 кг. Если в Беларуси без прав можно управлять маломеркой с двигателем мощностью до 5 л.с., то в России – до 10 л.с.
– Освидетельствование в Беларуси маломерных судов регламентируется постановлением Совмина от 20.06.2007 № 812 «Об утверждении правил государственной регистрации судов и правил пользования маломерными судами, гидроциклами, судами с подвесными двигателями и базами (сооружениями) для их стоянок». Какой-либо унификации с законодательствами стран, входящих в ЕАЭС, данный нормативный документ не имеет. Как, впрочем, и Указ от 25.07.2013 № 332, который регламентирует все процедурные вопросы в отношении небольших плавсредств.
Государственной инспекцией по маломерным судам подготовлен проект указа Президента, по которому от регистрации будут освобождены владельцы абсолютно всех гребных лодок, а также обладатели моторных лодок, мощность двигателя которых не превышает 3,7 кВт (5 л.с.), под которые попадает от 70 до 80% всех маломерных судов, зарегистрированных в стране. Есть надежда, что до конца года Указ будет претворен в жизнь. Если это случится и документ будет подписан Президентом, то белорусские судовладельцы окажутся даже в более привилегированном положении в сравнении с их российскими коллегами. Ведь отмена регистрации лодок с мощностью двигателя до 5 л.с. затронет лодки, чей вес превышает 200 кг.
Идеальным же с точки зрения Михаила Михайловича является нормативный документ, который был бы общим для всех судовладельцев, проживающих на территории стран ЕАЭС. Чтобы те же россияне не изучали дополнительно наше законодательство, а мы их. Ведь белорусские судовладельцы любят лодочный отдых в России не меньше, чем россияне аналогичный отдых в Беларуси.
Если же говорить не о либерализации нового законодательства (в части маломерных судов), а об ужесточении, то касаться оно будет исключительно спасательных жилетов. Тому есть свои причины. По статистике, более 50% людей на беспалубных маломерных судах гибнут во время установки и подъема сетей в ночное время без спасательных жилетов. Есть такие примеры и в этом году. По новым правилам при эксплуатации маломерных судов на гражданах такой жилет в застегнутом состоянии должен быть постоянно. По ныне действующему законодательству – только во время движения судна, а во время стоянки – на усмотрение судовладельца.
Другая причина обязательности спасательного жилета связана непосредственно со спасением (и поиском) людей, оказавшихся за бортом судна.
– Об этом обычно не пишут, но суть от этого не меняется, – говорит Михаил Чешун. – Поиск погибшего на воде человека в жилете и без него – две большие разницы. Во втором случае затрачиваются десятки и сотни часов водолазных работ, которые могут продолжаться и месяц, и два, и три (иногда безрезультатно). А это не только затраты бюджетных средств, но и дополнительный риск для самих водолазов, которые вынуждены работать в любое время года, включая зимний период.
Кстати, в Беларуси самым популярным у владельцев маломерных судов водоемом для рыбной ловли является Вилейское водохранилище, где решением местных властей допускается эксплуатация маломерных судов с мощностью мотора до 15 л.с.
Источники:
http://sad-nikolaevo.schools.by/pages/pravila-ekspluatatsii-malomernyh-sudov15032021
http://kodeksy-by.com/kodeks_vnutrennego_vodnogo_transporta_respubliki_belarus/37-1.htm
http://60.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/gosudarstvennaya-inspekciya-po-malomernym-sudam/informaciya-dlya-sudovoditeley-i-grazhdan/novoe-ponyatie-malomernogo-sudna
http://kodeksy.by/kodeks-vodnogo-transporta/statya-1
http://neg.by/novosti/otkrytj/est-li-u-vas-malomerka