0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает статус судьи конституционного суда

Статус судей Конституционного Суда РФ

Требования к кандидатам в судьи КС РФ:

1) Гражданство РФ;

2) Возраст – 40 лет;

4) Безупречная репутация;

6) Стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Срок полномочий судьи КС РФ:

• Полномочия судьи КС РФ не ограничены определенным сроком Предельный возраст пребываний в должности судьи – 70 лет;

• Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги;

• Полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет;

• Судья, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Права судьи Конституционного Суда РФ (вне службы) :

1) Осуществлять законное представительство и защиту в суде или иных органах;

2) Принимать участие в голосовании на выборах и референдумах;

3) Заниматься любой творческой, научной деятельностью.

Запреты судьям КС РФ – судья не может:

1) Быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

2) Осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей;

3) Принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

4) Судья КС РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Судейский иммунитет :

· Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности , в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

Дисциплинарная ответственность судей:

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм ФКЗ «О КС РФ», ФЗ «О статусе судей», а также положения кодекса судейской этики) на судью по решению КС РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

— прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи КС РФ, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим ФКЗ;

Статья в тему:  Какой суд вправе разрешать договорные споры

2) истечения срока полномочий судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до истечения срока его полномочий;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи КС РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи КС РФ осуществляется по решению КС РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Приостановление полномочий судьи может быть произведено:

· Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

· Если судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности (срок – менее 10 месяцев подряд).

13. Полномочия Конституционного Суда РФ по ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

(п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

(п. 3.1 введен Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Статья в тему:  Виктория короткова когда суд

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

(часть вторая введена Федеральным конституционным законом от 15.12.2001 N 4-ФКЗ)

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

КС напомнил, что неприкосновенность не освобождает судей от уголовной ответственности

27 сентября Конституционный Суд вынес Определение № 2333-О по жалобе судьи, посчитавшего, что отдельные нормы Закона о статусе судей и УПК не соответствуют, в частности, конституционному принципу неприкосновенности судей.

Причина обращения в КС

Как указано в определении, первая и апелляционная инстанции признали законным произведенный в ситуации, не терпящей отлагательства, осмотр жилища Владимира Стародубцева, занимающего должность судьи районного суда, в качестве места происшествия.

Отметим, что 8 октября 2019 г. Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Анапского районного суда Краснодарского края Владимира Стародубцева. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере).

По версии следствия, подозреваемый совместно с еще двумя лицами требовал от предпринимателя денежные средства в размере 64 млн рублей якобы для их передачи в качестве взятки судьям Краснодарского краевого суда за принятие решения по административному делу, в котором потерпевший представлял интересы собственников земельных участков.

Как указано на сайте СКР, в феврале 2019 года при передаче судье Владимиру Стародубцеву по месту его жительства денежных средств «преступные действия судьи и его соучастников были пресечены сотрудниками ФСБ России».

Позиция заявителя

Владимир Стародубцев обратился в Конституционный Суд, полагая, что отдельные нормы Закона о статусе судей и УПК не соответствуют Конституции.

По его мнению, п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей и ч. 5 ст. 450 УПК допускают возможность проведения в отношении судьи следственных действий (если в отношении него не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого), связанных с ограничением его гражданских прав либо нарушением его неприкосновенности, без предварительного получения решения соответствующей коллегии судей. Заявитель полагал, что такое правоприменение нарушает гарантированные Конституцией права на неприкосновенность жилища и судебную защиту, а также принцип неприкосновенности судей.

Владимир Стародубцев также оспаривал конституционность ч. 5 ст. 165 УПК, регулирующей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия и допускающей осмотр жилища до возбуждения уголовного дела без постановления следователя или дознавателя в случае, не терпящем отлагательства. Заявитель посчитал, что указанное правило также нарушает его право на неприкосновенность жилища.

Суд разъяснил назначение принципа неприкосновенности судей

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС отметил, что Конституция в ч. 1 ст. 22 провозглашает неприкосновенность судьи в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы неприкосновенности и ответственности судей. Частью 2 этой статьи установлено, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья в тему:  Когда решение суда вступает в законную силу в казахстане

Как отмечено в определении, детализируя положения ст. 122 Конституции, п. 1 ст. 16 Закона о статусе судей определяет, что неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, а также тайну переписки и иной корреспонденции.

Пунктом 7 этой же нормы установлено, что если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело или он не привлечен в качестве обвиняемого, то осуществление в отношении него ОРМ и следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, допускается только на основании судебного решения.

Конституционный Суд напомнил, что уголовно-процессуальный закон относит судей к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, который предусматривает дополнительные гарантии при возбуждении уголовного дела, задержании, избрании мер пресечения и производстве отдельных следственных действий (ст. 448–450 УПК). К таким гарантиям относится и требование о получении согласия суда на производство следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых в соответствии с УПК на основании судебного решения, в том случае, если уголовное дело в отношении судьи не было возбуждено или он не был привлечен в качестве обвиняемого (ч. 5 ст. 450 УПК).

Конституционный Суд еще раз напомнил: судейская неприкосновенность, являясь определенным исключением из принципа равноправия, не означает освобождения от уголовной или иной ответственности. Она является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего – интересов правосудия. Аналогичная позиция была высказана в постановлениях КС от 7 марта 1996 г. № 6-П, от 19 февраля 2002 г. № 5-П и от 28 февраля 2008 г. № 3-П.

Суд указал, что оспариваемые п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей и ч. 5 ст. 450 УПК направлены на реализацию принципа неприкосновенности судей, более того, являются ее гарантиями, поэтому не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

КС счел необходимым обратить внимание заявителя на позицию, выраженную им в Постановлении от 9 июня 2011 г. № 12-П. Как указано в этом акте, правомочие суда принять решение по вопросу о проведении в отношении судьи следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав или его судейской неприкосновенности, представляет собой одну из форм выражения судебной власти, осуществляемой посредством перечисленных в Конституции видов судопроизводства, каковым в данном случае выступает именно уголовное судопроизводство.

«Соответственно, и решение судом этого вопроса должно осуществляться по правилам уголовного судопроизводства, обязательным для всех его участников, на основании п. 7 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей …» во взаимосвязи с общими принципами и нормами уголовно-процессуального закона», – подытожил КС.

Относительно обжалования ч. 5 ст. 165 УПК Конституционный Суд отметил, что она, вопреки содержащимся доводам Владимира Стародубцева, прямо предусматривает возможность в исключительных случаях, когда осмотр жилища не терпит отлагательства, произвести данное следственное действие на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

По мнению Суда, ссылка на неконституционность указанной нормы связана с несогласием заявителя с судебными решениями, принятыми по его делу. КС напомнил, что оценка такого рода решений требует исследования фактических обстоятельств дела и выходит за рамки полномочий Суда.

Мнение экспертов

Доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина Артем Осипов указал, что определение не содержит правовых позиций, «сколько-нибудь значимых» для российской правоприменительной практики. «Остается лишь сожалеть о том, что Конституционный Суд не воспользовался возможностью дать развернутое толкование «случаям, не терпящим отлагательства» применительно к ч. 5 ст. 165 УПК РФ в указанном заявителем аспекте. Данная правовая конструкция при всей ее публично-правовой ценности оставляет крайне широкие пределы для произвольного толкования и применения сотрудниками следственных органов, от чего может пострадать не только судейская неприкосновенность, но и иные разновидности конституционно значимых ценностей (адвокатская тайна, тайна личной жизни, право обвиняемого на защиту)», – пояснил Артем Осипов.

Статья в тему:  Какое письмо отправлять в суд

По его словам, в настоящий момент стандарты судебного контроля за обоснованностью неотложных следственных действий не разработаны, несмотря на краткий перечень оснований для их проведения в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 1 июня 2017 г. № 19.

Как полагает руководитель конституционной практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко, данное определение является «очередным свидетельством недостаточности защиты конституционных прав в ординарном судебном контроле». «Заявители, даже судьи, сталкиваются с ситуациями ограничения их базовых гарантий, прямо предусмотренных законом, и, не найдя поддержки в судах общей юрисдикции, обращаются в КС. Но в случае, когда разовое правоприменение прямо расходится с законом, Конституционный Суд может (но не должен) лишь рассматривать норму в контексте этой практики. Как правило, для этого практика должна сформироваться и все же прямо не противоречить нормам закона», – отметил Дмитрий Кравченко.

Адвокат полагает, что конституционный контроль в конкретном деле должны осуществлять суды общей юрисдикции, однако они, по его мнению, не всегда справляются с этой функцией.

СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лицо, назначенное на эту должность СФ в соответствии с ст. 102 Конституции РФ по представлению Президента РФ.

Правовой статус С. Конституционного Суда РФ, требования к кандидатам на эту должность, гарантии деятельности С. Конституционного Суда РФ и др. вопросы деятельности Конституционного Суда РФ урегулированы Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации». С. Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Вступлению лица, назначенного на должность С. Конституционного Суда РФ, в эту должность предшествует процедура принесения им присяги, текст которой предусмотрен ст. 10 указанного федерального конституционного закона. Назначение на должность С. Конституционного Суда РФ оформляется постановлением СФ. Полномочия С. Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности С. Конституционного Суда РФ – 70 лет.

К числу правовых гарантий деятельности С. Конституционного Суда РФ относятся: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный указанным федеральным конституционным законом порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право на отставку; обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет какого бы то ни было вмешательства в судейскую деятельность; предоставление судьям материального и социального обеспечения. Судья не должен быть связан своими предшествующими публичными выступлениями по рассматриваемому судом вопросу. Ст. 11 указанного федерального конституционного закона С. Конституционного Суда РФ запрещается, выступая в СМИ и перед иной аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ или который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу. Вопросы приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ, прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также основания отставки С. Конституционного Суда РФ регулируются указанным федеральным конституционным законом.

Статья в тему:  Глобалавтоюса ком суд

Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 2791-О «По жалобе гражданина Толмачева Олега Леонидовича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 декабря 2017 г. N 2791-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ТОЛМАЧЕВА ОЛЕГА ЛЕОНИДОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина О.Л. Толмачева,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.Л. Толмачев оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»:

абзаца тридцать пятого пункта 1 статьи 19, согласно которому ежемесячное денежное вознаграждение судьи и ежеквартальное денежное поощрение судьи, замещающего соответствующую должность судьи, не могут быть уменьшены;

приложения 7 «Размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и ежемесячного денежного поощрения» к данному Закону в той части, в которой им устанавливаются размеры соответствующих выплат для судей верховных судов республик, краевых, областных судов, Севастопольского городского суда, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации (раздел 2) и судей Московского и Санкт-Петербургского городских судов, Московского и Ленинградского областных судов, судей верховных судов республик, краевых, областных судов, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации с численностью населения свыше 1 миллиона человек, судей окружных (флотских) военных судов (раздел 4).

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года N 1287 О.Л. Толмачев был назначен судьей Курганского областного суда без ограничения срока полномочий. В соответствии с разделом 4 приложения 7 к Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» должностной оклад ему был установлен в размере 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку численность населения Курганской области в тот период превышала 1 миллион человек. В дальнейшем О.Л. Толмачев дважды назначался заместителем председателя Курганского областного суда на 6-летний срок полномочий (указы Президента Российской Федерации от 27 апреля 2004 года N 565 и от 19 апреля 2010 года N 474).

После прекращения в 2016 году полномочий по должности заместителя председателя Курганского областного суда заявителю как лицу, сохраняющему полномочия судьи данного суда, был установлен должностной оклад в размере 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, что в номинальном выражении составило 26 073 руб. 96 коп.

Постановлением президиума Курганского областного суда от 27 февраля 2017 года и изданным на его основании приказом председателя названного суда от 28 февраля 2017 года О.Л. Толмачев с 1 марта 2017 года утвержден в должности председателя судебной коллегии по уголовным делам данного суда с должностным окладом 24 719 руб. 47 коп., установленным исходя из 73 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку к этому моменту численность населения Курганской области составила менее 1 миллиона человек.

Статья в тему:  Сколько длится суд по убийству

Полагая, что обусловленное этим снижение уровня оплаты труда (включая размер зависящих от должностного оклада выплат, таких как оклад за квалификационный класс, ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная доплата за выслугу лет) — а в перспективе также установление ему в меньшем размере ежемесячного пожизненного содержания после выхода в отставку либо ежемесячной надбавки в размере 50 процентов от указанной выплаты при продолжении работы судьей после возникновения права на ее получение — противоречит закону, О.Л. Толмачев предъявил в Курганский городской суд Курганской области иск к Курганскому областному суду о признании упомянутого приказа незаконным в части установления ему должностного оклада в таком размере и возложении обязанности произвести перерасчет, исходя из размера должностного оклада по должности председателя судебной коллегии областного суда в субъекте Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек, составляющего 78 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2017 года заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований. Это решение не было обжаловано и вступило в законную силу 5 сентября 2017 года. Мотивируя свою позицию, суд указал, что назначение О.Л. Толмачева на должность председателя судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда предопределяет изменение должности, которую он замещает в данном суде согласно штатному расписанию, а гарантии сохранения ранее установленного должностного оклада действуют только в период замещения конкретной должности. Суд сослался также на то, что истцом не представлены доказательства уменьшения размера его денежного вознаграждения в период замещения им только должности судьи или только должности председателя судебной коллегии.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19, 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают уменьшение должностного оклада председателя судебной коллегии областного и равного ему суда в связи со снижением численности населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, составившей менее 1 миллиона человек, если такое снижение произошло после назначения лица на должность судьи, но до назначения на должность председателя судебной коллегии указанного суда.

2. Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118, часть 1). Судьи как носители судебной власти реализуют публично-правовые цели правосудия, чем предопределяется закрепление в Конституции Российской Федерации независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, а также необходимости их надлежащего материального содержания (статьи 119, 120, 121, 122 и 124) в качестве элементов конституционного статуса судьи.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия; конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (постановления от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 31 января 2008 года N 2-П, от 19 ноября 2012 года N 27-П, от 14 мая 2015 года N 9-П и др.).

Статья в тему:  На сколько суд может отложить дело

Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Данный вывод вытекает в том числе из требований статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

3. Закрепленные Конституцией Российской Федерации основы правового статуса судей конкретизированы в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и базовых нормах Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», что соответствует рекомендациям Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, согласно пункту 1.2 которой основные принципы статуса судей должны излагаться во внутригосударственных нормах высшего уровня, с тем чтобы ими определялось все содержание законодательства в данной области.

К числу гарантий независимости судей при осуществлении правосудия статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» относит предоставление судьям за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу (пункт 1), что обусловлено не только предъявляемыми к ним высокими требованиями, но и установленными для судей запретами и ограничениями, предопределенными спецификой их профессиональной деятельности.

В период осуществления судьей своих полномочий основной формой его материального обеспечения выступает ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (должностного оклада), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклада за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет и ряда других выплат. Должностные оклады судей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу председателя Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (абзацы первый и пятый пункта 1 статьи 19 данного Закона).

Устанавливая процентные величины окладов судей областных и равных им судов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, положения Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривают их дифференциацию в зависимости от численности населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (свыше 1 миллиона человек или менее этого количества) (приложение 7 к названному Закону). Такое правовое регулирование предполагает учет различий нагрузки судей в разных субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.5.1 Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 апреля 2010 года N 61) в штатных расписаниях соответствующих судов размер должностного оклада работающего судьи указывается согласно приказу о зачислении в штат суда, а в отношении вакантных должностей — в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». При назначении на судейские должности после снижения численности населения размеры окладов устанавливаются по нормам, предусмотренным для регионов с численностью населения меньше 1 миллиона человек.

Тем самым в отношении судей, которые были назначены на должность судьи в период, когда численность населения в субъекте Российской Федерации превышала 1 миллион человек, несмотря на уменьшение численности населения (менее 1 миллиона человек), реализуется предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и абзацем тридцать пятым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» принцип запрета снижения уровня материального обеспечения судей при осуществлении судейских полномочий.

Статья в тему:  Через какой суд подавать кассационную жалобу апк

4. К числу должностей судей областного и равного ему суда относится также должность председателя судебной коллегии.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная коллегия в областном и равном ему суде формируется из числа судей данного суда в составе его председателя и членов судебной коллегии; состав судебной коллегии утверждается президиумом суда. Статья 31 названного Закона предусматривает, что председатель судебной коллегии наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда выполняет определенный объем дополнительных обязанностей процессуального, а также административного характера по организации работы коллегии. В связи с этим размер его должностного оклада в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» выше по сравнению с размерами окладов судей этого суда: если полномочия осуществляются в регионе с численностью населения более 1 миллиона человек, указанные размеры составят соответственно 78 и 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а при численности населения менее обозначенной величины оклады по указанным должностям устанавливаются в размерах 73 и 72 процентов.

При этом председатель судебной коллегии не только фактически осуществляет полномочия судьи, но и формально сохраняет за собой этот статус, приобретенный в силу Указа Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи, что в полной мере отвечает конституционному принципу несменяемости судей.

Следовательно, при назначении судьи областного и равного ему суда на должность председателя судебной коллегии этого суда размер должностного оклада по названной должности подлежит определению исходя из тех условий, которые действовали на момент приобретения им статуса судьи данного суда, и не может быть уменьшен в связи с сокращением численности населения субъекта Российской Федерации.

5. Таким образом, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации абзац тридцать пятый пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и приложение 7 к данному Закону, действующие во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими статус судей в Российской Федерации, не содержат неопределенности и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же по конкретному делу законности и обоснованности судебного решения, которое заявитель не обжаловал в установленном порядке, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать жалобу гражданина Толмачева Олега Леонидовича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Лекция 4. Статус судьи конституционного суда

Статус судьи конституционного суда включает права и обя­занности лица, назначенного на должность судьи, а также пра­вовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, обще­ства и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанно­стей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии опреде­ляют правовое положение судьи.

Статья в тему:  Практика в суде что делать

Статус судей всех видов судов (конституционных, общих, ар­битражных и других специализированных) в своей родовой ос­нове в силу единства судебной власти един. Все судьи в Россий­ской Федерации, как установлено в статье 12 Федерального кон­ституционного закона «О судебной системе Российской Федера­ции», обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федераль­ными законами.

Вопрос о сроках полномочий судей конституционных судов решается по-разному:

а) какие-либо ограничения сроков пребы­вания в должности судьи законом не предусматриваются;

б) ус­танавливается лишь срок пребывания в должности судьи;

в) за­крепляется лишь предельный возраст, по достижении которого полномочия судьи прекращаются;

г) предусматривается как срок пребывания в должности судьи, так и предельный возраст пре­бывания в должности суды.

Судья конституционного суда считается вступившим в долж­ность, как правило, с момента принесения им присяги.

Обычно в конституции или законе указывается срок пребы­вания в должности судьи (от трех до 12 и более лет). В Германии судья Федерального Конституционного Суда назначается на должность на 12 лет, в Грузии — на 10 лет, в Италии, Испании, Франции, Украине — на девять лет, в Словакии — на семь лет, в Монголии — на шесть лет, в Югославии — на пять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи консти­туционного суда в Армении и Австрии — 70 лет, в ФРГ — 68 лет, в Турции — 65 лет, в Молдове установлен предельный возраст для назначения на должность судьи — 65 лет.

Сроки полномочий конституционных судей, как правило, пре­вышают сроки полномочий глав государств, депутатов парламента, что обеспечивает известный «консерватизм» в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя. Установление сроков полномочий судей, предельного возраста пребывания в должности позволяет обновлять состав конституционного суда, делать его под­вижным, что, как показывает практика, оправдывает себя. Сам же конституционный суд действует постоянно, без ограничения срока.

Судьи конституционного суданесменяемы. Это означает, что полномочия конституционного судьи в пределах срока его пол­номочий могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным конституцией и законом.

Срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ.Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» су­дья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Статья 14 ФКЗ закрепляет принцип несменяемости судей Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом.

Статья в тему:  Какие служебные споры рассматриваются в суде

Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Кон­ституционного Суда Российской Федерации.В Российской Федера­ции в соответствии с требованиями статьи 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за со­бой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной опла­чиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), занятие которой не должно пре­пятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Судья конституционного суда:

— участвует во всех заседаниях конституционного суда с пра­вом решающего голоса;

— имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам;

— обладает другими правами, предусмотренными конститу­цией и законами.

Статья 16 ФКЗ «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации» устанавливает принцип равенства прав конституционных судей: судьи Консти­туционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного суда несет ряд обязанностей. Ос­новные из них перечислены в тексте присяги:

— добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;

— участвовать во всех заседаниях конституционного суда, в голосованиях при рассмотрении дел;

— не давать консультации заинтересованным государствен­ным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции конститу­ционного суда;

— не высказывать публично свою позицию по вопросам, ко­торые изучаются или приняты к рассмотрению конституцион­ным судом, до принятия решения по этим вопросам.

Приказ Председателя Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2011 г. N 12 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации»

Источники:

http://studopedia.ru/8_68106_status-sudey-konstitutsionnogo-suda-rf.html

http://www.advgazeta.ru/novosti/ks-napomnil-chto-neprikosnovennost-ne-osvobozhdaet-sudey-ot-ugolovnoy-otvetstvennosti/

http://council.gov.ru/services/reference/10088/

http://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-07122017-n-2791-o-po/

http://helpiks.org/8-7461.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector