0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Докажите что галлюцинации дубровского в суде символичны в плане идеи романа

Дореформенный суд в Российской империи глазами А.С. Пушкина в романе «Дубровский»

«Увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право»

А.С. Пушкин («Дубровский»)

Жизнь великого русского поэта, драматурга и прозаика, заложившего основы русского реалистического направления Александра Сергеевича Пушкина оборвалась 29 января (10 февраля) 1837 году; в этом же году Ф.И. Тютчев в память о Пушкине напишет: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. »[1]. Таким образом Пушкин не застал Судебную реформу императора Александра II. Существовавшая к началу царствования Александра II в России судебная система в основных чертах была определена «Учреждением о губерниях» 1775 года. Она состояла из трех уровней: уездного, губернского, и общегосударственного и отражала общие черты законодательства эпохи Екатерины II — широкую выборность, коллегиальность, сочетание раздельных сословных учреждений на нижнем уровне, смешанных коллегий с представительством разных сословий на среднем уровне и правительственных учреждений на верхнем. Одним из главных проблем той системы судопроизводства, которая по сути продолжалась вплоть до 1864 года, была длительность судебного разбирательства. Сенатор и тайный советник К.Н. Лебедев в 1847 году писал: «Человек, узнавший российское правосудие, может заболеть и помешаться, так оно отвратительно дурно»[2].

Будучи автором великолепных стихов, рассказов, повестей и романов Пушкин, с присущим ему изяществом и легкостью слога, который увлекает вас и словно уносить вдоль цветущих берегов рек и благоухающих нив, затрагивал в них не только вопросы бытия человека, любви и свободы, но и вопрос справедливости. Право справедливости поднято им и в романе «Дубровский». Пушкин показывает нам как можно незаконно и несправедливо лишиться имущества и к каким трагическим последствиям это может привести.

История с судебной тяжбой в данном произведение разворачивается между двумя давними приятелями и соседями: знатным, богатым, своенравным и несколько надменным — Кирилл Петровичем Троекуровым и отставным поручиком гвардии, «владевшим семидесятью душами» — Андрей Гавриловичем Дубровским. Пушкин указывает, что несмотря на разный уровень имевшегося богатства их все же связывали некоторые схожие обстоятельства: «В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдавели, у обоих оставалось по ребенку».

Однако в скором времени товарищи поссорились и дело дошло суда. Здесь стоит сразу отметить, что А.Г. Дубровский был единственным человеком, который не хотел покоряться Кирилл Петровичу и всегда отвечал ему как равному, что, естественно, не нравилось Троекурову, привыкшему к полному поклонению окружающих его людей независимо от рода и чина. Так, после того, как Дубровский вышел в отставку Троекурову предлагал ему свое покровительство, «но Дубровский благодарил его и остался беден и независим». Следующий раз их позиции «столкнулись», когда Троекуров начал разговор, что хоть они и бедны, но все же он возможно мог бы отдать свою дочь Марию замуж за сына Дубровского, Владимира; на это Андрей Гаврилович ответил категорически отрицательно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».

Таким образом, отношения между соседями ухудшались. Однажды Троекуров со своими гостями, в числе которых был и Дубровский, пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле. Кирилл Петрович гордился своей псарней и не упускал возможность всегда похвастаться ею перед своими гостями. Во время очередного обхода Дубровский позволил себе язвительную фразу, что собаки Троекурова живут лучше, чем его рабочие. На это ему был дан дерзкий ответ одним из работников, что они не жалуются на жизнь, но однако же не спорят, что некоторые дворяне с удовольствие променяли бы свою усадьбу на псарню. Эти слова очень обидели Дубровского, и он незаметно покинул всех и уехал к себе домой. Когда Троекуров заметил его отсутствие, то приказал незамедлительно поехать за ним, но ни первая попытка возвратить его, ни вторая успехом не увенчались, что очень разозлило властного барина.

Статья в тему:  Суд советского района минск как доехать

Последней же каплей, которая окончательно рассорила указанных героев стало то обстоятельство, что, однажды проезжая по своему имению Дубровский услышал удар топора и увидел падающее дерево. Оказалось, что рабочие Троекурова без спроса заехали на территорию имения Дубровского и начали рубить лес. Дубровский приказал схватить незваных гостей и высечь прутьями, а лошадей забрать себе.

Самолюбивый Троекуров не мог этого простить и им было решено найти какой-либо способ для того, чтобы лишить Дубровского его родового имения. Для этого ему пригодился заседатель Шабашкин, которой как раз в этот день заехал к нему.

(Этот Шабашкин — один из земских заседателей уездного судебно-административного органа в России в 1775 — 1862 годы. Нижний земский суд, как правило, состоял из избираемых местным дворянством на 3 года земского исправника (капитан-исправника) и двух — трёх земских заседателей).

Троекуров высказал ему вот какую идею: «Постой однако же. Это имение некогда принадлежало нам, было куплено у какого-то Спицына и продано потом отцу Дубровского. Нельзя ли к этому придраться… Подумай, братец, поищи хорошенько».

Тут же, на соответствующий вопрос Шабашкина о возможность как-то получить документы на землю Троекуров ответил, что их у Дубровского нет, поскольку у него все бумаги сгорели во время пожара.

«- Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего же вам лучше? – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие» — подытожил Шабашкин. Кирилл Петрович в свою очередь пообещал отблагодарить. С этого момента началась подготовка для обращения в суд, которым полностью занимался Шабашкин: «Со своей стороны Троекуров столь же мало заботился о выигрыше им затеянного дела – Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

Через две недели Дубровский получил из города запрос с просьбой предоставить объяснения насчет его владения землей, а еще через некоторое время приглашение из полиции о необходимости явится в назначенную дату к земскому судье, для разрешения земельного спора.

Статья в тему:  Хто призначає суддів конституційного суду україни

По словам Пушкина, в уездном суде участников спора встречали по-разному: Дубровского почти никто не замечал, а Троекурову поклонялись.

Согласно решению суда, имение перешло к владению Троекурова. Суд пришел к мнению, что Дубровский не доказал права собственности на данный земельный участок. Предоставленная им доверенность, согласно которой отец Троекурова предоставлял право титулярному советнику Соболеву совершить сделку купли-продажи земли в пользу отца Дубровского — право собственности не подтверждает. Напротив, Троекуров предоставил договор купли-продажи его отцом данного имения у Спицына. В то же время, судом отказано в удовлетворении требований о взыскании с Дубровского денежных средств за неправомерное владение имуществом.

По окончании судебного заседания, по словам А.С. Пушкина, Дубровский находился с начала в некотором недоумении, а после – в гневе; он никак не реагировал на просьбу секретаря подписать документ: «Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову. Секретарь повторил ему свое приглашение подписать свое полное и совершенное удовольствие или явное неудовольствие, если паче чаяния чувствует по совести, что дело его есть правое, и намерен в положенное законами время просить по апелляции куда следует. Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!» Потом, обратясь к Кирилу Петровичу: «Слыхано дело, ваше превосходительство, — продолжал он, — псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу. » Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество.

Судии, надеявшиеся на его благодарность, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. Он в тот же день отправился в Покровское».

Незаконное судебное решение, по которому Дубровский лишился своего имения очень пошатнуло его здоровье, даже приезд сына не смог спасть главу семьи от кончины, а всего лишь немного отсрочило смерть. Дубровский – старший вскоре помер, а сын сжег дом отца и подался в разбойники.

Статья в тему:  Как составить апелляцию на решение районного суда

История семьи Дубровских является характерным примером того, к каким трагическим событиям может привести незаконное судебное решение. Как опасно пренебрегать принципами законности и справедливость при отправлении правосудия, и как корыстны порой могут быть люди.

Владимир же Дубровский не только лишился отца и имения, но и не смог спасти свою любовь — Марию Кирилловну. Отец насилу отдал ее замуж за старого богатого князя Верейского.

[1] Из стихотворения «29-е января 1837» (1837) Федора Ивановича Тютчева (1803 — 1873), написанного поэтом на смерть А. С. Пушкина.

[2] Лебедев К. Н. Записки // Русский архив. — 1910. — № 10. — С. 241. цит. по: В. Г. Ярославцев «Нравственное правосудие и судейское правотворчество» //Москва//2007//ISBN 5-7205-0790-6.

Тема и идея романа «Дубровский»

Роман «Дубровский» был написан Пушкиным в 1833 году. Сюжет для ее написания подарил автору его друг Павел Нащокин, рассказав о некоем нижегородском помещике Островском, у которого было отнято имение. Несмотря на то, что Россия лесистая страна, лесные разбойники в ней не безобразничали. Каждый подобный факт жестоко пресекался властями. Но Пушкину, ознакомившемуся с произведениями Вальтера Скотта, захотелось перенести сюжет о благородном разбойнике на русскую почву. Только обыграл Пушкин события по-своему. В своем многоплановом произведении Александр Сергеевич разработал несколько одновременных тем:

  • Уродство крепостнического строя;
  • Циничность и продажность чиновничьего аппарата;
  • Истоки возникновения народных бунтов;
  • Любовь и противостояние отцов и детей.

В романе «Дубровский» красной нитью проходит тема чиновничьего бюрократизма и продажности. Не случайно поговорка «Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло» родилась в России. Троекуров «повернул» закон в свою сторону. Его боялись. Перед ним лебезили и ломали шапку даже те, кто по долгу службы был обязан одернуть его и поставить на место. От него ждали подачки и получали ее.

Статья в тему:  Можно ли отказаться давать показания в суде

200 лет прошло. Сменилось несколько общественно-политических формаций, а сознание людей осталось на прежнем уровне. И сейчас можно видеть, как чиновничество, те же прокуратура, суды ломают шапку перед властью денег. Появились новые Троекуровы, завладевшие предприятиями, сельскохозяйственными фермами, и возомнившие себя хозяевами жизни, владельцами целых городов.

Люди не нашли защиты у закона, и потому взялись за топоры и вилы. Достаточно было только одного слова Владимира, и пламя пожара запылало бы в Покровском. Но тут вмешалась любовь.

В этом произведении Пушкин пытается рассмотреть причины появления разбойников, истоки зарождения народных войн. Пушкин в этот период занимался темой Пугачева, и она вскользь отразилась в этом многоплановом произведении. Ведь в Пугачевском бунте тоже участвовали такие же мужики, как кузнец Архип, Степан, кучер Гришка.

Правда, в этом произведении банда разбойников пропала также внезапно, как и появилась, но не стоит забывать, что произведение по некоторым сведениям осталось незавершенным, и какие планы были на своих героев у Пушкина, было только одному автору ведомо.

Идея произведения витала в воздухе – это уничтожения крепостничества. Этого требовала от царя вся прогрессивная общественность. Но царь, считавший себя прогрессистом, колебался. Ведь на крепостничестве держалось дворянское состояние и состоятельность, а дворянство оплотом и надеждой царизма. Нужно было решить вопрос так, чтобы и овцы были целы и волки сыты.

В романе Дубровский показана изнанка крепостничества. Людей, как щенят, могли продавать, сечь за малейшую провинность, за них решали, кому и на ком жениться. Пользуясь своей властью, Троекуров пользовал юных красивых девушек, а потом сам выдавал их замуж за своих крестьян. И попробуй тут не женись. В общем, крепостные крестьяне были не свободны даже в личной жизни. Но Троекуровские крестьяне гордились и бахвалились влиянием своего барина. Они воровали чужой лес, хозяйничали на соседских полях и огородах, зная, что с их барином никто не захочет тягаться, и что барин заступится за них. Крестьяне, родившиеся крепостными, воспринимали свое крепостничество как должное, они не видели иной жизни и не представляли себе, что может быть иначе.

Статья в тему:  Где находится первомайский суд в бишкеке

Дубровский, как помещик по-человечески относился к своим крестьянам, не драл с них трех шкур, и понятно, что крестьяне встали горой за своих господ.

Тема любви Владимира к Маше в романе играет не последнюю роль. Любит ли Владимира Маша? Не факт. Возможно, она продолжает относиться к нему как к учителю брата. Она не воспринимает, не может воспринимать Владимира как равного себе, но готова воспользоваться его услугой. Но в ней говорит своенравный характер, стремление доказать всем, что она не ребенок, и не игрушка, а личность. Маша бравирует тем, что грозный Дубровский приедет и спасет ее.

А когда Дубровский приехал после венчания, она отказалась уезжать вместе с ним. В этом поступке кроется не чувство долга перед новоявленным мужем, а протест, теперь уже Владимиру: раз ты опоздал, я твоей никогда не буду. Хотя она свои слова облачает в маску благородства и верности. Она не произнесла слов клятвы, священник объявил ее супругой Верейского, не дождавшись ее ответа. Но в нее вселился демон противоречия. Дубровскому сказала, что она дала клятву.

Критика неоднозначно отнеслась к роману. Анна Ахматова, не разглядев всей многоплановости и объема развитых в произведении социальных проблем, назвала это произведение «неудачей Пушкина», которая могла бы стать великолепным чтивом для своего времени.

Российский суд в романе Пушкина «Дубровский» — как работает «право сильного»?

Закон и право на стороне «сильного», судебная процедура создает лишь видимость правосудия, судебные акты нужны лишь для предания внешней формы явлениям, которые предопределены заранее.

Именно эти мысли пытается донести до нас Александр Сергеевич в своем знаменитом романе.

Не скрою, судебный процесс между Дубровским-отцом и помещиком Троекуровым как-то ускользнул от меня на школьных уроках литературы. Учительница, и мы вслед за ней, более обращали внимание на молодого разбойника Дубровского, на пылкий роман, на портреты молодых героев.

Между тем, реалистичный образ судопроизводства 19 века не менее ценен с точки зрения понимания корней и традиций отечественного правосудия.

Лишился поместья

Помним, что судебный процесс из-за имения был проигран Дубровским-отцом. При этом никаких законных оснований притязать на соседское поместье у Кирилла Троекурова не было. Право силы в чистом виде.

В основу сюжета положено реальное судебное дело. Судебная тяжба между поручиком Муратовым и подполковником Крюковым разбирал в 1832 году Козловский уездный суд.

Пушкин особо не мудрил, просто заменил фамилии в судебном решении, оставив его в остальном без изменений. В результате мы видим в «Дубровском» цитату реального судебного акта середины 19 века.

Статья в тему:  Кто может обратиться в конституционный суд рб

Что говорит о «праве силы»?

Очень показателен диалог между Троекуровым и судебным заседателем Шабашкиным. Пушкин буквально акцентирует внимание читателя на аргументах помещика:

В последнем абзаце вся соль.

При этом Пушкин не описывает сам судебный процесс. Ну или почти не описывает. По всей вероятности, такие процессы были в период жизни писателя настолько привычны. что вряд ли могли вызвать интерес читателя.

Пушкин обращает внимание на господство антиправового явления, не стремясь при этом детализировать и без того известные широкой публике факты.

Решение суда же Александр Сергеевич публикует целиком, потому что, как он сам выразился в романе, приятно будет всякому узнать, каким образом можно лишиться собственности, принадлежащей человеку по праву.

Печальный итог

Судебная система, призванная вершить правосудие, вершить его не способна. И проблема не в отдельном судебном заседателе, не в отдельном уездном суде, проблема функциональная и существует на уровне судебной системы в целом.

Да просто сжечь. Сжечь эту несчастную Кистеневку. А разве есть еще какой-нибудь выход?

Все использованные в статье изображения распространяются по свободной лицензии.

Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.

Канал «О праве по-русски» ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть на своем экране серьезные юридические тексты, написанные простым языком

Анализ романа «Дубровский» Пушкин

Пушкин в романе «Дубровский» обратил внимание на бесправное положение отдельных групп общества, оно прослеживается даже между представителями дворянского сословия. За приключенческим сюжетом виден глубокий социальный конфликт и критика устройства общества.

Краткий и полный анализ романа показывают, с помощью каких приемов автор достиг столь многопланового повествования.

Годы написания — 1832-1833, год публикации – 1841.
История создания — Идея сюжета была взята из исторических хроник. Заглавие роману дали редакторы, так как Пушкин трагически погиб и не успел его назвать.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм с чертами романтизма.
Основная идея — Из-за бессилия закона перед богатством и связями, у людей не остается надежды на справедливость, приходится добывать ее самим.
Тема — Бесправное положение честных, но бедных людей.
Проблема — Тяжело не потерять нравственную опору, когда становишься преступником, пусть это и произошло поневоле. Важно оставаться человеком чести и долга.
Композиция — завязка романа – ссора двух помещиков, приведшая к большому конфликту; кульминация – признание Дубровского Маше; развязка – Маша становится женой Верейского. Финал открытый, чтобы читатель выстроил свою версию окончания романа.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения
Статья в тему:  Обоюдная вина при дтп со смертельным исходом как проходят суды

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Продажность российской судебно-исполнительной системы и всего чиновничьего аппарата.

Проблема: Деньги, власть и связи позволяют легко творить беззаконие, в ответ это толкает пострадавших пойти на преступления во имя справедливости.

2. Тема: Бесправие младших поколений в семье, отсутствие права голоса у женщин.

Проблема: Историю Маши Троекуровой, которую выдают замуж насильно за нелюбимого старого человека, можно считать типичной.

3. Тема: Зарождение народного недовольства и крестьянских восстаний.

Проблема: Народ способен восстать и показать свою силу, если его интересы ущемляются слишком сильно.
(По этой причине восстают крестьяне Дубровских: они преданы хозяевам, обращавшимся с ними по-человечески, и сочувствуют им, когда у тех отнимают имение).

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Если бы Пушкин хотел написать просто приключенческий любовный роман, он следовал бы канонам жанра и придумал счастливый финал. Но в романе «Дубровский» зло всегда побеждает добро: Троекуров отбирает чужое имущество, старший Дубровский сходит с ума и умирает, младший – становится разбойником, а позже не успевает спасти любимую от принудительного замужества. Вместо надежды автор оставляет читателю чувство безысходности, ощущение, что справедливости и честности нет. Тем самым автор подчеркивает, что общественные устои нуждаются в переменах.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Троекуров, Кирилл Петрович — деспотичный помещик, перед которым все заискивают и унижаются. Человек, считающий, что власть его денег сильнее законов. Отнимает поместье у бывшего друга просто из мести, желая проучить. Олицетворяет собой все пороки грубых, малообразованных помещиков, которые теряют голову от богатства и вседозволенности.
Дубровский-старший, Андрей Гаврилович — благородный дворянин из обедневшего рода, сосед Троекурова. Из-за нежелания Дубровского терпеть глумление со стороны Кирила Петровича, между бывшими друзьями возникает конфликт. Благородный, но совершенно беспечный в правовом плане человек. Сходит с ума из-за потрясения, вызванного предательством, позже умирает.
Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича, которому приходится восстанавливать справедливость, став «благородным» разбойником. Он же подставной француз Дефорж, который проникает в дом Троекурова под видом учителя. «Отменяет» месть из-за любви к Маше, дочери злодея.
Мария Троекурова — дочь Кирила Петровича, 17-летняя красивая и умная девушка. Влюбляется в Дефоржа-Дубровского. Не может распоряжаться своей судьбой и вынужденно выходит замуж за того, за кого выдали.
Верейский — пожилой князь, старый волокита. Женится на Маше, хотя не любит девушку, она нужна ему для статуса и развлечений. Его образ подчеркивает, что семьи зачастую создавались без любви и уважения.

Статья в тему:  Какой суд занимается административными правонарушениями

п.4. Литературные приёмы

✓ Антитеза — контрастные сцены, которые усиливают впечатление.
(Дружба – предательство в сцене суда. Возвращение в родной дом – смерть отца. Праздник – ограбление. Любовь – скрытность, бегство.
Свадьба – нападение разбойников.)
✓ Краткость и сжатость повествования, лаконичное изображение героев и их поступков
✓ Прием умолчания — когда в романе появляется Дефорж, читатель не может заподозрить в нем Дубровского. В роли разбойника он также не открыт до конца: автор ограничивается только упоминанием молвы, сплетен, слухов.
✓ Прием «оборотничества» — Дубровский предстает перед читателями в трех ролях: молодого честолюбивого офицера, преподавателя-гувернера Дефоржа и атамана шайки разбойников.
✓ Эпитеты — барская праздность, шумные и буйные увеселения, бестолковые строки, печальный дом, пустынная жизнь и т.д.
✓Сравнения — искры полетели огненной метелью; барышни стеснились между собою, как робкое стадо козочек; прошли мимо меня, как небесное видение; веселилась как дитя.
✓ Метафоры — погрузился душою в мир семейного счастья; в скромном молодом французе таился грозный разбойник; её мысли не следовали за работой, они были далеко.

п.5. Конфликт произведения

Очевидный конфликт в романе происходит между двумя помещиками – Троекуровым и Дубровским. Один задел честь и достоинство другого, считая, что имеет на это право просто по факту богатства и власти. Это привело к ссоре, преступному изъятию имения, противостоянию семей. Ситуацию спасло только то, что сын Дубровского испытывал чувства к дочери Троекурова, а потому отказался от мести.

Более глубокий конфликт – это расслоение и поляризация общества, даже внутри одного сословия. Читатель видит, как велика пропасть между помещиком и крепостным крестьянином, который приравнивается к скоту. Но пропасть видна и между обедневшим Дубровским и богатым Троекуровым, который купил всё и всех. Когда закон и нормы морали перестают иметь ценность в обществе, начинается разрушение его основ. Автор понимал эти социальные процессы и привлекал к ним внимание с надеждой когда-то изменить жизнь российского общества к лучшему.

Анализ «Дубровский» Пушкин

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4413.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4413.

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы. Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. Анализ произведения «Дубровский» включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания. Он будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором романа «Дубровский»по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.

Статья в тему:  Возврат алиментов если она сама призналась в суде что не мой сын

Год написания – 1833 год.

История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.

Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистенёвки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского за границу.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что её можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершён в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 года после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский».

для самых рациональных —

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Статья в тему:  В какой мировой суд подавать иск

Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал её замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. И в любых условиях оставаться честным, благородным человеком. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция

Композиция романа отличается чёткой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязка произведения – ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистенёвку. Узнав вердикт судьи, Дубровский внезапно тронулся умом и спустя время умер.

Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистенёвку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем. Этим поступком Маша даёт урок благородства Владимиру Дубровскому.

Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского за границу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дубровского», а для основных подготовили отдельные страницы:

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру романа, в котором раскрыто множество проблем своего времени – социальных, философских, любовных.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Источники:

http://zakon.ru/blog/2020/5/28/doreformennyj_sud_v_rossijskoj_imperii_glazami_as_pushkina_v_romane_dubrovskij

http://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/tema-i-ideya-tema-i-ideya-romana-dubrovskij.html

http://zen.yandex.ru/media/rupravo/rossiiskii-sud-v-romane-pushkina-dubrovskii-kak-rabotaet-pravo-silnogo-5d9c18bf32335400b1602a9c

http://reshator.com/sprav/literatura/analiz/dubrovskij-pushkin/

http://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/analiz-proizvedeniya-pushkina.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector