0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К каким органам относится суд

Содержание

Судебные инстанции: определение, виды, сущность и особенности

Суд или его подразделение, которое в установленном порядке осуществляет рассмотрение дел, является судебной инстанцией. Каждая из этих структур имеет определенные полномочия, в соответствии с которыми может быть определена их иерархия и подчиненность.

Понятие судебной инстанции

Судебные инстанции — это суды, которым отводится определенная роль в общей судебной системе государства. В рамках своей юрисдикции они могут рассматривать иски или же определять степень законности решений, вынесенных судами более низких инстанций. Стоит отметить, что Конституционный суд — это высшая судебная инстанция, а потому его решения являются окончательными и не могут быть обжалованы или пересмотрены.

Стоит четко разделять понятия судебных звеньев и инстанций. Первые представляют собой систему соответствующих учреждений, которые находятся на равном положении. Вторые же имеют значительные различия в полномочиях.

Судебные инстанции РФ

В каждом государстве разработано собственное судебное законодательство. Применительно к Российской Федерации можно говорить о существовании следующих инстанций:

  • первая судебная инстанция (или суд первой инстанции) — производит первичное рассмотрение дел и выносит решения по ним;
  • вторая судебная инстанция — производит рассмотрение апелляций по решениям первой в тот период, пока они еще не вступили в свою силу;
  • кассационная — определяет законность и правомерность решений, вынесенных первой и второй инстанциями, уже вступивших в силу (не касается существенной составляющей дела и не рассматривает доказательства);
  • надзорная — обладает правом проверки законности вступивших в силу решений кассационной службы;
  • суд по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассматриваемых дел.

Первая инстанция

Суду первой инстанции предоставляется право рассмотрения исков по существу. К их полномочиям относится изучение доказательств, определение виновных лиц и меры наказания, полное или частичное удовлетворение исковых требований (или полный отказ).

В судебном процессе принимают участие обе стороны конфликта. Если дело касается гражданского производства, то это истец и ответчик. В случае с уголовными преступлениями речь идет о сторонах защиты и обвинения. Процедура рассмотрения дела в суде достаточно сложная. Для начала идет подготовка, а после — следствие в соответствии с имеющимися сведениями и доказательствами. Следующим этапом можно считать судебные прения, в ходе которых каждая из сторон приводит аргументы в свою пользу. Конечным этапом является вынесение решения по делу.

Статья в тему:  Какие документы нужны для подачи в суд о невыплате зарплаты

Суды первой инстанции рассматривают дела впервые. Тем не менее в законодательстве предусмотрены некоторые случаи и ситуации, когда дела возвращаются на повторное рассмотрение, не передаваясь в вышестоящие службы. Решение, вынесенное первой судебной инстанцией, может быть обжаловано любой из сторон процесса.

Задачи первой судебной инстанции

Судебные инстанции первого порядка в своей деятельности осуществляют реализацию следующих задач:

  • защита прав и свобод граждан, определенных законодательными актами;
  • осуществление правосудия в установленном порядке;
  • проведение судебного процесса и вынесение окончательного решения на объективной, независимой и беспристрастной основе;
  • вынесение справедливых наказаний за правонарушения с целью предупреждения совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем;
  • формирование в обществе атмосферы уважения к законодательным нормам.

Вторая инстанция

Суды второй инстанции также носят название апелляционных. В их полномочия входит проверка законности решений и приговоров, вынесенными нижестоящими службами. В сроки, установленные законом, пока решение суда еще не вступило в силу, любая из сторон иска может обратиться с апелляцией в том случае, если вердикт оказался неудовлетворительным или неправомерным, на их взгляд.

Особенностью апелляционных судов является то, что они фактически заново проводят расследование и изучение доказательств. По результатам заседания предыдущее решение может оказаться неизменным, может быть скорректировано, а может и вовсе быть отменено. До того времени, как решение второй судебной инстанции не вступит силу, сторонами конфликта может быть подана новая апелляционная жалоба.

Приговор первой инстанции может быть отменен при наличии ряда условий:

  • несоответствие выводов и доводов, указанных в приговоре, обстоятельствам дела, выявленным в ходе повторного рассмотрения;
  • противоречие законодательству или же нарушение судебной процедуры;
  • неправильная или искаженная трактовка статей нормативно-правовых актов;
  • несоответствие степени наказания тяжести преступления.

Стоит отметить, что апелляцию может подать не только ответчик (сторона защиты), но также и истец (сторона обвинения).

Функции апелляционных инстанций

В ходе своей деятельности апелляционные судебные инстанции выполняют три основные функции:

  • первая заключается в проверке законности и правомерности принятых решений;
  • вторая функция — это координация и контроль работы первой инстанции;
  • защита прав и свобод всех сторон судебного производства.

Кассационная инстанция

В круг полномочий кассационных судебных инстанций входит рассмотрение жалоб относительно дел, решение по которым уже вступило в действие. Может определяться законность приговоров не только первой, но также и апелляционной категории. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены следующие решения:

  • отмена приговора ввиду его неправомерности или несоответствия нормам закона (здесь речь может идти о полном прекращении дела, дополнительном расследовании или же о его повторном проведении);
  • вынесение принципиально нового приговора или решения по делу (в связи с вновь открывшимися обстоятельствами или же переквалификацией);
  • внесение частичных изменений в постановление суда;
  • решение суда низшей инстанции может быть оставлено без изменений.

Надзорная инстанция

К полномочиям судебной надзорной инстанции стоит отнести проведение в установленном законом порядке проверки законности и состоятельности решений, принятых теми или иными органами и уже вступивших в действие. Надзорное производство характеризуется некоторыми особенностями:

  • рассматриваются решения, которые уже вступили в свою законную силу;
  • помимо решений судов первой инстанции, могут быть также пересмотрены приговоры апелляционных и кассационных, а также нижестоящих надзорных служб;
  • в отличие от кассационных инстанций, где суд обязан рассмотреть заявление, в надзорных учреждениях решение о начале проверки остается на усмотрение судьи;
  • суд надзорной инстанции в принятии своих решений руководствуется исключительно данными собственной проверки, а не каких-либо доказательств, представленных истцом;
  • подача заявления не ограничена сроками;
  • пересмотр результатов разбирательства возможен только в исключительных случаях силами высшего суда;
  • данные судебные учреждения также уполномочены рассматривать дела, открытые в связи с вновь выяснившимися обстоятельствами.
Статья в тему:  Как сохранить спокойствие в суде

Надзорные органы могут выступать как судебные инстанции арбитражных судов или же относиться к системе судов общей юрисдикции.

Акты судебных инстанций

Все решения, которые выносят те или иные судебные инстанции, закрепляются в соответствующих актах. Можно выделить следующие разновидности:

  • Судебное решение предусматривает установление взаимоотношений между сторонами процессов касательно материального права. В нем отражается не только законная составляющая вопроса, но также и принуждение всех участников к соблюдению норм. Судебное решение выносится объективно, беспристрастно, исключительно на основании правовых норм, действующих в государстве, а не с точки зрения морали или справедливости.
  • Судебное определение выносится по вопросам, которые непосредственно не касаются существа рассматриваемого дела, но, тем не менее, требуют отдельного изучения, расследования и производства. Данный акт может быть составлен как в устной, так и в письменной форме, но они являются полностью равноправными и обязательными к исполнению. Важным моментом является то, что судебное определение может быть обжаловано отдельно и независимо от судебного решения.

Выводы

Судебная система представляет собой определенную структуру, в основе которой лежат судебные инстанции. Каждая из них имеет определенные полномочия. Так, говоря о первой, стоит отметить, что она занимается первичным рассмотрением того или иного дела. На данные учреждения возлагается ответственность за изучение доказательств, на основании которых выносится решение. Оно может быть обжаловано в апелляционных или кассационных инстанциях.

Последние выступают вторыми в судебной иерархии. Первая занимается обжалованием решений, которые еще не вступили в силу. По сути, проводится новое рассмотрение дела и судебное следствие. Кассационные инстанции занимаются делами, решения по которым уже вступили в действие. Данные органы не касаются сути дела, а лишь изучают вынесенный акт с точки зрения правомерности и соответствия закону.

Надзорные инстанции уполномочены проверять деятельность любых нижестоящих судебных органов. Их особенность состоит в том, что они проводят собственную ревизию деятельности судей, не касаясь при этом сути дела. Подача заявления еще не является основанием для осуществления разбирательства. Судья самостоятельно определяет целесообразность проведения расследования.

Правоохранительные органы РФ

О чем эта статья:

9 класс, 10 класс

Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие закону;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.

Определение правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.

Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • расследование нарушений права;
  • обеспечение безопасности;
  • предупреждение правонарушений;
  • прокурорский надзор;
  • исполнение решений суда;
  • оперативный розыск;
  • охрана общественного порядка;
  • юридическая помощь и консультирование.

Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.

Статья в тему:  Протягом якого строку подається апеляційна скарга на рішення суду

Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.

Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.

Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.

Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • органы федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны;
  • органы государственной налоговой службы;
  • таможенные органы;
  • органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • органы предварительного расследования;
  • органы юстиции.

Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.

МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.

Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.

Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.

Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.

Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.

Статья в тему:  Когда заработает апелляционный суд в лнр

Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.

Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.

Министерство юстиции РФ:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба судебных приставов.

Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:

Органы выявления и расследования правонарушений.

Органы юридической помощи.

Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.

Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Статья в тему:  Почему парусные суда пересекая атлантический океан

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья в тему:  Когда подается апелляция в суд

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

Статья в тему:  Нужно ли понятым являться в суд

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Органы судебной власти

В соответствии с принципом разделения властей одна из трех (наряду с законодательной и исполнительной властью) основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Содержание

Судебная власть в России

Признаки

  1. Осуществляется только судами
  2. Имеет полную самостоятельность
  3. Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
  4. Подзаконность — руководство законами при принятии решений.
  5. Правоприменительный характер.
  6. Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.
  7. Единство судебной системы РФ:
  1. Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».
  2. Соблюдение всеми судами законов РФ.
  3. Признание обязательности решений
  4. Особый статус судей
  5. Финансирование судей из федерального бюджета.

Органы судебной власти

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Высшие федеральные суды:

  • Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);
  • Верховный Суд Российской Федерации
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.
  • Верховный Суд США

Судебная власть в мусульманских странах

В некоторых мусульманских странах судебная власть осуществляется на основе шариата.

Ссылки

  • Булаков О. Н.Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 185-186.

См. также

  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Органы исполнительной власти города Москвы
  • Органы чувств

Полезное

Смотреть что такое «Органы судебной власти» в других словарях:

Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший … Энциклопедия права

Статья в тему:  Какая страна занимает второе место по производству судов и телевизоров

Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды, а также суды субъектов РФ … Большой юридический словарь

Органы судебной власти — система государственных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия, т.е. разрешение дел о нарушениях закона, возникающих в обществе споров и определении мер юридической ответственности в отношении лиц, совершивших… … Теория государства и права в схемах и определениях

Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; … Энциклопедия права

Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; … Энциклопедия права

Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Энциклопедия права

Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; … Большой юридический словарь

Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; народные собрания,… … Большой юридический словарь

Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Большой юридический словарь

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Что такое суд и какие функции он выполняет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Какие мысли возникают у вас в голове при упоминании слова «суд»?

Многие ассоциируют этот орган с разрешением споров, справедливостью (это что?), законом, правопорядком.

Первые суды появились ещё во времена до н.э. параллельно со становлением государственности. Так, в Древней Греции дела публично рассматривали дикастерии – многолюдные судебные коллегии. Но уже тогда они руководствовались греческими законами.

А как выглядит и что делает суд сегодня? В этой статье вы найдёте ответы.

Суд — это.

Суд – это орган, который разрешает юридические споры на основе действующих норм права. В организационном плане он состоит из двух частей: судей (и их коллегий) и судебного аппарата.

Первые, собственно, и выступают воплощением судебной власти. Они рассматривают дела на основе внутреннего убеждения и руководствуются действующим законодательством. Решения судей обязательны для исполнения и обеспечиваются силой государственного принуждения.

Формально судебная власть независима от двух других ветвей – законодательной и исполнительной.

То есть, никто из чиновников или депутатов не вправе указывать судье, какое решение принимать. У каждой ветви власти есть свои системы органов и финансирование.

Статья в тему:  В какой суд подавать иск к акадо

Судебный аппарат – это люди, которые работают в суде, но непосредственно не осуществляют правосудие. Они решают организационные и технические задачи, то есть помогают судьям.

Вот примеры лиц, которые входят в аппарат:

  1. секретари судебных заседаний – ведут протоколы, направляют повестки, знакомят участников процесса с материалами дела;
  2. специалисты управлений и отделов, советники – отвечают на обращения граждан, ведут статистику рассмотрения дел, дают консультации, участвуют в совещаниях по улучшению работы судебной системы;
  3. помощник председателя – готовит проекты документов, распределяет дела на судей;
  4. работники канцелярии и архива – принимают и направляют судебную корреспонденцию, обеспечивают сохранность дел.

Эффективная работа суда – результат совместных усилий всех звеньев. Как и ошибки в рассмотрении дел нельзя списывать на отдельную личность.

Часто у судьи стоит по 10-15 процессов в день из-за экономии верхов на кадрах или неграмотного распределения дел.

Это приводит к поверхностному рассмотрению споров, упущению деталей. Согласно опросу Института проблем правоприменения 2018 года, более ¾ судей постоянно задерживаются на работе.

Функции суда в государстве

Основная функция суда – это правосудие, то есть рассмотрение и разрешение юридических споров. Последние бывают гражданскими, уголовными, экономическими, военными и другими в зависимости от сферы нарушенных прав участников.

Дополнительно учёные-правоведы выделяют следующие функции суда:

  1. Контрольная.
    Включает проверку законности действий дознавателя, следователя, прокурора и других лиц из правоохранительных органов. Также к судебному контролю относится рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на решения нижестоящих инстанций, анализ качества доказательств.
  2. Корректирующая.
    Охватывает рассмотрение вопросов, касающихся исполнения решения. Например, судья может его отсрочить или освободить осуждённого от отбывания наказания.

Организационная.

Предполагает выполнение судьёй полномочий по руководству судебным заседанием. Например, разъяснение процессуальных прав и обязанностей участников, определение последовательности выступлений.

Также в ряде источников можно встретить упоминания и о других функциях: правоохранительной, правоприменительной, регулятивной, компенсационной, восстановительной, превентивной, толкования права.

Основные споры учёных сводятся к тому, считать ли такие направления деятельности самостоятельными или относить к правосудию.

Виды судов в России

В юридической науке существует множество классификаций судов, хотя не все они актуальны для России. Рассмотрим, какие учреждения есть в стране, и какую систему они образуют.

Первый блок. Конституционный суд РФ

Основная функция органа – контроль нормативных правовых актов на соответствие Конституции.

Формально ему не подчиняются никакие учреждения, в том числе конституционные субъекты РФ. Однако решения этого органа судьбоносны и влияют на судебную практику в стране.

Второй блок. Верховный суд РФ

Осуществляет надзор за всеми судами (кроме конституционных), даёт им разъяснения, обобщает судебную практику. Рассматривает некоторые категории дел в качестве апелляционной и кассационной инстанции.

У Верховного суда есть четыре подсистемы:

    Суды общей юрисдикции. Наверху стоят Верховные суды субъектов РФ (это как?): республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей.

Ниже в подсистеме идут районные суды и мировые судьи.

  • Военные (флотские) суды. Есть окружные и гарнизонные. Осуществляют правосудие в войсках.
  • Арбитражные суды. Округов, апелляционные и субъектов РФ. Разрешают экономические споры и другие дела, связанные с ведением предпринимательства.
  • Суд по интеллектуальным правам. Специализированный орган, который рассматривает дела в сфере интеллектуальной собственности (защита авторских прав, выдача патентов (это что?), регистрация товарных знаков и т.д.).
  • Таким образом, виды судов выделяют прежде всего по категориям рассматриваемых дел.

    К общим относятся те, в ведении которых находятся гражданские, уголовные и административные споры. К специализированным – остальные учреждения (например, арбитражные, военные). Конституционные суды – это отдельный вид.

    Существуют ещё и такие критерии классификации:

    1. по месту в международном праве: надгосударственные и национальные;
    2. по территориальному уровню: федеральные, субъектов РФ;
    3. по субъекту учреждения: государственные, негосударственные (например, третейские, товарищеские), религиозные.

    » alt=»»>

    В периоды войн и революционных потрясений во многих странах создавались особые, чрезвычайные, военно-полевые и другие суды, деятельность которых носила карательный характер.

    Сейчас такие учреждения считаются неправовыми субъектами и запрещены конституциями демократических государств.

    Выводы

    Таким образом, суд – это и воплощение судебной власти, и коллектив людей, и организационный процесс в зале заседания. Это последнее место, где можно отстоять свои права и добиться справедливости.

    Однако качество правосудия зависит от многих факторов, на которые судьи не всегда могут повлиять.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (9)

    Если по пятнадцать процессов в день, то что удивляться, когда судья выносит неправосудное решение, нас ведь много, а он один. Какие-нибудь простейшие дела можно уже и искусственному интеллекту доверить, такой подход позволил бы снять часть нагрузки с судей. Уверен, что с внедрением ИИ, правосудие стало бы более объективным.

    Я вот что сейчас понять не могу, недавно реформа конституционная прошла, что-то там изменили в Конституции России касаемо международного права, вроде теперь иностранные суды нам не указ.

    Знаю, что многие люди обращаются в ЕСПЧ, там оспаривают решения наших судов и делают это зачастую успешно, вот что теперь с этими решениями ЕСПЧ, имеют они все ещё силу юридическую в России или нет?

    Для меня работа в суде, особенно по уголовным делам — могла бы быть одной из самых любимых. Нравится юриспруденция. Если бы не коррупционная составляющая. Многие как раз и выбирают эту дорогу из-за возможности поживиться. Ну а я предпочитаю, чтобы все было по справедливости.

    Да нет такого обращения «Ваша честь», к суду обращаются с фразой «Уважаемый суд», а первое обращение фигурирует во всяких телевизионных шоу и сериалах.

    Виктор: ну, наверное, я мог бы угадать страну, про которую вы пишите. Там действительно, суды — это чисто коммерческие институты (ни одной посадки даже мелкого чиновника, ибо все откупаются). Печалька.

    Хотелось бы узнать подробнее о тех факторах, что мешают судьям качественно выполнять свою работу, кроме большой нагрузки.

    Плохо, если суды лишь формально не зависят от других ветвей власти. Суд должен быть объективен и исходить только из норм законодательства, а не из того, что президент одного оппозиционера жуликом назвал до приговора суда.

    Вячеслав: не надо наговаривать. Ваш позиционер давно был приговорен судом за воровство у международной компании. Условно. Дважды! Он кто? Жулик? Или условно жулик? 90 процентов населения были возмущены, что условно, ибо зря пожалели судьи его (он не оценил, судя по речам на последних заседаниях).

    Недавно узнал, что ВС РФ обладает правом законодательной инициативы, считаю это полнейшей глупостью, поскольку такое право противоречит принципу разделения ветвей власти.

    Источники:

    http://businessman.ru/new-sudebnye-instancii-opredelenie-vidy-sushhnost-i-osobennosti.html

    http://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/pravoohranitelnye-organy-rf

    http://duma.gov.ru/news/49137/

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1077198

    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/sud-chto-ehto-takoe-vidy-funkcii-sudov.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector