1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется высший суд у греков

Как проходили суды в Древней Греции

Содержание статьи

  • Как проходили суды в Древней Греции
  • Как проходит судебный процесс
  • Какая форма правления существовала в Греции

В городах Древней Греции существовал своеобразный суд присяжных, который чаще всего называли гелиэя. Данное слово произошло от обозначения солнца, которое звучало как «гелиос» — и данное совпадение было не случайно. Практически все судебные заседания начинались с восходом солнца и заканчивались лишь под вечер.

Суд присяжных

В состав суда гелиэя входило около 6000 граждан, все они избирались с учетом определенных критериев. В качестве критерия отбора кандидатов выступали следующие характеристики: возраст от 30 лет, определенный жизненный опыт, приветствовался мужской пол. Избираться в данное судебное сообщество можно было несколько раз, так древние греки набирались опыта и могли с каждым разом лучше вести судебные заседания.

Все члены данного собрания распределялись по 10 палатам, которые занимались судами определенных дел. Особо важные дела могли рассматривать одновременно три палаты.

Каждый раз в зависимости от председателя судебного заседания менялось название собрания и критерий рассмотрения, то есть если во главе собрания был полемарх, то рассматривались в обязательном порядке, лишь военные дела. Как известно, в Древней Греции полемарх занимал должность военного начальника, а, например, председатель суда, занимающегося религиозными делами, назывался басилей.

Система

Вообще вся судебная система была определенно народной и независимой от государства, так как члены судебных собраний решали все вопросы и споры коллегиально, путем гласного высказывания мыслей каждого. Данная судебная система является демократической и эффективной, так как в ней отсутствует подкупность судей. Ведь на каждом заседании в качестве судей выступали до 500 человек, а во главе собрания был председатель, подкупность априори отвергалась.

На судебном процессе обвинитель приводил доводы, а ответчик старался их опровергнуть, после чего все члены гелиэи начинали голосовать. Если больше половины судей проголосовали, то дело считалось закрытым, по решению большинства ответчик был освобожден от обвинений или, наоборот, наказан.

В качестве наказаний служили следующие меры:
— тюремный срок,
— конфискация имущества,
— денежные взыскания, но самым суровым решением являлась смертная казнь.

Стоит отметить, что с помощью судебных заседаний в Древней Греции и зародилось великое ораторское искусство, ведь высказываться на собраниях надо было четко, остро, и уверенно, чтобы каждый из судей поверил в невиновность подсудимого или наоборот.

Значение ТРЕТЕЙСКИЙ СУД У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

? Самые ранние сведения о существовании Т. суда в древней Греции восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. Самоуправство заменилось спором о праве: стороны вносили Т. судье залог, который вручался выигравшему. Позднее Т. судья стал государственным судьей и залог доставался ему в качестве вознаграждения. Т. судья у Гомера называется . (сведущее лицо, свидетель); он выступает в качестве посредника как в простом пари, так и в споре, которым должны быть установлены права сторон. Примером первого положения может служить описание пари Идоменея с Аянтом (Илиада XXIII, 485 след.), которые, завидев бегущих вдали на ристалище коней, поспорили о том, кому могли принадлежать эти кони. В судьи был предложен Идоменеем Агамемнон. Второе положение иллюстрируется местом из 18-й песни Илиады (ст. 497 и след.), где описывается спор двух лиц о пене, которая должна служить вирой за убийство. Чтобы решить спор, стороны приглашают добровольно судей из городских старцев, которые, сидя на тесаных камнях среди священного круга, берут в руки скипетры и произносят приговор; лежавшие в круге два таланта золота, представленные тяжущимися в качестве залога, предназначаются тому, «кто среди них непреложно выяснит правду». В Аттике Т. судьи назывались диететами (. ). Существовало две формы Т. суда ? частный и государственный. Существование государственных Т. судей обуславливалось трудностью для афинских магистратов решать лично все дела: вследствие этого часть судебных дел гражданского порядка передавалась на решение диететов, соответствовавших римским arbitri или indices. По Шеманну («Griechische Altert u mer», I т., 4 изд., Б., 1897, стр. 513 и сл.), учреждение института диететов относится к середине V в.: их ведению подлежал разбор частных процессов, в которых дело шло об имуществе, ценностью начиная от 10 драхм, причем суд у диететов был первой неизбежной инстанцией (по крайней мере с IV в.). Государственные диететы избирались ежегодно по жребию (. . ), в противоположность частным Т. судьям, избиравшимся сторонами (. . ). К исполнению обязанностей диетета привлекались лица, которым шел 60-й год. Число диететов точно неизвестно: по одним, их было 440, считая по 44 на филу; судя по дошедшей до нас от 324 г. до Р. Х. надписи, диететов было 109, по другой надписи, на четыре филы приходилось 80 диететов. От обязанности диететов нельзя было отказаться под страхом атимии; исключение допускалось лишь для лиц, занимавших какую-либо должность или живших вне пределов страны. Все диететы одного года образовывали разделенную на 10 секций, по числу фил, коллегию, которая иногда действовала корпоративно. Суд диететов отличался от суда присяжных тем, что разбирательство дела было соединено с меньшими издержками и формальностями и подвигалось скорее. Для каждого процесса избирался компетентным магистратом один диетет, независимо от принадлежности его к той или другой филе; он вел следствие и решал дело единолично. Предварительно он должен был предложить сторонам помириться; в случае отказа он приступал к производству суда, причем перед произнесением приговора приносил над клятвенным камнем присягу. По окончании суда, он передавал приговор на утверждение магистрата, от которого получил полномочия вести дело, и если не было апелляции со стороны тяжущихся, то решение вступало в законную силу. В случае апелляции, бывшие в распоряжении диетета документы укладывались в два сосуда (мешка), особые для той и другой стороны, запечатывались и передавались подлежащему магистрату. Если судья был заподозрен в недобросовестном отношении к своим обязанностям, то к нему предъявлялось обвинение (. ) перед коллегией диететов. В случае признания виновным диетета постигала атимия, но осужденный мог апеллировать к суду гелиастов. Частные диететы были избираемы из честнейших и умнейших граждан (а также из метойков и иноземцев), обыкновенно в числе 3 человек, по добровольному соглашению тяжущихся. Они решали дело по совести, и стороны должны были безапелляционно подчиняться их приговору. Цель их была по возможности примирить тяжущихся и окончить дело полюбовно, без приговора. Ср. Hudtwalcker, «Ueber die oeffentlichen und Privatschiedsrichter (Diaeteten) in Athen» (Иена, 1812); Meier, «Die Privatschiedsrichter und die o ffentlichen diaeteten Athens» (Галле, 1846); Hubert, «De arbitris atticis et privatis et publicis» (Л., 1885); M. H. E. Meier und G. Schoemann, «Der Attische Process, neu bearbeitet von J. Lipsius» (Б., 1882?87); Саillеmеr, «Etudes sur les anttquit es juridiques d’Athè nes» (П., 1865); его же, статья Diaetetae в «Dictionnaire des antiauit e s grecques et romaines»; Daremberg et Saglio; Pitschinger, «De arbitris Atheniensium pablicis» (Progr., Мюнхен,. 1893).

Статья в тему:  Каков порядок рассмотрения гражданских споров в суде

У римлян Т. судья назывался arbiter (от ad и baetere = подходить, являться в качестве свидетеля), sculna (seculna = говорящее лицо), sequester (то же, что sculna), medius, iudex. Он судит ex aequo et bono (по совести и внутреннему убеждению) и totius rei habet arbitrium et facultatem (имеет безусловный простор и возможность действия). Форма Т. судопроизводства существовала в Риме еще в доисторическую эпоху. С учреждением государственного суда (в лице преторов, децемвиров, центумвиров и пр.) процессуальные особенности Т. судопроизводства удержались на практике и сохранился самый институт Т. суда. Допреторский Т. суд основывается на двух договорах: на договоре сторон (compromissum), в силу которого они обязываются подчиниться приговору Т. судьи, и договоре сторон с Т. судьей (receptum). Прототипом допреторского Т. суда был, вероятно, тот же частный суд с закладом, о котором сказано выше при описании гомеровского Т. суда. При системе преторского суда, арбитр назначался претором для каждого дела, и тем самым становился государственным судьей. В отличие от обыкновенного судьи (iudex), который был подчинен претору и судил на основании ius strictum, арбитр был свободен от ответственности, хотя не имел права уклониться от ведения дела или поставить за себя другое лицо. Т. судьями не могли назначаться сироты, сумасшедшие, немые, глухие, рабы, женщины и лица, ее достигшие 20-летнего возраста. Рассмотрению и решению арбитров подлежали гражданские процессы, в которых приходилось восстановлять спорное право не столько на почве закона, сколько по внутреннему убеждению. Уже во время издания законов XII таблиц, арбитрам поручалось ведение дел о разделе между сонаследниками общего наследства (actio familiae erciscundae), о восстановлении нарушенных межей (actio finium regundorum), о направлении дождевых стоков (actio aquae pluviae arcendae) и друг. Арбитр не имел права выходить за пределы разбираемого дела; он должен был постановить приговор по существу иска, не уклоняясь в сторону; объявленный приговор не мог подлежать изменению и вступал в законную силу. Арбитр мог приглашать экспертов или юристов по специальности. Были ли назначаемы арбитры из списка судей (a l bum iudicum), неизвестно. В конце республики различие в понятиях iudex и arbiter сглаживается; вместо первого названия нередко употребляется второе, хотя арбитральные процессы различались от других еще римскими юристами императорского времени. О гражданском Т. суде см.: Abegg, «De arbitris compromissariis» (Бреславль, 1866); Weizs acker, «Das romische Schiedsrichteramt unter Vergleichung mit dem officium iu dicis» (Тюбинген, 1879); Matthias, «Die Entwickelung des r omischen Schiedsgerichts» (1888).

Статья в тему:  Как получить права на управление маломерными судами

Из области гражданского права учение о третейск. суде было перенесено в международное право, в котором практика Т. разбирательства может быть прослежена до древнейшей поры государственной жизни народов. В Греции обязанности международных Т. судей исполнялись религиозными властями, а именно оракулами (особенно дельфийским) и амфиктиониями (дельфийско-фермопильской, делосской и др.), как главными носителями идеи панэллинизма; кроме того, разрешение споров Т. вмешательством предоставлялось нейтральному государству и даже частным лицам, пользовавшимся особым уважением (напр. мудрецам, олимпионикам и проч.). Спорящие стороны заранее обещали подчиниться приговору суда, причем иногда в виде гарантии представляли залог, который теряла сторона, не подчинявшаяся решению. Если стороны оставались довольны решением, то высказывалась официально благодарность государству, взявшему на себя роль Т. судьи, а лица, участвовавшие в комиссии судей (. ), награждались разными привилегиями. До нашего времени дошло значительное количество эпиграфических документов, относящихся к международному Т. суду в Греции. Ср. M. Sonne, «De arbitris externis quos Graeci adhibuerunt ad lites et intestinas et peregrinas componendas» (Геттинген, 1888); B erard, «De arbitrio inter liberas Graecorum civitat es» (П., 1894); Камаровский, «О международном суде» (стр. 103 и след. М., 1881). Международный Т. суд у римлян был организован менее удовлетворительно, чем у греков, так как стремление римлян к всемирному владычеству и осуществление этого стремления путем военной силы и искусной дипломатии не благоприятствовали учреждению и развитию международного Т. суда. Иногда соседи обращались к Риму с просьбою о посредничестве; в этих случаях роль Т. судьи принадлежала сенату. К категории международных судей относились также так назыв. rесuреratores, ведавшие тяжбы между гражданами и иностранцами (перегринами). Число рекуператоров, участвовавших в суде, было нечетное: или 3, или 5, или 11, причем, быть может, каждая сторона выбирала по 1, 2 или 5, к которым присоединялся третий, пятый или одиннадцатый член, по назначению претора. Чаще всего разбирательство дела велось тремя рекуператорами. Нормы, которыми руководились рекуператоры, были смешанные, заимствованные отчасти из римских, отчасти из подлежащих перегринских законов; впрочем, рекуператорам предоставлялась большая свобода судить по внутреннему убеждению (ex aequo et bono) и по индивидуальным условиям каждого отдельного процесса. С расширением римской территории рекуператорские суды отходят за пределы Италии в провинции, а к III в. по Р. Х. исчезают совершенно, вследствие уравнения провинциалов в гражданских правах с италийцами, а также сосредоточения судебной власти в руках чиновников и повсеместного введения cognitiones extraordinariae. Ср. Colmann, «De Rom. iudi c io recuperatio» (Б., 1835); Sell, «Die Recuperatio der R o mer» (Брауншв., 1837); Kuehnast, «De recuperatori» bus ad Livii locum XXVI, 48″ (Торн, 1845); Saverot, «Les r ecupe rateurs» (Дижон, 1885).

Статья в тему:  Що таке судові системи

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Значение «третейский суд у древних греков и римлян»

Что означает «третейский суд у древних греков и римлян»

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Третейский суд у древних греков и римлян

— Самые ранние сведения о существовании Т. суда в древней Греции восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. Самоуправство заменилось спором о праве: стороны вносили Т. судье залог, который вручался выигравшему. Позднее Т. судья стал государственным судьей и залог доставался ему в качестве вознаграждения. Т. судья у Гомера называется ϊστωρ (сведущее лицо, свидетель); он выступает в качестве посредника как в простом пари, так и в споре, которым должны быть установлены права сторон. Примером первого положения может служить описание пари Идоменея с Аянтом (Илиада XXIII, 485 след.), которые, завидев бегущих вдали на ристалище коней, поспорили о том, кому могли принадлежать эти кони. В судьи был предложен Идоменеем Агамемнон. Второе положение иллюстрируется местом из 18-й песни Илиады (ст. 497 и след.), где описывается спор двух лиц о пене, которая должна служить вирой за убийство. Чтобы решить спор, стороны приглашают добровольно судей из городских старцев, которые, сидя на тесаных камнях среди священного круга, берут в руки скипетры и произносят приговор; лежавшие в круге два таланта золота, представленные тяжущимися в качестве залога, предназначаются тому, «кто среди них непреложно выяснит правду». В Аттике Т. судьи назывались диететами (διαιτηταί). Существовало две формы Т. суда — частный и государственный. Существование государственных Т. судей обуславливалось трудностью для афинских магистратов решать лично все дела: вследствие этого часть судебных дел гражданского порядка передавалась на решение диететов, соответствовавших римским arbitri или indices. По Шеманну («Griechische Altert ü mer», I т., 4 изд., Б., 1897, стр. 513 и сл.), учреждение института диететов относится к середине V в.: их ведению подлежал разбор частных процессов, в которых дело шло об имуществе, ценностью начиная от 10 драхм, причем суд у диететов был первой неизбежной инстанцией (по крайней мере с IV в.). Государственные диететы избирались ежегодно по жребию (κληρωτοί διατηταί), в противоположность частным Т. судьям, избиравшимся сторонами (αίρετοί διατηταί). К исполнению обязанностей диетета привлекались лица, которым шел 60-й год. Число диететов точно неизвестно: по одним, их было 440, считая по 44 на филу; судя по дошедшей до нас от 324 г. до Р. Х. надписи, диететов было 109, по другой надписи, на четыре филы приходилось 80 диететов. От обязанности диететов нельзя было отказаться под страхом атимии; исключение допускалось лишь для лиц, занимавших какую-либо должность или живших вне пределов страны. Все диететы одного года образовывали разделенную на 10 секций, по числу фил, коллегию, которая иногда действовала корпоративно. Суд диететов отличался от суда присяжных тем, что разбирательство дела было соединено с меньшими издержками и формальностями и подвигалось скорее. Для каждого процесса избирался компетентным магистратом один диетет, независимо от принадлежности его к той или другой филе; он вел следствие и решал дело единолично. Предварительно он должен был предложить сторонам помириться; в случае отказа он приступал к производству суда, причем перед произнесением приговора приносил над клятвенным камнем присягу. По окончании суда, он передавал приговор на утверждение магистрата, от которого получил полномочия вести дело, и если не было апелляции со стороны тяжущихся, то решение вступало в законную силу. В случае апелляции, бывшие в распоряжении диетета документы укладывались в два сосуда (мешка), особые для той и другой стороны, запечатывались и передавались подлежащему магистрату. Если судья был заподозрен в недобросовестном отношении к своим обязанностям, то к нему предъявлялось обвинение (είσαγγελια) перед коллегией диететов. В случае признания виновным диетета постигала атимия, но осужденный мог апеллировать к суду гелиастов. Частные диететы были избираемы из честнейших и умнейших граждан (а также из метойков и иноземцев), обыкновенно в числе 3 человек, по добровольному соглашению тяжущихся. Они решали дело по совести, и стороны должны были безапелляционно подчиняться их приговору. Цель их была по возможности примирить тяжущихся и окончить дело полюбовно, без приговора. Ср. Hudtwalcker, «Ueber die oeffentlichen und Privatschiedsrichter (Diaeteten) in Athen» (Иена, 1812); Meier, «Die Privatschiedsrichter und die ö ffentlichen diaeteten Athens» (Галле, 1846); Hubert, «De arbitris atticis et privatis et publicis» (Л., 1885); M. H. E. Meier und G. Schoemann, «Der Attische Process, neu bearbeitet von J. Lipsius» (Б., 1882—87); Саillеmеr, «Etudes sur les anttquit és juridiques d’Athè nes» (П., 1865); его же, статья Diaetetae в «Dictionnaire des antiauit é s grecques et romaines»; Daremberg et Saglio; Pitschinger, «De arbitris Atheniensium pablicis» (Progr., Мюнхен,. 1893).

Статья в тему:  У чому притаскали щуку до суду

У римлян Т. судья назывался arbiter (от ad и baetere = подходить, являться в качестве свидетеля), sculna (seculna = говорящее лицо), sequester (то же, что sculna), medius, iudex. Он судит ex aequo et bono (по совести и внутреннему убеждению) и totius rei habet arbitrium et facultatem (имеет безусловный простор и возможность действия). Форма Т. судопроизводства существовала в Риме еще в доисторическую эпоху. С учреждением государственного суда (в лице преторов, децемвиров, центумвиров и пр.) процессуальные особенности Т. судопроизводства удержались на практике и сохранился самый институт Т. суда. Допреторский Т. суд основывается на двух договорах: на договоре сторон (compromissum), в силу которого они обязываются подчиниться приговору Т. судьи, и договоре сторон с Т. судьей (receptum). Прототипом допреторского Т. суда был, вероятно, тот же частный суд с закладом, о котором сказано выше при описании гомеровского Т. суда. При системе преторского суда, арбитр назначался претором для каждого дела, и тем самым становился государственным судьей. В отличие от обыкновенного судьи (iudex), который был подчинен претору и судил на основании ius strictum, арбитр был свободен от ответственности, хотя не имел права уклониться от ведения дела или поставить за себя другое лицо. Т. судьями не могли назначаться сироты, сумасшедшие, немые, глухие, рабы, женщины и лица, ее достигшие 20-летнего возраста. Рассмотрению и решению арбитров подлежали гражданские процессы, в которых приходилось восстановлять спорное право не столько на почве закона, сколько по внутреннему убеждению. Уже во время издания законов XII таблиц, арбитрам поручалось ведение дел о разделе между сонаследниками общего наследства (actio familiae erciscundae), о восстановлении нарушенных межей (actio finium regundorum), о направлении дождевых стоков (actio aquae pluviae arcendae) и друг. Арбитр не имел права выходить за пределы разбираемого дела; он должен был постановить приговор по существу иска, не уклоняясь в сторону; объявленный приговор не мог подлежать изменению и вступал в законную силу. Арбитр мог приглашать экспертов или юристов по специальности. Были ли назначаемы арбитры из списка судей (a l bum iudicum), неизвестно. В конце республики различие в понятиях iudex и arbiter сглаживается; вместо первого названия нередко употребляется второе, хотя арбитральные процессы различались от других еще римскими юристами императорского времени. О гражданском Т. суде см.: Abegg, «De arbitris compromissariis» (Бреславль, 1866); Weizs äcker, «Das römische Schiedsrichteramt unter Vergleichung mit dem officium iü dicis» (Тюбинген, 1879); Matthias, «Die Entwickelung des r ömischen Schiedsgerichts» (1888).

Статья в тему:  Как будет на английском суд присяжных

Из области гражданского права учение о третейск. суде было перенесено в международное право, в котором практика Т. разбирательства может быть прослежена до древнейшей поры государственной жизни народов. В Греции обязанности международных Т. судей исполнялись религиозными властями, а именно оракулами (особенно дельфийским) и амфиктиониями (дельфийско-фермопильской, делосской и др.), как главными носителями идеи панэллинизма; кроме того, разрешение споров Т. вмешательством предоставлялось нейтральному государству и даже частным лицам, пользовавшимся особым уважением (напр. мудрецам, олимпионикам и проч.). Спорящие стороны заранее обещали подчиниться приговору суда, причем иногда в виде гарантии представляли залог, который теряла сторона, не подчинявшаяся решению. Если стороны оставались довольны решением, то высказывалась официально благодарность государству, взявшему на себя роль Т. судьи, а лица, участвовавшие в комиссии судей (σύνδικοι), награждались разными привилегиями. До нашего времени дошло значительное количество эпиграфических документов, относящихся к международному Т. суду в Греции. Ср. M. Sonne, «De arbitris externis quos Graeci adhibuerunt ad lites et intestinas et peregrinas componendas» (Геттинген, 1888); B érard, «De arbitrio inter liberas Graecorum civitat es» (П., 1894); Камаровский, «О международном суде» (стр. 103 и след. М., 1881). Международный Т. суд у римлян был организован менее удовлетворительно, чем у греков, так как стремление римлян к всемирному владычеству и осуществление этого стремления путем военной силы и искусной дипломатии не благоприятствовали учреждению и развитию международного Т. суда. Иногда соседи обращались к Риму с просьбою о посредничестве; в этих случаях роль Т. судьи принадлежала сенату. К категории международных судей относились также так назыв. rесuреratores, ведавшие тяжбы между гражданами и иностранцами (перегринами). Число рекуператоров, участвовавших в суде, было нечетное: или 3, или 5, или 11, причем, быть может, каждая сторона выбирала по 1, 2 или 5, к которым присоединялся третий, пятый или одиннадцатый член, по назначению претора. Чаще всего разбирательство дела велось тремя рекуператорами. Нормы, которыми руководились рекуператоры, были смешанные, заимствованные отчасти из римских, отчасти из подлежащих перегринских законов; впрочем, рекуператорам предоставлялась большая свобода судить по внутреннему убеждению (ex aequo et bono) и по индивидуальным условиям каждого отдельного процесса. С расширением римской территории рекуператорские суды отходят за пределы Италии в провинции, а к III в. по Р. Х. исчезают совершенно, вследствие уравнения провинциалов в гражданских правах с италийцами, а также сосредоточения судебной власти в руках чиновников и повсеместного введения cognitiones extraordinariae. Ср. Colmann, «De Rom. iudi c io recuperatio» (Б., 1835); Sell, «Die Recuperatio der R ö mer» (Брауншв., 1837); Kuehnast, «De recuperatori» bus ad Livii locum XXVI, 48″ (Торн, 1845); Saverot, «Les r écupé rateurs» (Дижон, 1885).

Статья в тему:  Как развивается в поэме мотив суда

Как называется высший суд у греков

Третейский суд у древних греков и римлян — Самые ранние сведения о существовании Третейский суд у древних греков и римлян суда в древней Греции восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. Самоуправство заменилось спором о праве: стороны вносили Третейский суд у древних греков и римлян судье залог, который вручался выигравшему. Позднее Третейский суд у древних греков и римлян судья стал государственным судьей и залог доставался ему в качестве вознаграждения. Третейский суд у древних греков и римлян судья у Гомера называется ϊστωρ (сведущее лицо, свидетель); он выступает в качестве посредника как в простом пари, так и в споре, которым должны быть установлены права сторон. Примером первого положения может служить описание пари Идоменея с Аянтом (Илиада XXIII, 485 след.), которые, завидев бегущих вдали на ристалище коней, поспорили о том, кому могли принадлежать эти кони. В судьи был предложен Идоменеем Агамемнон. Второе положение иллюстрируется местом из 18-й песни Илиады (ст. 497 и след.), где описывается спор двух лиц о пене, которая должна служить вирой за убийство. Чтобы решить спор, стороны приглашают добровольно судей из городских старцев, которые, сидя на тесаных камнях среди священного круга, берут в руки скипетры и произносят приговор; лежавшие в круге два таланта золота, представленные тяжущимися в качестве залога, предназначаются тому, «кто среди них непреложно выяснит правду». В Аттике Третейский суд у древних греков и римлян судьи назывались диететами (διαιτηταί). Существовало две формы Третейский суд у древних греков и римлян суда — частный и государственный. Существование государственных Третейский суд у древних греков и римлян судей обуславливалось трудностью для афинских магистратов решать лично все дела: вследствие этого часть судебных дел гражданского порядка передавалась на решение диететов, соответствовавших римским arbitri или indices. По Шеманну («Griechische Altert ü mer», I т., 4 изд., Б., 1897, стр. 513 и сл.), учреждение института диететов относится к середине V в.: их ведению подлежал разбор частных процессов, в которых дело шло об имуществе, ценностью начиная от 10 драхм, причем суд у диететов был первой неизбежной инстанцией (по крайней мере с IV в.). Государственные диететы избирались ежегодно по жребию (κληρωτοί διατηταί), в противоположность частным Третейский суд у древних греков и римлян судьям, избиравшимся сторонами (αίρετοί διατηταί). К исполнению обязанностей диетета привлекались лица, которым шел 60-й год. Число диететов точно неизвестно: по одним, их было 440, считая по 44 на филу; судя по дошедшей до нас от 324 г. до Рождества Христова надписи, диететов было 109, по другой надписи, на четыре филы приходилось 80 диететов. От обязанности диететов нельзя было отказаться под страхом атимии; исключение допускалось лишь для лиц, занимавших какую-либо должность или живших вне пределов страны. Все диететы одного года образовывали разделенную на 10 секций, по числу фил, коллегию, которая иногда действовала корпоративно. Суд диететов отличался от суда присяжных тем, что разбирательство дела было соединено с меньшими издержками и формальностями и подвигалось скорее. Для каждого процесса избирался компетентным магистратом один диетет, независимо от принадлежности его к той или другой филе; он вел следствие и решал дело единолично. Предварительно он должен был предложить сторонам помириться; в случае отказа он приступал к производству суда, причем перед произнесением приговора приносил над клятвенным камнем присягу. По окончании суда, он передавал приговор на утверждение магистрата, от которого получил полномочия вести дело, и если не было апелляции со стороны тяжущихся, то решение вступало в законную силу. В случае апелляции, бывшие в распоряжении диетета документы укладывались в два сосуда (мешка), особые для той и другой стороны, запечатывались и передавались подлежащему магистрату. Если судья был заподозрен в недобросовестном отношении к своим обязанностям, то к нему предъявлялось обвинение (είσαγγελια) перед коллегией диететов. В случае признания виновным диетета постигала атимия, но осужденный мог апеллировать к суду гелиастов. Частные диететы были избираемы из честнейших и умнейших граждан (а также из метойков и иноземцев), обыкновенно в числе 3 человек, по добровольному соглашению тяжущихся. Они решали дело по совести, и стороны должны были безапелляционно подчиняться их приговору. Цель их была по возможности примирить тяжущихся и окончить дело полюбовно, без приговора. Ср. Hudtwalcker, «Ueber die oeffentlichen und Privatschiedsrichter (Diaeteten) in Athen» (Иена, 1812); Meier, «Die Privatschiedsrichter und die ö ffentlichen diaeteten Athens» (Галле, 1846); Hubert, «De arbitris atticis et privatis et publicis» (Л., 1885); M. H. E. Meier und G. Schoemann, «Der Attische Process, neu bearbeitet von J. Lipsius» (Б., 1882—87); Саillеmеr, «Etudes sur les anttquit és juridiques d’Athè nes» (П., 1865); его же, статья Diaetetae в «Dictionnaire des antiauit é s grecques et romaines»; Daremberg et Saglio; Pitschinger, «De arbitris Atheniensium pablicis» (Progr., Мюнхен,. 1893).

Статья в тему:  Как оплатить штраф по решению суда украина

У римлян Третейский суд у древних греков и римлян судья назывался arbiter (от ad и baetere = подходить, являться в качестве свидетеля), sculna (seculna = говорящее лицо), sequester (то же, что sculna), medius, iudex. Он судит ex aequo et bono (по совести и внутреннему убеждению) и totius rei habet arbitrium et facultatem (имеет безусловный простор и возможность действия). Форма Третейский суд у древних греков и римлян судопроизводства существовала в Риме еще в доисторическую эпоху. С учреждением государственного суда (в лице преторов, децемвиров, центумвиров и пр.) процессуальные особенности Третейский суд у древних греков и римлян судопроизводства удержались на практике и сохранился самый институт Третейский суд у древних греков и римлян суда. Допреторский Третейский суд у древних греков и римлян суд основывается на двух договорах: на договоре сторон (compromissum), в силу которого они обязываются подчиниться приговору Третейский суд у древних греков и римлян судьи, и договоре сторон с Третейский суд у древних греков и римлян судьей (receptum). Прототипом допреторского Третейский суд у древних греков и римлян суда был, вероятно, тот же частный суд с закладом, о котором сказано выше при описании гомеровского Третейский суд у древних греков и римлян суда. При системе преторского суда, арбитр назначался претором для каждого дела, и тем самым становился государственным судьей. В отличие от обыкновенного судьи (iudex), который был подчинен претору и судил на основании ius strictum, арбитр был свободен от ответственности, хотя не имел права уклониться от ведения дела или поставить за себя другое лицо. Третейский суд у древних греков и римлян судьями не могли назначаться сироты, сумасшедшие, немые, глухие, рабы, женщины и лица, ее достигшие 20-летнего возраста. Рассмотрению и решению арбитров подлежали гражданские процессы, в которых приходилось восстановлять спорное право не столько на почве закона, сколько по внутреннему убеждению. Уже во время издания законов XII таблиц, арбитрам поручалось ведение дел о разделе между сонаследниками общего наследства (actio familiae erciscundae), о восстановлении нарушенных межей (actio finium regundorum), о направлении дождевых стоков (actio aquae pluviae arcendae) и друг. Арбитр не имел права выходить за пределы разбираемого дела; он должен был постановить приговор по существу иска, не уклоняясь в сторону; объявленный приговор не мог подлежать изменению и вступал в законную силу. Арбитр мог приглашать экспертов или юристов по специальности. Были ли назначаемы арбитры из списка судей (a l bum iudicum), неизвестно. В конце республики различие в понятиях iudex и arbiter сглаживается; вместо первого названия нередко употребляется второе, хотя арбитральные процессы различались от других еще римскими юристами императорского времени. О гражданском Третейский суд у древних греков и римлян суде см.: Abegg, «De arbitris compromissariis» (Бреславль, 1866); Weizs äcker, «Das römische Schiedsrichteramt unter Vergleichung mit dem officium iü dicis» (Тюбинген, 1879); Matthias, «Die Entwickelung des r ömischen Schiedsgerichts» (1888).

Статья в тему:  Как написать ходатайство в суд рк

Из области гражданского права учение о третейск. суде было перенесено в международное право, в котором практика Третейский суд у древних греков и римлян разбирательства может быть прослежена до древнейшей поры государственной жизни народов. В Греции обязанности международных Третейский суд у древних греков и римлян судей исполнялись религиозными властями, а именно оракулами (особенно дельфийским) и амфиктиониями (дельфийско-фермопильской, делосской и др.), как главными носителями идеи панэллинизма; кроме того, разрешение споров Третейский суд у древних греков и римлян вмешательством предоставлялось нейтральному государству и даже частным лицам, пользовавшимся особым уважением (напр. мудрецам, олимпионикам и проч.). Спорящие стороны заранее обещали подчиниться приговору суда, причем иногда в виде гарантии представляли залог, который теряла сторона, не подчинявшаяся решению. Если стороны оставались довольны решением, то высказывалась официально благодарность государству, взявшему на себя роль Третейский суд у древних греков и римлян судьи, а лица, участвовавшие в комиссии судей (σύνδικοι), награждались разными привилегиями. До нашего времени дошло значительное количество эпиграфических документов, относящихся к международному Третейский суд у древних греков и римлян суду в Греции. Ср. M. Sonne, «De arbitris externis quos Graeci adhibuerunt ad lites et intestinas et peregrinas componendas» (Геттинген, 1888); B érard, «De arbitrio inter liberas Graecorum civitat es» (П., 1894); Камаровский, «О международном суде» (стр. 103 и след. М., 1881). Международный Третейский суд у древних греков и римлян суд у римлян был организован менее удовлетворительно, чем у греков, так как стремление римлян к всемирному владычеству и осуществление этого стремления путем военной силы и искусной дипломатии не благоприятствовали учреждению и развитию международного Третейский суд у древних греков и римлян суда. Иногда соседи обращались к Риму с просьбою о посредничестве; в этих случаях роль Третейский суд у древних греков и римлян судьи принадлежала сенату. К категории международных судей относились также так назыв. rесuреratores, ведавшие тяжбы между гражданами и иностранцами (перегринами). Число рекуператоров, участвовавших в суде, было нечетное: или 3, или 5, или 11, причем, быть может, каждая сторона выбирала по 1, 2 или 5, к которым присоединялся третий, пятый или одиннадцатый член, по назначению претора. Чаще всего разбирательство дела велось тремя рекуператорами. Нормы, которыми руководились рекуператоры, были смешанные, заимствованные отчасти из римских, отчасти из подлежащих перегринских законов; впрочем, рекуператорам предоставлялась большая свобода судить по внутреннему убеждению (ex aequo et bono) и по индивидуальным условиям каждого отдельного процесса. С расширением римской территории рекуператорские суды отходят за пределы Италии в провинции, а к III в. от Рождества Христова исчезают совершенно, вследствие уравнения провинциалов в гражданских правах с италийцами, а также сосредоточения судебной власти в руках чиновников и повсеместного введения cognitiones extraordinariae. Ср. Colmann, «De Rom. iudi c io recuperatio» (Б., 1835); Sell, «Die Recuperatio der R ö mer» (Брауншв., 1837); Kuehnast, «De recuperatori» bus ad Livii locum XXVI, 48″ (Торн, 1845); Saverot, «Les r écupé rateurs» (Дижон, 1885).

Статья в тему:  Где находится советский суд

Загадки истории. Кто назвал греков греками?!

Не существовало «Древней Греции», как и «древних греков» никогда на свете не существовало. О них пишут в современных учебниках, но откуда же взялись в низ «древние Греки». Ни один современный грек не знает, откуда греки взяли название своей страны и самих себя.

Ни в античные времена, ни раньше не существовало ни «Греции», ни «греков». В античные времена Пелопонесский полуостров населяли эллины, ахейцы, дорийцы и еще несколько местных племен, потом возникла Великая Эллада.

А теперь страна, расположенная на территории древней Эллады почему-то называется Грецией, а люди, населяющие эту страну, называют себя греками. Но, повторяю, ни один грек вам не скажет, почему он называет себя греком. Называть древних эллинов «древними греками», — все равно, что называть древних европейских кельтов «древними французами» или «древними англичанами»

И еще о «древних греках». По официальной легенде письменность нашим темным русским предкам принесли великие греческие просветители Кирилл и Мефодий. Но есть серьезные намеки на то, что забытая ныне глаголица очень уж напоминает древнейшие на земле алфавиты. Мы почему-то сразу соглашаемся, что глаголица – не очень удачное заимствование критского или ликийского линейного алфавита, что наши недоразвитые предки изувечили классическое древнее письмо.

А не было ли все совсем наоборот? Не заимствовали ли мудрые древние критяне, ликийцы и эллины алфавит наших русских, еще более древних предков?

Народы, населявшие современную Грецию

Собственно, кто такие древние эллины? Основы так называемой «древнегреческой» культуры заложили загадочные пеласги, от них и появилось название Пелопонесского полуострова. Местные отсталые народы называли пеласгов не только пеласгами, но в зависимости от их места жительства и тирренами, и этрусками, и критянами-минойцами, и троянцами, и ликийцами.

Высокая культура пеласгов на берегах и островах Восточного Средиземноморья процветала около тысячи лет. Неизвестно, каких высот они бы достигла, но в середине II-го тысячелетия до н.э. ее смела с лица земли чудовищная катастрофа при взрыве вулкана Санторин. В мифах древних эллинов эта катастрофа называется Девкалионовым потопом.

После этого на Пелопонесском полуострове верх взяли полудикие ахейцы. Некоторые специалисты считают, что ахейцы имеют кавказское происхождение. Они подчинили себе остатки пеласгов и другие местные племена, заняли опустошенный катаклизмом Крит, а затем после множества набегов сравняли с землей древнюю Трою вместе с ее высочайшей культурой.

А когда ахейцы более-менее окультурились, власть вырвали у них из рук соседи, опять же полудикие дорийцы. Вскоре дорийцев покорили ионические народы, хлынувшие на Пелопонесский полуостров с берегов и островов Ионического моря. А потом их всех подчинили себе эллины.

Вот из этого пеласго-минойско-ахейско-троянско-дориче ско-ионическо-эллинского винегрета и проросла культура древней Эллады. Здесь произошло великое смешение народов. Специалисты знают, что при всяком скрещивании может получиться великолепный гибрид, а может – чудовищный ублюдок. К счастью, на Пелопонесском полуострове реализовался первый, положительный результат.

А откуда появилось название «Греция» — этого не знает даже самый образованный современный грек. Страну ахейцев их соседи называли Ахеявой или Акиявой. Сами так называемые «древние греки» не имели объединенного государства и жили в автономных городах-полисах, частенько враждовавших друг с другом.

Статья в тему:  Когда явка потерпевшего признана судом обязательной

Ни пеласги, ни ахейцы, ни критяне, ни микенцы, ни дорийцы, ни ионические народы, ни эллины никогда не называли себя греками. В начале нашего летоисчисления на обоих берегах Босфора появилось новое могучее государство – Восточный Рим со столицей Константинополем, который, в свою очередь, возник на месте города Византия.

Немного истории в Европе

Жители Восточного Рима называли себя ни в коем случае не греками, но римлянами или, точнее, ромеями. Точно так же называли их соседи. Ведь на самом деле Рим – это Рома.

С легкой руки великого восточно-римского императора Константина государственной религией в Восточном Риме стало христианство. Великий Константин первым из государей понял, что религия забитых рабов-иудеев, очень подходит ему для смирения недовольства подданных. По этой религии любая власть – от Бога, восставать против власти – великий грех. Мудрый Константин сделал эту выгодную ему религию государственной, и с тех пор она стала называться христианской.

За этот подвиг христиане назвали Константина Великим и причислили его к лику святых. Позже его примеру последовали правители Западного Рима. И вот в восьмом, девятом и десятом веках нашей эры христианские миссионеры из Восточного Рима, в основном иудейского происхождения, могучим потоком хлынули на север, в Восточную Европу с великой целью: просвещать северных дикарей и ввести их в лоно единственно истинной церкви – православного христианства. Можно добавить, что миссионеры Западного Рима, того самого, который находится в современной Италии, тоже энергично занимались благородным делом христианизации Западной Европы.

Приход религии на Русь

На Русскую равнину, в Россию восточные римские миссионеры добрались в конце десятого века. До этого восточных римлян на Руси называли ромеями, а чаще византийцами, — по названию старого малоазийского поселения, на месте которого великий и святой Константин построил великолепный город и назвал, как читатель легко догадается, своим святым именем, — Константинополем.

О каких-то «греках» и о «Греции» тогда никто в мире не слышал. Кстати, то, что русские с глубокой древности и почти до конца Средневековья звали Восточный Рим Византией, убедительно доказывает, что наши предки имели очень древние и очень прочные связи с обитателями Малой Азии.

В 988-м году великий киевский князь Владимир сделал православное христианство Восточного Рима государственной религией в своем княжестве. Кстати, на Руси Восточный Рим традиционно называли Византией. Великий князь Владимир принялся весьма энергично внедрять эту единственно правильную религию среди своего непокорного народа. За этот подвиг церковь причислила его к лику святых, назвала Крестителем и Равноапостольным.

По мнению самих русских людей, эти «византийские» миссионеры принесли на Русь много греха. Столько греха никогда прежде не обрушивались на Русь. Поэтому русские люди так и прозвали этих византийских пришельцев «грехами». Со временем название «грехи» превратилось в «греки», да так и закрепилось на веки вечные. Позже Восточный Рим захватили турки, а остатки павшей империи на Пелопонесском полуострове стали называться, как и положено родине «грехов-греков», — Грецией.

Именно так и именно с нашей многострадальной Русской земли и пришли в мир названия: греки и Греция. Сейчас граждане современной Греции понятия не имеют об этимологии этих слов и живут себе спокойно с таким сомнительным прозвищем.(с)

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-857092-kak-prohodili-sudy-v-drevney-grecii

http://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1672910.html

http://how-to-all.com/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%83%D0%B4%20%D1%83%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD

http://www.brocgaus.ru/text/100/174.htm

http://matveychev-oleg.livejournal.com/9574205.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: