0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как назывались китайские морские суда

Китай, ВМФ: состав кораблей и знаки различия

Традиции флота Поднебесной уходят корнями в глубокую старину, им уже много веков и даже тысячелетий. Но в современном мире былые успехи мало кого интересуют, разве что историков. Сегодня в клуб стран, имеющих самые мощные военно-морские силы, входит Китай. ВМФ этой страны находится, по разным оценкам, на третьем (в некоторых аспектах — на втором) месте в мире. По общему тоннажу он уступает только американскому флоту, но по боевым возможностям отстает от российского. Уверенное первенство он держит по численности личного состава. Это характерно для всех вооруженных сил, называющихся Народно-освободительной армией Китая.

Китайский флот в первой половине XX века

Потерпев поражение от Японии в 1895 году, страна погрузилась в долгий междоусобный хаос. Страна испытывала период технической и социальной отсталости, она переживала волнения, восстания, и потому роль ведущей морской державы в регионе играть не могла. Бюджет был скудным, вооруженные силы в техническом отношении оснащались слабо. В 1909 году была предпринята попытка модернизации: вместо четырех флотов (Северного, Кантонского, Шанхайского и Фучжоуского) их стало три — Северный, Центральный и Южный. В составе каждого из них оказался один линкор и несколько (до семи) крейсеров, которые скорее соответствовали стандартам канонерских лодок. Реформировалась, хотя и медленно, система управления и инфраструктура. Затем правительство продекларировало намерение усилить ВМФ и спустить на воду десятки современных кораблей, но затея провалилась, опять же, по бюджетным причинам. Удалось построить только по три крейсера и эсминца. После этого флот пополнялся лишь один раз, когда в его состав вошли реквизированные в ходе Первой мировой войны австро-венгерские и германские корабли, случайно посетившие Китай. ВМФ этой страны практически не модернизировался с того времени до окончания Второй мировой.

Становление флота КНР

В том, чтобы у Китая был мощный и современный флот, не была в послевоенном мире заинтересована ни одна страна, кроме Советского Союза, считавшего новообразованную КНР своим региональным союзником в Азии. Первыми его единицами стали доставшиеся от ВМС республики Гоминьдана устаревшие корабли, в том числе потопленная японцами, поднятая и отремонтированная канонерская лодка «Хэ Вей». ВМФ Китай строил заново, и без внешней помощи ему было не обойтись. И советские товарищи ее оказали. Тысячи военных советников, высококвалифицированных и имеющих боевой опыт, сделали все, чтобы вырастить грамотные кадры. Уже осенью 1949 года было основано Далянское училище офицеров флота. Помимо этого была развернута программа боевого судостроения, сначала на основе проектов, разработанных в СССР. После передачи китайской стороне Порт-Артура в распоряжении НОАК оказалось огромное количество военной техники, в том числе и кораблей. К исходу Корейской войны американцы вынуждены были признать, что в регионе появился новый лидер — Китай. ВМФ этой коммунистической страны пока по боевой мощи сильно уступал флоту США, базирующемуся на Гавайях, но в прибрежной зоне представлял определенную опасность.

Схема организации

Структура флота, принятая еще в 1909 году, советскими специалистами была признана оптимальной. Он был условно разделен на три части: Северную, Южную и Восточную с главными портами базирования в Циндао, Чжаньтяне и Нинбо соответственно. В указанных городах размещены управленческие структуры и штабы. Помимо этого командование флота стало отдельным (по признаку родов войск), хотя и подчинялось общему руководству НОАК. Оно было структурировано по надводному, подводному, прибрежному и авиационному направлениям. Корабли ВМФ Китая в основном были советской постройки, поэтому знание русского языка для морского офицера стало обязательным. Подражание советским военным порядкам находило выражение и во внешнем виде.

Статья в тему:  Что решение суда должно быть исполнимым

Форма и погоны

Советские военные мундиры послевоенной поры, особенно морские, отличались некоторым щегольством, которое можно даже назвать старорежимным. Золотые погоны, черные кителя и погоны с просветами вызывали ностальгию по дореволюционным временам и будили гордость за славных предков. Офицерские знаки различия ВМФ Китая унаследовали этот позднесталинский шик. На погонах, как и на советских, есть просветы, у старших офицеров их два, а у младших один. Расположение звездочек и их величина соответствует принятым в ВМФ СССР званиям от младшего лейтенанта до адмирала. Некоторая национальная специфика сохранена для младших чинов. Воинские звания ВМФ Китая отличаются от советских и российских по причине особенностей транскрипции, но общая структура субординации сохранена.

Матросы

Форма флотского рядового состава ВМФ КНР практически полностью повторяет российскую. Та же тельняшка, только с более широкой верхней полоской. Бескозырки тоже очень похожи, несмотря на иероглифические надписи. Неизвестно, каким образом застегиваются брюки: у русских матросов с петровских времен пуговицы традиционно пришиты по бокам, там, где на обычных штанах карманы. Скорее всего, китайским морякам такие тонкости неведомы, как и значение трех полосок на воротнике-гюйсе. А они – в честь трех побед Флота Российского (Гангут, Чесма, Синоп).

Китайские военные моряки очень опрятны, форма сидит на них хорошо, обувь начищена, медь пряжек надраена. Все как у наших. Знаки различия несколько отличаются формой шевронов.

Деятельность министра товарища Линь Бэна

Китайским военным морякам в основном удалось избежать разрушительных процессов, в ходе «Культурной революции» захлестнувших весь Китай. ВМФ участвовал в подавлении Уханьского бунта 1967 года, но на этом его роль в маоистских преступлениях ограничилась. «Большой скачок» не удался, и сразу же после его неудачного финала стараниями министра обороны Линь Бэна началась модернизация технической базы. Примерно пятая часть всего военного бюджета расходовалась на флот. В течение седьмого десятилетия XX века число субмарин выросло до сотни (в 1969 году их было всего 35), вдесятеро увеличилось количество ракетоносцев (их стало двести). Началась разработка стратегических ядерных подлодок.

Это был важный шаг в развитии китайской военно-морской мощи, но шло оно пока по экстенсивному пути.

Восьмидесятые

Командующий ВМФ Китая Лю Хуацин, занимавший свой пост с 1980 года, был близким другом товарища Дэн Сяопина. Он сумел убедить фактического главу государства в том, что общее направление военно-морской стратегии следует несколько изменить в пользу качества модернизации ВМФ Китая. Состав многочисленных боевых кораблей внешне выглядел очень внушительно, но в техническом отношении они вряд ли могли соперничать с американскими или советскими современными эсминцами и ракетными крейсерами. Образовательный уровень морских командиров следовало повысить. Направленность доктрины нужно было своевременно повернуть от пассивно-прибрежной деятельности в пользу операций на открытых океанских просторах. Для этого необходимы ракеты, запускаемые с кораблей, такие, какие есть у флотов СССР и США. В 1982 году был осуществлен первый запуск МБР с борта китайского ракетоносца. В 1984-1985 годах корабли флота КНР посетили с дружескими визитами три соседние страны. Успехи скромные, но прогресс был налицо.

Постсоветский период

В последнее десятилетие третьего тысячелетия в мире произошли процессы, изменившие общую расстановку сил. Если во времена Мао Китай проявлял экспансивные устремления в отношении СССР, то после его распада накал притязаний практически сошел на нет. Среди многих причин снижения напряженности на восточных границах России главной является небывалый экономический рост в КНР, ставшей «всемирной мастерской». Перенасыщение химическими предприятиями, грозящими стать техногенными бомбами для густонаселенных городов, постоянно растущий объем производства и другие факторы привели к изменению военной доктрины страны.

Об обороне китайское руководство продолжало заботиться, но упор делался уже на высокотехнологичные средства, способные защитить страну, ее экономику и население от внешних угроз. К тому же оставалось насущной проблема Тайваня и других спорных территорий.

Недостроенный «Варяг» — авианесущий крейсер, невостребованный более никем, был недорого приобретен для нужд китайского флота. Сегодня он стал первым и пока единственным авианосцем ВМФ КНР.

Современный состав флота

В настоящий момент ВМФ Китая представлены следующими единицами:

Авианосцы – 1 («Ляонин», бывший «Варяг», самый крупный китайский корабль — его водоизмещение составляет примерно 60 тыс. тонн).

Подводные ракетоносцы – 1 («Ся», проект 092), в достройке или завершены еще несколько (не менее четырех) проектов «Цзинь» (094) и «Тэнг» (096).

Статья в тему:  Как перенести суд по месту жительства истца

Многоцелевые атомные лодки – 6 шт. (проектов «Кинь», «Хань» и «Шань»).

Дизельные ПЛ – 68 шт.

Противолодочные корабли – 116 шт.

Ракетные эсминцы -26 шт.

Ракетные фрегаты – 49 шт.

Ракетные катера – 85 шт.

Торпедные катера – 9 шт.

Артиллерийские катера – 117 шт.

Танкодесантные корабли – 68 шт.

Катера на воздушной подушке — 10 шт.

Радиоуправляемые рейдовые тральщики – 4 шт.

Большие десантные корабли на воздушной подушке «Бизон» — 2 шт. (предположительно их может быть и 4).

Плюс более тысячи летательных аппаратов разных типов, составляющих военно-морскую авиацию.

Общее водоизмещение кораблей КНР превышает 896 тыс. тонн. Для сравнения:

Американские ВМС – 3, 378 млн. тонн.

Личный состав

Правительства США и Японии главным образом выражают озабоченность ростом могущества ВМФ Китая. Фото кораблей, выстроившихся в кильватерную колонну, с пугающими комментариями время от времени печатаются в журналах и публикуются новостными сайтами. Но не эти образцы, в своем большинстве устаревшие и уступающие американским, служат главным жупелом. Большое впечатление производит цифра, обозначающая количество китайских моряков и военнослужащих, находящихся на береговых базах. По разным данным, она примерно равна 350 тысячам человек.

Морских пехотинцев – 56,5 тыс.

В составе Прибрежных Сил — 38 тыс.

В Морской Авиации еще 34 тыс. военнослужащих.

Это, конечно, много. Американских моряков куда меньше — их всего 332 тысячи.

Русский и китаец – братья навек?

Современный мир устроен так, что государства, отстаивая свои интересы, вынуждены объединяться и «дружить против» кого-то, кто тоже, как правило, не одинок. Общность позиций по поводу многих мировых проблем способствует военно-политическому сотрудничеству РФ и КНР. Совместные учения ВМФ России и Китая в последний год проходили в двух отдаленных друг от друга морях — в Средиземном и Японском. Эта демонстрация готовности к взаимопомощи и согласованным действиям отнюдь не означает, что в случае военного конфликта одна страна непременно поддержит другую путем прямого вмешательства. Если Китай захочет вернуть себе остров Тайвань или отторгнуть часть территории Вьетнама (а это тоже стратегический союзник России в Юго-Восточно-Азиатском регионе), то вряд ли дождется не только помощи, но и сочувствия от «Северного соседа». Другое дело — совместные операции на море против пиратов и террористов. Впрочем, КНР — страна миролюбивая, как и Россия.

В гости? Добро пожаловать!

После средиземноморских военно-морских маневров моряки КНР посетили с дружественным визитом российскую землю. Корабли ВМФ Китая в Новороссийске отсалютовали двадцать одним орудийным залпом, береговые батареи Цемесской бухты ответили тем же.

Моряки обоих флотов приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине победы над германским фашизмом.

Местом встречи заместителей командующих ВМФ России (А. Федотенкова) и Китая (Ду Цзинчэня) стал 34-й причал городской набережной. Церемония, несмотря на официальность, отличалась сердечностью. По всей видимости, маневры «Морское взаимодействие – 2015» прошли успешно. Наверное, это не последние совместные учения ВМФ России и Китая.

Морские драконы: забытый флот Древнего Китая

В начале XV века лучшие в мире суда строили в Китае. Огромная флотилия, которой командовал адмирал Чжэн Хэ, бороздила воды Индийского океана. Китай находился на пороге великих географических открытий. Корабли Срединной империи готовы были обогнуть Африку и устремиться в Европу. Но тут случилось невероятное…

В испуге рыбаки поспешно поворачивали лодки. Странное зрелище представало пред ними. Линия горизонта дрогнула, и дальняя окраина моря стала покрываться бесчисленными парусами. Вот уже огромной стеной вознеслись они, и стена эта накатывалась на берег. Было невозможно пробиться сквозь нее, миновать ее. Едва причалив, растерянные туземцы побросали свои жалкие суденышки и врассыпную метнулись в ближайший лес. На опустевший прибрежный песок легла громадная тень. Невиданная никогда прежде армада подошла к побережью мирной южной страны.

В начале XV века подобные сцены нередко разыгрывались у берегов Индии, Индонезии, Африки. Воды Индийского океана бороздила флотилия, равной которой в ту пору не было. Более трехсот кораблей насчитывала она — и каких кораблей! Самые величественные, самые красивые, самые мощные суда строили на рубеже XV века в Китае. Командовал этой грозной силой адмирал и императорский евнух Чжэн Хэ. у. Девять мачт возвышалось на нем. (Для сравнения заметим: в XV веке в Европе только начали строить трехмачтовые каравеллы. Суда длиной 25 метров считались у европейцев весьма крупными.)
Страх объял людей, находившихся на берегу. С замиранием сердца следили они за маневрами, что совершали корабли. Многие туземцы бежали прочь. Наконец разноцветная армада застыла. Что сулило ее появление жителям здешних мест? Смерть и разрушение? Плен и рабство?
Дальше события разворачивались самым неожиданным образом. С невероятной помпой на берег спустился сам адмирал Чжэн Хэ. «Челом подобен он тигру, — сообщает хронист, — брови его точно мечи», лицо же его «шершаво как апельсин».
Всюду, куда бы ни прибывал Чжэн Хэ, он немедленно направлялся к правителю сего города или страны — к царю, султану, князю, вождю. Адмирал спешил передать ему самые радушные приветствия от «сына неба», Чэнцзу, императора Китая (1403—1424). Затем посланник осыпал владыку дорогими подарками и просил об одной небольшой уступке: уплатить дань «сыну неба» и покориться ему.
Что в эту минуту испытывал обескураженный царек? Растерянность от того, что его владения завоевывали столь необычным способом? Или же страх мучил его душу, то же чувство, что отгоняло от берега рыбаков, — страх перед громадной эскадрой, настороженно нависшей над его городом? Впрочем, что бы ни наполняло его душу, он неминуемо приходил к тому же решению, что и другие туземные царьки — он покорялся силе и лести. Особых жертв от него не требовалось: только шепнуть, только признаться, согласиться, сказать «да», кивнуть — и тут же на покоренного династа дождем просыпались дары. Так красноречивыми посулами и молчаливыми угрозами верный слуга империи адмирал Чжэн Хэ подчинял ей земли, лежавшие вдоль Муссонного пути.
На взгляд европейцев, подобная практика колониальных захватов чересчур расточительна и граничит с безумством. Однако с точки зрения китайского императора, следовало поступать именно так — и никак иначе. Китай был «пупом Земли», величайшей, богатейшей державой мира. Все прочие народы уступали ему и духовно, и уровнем развития культуры и техники. Поэтому, считал император, все иноземцы вправе были почитать за счастье, что им предлагают покориться великой империи и, покорившись, учиться у ее сынов, собственному процветанию способствуя. Подарки же призваны были подсказать, сколь сладостно быть в подчинении у самого просвещенного из народов.

Статья в тему:  Сколько раз может откладываться суд из за неявки свидетеля

Если же кто-либо из читателей библиотеки форума http://www.forum-orion.com поспешит осудить прямолинейную заносчивость посланцев Поднебесной, то пусть он вспомнит, что менее чем через столетие португальский мореплаватель Васко да Гама ознаменовал свое появление в здешних краях выстрелами из бомбард по негостеприимным берегам.
Впрочем, не будем более говорить о кровожадных европейцах эпохи Ренессанса, вернемся к хитроумному евнуху-адмиралу Чжэн Хэ. Добившись покорности от одного царька, он немедленно плыл дальше, чтобы склонить на сторону империи новые земли — города, княжества, султанаты. Так продолжалось почти двадцать семь лет — с 1405 по 1433 год. В ту пору, когда европейские купцы боязливо держались побережий своих стран, китайские моряки пересекли почти полсвета. К сожалению, сведения о ряде экспедиций Чжэн Хэ утрачены. Так, мы не можем сейчас установить, когда его флот достиг Занзибара, когда посетил Малинди*. Доказано лишь, что либо он сам, либо кто-то из верных ему капитанов действительно побывал у побережья Восточной Африки.

Специалисты единодушно считают, что китайцам вполне было по силам достичь мыса Доброй Надежды, обогнуть южную оконечность Африки и, следуя вдоль берегов Черного континента, добраться до Европы, дабы осыпать дарами и смутить чередой кораблей ну, например, кастильского короля. Что же помешало китайцам открыть морской путь в Европу? Обо всем по порядку.
Чжэн Хэ родился в 1371 году в южнокитайской провинции Юньнань в семье правоверных мусульман. За несколько лет до его рождения, в 1368 году, мощное народное восстание свергло Монгольскую династию (Юань) и привело к воцарению династии Мин. Детство и юность будущего героя пришлись на эпоху смуты, разрухи, народных бедствий. Предание сообщает, что солдаты армии Мин схватили юного Чжэн Хэ и кастрировали его. По-видимому, они собирались его продать, ведь евнухи в ту пору ценились. В богатых семьях непременно держали кастратов — слуг и надсмотрщиков, следивших за женами и наложницами.
На тему евнухов в Китае не мало довелось интересного прочитать, в том числе и при при императорском дворе. Со временем — словно желая отомстить за свое постыдное увечье — евнухи приобретали огромную власть над «сыном неба». Они завладевали его мыслями и душой. Лишь они одни — не считая домочадцев — могли заходить в покои императора и посещать его гарем. Постоянно пребывая подле монарха, евнухи знали все его желания, все его тайные помыслы, все его капризы. Знали они одни и никто другой, ведь по традиции «сын неба» держался очень замкнуто, он был отгорожен от внешнего мира. Это создавало простор для манипуляций. Евнухи, делясь с императором сплетнями, рассказывая ему об интригах и новостях, говорили лишь то, что укрепляло их позиции при дворе. Даже министры не могли побеседовать со своим повелителем — они посылали ему письменные доклады.
Так евнухи становились ключевыми фигурами при дворе. Происходили они обычно из низших слоев общества. Никаких перспектив в жизни у них не было. Добиться успеха они могли, лишь всецело завладев вниманием своего патрона. Когда же их благодетель умирал, то верных евнухов — всемогущих временщиков — без жалости вышвыривали из дворца. Если они не успевали дотоле сколотить себе состояние, их ждал жалкий конец.

Статья в тему:  Где находится мировой суд октябрьского района

Мы не знаем, когда Чжэн Хэ оказался при дворе «сына неба». Несомненно, ему быстро удалось завоевать расположение императора Чэндзу. Кстати, последний пришел к власти, свергнув своего племянника. Тот сумел бежать, он скрылся «где-то за морем». В 1405 году победитель повелел разыскать беглеца. Вот ради чего пустилась в плавание флотилия, верная Чэндзу. Была перед командующим Чжэн Хэ поставлена и другая задача: покорить как можно больше земель.
В том же 1405 году из гавани близ Шанхая отправились в путь 62 больших корабля (в ту пору знаменитый впоследствии город был скромной рыбачьей деревушкой). Каждый из этих кораблей, как писал позднее хронист, достигал 44 чжа-нов в длину и 18чжанов в ширину (один чжан составляет около 3,2 метра). С летним муссоном флотилия двинулась на юго-запад: в Индокитай, на Яву, Суматру, Шри Ланку, в Каликут (город на Ма-лабарском побережье Индии; не следует путать его с Калькуттой, основанной в 1690 году). Вот лишь некоторые «варварские земли», где побывал за два года Чжэн Хэ. Всего же его флот посетил около тридцати стран и островов.

«В девятом месяце 1407 года Чжэн Хэ и остальные возвратились. Послы от всех стран прибыли с ними и предстали перед императором. Император был очень доволен, наградив всех титулами в соответствии с заслугами», сообщает «Минская история».
Китай в то время был крупнейшей морской державой мира. В экспедициях Чжэн Хэ участвовало до 37 000 человек. В отдельные времена численность флотилии достигала 317 судов. Знаменитая «Непобедимая армада» была скромнее. Летом 1588 года она состояла из 134 тяжелых кораблей и некоторого количества мелких вспомогательных судов. В походе на
Англию принимали участие более 20 000 матросов. Впрочем, довольно отступлений. Наш «список кораблей» мы прочли лишь до середины.
Во флотилии Чжэн Хэ имелось также от сорока до шестидесяти джонок. На них доставляли подарки, которые вручали покоренным властителям. Подобные суда могли перевозить от 500 до 800 тонн груза. Кроме того, в составе флотилии имелись и особые грузовые суда — на них везли запасы продовольствия, а также хорошо снаряженные военные корабли.
Длина пятимачтовых военных кораблей составляла 60 метров. Своим бронированным носом они могли таранить и топить неприятельские суда. На кораблях подобного типа имелось четыре палубы. На самой нижней размещался балласт, придававший судну остойчивость; выше была жилая палуба. Находясь на третьей палубе, матросы управлялись с парусами. Наконец, на верхней палубе были выставлены пушки.

Уже в те времена китайские корабелы оборудовали суда герметичными переборками. Поэтому, получив незначительную пробоину, корабль оставался на плаву. В Европе подобные суда стали строить лишь в XVIII веке.
В дороге ориентировались по звездам, пользовались компасом. Капитаны кораблей, служившие под началом Чжэн Хэ, наносили путь, пройденный судном, на линованную карту. Правда, понятия долготы и широты были еще неведомы китайским мореплавателям.
Использовали они и опыт, накопленный арабами. Так, на китайской карте, изображающей Африку и датируемой 1402 годом, показаны Нил, Судан и Занзибар. Очертания континента переданы довольно точно: треугольный профиль, обращенный вершиной к югу. Европейцы тоже считали Африку громадным треугольником, однако вершину его направляли на восток.
Возможно, сведения об Африке китайцы почерпнули отнюдь не из вторых рук. Судя по археологическим находкам из
Восточной Африки, китайцы довольно рано установили торговые отношения с этим регионом. По всему побережью — от Сомали до Занзибара — встречаются многочисленные фарфоровые черепки и монеты, относящиеся к династиям Сун (960—1279) и Мин (1368—1644). Еще в 1154 году арабский географ Аль-Идри-си сообщал о появлении китайских торговцев на африканских рынках.
Адмирала Чжэн Хэ не очень-то интересовал торговый профит. Важнее ему было возвеличить своими деяниями Поднебесную империю, простереть власть Китая над всеми народами, жившими на берегу Океана и на его островах. Он покорял страну за страной без особых усилий, без риска. За годы плаваний он всего трижды попадал в опасные переделки, но всякий раз его солдаты брали верх. В истории мореплавания трудно найти другой пример подобного бескровного покорения мира. Обычно, как гласит история, раз к берегу приближается неприятельский флот, жди выстрелов из пушек. Солдаты Чжэн Хэ не проходили земли огнем и мечом, не грабили города, не захватывали рабов, не строили крепости, не обращали «язычников» в свою веру.
Наоборот, в вопросах веры они проявляли необычайную терпимость. Пример тому — памятник, сохранившийся в городе Галле на Шри Ланке: каменная табличка, датированная 1409 годом. Надписи на ней рассказывают о прибытии адмирала Чжэн Хэ. Сделаны они на трех языках и обращены к трем богам. Китайский текст превозносит могущество Будды, персидская надпись прославляет Аллаха, а тамильские словеса воздают хвалу индуистскому богу Вишну. Кроме того, каждый из «богов всех стран» удостоен был тысячи золотых слитков, пяти тысяч серебряных слитков, ста тюков шелка и 3300 литров благовонных масел. Им преподнесены были также разнообразные культовые бронзовые фигурки.

Статья в тему:  Как раньше называли построение парусных судов

Всякий раз по возвращении флотилии в Китай император выказывал искреннюю радость. Вновь и вновь он направлял Чжэн Хэ в западные моря. Всего же до 1433 года адмирал предпринял семь экспедиций. Его корабли причаливали к побережью Никобарских и Мальдивских островов, бывали в гаванях на берегу Персидского залива, в Адене, Могадишо (Сомали), Малинди (Кения), на Занзибаре. Морские операции достигли такого размаха, что адмиралу пришлось поделить свой флот. Тихоокеанская эскадра, созданная им, посетила острова Рюкю (близ Японии), Филиппины, Борнео и Тимор. Кстати, остров Тимор лежит всего в 600 километрах к северу от Австралии. Таким образом, китайские мореплаватели едва не открыли пятый континент.
Давно была позабыта главная цель экспедиций. Мало кто вспоминал, что армада кораблей отправилась в поход только для того, чтобы поймать законного императора, свергнутого его дядей, узурпатором Чэндзу. На второй план отходили и дипломатические мотивы. Теперь мореплавателей интересовали прежде всего диковинные животные, растения, снадобья, драгоценные камни и слоновая кость. Все находки доставляли во дворец императора и в его зверинец. Возвращение адмирала Чжэн Хэ неизменно вызывало в столице фурор. Особенно запомнилось хронистам событие, происшедшее в 1414 году. В тот год китайцы впервые увидели живого жирафа.
В 1424 году император Чэндзу, покровитель прославленного флотоводца, умер. Новые правители Поднебесной доверяли советам чиновников-конфуцианцев, а не нашептываниям честолюбивых евнухов. Прагматичные столоначальники посчитали, что морские плавания разорительны для казны. К чему сие рвение? Арабские и индийские купцы и так заискивают перед Китаем. Недаром в гавани Кантона скопилось множество торговых судов из этих отдаленных стран. Их капитаны жадно скупали китайский шелк и фарфор.
Итак, чиновники решили, что флот является для страны ненужной, непозволительной обузой. Вместо кораблей надо строить амбары, в которых хранились бы запасы зерна на случай голодной годины, вместо путешествия на сказочные Мальдивы следует рыть каналы и прокладывать дороги, дабы проще было добраться до отдаленных сельских районов Поднебесной.

Когда в 1433 году Чжэн Хэ возвратился в Срединную империю, он увидел, что по воле новых правителей страна отгородилась от внешнего мира. На Китай опустился «шелковый занавес». Преемники Чэндзу строжайшим образом запретили путешествия в другие страны. Ослушникам, покидавшим Китай, грозила — в случае их поимки — смертная казнь. Придворные чиновники уничтожили или «потеряли» большую часть донесений Чжэн Хэ. В 1474 году из четырехсот военных судов в Поднебесной осталось всего 140 кораблей. Начиная с 1500 года строительство крупных морских джонок считалось особо тяжким преступлением. Корабли спешно уничтожались, моряков арестовывали. Морские плавания приравнивались к измене родине.
Предприимчивый Чжэн Хэ не дожил до этих тяжких времен, до этого разгула ксенофобии. Он умер в 1433 году в возрасте 62 лет. Его экспедиции по праву можно сравнить с плаваниями другого — более знаменитого первооткрывателя — португальца Васко да Гамы, совершившего в 1497—1499 годы путешествие из Португалии в Индию. Впрочем, португальцу никогда бы не снискать славы, если бы не внезапные перемены в китайской политике. Если бы не это обстоятельство, китайские моряки еще в первой половине XV века непременно достигли бы берегов Европы и Васко да Гаме пришлось бы плыть хорошо известным маршрутом.
Однако эпохальное открытие так и не состоялось. Китай повернулся ко всему остальному миру спиной. Слава о подвигах адмирала Чжэн Хэ не достигла Европы, а память о нем вскоре была искоренена в Китае.

Статья в тему:  Как оспорить наследство в суде

Флот Древнего Китая самый многочисленный и устрашающий в истории человечества

В 1405 году почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю мира. Им командовал адмирал Чжэн Хэ. Его флот был больше и мощнее, чем все флоты Европы того времени вместе взятые.

По приказу императора Китая, флот обошел полсвета. Задолго до того как европейские корабли отправились исследовать мировые океаны Китай начал одно из самых величайших морских путешествий всех времен. Корабли побывали в Тихом и Индийском океанах, в Аравийском море и даже у Восточного побережья Африки. Плавание было богато открытиями и сюрпризами. История императорского китайского флота начинается в 1402 году.

император Чжу Ди

Князь Чжу Ди став императором, захотел Китаю вернуть былую славу
он задумал несколько честолюбивых проектов. Великая Китайская Стена была продлена на 1400 километров, чтобы защитить империю от нашествия монголов. Он сделал столицу Пекином и построил там гигантский дворец. Также была написана самая большая энциклопедия всех времен и народов в 11000 томов.

Император хотел, чтобы знания расширялись, поэтому в 1403 году он распорядился о создании гигантского морского флота. Для того времени это была задача невероятной сложности. Сотни кораблей должны были помочь расширить знания Китая о мире.
Раскопки в одной из провинций Китая показали, что суда строились в сухих доках средней длины 400 метров. Их останки доказывают время их создания — 1050 год.
В Европе сухие доки появились только в XVII веке. Найденные инструменты давали представление о методах кораблестроения того времени. Все работы были великолепно организованы. На верфи трудилось около 20000 человек. В руках руководителя были все научные достижения того времени.

адмирал Чжэн Хэ

Корабли выглядели так: плоскодонный корпус для мелководья, сочетался с огромным водоизмещением корабля для океанского похода.
В условиях шторма были предусмотрены два руля.
Эти суда называли джонками. Они имели высокую маневренность и устойчивость. Особенностью джонок были переборки, повышаемые непотопляемость судна в океане, а позаимствовали эту идею у дерева бамбук. Бамбук самое надежное волокно в мире. Корпус судна воспроизводил структуру стебля этого дерева. В Европе первый пароход, построенный с переборками, был «Great Eastern».

модель флагманского судна найденого во время раскопок

Это были самые крупные деревянные суда всех времен.
У них было до девяти мачт.
Подтверждением тому стали найденные два якоря-кошки длина каждого 2,4 метра, а вес 250 килограмм и два огромных руля длиной 10 метров.

Через два года 60 судов были построены и они были готовы отправиться по морям и океанам.

великий мореплаватель Чжэн Хэ

Всего Чжэн Хэ совершил семь путешествий. Каждое, из которых длилось около двух лет. На джонках служило около 28000 моряков — это были дипломаты, ученые, астрологи историки и других профессий. Цель похода ни в коем разе не была захватнической. Император знал, что появление такой армады и так покажет могущество Китая.

карта морских походов древнего флота Китая

Для поднятия парусов задействовались несколько десятков человек, а парус мог вращаться вокруг мачты, чтобы подхватить ветер любого направления.

сравните корабли Христофора Колумба и китайского адмирала

По всем параметрам джонки превосходили в несколько раз суда таких путешественников Васко да Гама и Христофора Колумба.

судно-танкер для воды

Статья в тему:  Как выбить долг через суд

судно для скота

Ориентировались корабли армады по звездам и компасу созданному в XI веке и картам составленными их предшественниками. Они помогали с уверенностью идти в неведомые воды. Для связи между кораблями использовали звуковые сигналы и сигналы семафоров.

корабль для воинов

Флот состоял из кораблей и судов различных типов и назначений: флагманский, суда с воинами, пятимачтовые патрульные корабли для обеспечения охраны армады, танкеры с водой, суда для скота, обеспечивающие свежим мясом, и лошадьми. Самым замечательным изобретением можно считать земледельческие суда, на которых выращивали сою и получали высокий урожай. Производственная культура имела все необходимые вещества для полноценного питания благодаря витамину «С», которого так не хватало морякам Европы страдавшие цингой во время своих длительных плаваний.

Для борьбы с пиратами встречающиеся в мировых водах применялись пушки, стрелявшие взрывчатыми снарядами, которые имели большой радиус действия и предназначались для поджигания кораблей противника.

Одной из задач флота было установление дипломатических отношений. Они посетили порты Calicut, Hormus, Aden, Mombasa. В ходе теплых встреч обсуждались торговые и коммерческие отношения.

древний китайский фарфор

Китайцы предлагали фарфор — белое золото Китая. Это был ключ к мировой торговле. Его производство возросло в 50 раз. В обмен, в основном брали перец и другие пряности.

картина с изображение адмирала Чжэн Хэ

Флотоводца интересовала Аравия за его особый продукт — ладан. Есть источники, доказывающие визит трех китайцев в Йемен. Ладан до сих пор используется в фармакологии. Смола дает прекрасный успокаивающий аромат. Китайцы привозили лошадей, особенно арабских скакунов. Из Африки доставляли экзотических животных и птиц, в основном для забавы. В целом миссия флота была успешной, каждое новое путешествие приносило новые товары и взаимоотношения. Корабли преодолели более 50000 миль.

музей посвященный первооткрывателю и флотоводцу Чжэн Хэ

Чжэн Хэ установил дипломатические связи со многими странами, и они не стали колониями Китая. Он считал, что вера каждого человека это дело личного характера.

Вскоре в государстве начались перевороты. Чжэн Хэ умер, а от армады не осталось и следа. Кто знает, если бы этот флот просуществовал больше, то сейчас европейцам или американцам пришлось бы считаться с многолетним опытом Китая, а история развивалась бы совсем по-другому.

флагманское судно адмирала Чжэн Хэ

Технические характеристики флагманского судна-джонки:
Длина — 126 м;
Ширина — 51 м;
Водоизмещение — 7000 тонн ;
Скорость — 4,8 узла;
Количество палуб — 5;

Чем вооружен флот Китая

В китайском порту Циндао прошел морской парад, посвященный 70-летию образования военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК). В нем приняло участие свыше 30 китайских кораблей и 39 воздушных судов, а также порядка 20 иностранных военных кораблей более чем из десяти стран мира и делегации 60 государств Азии, Африки, Европы, Америки и Тихоокеанского региона. Также в торжествах приняли участие и корабли российского флота во главе с фрегатом «Адмирал Советского Союза Горшков».

Как проходило становление флота

  • До конца гражданской войны в Китае (1927–1950; между сторонниками Коммунистической партии Китая, КПК, и партии Гоминьдан) НОАК не имела флота, т.к. боевые действия велись главным образом за контроль над континентальной частью страны. Отсутствие мощного флота в 1950 году не позволило НОАК взять под контроль о. Тайвань, куда эвакуировалось гоминьдановское правительство (КНР ограничилась о. Хайнань, куда армейские части десантировались на джонках).
  • Датой основания ВМС НОАК считается 23 апреля 1949 года, в этот день на сторону КПК перешли несколько кораблей ВМС Китайской Республики (правительства партии Гоминьдан). В ноябре того же года в Даляне была создана Военно-морская академия (с преподавателями из СССР). По оценкам историков, в середине 1950-х годов в Китае было около 2,5 тыс. советских военных специалистов, оказывавших стране содействие в строительстве современного флота.
  • Как отдельный вид вооруженных сил ВМС были учреждены в сентябре 1950-го, когда было создано отдельное командование при Генеральном штабе НОАК.
  • Первым боевым применением ВМС КНР было участие нескольких кораблей в подавлении беспорядков в городе Ухань в 1967 году во время «культурной революции» (1966–1976). Впоследствии китайский флот одерживал победы в столкновениях с вьетнамскими кораблями в районе спорных островов в Южно-Китайском море (в 1974 году у Парасельских и в 1988 году у островов Спратли).
  • К 1970 году КНР уже располагала современным флотом. В 1974-м Китай ввел в строй первую атомную подводную лодку (АПЛ, проект 091 «Хань»), в 1982-м впервые успешно запустил баллистическую ракету с подводной лодки.
Статья в тему:  Что одеть в суд на развод

В 2002 году эскадра ВМС КНР совершила первое в истории военного флота Китая кругосветное плавание.

В 2012 году был провозглашен курс на становление Китая в качестве сильной морской державы. В «Белой книге» правительства КНР 2015 года подчеркивается необходимость перехода от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.

В настоящее время военная стратегия КНР выделяет морское направление развития вооруженных сил как одно из четырех ключевых (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой).

Из чего состоит флот

  • Организационно ВМС НОАК делятся на три флота: Северный (зона действия — Желтое море и Бохайский залив), Восточный (Восточно-Китайское море, включая Тайваньский пролив) и Южный (Южно-Китайское море). Штабы флотов располагаются соответственно в городах Циндао, Нинбо и Чжаньцзян.
  • В начале 2016 года три флота были включены в состав одноименных командований, которые были созданы в ходе военной реформы.
  • Командующий ВМС НОАК — вице-адмирал Шэнь Цзиньлун.
  • ВМС НОАК включают подводные и надводные силы, военно-морскую авиацию, силы береговой обороны и морскую пехоту. Численность личного состава — около 324 тыс. ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (но уступают ВМС США по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей).

Подводный флот

Согласно The Military Balance (Международный институт стратегических исследований, IISS), в 2018 году КНР обладала 62 подлодками, сравнявшись по численности с российским подводным флотом и уступив только американскому (68 подлодок). Морской компонентой сил ядерного сдерживания КНР являются четыре атомных подводных ракетоносца проекта 094 «Цзинь» (введены в строй в 2006–2015 годах), каждый с 12 баллистическими ракетами JL-2 и с противокорабельными ракетами. Достраиваются две атомные субмарины проекта 094В, каждая из которых будет нести по 16 ракет JL-2.

На смену устаревшим атомным подводным лодкам проекта 091 «Хань» (три единицы в составе СФ) построено шесть новых — проекта 093 «Шан». Ведется строительство новых атомных субмарин проекта 095.

Наиболее современными из китайских дизельных подводных лодок являются 13 субмарин проекта «Юань» (четыре — типа 039А, девять — 039B). Начато строительство усовершенствованных подводных кораблей проекта «Цин» (типа 032, один уже проходит стадию испытаний).

На вооружении также стоят 12 дизель-электрических подлодок российской постройки — проектов 877, 636 и 636М («Варшавянка»). Кроме того, имеется 12 субмарин проекта 039G «Сун» китайского производства.

Боеспособными остаются подлодки проекта 035 «Мин» (11 единиц).

Надводные корабли

  • Авианосцы

Единственный на данный момент китайский авианосец «Ляонин» (в составе флота с 2012 года) — это бывший советский авианесущий крейсер «Варяг» проекта 11436, приобретенный в 1998 году на Украине недостроенным. На корабле может быть размещено до 24 истребителей «Шэньян» J-15 (скопированы с купленного на Украине Су-27К) и до 17 вертолетов (российские Ка-31 радиолокационного дозора, противолодочные Ка-28 и китайские транспортные Z-8).

В апреле 2017 года был спущен на воду второй авианосец, аналогичный «Ляонину» (проект 001А). Ожидается, что он будет введен в строй в 2020-м.

В настоящее время ведется строительство третьего авианосца (тип 002). Это новый проект. Высказывались предположения, что авианосец может быть оснащен ядерной силовой установкой и несколькими паровыми катапультами.

  • Эсминцы

ВМС НОАК, по сведениям китайских СМИ, эксплуатируют 28 эскадренных миноносцев (по данным The Military Balance, на 2018 год — 23; третье место после ВМС США и Японии, 64 и 32 соответственно):

  • четыре корабля российских проектов 956Э (две единицы) и 956ЭМ (две единицы), поставленные в КНР в конце 1990-х — начале 2000-х годов;
  • три корабля проектов 051С и 051B, построенных в тот же период;
  • десять кораблей проектов 052, 052В, 052С.

В 2014 году в состав китайского флота принят первый эсминец проекта 052D «Куньмин» (по данным китайских СМИ, 11 судов принято на вооружение, еще 15 — в разной степени готовности).

  • Фрегаты

Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК (59 единиц) являются фрегаты. Шесть самых старых из них — проекта 051 типа «Люйда» (модификации советских проектов 1950-х годов, строились с начала 1970-х по начало 1990-х).

Статья в тему:  Можно ли корпоративные споры третейским судам

Также ВМС НОАК эксплуатируют 26 кораблей проекта 053Н разных модификаций (созданы на основе советского сторожевого корабля проекта 50 «Горностай»). Эти фрегаты (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам или передается береговой охране. На замену им начиная с середины 2000-х годов были построены два фрегата проекта 054 и 25 фрегатов проекта 054А. Установки вертикального пуска зенитных управляемых ракет на фрегатах проекта 054А созданы на основе российского зенитного ракетного комплекса «Штиль».

  • Корветы, катера и тральщики

В 2012 году в КНР было начато строительство корветов проекта 056. В настоящее время уже введено в строй 37 кораблей этого типа, из которых 16 — противолодочные 056А. Планируется, что общее количество таких кораблей составит не менее 50 единиц.

ВМС НОАК занимают первое место в мире по числу боевых катеров (более 200). Имеется порядка 100 ракетных катеров (проекты 022, 037-II, 037-IG) и примерно столько же сторожевых катеров (проекты 037-I, 037, 062-I).

Минно-тральные силы представлены единственным минным заградителем проекта 918 «Волэй» и 42 тральщиками проектов 081, 082 и 082А.

  • Десантные корабли

Включают четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 071 типа «Циньчэньшань», 30 больших десантных кораблей проекта 072 четырех модификаций, 11 средних десантных кораблей проекта 073, около 60 малых десантных кораблей (проекты 074А, 074, 079-II), а также восемь десантных кораблей типа 726 (включая две единицы типа «Зубр», построенных на Украине) и 12 катеров на воздушной подушке типа 724.

Морская авиация

Организационно состоит из шести авиадивизий, по две в каждом из флотов. По данным The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМС стоят 374 военно-воздушные единицы (вторая в мире по этому показателю после американской), среди них:

  • 27 бомбардировщиков «Сиань» Н-6G (собственная модификация советского Ту-16);
  • 120 истребителей «Сиань»JH7 и JH-7А.

Истребители представлены 24 бортами Су-30МК2 российского производства и копиями Су-27СК — 72 бортами «Шэньян» J-11В и J-11BS. На вооружении также состоит не менее 20 палубных истребителей «Шэньян» J-15.

Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ

На протяжении своей многовековой истории Китайская империя не проявляла особого интереса к дальним странам и морским путешествиям. Но в XV веке ее корабли семь раз отправлялись в плавания по Индийскому океану, а возглавлял эскадру гигантских джонок каждый раз один и тот же человек — дипломат и адмирал Чжэн Хэ, по размаху своих экспедиций не уступавший Колумбу. Рис. Антона Батова

Чжэн Хэ появился на свет в 1371 году в городе Куньян (ныне Цзиньин), в центре юго-западной китайской провинции Юньнань, недалеко от ее столицы Куньмина. Ничто в детстве будущего флотоводца, звавшегося тогда Ма Хэ, не предвещало грядущего романа с океаном: в XV столетии от Куньяна до побережья было несколько недель езды. Фамилия Ма — транскрипция имени Мухаммед — и поныне часто встречается в китайской мусульманской общине, а наш герой вел происхождение от известного Саида Аджаллы Шамсы аль-Дина (1211— 1279), прозывавшегося также Умаром, — уроженца Бухары , выдвинувшегося во времена монгольских великих ханов Мункэ (внука Чингисхана ) и Хубилая. Именно завоеватель Китая Хубилай в 1274 году назначил этого Умара губернатором Юньнани. Известно, что отец и дед будущего адмирала строго придерживались уложений ислама и совершали хадж в Мекку . Более того, в мусульманском мире бытует мнение, что и сам будущий адмирал побывал в священном городе, правда, с неформальным паломничеством.

На момент рождения мальчика Срединная империя все еще находилась под властью монголов, благоволивших к его семье. Но начало жизни Ма Хэ сложилось довольно драматически. В 1381 году при завоевании Юньнани войсками китайской династии Мин, скинувшей иноземную Юань, в возрасте 39 лет погиб отец будущего мореплавателя. Мальчика же повстанцы пленили, оскопили и передали в услужение четвертому сыну своего предводителя Хун-у, будущему императору Юнлэ, который вскоре отправился наместником в Бэйпин (Пекин).

Тут важно отметить одну деталь: евнухи в Китае, так же как, к примеру, и в османской Турции , всегда оставались одной из самых влиятельных политических сил. Многие юноши сами шли на жуткую не только по сути, но и по технике исполнения операцию, надеясь попасть в свиту какого-нибудь влиятельного лица — князя или, если повезет, самого императора. Так что «цветноглазому» (так называли в Китае представителей нетитульной, неханьской народности) Чжэн Хэ по тогдашним понятиям просто повезло. Юный Ма Хэ хорошо зарекомендовал себя на службе. К концу 1380-х он уже ярко выделялся в окружении князя, младше которого был на одиннадцать лет. В 1399-м, когда Пекин осадили войска тогдашнего императора Цзяньвэня (правил с 1398 по 1402), молодой сановник стойко защищал одно из городских водохранилищ. Именно его действия и позволили князю выстоять, с тем чтобы контратаковать соперника и добиться трона. А через несколько лет Юнлэ собрал мощное ополчение, поднял восстание и в 1402 году, взяв штурмом столичный Нанкин, провозгласил себя императором. Тогда же он принял девиз нового правления: Юнлэ — «Вечное счастье». На китайский Новый год 11 февраля 1404 года Ма Хэ в благодарность за верность и подвиги был торжественно переименован в Чжэн Хэ — эта фамилия соответствует названию одного из древних царств, существовавших на территории Китая в V—III веках до н. э.

Статья в тему:  Как перенести суд по алиментам

Что касается внешности будущего адмирала, то он, «став взрослым, говорят, вырос до семи чи ( почти два метра. — Ред.), а обхват его пояса равнялся пяти чи (более 140 сантиметров. — Ред.). Скулы его и лоб были широки, а нос невелик. У него был сверкающий взгляд и голос громкий, словно звук большого гонга».

При взгляде на экспедиции Чжэн Хэ по прошествии времени более всего удивляет, что столь серьезные по масштабам походы по их окончании были напрочь забыты и современниками, и потомками. Честолюбивый Юнлэ отправил флот в дальние страны в самом начале своего царствования, а вернулась последняя великая экспедиция в правление его внука Сюаньдэ, после чего в Китае на долгое время забыли о морской славе. Только в начале ХХ века западные ученые обнаружили упоминания об этих плаваниях в хрониках императорской династии Мин и задались вопросом: зачем была создана эта огромная флотилия? Версии выдвигались разные: то Чжэн Хэ оказывался «первопроходцем и исследователем» вроде Кука, то искал для империи колонии подобно конкистадорам, то его флот представлял собой мощное военное прикрытие для развивающейся внешней торговли, как у португальцев в XV—XVI веках. Однако страны Южных морей и Индийского океана были связаны морской торговлей с Поднебесной еще во времена династий Тан и Сун (618—1279 годы). Тогда из портов Фуцзяни, Гуандуна, Чжэцзяна и Гуанси уже тянулись морские пути к Индокитаю, Индии и даже Аравии. Ходили морем от провинции Ляонин к Корейскому полуострову и в Японию. Так что открывать новые торговые пути адмирал не планировал. Хотел ли он покорять новые земли? С одной стороны, китайская империя испокон веков стремилась присоединить земли ближайших соседей. Более того, армада Чжэн Хэ по самые планширы была упакована оружием и воинами. Но с другой стороны, на протяжении всей истории жители Поднебесной расселялись по дальним странам мирно, образовывали диаспоры, не испытывая никакой нужды в колонизации. «Сыновья неба» никогда не предпринимали морских завоевательных походов. И если дары, которые флотоводец вез назад ко двору, привычно трактовались как дань, то их поступление прекратилось ровно в тот момент, когда корабли адмирала вернулись в родную гавань. Нет, миссия Чжэн Хэ не имела ни военного, ни агрессивного характера. Знаменитый российский китаевед Алексей Бокщанин в книге «Китай и страны Южных морей» приводит интересное соображение о возможной цели этих путешествий: к началу XV века до крайности обострились отношения между Китаем Минской эпохи и державой Тамерлана. Неистовый воитель даже планировал поход на Китай. Соответственно Чжэн Хэ могли поручить дипломатическую миссию найти за морями союзников против Тимура. Ведь когда в 1404 году тот заболел, уже имея за плечами покоренные и уничтоженные города от России до Индии, в мире вряд ли нашлась бы сила, способная тягаться с ним в одиночку. Но ведь уже в январе 1405-го Тамерлан умер. Похоже, что адмирал не искал друзей против этого врага. Возможно, разгадка кроется в некотором комплексе неполноценности Юнлэ, вознесенного на трон дворцовым переворотом. Незаконному «Сыну неба», похоже, просто не хотелось сложа руки ждать, пока данники сами явятся к нему на поклон.

Источники:

http://fb.ru/article/197282/kitay-vmf-sostav-korabley-i-znaki-razlichiya

http://newsland.com/user/4297736489/content/morskie-drakony-zabytyi-flot-drevnego-kitaia/4268700

http://linalina20.livejournal.com/430958.html

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6367033

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6293/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector