0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как назывались надёжные суда викингов

Содержание

Корабли викингов — как назывались и чем отличались

Термин также широко распространен в современном английском и других местных языках жителей норвежских домашних общин со времён, известных как эпоха викингов. Этот период северной военной, торговой и демографической экспансии является важным элементом раннесредневековой истории Скандинавии, Эстонии, Британских островов, Франции, Киевской Руси и Сицилии.

Корабли викингов действительно являются неотъемлемой частью европейской истории кораблей, а также мирового наследия. Викинги были развитой воинской расой Скандинавии, и они процветали в период между 8 и 11 веками нашей эры. Многие историки также не стеснялись упоминать их как покорителей моря. Это было в основном потому, что они способствовали открытию многих земель, к которым тогда не было доступа, таких как Исландия, Россия, Гренландия, Великобритания и даже Турция. Кроме того, они завоевывали эти земли, грабили их и устанавливали свою власть в этих регионах.

Главной и самой выдающейся особенностью викингов был их военно-морской флот. Средневековые корабли викингов были сильны, долговечны, прекрасно обработаны и во многих отношениях опережали свое время. Море, корабли и лодки составляли неотъемлемую часть культуры викингов, которая основывалась на высшем кодексе чести, который должен соблюдаться как в правосудии, так и в войне.

Общие характеристики кораблей викингов

Тем не менее, все они похожи с точки зрения их общей концепции:

  • Края с кромками, соединенные железными заклепками;
  • Носовая часть из одного куска дерева и резная;
  • Киль с Т-образным сечением;
  • Одиночная мачта с квадратным парусом;
  • Гребной — руль, расположенный на правом борту.

Викинги строили свои корабли по главенствующему принципу: союз гибкости и легкости. Их конструкция корабля отличается от конструкции южной Европы, где жесткость корпуса делает лодку тяжелее. На лодках викингов избыточный вес систематически устранялся.

Современные яхты и лодки с присущим им минимализмом существенно отличались своим экстерьером от кораблей викингов, украшение на их лодках было очень важно. Высокая изогнутая форма носового выступа украшалась фризом из переплетенных узоров, напоминающих узоры ирландских кельтов. Лодка викингов также почти симметрична между передней и задней сторонами, что позволяет ей одинаково двигаться вперед и назад одинаково (амфидром). Их киль цельный, для чего нужны очень высокие деревья.

Статья в тему:  Где находится есильский суд в астане

Руль состоит из своего рода короткого весла с очень широкой лопаткой, закрепленной кожаными галстуками на носу правого борта. Их плоское дно и мелкая осадка также позволяют им ориентироваться на мелководье и выходить на берег прямо во время рейда. Корпус выполнен из уложенных панелей (внакрой), которые уменьшают свою сопротивление при полной нагрузке. Этот тип сборки также обеспечивает прочность, которая обеспечивает определенную гибкость плит между ними. Корабль также имеет большую мачту и прямоугольный парус.

Материалами, использованными для строительства, были древесина дуба, иногда сосна или ясень для досок, а также ива для каркасов. Для заклепок, якоря и некоторых элементов фурнитуры викинги использовали металл. В составе различных такелажных линий использовались растительные и животные волокна, например конский волос для верёвок или кора (липа) для кожухов. В дополнение к этим материалам для покрытия корпуса использовалась сосновая смола, а для создания покрытий для окраски корпуса или паруса могли использоваться различные цветовые основы.

Корабли викингов отличались от других кораблей, будучи в целом более мореходными и более легкими. Это было достигнуто благодаря использованию конструкции клинкера (лапстрейка). Планки, из которых были построены корабли викингов были от раскола крупных деревьев, особенно старовозрастных дубов. Корпус корабля может быть толщиной всего один дюйм (2,5 см), так как расколотая планка прочнее, чем пиломатериал, найденный в более поздних кораблях.

Поднимаясь от прочного дубового киля, кораблестроители склепывали доски вместе, используя заклепки из кованого железа и ровницы. Ребра сохраняли форму бортов корпуса. Каждый слой досок перекрывал нижний, и между досками использовалась водонепроницаемая прокладка, чтобы создать прочный, но гибкий корпус.

Кроме того, в начале эпохи викингов вёсельные порты (углубления) заменили отсеки (проёмы), позволяя хранить весла в то время, когда корабль находился на ходу, и обеспечивать лучшие углы для гребли. Самые большие корабли эпохи могли перемещаться со скоростью пять-шесть узлов, используя силу весла, и до десяти-двеннадцати узлов под парусом. Замечательные большие суда были построены с использованием традиционной конструкции клинкера. Корабли-драконы с 100 воинами не были исключением.

Основные типы кораблей викингов

1. Кнорр — большое судно для перевозки. Кнорр — норвежский термин, обозначающий корабли, которые были построены для атлантических рейсов. Это были грузовые суда средней длиной около 54 футов (16 м), балка 15 футов (4,6 м) и корпус, способный нести до 122 тонн. Общее водоизмещение: 50 тонн. Они короче, чем длинные корабли типа Гокстад, но кнорры более прочные по конструкции, и они зависели в основном от силы паруса, устанавливая весла только для использования в качестве вспомогательных элементов, если на открытой воде не было ветра. Из-за этого кнорр использовался для более длительных путешествий, морских перевозок и более опасных поездок, чем у типа Гокстад. Он был способен преодолевать 75 миль (121 км) за один день, содержал экипаж из 20-30 человек, и кнорры регулярно пересекали Северную Атлантику, в эпоху викингов перевозил скот, товары в Гренландию, на североатлантические острова и обратно. Дизайн кнорра позже повлиял на дизайн кабатажных судов, используемых в Балтийском море и Ганзы.

2. Карви — относительно небольшое судно, используемое для судоходства и разведки у побережья. Карви были небольшим типом корабля викингов с широким корпусом, чем-то похожим на кнорр. Они использовались как для войны, так и для обычного транспорта, перевозя людей, грузы или скот. Поскольку они были в состоянии плавать на очень мелкой воде, они также использовались для каботажа. Карви имел широкие балки примерно 17 футов (5,2 м).

3. Драккары или Длинные корабли (langskip, longship англ.) — общее название, которое было у военных боевых кораблей. Термин longship считается как ошибочный с лексической, грамматической, а также с фонетической и анахронической точек зрения, поскольку только форма дреки может использоваться для Эпохи викингов. Историк Франсуа Неве утверждает в этой связи, что в пространстве викингов (термин дреки) служит прежде всего для обозначения фигур, вырезанных на носу и корме судов, которые часто изображали драконов». Длинные корабли назывались так же драконами (drakushiffen), потому что у них был нос в форме дракона или Драккар (от древнескандинавских Drage — дракон» и Kar — корабль», буквально — корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой.

Статья в тему:  Небесный суд продолжение сколько серий

Драккары были длинными военными кораблями, изготовленными и использовавшимися викингами из Скандинавии и Исландии для торговли, коммерции, разведки и военных действий в эпоху викингов. Конструкция корабля развивалась на протяжении многих лет, начиная с каменного века с изобретением умиака и продолжая вплоть до 9-го века с кораблями Нидам и Квалсунд. Длинный корабль появился в его полной форме между 9 и 13 веками. Характер и внешний вид этих кораблей отражены в скандинавских традициях судостроения до сегодняшнего дня. Средняя скорость кораблей викингов варьировалась от корабля к кораблю, но находилась в диапазоне 5-10 узлов, а максимальная скорость корабля при благоприятных условиях составляла около 15 узлов.

Длинный корабль характеризуется как изящное, длинное, узкое, легкое, деревянное судно с узким корпусом для низкого сопротивления, рассчитанное на скорость. Малая осадка судна позволяла ходить на глубине всего одного метра позволяя высадиться на берег, в то время как легкий вес позволял переносить его по суше. Длинные корабли также были двусторонними, симметричный нос и корма позволяли кораблю быстро менять направление, не поворачиваясь: эта черта оказалась особенно полезной в северных широтах, где айсберги и морской лед создают опасность для навигации. Длинные корабли были оснащены веслами почти по всей длине лодки. Более поздние версии носили прямоугольный парус на единственной мачте, которая использовалась, чтобы заменить или увеличить усилие гребцов, особенно во время длительных путешествий.

Длинные корабли можно классифицировать на несколько различных типов, в зависимости от размера, деталей конструкции и престижа. Наиболее распространенный способ классификации длинных кораблей — по количеству гребных позиций на борту. Типы варьировались от Карви с 13 гребными скамьями до Буссе, один из которых был найден приблизительно с 34 позициями для гребли.

Длинные корабли были воплощением скандинавской военно-морской мощи в то время, и были очень ценным имуществом. Они часто принадлежали прибрежным фермерам и заказывались королем во времена конфликтов для создания мощных военно-морских сил. В то время как дальние корабли были развернуты норвежцами в военных целях, они в основном использовались для перевозки войск, а не в качестве военных кораблей. В десятом веке эти лодки иногда связывали вместе в бою, чтобы сформировать устойчивую платформу для пехоты.

Размеры драккаров колебались от 35 до 60 футов (от 10 до 18,5 метра). На носу крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. Не каждый корабль с головой дракона на носу был драккаром — голова дракона символизировала высокий статус владельца судна, а сам корабль мог быть любым. При приближении к дружественным землям, носовая фигура в виде головы дракона убиралась — по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь с носа драккара показывал щит внутренней стороной, которая была выкрашена в белый цвет.

Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Большие корабли имели до 35 пар вёсел («Великий Змей», построенный для короля Олафа Трюггвасона зимой 999/1000 года) и развивали скорость до 10-12 узлов, что для кораблей такого класса может считаться выдающимся показателем. Но, по данным учёных, большинство драккаров, использовавшихся в эпоху викингами имели 20-25 пар вёсел. Драккары отличались многофункциональностью — корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Драккары являются более крупными аналогами другого типа военных судов викингов — снеккаров (от Snekja — змея и Kar — корабль). Снеккары имели меньший размер и меньшую команду (до 60 человек). Приводились они в движение также прямоугольным парусом, имели до 25-30 пар вёсел, и в открытом море могли развивать скорость 15-20 узлов. На практике викинги чаще пользовались для торговли и путешествий ещё меньшими по размерам кноррами, тихоходными, но гораздо более вместительными из-за значительной осадки. На речном мелководье, однако, кнорры плавать не могли. Драккары же, в силу своей малой осадки, были удобны для передвижения по рекам и фьордам. По этой же причине драккары зачастую использовались для внезапной высадки войск на атакуемой территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента.

Статья в тему:  Как затянуть развод в суде украина

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

4. Фаеринг — открытая гребная лодка с двумя парами весел, обычно встречаются в большинстве строительных традиций лодок в Западной и Северной Скандинавии, начиная с эпохи викингов.

Самой уникальной чертой средневековых кораблей викингов был их дизайн, независимо от того, были ли эти корабли транспортными, разведывательными или военными. За прошедшие годы они стали известны как змеиная голова или голова дракона, но правда в том, что не все корабли викингов имели такие разные головы. Они были в основном предназначены для военных кораблей и некоторых судов, принадлежащих дворянам и чиновникам. В то время когда технология парусов еще не была открыта человеком, корабли приводились в движение веслами. Уже тогда викинги смогли изготовить огромные корабли, предназначенные для перевозки грузов, некоторые из которых использовали 35 пар весел. Несмотря на сложный механизм и конструкцию, викинги могли разрабатывать корабли, которые были очень быстры и просты в маневрировании.

Например, Кнорр был известен своей маневренностью и грузоподъемностью. Грузовые суда большой вместимости, которые обычно перевозили тяжелые грузы, назывались Busse, а некоторые другие в той же категории были упомянуты как Snekke, Skeide, Sud и Drakkar, все из которых были большими по размеру. Из них Драккары были теми, которые принадлежали высокопоставленным чиновникам и воинам, следовательно, имели обычно на носу голову дракона. Некоторыми другими моделями средневековых кораблей викингов, которые были немного меньше по размеру и использовались для других целей, были Skute, Ferje и Byrdling.

В заключение можно сказать, что корабли викингов были прочными и долговечными, а их конструкция позволяла им быть быстрыми. Учитывая ограниченные технологические инструменты, доступные в то время, они изготавливали корабли с перекрывающимися толстыми деревянными (внакрой) досками с одной мачтой и параллельными длинными веслами. Это инженерный проект, который трудно найти среди современников.

Суда викингов

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов, кнорров. Корабли могли служить как временное жилище — их можно было волоком вытащить на берег (они имели мощный киль) и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.

Содержание

Корабли викингов

Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.

Ладьи

Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты. Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Торговые суда

Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами. Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.

Статья в тему:  Как исполнить заведомо неисполнимое решение суда

Кораблевождение

Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.

Мачта и парус

Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди — штагом, а по бокам — вантами, несколько смещёнными назад.

Строительство кораблей

Доски

Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.

Инструменты

Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.

Заклёпки и гвозди

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое — потенциальная течь.

Литература

  • Фиркс, И. фон.Суда викингов = Jochen von Fircks. Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. — Л. : Судостроение, 1982. — 104 с. — 100 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Викинги / Филиппа Уингейт, Эн Миллард. ISBN 5-257-00130-6
  • Викинги / Мария Семёнова ISBN 5-91181-230-4
  • Петков С.В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье : КПУ, 2009. – 87 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Суд присяжных (телевизионная передача)
  • Судан на Олимпийских играх

Полезное

Смотреть что такое «Суда викингов» в других словарях:

ВИКИНГИ — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9 11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе Нового Света.… … Энциклопедия Кольера

викинги — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на бóльшие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.… … Географическая энциклопедия

Статья в тему:  Где находится апелляционный суд харьков

Викинги — Запрос «Викинг» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Витязь взирает на Тронхеймский фьорд Викинги (дат. vikinger … Википедия

Драккар — на Гобелене из Байё Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage «дракон» и Kar «корабль», буквально&# … Википедия

Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук — Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Атлантика — (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

Из варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Ладья северного типа — (longship), термин, к рым обозначались все суда викингов, а в узком смысле их боевые корабли. Л., как правило, строилась из пихтовых досок и в отличии от плоскодонных кораблей англосаксов и фризов имела массивный дубовый вертикальный киль и мачту … Всемирная история

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Общество

NRK (Норвегия): почему корабли викингов стали лучшими в Европе

Возможно, к счастью, викинги со своими кораблями несколько припозднились.

Сегодня норвежские археологи ведут раскопки четвертого корабля викингов, обнаруженного недавно в кургане. Есть надежда, что Йеллестадский корабль из Халдена в губернии Эстфолл прольет свет на, пожалуй, самый обсуждаемый период в истории Норвегии.

Что викинги в VIII веке якобы совершили революцию в кораблестроении — далеко не столь очевидно. На самом деле, наоборот, викинги начали довольно поздно.

Поднять паруса!

Если остальной мир уже тысячу лет как ходил под парусом, то в Скандинавии гребные суда строились аж до восьмого века. «Парус прибыл в Скандинавию на удивление поздно, — говорит Арне Эмиль Кристенсен-младший (Arne Emil Christensen).

С 1990 по 2006 год он был директором Музея кораблей викингов на полуострове Бюгдёй в Осло. Кроме того, он руководил раскопками Клостадского корабля в Ларвике в 1970 году — изо всех имеющихся у нас он сохранился лучше всего.

Контекст

DR: датский ученый сообщил сенсационную новость о генетике викингов

NYT: викинги были не так просты, как вы думаете

Le Figaro: как викинги вторглись в Европу

Кристенсен говорит, что мореплавателям на юге управлять тяжелыми грузовыми судами помогал ветер. Скандинавы же поколениями совершенствовали свои суда, чтобы сделать их максимально легкими и маневренными. Еще бы: ведь управлять ими предстояло силой мышц.

Но впоследствии оказалось, что это был ход конем. «Когда мы впервые подняли парус на наших легких судах, у нас получилось, пожалуй, лучшее судно в Европе», — говорит Кристенсен.

Новые правила игры

Но залогом превосходства викингов в 700-х и 800-х годах стал не только парус.

Вот еще четыре причины:

1) Сверхлегкие корабли

Скандинавские корабелы очень старались сделать свои суда как можно легче. Большинство кораблей строилось из дуба. Сам по себе этот материал не из легких, но дает много прочности на килограмм веса.

Продольные планки укладывались с небольшим перехлестом и скреплялись деревянными либо железными гвоздями. Это позволяло использовать очень тонкие и легкие доски. Обшивка внахлест, а не вгладь (клинкерный метод) — древняя скандинавская техника, восходящая еще к Йортспрингской ладье. Найденная в датском болоте на юге Ютландии в 1915 году, она на тысячу лет старше кораблей викингов.

Статья в тему:  Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи чем давать законы и суды

2) Топор вместо пилы

Корпуса викингских кораблей были настолько мягкими, что прогибались от волн. Это потому, что на юге доски распиливали, а в Скандинавии — раскалывали топором. Таким образом, направление волокон сохранялось, но доски при этом выходили очень тонкие и прочные. Недавние эксперименты показали, что на такой доске можно стоять и прыгать, не боясь, что она сломается.

Корабли делались из сырых досок, пока они не высохли и не растрескались. Это позволяло сохранять эластичность, чтобы корабль мог вынести сильное волнение и шторм.

3) Если что — долой мачту

Иногда удобнее грести, чем плыть под парусом. Поэтому мачта на кораблях викингов складывалась — чтобы избежать сопротивления ветра или чтобы, не привлекая лишнего внимания, высадиться на берег, застать всех врасплох и разграбить монастырь или деревню.

Мультимедиа

Заводите моторы! Всеми любимая «Лада» отметила свое 50-летие (Daily Mail)

Продукты, употребление которых на ночь не добавляет лишний вес (Sözcü)

Самые смешные животные 2020: эти фото точно заставят вас улыбнуться

4) Неплоское дно

Корабли викингов имеют изогнутое днище с небольшим килем. Это позволяло пересекать море под парусом, не сбиваясь с курса, но при этом подгонять корабль прямо к берегу для высадки.

Когда викинги собрали эти качества в одном корабле, правила морского боя резко изменились. Сегодня мы считаем их первыми в мире морскими десантными кораблями.

«Викинги могли переплыть море, подойти к берегу и тут же отправиться в атаку. Перегребай они Северное море на веслах, команда к тому моменту была бы измотана. А под парусом большинство из них были готовы к бою сразу после высадки», — говорит Кристенсен.

Ждем новых ответов

У нас в Норвегии у нас уже есть три частично сохранившихся корабля викингов из курганов — Тюнский корабль, Гокстадский корабль и Осебергская ладья.

Хотя Йеллестадский корабль сохранился неважно, он все равно может открыть нам глаза на особенности викингских судов.

«Поскольку корабли викингов наперечет, из любой новой находки, особенно такой, как Йеллестадский корабль, можно извлечь немало пользы», — говорит профессор археологии и куратор коллекции кораблей викингов Ян Билл (Jan Bill).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • викинги

Лучшие

Все комментарии

Русский хам

Жукомух

Данкени

Жукомух

intuzazist

0ncnjqybr

викинг

Русский хам

викинг

викинг

в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)

Популярное

  • Популярное
  • Обсуждаемое

SvD: Европу ждет катастрофическая зима?

Министр обороны Швеции: Швеция не станет мириться с присутствием российских наемников в Мали (SvD)

Гуаньча: Литва продолжает настаивать на том, что «не сделала ничего плохого»

Читатели Daily Mail: Байден по трапу не может подняться, чтобы не упасть, а Путин с перочинным ножом на медведя охотится

CNN: Франция предупредила Россию о «серьезных последствиях»

SvD: Европу ждет катастрофическая зима?

Гуаньча: Литва продолжает настаивать на том, что «не сделала ничего плохого»

Zaxid: почему украинская экономика все время находится в кризисе

Министр обороны Швеции: Швеция не станет мириться с присутствием российских наемников в Мали (SvD)

Читатели Daily Mail: Байден по трапу не может подняться, чтобы не упасть, а Путин с перочинным ножом на медведя охотится

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Дубосарский А.И.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Статья в тему:  Когда парусным судам удобнее

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Скандинавское судостроение эпохи викингов (Viking Age)

Три техники постройки раннесредневековых судов

В технике средневекового судостроения преобладало несколько традиций. Причем в районе Северного и Балтийского морей строились суда всего трех типов. К ним относятся суда норманнов клинкерной постройки, суда балтийских славян с креплением досок деревянными нагелями, в остальном копировавшие суда норманнов, и фризские коги с плоскодонным днищем. На рис.1 представлены виды крепления досок бортовой обшивки таких судов.


Рис.1. Три способа крепления досок бортовой судовой обшивки на судах эпохи викингов / Источник: Overmeer 2006: 65.
A – крепление болтами с заклепками ; B – крепление нагелями; С – крепление изогнутыми гвоздями.

На рис.2. представлены области распространения этих различных традиций постройки судов с различными средствами крепления досок бортовой обшивки.


Рис.2. Зоны различных судостроительных средневековых технологий постройки судов / Источник: Overmeer 2006: 66.
Rivets – заклепки; Pegs – нагели; Hooked nails – изогнутые гвозди.

В нашей серии статей по истории судостроения мы рассмотрим последовательно все три варианта постройки судов.

Скандинавские суда клинкерной постройки

Ареал плаваний и качества норманнских судов

Среди основных факторов, обеспечивавших норманнам успешность их внезапных набегов на побережья различных стран, от мощной франкской империи Каролингов до мусульманской Испании (ал-Андалус) были их корабли. Именно корабли норманнов с их великолепными качествами – остойчивостью, прекрасной мореходностью, хорошей скоростью хода сделали возможными открытия Исландии, Гренландии, островов Cеверной Атлантики и Нового Света.

На рис.3 представлен ареал плаваний норманнов, которые путешествовали от берегов Скандинавии до побережий Лабрадора на Севере и до Каспийского моря на юге. Именно норманнам принадлежит честь открытия Исландии, Гренландии и Нового Света задолго до Христофора Колумба.


Рис.3. Ареал плаваний норманнов раскинулся от Нового Света до Каспия / Источник: Lind 2009: 27.

Именно норманны впервые применили клинкерную постройку судов, когда доски бортовой обшивки заходят одна на другую и крепятся железными заклепками.


Рис. 4. Крепление досок, заходящих одна на другую железными болтами у судов с клинкерной обшивкой / Источник: Brookes 2007: 11.
Strake –пояс наружной обшивки; Clench-nail – заклепочный болт; Rove – шайба; Stempost – форштевень.

Суда норманнов различных классов и их основные характеристики

Именно норманны начали строить суда разных классов в зависимости от их назначения. Нам повезло, в местечке Скульделев, на фарватере были затоплены старые суда норманнов, причем все суда в количестве пяти были представителями разных классов судов. Эти суда получили условное наименование по названию места, где были найдены их остатки с присвоением номера. Внешний вид этих судов представлен на рис.5.

Скульделев-1: грузовое судно длиной 16 м (класса knar), построено в западной Норвегии ок. 1030 г., водоизмещение 20-25 т. Судно построено из сосновых досок с дубовыми вставками.

Скульделев-2: боевой корабль норманнов (longship) длиной 30 м, построен из дубовых досок (класса skeiр). Корабль построен в районе Дублина примерно в 1042 г. Рассчитан на 60 гребцов, при полном экипаже в количестве 80 чел. Судно возможно входило в состав флота который привели дочь и сын последнего англо-саксонского короля Харальда Годвинсона к своему дяде в Данию в 1068-1069 гг.

Статья в тему:  Что значит собеседование в суде

Скульделев-3: транспортное и грузовое судно длиной 14 м (класса byrding или skude) грузовместимостью от 4 до 5т. Построено судно примерно в 1040 г. в Дании, из дубовых досок.

Скульделев-5: военный корабль длиной 17,3 м (вероятно класса snekke), рассчитан на 26 гребцов. Построен в Дании около 1030 г. с днищевой обшивкой из новых дубовых досок и с использованием для бортовой обшивки старых досок из сосны и ясеня, снятых с двух других судов. Остатки судна показали следы многих ремонтов, но, кажется, оно было построено опытным мастером-судостроителем. Корабль возможно является leiрang, кораблём береговой обороны местной постройки, предназначенном для обороны побережий Дании (известно, что несколько позже подобные корабли существовали в Норвегии.

Скульделев -6: судно длиной 11,2 м построено в западной Норвегии около 1030 г. Первоначально судно имело 6 поясов сосновой обшивки, но позже было добавлено расширение в виде седьмого пояса сосновой обшивки (что, возможно, перевело судно в класс byrding). Ремонты выполнялись дубовыми досками. На первом этапе корабль имел 6 скамей для гребцов по каждому борту и возможно использовался для рыбной ловли и китобойного промысла. С добавлением седьмого пояса обшивки корабль был превращен в небольшое грузовое судно с несколькими веслами в передней части судна перед мачтой.


Рис.5. Суда норманнов различных классов с указанием основных размерений / Источник: Auger 2011: 22.
Oseberg c.820 21.5 м x 5.1 м – Hedeby 1 c.985 36.9 м х 2,7 м – Skuldelev 3 c. 1050 14 м х 3,3 м — Skuldelev 6 c. 1030 11,2 м x 2,5 м – Skuldelev 5 c.1050 17,3 м x 2,5 м – Skuldelev 1 c.1030 16 м x 4,5 м – Skuldelev 2 c.1042 30 м x 3,8 м.


Рис.6. Поперечный разрез судов норманнов различных классов найденных в Скандинавии / Источник: Bill 2008: 178.

На рис. 6 показано, как получил развитие киль, принимавший на себя всю тяжесть судна при вытаскивании на берег или при перекатывании на валках в обход порогов. Мощный киль был у судна из Гокстада. Кили судов Скульделев-2 и Скульделев-5 были относительно небольшими, в то время как крупные суда Скульделев 1 и Хедебю – 3 имели мощные развитые кили. Шпангоуты усилены мощной банкой, а у судов второго ряда на рис.6 еще и вертикально поставленными связями.


Рис. 7. Волок в Древней Руси. Варяги-скандинавы переправляют судно в обход порогов. Усиленный киль принимает на себя вес судна / Источник: pinterest.co.uk.

Хронологическое развитие различных вариантов постройки судов норманнов


Рис.8. Чертеж центральной части судов из Осеберга и Гокстада, показывающий различия в устройстве кильсона и крепления мачты / Источник: Werner Karrasch, Viking Ship Museum in Roskilde (Bill 2010: 37).


Рис.9. Коэффициент соотношения ширины к длине судна для скандинавских судов построенных в период с 300 г. н.э. до 1060 г. н.э. Гребные суда обозначены пустыми кружками, комбинированные парусно-гребные и парусные суда обозначены кружками с заполненным полукружьем. Судно из Grønhaug было гребным, но был ли на нем парус неизвестно / Источник: Bill 2010 23.
Personnel carriers – суда с экипажем и пассажирами; Cargo vessels – грузовые суда; AD – годы н. э.; B/L –коэффициент соотношения ширины судна к его длине.

На показанном на графике на рис.8 судне из Нидама (Nydam), которое датируется IV в. и собственно является далеким предшественником судов эпохи викингов (ок. 800 – 1060 гг) учеными обнаружена усиленная днищевая доска. Возможно, она была необходима для предотвращения повреждений днищевой обшивки при вытаскивании судна на берег.

Скорость хода и продолжительность плавания судов норманнов клинкерной постройки по данным источников


Рис.10. Карта, показывающая затраты времени на путешествие Оттара из Норвегии в Хедебю и Бьярмаланд в течение полутора месяцев и более короткий путь от Хедебю до Бирки и от Бирки до Старой Ладоги / Источник: Keller 2010: 8

Адам Бременский писал, что сухопутная дорога от Гамбурга и Эльбы до Юмнеты (Волина) занимала 7 дней, морская дорога от Шлезвига до Новгорода – 14 дней. Это примерно согласуется с данными, приведенными на карте (рис. 10 ). Плавание по маршруту Бирка – Рюриково городище в зависимости от погоды, типа судна и режима движения занимало две-четыре недели времени. Из сообщения Вульфстана (последние десятилетия IX в.) мы знаем, что плавание от Хедебю до Трусо (в 4 км от Эльблонга) занимало 7 дней. Расстояние между этими пунктами составляет около 900 км.

Статья в тему:  Как работают суды волгоград

Исторические источники рассказывают нам о прекрасных мореходных качествах судов норманнов, но так ли это было на самом деле? Ответить на этот вопрос помогли реплики скандинавских судов и боевых кораблей построенные в наше время с использованием технологических приемов норманнов.

Постройка современных реплик судов норманнов и их испытания


Рис.11. Полномасштабные реплики пяти судов типа Скульделев в Роскильдском фиорде в 2007 г. Слева направо: «Ottar», судно класса Скульделев-1; «Sea Stallion from Glendalough», корабль класса Скульделев-2; «Helge Ask» судно класса Скульделев-5; «Roa Ege», судно класса Скульделев-3; «Kraka Fyr», судно класса Скульделев-6 / Фото: Werner Karrasch, Viking Ship Museum.

Так, реплика скандинавского судна Скульделев-2, получившая наименование «The Sea Stallion Of Glendalough» длиной 30 м и шириной 3,8 м с осадкой 0,9 м при площади паруса 120 кв. м и 60 веслах при экипаже в 65 чел. совершила плавание от Роскильде до Дублина и от Дублина обратно до Роскильде, пройдя в один конец расстояние 1700 км за 44 дня. Оно могло плыть со скоростью 5–6 узлов, развивая на отдельных участках при благоприятных условиях под парусом скорость до 13 узлов согласно Антону Энглерту, археологу, работнику музея в г. Роскильде (Амальрик 2018: 120). Скорость в 13 узлов, это средняя скорость современного судна с дизельной энергоустановкой. Стоит ли удивляться, что у жителей побережий в эпоху викингов возникал панический страх при появлении этих неведомо откуда взявшихся кораблей, совершающих внезапные рейды, оставляя после себя руины и следы пожаров, и также внезапно исчезающих в морском просторе.

Скандинавские мастера-судостроители строили свои суда, используя накопленные знания и традиции, однако эмпирическим путем искали оптимальные решения в зависимости от назначения и размерений строящегося судна. В наши дни компьютерная симуляция позволяет ученым проследить результаты принимавшихся технических решений.

Использованные источники

Амальрик 2018 — Амальрик, А. Норманны и Киевская Русь / Андрей Амальрик; науч. публикация, предисловие и комментарии О. Л. Губарева. — М.: Новое литературное обозрение, 2018.

Auger B. La représentation des bateaux en Europe entre le VIII et le XIII siècle // Art et histoire de l’art. Université de Grenoble, 2011.

Bill 2008 — Bill J. Viking ships and the sea // The Viking world, 2008. Pp. 170-180.

Keller 2010 — Keller Ch. Furs, Fish and Ivory – Medieval Norsemen at the Arctic Fringe // Journal of the North Atlantic. Vol.3. 2010. Pp.1-23.

Lind 2009 — Lind J. The Importance of Varangian Traditions for East-West Collaboration and Confrontation in the 12th — 13th centuries // Birgitte Fløe Jensen & Dorthe Wille-Jørgensen (eds), Expansion — Integration? Danish-Baltic contacts 1147-1410 AD, Vordingborg, 2009. Pp.27-37.

Корабли викингов в истории Норвегии. Гл. 5

Из цикла «Европа своими глазами»

На фото — музей кораблей викингов в Осло; выдолбленная в цельном дереве лодка древних викингов и лодка-парусник в музее под открытым небом в Олесунне; современный флот в порту на Лофотенских островах, Норвегия. Все фото, кроме Осло, авторские.

Тема древнего кораблестроения меня интересовала давно.
Ведь именно путешествия по бурлящему морю и делали тот или
иной народ сильнее других. Путешествуя по
побережью Португалии, удивляло, как, с помощью чего,
маленький по численности народ явился первооткрывателем
американского и индийского континентов.
Тогда-то, после посещения Морского Музея в Лиссабоне, где
представлены макеты кораблей первооткрывателей, и пришло
осознание того, что их конструкция была позаимствована у
викингов.
Моё эссе —
всего лишь попытка разобраться, что делало корабли викингов
такими быстрыми и маневренными. Помимо энциклопедических
источников информации, мною использованы рассказы и легенды
народов сегодняшней Норвегии, материалы музеев. В
частности, музея этнографии в городе Олесунн и музея
викингов на Лофотенах.

. Возвращаясь из морского круиза вокруг островов близ города Алесунда (Олесунн), невольно думалось о том, как почти полторы тысячи лет назад первые викинги бороздила воды океана, устрашая всю округу.

Как уже отмечалось, сегодняшний флот Норвегии является одним из лучших в мире.

Оно и понятно: зависимость от моря, сложившийся тысячелетиями образ жизни норвежцев, — всё это было побудительными мотивами для создания передового, технически оснащённого флота.

Финансовые же возможности, в связи с открытием нефтяных и газовых месторождений в 20 веке в Северном море, позволили переоснастить флот. Ведь 46 процентов национального ВВП обеспечивается за счёт добычи нефти и газа.

Статья в тему:  Как написать апелляцию на решение мирового суда

Учёными, супругами Ингстад, в шестидесятых годах двадцатого века было доказано, что первыми до берегов Северной Америки доплыли викинги. Это было в 1000 году, почти за 500 лет до Христофора Колумба. Викинг Эрик Рыжий переправился через Атлантический океан и на севере Ньюфаундленда основал поселение.

Дальние путешествия стали возможны благодаря достижениям викингов в кораблестроении, которые совершенствовались столетиями. Создание этих кораблей повлияло на ход истории, изменило представления европейцев о мореплавании.

Ведь тамплиерами в своих первых крестовых походах использовались корабли – нафты, очень напоминающие по строению суда викингов.

За основу был взят принцип скольжения по поверхности воды, что снижает сопротивление и увеличивает скорость. А это достигалось благодаря клинкерной укладке досок и использованию железных заклёпок, что делало корабль гибким и прочным.

Назывались корабли викингов дракками или снеккарами – от древне скандинавского Drage, корабль – дракон, или Snekja – корабль – змея. Ещё их называют Langskip – длинный корабль.

По форме корабли были длинными и узкими, с высоко поднятым носом и кормой.
Длина их была от 35 м до 70м, к носу крепилась голова дракона или змеи. Резная голова крепилась не ко всем судам, а только к судам викингов с высоким социальным статусом.

По бортам располагались щиты, которые в шторм позволяли увеличить высоту бортов, а в войне служили защитой. Всё было функционально. Ведь в дальних походах корабль был домом для викингов. У каждого было своё место и своя скамья, где он отдыхал и хранил свои вещи.

При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась. Чтобы не напугать людей и не разозлить добрых духов: по поверьям народов Севера.

Если викинги желали мира, вождь с носа дракки показывал щит, внутренняя сторона которого была покрашена в белый цвет.

Дракки приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Большой корабль имел до 35 пар вёсел.

«Великий змей» короля Олафа Трюггвасона зимой 999-1000 года развивал скорость 10 – 12 узлов, что является выдающимся показателем для кораблей такого класса!

Конструкции кораблей были предназначены как для дальних морских путешествий, так и для перевозок грузов и военных действий. Военные корабли снеккары имели меньшие размеры и команду до 60 человек. Зато они развивали скорость 15 – 20 узлов.

Дракки же имели меньшую осадку и были более удобны для передвижения по рекам и фьордам.

Судна делались из древесины многих пород, наиболее важными были ясень, сосна и дуб. Для изгибающихся частей кораблестроители изначально выбирали деревья с естественным изгибом.

К слову, в Норвегии много таких кривых деревьев: из–за постоянно дующих сильных ветров, расти вверх они не успевают.

Дереву после рубки не давали высыхать – для изгиба в широких пределах.

Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Им же вырубались доски толщиной три сантиметра. Из одного дерева получалась одна доска, но отвечающая всем требованиям, такая, какая была нужна. Экономия здесь не проходила! Всё проверялось морем и собственной жизнью.

Для обшивки использовались доски, которые укладывались внахлёст, скреплялись железными гвоздями или заклёпками. Затем вся конструкция конопатилась и смолилась.

Думаю, успех кораблестроения викингов тем и обусловлен, что корабли делались на совесть, для себя, как своё жилище. Ведь один корабль иногда строился годами: только парус шили около четырёх лет!

При движении по воде такого корабля создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения.

Парус шился из длинных волос овцы. Естественный жировой слой (ланолин), покрывавший шерсть, защищал парус от намокания.

В музее кораблей викингов, открытом в 1926 году в Осло, находятся экспонаты 9 века. Три дракки были обнаружены во время раскопок во фьордах около Осло, которые пролежали на дне около 1000 лет. Жаль, что нам в своём путешествии не удалось побывать в этом музее!

А мы тем временем завершили однодневный морской круиз по маленьким островам близ Алесунда.

Глава из книги «Дорога на север. Норвегия», 2012 год.

Продолжение «Алесунд — город на семи островах» — http://www.proza.ru/2015/09/01/273

Более подробно о путешествии по Норвегии с юга на север можно прочитать на странице автора в рубрике «Дорога на север. Норвегия».

Источники:

http://na-yachte.ru/blog/100-korabli-vikingov.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1336761

http://inosmi.ru/social/20200927/248198145.html

http://sudostroenie.info/novosti/21608.html

http://proza.ru/2014/12/17/76

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector