1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проходили выборы в суды казиев и биев

Как проходили выборы в суды казиев и биев

Введение выборной системы полностью изменило ситуацию. Если в доколониальные времена назначение на должность было результатом тщательного отбора кандидатов, признания доверия к нему у населения и его компетентности, то выборная система ослабила эти требования. Теперь все зависело от отношения кандидата к колониальной власти, тем более, что ею утверждались результаты выборов. Не всегда выборы были объективными и отражали мнение населения.

Должность казиев и биев стала выгодной и прибыльной. Они перешли в ведение колониальных властей и стали служить им. Конечно, колониальные власти не вмешивались в их деятельность, но сама выборность казиев и биев сделала их верными служителями туркестанской администрации.

В 1886 г. было принято “Положение”, которое внесло значительные изменения в судебную систему Туркестанского края. Суды казиев сохранились, но уездные суды были упразднены, а их место заняли участковые мировые судьи, которые должны были назначаться городскими и земскими управлениями. Судебные отделения областных управлений были заменены областными судами. Были введены должности судебных следователей, областных прокуроров и их товарищей (заместителей). Областные судьи решали уголовные и гражданские дела.

В 1898 г. судебная система вновь претерпела изменения. В соответствии с “Правилами применения судебных уставов к областям Туркестанского края” были ликвидированы областные суды и вместо них созданы окружные суды и Ташкентская судебная палата, которая была наделена правами главной судебной инстанцией всего Туркестанского края. Она подчинялась только верховной судебной инстанции империи — Сенату.

Окружные суды были введены в пяти областях Туркестанского края. Они состояли из председателя, его заместителя и членов суда. Меру наказания определяли судьи и два члена суда. Апелляции на их решения рассматривал Сенат, который являлся высшей судебной инстанцией в России.

Перед началом Первой мировой войны, после длительных дискуссий об их роли и значении, было принято решение об упразднении шариатских судов в Туркестанском крае. Весть об этом была встречена негативной реакцией, вызвав волну возмущения не только со стороны коренных жителей, но и тех представителей русской администрации, кто любил и знал этот край. Шариатские суды в Средней Азии продолжали действовать на тех же основаниях вплоть до падения царской власти в России.

Судебная реформа поставила всю судебную систему Туркестанского края в прямое подчинение центральным властям. Судебное делопроизводство было надежной опорой колониальной системы Российской империи в Туркестанском крае. Высшей инстанцией по юридическим вопросам Туркестанского края был Санкт-Петербург.

Статья в тему:  Правда ли что карди би подала в суд на инстасамку

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Как проходили выборы в суды казиев и биев

Проект «КЫРГЫЗСКИЙ ФОТОАРХИВ»

. история Кыргызстана в фотографиях
. история фотографии в Кыргызстане

  • ДОБАВИТЬ ФОТОГРАФИЮ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ГЛАВНАЯ
  • О ПРОЕКТЕ
  • НОВОСТИ
  • ФОТОАРХИВ
  • ОРГАНИЗАТОРЫ
  • НАШИ ПАРТНЕРЫ
  • ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
  • ПИШПЕК ФРУНЗЕ БИШКЕК
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  • ФОТОЛЕТОПИСЬ
  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • БЛАГОДАРНОСТИ

Представители судов биев и казиев. Фото: 1910 год

Информационная справка: До XIX века в Киргизии судебные функции исполнялись биями и казиями, которые рассматривали споры, возникающие между кочевым и коренным населением и другими народностями, по нормам обычного (адат) и мусульманского права (шариат).

Такое правосудие просуществовало до вхождения Кыргызстана в состав царской России. До Октябрьской революции 1917 года территория Киргизии была раздроблена между отдельными областями

Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть Киргизии входила в состав Семиреченской области (Пишпекский и Пржевальский уезды), Таласская долина – в состав Сыр-Дарьинской (Аулие-Атинский уезд), южная часть Киргизии – в состав Ферганской и Самаркандской областей (Андижанский, Ошский, Наманганский, Ходжентский уезды и Памирский район).

Система судоустройства для местного населения Туркестана была установлена Положением «Об управлении Туркестанским краем», принятым в 1886 году, согласно которому образовалось несколько видов специальных и общих царских судов. К ним относились военно-судные комиссии, судебно-административные органы, окружные суды, судебные отделы, областные правления, уездные и мировые суды. Территорию Киргизии обслуживали окружные суды, находившиеся в городах Верный и Скобелев.

Согласно положению, судьи назначались генерал-губернатором на 3 года по выбору населения. На каждую должность судьи выбирались 2 кандидата, однако утверждать судью и кандидата мог только губернатор. Он же мог назначить новые выборы. В случае болезни или смерти судьи его обязанности выполнял кандидат в судьи также с разрешения губернатора.

Систему судов составляли:

– единоличные судьи (бии, казии);

– чрезвычайные съезды судей.

Институт биев и казиев сохранялся наряду с царскими судами. При этом бии и казии единолично рассматривали уголовные и гражданские дела, за исключением уголовных дел о государственных, об особо опасных и должностных преступлениях, а также о преступлениях, совершенных в отношении лиц русской национальности и в пределах русских поселений.

Из гражданских дел исключались гражданские споры и иски между представителями коренного населения и не принадлежащими к таковым, дела между лицами различных народностей, имеющих отдельные народные суды, а также по искам, основанным на актах, совершенных при участии русских властей.

Эти уголовные и гражданские дела были подсудны царским судам.

Бии и казии снабжались особыми нагрудными знаками для ношения при исполнении служебных обязанностей, а также должностными печатями и книгами для записи решений и актов.

Волостной съезд судей являлся 2-й судебной инстанцией для пересмотра дел по жалобам на неокончательные решения единоличных судей, при этом сторонам спора предоставлялось право по обоюдному согласию обращаться для разбора своих дел прямо к съезду. Съезд по желанию уездного начальника мог также рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве суда 1-й инстанции. Решения съездов считались окончательными, за исключением случаев, когда они выносились с превышением власти или по делам, им не подсудным.

Статья в тему:  Кому подчиняется мировой суд

Чрезвычайные съезды судей назначались по распоряжению губернатора для разрешения дел, в которых участвовали жители разных уездов или волостей, а также для рассмотрения ходатайств народных судей и их съездов о высылке подсудимых.

У лиц коренной национальности, ведущих оседлый образ жизни, чрезвычайные съезды состояли из судей тех районов, к которым принадлежали истец и ответчик или подсудимый, а у лиц, которые вели кочевой образ жизни, – из судей тех волостей, в которых числились стороны спора или подсудимые, не менее одного человека от волости.

Назначение судей в чрезвычайный съезд кочевого населения производилось уездным начальником и проводилось в присутствии начальника того уезда, в котором собирался съезд.

Начало созданию новой судебной системы было положено историческим Декретом о суде №1 (1917), которым была упразднена старая система, состоявшая из окружных судов, судебных палат и Правительственного сената со всеми департаментами, из военных и морских судов всех наименований, а также коммерческих судов.

Институт мировых судей подлежал замене местными (коллегиальными) судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам. При этом народные заседатели пользовались теми же правами, что и постоянный судья, председательствовавший в судебном заседании. Была установлена выборность судей на основании прямых выборов.

В первые годы после революции Советское правительство испытывало трудности в связи с отсутствием своих кадров (юристов) и поэтому использовало для работы в местных судах бывших мировых судей.

Декретом учреждались революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (далее – Советами), для рассмотрения дел, связанных с мародерством, хищением, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и других лиц.

Первым актом Советского правительства Туркестана о суде явилось постановление Совета народных комиссаров края (далее – СНК) от 30 ноября 1917 года «Об организации Временного революционного суда», в состав которого входили 5 представителей СНК, исполкома Ташкентского Совета рабочих и солдатских депутатов, исполкома Ташкентского Совета крестьянских депутатов и центрального бюро профсоюзов. Рассмотрение дел осуществлялось с участием присяжных представителей от различных организаций в количестве 15 человек.

В 1918 году был принят Декрет о суде №2, которым предусматривались:

– порядок деятельности окружных народных судов;

– верховный судебный контроль;

– порядок судопроизводства и подсудности;

Статья в тему:  Fallout 4 последний суд как получить

– положения о судебной пошлине и судебных издержках;

– обвинение и защита;

– народные заседатели и судебное следствие;

– жалобы, помилования и восстановление прав;

– порядок исполнения решений и приговоров, а также положение о действующих законах.

При этом к названию суда «местный» было добавлено слово «народный».

В декрете были закреплены такие принципы судебного разбирательства, как гласность, устность и состязательность процесса, право обвиняемого на защиту. Судоговорение в судах всех инстанций допускалось на местном языке, тем самым осуществлялся важнейший принцип национальной политики нового правительства.

Согласно решению, принятому на I Съезде советов в 1918 году, в Пишпекском уезде были созданы Уездный революционный трибунал и следственная комиссия, помимо этого, стали избираться народные суды и в волостях. Были избраны Революционный трибунал, следственная комиссия и утверждены мировые судьи всех пяти участков уезда.

Учитывая религиозность местного населения и бытовые особенности Туркестана, правительство края не торопилось с упразднением судов казиев и биев. Постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Туркестанской АССР было утверждено Положение о суде казиев, которое несколько ограничивало компетенцию этих судов и упорядочивало рассмотрение ими дел с установлением соответствующего контроля со стороны советских органов.

1-й инстанцией в них являлся казий, который, руководствуясь нормами шариата, единолично рассматривал дела, апелляционной инстанцией был съезд казиев (3-5 человек). Для обжалования в кассационном порядке решений съезда казиев существовал Президиум исполкома, осуществлявший пересмотр дел на основании заключения Областной юстиции или Уездного бюро юстиции.

Положение предусматривало также учреждение для кочевого населения Ферганской области суда биев, который рассматривал дела по нормам адата.

Казии и бии получали содержание в виде определенного процента с исков, размер которых определял Народный комиссариат юстиции (далее – Наркомюст).

В 1921 году было утверждено Положение о высшем судебном контроле, тогда же организовали уездные бюро юстиции — органы, осуществляющие методическую помощь и контроль судебных учреждений на местах, а также дачу заключений по юридическим вопросам всем отделам уездного исполкома. Всего было организовано 12 уездных бюро юстиции.

Подавляющее большинство населения Киргизии вело кочевой образ жизни, поэтому оно редко прибегало к народному суду при разрешении своих споров. Распространение имели «аксакальские суды», рассматривающие споры на основе норм адата и шариата. По существу, они мало чем отличались от суда биев.

В связи с этим в конце 1921 года во всех местностях Туркестанской Республики, где имелось кочевое население, предусматривалось учреждение передвижных камер народных судей, действовавших на основании общего положения о едином народном суде. Передвижные камеры должны были действовать в непосредственной близости к населению, откочевывая вместе с ним на джайлоо летом и возвращаясь на зимовку.

В Пишпекском и Нарынском уездах действовали по 3 передвижные камеры, в Каракольском – 2 и по одной следственной камере к ним.

Статья в тему:  Когда суд над ильназом

Для разрешения всякого рода споров в области имущественных отношений устанавливались жесткие гражданские нормы.

Создание судебной системы и военно-полицейского режима в Туркестане

Приспособление судебной системы колониальным интересам

Еще одной мерой, направленной на соблюдение интересов империи в Туркестанском крае, явилось создание судебной системы. Во время правления ханов недовольные решениями казия люди могли обжаловать его у казикаляна. Казии не имели четко обозначенного участка для своей деятельности, любой истец был вправе обратиться к своему доверенному казию. Перед началом судебного заседания казий предлагал сторонам прийти к согласию. В случае отказа от данного предложения казий призывал их к присяге, заслушивал доводы сторон, показания свидетелей, после чего выносил решение, которое незамедлительно приводилось в исполнение местной властью. Казии избирались из числа обладающих знаниями, справедливых и пользующихся уважением населения людей. Казням надлежало быть беспристрастными и бескорыстными, им запрещалось принимать деньги, подарки и различные услуги.

Первым своим шагом царское правительство упразднило в судебной системе должность казикаляна, уравняв в правах всех казиев. Как и другие колониальные державы, Россия не стремилась тотчас ликвидировать местные законы управления и судопроизводства, какими в крае являлись суды казиев, основанные на шариате, и суды биев у кочевников. Царское правительство лишь ограничило их функции, установив над ними надзор. Оно изменяло устоявшуюся систему поэтапно, стараясь не вызвать народного гнева. Помимо этого, подобным способом царская власть уберегла себя от вмешательства в спорах и недоразумениях, возникавших среди местного населения.

Реформы, предусмотренные в судебной системе, подразумевали постепенную ликвидацию судов казиев и биев, которые на конечном этапе рассматривали лишь мелкие судебные дела, иными словами, семейные неурядицы и разногласия между людьми. Согласно «Положению» 1867 года, в крае были введены суды казиев и биев, уездные суды, временные военно-судейские комиссии, судебные отделения областного правления, а также Судебная канцелярия генерал-губернаторства.

Деятельность судебных органов

В судебной деятельности для оседлого населения были предусмотрены суды казиев, а для кочевого — суды биев, для которых предусматривалось введение должностей начальников волостей, сельских аксакалов, начальников аулов и их помощников из числа местного населения, сроком на три года.

В целях усиления своего влияния на местное население, в 1866 году царская Россия создает в Ташкенте Судебную канцелярию, в состав которой включаются избранные из числа местного населения казии и 7 аъглямов. Члены канцелярии являлись доверенными и преданными помощниками царского правительства в крае.

В сферу полномочий судов казиев входили дела уголовного и гражданского характера, исковая сумма которых не превышала 100 рублей. Крупные же иски рассматривались на курултае казиев и биев, носившем название курултая «народных судей». В круг обязанностей данного курултая, являвшегося судебной инстанцией второго уровня, входили уголовные и гражданские дела, по которым исковые требования не превышали 1000 рублей. В случае принятия судами казиев, народными судьями, то есть, судом первой инстанции противоречащих закону решений, истец обращался в суды следующей инстанции. Помимо этого, существовали суды третьей инстанции, в ведении которых находились спорные дела, возникающие среди населения разных уездов и волостей. Такими делами занимался чрезвычайный курултай народных судей. Казии назначались исходя из численности населения. В городе Ташкенте в каждом из четырех районов числилось от одного до четырех казиев, в Самарканде — два казия, а в волостях — по одному казию.

Статья в тему:  Через сколько приходит извещение в суд

Для европейского населения в Туркестанском крае действовали русские суды, осуществлявшие свои полномочия в соответствии с имперскими законами. Основанные вначале временные Военно-судебные комиссии вместе с рассмотрением уголовных преступлений, совершенных русским населением края, также рассматривали политические преступления и преступления против действующей власти, совершенные местным населением. Функции областных и краевых судов были возложены на канцелярию и управление генерал-губернаторства. На генерал-губернатора возлагались прокурорские функции и должность верховного судьи края.

Изменения в судебных процессах в конце XIX века

После колонизации Средней Азии, подобным реформам, проводимым в других сферах, изменениям подверглась и судебная система. Вмешательство колониального правительства в систему выборов в суды казиев и биев, искажение результатов голосования, возникновение многочисленных споров вызывали в отношении правящей администрации бурю негодования, недоверия и массового недовольства.

Введенная в действие выборная система была целиком и полностью подконтрольна колониальному правительству, и избрание того или иного кандидата зависело не столько от воли избирателя, сколько от желания администрации. Если кандидат проявлял лояльность и преданность администрации, только в том случае он мог рассчитывать на должность казия или бия. В ходе голосования наблюдались различного рода махинации и случаи взяточничества. В результате этого, избранные в ходе подобного голосования казии и бии старались компенсировать свои расходы, связанные с получением должностей, различными путями, в частности, путем получения взяток. Тем самым, должность казиев и биев стала сверхприбыльной. Система выборности казиев и биев сделала их верными служителями туркестанской администрации.

Согласно «Положению» 1886 года, в крае сохранились суды казиев. Уездные суды были упразднены, их место заняли участковые мировые судьи, назначаемые начальниками городов и земств. Судебные отделения областных правлений сменили областные суды. Были введены должности судебных следователей, прокуроров областей и их помощников.
В 1898 году в крае, в соответствии с правилами применения судебных уставов, были ликвидированы областные суды, вместо них появились окружные суды, а также Ташкентская судебная палата. Она подчинялась только Верховному суду империи — Сенату. Окружные суды были введены во всех областях края. Они состояли из председателя, его заместителя и членов суда. Меру наказания определяли судьи и два члена суда. Апелляцию на их решения рассматривал Сенат, который являлся высшим судом империи. Таким образом, судебная реформа ставила всю судебную систему Туркестанского края в прямое подчинение колониальному правительству и краевой администрации.

Статья в тему:  В какой суд обжаловать штраф с камеры

Начиная с 1892 по 1916 гг. Туркестан поперменно находилься в положении «усиленной охраны» и «чрезвычайной охраны»

Военно- полицейский режим в крае

Для создания в крае системы наказаний, направленных против действий местного населения, выраженных в массовых недовольствах и грозящих перерасти в восстание, царское правительство стремилось создать правовые основы, которые послужили бы защите имперских интересов. В 1881 году было принято «Положение о мерах по поддержанию государственного правопорядка и общественного спокойствия», согласно которому генерал- губернатор наделялся правами вводить «усиленное» или «чрезвычайное» положение по собственному усмотрению. В случае возникновения в крае восстаний, также нарушения «общественного порядка» и возникновения «нежелательных настроений», он мог по собственному усмотрению применить силу. Начиная с 1892 по 1916 гг. Туркестан попеременно находился в положении «усиленной охраны» и «чрезвычайной охраны».
Новое «Положение» 1886 г. давало начальникам уездов, руководившим прежними полицейскими структурами, контролирующими каждый район городов и поселений, дополнительные полномочия. Указанное означало, что теперь они приравнивались к руководителям управлений полиции уезда. Они имели право арестовывать сроком до 7 дней, либо привлечь к выплате штрафа. Должность участковых приставов была введена им в помощь. Обычно ими были офицеры, привлеченные к сбору налогов, повинностей на местах, исполняли указания начальников уездов, и осуществляли контроль над населением путем извещения краевой администрации о любого рода изменениях. В пределах своих участков они имели право вести дознание и следствие, заключать под стражу и привлекать к выплате штрафа.

Согласно докладной по ревизии края, осуществленной в 1882—1884 гг. тайным советником императора Ф. Гирсом, в Туркестане проживало 2 404 ООО человек, из которых 1 200 ООО составляли мужчины. Касаясь вопроса введения воинской повинности для этих мужчин, Ф. Гире указывал на авантюрный характер этой политической меры, защищая политику непривлечения к воинской обязанности населения Туркестана. Царское правительство опасалось службы местного населения в регулярной армии, повышения ими своих боевых навыков, не спешило обучать войска передовым европейским способам ведения военных маневров и повышения навыков использования современного оружия. В подходящей ситуации, как считало колониальное правительство, местное население, изучившее военную науку и обладающее навыками обращения с современным вооружением, могло использовать его против царской власти. Разоружение местного населения, лишение всякой надежды на вооруженную борьбу, подавление боевого духа и искоренение всех боевых традиций, доставшихся в наследство от предков — все это составляло основу военной политики царского правительства, которую оно вело в Туркестанском крае.

Полиция — Организация, поддерживающая безопасность государства.
Исправник — начальник уездной полиции.
Апелляция — форма заявления в виде обжалования, выражающая несогласие с решением суда.
Земство — местное управление с ограниченными функциями.
Суды казиев — судопроизводство, основанное на законах шариата.
Суды биев — судопроизводство, основанное на племеных традициях и обычаях.

Статья в тему:  Королевский городской суд как добраться

Авторитет биев, адат и прецеденты: Как в казахской степи решались споры

Суд биев в казахской степи долгое время оставался примером и гарантом справедливости, объективность которого не подвергалась сомнению. Вердикты почитаемых степных судей могли стать примером в решении аналогичных споров. О тонкостях степной юриспруденции рассказал Ученый-историк, ведущий научный сотрудник Института истории Еркеш Нурпеисов, сообщает Елорда Инфо со ссылкой на «Вечернюю Астану».

Особое место в Степном кодексе занимал так называемый адат — универсальный, проверенный веками, устный свод правил. Именно на него ссылались бии в решении споров. В нем были продуманы На него опирались в своих решениях бии. Судьи, безукоризненно знавшие адат, как правило, были людьми незаурядного ума и способностей.

Интересно, что степное право применяло так называемую прецедентную практику, когда решения авторитетных биев могли лечь в основу вердиктов при рассмотрении аналогичных дел.

«Суды биев применяли так называемое прецедентное право. Что это означало? Внимательно выслушав обе стороны, бии говорили: а вот по этому случаю когда-то было принято такое решение. Эта практика схожа с судебно-правовой системой англо-саксонских стран», — рассказал ученый-историк, ведущий научный сотрудник Института истории Еркеш Нурпеисов.

Особенно часто ссылались на авторитет биев, ставших легендами степного права таких, как Толе би, Айтеке би и Казыбек би. Судьи также участвовали и в государственных делах. Известно, что Казыбек би входил в состав первой посольской миссии, направленной к джунгарскому правителю для установления мира. В тяжелейшие для казахов годы бедствий «Ақтабан шұбырынды» Толе би призвал народ освоить земледелие, не оставляя скотоводства, и не покидать насиженные места в поисках лучшей участи. А в свое время один из главных авторов «Жеті жарғы» Айтеке би вместе с Тауке ханом защищал Сайрам от нападения врагов.

«Значение бия основано на авторитете, и это звание есть как бы патент на судебную практику. До реформы 1854 года бии рассматривали как уголовные, так и гражданские дела. Это были вопросы, связанные с распределением маршрутов кочевания и водопоя, проблемы барымты (угон скота. — Ред.), куна, которые решались словом, и чаще всего решение биев устраивало обе стороны. Казахские бии выступали в роли наставников, мудрецов, к мнениям которых прислушивались и неукоснительно выполняли», — отмечал в одной из своих работ ученый, этнограф и писатель Шокан Валиханов.

К слову, не всегда судебные споры решались в пользу имущих.

«У казахов есть пословица: «Тура биде туған жоқ», что можно перевести как «у честного судьи нет родственников». Это означало неподкупность биев. Они могли быть избраны из категории «қара сүйек» — «черная кость», то есть из прос­того народа. Для управленцев — ханов, султанов — происхождение и родословная играли роль, а на батыров и биев это правило не распространялось», — говорит Еркеш Нурпеисов.

Статья в тему:  Когда суд юлии цветковой

Причиной споров очень часто становились пастбища. Земли для выпаса скота распределялись и закреплялись за каждым родом. Но бывало, что из-за многочисленности родни, выделенной территории им становилось мало.

«Если человек, который должен был уплатить имущественный ущерб, отказывался, его ответственность возлагалась на общину. В Степи очень высоко ценили честь и достоинство, личные права и свободы», — отметил наш собеседник.

Интересный факт: этим летом ученые нашли в библиотеке имени Н. Лобачевского Казанского государственного университета оригинал «Кодекса для простых казахов» Абая. Документ был принят на съезде в местности Карамола в 1885 году, где председателем избрали великого поэта и мыслителя. За три дня Абай собственноручно написал свод законов, в которых предложил ряд нововведений, облегчающих людям жизнь.

Суд Биев

Облик современной казахстанской судебно-правовой системы формировался в плоскости новой истории, она во многом заимствована, стандартизирована, интегрирована в мировую правовую систему. Но было время в истории нашего народа, когда на огромном пространстве средневековой государственности казахов сформировалось и просуществовало не одно столетие уникальное по своей сути и предназначению древнее казахское право, которое достойно того, чтобы и сегодня служить высоким стандартом правосудия, обогатить, одухотворить процесс становления судебной системы республики.

В Алматы состоялось знаменательное в своей беспрецедентности событие — международная научная конференция «Казахский суд биев — уникальная судебная система», посвященная этому правовому институту древней степи.

Конференция стала весьма значимым событием в научной и правовой жизни страны. Форум объединил около двухсот пятидесяти известных отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции, истории, филологии, философии из России, Китая, Индии, Японии, Великобритании и многих других стран — исследователей становления и развития правовых систем. Верховный суд РК поддержал стремление ряда казахстанских ученых вывести исследование уникального суда биев из узких стен учебных заведений и начать масштабный диалог с мировой общественностью, признавая общекультурную ценность правовой системы кочевой цивилизации.

Богатейшей и очень интересной была тематика предложенных к обсуждению вопросов, касающихся роли казахского суда биев в контексте мирового цивилизационного процесса, его экономических, социальных, институциональных аспектов, современной национальной значимости понимания этноантропологических источников казахского права, ораторского искусства и красноречия биев, целых пластов, связанных с письменными восточными памятниками по истории судебной системы, с регулированием отдельных видов споров, согласительных процедур, даже гендерного анализа.

Обращение к национальным истокам, сознанию и исторической памяти народа, общепризнанным моральным и человеческим ценностям вовсе не случайно. Сегодня, когда Казахстан становится равноправным партнером мирового сообщества, вопросы адекватной реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии приобрели особую значимость. Это диктует свои требования не только к содержанию правовых предписаний, но и к уровню правовой культуры общества в целом и каждого гражданина.

Статья в тему:  Как писать уважаемый суд

И в этом контексте, безусловно, значение института суда биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества трудно переоценить. Великие казахские бии оставили нам богатое духовное наследие, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Чего, например, стоит одно только высказывание известного русского исследователя ХIХ века В. Григорьева, который писал: «. у них (казахов. — Авт.) возникли такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы». Немало лестных отзывов о казахском суде биев и биях мы найдем в работах и других русских обозревателей Степного края. И эти утверждения имеют место быть, поскольку сформировавшееся в недрах кочевого общества казахское правосудие в силу своей уникальности снискало всеобщее признание и заслуженно получило звание «Золотого века правосудия». В памяти народа Золотой век связан именно с периодом расцвета правосудия биев и торжества законности, пришедших на время царствования Тауке-хана. Суд биев стал важнейшим институтом государства, его опорой, играя консолидирующую роль в жизни казахского общества. И это стало мощным фактором сохранения государства, обеспечения единства казахских кочевников. В это же время увидели свет знаменитые правовые уложения «Жетi Жаргы».

Суд биев, как суд высокой морали, строился и основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность судьи, справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений, доступность и публичность суда, владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения, ориентированность суда на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушением ущерба. Одна из ярких особенностей суда биев — в его духовности: духовное содержание рассматриваемых споров всегда превалировало, бии старались придерживаться в первую очередь моральных установок, сложившихся в обществе.

Лучше всего правосудие древних казахов, я думаю, можно охарактеризовать определением «народный». Авторитет биев держался на народном признании, по существу, это было и охранной грамотой, и своего рода «лицензией» бия на отправление правосудия. Бии являлись главными носителями норм права казахов, выполняли практически все правовые функции государства: знатоки, интерпретаторы и охранители существовавших законов, реформаторы и законодатели, советники ханов и султанов. Главным принципом их деятельности был принцип справедливости. Интересы народа были для них превыше каких-то узких местных интересов. Знаменитый Айтеке-би говорил: «Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». При таком мощном посыле суд биев обладал совершенным, максимально упрощенным и действенным судопроизводством. Чокан Валиханов приводит занимательный факт, ярко характеризующий эффективность бийского правосудия: русские истцы и ответчики во многих случаях предпочитали русскому следствию суд биев. И таких фактов зарегистрировано сотни.

Разумеется, современные реалии намного отдаляют нас от прошлого, и невозможно механически перенести давние традиции в сегодняшний день, хотя иногда слышатся и такие предложения, особенно когда речь идет о третейских, мировых судах или институте досудебного примирения. Но, несомненно, мы многое можем и должны почерпнуть из богатейшего наследия суда биев. Самое главное и ценное — исторические уроки призваны помочь нам возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров, в судопроизводстве. Вовлечение в орбиту судебного правоприменения таких инструментов, как правовые обычаи и принципы, этических категорий предполагает соответствующий уровень образования и мышления судьи, его высокую моральную и гражданскую ответственность.

Статья в тему:  Как отменить решение суда по вновь открывшимся обстоятельствам

Именно поэтому сейчас перед нами стоит задача возбудить интерес к изучению богатого наследия, наследия уникального, имеющего общемировую ценность. Прошедшая конференция — первый и очень важный шаг на этом пути. Группа отечественных ученых-правоведов проделала поистине колоссальную работу по восстановлению огромного пласта истории, касающегося древнего права казахов. Их многолетнее исследование, вылившееся в многотомник «Мир древнего права казахов», трудно переоценить. Ведь наследие казахского суда биев — это не только историческая память нашего народа, но и ценностный материал, выходящий за национальные рамки, имеющий всеобщую значимость. Я уверен, что этот труд ляжет в основу многих учебников, вернет нас к истокам казахского права. Уже сейчас среди широких кругов заинтересованной общественности есть мнение, что в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как, скажем, римское право для западной культуры и современного права. И с этим, я думаю, трудно не согласиться. Как, к примеру, рассказал на конференции профессор Российской академии наук Г. Югай. Возглавляемый им центр научных исследований РАЕН вот уже более десяти лет занимается изучением развития евразийской цивилизации. Очередной том результатов исследований, который готовится к выпуску, будет посвящен казахскому суду биев.

Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. Гласность как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и обычно-правовых норм, наконец, прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов, — вот, наверное, те безусловные гарантии, которые обеспечивал суд биев, которому безоговорочно верили. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. А приходили они только к тем, чьему мнению доверяли. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.

Мы гордимся тем, что живем на земле с богатым прошлым, давшей миру совершенно уникальное наследие. В этом смысле реализовать ключевую идею конференции — всестороннее обсуждение значимости роли и статуса биев, оценка казахского суда биев как имеющего цивилизационное значение и общекультурную ценность, дать импульс новым познаниям и открыть просторы для новых исследований, я думаю, форуму удалось.

Кайрат Мами,председатель Верховного суда РК

Источники:

http://testhistory.ru/history.php?id=his_1_39

http://www.foto.kg/galereya/2365-predstaviteli-sudov-biev-i-kaziev.html

Создание судебной системы и военно-полицейского режима в Туркестане

http://old.elorda.info/ru/news/view/avtoritet-biev-adat-i-precedenty-kak-v-kazahskoy-stepi-reshalisy-spory

http://www.sud.gov.kz/rus/content/sud-biev

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector