Как вел себя раскольников на суде
Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем
Встречи Родиона Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем не зря называются психологическими поединками. Встречи этих героев в романе действительно похожи на интеллектуальные и эмоциональные битвы двух противников — преступника и следователя. Три психологических поединка между Раскольниковым и Порфирием Петровичем происходят в трех разных местах:
- Первая встреча: в квартире Порфирия Петровича (часть 3, глава V)
- Вторая встреча: в кабинете Порфирия Петровича (часть 4, глава V)
- Третья встреча: в каморке Раскольникова (часть 6, главы I и II)
Встреча № 1: в квартире Порфирия Петровича (часть 3, глава V)
Эта встреча происходит на квартире следователя. После убийства старухи и ее сестры Раскольников решает с помощью Разумихина знакомиться со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело об убийстве старухи-процентщицы. Разумихин является родственником Порфирия и приводит Раскольникова в гости к нему. Разумихин приводит Раскольникова к Порфирию, чтобы тот мог по знакомству решить вопрос о заложенных у старухи вещах (колечко сестры и часы отца). Сам Порфирий уже некоторое время желает познакомиться с Раскольниковым:
В ходе первого поединка Раскольников и Порфирий, а также Разумихин и Заметов обсуждают статью Раскольникова «О преступлении» и изложенную в ней теорию Раскольникова. Раскольников написал эту статью незадолго до преступления. Следователь догадывается о виновности Раскольникова, и задает ему довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки:
Следователь по-дружески предлагает Раскольникову прийти завтра в контору по поводу заложенных у старухи вещей. Это приглашение звучит вполне безобидно. Но Раскольников выдает себя, интересуясь, будет ли тот его допрашивать:
Невиновному человеку вряд ли бы пришел в голову такой вопрос. Этим вопросом Раскольников вызывает у Порфирия Петровича еще больше подозрений .
Встреча № 2: в кабинете Порфирия Петровича (часть 4, глава V)
На следующее утро Раскольников является в кабинет Порфирия Петровича в контору, чтобы подать заявление о выкупе вещей, которые он закладывал у покойной старухи.
Молодой человек готовится к новому бою со следователем:
Раскольников понимает, что может выдать себя именно своим волнением. Он старается вести себя сдержанно и невозмутимо, но ему это удается с трудом. Хитрый Порфирий Петрович видит Раскольникова «насквозь» и все больше убеждается, что тот — преступник. Однако из-за отсутствия улик следователь не может арестовать Раскольникова. Все, что может Порфирий, это играть с Раскольниковым в «кошки-мышки», вынуждая его ошибаться и выдавать самого себя.
В ходе второго поединка Раскольников не выдерживает психологического давления со стороны Порфирия. Молодой человек теряет самообладание и высказывает следователю свое возмущение:
Второй поединок заканчивается внезапно, когда в контору приводят маляра Миколу. Тот объявляет себя убийцей старухи и Лизаветы (хотя он невиновен в преступлении). Раскольников чувствует, что для него опасность миновала, так как появился «виновник» преступления.
Порфирий просит Раскольникова уйти. На этом заканчивается второй поединок героев.
Встреча № 3: в каморке Раскольникова (часть 6, главы I и II)
Третий поединок Порфирия Петровича и Раскольникова происходит в каморке молодого человека, куда следователь приходит лично, спустя примерно 4 дня спустя после второй встречи:
Порфирий Петрович снова играет с Раскольниковым в кошки-мышки, намекая, но не обвиняя прямо. Однако внезапно в ходе разговора следователь заявляет Раскольникову, что считает его убийцей старухи-процентщицы и Лизаветы:
Раскольников отрицает свою причастность к преступлению. Порфирий Петрович, конечно, не верит отрицаниям Раскольникова. Следователь советует молодому человеку явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово):
Выслушав предложение следователя, Раскольников по-прежнему отрицает свою вину. Раскольников, и Порфирий знают, что официальных улик у следователя нет:
При этом следователь уверен в своей правоте, и дает Раскольникову время сознаться:
На язвительное замечание Раскольникова «А ну как я убегу?», Порфирий Петрович отвечает словами, даже несколько комплиментарными:
В итоге, Порфирий Петрович предупреждает молодого человека о том, что через 40-50 часов арестует его, и покидает его комнату. Выждав некоторое время, и сам Раскольников покидает комнату направляясь к Свидригайлову, который знал о виновности Раскольникова, и мог рассказать все следователю.
Порфирий Петрович сдержал свое слово
На следующий день, после разговора с Соней, Раскольников является с повинной в контору. Правда, идет он не к Порфирию Петровичу, а к помощнику квартального надзирателя Илье Петровичу Пороху:
После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги. Благодаря стараниям Порфирия Петровича срок действительно снижают:
Наказание Раскольникова
Суд над Раскольниковым
Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без затруднений. Раскольников ясно описал весь процесс убийства. Тот факт, что он не знал точного количества украденного послужил основанием для заключения о некоем временном умопомешательстве преступника.
Выяснились также некоторые дополнительные сведения, говорящие в пользу подсудимого: в университете бескорыстно помогал больному товарищу, когда же тот умер, опекал его старика отца; во время пожара вынес из огня двух маленьких детей.
Все это способствовало смягчению участи обвиняемого: он был присужден к восьми годам каторжных работ. Соня последовала в Сибирь за Раскольниковым.
Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, во время процесса повредилась рассудком, ни о чем не спрашивала, только все время перечитывала статью сына.
Дунечка вышла замуж за Разумихина. Оба они твердо решили подкопить денег и переселиться в Сибирь, чтобы быть ближе к Роде. Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла.
Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.
Раскольников на каторге
Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.
Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.
В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.
Раскольников и Соня
Воскрешение Раскольникова
Во время болезни Раскольникову в бреду грезилось, будто весь мир осужден и должен погибнуть. Появились какие-то микроскопические существа, вселявшиеся в людей, отчего те становились бесноватыми и сумасшедшими, однако считали себя обладателями истины в последней инстанции. Каждый слушал только себя. Не придя к согласию, люди с ожесточением убивали друг друга.
Раскольников не мог забыть свои горячечные грезы, и это мучило его. Однажды под вечер он подошел к окну и увидел вдали у госпитальных ворот Соню. Она стояла словно в ожидании. Что-то пронзило его сердце, он вздрогнул и отошел от окна. В следующие дни Соня не приходила, и Раскольников почувствовал, что ему не хватает ее. Выписавшись, он узнал в остроге, что девушка заболела, и очень встревожился.
Наконец Соня прислала записку, что скоро придет повидаться. Сердце его сильно и больно билось. На следующий день Раскольников отправился на работу.
Выдалась свободная минутка, и он сидел на берегу Иртыша и смотрел на другую сторону, туда, где была свобода. Соня незаметно подошла и села рядом. Лицо девушки побледнело и осунулось, но она радостно улыбнулась ему и робко протянула руку.
Он всегда с отвращением брал эту руку и молчал все время посещения, но теперь они сидели, не разнимая рук. Вдруг что-то словно подхватило Раскольникова, он пал к Сониным ногам, плача и обнимая ее колени. Сперва она испугалась. но тут же поняла, что он любит ее. Они не могли говорить, слезы стояли в их глазах.
Теперь Раскольников воскрес и знал это; даже заключенные, казалось, смотрели на него по-иному. Вечером он вспоминал Соню и думал о том, какой бесконечной любовью искупит все мучения, которые ей причинил. Под подушкой у него лежало Евангелие, и Раскольников знал, что убеждения Сони будут теперь и его убеждениями.
Урок-суд над Раскольниковым. По роману Ф.М. Достоевского. 10-й класс
Разделы: Литература
Класс: 10
Обрести Христа – значит, обрести собственную душу Ф.М.Достоевский |
Я есмь воскресение и жизнь. Евангелие от Иоанна |
- закрепление навыков анализа текста художественного произведения;
- развитие логического мышления, связной речи;
- воспитание чувства ответственности перед законом;
- воспитание нравственной личности;
- портрет Ф.М.Достоевского:
- театральный реквизит;
- иллюстрации к роману И.С. Глазунова, мастеров графики Д.А. Шмаринова, Ф.Д.Константинова;
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.
Н.А. Некрасов
Истинно, истинно глаголю вам; еще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, но останется одно; а если умрет, то принесет много плода. |
Евангелие от Иоанна (слова, высеченные на могиле Ф.М.Достоевского) |
Индивидуализм – противопоставление интересов отдельной личности интересам общества, т.е. преобладание индивидуального начала над общественным.
Нравственность – правила, определяющие поведение.
Гуманизм – человечность в отношении к людям.
Участники урока: судья, адвокат, присяжные заседатели, обвинитель, Раскольников, Соня, Дуня, Разумихин, автор, Лужин и др.
Слово учителя. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он приводит? К страшным душевным мукам.
Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет конца этой боли…. Что привело Раскольникова к этой черте? Имел ли он на это право? Эти вопросы будут волновать и заставлять думать. Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня урок-суд над героем.
Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу представителей защиты и обвинения занять свои места. Прошу всех сесть.
Судья. Слушается дело студента Р.Р. Раскольникова , который обвиняется в преднамеренном убийстве старухи – процентщицы Алены Ивановны и непреднамеренном ее сводной сестры Лизаветы. Уважаемые присяжные заседатели! Нам сегодня придется быть объективными при разборе данного дела, так как необходимо, чтобы вынесенный приговор был единственно справедливым. Предлагаю заслушать самого обвиняемого Раскольникова Родиона Романовича с целью выяснения причин, повлекших за собой преступление.
Заседание считается открытым.
Секретарь. Для дачи показаний слово предоставляется обвиняемому Р.Р.Раскольникову (клянется)
Судья. Родион Романович, расскажите о себе.
– Признаете ли вы себя виновным в данном преступлении?
Обвинение. Для чего Вы убили Алену Ивановну?
– Не страшно ли Вам было поднять топор на безвинную Лизавету
(Проводится следственный эксперимент.)
– Вы создали теорию. В чем заключается ее смысл?
– А чем же отличить? «Клеймы» что ли какие или одежду особую завести?
– А много ли таких людей, которые право имеют? (людей с новой мыслью мало рождается, из 100тысяч один)
– Расскажите о мотивах преступления?
Адвокат. Как распорядились украденным?
Судья. В зал судебного заседания приглашаются свидетели со стороны защиты.
Адвокат. Род ваших занятий.
– С какого времени знаете Раскольникова?
Обвинение. Каковы отношения между Раскольниковым и студентами?
Адвокат. Знаете ли поступки, которые характеризуют Раскольникова с положительной стороны?
2. Авдотья Романовна.
Обвинение. Изменился ли Родион Романович после того, как стал учиться в университете? Как это проявилось?
Адвокат. Почему Вы отказались выйти замуж за господина Лужина?
3. Соня Мармеладова
Адвокат. Расскажите о первой встрече с Раскольниковым.
Обвинение. Почему именно Вам Раскольников рассказывает о совершенном преступлении? Вы знали о его планах?
– Разделяете ли взгляды Раскольникова, касающиеся его теории?
Обвинение. Вы подкармливали жильца совершенно бескорыстно или были другие причины? Как к этому относился Родион Романович.
Адвокат. Убирая комнату Раскольникова, не находили ли Вы в ней драгоценности?
Адвокат. Расскажите, при каких обстоятельствах Вы встречались с обвиняемым.
Свидетели от обвинения.
1. Петр Петрович Лужин
Обвинение. Ваше отношение к Раскольникову?
Адвокат. Клевета на Соню Мармеладову – это месть Раскольникову?
– Для чего Вам это было нужно?
2. Порфирий Петрович
Адвокат. Вы, «человек с сердцем и совестью», признались, что «….мне эти ощущения знакомы? И статейку я прочел Вашу как знакомую». Вы разделяете взгляды Раскольникова
Свидетель от автора. Ваша честь, нельзя не отметить, что большое влияние на душевное состояние Раскольникова оказывает город, в котором он живет.
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумерки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь
Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню…Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомните некрасовские строки «Вчерашний день, часу в шестом…»). В двух шагах от красной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать (!) питейных заведений. Раскольников, по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.
Сцены уличной жизни надо сопоставить и систематизировать, чтобы обосновать вывод: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Коморка Раскольникова , «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – это темные, сырые «гробы».
Все вместе: пейзажные квартиры Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» – создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
Судья. Суд прослушал выступления свидетелей. Родион Романович, Вам предоставляется последнее слово.
Родион Романович Раскольников. Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово.
Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того ,что очевидно ,а, впрочем ,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика.
Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.
Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.
Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.
Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я ,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.
Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.
Судья. Суд выслушал последнее слово подсудимого. Слово предоставляется стороне обвинения.
Обвинение. Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни – убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» – похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.
Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.
Многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я прошу суд разобраться и вынести свой строгий и справедливый вердикт. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам
Адвокат. Мой подзащитный Раскольников Родион Романович – бывший студент – живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешением «крови по совести».
Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) – всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив выбора. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Зосимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.
Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый страдает и терзается после преступления.
В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.
Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.
Секретарь. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.
Судья. Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет:
Учитывая явку с повинной, чистосердечное признание в содеянном злодеянии, а так же ввиду того, что преступление было совершено в болезненном состоянии, причиной которого явилось проживание в квартире, похожей на шкаф, скверное положение, нищета, беспомощность, желание поправить жизненное положение свое и близких ему людей, а так же частичное осознание антигуманности его теории, потерпевшей крушение, суд постановил:
Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ.
Учитель. «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму». (Ч. Айтматов)
В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро, ибо «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».
Подведение итогов.
Оценки.
Домашнее задание.
Как идейный большевик Раскольников сошел с ума, разоблачая сталинский режим
Федор Федорович Раскольников – фигура неоднозначная. С одной стороны, он не боролся за власть, пребывая во «втором эшелоне», с другой – сделал многое, чтобы большевики все же сумели захватить бразды правления. За это и поплатился.
Взял псевдоним у Достоевского
Настоящая фамилия Раскольникова Ильин. Свой псевдоним Федор заимствовал у Достоевского из-за любви к литературе. Он и говорил-то напыщенно, по-литературному. Его агитационные речи всегда пестрели эпитетами, простые матросы не понимали и половины, но зато ощущали свою причастность к великим делам, которые творились в революционной России.
После его выступлений матросы были готовы хоть на Смольный, хоть к черту на рога – Раскольников умел довести толпу простого люда до белого каления. При этом морские офицеры относились к нему с презрением: как к трусу и дезертиру, выскочке и убийце.
Справедливости ради нужно заметить, что трусом Ильин не был. Появиться среди просоленных моряков и агитировать идти против всех вколоченных с детства устоев на смерть неизвестно ради чего – здесь требуется немалая смелость. Суровые моряки и притопить могли ненароком, ищи потом концы в воде… Но речи Раскольникова неизменно приводили к нужному результату, и на его счету немалая вина за самосуды и расправы распаленных моряков над офицерами.
Федор Раскольников на яхте «Межень», 1920 год. Фото: wikimedia.org
Высокие должности при новой власти
В стремительно менявшемся государстве Федору пришлось занимать немалые должности. Еще во времена Февральской революции он побыл заместителем председателя Совета в Кронштадте, потом помогал наркому по морским делам, а в годы Гражданской войны даже командовал флотилиями. Венцом его военно-морской карьеры стало командование легендарным Балтфлотом, после чего Раскольникова перебросили на другой фронт – фронт международных отношений.
Молодому государству нужны были грамотные люди для налаживания контактов и признания страны за рубежом. Потому Раскольникова откомандировали послом поочередно в несколько стран, где он проявил себя неплохим политиком.
Вот только вел себя товарищ посол несколько несообразно тому, как должен вести себя советский гражданин. Был неравнодушен к хорошей жизни. Еще пребывая в Москве, где простому люду было и холодно, и голодно, Раскольников роскошествовал. По свидетельствам современников, Федор с женой жили в особняке со слугами и всегда прекрасно сервированным столом.
В этом беда многих революционеров. После достижения цели в борьбе за равенство, братство и справедливость об этой самой справедливости часто забывают. Даже болгарская полиция, которой поручили наблюдать за деятельностью советского посла, была удивлена стремлением Раскольникова к роскоши.
Возможно, именно эта любовь к комфорту и не давала Федору Федоровичу высказаться против сталинского режима, тем более так, как он сделал это позже в своем знаменитом письме из-за границы. Как бы там ни было, но Раскольников молчал до тех пор, пока над ним не нависла угроза смерти.
Из князи в грязи
Весной 1938 года полпред Раскольников был срочно вызван из Софии в Москву. Причину он узнал, купив газету в Берлине, когда пересаживался на поезд, едущий в СССР. Его сместили с должности и даже не сообщили об этом. Дипломат быстро смекнул, что отправляется на собственный расстрел.
Раскольников остался в Европе и пытался оттуда решить проблемы с помощью писем Сталину и наркому иностранных дел Литвинову. Но все было напрасно, и в июле 1939 года решением Верховного Суда Раскольникова объявили перебежчиком и предателем. Приговор – расстрел в 24 часа после опознания личности.
Тогда Федору стало ясно, что назад пути нет и не будет. А зная методы работы НКВД за рубежом, он понимал, что жить ему осталось недолго. Наверное, поэтому и решил уйти громко.
17 августа 1939 года он закончил работать над знаменитым документом, известным как «Открытое письмо Сталину». В нем он разоблачал сталинский режим, прямо называя его машиной репрессий. Конечно, если бы он сделал это до того, как был «отлучен от кормушки», то его слова имели бы больший вес. Но и так «Письмо», опубликованное 1 октября в эмигрантском издании, было громом среди ясного неба.
Подписание договора о ненападении Молотовым и Риббентропом, которое стало последней каплей для Раскольникова. Фото: mil.ru
Загадочная смерть
Все эти события подорвали здоровье Раскольникова. Буквально через несколько дней после окончания «Письма», прочтя о заключении Пакта Молотова-Риббентропа о взаимном ненападении СССР и Германии, Раскольников не выдержал эмоционального напряжения и попал в психиатрическое отделение с реактивным психозом. И уже через две недели погиб.
Удивительно, что при всех скрупулезно ведущихся в таких учреждениях записях точных сведений о причине гибели не сохранилось. По одной из версий, Раскольников выпрыгнул из окна пятого этажа клиники, по другой – умер от пневмонии, по третьей – был убит сотрудником «отдела убийств и похищений» при НКВД.
Третья версия хоть и будоражит, но нужно сказать, что упомянутый отдел был к моменту смерти Раскольникова расформирован, а его члены практически поголовно мертвы или находились под следствием в ожидании приговоров по тяжелым статьям.
Самый известный невозвращенец все же был тихонечко реабилитирован в 1953 году. Но его бегство за границу, а тем более знаменитое «Письмо» предпочитали не упоминать. Так что о нем широко узнали только в восьмидесятые годы, когда стало модным выворачивать на публику неприглядные эпизоды советского прошлого.
Признание вины Р. Раскольниковым как смягчающее обстоятельство при вынесении приговора
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу»
Трагическая жизненная история Родиона Раскольникова, наверное, помнится каждому со школьной скамьи. Раскольников — 23-х летний бывший студент, который из-за нехватки средств вынужден оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано следующее: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта. »[1].
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Раскольников: https://www.lang-lit.ru/2016/01/rodion-raskolnikov-i-ego-teoriya-silnoy-lichnosti.html
Центральная тема «Преступления и наказания» вытекает из самого названия романа. Если попытаться раскрыть ее одним предложением из произведения, то скорее всего можно привести следующую цитату: «Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства — и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, — и ничего. ».
Главный герой романа делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Эта идея Раскольниковым была раскрыта в его статье «О преступлении», которую прочитал следователь, расследующий убийство. Она заключалась в том, что, по мнению Раскольникова «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее. Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать». Если с первой категорией все более или менее ясно, то вот ко второй он относит Соломона, Наполеона и т.д. «Кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» — фраза Порфирия Петровича, адресованная Раскольникову[2]. Однако в этой же самой исповеди Раскольников сообщает своим слушателям: «… я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда бесчинства, как вы говорите… Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право…».
В самом начале я писал, что история данного романа известна и не вижу смысла пытаться ее заново пересказать, отмечу только несколько обстоятельств, которые имеют значение для нашего рассказа.
Итак, из-за ограниченных финансовых возможностей в голове у Раскольникова зреет мысль пойти на преступление. На преступление, однако, не решается пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным, понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и в большей степени ради самого Раскольникова. Перед самым преступлением по словам Достоевского Раскольников становиться очень суеверным: «И во всем этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений». Находясь еще у себя в доме у него возникает вопрос, по которому можно сделать вывод, что у Достоевского имеются некоторые очень серьезные навыки психолога и криминолога: «Почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников? Он пришел мало-помалу к многообразным и любопытным заключениям, и, по его мнению, главнейшая причина заключается не столько в материальной невозможности скрыть преступление, как в самом преступнике: сам же преступник, и почти всякий, в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка…». Тем не менее, он все же решается убить старую процентщицу Алёну Ивановну и ее сестру, Лизавету, которая становится случайным свидетелем преступления.
Н. Н. Каразин. Иллюстрация к «Преступлению и наказанию»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
После убийства у Раскольникова как раз-таки начинается упадок воли и рассудка. Он несколько раз хочет пойти к следователю и рассказать все, но в самый последний момент не решается. Великий отечественный юрист А.Ф. Кони видел в этом романе олицетворение той важнейшей миссии, который нес в себе «новый суд»: «Считая, что новый судебный процесс призван «исследовать преступное деяние не как внешний фактор только, но и как душевное проявление», он ищет в литературе раскрытие этих проявлений. Заслуга Достоевского, по мысли Кони, в том, что великий психолог указал на необходимость видеть в каждом человеке человека и тем самым стал заступником униженных и оскорбленных»[3].
Первым человеком кому Раскольников сообщает о преступлении — становится Соня. Он рассказывает ей, что решился на преступление потому, что хотел сравнить себя с Наполеоном: «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ля я дрожащая или право имею…».
Раскольников не выдерживает всей этой внутренней борьбы и как-то войдя к полицейскому Илье Петровичу, хоть и не сразу, но заявляет: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
По приговору суда Раскольникову за два убийства было назначено наказание в виде восьми лет каторжных работ. Суд принял во внимание ряд смягчающих обстоятельств: явку с повинной и чисто сердечное раскаяние (тогда, когда следствие уже окончательно сбилось с пути расследования); активное способствование раскрытию и расследованию преступления; то обстоятельство, что он, будучи очень беден, все же не воспользовался ограбленным было расценено за действие пробудившее раскаяние; подтвержденный факт случайного убийства Лизаветы; предоставленные доказательства, что Раскольников в бытность студентом помогал одному больному товарищу, а также спас во время пожара двух маленьких детей.
Говоря о смягчающих обстоятельствах сразу вспоминается профессиональный постулат известнейшего присяжного поверенного В.Д. Спасовича, который в тех делах, где он был уверен в виновности своего подзащитного просил суд не об оправдании, а о снисхождении, за что получил прозвище «господин смягчающие обстоятельства». Тем самым Владимир Данилович был ярым сторонником поиска истины в правосудии: «Суд служит только одной… бессмертной истине… Истина и милосердие — вот два главных мерила деятельности суда»[4].
В завершении хотелось бы отметить, что этот роман не только о преступлении и наказании, но о любви: о безграничной любви Сони к Раскольникову, которая вслед за каторжным тоже отправилась в Сибирь. Там, по мере течения жизни, происходило перерождение Раскольникова; он пришел к мысли, что христианские убеждения Сони теперь должны быть и его убеждениями.
«Преступление и наказание». Соня читает Раскольникову Евангелие. Художник — И. Глазунов: https://www.pinterest.ru/pin/502151427193100986/
Именно это ему писала мать, когда он, будучи молодым, отправился жить в Петербург: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость Творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модной безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!».
[1] Наседкин, Н. Н. Раскольников // Достоевский. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — С. 408—412. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100.
[2] Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова. — М.: Художественная литература, 1976.
[3] А.Ф. Кони, «Собрание сочинений в восьми томах». Издательство юридическая литература. Москва – 1968. Том 6, стр. 11.
[4] Корифей присяжной адвокатуры / Крохмалюк А.В., Малышева А.Ж. – новая юстиция, 2007.
Источники:
http://theocrat.ru/vstrechi-raskolnikova-s-porfiriem-petrovichem.html
http://urok.1sept.ru/articles/616290
http://www.eg.ru/culture/576849-kak-ideynyy-bolshevik-raskolnikov-soshel-s-uma-razoblachaya-stalinskiy-rejim/
http://zakon.ru/blog/2020/6/11/priznanie_viny_r_raskolnikovym_kak_smyagchayuschee_obstoyatelstvo_pri_vynesenii_prigovora_fm_dostoev