0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как забрать решение суда по дтп

Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Лишение прав занимает второе место среди наказаний для водителей. По статистике судебного департамента при Верховном суде, ежегодно около 400 000 автомобилистов остается без водительских удостоверений. Это равно населению таких городов, как Белгород или Тверь. Лидерами по нарушениям стали водители, которые ездят за рулем пьяными, отказываются проходить медицинское освидетельствование или оставляют место ДТП.

Максимальный срок лишения по КоАП – два года. Но если водитель неправильно его посчитает или забудет сдать права, то останется без них на бОльший срок. Чтобы не ошибиться и потом вернуться за руль, рекомендуем ознакомиться с этой пошаговой инструкцией.

Шаг 1. Определяем срок окончания лишения

Водитель обязан сдать удостоверение в ГИБДД в течение трех дней после вступления в силу постановления суда. Если он этого не сделал, то срок прерывается и начнет течь, когда автомобилист передаст права полицейским или заявит об их утрате. Ситуация будет выглядеть следующим образом:

  • 13 января 2021 – лишение судом прав на 1 год
  • 20 января 2021 – получение постановления
  • 2 февраля 2021 – вступление в законную силу решения (через 10 дней с момента получения)
  • 25 июля 2021 – сдача прав в ГИБДД
  • 26 июля 2022 – получение водительского удостоверения в ГИБДД

Так, в 2016 году мировой судья из Барнаула рассматривала дело о лишении Георгия Житникова* прав за управление машиной пьяным. В судебном заседании водитель предупреждал судью, что уже потерял права. Поэтому сдавать в ГИБДД ему будет нечего. Судья забрала у Житникова права на 1,5 года и выписала штраф 30 000 руб. по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.

Автомобилист считал, что срок лишения начнет течь автоматически после вступления в силу постановления. Через полтора года Житников обратился к инспектору за новым удостоверением. Тот ему разъяснил, что срок лишения не истек, так как водитель не сдал «корочку» и не написал заявление об утрате. Водитель ему не поверил. Он считал, что разъяснения суду об утере достаточно для течения срока. Лишь 28 ноября 2018 года по совету друзей он решил перестраховаться и подал в ГИБДД нужное заявление. Спустя некоторое время Житников пришел забирать права. Но полицейский отказал ему, так как срок лишения не истек.

Не согласившись, автомобилист подал иск на полицейских в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Житников настаивал, что инспектор лишь устно рассказал о необходимости подать заявление об утрате. Никто в письменном виде образец ему не давал. Поэтому автомобилист не может получить права из-за халатности полицейских. Так как в первый раз он обращался в ГИБДД в октябре 2017 года, то с этого момента должен исчисляться срок лишения. Он уже давно истек. Тогда инспектор обязан возвратить ему водительское удостоверение.

Суд установил, что устное обращение к полицейскому об утере прав не «запускает» сроки. Так как Житников подал письменное заявление 28 ноября 2018 года, то он сможет забрать водительское удостоверение лишь 25 мая 2020 года. При этом закон обязывает автомобилиста самостоятельно подать заявление об утрате. К тому же мировой судья объяснял Житникову, как правильно сдавать права и что делать, если тот их потерял. Это подтверждается распиской заявителя. Соответственно, водителю несколько раз разъяснили спорный вопрос, но он разрешил его только спустя два года (дело №2а-920/2019). Алтайский краевой суд оставил такое решение без изменений (дело № 33а-4095/19).

Если автомобилиста снова лишат прав, то наказания не суммируются. Сначала закончится срок по первому, затем продолжится по следующему, как в этом примере:

  • 3 марта 2021 – сдача прав в ГИБДД на 4 месяца
  • 30 мая 2021 – вынесение судом нового решения о лишении прав на 1 год
  • 4 июля 2021 – предполагаемая дата возврата удостоверения
  • 5 июля 2022 – возврат удостоверения в ГИБДД
Статья в тему:  Наконец дело было передано в районный суд после чего

Если водитель не сдаст права и продолжит ездить за рулем после лишения, инспектор выпишет ему штраф 30 000 руб., назначит арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов по ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Управление авто лицом, не имеющим соответствующего права».

Шаг 2. Находим подразделение ГИБДД, где хранится водительское удостоверение

Водитель забирает удостоверение в том подразделении ГИБДД, куда его сдавал. Его точное название есть в постановлении суда о лишении прав. Автомобилист может обратиться в канцелярию суда. Работники подскажут, куда ему нужно идти.

Если водителю неудобно забирать права в месте хранения, то он может сделать это в другом месте. Для этого необходимо подать заявление (в письменной или электронной форме) с просьбой направить удостоверение в другое подразделение ГИБДД (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения).

Шаг 3. Сдаем экзамен на знание ПДД

Водитель обязан сдать теорию после лишения прав. Он может это сделать после истечения половины срока лишения. Для этого нужно записаться на экзамен, подав заявление через Госуслуги, портал «Автокод» (для москвичей) или лично в ГИБДД.

У водителя есть 20 минут, чтобы ответить на вопросы о дорожном движении. Если автомобилист допустит 1 ошибку, то будет дополнительно отвечать на 5 дополнительных вопросов за 5 минут. За 2 ошибки придется решать 10 дополнительных вопросов за 10 минут.

Если водитель открыл несколько категорий, например, «А, В» или «С, D», то он будет отвечать на вопросы по высшей категории. Например, при наличии прав категории «В, C» автомобилист будет сдавать экзамен по комплекту вопросов из категории «С». Если он завалит экзамен, то сможет сдать его повторно только через 10 дней (п. 3, 4 Правил о возврате водительского удостоверения).

Шаг 4. Гасим задолженность по штрафам

Автомобилист сможет получить удостоверение только после оплаты всех штрафов за нарушение ПДД согласно ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП. Если приставы не смогли добиться от него их уплаты в течение двух лет, то водителю не нужно его оплачивать (ч. 1 ст. 31.9 КоАП).

Шаг 5. Получаем медицинскую справку

Этот шаг обязателен только для водителей, которых суд лишил прав за

  • управление машиной в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП);
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП);
  • за употребление алкоголя после ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП).

Для получения медицинского заключения автомобилисты проходят обследование у терапевта, психиатра, нарколога, окулиста, ЛОРа, невролога и сдают необходимые анализы.

При этом водитель обязан сдать экзамен, оплатить штрафы и получить справку, даже если потерял удостоверение или срок лишения уже истек. Без этого он не получит новые права, а инспектор ГИБДД выпишет ему штраф до 15 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

Так, в 2014 году суд забрал права у иностранца Арута Минасяна* на два года и оштрафовал на 30 000 руб. за отказ от медосвидетельствования. Водитель сдал «корочку» только в 2016 году. Срок лишения закончился одновременно со сроком действия прав. Водитель подумал, что теперь он может просто получить новое удостоверение. Для этого в 2018 году Минасян обратился в ГИБДД в Ярославле. Инспектор отказал ему, так как после лишения нужно сдать теорию, получить справку от врачей и оплатить все штрафы. К тому же его «корочка» осталась в Москве, поэтому вернуть ее без заявления не получится. Автомобилист считал, что иностранные граждане не сдают экзамен по знанию ПДД в России. Поэтому он получил национальное удостоверение на родине в Армении.

В марте 2020 года инспектор ГИБДД остановил Арута Минасяна. Пробив его права по базе, он выяснил, что Минасян был лишен прав. При этом для их возврата он не выполнил необходимые условия. Поэтому выписал ему штраф 10 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

Статья в тему:  Как узнать решение суда по удо

Автомобилист с наказанием не согласился и подал жалобу в Ленинский районный суд г. Ярославля. По его мнению, наличие прав из Армении разрешает ему ездить за рулем по России. А российские права Минасян не забрал из-за отказа полицейского.

Судья Роман Прудников оставил штраф в силе. Ведь водитель не выполнил требования для возврата прав после лишения. При этом водительское удостоверение из Армении не исключает санкцию по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Помимо этого, штраф за отказ от медосвидетельствования в 2014 году Минасян также не оплатил. Поэтому инспектор обоснованно назначил ему наказание (дело № 12-117/20).

Эту позицию поддержал Ярославский областной суд. Судья Андрей Аксенов установил, что действия инспектора ГИБДД являются законными. Он еще раз напомнил водителю, что после лишения необходимо получить справку, оплатить все штрафы и сдать теорию. Тем более, иностранные граждане вправе сдать экзамен на знание ПДД в России. А наличие новых прав из Армении не освобождает его от ответственности по законам РФ (дело № 30-2-303/2020).

Шаг 6. Собираем документы и предоставляем в ГИБДД

Чтобы получить права после лишения, водитель передает инспектору исчерпывающий пакет документов:

  • паспорт;
  • медицинское заключение по форме «003-В/у»;
  • документы об отсутствии долга по штрафам за нарушение ПДД, если у полицейского нет этой информации из системы.

После проверки бумаг инспектор возвратит автомобилисту водительское удостоверение в день его обращения (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения). Полицейские хранят права 3 года после окончания срока лишения. Если водитель не придет за ними в этот срок, то их уничтожат (ч. 5 ст. 32.6 КоАП).

Эксперты рассказали, с какими трудностями могут столкнуться водители при возврате прав

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что сложности возникают из-за неправильного определения срока лишения. Так, канцелярия суда не всегда отправляет постановление с отметкой о вступлении в силу в ГИБДД. Поэтому у водителя, который пришел сдавать удостоверение, могут его не принять. Ведь инспектор еще «не знает» о начале срока лишения. Другая проблема – несерьезное отношение водителей к сдаче прав, отмечает эксперт. Некоторые из них отправляют удостоверение по почте. Потом приходится долго выяснять, почему его не приняли полицейские и где оно сейчас находится.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации по возврату прав относится их получение не в месте хранения. Зачастую водители пропускают 30-дневный срок для подачи соответствующего заявления в ГИБДД по месту жительства. Тогда инспектор вправе отказать в направлении этой бумаги. И автомобилисту придется забирать удостоверение по месту его сдачи.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что поскольку удостоверение в ГИБДД не поступило, оно фактически не сдано. Ведь водитель даже не подал заявление о его утрате. Поэтому срок лишения начнет течь только после обнаружения его на почте либо получения в ГИБДД заявления об утрате.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в этой ситуации инспектор неправ. Ведь водитель подал заявление об утере вовремя. Соответственно, срок лишения начал течь и истек. Но утраченное, а впоследствии обнаруженное удостоверение все равно нужно сдать в ГИБДД как недействительное.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что водитель обязан снова пройти медкомиссию. Инспектор не примет во внимание медицинские справки, полученные ранее совершения нарушения. Кроме того, срок действия медицинского заключения составляет 1 год, поэтому заключение 2017 года является недействительным.

Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Водитель считается лишенным своего удостоверения на право управления автотранспортом спустя 10 суток после получения им соответствующего постановления. В случае подачи жалобы и уже после решения по апелляции, если после нее он не передаст свой документ в ГИБДД, срок будет находиться в режиме «паузы». Отсчет возобновляется только на основании факта получения инспектором описываемого документа. Для получения водительского удостоверения и продолжения пользования автомобилем необходимо будет сдать экзамен на знание теории по ПДД, заплатить штрафы. Также могут потребовать предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья.

Статья в тему:  Сколько ждать суда после подачи иска

По лишению водительского удостоверения среди водителей данный вид наказания находится на 2 месте. Согласно статистическим данным (от департамента при Верховном суде) каждый год примерно 400 тыс. человек остается без своих водительских прав. Это существенная цифра, которую можно сравнить с населением некоторых городов. Лидируют среди них те, которые управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, скрывались с места ДТП, не проходили в случае необходимости медицинское освидетельствование.

Срок, считающийся максимальным в отношении лишения прав – 2 года. Следует иметь в виду, что данный период могут продлить, если водитель проигнорировал требование о сдаче прав или забыл это сделать. Рассмотрим поэтапные рекомендации, чтобы в случае необходимости избежать неприятностей и своевременно вернуть право управления автомобилем.

    Установка срока окончания лишения водительских прав

Как было указано выше в статье, период утраты права на вождение начинается через 10 дней, отсчитываются которые с момента получения соответствующего решения. При этом есть поправка на возможность обжалования. Если произошло оспаривание решения, отсчет начинается по результатам рассмотрения жалобы в суде.

Удостоверение сдается в период 3 суток с даты вступления постановления в силу. Если этого не происходит, устанавливается пауза, и продолжается счет при передаче в полицию или написании заявление об их потере. Пример может выглядеть так:

  • 13.01 – лишение прав по решению суда на год;
  • 20.01 – получение постановления; 2.02 – вступление решения в силу (спустя 10 дней от даты получения);
  • 25.07 – сдача удостоверения;
  • 26.07 – получение прав в ГИБДД.

Из практики можно привести пример лишения прав управления автомобилем водителя, находившегося в нетрезвом состоянии. Согласно судебному решению нарушитель был лишен права управления автомобилем на 1,5 года, и заплатил штраф в размере 30 тысяч рублей. В зале суда подсудимый заявил в устной форме о том что его водительское удостоверение утеряно. Также он не предпринял никаких дополнительных действий для его сдачи в органы Госавтоинспекции или для написания заявления об утере.

Как посчитал нарушитель, отсчет срока лишения будет начинаться с момента оглашения постановления суда. Спустя 1,5 года от этой даты он решил получить водительское удостоверение, но к своему удивлению обнаружил, что назначенный ему срок наказания должен был начаться с момента сдачи им данного документа в органы ГИБДД, и его устное заявление о потере этого документа не имеет никакой силы.

Немного позже по настоянию своих товарищей он все-таки подал заявление об утере водительского удостоверения в ГИБДД. Параллельно данный субъект подал иск в суд с жалобой на действия представителей Госавтоинспекции, которые не приняли его устное заявление об утере документа к сведению, и не разъяснили, каким образом, ему нужно было поступить. Благодаря этим сотрудникам он не может в течение длительного срока вернуть свой статус водителя. Суд не удовлетворил иск рассматриваемого гражданина. Судья акцентировал внимание истца о существующем порядке лишения водительских прав, и о том, что с данным документом он был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись. Также судья обратил внимание на важность оформления любого обращения в письменной форме, что могло бы решить создавшуюся ситуацию в установленные сроки.

Из сказанного следует резюмировать, что все наказания в отношении автомобилистов не суммируются. Сначала необходимо покрыть долги по первому, затем по каждому последующему.

Необходимо обратить внимание, что в случае продолжения езды за рулем транспортного средства с правами после их лишения – это является поводом оформления штрафа в сумме 30 тыс. руб., ограничении свободы на 15 суток либо выполнения работ в количестве 2 сотен часов (часть 2 статья 12.7 Кодекса).

Обращение в отделение Госавтоинспекции по месту хранения водительских прав

Выдача владельцу водительского удостоверения производится в том отделении, в которое он их сдал. Полное название будет указано в постановлении на их лишение. Если возникла запутанная ситуация, можно обратиться в судебную канцелярию, в которой скажут, куда следует обращаться.

Чтобы иметь возможность забрать документ в другом месте, необходимо написать соответствующее заявление. Подается оно в письменной или электронной форме. В тексте должна быть просьба о направлении удостоверения в нужное подразделение, что производится в соответствии с шестым пунктом Правил.

Контроль по знанию теории ПДД

Экзамен по теории ПДД – обязательная часть процесса по возвращению своего удостоверения водителя. Его проводят, когда проходит половина срока ограничения. Для подачи заявления на данную процедуру следует обращаться лично в подразделение Госавтоинспекции или же дистанционно через официальный сайт Госуслуги. Для жителей столицы доступен ресурс «Автокод».

Экзамен проходит быстро, на него дается всего 20 минут. Если случается 1 ошибка, система увеличивает время еще на 5 минут, а также добавляет дополнительную пятерку вопросов. Если неправильных ответов будет 2, то и времени будет добавлено больше – в общем 10 минут.

Перечень вопросов на экзамене составляется в соответствии с категорией водителя. Так, если у него открыты категории «С, D», то и уровень вопросов будет соответствовать им. Если права категории «В, C», то подборка будет соответствовать «С».

В случае «провала» на экзамене повторная сдача будет разрешена только спустя 10 дней, что соответствует третьему пункту Правил возврата водительского удостоверения.

Погашение долгов по штрафам

Выдача водительского удостоверения производится не только в результате положительной сдачи экзамена, но и при условии обязательного погашения штрафов (ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП). Он может быть аннулирован, но не ранее, чем через 2 года (ч.1 ст.31.9 КоАП).

Требование по предоставлению медицинского заключения актуально не для всех автомобилистов, которых лишили прав на вождение. На это есть 3 причины:

  1. Управление автотранспортным в нетрезвом состоянии.
  2. Невыполнение требования по медицинскому освидетельствованию.
  3. Питье алкогольных напитков после дорожно-транспортного происшествия.

Выписывается заключение по результатам медосмотра у ряда специалистов:

  • терапевта;
  • офтальмолога;
  • ЛОРа;
  • психиатра;
  • нарколога;
  • невролога.

Кроме осмотра у врачей, необходимо сдать анализы. Также сдается экзамен, оплачиваются штрафы, выдается справка. Это необходимо сделать и при потере прав, при окончании срока их лишения. Если это не выполнить, новые права не будут выданы. Кроме этого, инспектор будет иметь все основания для оформления штрафа суммой до 15 тыс. руб. (часть 1 статья 12.7 КоАП).

В подтверждение сказанного есть многочисленные реальные случаи, когда водители получали значительные штрафы. В качестве примера приведем ситуацию, в которой оказался иностранный гражданин, отказавшийся от медицинского освидетельствования, получивший штраф и утративший права на 2 года. У него было водительское удостоверение иностранца. Через 2 года он их сдал. При этом закончился период действия этого документа. Несмотря на убеждение водителя, что ему должны оформить новый документ, он получил отказ. Даже обратившись еще через 2 года в подразделение Госавтоинспекции, ему предложили сначала стать экзамен по теории, пройти медосмотр, погасить штрафы. Этот факт говорит о необходимости соблюдения установленного регламента не только гражданами Российской федерации, но и иностранными лицами.

Обратить внимание рекомендуется на то, что в случае получения в своей стране водительского удостоверения международного образца, не освобождают водителя от ответственности. В результате проверки инспектор ГИБДД имеет право уточнить данные в отношении конкретного гражданина и обязать выполнить ранее установленные в отношении него условия. В ином случае может быть оформлен штраф в сумме 10 тыс. руб. в соответствии с первой частью статьей 12.7 Кодекса.

Даже в случае несогласия водителя с инспектором он может обратиться в суд, который подтвердит правильность данного решения. То есть наличие прав международного значения у иностранного лица не дает возможности не соблюдать решения в отношении уже полученных штрафов. Это относится и к удостоверениям, выданным в России иностранцам. Международные права не исключают применение санкций по первой части статьи 12.7 Кодекса, в связи с чем штрафы нужно погашать.

  • Документы
  • Для получения своих прав водитель должен подготовить перечень документов, на основании требований, предъявляемых ему. Стандартный список следующий:

    • паспорт;
    • медзаключение, оформленное в соответствии с формой «003-В/у»;
    • документ, подтверждающий отсутствие долга по штрафам, на случай, если полицейские не располагают такой информацией.

    На основании заявления, после принятия документов, возвращаются документы. Происходит это в день обращения в соответствии с шестым пунктом Правил. Хранятся права 3 года от даты их лишения. Если автомобилист не удовлетворит требования для возврата, в соответствии с частью 5 ст. 32.6 Кодекса, их уничтожат.

    Принцип возврата удостоверения

    1. Необходимо узнать дату окончания срока, на который автомобилист лишается водительского удостоверения. Отсчет начинается с момента вступления в силу постановления (спустя 10 суток после вынесения). Если передача документа инспектору не произошла в рамках периода 3 дней от принятия судом решения, то время считается только после сдачи удостоверения в ГИБДД.
    2. Нахождение подразделения, где приняли и хранят права. Его адрес должен значиться в постановлении. При необходимости нарушитель может подать заявление с просьбой переслать их по адресу другого подразделения.
    3. Контроль знаний по правилам дорожного движения. Для этого требуется записаться заранее, придя в ГИБДД самостоятельно или дистанционно через ресурс Госуслуги. В случае несдачи повторная попытка доступна через неделю.
    4. Погашение штрафов по всем фактам нарушений.
    5. Прохождение медосмотра и получение медицинского заключения. Этот шаг обязателен для выполнения лицам, которых лишили прав по причине управления транспортом в нетрезвом состоянии. Также это касается лиц, употреблявших алкогольсодержащие напитки после дорожно-транспортного происшествия, отказавшихся от медицинского освидетельствования.
    6. Подача комплекта документов в Госавтоинспекцию. В необходимый перечень входит паспорт, медзаключение, документ для подтверждения отсутствия задолженности по штрафным предписаниям. Другие документы требовать не должны. Возврат производится в день обращения.

    Следует иметь в виду, что срок хранения документов по результатам нарушения ограничен 3 годами. После его окончания инспектор имеет право их уничтожить.

    Возможные трудности

    Как показывает практика, в большинстве случаев трудности при наказании в отношении права управления автотранспортом чаще всего связаны из-за путаницы в сроках. Так, сотрудники канцелярии не всегда могут передать постановление с указанием даты вступления в силу постановления в Госавтоинспекцию. По этой причине при обращении для сдачи документ могут не взять по причине незнания начала срока.

    Вторая негативная причина – несерьезность самих автомобилистов к установленному законом процессу. Не редки случаи отправки удостоверения почтой, вследствие чего документ может затеряться.

    Третья спорная ситуация – желание забрать документ в ином месте от места хранения. Для этого нужно соблюсти срок 30 дней для подачи заявления на переправку. Если условие не выполнить, инспектор имеет право отказать в отправке обращения, и тогда забирать нужно будет по месту сдачи.

    Как получить копию решения суда

    Подлинник решения суда хранится в материалах дела. Все получаемые судебные акты (решения, определения и постановления), заверенные надлежащим образом, имеющие подписи и печати называются копии (не путать с ксерокопиями, это принципиально в юридическом смысле).

    Выдача судебных актов производится под расписку или отправку заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 дней с момента принятия решения. Днем принятия считается дата изготовления решения суда в окончательной форме. Изготовлено оно должно быть, по общему правилу, также в течение 5 дней.

    Порядок выдачи регламентируется ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ и инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.

    Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

    Когда решение было выполнено только на бумажном носителе, арбитражный суд направляет копии решения лицам, которые участвовали в деле так же в пятидневный срок со дня его принятия.

    За выдачу копий государственная пошлина не предусматривается.

    Чтобы получить копию судебного решения, нужно:

    • обратиться в суд, с соответствующим запросом лично через канцелярию, путем отправки почтой или через систему подачи документов «Мой Арбитр» ;
    • в заявлении о выдаче копии решения суда указать реквизиты по интересующему делу (номер дела, судья, стороны), сослаться на положения закона, а также указать копию какого судебного акта необходимо получить.

    Копии судебных актов выдаются лицу, участвующему в деле или его представителю, при наличии доверенности и документа, удостоверяющего личность.

    При необходимости получения подлинных документов из дела, которые были предоставлены при рассмотрении дела, следует учесть, что их предоставляют только суды первой инстанции и только с учетом требований части 10 статьи 75 АПК РФ. О их выдаче также можно указать в заявлении о выдаче определения, решения или постановления суда.

    Поможем обжаловать решение арбитражного суда в апелляции или кассации

    Полученное решение арбитражного суда можно оспорить в течение месяца в апелляционный суд. Если решение суда получено по истечении месячного срока, то возможно восстановление срока на обжалование и оспаривание решения. Для своевременного оспаривания решения суда, важно как можно раньше обратиться к опытному адвокату, специализирующемуся на оспаривании судебных решений в арбитражных судах.

    Прочтите об одной из самых востребованных услуг Обжалование решения суда в апелляции и кассации.

    Подпишитесь на инстаграм Адвокат Дениса Шашкина и будьте в курсе самой интересной и оперативной информации о праве

    Адвокат Денис Шашкин имеет большой опыт (более 16 лет) результативного оспаривания решений суда в апелляционных, кассационных судах регионов и Верховном Суде Российской Федерации. Оставьте заявку на оспаривание решения суда в форме или сразу звоните по номерам телефонов, указанным ниже, и мы вам обязательно поможем.

    Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

    Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

    Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

    Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

    Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

    Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

    Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

    Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

    Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

    На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

    Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

    Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

    Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

    Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

    Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

    То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

    Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

    Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

    В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

    Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

    В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

    Под колесами самокатов гибнет все больше людей

    Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

    Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

    Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

    По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

    Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

    Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

    В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

    Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

    Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

    Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

    Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

    Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

    ВС пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по ДТП

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

    В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова. Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП. В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

    Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта. При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела. В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

    В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

    После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст. 86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

    Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

    При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

    «Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешенной скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей. Однако суды не учли, что в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу п. 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда в полном объеме по мотиву вины в дорожно-транспортном происшествии самой Анастасии Нагорской, судебные инстанции не приняли во внимание положения ст. 1083 ГК РФ, согласно которой вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», – отметил ВС.

    Верховный Суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения отдельных расходов, указанных в законе). Однако нижестоящие инстанции не сделали выводов о доказанности невиновности Смирнова либо о доказанности умысла Нагорской. В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и вернул ей дело на новое рассмотрение.

    Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и не приняли во внимание, что вина ответчика в ДТП была установлена органами ГИБДД, а руководствовались исключительно заключением эксперта, представленным в судебном заседании. «При этом суды формально подошли к рассмотрению ходатайства стороны истца о проведении повторной экспертизы в связи допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, что, безусловно, не могло остаться незамеченным Верховным Судом», – полагает он.

    По словам адвоката, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, ВС указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела с целью установления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по данной категории дел, а именно: степень вины каждого из участников ДТП или отсутствие таковой. «Данная позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку зачастую суды закладывают в основу решения суда первоначальный административный материал, составленный сотрудниками ГИБДД, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, изложенных в этом материале, и выносят решение по делу. Позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров», – предположил Илья Прокофьев.

    Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов заметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и аккуратности со стороны участников процесса и суда: «Однако это определение Верховного Суда не ограничено только непосредственно вопросом вины лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам ВС обозначает одновременно несколько проблем, вопросов, интересных и сами по себе».

    По словам эксперта, во-первых, в рассматриваемом случае возникает проблема соотношения императивных норм. «С одной стороны, закон обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим. Очевидно, указанные императивные нормы создают противоречие, влияющее в значительной степени на определение вины причинителя вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях. Во-вторых, Верховный Суд подчеркивает в развитие положений законодательства, что экспертное заключение необязательно для суда и оно не является исключительным средством доказывания. Следовательно, судам предложено установить некий баланс между экспертным заключением и положениями нормативно-правовых актов, устранив противоречие между ними», – пояснил Игорь Ершов.

    Он добавил, что суды должны сделать выводы не только о доказанности виновности/невиновности причинителя вреда, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего. «Таким образом, Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров», – резюмировал эксперт.

    Источники:

    http://pravo.ru/auto/story/230430/?auto_desc_search=

    http://alrf.ru/articles/lishili-prav-kogda-i-kak-ikh-zabrat-obratno/

    http://advokatshashkin.ru/kak-poluchit-kopiyu-resheniya-suda/

    http://rg.ru/2021/09/05/verhovnyj-sud-verhovnyj-sud-raziasnil-kogda-mozhno-beznakazanno-uezzhat-s-mesta-dtp.html

    http://www.advgazeta.ru/novosti/vs-poyasnil-kakie-obstoyatelstva-podlezhat-dokazyvaniyu-v-sporakh-o-vzyskanii-ubytkov-po-dtp/

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: