0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие дела рассматривает административный суд украины

Что такое административное дело по КАС Украины

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме административного дела по КАС Украины

Статья актуальна на 2021 год

Мы продолжаем разговор о том, в каких случаях вы можете решить свои юридические проблемы самостоятельно, а в каких – вам следует обратиться к юристу.

В предыдущих статьях мы рассказали вам о том, что существуют разные категории юридических дел: уголовные, административные, гражданские, хозяйственные дела. Решение о том, нужен ли вам юрист, нужно принимать в зависимости от вида дела.

Из данной статьи вы узнаете о том, что такое административное дело, какой порядок обжалования решений, и в каких случаях вам нужен адвокат по административным делам в 2021 году.

Какое дело является административным

Административное дело – это судебное дело, участником которого является государственный орган, орган местного самоуправления и их должностные лица.

Это налоговые, пенсионные, таможенные споры, споры с разными разрешительными и другими органами, а также споры, связанные с нарушением избирательских прав. Если регистратор отказал в регистрации права собственности, в связи со спором о наличии у вас такого права, по последней судебной практике подлежит рассмотрению всё-таки местным общим судом.

Эту категорию дел рассматривает административный суд. Решение суда по административному делу пересматривается сначала в апелляционном административном суде, после чего обжалование апелляционного решения по административному делу происходит в Кассационной административной палате Верховного суда.

То есть, главная особенность административного дела – в том, что круг лиц по административным делам ограничен: одной из его сторон всегда будет государственный орган, орган местного самоуправления или их должностное лицо.

В административных делах вы можете представлять свои интересы как самостоятельно, так и с помощью других лиц, в том числе юристов. На данный момент до отмены адвокатской монополии, только адвокаты могут представлять ваши интересы в суде первой инстанции, апелляционном и кассационном суде.

Напоминаем, что отличием адвокатов от других юристов является то, что адвокаты сдают квалификационные экзамены, получают свидетельства, а информация о них внесена в Единый Реестр адвокатов Украины.

Административный порядок обжалования

Особенностью административных дел является также и то, что до обращения в суд вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий орган (например, с жалобой на постановление о назначении административного наказания), и это называется административный порядок обжалования.

Статья в тему:  Какой суд рассматривает иск об алиментах

Соблюдать его необязательно, но попробовать можно, поскольку административный порядок даёт вам возможность защитить свои права, не обращаясь в суд. На стадии административного обжалования обращаться к юристу необязательно.

Когда следует обратиться к юристу

В административных делах мы советуем обязательно обратиться за помощью к юристу в налоговых и таможенных спорах, потому что такие дела требуют наличия юридических знаний и опыта. Кроме того, налоговые споры часто связаны с уголовными делами, поэтому последствия от решения таких споров могут быть важными для вас и вашего предприятия.

О порядке проведения налоговых проверок и основаниях для их проведения читайте в статье «Как проводится налоговая проверка в зависимости от вида», а об ответственности за уклонение от уплаты налогов, вы можете прочесть в статье «Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов».

Обратиться к юристу нужно немедленно после получения налогового уведомления-решения или решения таможенной службы.

Именно адвокат по административным делам сможет составить грамотный иск по административному делу, а также сообщить вам какая на данный момент складывается судебная практика по делам, подобным вашему.

Это касается также и других административных проблем, связанных с деньгами. Если решение государственного органа в отношении вас касается денег (как отказ в выплате вам денег, так и о взыскании с вас денег), обжаловать такое решение в суд можно в течение месяца с момента его получения. Поэтому медлить в таких делах не рекомендуется.

Если вы обратились в административный суд самостоятельно и проиграли, то для того, чтобы обжалование судебного решения по административному делу было успешным, следует всё-таки прибегнуть к помощи специалиста. Апелляционная жалоба по административному делу будет иметь больше шансов на успех, если только вы не допустили слишком грубых ошибок в своём иске в первой инстанции, которые уже нельзя исправить на стадии апелляции (например, не подали все необходимые доказательства).

Дела об административных правонарушениях

Это особая категория дел, в которых вас могут привлечь к ответственности за правонарушения, не являющиеся уголовными, например за нарушения Правил дорожного движения. Порядок возбуждения административного дела и его рассмотрение в данном случае предусмотрены Кодексом Украины об административных правонарушениях.

В делах об административных правонарушениях мы советуем обязательно обращаться за помощью к юристу (как минимум за консультацией) в двух случаях:

  1. если они касаются дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых есть серьёзные последствия: причинён вред здоровью или имуществу — вашему или других лиц;
  2. если протокол составлен в отношении вас, при том, что вы в ДТП не виноваты.
Статья в тему:  Что выносит суд по административному делу

Рассмотрение дела об административном правонарушении, как уже говорилось, происходит в особенном порядке и правильно действовать в суде в таких делах может не каждый.

Что касается других административных дел, в соответствии с законодательством, вы вполне можете отстаивать свои права самостоятельно, если достаточно в нём разбираетесь и умеете работать с документами.

Какие дела рассматривает административный суд украины

Административный суд или дела, которые рассматривают административные суды? Сначала начнем с того, что такое административное дело. Административное дело — или дело административной юрисдикции это передан на разрешение административного суда публично-правовой спор, в котором одна из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо и другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий. Административные иски рассматриваются в административных судах, административно-исковое заявление подается в суд первой инстанции (местного административного суда). В настоящее время административными судами являются городские (районные суды).

Публично правовые отношения – отношения , в которых подается именно административный иск, то есть когда:
— ответчик имеет публично-властные полномочия, является органом власти или местного самоуправления, их должностным лицом, выполняющим властные функции по поручению государства. В КАС называют субъектом властных полномочий;
— есть императивность в правоотношениях, решения или действия обязательны для лица, что их оспаривает;
— доминирование публичного интереса, выходящие за пределы самой властной учреждения, непосредственно касается других лиц.

Административный суд — суд общей юрисдикции, в компетенцию которого КАС отнесено рассмотрение и разрешение административных дел.

Предметная подсудность административных дел. Какие дела рассматривают административные суды?

Согласно Кодексу административного судопроизводства Украины, местные общие суды, как административные суды рассматривают или им подсудны:

— административные дела в которых одной из сторон является должностное (служебное) лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, что подсудны окружным административным судам;

— в се административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности.

Окружным административным судам подсудны дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо, кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия по делам об административных проступках и дел, которые подсудны местным общим судам как административным судам.

Дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца.

Рассмотрим некоторый пример, иск по обжалованию незаконного увольнения работника сферы обслуживания КМ должен подаваться в гражданский суд. Работник был принят на работу не для обеспечения интересов государства, а был принят для обеспечения собственных нужд сферы обслуживания КМ. Другой пример освобождения от должности чиновника КМ, занимающего властные полномочия, является вопросом публичной службы в интересах общества. Такие споры рассматриваются в административном суде.

Статья в тему:  В чем отличие мирового суда от районного

Административный суд не рассматривает:

Согласно КАС компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:

— д ела, отнесении к юриспруденции Конституционного Суда Украины;
— д ела, предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства;
— д ела о наложении административных взысканий;
— о тносительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесении к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.

Более обширная информация доступна при обращении в юридическую консультацию.

Какие дела рассматривает административный суд украины

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС). Он регулирует производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по некоторым иным категориям споров.

Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?
Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).
1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.
Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.
2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.
Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).
Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Какие дела суды рассматривают по правилам КАС
Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.
1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС.
Сюда включаются следующие категории дел:
— об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Это дела:
— о прекращении деятельности средств массовой информации;
— о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
— о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
— о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
— о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
— о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; • иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.
Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.
Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.
Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.
Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.
Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.
Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).
Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: по делам об оспаривании нормативных правовых актов. По таким делам граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование.
Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений, выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).
Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет.
КАС предоставляет участникам процесса возможность подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде. Это происходит посредством заполнения формы, которая размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, подобно тому как это уже давно практикуется в арбитражном процессе. Такие правила установлены в части 2 статьи 45, части 8 статьи 125, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347 КАС.
Также КАС вводит правило о том, что информацию о принятии административного искового заявления или жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суд обязан размещать на своем официальном сайте в сети Интернет. Суд обязан будет это сделать не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено в КАС. Такие правила установлены в части 7 статьи 96 КАС.
Кроме того, КАС устанавливает правило о том, что участвующие в деле лица по их ходатайству вправе получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен). Данные копии будут являться электронными документами, которые подписаны судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в части 4 статьи 45 КАС.
Эти положения вступили в силу с 15 сентября 2016 года.
Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием?
Помимо вышесказанного, многие положения КАС повторяют положения ГПК РФ, с небольшими, несущественными изменениями.
В сравнении с ГПК РФ КАС по-иному регулирует, в частности, следующие вопросы.
1. Председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС).
2. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов – «судебные акты» (ч. 1 ст. 16 КАС), а не «судебные постановления», как в ГПК РФ.
3. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.
4. КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).
5. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно.
6. Появились новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).
7. Увеличились размеры судебных штрафов. В ГПК РФ размер большинства штрафов не превышает 1 тыс. руб., а максимальный размер штрафа в кодексе – 5 тыс. руб. КАС же устанавливает, что судебный штраф может быть наложен в следующих размерах: на государственный орган – до 100 тыс. руб., на орган местного самоуправления и иные органы (организации) с публичными полномочиями – до 80 тыс. руб., на организации – до 50 тыс. руб., на должностное лицо – до 30 тыс. руб., на государственного или муниципального служащего – до 10 тыс. руб., на гражданина – до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.
8. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления, а не в течение пяти, как это было ранее.
9. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок .
10. В КАС появились главы, которых ранее не было в ГПК РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:
• производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл. 25 КАС); • производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций ; • производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ ; • производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации.
11. По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 2–6 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 3–10 ст. 305 КАС).
12. Суд апелляционной инстанции получил право в определенных случаях отменить обжалованное решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
13. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции.

Статья в тему:  В каких странах есть суд присяжных

Глава 2. Административная юрисдикция. § 1. Предметная юрисдикция. Статья 19. Дела, на которые распространяется юрисдикция административных судов

1. Юрисдикция административных судов распространяется на дела по публично-правовым спорам, в частности:

1) спорам физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или индивидуальных актов), действий или бездействия, кроме случаев, когда для рассмотрения таких споров законом установлен другой порядок судебного производства;

2) спорам по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

3) спорам между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;

4) спорам, которые возникают по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействующими административных договоров;

5) по обращению субъекта властных полномочий в случаях, когда право обращения в суд для разрешения публично-правового спора предоставлено такому субъекту законом;

6) спорам относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума;

7) спорам физических или юридических лиц с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездействия в части доступа к публичной информации;

8) спорам относительно изъятия либо принудительного отчуждения имущества для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости;

9) спорам относительно обжалования решений аттестационных, конкурсных, медико-социальных экспертных комиссий и других подобных органов, решения которых являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, других лиц;

10) спорам относительно формирования состава государственных органов, органов местного самоуправления, избрания, назначения, увольнения их должностных лиц;

11) спорам физических или юридических лиц относительно обжалования решений, действий или бездействия заказчика в правоотношениях, которые возникли на основании Закона Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны», за исключением споров, связанных с заключением договора с победителем переговорной процедуры закупки, а также изменением, расторжением и исполнением договоров о закупке;

Статья в тему:  Церковный суд как назывался

12) спорам относительно обжалования решений, действий или бездействия органов охраны государственной границы по делам о правонарушениях, предусмотренных Законом Украины «Об ответственности перевозчиков во время осуществления международных пассажирских перевозок».

2. Юрисдикция административных судов не распространяется на дела:

1) которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины;

2) которые должны разрешаться в порядке уголовного судопроизводства;

3) о наложении административных взысканий, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;

4) относительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) общественного объединения, саморегулируемой организации отнесены к его (ее) внутренней деятельности или исключительной компетенции, кроме дел по спорам, определенным пунктами 9, 10 части первой настоящей статьи.

3. Административные суды рассматривают исковые требования, которые являются производными от требований в частно-правовом споре и заявлены вместе с ними, если этот спор подлежит рассмотрению в порядке другого, нежели административное, судопроизводства и находится на рассмотрении соответствующего суда.

Подсудность административных дел в Украине

Что такое административное дело, чем оно отличается от уголовного или гражданского? Принципы административного судопроизводства в Украине регулируются Кодексом Украины об административном судопроизводстве (далее –КАСУ).

Административное дело, согласно ст.3 КАСУ – это переданный на рассмотрение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган государственной власти или местного самоуправления. Необходимо добавить – не просто одной из сторон, а только истцом и/или ответчиком. Истец – это лицо, которое подает административный иск. Ответчик – это субъект властных полномочий, к которому заявлен иск (действия которого обжалуются).

Потому что, например, в гражданском процессе субъект властных полномочий тоже может быть стороной по делу, но обычно – третьим или заинтересованным лицом, т.е. не имеющим собственных требований по делу.

Статья в тему:  Где взять постановление суда о лишении прав

Какие же споры входят в юрисдикцию административных судов? Об этом говорится в ст.17 КАСУ. В компетенцию административных судов входят:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия;
2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;
3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;
4) споры, возникающие по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены либо признания недействительными административных договоров;
5) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных Конституцией и законами Украины;
6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Для примера: в административном порядке можно обжаловать постановление ГАИ, решение налоговой инспекции, правовые акты различных министерств и управлений, решение местного Совета, постановление любого государственного органа о наложении административного взыскания (например, штрафа), обжаловать неправомерные действия или бездействие любого должностного лица, в том числе относительно различных социальных выплат: пенсий, пособий, регрессов, и многое другое.

То есть: почти все судебные споры с государственными органами и местными органами власти – это административные дела.

Что такое административный суд? Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие, к сфере компетенции которого отнесено рассмотрение и разрешение административных дел.

В Украине право рассмотрения административных дел распределено между местными (районными, городскими, горрайонными) судами и окружными административными судами. Местные суды рассматривают дела в пределах своей территории (города, района), а окружные суды – в пределах своего округа. Например, Донецкий окружной административный суд рассматривает иски по Донецкой и Луганской областям.

Статья в тему:  Как работает борисовский суд

Кроме того, местным и окружным административным судам подсудны разные виды административных дел (предметная подсудность). Об этом сказано в ст.18 КАСУ.

Местным судам подсудны следующие дела:
1) административные дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, которые подсудны окружным административным судам;
2) все административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности;
4) все административные дела по спорам физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот.

Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, иной государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, областной совет, Киевская или Севастопольская городская рада, их должностное или служебное лицо, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, и кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия по делам об административных проступках и дел, которые подсудны местным общим судам как административным судам.

Дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца.

То есть обжаловать действия или бездействие должностных лиц местного уровня можно как в районный (городской) суд, так и в окружной, по выбору истца.

Возникает следующий вопрос: в какой суд обращаться, по месту нахождения истца или ответчика? Об этом говорится в ст.19 КАСУ

Статья в тему:  Чем занимается апелляционный суд

По общему правилу, административные дела решаются административным судом по местонахождению ответчика. Однако из этого правила есть исключения:

Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) относительно конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированным в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, либо административным судом по местонахождению ответчика. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.

Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

Источники:

http://ursambo.com/osnovy-yuridicheskoj-samozashhity/administrativnoe-delo-v-sude-pomoshh-yurista.html

http://yurporada.kiev.ua/ru/soveti-iuristov/administrativniy-sud.html

http://frskuban.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=55667:2018-09-07-11-44-56&catid=74:2009-10-07-07-50-56&Itemid=146

http://i.factor.ua/law-344/section-1230/article-20235/

http://advokaty.dn.ua/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B4%D0%B5%D0%BB-%D0%B2-%D1%83

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector