0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие дела рассматривает экономический суд рк

ВС напомнил, в каких случаях суды общей юрисдикции могут рассматривать споры между предпринимателями

Верховный Суд опубликовал Определение от 18 февраля № 18-КГ19-172 по спору о взыскании задолженности по договору займа, заключенному между двумя предпринимателями.

23 марта 2015 г. предприниматели Роман Радченко и Дмитрий Хлутков заключили договор займа денежных средств в размере 8,4 млн руб., что подтверждалось долговой распиской заемщика. По условиям договора Дмитрий Хлутков обязался вернуть заимодавцу долг до 1 октября 2015 г., но к назначенному сроку не сделал этого.

Впоследствии Роман Радченко обратился в суд общей юрисдикции с иском о взыскании с заемщика задолженности в размере 920 тыс. руб., который удовлетворил его иск. Суд исходил из того, что между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора займа, требование к форме сделки было соблюдено и договор заключён между физическими лицами, при этом ответчик свои обязательства по возврату займа в полном объёме не выполнил.

Тем не менее, апелляция отменила решение первой инстанции и прекратила производство по делу. Вторая инстанция обосновала это тем, что между сторонами сложились правоотношения коммерческого характера, вытекающие из предпринимательской деятельности истца и ответчика.

В дальнейшем председатель Верховного Суда восстановил пропущенным Романом Радченко процессуальный срок для подачи кассационной жалобы на апелляционное определение и она поступила на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. После изучения материалов дела высшая судебная инстанция отметила, что выводы апелляционного суда основаны на неправильном применении норм процессуального права.

Верховный Суд пояснил, что исходя из системного толкования норм ГПК и АПК РФ основополагающими критериями отнесения гражданских дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. Так, возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в связи с осуществлением юрлицами или ИП соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности.

«Между тем иск Романа Радченко заявлен как физическим лицом, а долговая расписка Дмитрия Хлуткова не содержит каких-либо указаний на то, что договор займа заключён в связи с осуществлением сторонами предпринимательской или иной экономической деятельности как индивидуальными предпринимателями. Не имеется таких сведений и в материалах дела. Само же по себе наличие у сторон спора статуса индивидуального предпринимателя не является основанием, которое позволяет отнести подобные споры к компетенции арбитражного суда. Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что спор по настоящему делу не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства, не основан на законе», — отметил ВС РФ, отменив определение апелляции и вернув ей дело на новое рассмотрение.

Статья в тему:  Судові витрати як додаткове благо

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и партнеры» Игорь Ершов отметил, что вопрос о компетенции (с 1 октября 2019 г.), подведомственности (до 1 октября 2019 г.) споров с участием ИП уже давно вызывает неопределенность в практике судов. «На протяжении длительного времени арбитражные суды и суды общей юрисдикции на уровне нижестоящих судов не могут выработать единый подход к рассматриваемой проблеме. Неопределенность судов порождала и порождает злоупотребления участников гражданских правоотношений при рассмотрении споров в судах, когда ответчики, чаще всего, пытаются затянуть процесс путем прекращения производства и передачи дела в иной суд», — пояснил он.

По словам эксперта, ситуация начала меняться на уровне Верховного Суда РФ. Следует отметить, в частности, Определения ВС РФ № 18-КГ14-69 от 26 августа 2014 г. и № 308-ЭС16-15109 от 17 января 2017 г., в которых приведены два критерия отнесения гражданского спора к подведомственности арбитражного суда: характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. «Что же касается комментируемого определения, то оно развивает вышеуказанную правовую позицию, причем данное дело, как и дело 2014 г. было рассмотрено под председательством одного и того же судьи Верховного Суда РФ – Вячеслава Горшкова. Таким образом, Верховный Суд призывает исследовать характер спорных правоотношений, относятся ли они к осуществлению сторонами предпринимательской или иной экономической деятельности как индивидуальными предпринимателями. Суд также сделал принципиальное замечание, что само по себе наличие статуса ИП не позволяет отнести спор к компетенции арбитражного суда», — пояснил Игорь Ершов.

Эксперт также подчеркнул важность определения для рассмотрения споров с участием индивидуальных предпринимателей и обратил внимание на необходимость исследования спорных правоотношений в комплексе с учетом всех обстоятельств и условий сделки, а не только с учетом фактора статуса ИП.

Юрист АБ RBL Степанида Буран полагает, что вопрос о разграничении компетенции арбитражный судов и судов общей юрисдикции, несмотря на сложившуюся многолетнюю практику, является актуальной как для физических лиц, так и для организаций.

«Для физических лиц, в частности, актуальным остается вопрос определения надлежащего суда для обращения при возникновении споров в рамках осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в ситуации наличии у лица статуса ИП, но возникновения гражданского спора, не связанного с его хозяйственной деятельностью. В условиях схожего субъектного состава и обстоятельств дел суды могут прийти к противоположным выводам по разрешению вопросов их компетенции», — отметил он. По словам эксперта, рассмотренное ВС РФ дело в очередной раз подтверждает актуальность поставленного вопроса.

«Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов»

Комментарий Государственно-правового отдела Администрации Президента Республики Казахстан к Указу Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года № 803

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки
Статья в тему:  Сколько действует оплаченная госпошлина в суд

Главой государства подписан Указ «Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов».
Данный Указ разработан в соответствии со статьей 3 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в которой указывается на возможность создания специализированных (военных, экономических, административных и других) судов.
На необходимость создания экономических судов было указано в распоряжении Президента Республики Казахстан от 22 ноября 1999 года N 95 «О мерах по реализации рекомендаций и предложений второго заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан».
В связи с этим Указом Президента Республики Казахстан от 16 января 2001 года N 535 в порядке эксперимента были образованы межрайонные специализированные экономические суды в городах Алматы и Караганде.
На третьем съезде судей Казахстана в июне 2001 года Президентом страны была поставлена задача продолжить работу по поэтапному созданию системы специализированных судов — в первую очередь экономических и административных.
Анализ деятельности экспериментальных экономических судов за 2001 год показал, что целесообразно образовать экономические суды во всех областях республики и в городе Астане.
В настоящее время создана соответствующая правовая база по обеспечению деятельности экономических судов, в частности, внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, где определена подсудность этих судов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, за исключением дел, подсудных в соответствии со статьями 28, 29 упомянутого кодекса областным и приравненным к ним судам и Верховному Суду.
Одновременно Указом образованы в порядке эксперимента специализированные межрайонные административные суды в городах Алматы и Астане. Подсудность этих специализированных судов будет определена после внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и Гражданский процессуальный кодекс. Предполагается, что они будут рассматривать дела об административных правонарушениях и гражданские дела об оспаривании решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Необходимость создания административных судов вызвана тем, что после принятия Кодекса об административных правонарушениях к компетенции судов отнесено 228 составов правонарушений вместо 54 ранее рассматриваемых, что увеличило количество этой категории дел на 422 процента.
Создание специализированных экономических и административных судов позволит существенно снизить чрезмерную нагрузку на районные суды, улучшить качество отправления правосудия, сделать его более доступным для граждан.

Государственно-правовой
отдел Администрации
Президента Республики Казахстан

Суд ЕврАзЭС

СТАТУТ
СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Государства-члены Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), именуемые в дальнейшем Сторонами,

основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и Протоколе о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года,

исходя из необходимости обеспечения надлежащего выполнения международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз),

Статья в тему:  Сколько зарабатывают суд мед эксперты

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Суд Евразийского экономического сообщества (далее — Суд) образуется и действует в соответствии со статьей 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее — Договор) и с настоящим Статутом Суда Евразийского экономического сообщества (далее — Статут Суда).

Статья 2

Суд осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

а) независимость судей;
б) гласность разбирательства;
в) равенство сторон;
г) состязательность;
д) коллегиальность.

Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА

Статья 3

В состав Суда входят по два судьи от каждой Стороны. Срок полномочий судьи — шесть лет.

Статья 4

Судьи должны обладать высокими моральными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым для назначения на должности судей верховных и/или высших арбитражных, хозяйственных и экономических судов Сторон, а также являющихся специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, в особенности в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений.

Статья 5

1. Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

2. Судья при вступлении в должность делает торжественное заявление на заседании Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, что он будет исполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно.

3. Полномочия судьи могут прекращаться по следующим основаниям:

а) прекращение деятельности Суда;
б) истечение срока полномочий судьи;
в) письменное заявление судьи об отставке;
г) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам — требует дополнительного рассмотрения;
д) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
е) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
ж) утраты судьей гражданства Стороны, от которой он был назначен;
з) совершение судьей серьезного проступка, не совместимого с высоким статусом судьи;
и) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
к) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
л) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо безвестно отсутствующим.

Статья 6

1. Судьи не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц.

Судьи не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной, творческой и преподавательской.

2. Судья не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон, или члена национального или международного суда, следственной комиссии или в каком-либо ином качестве.

3. Наличие обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, является основанием для отвода (самоотвода) судьи.

Статья 7

Статья в тему:  Як отримати копію вироку суду

На судей Суда и членов их семей распространяются привилегии и иммунитеты, предоставляемые должностным лицам органов ЕврАзЭС в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года. При необходимости дополнительный объем привилегий и иммунитетов для судей может быть установлен соглашением Сторон.

На судей Суда ЕврАзЭС по истечении их полномочий, при уходе в отставку должны распространяться гарантии, предусмотренные законодательством государств-членов ЕврАзЭС для председателей верховных, высших хозяйственных (арбитражных, экономических) судов.

Статья 8

1. Суд возглавляет председатель.

2. Председательство осуществляется судьями Суда поочередно на ротационной основе в порядке русского алфавита, исходя из названия государств, в течение двух лет.

Председатель Суда избирается Судом из числа судей от Стороны очередности.

3. Председатель Суда:

а) организует деятельность Суда;
б) в пределах полномочий обеспечивает сотрудничество с высшими судебными органами Сторон и государств, не являющимися членами ЕврАзЭС, международными судебными органами и организациями;
в) назначает сотрудников секретариата Суда на должность и освобождает их от должности в пределах структуры и численности, утверждаемой Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств);
г) организует предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Суда;
д) осуществляет иные полномочия в пределах настоящего Статута Суда.

Статья 9

1. Суд избирает заместителя председателя Суда сроком на два года от Стороны, название которой следует в порядке русского алфавита за названием государства, от которого избран председатель Суда. По истечении срока полномочий заместитель председателя Суда может быть переизбран.

Председатель Суда и его заместитель не могут быть гражданами одной и той же Стороны, причем один из них должен быть гражданином государства-члена Таможенного союза.

2. При невозможности участия председателя Суда в работе Суда его обязанности исполняет заместитель председателя.

Статья 10

1. Правовое, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Суда возлагается на секретариат Суда.

2. Должностные лица и сотрудники секретариата Суда являются международными служащими. При исполнении официальных функций они пользуются иммунитетами, льготами, привилегиями, установленными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года.

3. Финансирование деятельности Суда осуществляется за счет средств бюджета ЕврАзЭС в порядке, определяемом Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

4. Условия оплаты труда судей, должностных лиц и сотрудников секретариата Суда определяются Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств).

Статья 11

1. Местопребыванием Суда является г. Минск.

2. Условия пребывания Суда на территории Республики Беларусь определяются Соглашением между Правительством Республики Беларусь и ЕврАзЭС.

Статья 12

1. Суд пользуется правами юридического лица.

2. Суд имеет печать и бланки со своим наименованием.

Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ СУДА

Статья 13

1. Суд обеспечивает единообразное применение Договора и других действующих в рамках Сообщества международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

2. Суд рассматривает споры экономического характера, возникающие между Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС.

Статья в тему:  Цивільні справи що розглядаються судами

3. Суд осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, высших судебных органов Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

4. В связи с формированием Таможенного союза Суд:

а) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза;

б) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

в) дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза;

г) разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами-членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

5. К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.

6. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается Судом.

Статья 14

1. Если иное не предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС, споры рассматриваются Судом по заявлению:

а) Сторон;
б) органов ЕврАзЭС.
2. Суд рассматривает дела в рамках Таможенного союза по заявлению:
а) государств-членов Таможенного союза;
б) органов Таможенного союза;
в) хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза.

3. Обращения в Суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства по ним определяются Международным договором.

Глава III. СУДОПРОИЗВОДСТВО

Статья 15

1. Порядок рассмотрения дел в Суде определяется Регламентом, утверждаемым Судом.

2. Судебное заседание считается правомочным при условии присутствия на нем не менее одного судьи от каждой Стороны.

Статья 16

Судопроизводство в Суде осуществляется на русском языке.

Статья 17

1. Обращение в Суд Стороны, органов ЕврАзЭС и Таможенного союза не облагается пошлиной.

2. Порядок и размеры возмещения судебных издержек устанавливаются Судом.

Статья 18

Суд может запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от Сторон, компетентных органов Сторон, а также органов ЕврАзЭС и Таможенного союза, за исключением информации, имеющей ограниченное распространение.

Статья 19

Решения Суда подлежат изданию в официальных источниках опубликования Суда, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Сторон, а также в соответствующих реестрах правовой информации. Порядок и правила опубликования определяются Сторонами в соответствии с их законодательством.

Статья 20

1. По спорам, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 13 настоящего Статута, Суд принимает решения, которые являются обязательными для исполнения сторонами спора.

2. В случае неисполнения решения Суда в установленный им срок любая из сторон спора может обратиться в Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) для принятия решения по данному вопросу.

Статья 21

Если какая-нибудь Сторона или Комиссия Таможенного союза считает, что решение по делу может затронуть какой-либо его интерес правового характера, то эта Сторона или Комиссия Таможенного союза может обратиться в Суд с ходатайством о разрешении вступить в дело в качестве заинтересованной Стороны.

Статья в тему:  Кто может быть представителем в конституционном суде

Статья 22

Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию.

Статья 23

1. Решение Суда может быть пересмотрено по заявлению стороны спора по вновь открывшимся обстоятельствам, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

2. Заявление о пересмотре решения должно быть подано в Суд до истечения одного года с момента открытия новых обстоятельств, но не позднее десяти лет с даты его вынесения.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Статья 24

Для разрешения конкретного спора, возникающего в рамках Таможенного союза, Суд образует в порядке, установленном Регламентом, коллегию из числа судей, граждан государств-членов Таможенного союза.

Решение коллегии выносится Судом.

Статья 25

1. Суд принимает решения, в которых предписывает меры для его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Статутом.

2. Спор, указанный в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 4 статьи 13 настоящего Статута, не принимается к рассмотрению без предварительного обращения к Комиссии Таможенного союза.

Если Комиссия Таможенного союза в течение двух месяцев не приняла мер по поступившему обращению, то заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд.

3. Заявление в Суд по поводу какого-либо решения Комиссии Таможенного союза не является основанием для приостановления его действия.

4. Решения по заявлению Судом выносится в течение 90 календарных дней с момента поступления заявления в Суд.

Глава V. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Статья 26

1. Суд выносит консультативные заключения по запросам Сторон, органов ЕврАзЭС и Таможенного союза, высших органов судебной власти.

2. Консультативные заключения запрашиваются по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС и Таможенного союза.

3. Консультативные заключения носят рекомендательный характер.

4. Письменные обращения, по которым Суд дает консультативные заключения, должны содержать точное изложение вопроса, по которому требуется разъяснение с приложением всех относящихся к вопросу документов.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27

Оговорки к настоящему Статуту не допускаются.

Статья 28

Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Статута, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Статья 29

По договоренности Сторон в настоящий Статут могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 30

Настоящий Статут временно применяется с даты подписания, подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения депозитарием третьей ратификационной грамоты.

Настоящий Статут в соответствии со статьей 102 Устава ООН подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в г. Астане 5 июля 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Статута хранится в Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, который, являясь депозитарием настоящего Статута, направит каждой Стороне его заверенную копию.

Судебная система в Республике Казахстан

Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Статья в тему:  Кого захищав у суді аттікус фінч

Суды рассматривают иски по спорам, вытекающим из гражданских (включая корпоративные споры), семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и других правоотношений, в том числе отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

К корпоративным спорам относятся споры, стороной которых являются коммерческая организация, ассоциация (союз) коммерческих организаций, ассоциация (союз) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации в соответствии с законами Республики Казахстан, и (или) его акционеры (участники, члены) (далее — Корпоративные споры):

  1. связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;
  2. связанные с принадлежностью акций акционерных обществ, долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции акционерного общества, доли участия в уставном капитале хозяйственных товариществ, паи членов кооперативов;
  3. по требованиям учредителей, акционеров, участников, членов юридического лица (далее — участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;
  4. связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между такими лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением их полномочий;
  5. связанные с эмиссией ценных бумаг;
  6. возникающие в связи с ведением системы реестров держателей ценных бумаг, с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, а также споры, связанные с размещением и (или) обращением ценных бумаг;
  7. связанные с признанием недействительной государственной регистрации выпуска акций;
  8. о созыве общего собрания участников юридического лица;
  9. об оспаривании решений, действий (бездействия) органов управления юридического лица.

Подведомственный суду имущественный спор по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами, и в соответствии ГПК РК.

Судебная система Республики Казахстан состоит из Верховного суда Республики Казахстан, местных и специализированных судов. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.

К местным судам относятся:

  • областные и приравненные к ним суды ( суд города Астаны и суд города Алматы);
  • районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и свое наименование.
Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается принципами правосудия, установленными конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан.
Финансирование судов происходит из республиканского бюджета.

Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья в тему:  Что будет если не явиться в суд в качестве обвиняемого

Верховный суд состоит из Председателя и судей. Их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, а органами Верховного суда являются:

  • надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам
  • надзорная судебная коллегия по уголовным делам
  • пленарное заседание суда
  • научно-консультативный совет
  • печатный орган.

Председатель Верховного суда возглавляет Верховный суд и вправе посвоему усмотрению председательствовать при рассмотрении любых дел в коллегиях.

При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегий, а в случае отставки или досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда.

Председатель коллегии Верховного суда: председательствует в судебных заседаниях коллегии, решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарному заседанию о деятельности судебной коллегии, ведет личный прием граждан, осуществляет другие полномочия предусмотренные в рамках закона.

Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Также Президентом Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

Районный суд является судом первой инстанции, который рассматривает все судебные дела и материалы отнесенные к его подсудности, и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Областные и приравненные к ним суды образуются также как и городские суды, их структура в основном одинакова, общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, согласованному с Высшим Судебным Советом.

Органами областного суда являются апелляционная коллегия и кассационная коллегия, а также пленарное заседание.

Областные и приравненные к ним суды рассматривают: апелляционные жалобы и протесты на решения, вынесенные районными и приравненными к ним судами, кассационные жалобы или протесты на постановление и определение суда апелляционной инстанции.

Подсудность судов в РК

Районные и приравненные к ним суды – рассматривают гражданские дела за исключением дел, предусмотренных пунктом 8 статьи 59 и пунктом 3 статьи 66 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», а также пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме».

Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

Специализированные районные и приравненные к ним административные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Военные суды рассматривают гражданские дела об обжаловании военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления. Военные суды вправе рассматривать и другие гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть.

Статья в тему:  Яким документом регулюється діловодство в судах

Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.

Подсудность

Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо не имеющему места жительства в Республике Казахстан, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства.

Иск к юридическому лицу может быть предъявлен по месту нахождения его имущества.

Иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен по месту нахождения филиала или представительства.

Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом по его месту жительства.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, могут предъявляться истцом по месту его жительства или причинения вреда.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены по месту исполнения договора.

Иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца также в случае, когда при нем находятся несовершеннолетние дети или когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.

Иски о взыскании заработной платы, пенсий и пособий, а также иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением меры пресечения либо незаконным наложением административного взыскания в виде административного ареста, могут предъявляться по месту жительства истца. Иски об оспаривании постановлений о наложении административных взысканий могут предъявляться также по месту жительства истца.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также по месту нахождения ответчика или порта приписки судна.

Для отдельных категорий споров предусмотрена исключительная подсудность.

Так, иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей (недвижимое имущество), об освобождении имущества от ареста предъявляются по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту нахождения наследственного имущества или основной его части.

Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения постоянно действующего органа транспортной организации.

Статья в тему:  Коли вступає в дію рішення суду про розлучення

Иски о возмещении убытков, причиненных нарушением иностранным государством юрисдикционного иммунитета Республики Казахстан и ее собственности, предъявляются по месту нахождения истца, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан.

Так же стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность, кроме дел исключительной подсудности.

Экономические споры. Подведомственность и подсудность гражданских дел экономическим судам (Сергей Лобач, судья экономического суда г. Астаны, опубликовано в «Юридической газете» от 26 февраля 2003 года № 9)

Экономические споры
Подведомственность и подсудность гражданских дел
экономическим судам

Экономические споры являются одной из самых сложных категорий гражданских дел, и поэтому выбранный курс на специализацию, начатый с создания экономических судов, в условиях становления рыночных отношений, активного развития предпринимательства явился очень оправданным и необходимым шагом. Об этом свидетельствуют и результаты отправления правосудия в экономических судах, что, в свою очередь, позволяет сформировать устойчивую практику разрешения экономических споров, дает возможность судьям лучше изучать гражданское, финансовое и хозяйственное законодательство, что в конечном итоге скажется на качестве принимаемых судебных актов.

Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел определены главой третьей ГПК РК, постановлением пленума Верховного суда Республики Казахстан от 30 июня 2000 года «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства». Подсудность гражданских дел специализированным межрайонным экономическим судам установлена законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судопроизводства» от 11 июля 2001 года, ст.30 ГПК.

Подведомственность гражданских дел специализированным экономическим судам определяется субъектами возникших правоотношений.

Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, в исковом производстве судами рассматриваются иски по спорам, вытекающим из хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и других споров.

Согласно ст.30 Гражданско-процессуального кодекса специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица.

Поэтому споры, указанные в ст.24, а также в главах 25-29, ст.289 ГПК, подлежат рассмотрению в специализированных межрайонных экономических судах в случае участия в них юридических лиц либо граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если в деле участвует хоть одно физическое лицо, спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Среди категорий гражданских дел, подлежащих рассмотрению в экономических судах, чаще других будут встречаться из дел искового производства — налоговые споры, иски имущественного характера, договорные, о праве собственности, о взаиморасчетах, особого искового производства — об оспаривании действий и решений органов государственной власти, должностных лиц, в том числе судебных исполнителей, дела особого производства — дела о банкротстве, по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и некоторые другие.

Источники:

http://www.advgazeta.ru/novosti/vs-napomnil-v-kakikh-sluchayakh-sudy-obshchey-yurisdiktsii-mogut-rassmatrivat-spory-mezhdu-predprinimatelyami/

http://adilet.zan.kz/rus/docs/T020000803_

http://www.sud.gov.kz/rus/content/sud-evrazes

Судебная система в Республике Казахстан

http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1039992

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector