0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие природные явления опаснее для судов в открытом океане

Наиболее опасные явления погоды для мореплавания

Наиболее опасными явлениями погоды для мореплавания являются тропические циклоны, глубокие, сильно развитые циклоны и туманы, при встрече с которыми часто создаются очень тяжелые и опасные условия для судовождения судов всех классов.

В тропической зоне в широтах от 5 до 25° обоих полушарий наблюдаются тропические циклоны, обладающие огромной разрушительной силой. Подсчитано, что если бы всю энергию толь­ко одного тропического циклона превратить в электрическую, то ее хватило бы всему человечеству на несколько лет.

Тропические циклоны представляют собой небольшие по размерам циклоны, в среднем 100 — 200 миль в диаметре, с очень низким давлением в центре (очень глубокие циклоны). Они сопровождаются мощной, спускающейся до земли, грозовой облачностью, ураганными ветрами, сильными ливнями, огромными океанскими волнами. Даже самым крупным современным судам очень трудно бороться с ураганом, и часто эта борьба заканчивается гибелью судна.

Давление в центральной области тропического циклона в среднем бывает 960 — 970 мбар, но иногда 900 мбар и ниже. Разница в давлении между центром и периферией тропических циклонов на 1° расстояния (111 км), так называемая величина барического градиента, составляет 30 — 40, а иногда и более 100 мбар. тогда как в обычных циклонах она, как правило, не превышает 20 — 25 мбар. По этой причине скорость ветра в тропических циклонах обычно достигает ураганной силы — до 50 — 60 м/сек и более.

Возникают тропические циклоны только над океанами и морями. Причины их возникновения до сих пор еще не вполне выяснены. В настоящее время существует несколько теорий образования тропических циклонов. Согласно одной из них, циклоны возникают от восходящих токов теплого и влажного воздуха, которые сопровождаются выделением огромных количеств скрытой тепловой энергии в результате конденсации водяных паров.

Другая теория объясняет это явление взаимодействием воздушных масс северного и южного полушарий в зоне сходимости пассатов. Но одно совершенно ясно, что тропические циклоны возникают в таких океанических районах и в те сезоны года, когда температура поверхности моря наибольшая и превышает 26 — 27°.
Не совсем ясна пока еще структура тропических циклонов. В то время как кругом бушуют ураганные ветры, сильнейшие ливни и грозы, в центре, диаметром в среднем 10 — 15 миль, наблюдается область ясной штилевой погоды — «глаз бури»

Наиболее опасной является правая (по движению) половина циклона в северном полушарии а в южном — левая. Здесь скорость ветра нередко достигает 65 м/сек а скорость отдельных шквалистых порывов 100 и/сек и более.

Наиболее часто тропические циклоны в северном полушарии наблюдаются в период с августа по сентябрь, а в южном полушарии в районе Тихого океана — с января по июль, в Индийском океане — с ноября по апрель Исключение составляет северная часть Индийского океана, где тропические циклоны чаще встречаются с мая по декабрь.

Тропические циклоны , зарождающиеся на западе Тихого океана, называются тайфунами , в Атлантическом океане — Антильскими ураганами , в северной части Индийского океана — циклонами , а в южной — орканами , у берегов Австралии — «вилли-вилли»

В отличие от обычных циклонов тропические (рис. 22) движутся с востока на запад, а некоторые, пересекая тропические широты, меняют направление и идут в северном полушарии к северо- востоку, а в южном — к юго-востоку Если с переходом в средние широты тропический циклон встречает полярный фронт, то он значительно увеличивается в размерах и превращается в обычный глубокий циклон с теплым и холодным фронтом.

Статья в тему:  Скільки коштує подати в суд

В среднем за год в Тихом океане наблюдается около 20 — 23 циклонов, в Атлантическом — 12 — 13, в Индийском — около 15. Пути тропических циклонов, за редким исключением, постоянны.

Скорость движения тропических циклонов вначале бывает небольшой, но у хорошо развитых достигает 15 — 20 миль в час и более. Продолжительность существования тропических циклонов составляет в среднем 8 — 10 суток.

При прохождении в море тропического циклона появляется характерный, нарастающий шум. Черные или красные клочья разорванных облаков быстро проносятся по небу. С большой скоростью надвигается огромное черное облако, закрывая все небо. Ветер усиливается, становится порывистым, начинают беспрерывно налетать шквалы.
Гремит не переставая большой силы гром Огромные ослепительные молнии часто пронизывают наступивший мрак. Очень сильный ветер создает гигантские волны, обладающие огромной силой.
Потоки дождевой воды смешиваются в воздухе с брызгами и пеной от волн, видимость уменьшается до нескольких метров. Такое состояние погоды и моря может длиться много часов.
Когда проходит центр тропического циклона («глаз бури»), минут на 20 — 30 ветер стихает до штиля, проясняется, можно видеть голубое или звездное небо, но волнение моря не уменьшается.
Волны здесь сходятся от всех направлении и создают чрезвычайно крутую и беспорядочную, очень опасную для судов толчею (стоячие волны длиной около 40 м). По мере удаления от центра циклона волнение принимает более упорядоченный, регулярный характер.

После прохождения «глаза бури» барометр делает быстрый скачок вверх, и от противоположного румба снова налетает шквал ураганной силы. Общий характер погоды становится таким же, как и до прохождения центра циклона.

Иногда в тропическом циклоне наблюдаются смерчи — небольшие по размерам вихри диаметром в несколько сот метров при скорости перемещения до 20 — 25 миль в час. Ветер в таком вихре имеет колоссальную скорость — 200 — 250 м/сек.
Отличительная особенность смерчей-воронкообразное опускание облачности с длинным отростком вниз в виде хобота, конец которого иногда касается воды. Смерчи обладают огромной разрушительной силой.

Опасность тропических циклонов для мореплавания еще усугубляется и тем, что из-за относительно малых размеров они не всегда могут быть обнаружены на картах синоптиками службы погоды.
По этой причине суда, находящиеся в море, не могут своевременно получить предупреждения о зарождении и пути перемещения урагана. В связи с этим особо важное значение имеют местные признаки и радиотехнические средства для обнаружения приближающихся тропических циклонов.
При передаче по радио сведении о тропических циклонах им присваиваются женские имена Вера, Диана, Нэнси, Шарлотта и др.

В старину тропическим циклонам давали имена кораблей, которые их обнаружили.

  1. По направлению зыби можно судить о положении центра циклона, а по изменению ее направления—о направлении движения циклона. Появление зыби, идущей не от того направления, от которого дует или дул ранее ветер,—признак приближения тропического циклона.
  2. При приближении тропического циклона атмосферное давление резко изменяется, поэтому наблюдение за показаниями барометра и барографа является одним из важных факторов своевременного обнаружения и предсказания приближающегося тропического циклона. Атмосферное давление на расстоянии 120 — 150 миль от центра тропического циклона начинает постепенно падать, но еще заметно сохраняется его суточный ход. Далее с приближением центра тропического циклона на расстояние 60 — 110 миль суточный ход давления полностью нарушается, давление резко падает (па 13 — 20 мбар в час), падение давления прекращается лишь при прохождении «глаза бури». После прохождения центра тропического циклона давление начинает повышаться вначале быстро, а затем, с удалением центра, — медленнее и наконец достигает нормального значения для данного района.
  3. Приближению тропического циклона иногда на очень больших расстояниях (до 1500 миль). Предшествует появление перистых нитеобразных облаков с загнутыми концами, которые лучше всего наблюдаются при восходе или заходе солнца. Если эти облака кажутся сходящимися в одной точке, то с большой вероятностью можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в районе сходимости этих облаков расположен центр тропического циклона
Статья в тему:  Какие сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации суда

На расстоянии около 300 миль от центра тропического циклона направление движения перистых облаков часто совпадает с направлением движения циклона Перистые облака не всегда являются безусловным признаком приближения тропического циклона, однако появление их не следует оставлять без внимания.

На расстоянии 500 — 600 миль от центра циклона обычно наблюдаются перисто кучевые облака, а на расстоянии 200 — 250 миль — нагромождения мрачных мощных кучево-дождевых облаков, вид неба в этот момент угрожающий.
Появлению кучево-дождевых облаков часто предшествует возникновение на горизонте небольшого, заметно увеличивающегося и быстро движущегося темного облака — «бычьего глаза» На расстоянии 200 — 250 миль от центра тропического циклона хорошим признаком его приближения является появление разорванно-кучевых облаков.

Вначале это одиночные облака, но с приближением центра циклона количество их увеличивается, они уплотняются и постепенно переходят в дождевые. Одновременно проходят шквалы с ливнями. Движение разорванно-кучевых облаков указывает на направление движения центра тропического циклона. Если стать лицом навстречу движению этих облаков, то центр тропического циклона будет расположен вправо от судна.

В 100 — 150 милях от центра тропического циклона начинается сильный ливневый дождь, который хорошо просматривается на экране судового радиолокатора. При нормальной радиолокационной наблюдательности полоса ливневого дождя обнаруживается на пределе дальности радиолокатора; это помогает определить положение судна относительно центра тропического циклона.
В 10 — 15 милях от центра дождь прекращается, облака расходятся. После прохождения центральной области тропического циклона облака снова смыкаются и начинается ливневый дождь такой же силы, как и до прохождения центра циклона, однако продолжительность дождя несколько меньше.

С удалением тропического циклона дождевые облака переходят в кучевые, и дождь прекращается.

  1. При приближении тропического циклона, так же как и при приближении обычного, иногда наблюдаются гало и венцы вокруг солнца и луны.
  2. Багрово-красная окраска зари — признак приближения тропического циклона. Причем вечерняя заря удерживается долгое время и остается до конца красной, не переходя в желтый цвет. В то же время с противоположной стороны хорошо видна тень земли, край которой имеет оранжевую окраску. Такая заря может наблюдаться за 2 — 3 суток до наступления циклона.

Иногда тропическим циклонам предшествуют восходы и за ходы солнца, при которых небо принимает огненный или медно-красный цвет с разнообразными оттенками.

  1. За сутки и более до наступления тропического циклона наблюдается ясное небо, штиль или слабый ветер, значительное повышение температуры, абсолютной и относительной влажности воздуха (ощущается сильная духота) и нарушение их суточного хода, с начала наступления и дальнейшего прохождения циклона наблюдается быстрое падение температуры воздуха.
  2. Ночью со стороны приближающегося тропического циклона часто видны сильные отблески молний (зарницы).
  3. При радиоприеме слышатся частые разряды или сплошной треск, усиливающийся по мере приближения циклона.
  4. На экране радиолокатора появляются отдельные светлые пятна, представляющие собой крупнокапельные скопления в атмосфере
  5. Направление ветра в различных частях тропического циклона изменяется так же, как и в циклонах умеренных широт, отличаясь только гораздо более быстрым переходом от одного румба к другому. Направление ветра — хороший признак опре­деления местонахождения центра тропического циклона. По из­менению направления ветра можно судить, в какой половине циклона относительно его пути находится судно (см. «Уклонение судов от тропических и глубоких циклонов»).

Увеличение скорости ветра — признак приближения тро­пического циклона, но этот признак проявляется слишком поздно.

Волны-убийцы: как распознать их на пляже

Волны на море – всегда красиво и практически всегда опасно. Мы уже писали о том, как себя вести на волнах, ведь обычные и невысокие волны могут заметно разнообразить ваше купание. Но есть волны, в которые заходить категорически нельзя, причем некоторые из них с виду не выглядят такими устрашающими.

Статья в тему:  Отп факторинг подал в суд что делать

Квадратные волны

Квадратные, или перекрестные волны – достаточно опасное явление, которое, к счастью, встречается довольно редко. Это происходит в основном, когда волны из разных погодных условий идут навстречу друг другу. Например, море направляет волны в одну сторону, а ветер в другую, или при резкой смене ветра новые волны накладываются на уже сформированные, или же волны от разных штормов встречаются в одном месте. В итоге на море появляется своего рода «шахматная доска»- волны бушуют квадратами практически под прямым углом.

Это очень опасно для морских судов, ведь чем дальше в море, тем такие волны больше, и зачастую корабли или яхты просто переворачиваются перекрестными волнами, так как справиться с ними практически нереально. Вблизи берега тоже во время подобного явления в воду заходить не стоит – даже самым опытным пловцам будет тяжело выбраться из разностороннего течения квадратных волн.

Перекрестные волны, как уже говорилось, явление не такое частое, единственное постоянное место их проявления – это французский остров Ре. Но помимо этого, такие волны были зафиксированы и в Черном море, на пляжах Тель-Авива в Израиле, у побережья Атлантики.

Отбойная волна

Отбойное течение – тоже одно из самых опасных явлений на море. И опасность усугубляется тем, что возникает оно под водой и поэтому с берега может быть не сильно заметным. Отбойное течение – это процесс затягивания волной обратно в море. Причем сила волн настолько велика, что сопротивляться им бесполезно. Единственный способ добраться до берега – это плыть не по направлению к нему, а параллельно — пока область обратного течения не закончится, и вы не окажетесь в спокойной воде.

Стоит отметить, что ширина обратного течения обычно небольшая, и кроме того — оно может быстро успокоиться и совсем не тянет ко дну, поэтому, попав в такое место, вам нужно не паниковать и просто перестроить свой плавательный курс параллельно берегу. С берега же заметить наличие подводного течения можно по характерному изменению цвета воды – если на открытой местности часть воды заметно темнее, или на ней появилась пена, в то время как вокруг море совершенно обычное – значит, под водой бушуют обратные волны.

Сейсмические волны

Сейсмические волны, или цунами, образуются в результате землетрясения или извержения вулкана, как под водой, так и на суше вблизи берега. При любых подобных сейсмических изменениях, образуются водные колебания, имеющие огромную скорость распространения. В открытом океане такие волны не особо заметны, потому что их высота еще не велика, а с приближением к береговой линии высота их может увеличиться до нескольких десятков метров. Обрушившись на берег, волна просто смывает все на своем пути.

Большая часть цунами возникает в водах Тихого океана из-за большого количества очагов землетрясений. При нахождении в районе с вероятностью возникновения цунами нужно быть предельно осторожными и обращать внимание на природные явления, говорящие о скором приближении катастрофы. Как можно дальше уходить от берега стоит, если почувствовали землетрясение, даже самое незначительное, также, если наблюдается отход воды от берега с заметной осушкой дна, и чем дальше уходит море, тем сильнее ожидается волна цунами.

Ветровые волны

Обычные волны, созданные ветром, тоже могут быть весьма опасны. Чем сильнее и дольше дует ветер, тем больше будет высота и длина волн. При сильном волнении моря волны могут достигать высоты в несколько метров. Из-за непостоянства ветра, особенно во время шторма, ветровые волны периодически меняют свои размеры и свое направление, и предсказать когда появится следующая волна и какого она будет размера, невозможно. И такие волны опасны, как около берега, так и в открытом море.

Статья в тему:  Как рассчитать средний заработок для суда

Волны убийцы — блуждающая опасность океана

Волны убийцы… Несколько веков подряд моряки пересказывали друг другу легенды об огромных волнах, которые возникали в абсолютно ясную и безветренную погоду. После встречи с такими гигантами в живых оставались не многие, поскольку водяной вал смывал на своем пути любое судно, будь-то маленькая рыбацкая лодка или большой танкер. Ученые, в свою очередь, отрицали их существование, ссылаясь на бурную фантазию рассказчиков.

Волны убийцы или Девятый вал

Пожалуй, нет человека, который незнаком с великим полотном художника-мариниста Айвазовского «Девятый вал».
… Судно разбито в щепки. Горстка выживших отчаянно цепляется за мачту – единственное, что уцелело от большого красавца-корабля. От них уже ничего не зависит, они могут только надеяться, что мощная, роковая стихия пощадит их. С отчаяньем обреченных ждут они последнего удара неумолимой стихии – Девятого вала, который надвигается, как Суд Господень…

Картина Айвазовского «Девятый вал»

Девятый вал исторически сложившееся у мореплавателей представление о самой сильной волне на море во время шторма. Моряки считают самой большой волной каждую четвёртую, седьмую или одиннадцатую. Однако чаще всего наибольшую высоту и разрушительную силу приписывают девятой волне, которую называют «девятым валом»
Морской биографический словарь

Почему же самой страшной, самой роковой считается именно девятая волна, грозный Девятый вал? Действительно ли она существует?

Еще древние мореходы точно знали, что волны на море разные. И высота, длина, период и скорость распространения набегающих волн периодически меняется. За первой волной идет более высокая вторая, затем третья – еще выше, еще мощней. Короткие волны движутся медленнее, чем длинные. Длинные волны, нагоняя короткие, сливаются в единый вал (физики называют это явления интерференцией), который более крупный и мощный, чем обычные волны. Возникает эффект синергии, когда эффект взаимодействия нескольких факторов (в нашем случае волн) оказывается гораздо мощнее, чем сумма эффектов, вызванная этими факторами (волнами) по отдельности. Как видим, среди сильных валов во время бури могут возникать периоды обманчивого затишья, состоящих и коротких волн. А затем – новая длинная волна или очередной вал…

Одиночные гигантские волны, которые хаотически возникают из спокойной морской глади, не вписывались ни в одну научную теорию. Даже при невероятном стечении обстоятельств, максимальная их высота могла быть 20,7 метров. Очевидцы же утверждали, что их судна губили волны, размером с 9-этажный дом. Они даже придумали им свое название — волны-убийцы .

Ученые не выявили какой-либо системы в порядке возникновения мощных валов. Чисто теоретически роковой может стать любая по счету волна.
Кстати, считать самым грозным именно девятый вал – чисто европейская традиция. В Древней Греции моряки считали фатальным третий вал, в Риме – десятый. Европейцы всегда придавали большое значение нумерологии, а моряки к тому же – самый суеверный народ.

По факту Девятым валом называют самую разрушительную, смертельно опасную волну, причем она будет не обязательно девятой по счету. Девятый вал – это скорее иносказательное выражение, обозначающее волну-убийцу, волну-катастрофу. Это явление действительно существует: волны, достигающие 25-30 метров наиболее опасны для крупных кораблей, чем для небольшого судна. У маленького легкого корабля есть шанс удержаться на вершине волны и соскользнуть с нее. А вот тяжелые мощные суда Девятый вал может разнести в щепки. Или обрушиться всей своей немалой массой на корабль, не оставляя морякам шансов на спасение… Причины появления таких волн до сих пор мало изучены.

Ученые считают, что самые высокие волны образуются там, где сталкиваются разные течения и ветра. Например, очень часто волны-разрушители возникают у мыса Горн и мыса Доброй Надежды, где встречаются течения двух океанов. Изначальное название Мыса Доброй Надежны – Мыс Бурь. Так назвали его в 15 веке моряки, на себе испытавшие все прелести бурного моря. А еще одно место, где теплое течение Гольфстрим сталкивается с холодными северными ветрами, образуя огромные волны, известно каждому. Это место давно приобрело мрачную славу с мистическим оттенком. И называется оно — Бермудский треугольник…

Статья в тему:  Зачем привлекают в суд таких участников как

Как возникают волны убийцы?

«Волна взялась ниоткуда. Взметнулась к небу, заслонив солнце. В следующую секунду она готова была обрушиться на корабль, оказавшийся у нее на пути…»

С незапамятных времен моряки травят байки о громадных волнах, «волнах-убийцах». Они настигали суда то близ мыса Доброй Надежды, то у берегов Аляски. Они появлялись из ниоткуда, разбивали в щепы корабль и снова скрывались, словно призраки, вырвавшиеся из ада. По морям-океанам и впрямь рыщут «волны-убийцы», неутомимые, как акулы

Вплоть до недавних пор эти истории считали досужими россказнями. Лишь в 1995 году ученые признали, что подобные волны существуют. Этому способствовали два события.

Во время шторма, разыгравшегося в ночь на 1 января 1995 года, автоматический регистратор волн, установленный на норвежской нефтедобывающей платформе Draupner-E в Северном море, зафиксировал волну высотой 26 метров. Девять месяцев спустя, 11 сентября, британский лайнер «Королева Елизавета II», следовавший из Шербура в Нью-Йорк, в районе Ньюфаундлендской банки столкнулся с гигантской волной.

Так, стало быть, по морям-океанам и впрямь рыщут «волны-убийцы», неутомимые, как акулы. Да и встречаются они гораздо чаще, чем полагали – их никак не внести в «Красную книгу географии». Однако их природа по-прежнему таит немало загадок.

Можно ли предсказать их появление? Как защитить корабль и людей от ударов подобных волн? Что говорит об этом современная наука? Почему спокойная морская гладь может внезапно превратиться в клокочущий ад? Чем можно объяснить появление волн высотой 40 метров? Уж никак не силой ветра, взрывающего равнину моря! Но именно эти волны вселяют страх в души моряков.

Расчеты показывают, что на каждые 10 тысяч волн приходится одна гигантская волна. Возникает она в считанные секунды. Ее следует отличать от цунами. Последние зарождаются при внезапном сотрясении морского дна. «Волна-убийца» образуется на поверхности воды. В открытом море она встает стеной, а достигая суши, спадает. Если корабль встретится с такой волной, он может перевернуться, а то и пойти ко дну.

Заглянем в статистику знаменитой страховой компании «Ллойд». Возьмем для примера такую памятную дату, как 2000 год. Тогда затонули 167 кораблей, из них как минимум 81 корабль пошел ко дну в плохую погоду. По мнению ряда ученых, значительную часть их погубили гигантские волны. Другие более осторожны в своих оценках, но и они полагают, что каждый год не менее десятка кораблей становятся жертвами этих волн.

По-видимому, «волны-убийцы» – причина таинственного исчезновения кораблей во многих районах планеты, в том числе в знаменитом Бермудском треугольнике. Экипажи этих судов были так поражены внезапным появлением волны высотой 20—40 метров, что забывали подать сигнал «SOS».

Возможно, именно так в сентябре 1980 года затонуло грузовое судно «Дербишир». Этот английский корабль длиной 295 метров, с экипажем в 44 человека, исчез у берегов Японии, не подав никакого сигнала об аварии. Может быть, он был потоплен гигантской волной? За всю историю мореплавания это было самое большое судно, затонувшее по неизвестной причине.

Какие волны принято называть «убийцами»?

Критерием служит так называемая «значимая высота волны». Это – средний показатель высоты 33 самых больших из 100 набегающих одна за другой волн. Специалисты называют волну гигантской, если ее высота вдвое превосходит этот показатель.

Однако гигантские волны бывают разными. Так, «толстяки» – это одиночные громадные волны. Они гораздо выше соседних волн. Встречаются они даже в Балтийском море.

«Три сестры» – это три накатившиеся подряд высокие волны. Впадины, разделяющие их, очень узки, а потому корабль не успевает подняться на гребень второй, а тем более третьей волны и оказывается захлестнут ими. Похоже, именно такая череда волн налетела на корабль «Королева Елизавета II» и срезала, словно ножом, большинство палубных построек.

Статья в тему:  По каким причинам можно перенести заседание суда

Наконец, «белыми стенами» называют чрезвычайно крутые, почти отвесные одиночные волны; за которыми следует очень глубокая впадина.

Эти три типа волн отличаются друг от друга не только внешне, но и, по-видимому, имеют разное происхождение. Однако это только догадка. Ученые не располагают теорией, которая могла бы объяснить происхождение всех известных нам гигантских волн.

Еще несколько лет назад предполагалось, что гигантские волны возникают лишь в результате наложения нескольких «нормальных» волн. Одни движутся быстрее других и нагоняют медленно катящиеся перед ними волны. Они сливаются, громоздятся друг на друга, вздымаясь на 30—40 метров ввысь.

Вероятно, так порой и бывает. Однако чаще всего действуют дополнительные факторы, которые превращают «нормальные» волны в морских монстров. В некоторых районах океана такие волны встречаются особенно часто, например, в окрестности Флориды, заливе Аляска, близ оконечности Южной Америки, в районе мыса Горн, а также к юго-востоку от Японии и у юго-восточного побережья Южной Африки.

Компьютерные модели показывают, что такие волны зарождаются, прежде всего, близ побережья, где морские течения часто меняют свое направление и где глубина моря так же часто меняется. Так, в районе мыса Доброй Надежды течение Агульяс, стремящееся в южном направлении, сталкивается со штормовыми волнами, нагоняемыми из Атлантического океана или от берегов Антарктиды. По-видимому, эти «маневры» и порождают волны чудовищной высоты. Примерно таков же механизм образования их и в Северной Атлантике. Там к их появлению причастен Гольфстрим.

Почему гигантские волны порой появляются и в спокойную погоду?

Так бывает в шторм. Но почему гигантские волны порой появляются и в спокойную погоду?

Американские исследователи Бенгт Форнберг и Бенджамин Уайт предложили математическую модель, описывающую этот процесс. По их версии, происходит примерно то же, что бывает, когда линза фокусирует свет. Только здесь в качестве линзы выступают обширные участки моря, где возникают завихрения волн. Они и «фокусируют» отдельные волны, превращая их в подобие девятого вала.

Так что ожидает судно при встрече с «волной-убийцей»? У грузовых кораблей самой уязвимой частью являются погрузочные люки. Ведь их сооружают в расчете на максимальную волну высотой 20 метров. Под тяжестью громадной волны, захлестнувшей палубы, они сминаются, словно картон. Трюм моментально наполняется водой, и судно тонет.

У круизного корабля главный удар приходится на мостик. Сразу выходит из строя электрооборудование, глохнет двигатель. Корабль теряет способность маневрировать, он, словно игрушка, мечется среди волн. Морякам и пассажирам остается лишь ждать развязки этой жестокой истории.

Гигантские волны в спокойную погоду

Нижние площадки нефтедобывающих платформ сооружают на высоте 35 метров над поверхностью воды. Поэтому они, как правило, защищены от удара «волн-убийц». Но бывают и исключения. Один из таких случаев произошел 15 февраля 1982 года в районе Ньюфаундленда, на платформе, принадлежавшей концерну Mobil Oil . Гигантская волна опрокинула и затопила ее. Погибли все 34 человека, работавшие на платформе.

Как отмечают ученые, «в определенных районах океана можно оценить риск появления одиночных гигантских волн и в случае, если морским судам будет грозить опасность, можно передавать сообщения об этом в метеосводках». Например, «23 апреля в Бискайском заливе, 44° северной широты, 5° западной долготы, ожидается появление “толстяка” высотой 35 метров. Во избежание неприятностей следует покинуть указанную зону или принять соответствующие меры безопасности».

Важно! Не следует путать волны-убийцы с цунами, возникающими из-за сейсмической активности.

Физическая природа первых остается загадкой, ответ на которую активно пытаются найти ученые на всей планете. А пока не найдено объяснений данному необычному природному явлению, смотреть вдаль горизонта морским путешественникам приходится с опаской. Предугадать их появление не берется никто.

Статья в тему:  Когда суд вправе приостановить производство по делу

Чтобы ни говорили исследователи и ученые, как бы ни объясняли это явление, каждый моряк надеется, что страшный, роковой Девятый Вал обойдет стороной его корабль…

Какие природные явления опаснее для судов в открытом океане

  • Продолжается регистрация в конкурсе трейдеров «Пятничный блиц», очередное соревнование состоится 1 октября!
  • Конкурсы Лучших Ответов и Отзывов. Призовые фонды сентября: «МаркетПедия» (640 000 RUB) | «ФорексПедия» (450 000 RUB) | «ЛайфПедия» (380 000 RUB). Все призовые средства доступны к выводу!
  • По итогам августа 10 самых успешных авторов форума получили выплаты на общую сумму свыше 670 000 рублей!
  • Конкурс спортивных прогнозов «Арена» /разыгрываем 17 800 рублей!/| Фотоконкурс «Отдел кадров» | Конкурс демотиваторов «Дар речи» | Конкурс валютных прогнозов «Север? Юг? Флет?»

Объявление

Что такое квадратные волны?

  • Сообщений
  • Последняя активность

Что такое квадратные волны?

Природные явления часто нас удивляют, но некоторые их них бывают непонятны. Некоторые представляют завораживающее зрелище. Они
бывают очень красивы и совершенно безопасны. Так можно назвать радугу, которая появляется на небе после дождя. А некоторые могут таить в себе угрозу и здоровью, а иногда и жизни. Как раз к опасным можно отнести квадратные или перекрестные волны — это такие морские волны, которые могут пересекаться друг с другом под прямым углом, и они могут образовывать на поверхности воды узор, как на шахматной доске.

Это бывает изза разных направлений морского течения и ветра. В это время воздушные потоки направляют волны перпендикулярно . В некоторых случаях при столкновении волн, появившиеся новые волны могут быть направлены под острым или прямым углом по отношению друг к другу.

Также это может возникать, когда бывает резкое изменение направления ветра, и тогда волны могут идти в противоположную сторону, а водные потоки все также движутся под углом к вновь образовавшимся потокам, такая волновая сетка может быть в море везде, но часто происходитбыстрое успокоение и рисунок пропадает сам.

Если вы видите прямоугольные волны — как можно скорее выбирайтесь из воды!

Плавание в открытом море требует большого мастерства, которое приобретается вместе с многолетним опытом. Вы никогда не должны экспериментировать, потому что вы можете попасть в большие неприятности.
Это не просто поломка руля или порванные паруса. Каждый моряк хорошо знаком с ветром и водными течениями, которые могут представлять реальную опасность в различных ситуациях. Явление, которое узнает каждый опытный моряк, называется «квадратные волны».

«Квадратное море» — явление довольно редкое, но кое-где встречается гораздо чаще, чем обычно. Например, на острове Рей во Франции или на пляжах Тель-Авива. Это явление обычно происходит на мелководье.

«Прямоугольные волны» могут образовываться у берега или в открытом океане. Это явление возникает при столкновении двух ветров — двух разных погодных систем. Это заставляет волны идти в разных направлениях и создавать квадратные области.

Какими бы впечатляющими и красивыми ни выглядели эти волны, моряки и водные спортсмены знают, что они очень опасны. Такие волны могут достигать высоты до трех метров.

Моряки в один голос заявляют, что при таких волнах очень сложно удержать контроль над судном.

Как спасти тонущего человека, когда тебя со всех сторон заливают волны, даже представить себе сложно.

При «прямоугольных волнах» лучше даже не заходить в воду. А если уже поздно, нужно как можно скорее добраться до берега.

Квадратные волны – это явление, при котором волны идут в разных направлениях, вплоть до расположения под 90 градусов друг к другу.

В случае появления квадратных, или перекрёстных волн водная гладь образует интересный узор, напоминающий шахматную доску. Смотрите, как это выглядит, ниже:

Причинами образования квадратных волн считается:

1. Наложение волн от различных штормов друг на друга
Если два шторма гонят волны в разных направлениях, они будут пересекаться, образуя такой рисунок;
2. Наложение волн от ветра и течения
Подводное течение гонит волны в одном направлении, а ветер гонит в другую сторону;
3. Изменение направления ветра
Вот только что дул в одну сторону, а тут вдруг изменился. Волны имеют инерцию, поэтому некоторое время они будут пересекаться.

Квадратные волны – явление красивое, но опасное. Если вы наблюдаете их в луже, ничего страшного, но в море они могут привести к трагедии. Резкое изменение волн влияет на устойчивость судна и способно привести к его переворачиванию.
Существует правило, которое применяется при высоком волнении, и оно гласит, что судно должно идти навстречу волне. Если волна заходит сбоку, у судна есть весомый шанс опрокинуться, поэтому в штормовых условиях главное для судна держаться носом к волнам. Однако в случаях квадратных волн так не получится при всём желании, именно поэтому такие волны очень опасны.

Причины появления квадратных волн

Какую несут опасность?

Где происходит такое явление?

  • Регистрация: 14.08.2019
  • Сообщений: 1347
  • Поставил(а) лайков: 8003
  • Получено лайков: 5759
  • Последние выплаты: 392 RUB

Что такое квадратные волны?

Тема: Что такое квадратные волны?

Вода — одна из мощных стихий неподвластных человеку, вода очень изменчива и таит в себе массу опасностей. Квадратные волны или «море в клеточку» — это завораживающее зрелище и довольно редкое явление, называют их так потому, что с виду волны напоминают шахматную доску. Опытные «морские волки» знают об этом природном явлении не понаслышке, попав в такое своеобразное чудо природы мелким судёнышкам практически не остаётся никакого шанса чтобы выжить. Квадратные волны всегда считались плохой приметой, они гораздо опаснее чем водоворот, их сетчатый рисунок затрудняет ориентировку в пространстве.


Клетки на водной глади образуются непогодой за много километров в море и путешествуют на огромные расстояния. Классифицируют данное явление по нескольким причинам.

1. Самая частая причина когда ветер гонит волны в одном направлении, а морское течение — в другом.

2. Квадратные волны могут быть сформированы наложением волн от разных штормов друг на друга.

3. Сдвиг ветра. В результате резкого изменения направления ветра, волны начинают двигаться в противоположную сторону, а водные потоки продолжают накатывать по отношению к вновь образовавшимся потокам под прямым углом, образуя квадрат. Таким образом создаётся довольно мощное подводное течение, опасное для судов и пловцов.

Данному феномену cross-waves или перекрёстным волнам найдено научное объяснение . Уравнение Кадомцева-Петвиашвили описывает нелинейное волновое движение и часто используется для объяснения того, как погодные системы взаимодействуют друг с другом.


Уникальное явление природы можно лицезреть на пляжах Азорских островов, в Тель-Авиве, в Крыму, на Байкале. Мировой столицей квадратных волн считается акватория острова Ре на западном побережье Франции В силу климатических и географических особенностей, здесь квадратные волны довольно частое явление, за которым лучше наблюдать с берега. Для человека достаточно небольшой, полуметровой волны, чтобы не справиться со стихией и вдоволь нахлебаться солёной воды. Не совсем обычный рисунок затрудняет пространственное ориентирование. В этот момент вода ударяет не с одной, а сразу с двух сторон, неожиданно накатывает не давая перевести дух и отдышаться.

Какие опасности таятся в море?

Любое судно, выходя в море, рискует встретиться с различными неприятностями, чреватыми аварией, а то и гибелью. Будущих судоводителей заранее готовят к этому. Но порой им приходится сталкиваться с обстоятельствами, не предусмотренными лекциями и наставлениями. Таковые относят к «непреодолимым силам стихии и непредвиденным случайностям».

Разрази меня гром!

Наука рассматривает молнии как гигантский электрический разряд, сила тока в котором достигает сотен тысяч ампер, а напряжение — десятков миллионов вольт. Как правило, молнии, зарождаясь в кучевых облаках, свой электрический потенциал при определенных условиях разряжают в землю. Под удар молнии может попасть, в принципе, любой предмет, причем вероятность попадания напрямую зависит от его высоты и электропроводности.

Суда, особенно крупные, приподняты над поверхностью моря, к тому же имеют множество направленных к небу мачт и антенн, способных стать мишенями для молний. Для парусников, строившихся из дерева, обладающего высоким электрическим сопротивлением, удар молнии чаще всего заканчивался трагически: мачты, паруса, а затем и корпус корабля вспыхивали и сгорали, люди погибали в огне или от поражения электричеством. Стальные клепаные корпуса судов также оставались уязвимыми для молний из-за возникновения в заклепочных швах электрической дуги и, как следствие, пожара. Только с переходом судостроения к сварке проблема отпала, поскольку сварные швы обеспечивают безопасное растекание тока молнии.

Казалось бы, вероятность встречи молнии с судном — этой «песчинкой» в безбрежном океане — ничтожно мала. Однако следует учитывать, что на Земле в любой момент одновременно происходит до 1500 гроз, и частота молниевых разрядов достигает 45 в секунду. Да и куда же еще попадать молнии из нависшего над морем облака, как не в судно — единственный возвышающийся над поверхностью воды предмет. Поэтому известно множество эпизодов, когда причиной бедствий кораблей становились молнии. Можно лишь гадать, в скольких случаях бесследного исчезновения судов повинны также они.

В 1784 году во время шторма у берегов Ирландии молния попадает в грот-мачту линейного корабля «Тисбе». Мачта вспыхивает вместе с парусами. Еще мгновение и пламя перекинется на корпус корабля и его пороховые погреба. Но нерастерявшиеся моряки успевают срубить мачту, и она, охваченная огнем, летит в море. Корабль был спасен. В 1801 году во время сильнейшей грозы молния угодила в фок-мачту английского линейного корабля «Гибралтар». Следуя по мачте, она проникает в трюм, где разносит в клочья ящики с пушечными ядрами, после чего через днище покидает чудом спасшийся корабль — ведь совсем рядом с ядрами находился пороховой погреб. А на фрегате «Резистенс» чуда не произошло: после попадания в него молнии он взлетел на воздух. Спастись не удалось никому. В 1972 году после попадания молнии погибает греческий танкер «Принцесса Ирэн».

Огненные шары

Немало бед приносят морякам и шаровые молнии. До сих пор нет точных объяснений возникновению и поведению этих загадочных субстанций, появляющихся в виде святящихся, плавающих в воздухе шаров. Одна из британских газет в 1726 году опубликовала свидетельство Джона Хоуэлла, оказавшегося на борту шлюпа «Кэтрин энд Мари», когда на корабль налетел неведомо откуда взявшийся огненный шар. Пришелец разнес в щепки мачту, вырвал доски из палубы, убив при этом одного и ранив другого человека.

В 1809 году парусник «Уоррен Хастингс» буквально атаковали сразу 3 огненных шара. Первый, достигнув палубы, сразу же убил находящегося на ней моряка. Товарища, бросившегося на помощь к пострадавшему, ударил второй шар, причинив ему ожоги. Третий шар убил еще одного человека. После этого еще долго ощущался характерный запах серы.

Встреча с метеоритами

Судно и метеорит… Казалось бы, один шанс на миллион, но вот факты из морских хроник. В октябре 1896 года метеорит перебил фок-мачту английского парусно-винтового судна «Доун». 20 октября 1898 года моряки парохода «Галилей» оказались свидетелями падения большого метеорита в пяти метрах от борта судна, а в марте 1899 года метеорит вдребезги разнес грот-мачту парусного корабля «Белфаст».

Интересное сообщение на эту тему привел журнал «Вокруг света» (№28 за 1908 год) в заметке «Крушение судна, поврежденного аэролитом»: «Парусное судно„Эклипс”потерпело крушение на пути в Сан-Франциско. При тихой и ясной погоде в воздухе вдруг засверкала молния, и раздался грохот, походивший на выстрелы из множества орудий.

Затем в верхушку грот-мачты врезался аэролит, расколовший ее вдребезги. После чего он стремительно ринулся вниз и, пробив палубу и киль, со зловещим шипением потонул в море. Начавшийся пожар вскоре был потушен, но течь заделать не удалось. Моряки пересели в шлюпки и покинули корабль, который почти тотчас пошел ко дну».

В конце 1930-х годов жертвой метеорита едва не стал большой голландский пароход «Океан». Когда судно находилось у побережья Америки, в нескольких метрах от его борта упал огромный метеорит. Возникшая при этом волна едва не опрокинула пароход. Вода вокруг закипела, и пароход оказался окутанным удушливым газом.

В морских хрониках можно встретить еще немало подобных эпизодов. Хотя вероятность попаданий метеорита в судно и крайне незначительна, тем не менее регистр «Ллойд» при страховании судов принимает как разновидность риска «попадание в судно молний и метеоритов».

Киты атакуют!

Но суда могут получить удары не только с неба. Китобои могли бы рассказать немало страшилок о свирепости китов. Случалось, что раненый исполин переходил в атаку и запросто топил небольшие суда.

Можно представить, с какой силой нанесет удар 40-тонный гигант, способный развить скорость до 14 узлов. Такие нападения не являются редкостью. В 1819 году раненый кашалот атаковал американское китобойное судно «Эссекс». Он нанес ему два сокрушительных удара в носовую часть, после чего «Эссекс» затонул.

Опасны киты и для современных стальных кораблей, что подтверждается многими примерами. В 1947 году у Командорских островов советский китобоец «Энтузиаст» потерпел аварию. Раненый семнадцатиметровый кашалот ударил головой в кормовую часть судна, погнул гребной вал и вывел из строя рулевое устройство, после чего скрылся в глубинах. Столкнулась с китом во время ходовых испытаний и американская атомная субмарина «Сидрэгон». Результатом стало повреждение гребного винта и легкого корпуса лодки. Огромные размеры китов, большая скорость их плавания, как и нередкие случаи нападения на суда, создали вокруг них ореол легенд и суеверий. Иногда этим животным приписывают исключительную агрессивность, что не всегда соответствует реалиям. Как правило, нападают киты, раненные китобоями в ходе этого варварского промысла.

Живые торпеды

Однако киты — не единственные обитатели морей, представляющие угрозу для судов. В 1856 году капитан быстроходного чайного клипера «Дредноут» предъявил компании «Ллойд» иск о выплате страхового возмещения за порчу перевозимых им 200 тонн цейлонского чая. Он утверждал, что на пути в Лондон его судно было атаковано меч-рыбой, которая пробила медную обшивку и трехдюймовую доску корпуса ниже ватерлинии. Проникшая в трюм вода испортила нежный груз клипера. Страховщики не сразу приняли иск, но после заключения, сделанного экспертами, им таки пришлось выплатить кругленькую сумму.

В дальнейшем подобные иски «Ллойду» приходилось рассматривать еще не раз. В апреле 1945 года в Атлантике нападению подвергся английский танкер «Барбара». Время — военное, и моряки бдительно следили за морем. Был ясный день, когда вахтенный заметил след направленной на них торпеды. Резким маневром судно попыталось уклониться, но к удивлению моряков торпеда, описав дугу, с еще большей скоростью мчалась на танкер. Через мгновение корпус судна содрогнулся от удара. Когда застопорили ход, моряки смогли рассмотреть гигантскую рыбину, будто прилипшую к борту и отчаянно бившую по воде мощным серповидным хвостом. Стало ясно, что, пробив мечом стальной борт танкера, она застряла в нем. Прежде чем поднять ее на палубу, капитану пришлось дважды разрядить свой кольт в голову хищницы. Во время подъема рыбы ее меч обломился и остался в пробоине. Длина монстра составляла 5,3 м, не считая полутораметрового меча, вес — 660 кг. Другая меч-рыба обнаглела настолько, что напала уже на военный корабль: английский эсминец «Леопард» был атакован ею неподалеку от Ливерпуля. Прежде чем скрыться в глубине, рыба повредила корпус корабля в трех местах.

Вот такие неожиданные опасности могут подстерегать моряков. Это лишнее напоминание о том, что человек до сих пор весьма уязвим перед силами природы.

Источники:

http://sea-library.ru/morskaja-meteorologija/138-naibolee-opasnye-yavleniya-pogody-dlya-moreplavaniya.html

http://zen.yandex.ru/media/brizmarket/volnyubiicy-kak-raspoznat-ih-na-pliaje-5f57a89cccc2347a769814b6

http://vodoyom.ru/volny-ubijcy-bluzhdajushhaja-opasnost-okeana/

http://forexdengi.com/forum/forum-treyderov/layfpediya-konkurs-luchshih-otvetov-svobodnaya-tematika/31393885-chto-takoe-kvadratnye-volny

http://mir-znaniy.com/kakie-opasnosti-tayatsya-v-more/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector