0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие суда ходят по азовскому морю

Тайна Азовских кос

Исторически сложилось, что каждое море Земли обладает своими собственными уникальными качествами. Красное море славится красочным и богатым подводным миром. Мертвое море — самое соленое.

Средиземное и Эгейское узнаваемы по кристально чистой голубой воде. Балтийское море богато янтарем, а Черное — сероводородом. Азовское море знаменито своей глубиной, точнее — полным ее отсутствием.

ОЗЕРО ИЛИ БОЛОТО?

Даже удивительно, как по «лягушатнику», возраст которого не более миллиона лет, могут ходить крупные суда, ведь его максимальная глубина составляет около 13-14 м, а средняя — всего 7-8 м! Не случайно Азов в древности нарекали как угодно, но только не морем.

Древние греки называли его Меотийским болотом (по имени первого народа, населявшего эти места, — меотов). Позднее на берег моря пришли скифы и сарматы, и его название соответственно сменилось на Скифские, а потом Сарматские озера. Площадь моря всего 38 ООО кв. км, а максимальная ширина — 230 км.

Только в озере Байкал может разместиться 74 Азовских моря! Но есть у Азова и действительно уникальные особенности, о которых географические справочники почему-то умалчивают.

КОСА ВИЛЯЕТ ДЗЕНДЗИКОМ

Азовское море — одно из немногих южных морей, которое зимой, как правило, полностью покрывается льдом. Желающие полюбоваться ледяным катком от горизонта до горизонта могут это сделать в январе — феврале. В этом смысле с древних времен мало что изменилось. «Ледяной покров же там, в устье Меотийского озера, столь крепок, что в какой-то местности зимой полководец Митридата одержал в конном строю победу над варварами, сражаясь на льду», — утверждал античный географ Страбон.

Но настоящим чудом природы считаются намывные песчаноракушечные косы до нескольких километров длиной. Оказывается, Азовское море — мировой лидер не только по количеству, но и по длине таких кос. Самые известные — десять из них. На северном побережье: Федотова, Обиточная, Бердянская, Белосарайская, Кривая, Беглицкая. На восточном побережье — Ейская и Долгая. На южном — Чушка и, конечно, Арабатская стрелка, входящая в пятерку крупнейших кос мира.

По наиболее распространенной версии считается, что «кирпичики» азовских кос — это кварцевый песок, попадающий в море из впадающих в него рек. При этом оконечность кос состоит исключительно из мелких ракушек. Самое забавное в том, что ракушечные оконечности кос напоминают собой огромные крючки.

Местные жители прозвали их дзендзиками. Поразительно, но если сами косы относительно постоянны в своем месторасположении, то их оконечности то и дело движутся под воздействием переменчивого ветра, разворачивая дзендзики то к корню косы, то в обратную сторону.

Статья в тему:  Куда жаловаться если не выдают решение суда

Наконец, третьей особенностью Азовского моря является ракушечник, белым покрывалом устилающий пляжи. Некоторые ученые полагают, что своим появлением косы обязаны не только ветру и песку, но и огромной продуктивности самовоспроизводящихся ракушек. Только в прибрежной полосе Темрюкского залива ежегодный прирост ракушки составляет от 400 до 800 т на 1 кв. км!

МОРЕ ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ

Азовское море славится и необъяснимой пропажей судов и экипажей. Причем странные явления чаще всего происходят между Бердянской и Долгой косами. Звучит вроде бы абсурдно — ну как можно пропасть или утонуть в самом мелком море мира? Оказывается, это совсем не сложно, если дно водоема по своей структуре напоминает зыбучие пески. На дне Азовского моря аквалангисты вряд ли обнаружат останки затонувших кораблей.

Ведь абсолютно все, что туда попадает, тут же бесследно исчезает. Дно Азова как бы поедает все предметы, которые до него дотрагиваются. Дело в том, что фунт моря представляет собой вязкий ил, разбавленный мелкой ракушкой, более 5 м толщиной.

Особую опасность представляют подводные течения. В прессе не раз публиковались рассказы о том, как отдыхающие, отойдя от берега на несколько десятков метров в море, неожиданно осознавали, что не могут пошевелиться. И ведь вода в этих местах едва доходила им до пояса. Наиболее популярная версия этого феномена — водовороты, возникающие на окончании песчаных кос на месте встречи двух течений.

Местные рыбаки охотно делятся историями из личного опыта, когда их лодки закручивало и уносило в открытое море. Неудивительно, что местные власти запрещают отдыхающим купаться на дзендзиках, где и происходит большинство трагических случаев. Однако смельчаков запретами не удержать, ведь окончание песчаной косы, на километры вдающейся в открытое море, так завораживающе, что удержаться от его посещения практически невозможно.

Наиболее опасными считаются «хвосты» Белосарайской, Бердянской и Долгой песчаных кос. Только в прибрежной полосе Темрюкского залива ежегодный прирост ракушки составляет от 400до 800 т на 1 кв. км.

Во время перестройки в прессе долго обсуждали находку у косы Долгой судна, экипаж которого исчез. Тела погибших затем прибило к противоположному берегу моря. По версии следствия, все они стали жертвами водоворотов и подводных течений, когда пытались столкнуть судно с мели. Именно после этого случая ученые обратили внимание, что косы Долгая и Белосарайская находятся практически друг напротив друга. Вода же, двигаясь по морю и достигая этого узкого места, естественным образом усиливает свое течение.

Мало того! Нагонная волна в районе Таганрогского залива, где и расположены знаменитые косы, под воздействием западного и юго-западного ветра усиливается настолько, что поднимается до двух метров! Лишь после того, как ветра стихают, вода мощным потоком устремляется обратно в открытое море.

Автор этих строк был поражен, когда, отдыхая в Ейске (а это как раз Таганрогский залив), своими глазами наблюдал подобный феномен. Около трех дней подряд море упорно мелело, а затем на протяжении следующих трех дней вода возвращалась. А на окраине косы Долгой автор этих строк наблюдал два сталкивающихся морских течения, буквально разбивающихся друг о друга.

Местные жители утверждают, что средняя скорость азовских течений довольно высока — IQ-20 см/с, однако во время штормовых ветров она увеличивается до 1 м/с. Причем наиболее сильные течения наблюдаются все в том же курортном Таганрогском заливе.

Статья в тему:  Где находится мировой суд в москве

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ

Славится Азовское море и своими сейшами. Вряд ли это слово может что-то сказать человеку, далекому от гидрологии. Тем не менее об этом явлении стоит знать каждому отпускнику, оказавшемуся на берегу Азовского моря. В переводе с языка науки на человеческий сейши — это стоячие волны, образующиеся в замкнутых водоемах. Чаще всего причиной их возникновения служат порывы ветра, изменения атмосферного давления или сейсмические толчки.

Неожиданно возникнув, подобная волна буквально стоит, отражаясь от стенок водоема. Время существования стоячей волны обычно колеблется от пары минут до нескольких суток, она поднимается в высоту от десятка миллиметров, до двух-трех метров.

Оказывается, по дну Азовского моря проходит глобальный геологический разлом на глубине около одного километра. Он и создает сейсмическую активность, порождающую стоячие волны. Наползание донных пластов друг на друга вызывает образование подводных рек, крайне опасных для человека.

Особенно это актуально для любителей виндсерфинга и тех, кто не прочь искупаться на оконечности Азовских кос, поскольку, когда сейшевые колебания усиливаются штормовым нагоном или повышенным стоком рек, может произойти резкий подъем или опускание воды в море, а иногда даже образование небольшого цунами!

Подобная опасность подстерегает отдыхающих на Бердянской, Федотова, Долгой, Ейской и Обиточных косах. Например, на косе Долгой, выдающейся в море на 14 км, в 1983 году произошло ужасное наводнение. Рыбацкие домики со страшной силой отрывало от земли и сносило в море. Позднее их обнаружили на другом берегу, в Украинской ССР. Похожая история произошла и в 2006 году.

Несмотря на предупреждение МЧС, туристы, отдыхавшие на косе, не захотели покидать занятые с таким трудом места. В итоге налетевший неожиданно шторм сорвал около 200 палаток. Кто-то попытался было уехать на личных авто, но тщетно. Даже саму косу стихия порвала на несколько частей. Самое обидное, что предсказать заранее появление сейшей практически невозможно, а возникают они даже при самом незначительном ветре.

ЦЕЛЕБНЫЕ ГРЯЗИ

Есть у Азовских кос и свои положительные стороны — это целебные грязи. На пляже нередко можно увидеть взрослого вроде бы человека, который с остервенением роет прибрежный песок. Играть в песчаные замки ему как бы не по возрасту, а ребенка по соседству нет. Зачем? Ответ становится очевиден спустя несколько минут, когда вместо песка вперемешку с ракушками на поверхности показываются комки черной грязи.

Старожилы утверждают, что грязь Азовского моря, пластами чередующаяся с прибрежным песком, очень целебна. На протяжении столетий поваляться в грязи Азовского моря приезжали власть имущие Российской империи и соседних государств.

Местная грязь сульфидно-илового происхождения богата витаминами, ферментами, гормонами, а также является отличным природным стимулятором. Под воздействием грязи уходят многие воспалительные процессы, а кожа молодеет.

Конфликт Украина-РФ в Азовском море. Разъяснения юриста по морскому праву

В Азовском море до конца года планируется создание военно-морской базы ВМС Вооруженных сил Украины.

«В Бердянске спущены на воду два артиллерийских бронекатера ВМС Украины. Планируется, что до конца года на Азовском море создадут военно-морскую базу ВМС Вооруженных сил Украины», — сообщается на странице Правительственного портала в Facebook.

Статья в тему:  Какие маломерные суда не подлежат регистрации в гимс

Военная база Украины — продолжение морского конфликта с Россией, на который пошли украинские власти. Задержание рыболовецкого судна «Норд» и уголовное преследование капитана, блокирование танкера «Механик Погодин» в порту Херсона, переброска военных катеров в Азовское море: Киев поднимает ставки, попутно обвиняя Россию в «чрезмерных проверках» украинских судов. Эксперт: Украина может создать базу на Азовском море с тем же успехом, что и на Марсе

Какие права и обязанности есть у сторон с точки зрения морского права, изданию Украина.ру рассказал ведущий юрист компании «Мадрок» Гаджи Гаджиев.

— Сейчас в Азовском море сложилась напряженная ситуация. Как юридически регулируются взаимоотношения Украины и России в море? И может ли Украина в одностороннем порядке выйти из существующих договоров, как заявляют украинские политики?

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что договоры между странами всегда в большей степени диспозитивны. Навязывать их друг другу невозможно. И каждая страна в праве добровольно выходить из них. Поэтому даже наличие международной конвенции по морскому праву, которую ратифицировали и Украина, и Россия, и многие другие страны — почти все, у кого есть выход к морю. И даже те, у кого нет выхода, тоже ратифицировали — у них тоже могут быть суда… Наличие этих договоров, договоренностей, конвенций не гарантирует этим странам неукоснительного их выполнения. Поэтому выйти из любого соглашения, в принципе, можно. Тем более из двустороннего.

Если говорить о том, какие нормативные акты регулируют морские взаимоотношения между нашими странами, нужно ссылаться как раз на озвученную мною конвенцию о морском праве, и договор между Россией и Украиной об использовании Азовского моря и Керченского пролива — 2003 года.

— Что представляет собой конвенция?

— Это весьма внушительный по объему, но скудный по содержанию документ. Поскольку он регламентирует взаимодействие стран весьма абстрактно и широко, применяя общие термины и трактовки. При этом призывая страны, которые друг с другом граничат по морю или имеют общие торговые интересы, самостоятельно, в добровольном порядке, дружелюбно, решать эти вопросы. В случае, если они не будут разрешены, тогда можно предложить какую-то помощь.

Но нет обязывающего элемента. Но это и понятно, потому что у всех стран есть свой правовой менталитет. У каждой страны — своя реакция на то или иное нормативное предписание, свой подход, поэтому нельзя конкретизировать, распространить на все страны конкретные правила поведения.

— А кто является гарантом договора между Россией и Украиной?

— Мы возвращаемся к этой конвенции. Если мы, наряду с Украиной, являемся участниками конвенции, мы должны соблюдать основные принципы, которые она предписывает. Раз принцип взаимодействия двух стран в этой конвенции указан, значит, соблюдение не может гарантироваться этой конвенцией.

Созданы соответствующие международные морские суды, камеры и в случае, если возникают споры, страны могут обращаться в соответствующие международные инстанции. Их несколько, каждая занимается своими вопросами.

Но вопрос еще в том, что Российская Федерация с оговорками, так же, как и Украина, ратифицировала конвенция: не все споры мы можем отдать на откуп международным инстанциям. Поэтому там невозможно разрешить все вопросы. Кризис Россия-Украина в Азовском море: какие права и возможности у сторон

Статья в тему:  Какое решение выносит апелляционный суд

Если посмотреть двусторонний договор между Россией и Украиной по использованию Азовского моря, он состоит из нескольких статей, где говорится, что все споры должны разрешаться мирно и дружелюбно. Как это должно происходить — можно только догадываться.

— То есть конкретный механизм не прописан?

— Да. Нужно понимать, что прописать механизм для каждого соглашения — весьма сложно. Когда страны подписывают договор о дружбе и сотрудничестве, они не подразумевают, что будут идти с кем-то судиться. Особенно со страной, с которой они подписывают договор о сотрудничестве. Это не договор на какой-то проект. Например, «Северный поток» — это проект. Там можно прописать конкретные условия, в случае, если… А тут — использование общего ресурса.

Но это во многом вынужденный договор. Я думаю, что отказаться от него — примерно то же самое, что не отказываться. Потому что, по большому счету, он не дает гарантий и предписаний. Не будет его — вряд ли что-то измениться юридически. Нужно понимать, что в этом вопросе политика превалирует над правом.

Юридических последствий расторжения этого договора я не вижу. А экономические зависят больше от политики, чем от применяемых договоров, которые расторгаются.

— Украина обвиняет Россию в излишних, чрезмерных проверках своих судов. США поддержали претензии Киева. Есть ли прописанный механизм? Сколько могут проверять, как долго?

— Если говорить о соглашении между Украиной и Россией, таких лимитов конкретной регламентации нет. В международных конвенциях, регламентах, опять же, очень общими фразами указано, как страны должны использовать те или иные свои полномочия. В том числе в вопросах проверок.

Проверки должны быть проверками, и не просто досмотр в портах. Потому что есть понятие территориальных, внутренних вод. Проверки могут выйти за пределы внутренних вод, в случае, если есть какие-то подозрения о нарушениях в нейтральных водах. Нюансов — много. Проверки, опять же, могут осуществляться военными кораблями или другими органами. Но проверки должны быть обоснованными.

— Как определить их обоснованность?

— Это все равно что справедливое решение суда или справедливый договор — весьма абстрактное понятие.

Слишком много общих понятий, терминов, поэтому даже если возникает сложность между странами, и необходимость определить, насколько действия одной из стран были оправданными, собирается соответствующий трибунал, коллегия, которая рассматривает эти вопросы и пытается установить — насколько справедливо проверка, насколько эти действия оправданы… Предвыборный морской бой. Зачем Украине локальная война в Азовском море

Если они не оправданы, в Конвенции о морском праве говорится: страна, которая провела проверку, должна возместить убытки. Тут возникает новая проблема: что такое убытки в рамках международного права. Где упущенная выгода и где реальный ущерб. Причем можно определить, допустим, если в ходе проверки пострадали судно. Пришвартовались к судну, или испортился груз. Но как считать упущенную выгоду? Это очень сложный процесс.

Поэтому количество, время проверок — весьма широкое понятие в международных конвенциях. Но если есть реальные нарушения со стороны судовладельцев, судна, которое вошло в территориальные воды… Опять же, проверки не могут быть в открытом море — кроме военных кораблей. Военные корабли имеют право проверять, но только если у них есть подозрения. А в открытом море военные корабли пользуются иммунитетом.

Статья в тему:  Укажіть хто представляє захист у суді

В случае проверки страна — владелец судна имеет право заплатить залог до разбирательства. И в случае, если сторона применила какие-то меры — задержание, арест, — которые не позволяют судну продолжить движение, проверяющая страна должна освободить судно, которое уже обеспечило финансово все претензии к себе, немедленно. Так говорится в конвенции.

Но все вопросы не охвачены международным правом. Много ссылок на стандарты, общие фразы, обычаи, разумность. И эти понятия уже определяются, когда возникает спор.

— Могут ли корабли НАТО или ООН сопровождать украинские суда, чтобы их не досматривала Россия? Или это не более чем политические заявления?

— Теоретически могут: военные корабли могут проверять в открытом море. Другой вопрос, если мы говорим о проверках судна или о сопровождении кораблей НАТО украинских судов — до куда? До какого-то момента могут сопровождать, до внутренних вод. А дальше их не пустят.

Международное право запрещает использовать внутренние и территориальные воды без разрешения на это. А в случае нарушения этого запрета, страна, куда вторглось военное судно, может потребовать незамедлительно покинуть воды. А если не покинули? Нигде не написано, что могут применяться военные действия. Но если такое действительно будет, думаю, ответ будет жестким и радикальным.

Теоретически, судна НАТО могут сопровождать украинские. Но тогда и себестоимость перевозок будет выше. Думаю, НАТО это не очень надо с точки зрения экономики, а вот с точки зрения политики — неизвестно.

— «Проверки российских судов на Босфоре», о чем заявляет украинская сторона: возможно ли это юридически?

— Босфор контролируется Турцией. Есть международный акт, подписанный в городе Монтрё в 1936 году. Соответствующее соглашение подписали страны, которые этим проливом регулярно пользуются, в том числе Россия — вернее, Советский Союз. Исходя из этого, проход суден там не ограничен и Турция не имеет права его ограничить. Единственное, что ограничено — тоннаж. При превышении лимита могут ограничить проход судов. Эксперт: Киев создает военно-морскую базу в Азовском море по приказу США

Интересная регламентация в случае войны — использование этого пролива. Но это отдельная тема. Вопрос в том, кто будет выполнять эти предписания. Турция — член НАТО, у них есть соглашения с союзниками по НАТО. Будут ли они в случае войны пренебрегать соглашениями с союзниками, чтобы выполнять обязательства по конвенции — вряд ли.

— А если допустить, что НАТО согласится проверять российские суда на Босфоре? Как Россия может отреагировать?

— НАТО — это не орган, который должен что-то проверять. Все функции по проверке, согласно той же конвенции, наложены на турецкие власти. Другой вопрос, что это член НАТО — можно подменить одно понятие другим.

Тем более, у НАТО нет своего флага. Есть НАТО как организация, а у каждого корабля есть свой флаг, и он ходит под ним. Так что только турецкие власти могут осуществлять эту проверку.

Если они будут выполнять предписания НАТО — это возможно, Турция вправе. Есть специальная санитарная зона, но проверка направлена на выполнение функции безопасности, а не на ограничение прохода. Какая цель проверки? Только чтобы доставить неудобство? Таких целей нет. Могут быть проверки, но не превышающие нормального времени для проверки.

Статья в тему:  Как через суд получить разрешение на выезд ребенка

— Сейчас моряки, экипаж заблокированных российских судов, находятся на Украине. К некоторым из них есть претензии у украинских силовиков…

— Этот вопрос уже ближе не к морскому праву, а к уголовному. Касательно экипажа — никто к нему не применяет никаких мер задержания, их никто не держит. Они просто не хотят покидать судно.

— Судно — это территория российской федерации?

— Да, более того, по российским законам это вообще недвижимость. Судно, которое ходит под флагом, пользуется иммунитетом страны, под которым ходит.

По закону, лицо, которое совершило преступление, должно отвечать по законам страны, где оно его совершило. По претензиям к морякам — вопрос сложный, нужно понимать конкретные уголовные претензии.

— А что касается заблокированного в Херсоне танкера «Механик Погодин»? Ему предъявляют претензии из-за компании, которая сейчас находится в санкционном списке на Украине. Но работала она с судном в 2011 году…

— Если страна имеет претензии к другой стране или организации (как ВТБ или Сбербанк), то страна, в которую вошло такое судно, имеет право его задержать. Но не просто так. Должно быть судебное решение, определенные юридические механизмы.

Насколько я помню, до сих пор не было решения судебного. Вопрос в том, в течение какого времени должно приниматься решение. Ссылка идет на национальное законодательство Украины.

Если судебное решение будет в рамках закона, в рамках сроков, установленных в законах Украины, и оно будет коррелировать с решениями международных судов, которое было принято раньше, полагаю, что в международном суде у Украине есть шансы отстоять свою позицию. В зависимости от того, как они подадут и оформят свою позицию, будет зависеть, насколько легитимны их действия. Эксперт: Украина может создать базу на Азовском море с тем же успехом, что и на Марсе

Пока сложно говорить, пока действия кажутся сумбурными и необоснованными.

— А что может сделать Россия для защиты своих моряков? Куда обратиться?

— Если у сторон, которые являются членами ООН, нет возможности добровольно, мирно решить какой-то конфликт, конечно, нужно обращаться в международную инстанцию. При ООН есть соответствующие суды, которые принимают к рассмотрению споров.

Чтобы понять, куда обращаться, нужно разобраться в сути спора. Пока мы знаем не так много. Мы знаем лишь часть, верхушку, по сути, последствия. А все то, из-за чего это произошло, мы знаем на уровне слухов. Как сейчас действовать, могут знать только лица, принимающие участие в изучении документов.

Для задержания судна должны быть представлены документы. Их пока, по сути, не представили. Нет решения, где должно быть обоснование, ни ссылок на документы. Что тогда оспаривать? Сами действия. Теоретически можно, но вдруг это перейдет в другую плоскость? Экономическую, не сугубо правовую? Сложно обосновать, пока мы не увидим конкретики от властей Украины.

  • Теги
  • «Механик Погодин»,
  • Азовское море,
  • Норд,
  • Россия,
  • Украина

Проклятие Керченского пролива: история самых масштабных кораблекрушений

Керченский пролив, разделяющий Черное и Азовское моря, всегда был стратегической территорией, за которую боролись государства. Сегодня в акватории пролива до сих пор находят обломки кораблей, затонувших 100 или 200 лет назад неподалеку от берегов Крыма или Тамани.

Статья в тему:  Когда полиция передает дело в суд

Иностранное судно

Осенью 2020 года археологи обнаружили судно XIX века, которое могло принадлежать французам или англичанам. Специалисты предполагают, что этот корабль мог разбиться о подводную каменную гряду, а его фрагменты разлетелись в разные стороны на достаточно большое расстояние (от 300 до 500 м) от основного корпуса. Такие выводы сделали эксперты исходя из того, что там же неподалеку ранее уже были найдены следы кораблекрушения. Предполагалось, что произошло несколько инцидентов, а не один. Возможно, судно затонуло во времена Крымской войны, так как найденные латунные гвозди соответствуют таким же, обнаруженным в Евпатории в местах гибели союзного флота в 1852–1853 гг.

Подбитый танкер

Зафиксированная в истории точными датами трагедия случилась 79 лет назад: 2 апреля 1942 года в Керченском проливе был подбит танкер «Валериан Куйбышев». В Крым из Новороссийска он вез необходимые для защиты полуострова бензин, керосин и смазочные масла.

«У Таманского полуострова танкер был атакован пятью торпедоносцами, в небе над проливом разыгрался воздушный бой, два вражеских самолета были сбиты, но все же одна торпеда попала прямо в район кормового танка с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Горящий танкер сдрейфовал на отмель, где горел почти неделю, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Погибли 24 человека, трое были спасены», — рассказал ФАН руководитель Северо-Кавказского направления дайвинг-клуба «Черная Акула» Эрнст Антонов.

В том же году 14 апреля в Керченском проливе на мине подорвался санитарный транспорт «Антон Чехов», погибло 200 человек. А 17 апреля самолетами врага в восточной части Черного моря уничтожен санитарный транспорт «Сванетия», вышедший из Севастополя с 900 ранеными, спасли только 193 человека.

«На дне моря до сих пор сохранились останки кораблей и самолетов, это все выглядит как братская могила. Мы считаем своим долгом, чтобы и под водой люди помнили о подвигах наших предков: мы устанавливаем памятные таблички, где указываем, как назывался корабль и при каких обстоятельствах погиб», — подчеркнул Эрнст Антонов.

Керченский пролив, который объединяет Азовское и Черное моря, в мирное время не опасен для проходящих здесь кораблей. Максимальная глубина — около 18 м, ширина — от 4,5 до 15 км. Однако иногда причиной трагедии становится не военный конфликт, а непогода в совокупности с человеческим фактором.

Катастрофа 2007 года: за день утонуло пять кораблей

Ноябрь 2007 года стал одним из самых трагичных периодов в истории российского и украинского судоходства. Штормовой ветер и сильное волнение моря привели к крушению нескольких кораблей в Азовском и Черном морях 11 ноября. В тот день затонуло четыре судна, еще шесть село на мель, а два танкера получили пробоины. В результате ЧП погибло шесть россиян, а 11 пропали без вести. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» в море вылилось около 2 тыс. тонн мазута, что привело к экологической катастрофе.

Причинами произошедшего были названы халатность капитанов морских портов Кавказ и Ростов-на-Дону, а также безответственность капитанов судов, не уведших судна в укрытие. Стоит также учитывать, что в Керченском проливе мало бухт для укрытия судов от шторма.

Статья в тему:  Как вести себя на апелляции в суде

Украинская провокация

Одно из наиболее резонансных современных событий здесь приключилось в 2018 году, когда «Керченский таран» привлек внимание всего мирового сообщества.

Три корабля военно-морских сил Украины — «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» — 25 ноября вошли в территориальные воды России в Черном море. Заявок на проход флота через Керченский пролив Украина заранее не подавала. Корабли украинских ВМС, находясь в территориальных водах РФ, не реагировали на предупреждения российских пограничников и при этом «совершали опасное маневрирование».

Они были перехвачены российской береговой охраной, один из кораблей которой совершил навал на украинский буксир. После прохода к якорной стоянке перед Керченским мостом украинские корабли были заблокированы, а когда они попытались лечь на обратный курс в Одессу, российские силы начали преследование и применили по ним оружие, после чего корабли были захвачены и отконвоированы в Керченский порт.

В рамках обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной 7 сентября 2019 года всех 24 задержанных в Керченском проливе украинских военнослужащих вернули на Украину, а 18 ноября 2019 года были переданы и корабли.

Под прицелом: для чего Россия наращивает военное присутствие в Азовском море

Россия наращивает количество боевых катеров и кораблей в Азовском море и в районе Керченского пролива. Их перебрасывают из отдаленных вод, за тысячи километров ‒ с Каспия и даже с Баренцева моря, с севера России. Группировки в районе Азова активно усиливают, начиная с весны этого года. Что уже перебросили ближе к Украине и к чему это может привести? Разбирались журналисты специального проекта Радіо Свобода «Донбасс.Реалии».

Рискованные маневры катеров российских пограничников в Азовском море. Более семи сотен случаев проверок судов, направлявшихся в украинские порты. Появление военных катеров ВМС Украины в акватории. Напряжение в Азовском море росло месяцами и дошло до открытой агрессии со стороны России. Российских катеров и кораблей здесь все больше, соответственно, градус напряжения тоже растет.

«Корабли перебрасываются даже с Баренцева моря, то есть это означает, что обстановка в Баренцевом море, с точки зрения Москвы, проще. Несмотря на то, что недавно там прошли крупнейшие учения НАТО с участием авианосца, впервые за долгие годы. Однако Россия считает, что в Азовском море все может быть круче. На днях туда вошел тральщик «Вице-адмирал Захарьин», что, кстати говоря, само по себе очень симптоматично, так как появление тральщика в Азовском море означает, что Россия допускает появление минной опасности в Азовском море», ‒ рассказывает российский военный обозреватель, капитан 1-го ранга запаса Сергей Ищенко.

По данным украинских пограничников, в октябре в Азовском море было 120 кораблей и катеров пограничной службы ФСБ России. Фактически каждый третий имеет вооружение. Дополнительно корабли могут оперативно перебросить из Черного моря ‒ и группировка станет еще мощнее.

«Только в последний месяц перед закрытием речной навигации мы зафиксировали 7 военных кораблей, больших пограничных кораблей, которые перекинуты к Азовскому морю», ‒ говорит глава наблюдательного совета общественной организации «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко.

«Гопничество» России в Черном море: ответ США

Российские боевые корабли на страже Керченского пролива

К примеру, недавно в район Азовского моря и Керченского пролива россияне перебросили сторожевые корабли «Керчь», «Сыктывкар», «Кизляр» и «Балаклава». Все однотипные. Из вооружения: скорострельная шестиствольная 30-миллиметровая и 76-миллиметровая пушки и пулеметы. У экипажа ‒ переносные зенитно-ракетные комплексы. В районе Керченского моста дежурят пограничные сторожевые корабли проекта «Охотник» ‒ с площадкой для вертолета, вооруженные 30-миллиметровой артиллерийской установкой и пулеметами. В акватории моря курсируют катера проекта «Соболь» и «Мангуст».

Статья в тему:  Как восстановить прописку через суд

«Россия в Темрюке и в Таганроге имеет по отряду кораблей береговой охраны. В целом это близко, я не обладаю какими-то закрытыми данными, я по открытым источникам могу сказать, ‒ это около 30 пограничных кораблей и катеров, которые находятся там. Сколько из них в строю, сколько сейчас ремонтируются, сколько не могут выйти в море, я не знаю», ‒ говорит российский военный обозреватель, капитан 1-го ранга запаса Сергей Ищенко.

Эксперты: преимущество России в акватории тотальное

В Москве милитаризацию акватории оправдывали инцидентом с рыболовецким судном «Норд» ‒ весной его задержали украинские пограничники. В Украине нагнетание сил называют попыткой превратить Азов во внутреннее море России.

«Они перебрасываются для того, чтобы Украина не могла совершенно спокойно осуществлять свои коммуникации, не могла осуществлять навигацию, не могла осуществлять свою экономическую деятельность в Азовском море», ‒ убежден заместитель директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь.

Проходят: Киев обманул Госдеп и ЕС по судоходству из-за Крымского моста

Госдепартамент США и Евросоюз присоединились к украинским властям, которые заявляют, что Крымский мост ограничивает судоходство в Азовском море и ударит по украинским портам. Тем временем крупные балкеры со всего мира по-прежнему заходят в Мариуполь. Последний из них, 200-метровый Federal Rideau, бросил якорь в украинском порту позавчера.

«Соединенные Штаты осуждают строительство Россией и частичное открытие моста через Керченский пролив между Россией и Крымом. Мост препятствует судоходству, ограничивая размеры судов, которые могут проходить через Керченский пролив, единственный путь, ведущий к территориальным водам Украины в Азовском море. Мы призываем Россию не препятствовать этому судоходству», — говорится в заявлении Госдепартамента. Похожее заявление сделали и представители ЕС.

Министерство инфраструктуры Украины, тем временем, оценило убытки страны от строительства Крымского моста в 500 млн грн в год (около 1,2 млрд руб., или около $ 19 млн). Глава ведомства Владимир Омелян пояснил, передает «Интерфакс Украина», что речь идет о прямых убытках от того, что был сокращен тоннаж судов по заходу в два украинских порта на Азовском море.

Ранее, прошлым летом, Министерство по вопросам временно оккупированных территорий Украины заявило, что Россия установила ограничения для украинских судов, и в Азовское море не смогут заходить теперь суда длиннее 160 метров, выше 41 метра с осадкой более 8 метров. Таким образом, грузоподъемность судов не сможет превысить 10 тыс. тонн, заявили в министерстве и привели данные Мариупольского порта о том, что новым требованиям не отвечают 144 судна, которые заходили в 2016 году. А это — 23% всех судов, 43% грузооборота и удар по заокеанским поставкам Украины, отмечали в ведомстве.

Украинская версия «российских» ограничений. Фото: mtot.gov.ua.

Немецкая Deutsche Welle при этом привела данные Администрации морских портов Украины (АМПУ) о том, что средняя длина судов, заходящих в украинские порты на Азовском море, составляет 175 м, а средняя осадка — 9,6 м. И.о. директора Мариупольского порта Александр Олейник заявил местному телеканалу, что порт потеряет около 30% большегрузного флота. «При пороге безубыточности в 350−400 тысяч тонн грузов мы в августе сможем перегрузить только 160 тысяч тонн, поскольку основные наши партнеры — мариупольские меткомбинаты — были вынуждены в этом месяце переориентировать свою продукцию в южные порты», — сказал Александр Олейник.

Статья в тему:  Как вести себя в суде по дтп

«Под угрозой оказываются поставки около 1 млн тонн чугуна в год по контрактам с американскими заказчиками», — говорилось в заявлении уже украинского Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР).

В Минтрансе России тогда отвергли все обвинения, а расследование EADaily показало, что в Азовское море продолжают заходить крупные балкеры, чьи параметры намного превышают данные украинской стороны. Свежий пример — балкер под флагом Маршалловых островов Federal Rideau, который 14 мая прошел под Крымским мостом и находится сейчас, по данным Marinetraffic, у причала Мариуполя. 200-метровое судно на 40 метров превышает «российские ограничения» и может взять на борт вдвое больше, чем прогнозировали в Киеве, — более 20 тыс. тонн.

Фото: marinetraffic.com. Фото: marinetraffic.com.

В украинский порт балкер прибыл из Туниса и, судя по всему, ожидает загрузку металла с местных металлургических комбинатов. На форуме «Все грани» в разделе «Старый Мариуполь» пишут, что ранее Federal Rideau заходил в Мариуполь в середине ноября прошлого года, где также загружался металлом.

Напомним, что кампанию против Крымского моста по ограничению судоходства на Украине начали летом прошлого года. В июне замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк предупредил об опасности Крымского моста для национальной безопасности, так как из-за него снизятся заходы судов и грузооборот в портах Мариуполя и Бердянска. Кроме того, упадет рентабельность предприятий региона. А это — крупнейшие в стране металлургические заводы. В августе МИД Украины выразил России официальный протест по строительству моста через Керченский пролив. В заявлении внешнеполитического ведомства указывалось, что строительство моста нарушает международное право. Страсти накалились еще больше после того, как в августе в Керченском проливе установили арку и суда начали ходить уже по ограничениям моста. Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука сообщил, что Россия обрекает Украину на изоляцию морским путем.

В России опровергли заявления украинской стороны. В Минтраснпорта сообщили, что геометрические габариты Керчь-Еникальского канала, его навигационно-гидрографическое обеспечение и глубины остаются неизменными вне зависимости от строительства моста через Керченский пролив. В Минтранспорта также сообщили, что длина судна может быть до 252 метров, а высота пролета арки моста «обеспечивает беспрепятственный проход всех судов, формирующих судооборот, исторически сложившийся в портах Азово-Черноморского бассейна» с учетом гидрологии пролива: «Высота подмостового габарита — 35 метров — принята на основании тщательно проведенного анализа материалов о судоходстве в Азово-Черноморском бассейне и с привлечением структур и ведомств, обеспечивающих судоходство в Керчь-Еникальском канале. Учтены все морские суда, осуществляющие плавание в течение последних десятилетий на судоходных путях Керченского пролива. По результатам проведенной работы принято максимально выверенное техническое решение».

Источники:

http://paranormal-news.ru/news/tajna_azovskikh_kos/2016-02-12-11865

http://ukraina.ru/exclusive/20180920/1021181751.html

http://riafan.ru/region/svs/1416751-proklyatie-kerchenskogo-proliva-istoriya-samykh-masshtabnykh-korablekrushenii

http://ru.krymr.com/a/azovskoe-more-pod-pricelom/29635506.html

http://eadaily.com/ru/news/2018/05/16/prohodyat-kiev-obmanul-gosdep-i-es-po-sudohodstvu-iz-za-kerchenskogo-mosta

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector