Какие суды вкл были сословными
Судебная система Великого княжества Литовского
Из Википедии — свободной энциклопедии
Судебная система Великого княжества Литовского — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществлявших правосудие на территории Великого княжества Литовского.
Источниками права до XVI века были древнерусское право (Русская Правда), местные обычаи и судебная феодальная практика. В конце XIII века возникло писаное право в форме писем («листов»), грамот, великокняжеских привилеев. В 1468 году был создан судебник. В начале XVI века введён один из первых в Европе систематизированных сводов законов — Статут Великого княжества Литовского, прошедший три редакции — 1529, 1566 и 1588 годов (последняя редакция имела силу на территориях Беларуси, Литвы и Украины вплоть до 1840 года).
С распространением крепостного права возникло и право вотчинного суда у помещиков; сначала правом этим пользовались только помещики-католики, но с 1457 года оно было распространено на всех, причём из вотчинного суда были изъяты некоторые уголовные преступления, среди которых поджог и изнасилование.
Судебные органы Великого княжества Литовского (замковый суд, вотчинный суд, подкоморский суд, великокняжеский суд и другие) носили сословный характер. В некоторых местностях по традиции существовали копные суды, которые, по мнению Матвея Любавского, представляли собой развитие и видоизменение практики существования «вервей» Русской Правды и возникли на почве круговой ответственности местных обществ за своих членов и вытекавшей оттуда власти над ними. Границы копных околиц не совпадали с пределами волостей, а имели самостоятельное происхождение, естественное или искусственное. Копные суды действовали тогда, когда потерпевший созывал окольных жителей для определения, кто из них является преступником, кроме того, они решали некоторые гражданские правонарушения между соседями (потравы), и их решения, как особый вид полюбовного разбирательства, были обязательны. Тем не менее, копные суды, хотя и носили демократический характер, находились под контролем местной администрации.
Судебная власть в государственных имениях, отданных в «держание» частным лицам, принадлежала этим лицам (наместникам), называвшимся державцами или ранее тиунами. Державцы при отправлении своих должностей получали разные доходы, а отданные в держания имения рассматривалась как «кормленья». При назначении на должность они, как и другие должностные лица, платили великому князю «челобитье», так что в XV веке назначение на должность получило характер своеобразной продажи. Наместничества раздавались «на год», «до воли государевой», но чаще всего «до живота» (то есть пожизненно), а нередко переходили с согласия великого князя и по наследству.
Некоторые поветы не раздавались в управление державцам, а подчинялись непосредственно воеводам и старостам, находившимся в главных городах и владевшим волостями на тех же основаниях, что и державцы. Они получали свои воеводства и староства пожизненно или до назначения их на другую должность.
Вотчинный суд был введён привилеем 1447 года, затем Статутами. Рассматривал главным образом дела на основе местных обычаев или владельца вотчины, произвольно определявшего наказание. Судопроизводство обычно вели сотские.
В 1468 году великим князем Казимиром был издан «Судебник», который представляет собой главным образом свод наказаний за татьбу в разных её видах. Преобладает ещё частноправовой взгляд на преступление как на ущерб, причинённый отдельной личности, но видны уже и признаки возникающего государственного взгляда (вор ни под каким видом не может быть освобождён от наказания, к которому приговорён). Наказания, устанавливаемые в «Судебнике», весьма суровы — смертная казнь в форме повешения употреблялась довольно часто. Первый систематический свод писанных законов, составленный в 1529 году, носит название Первого статута.
До издания Статута 1529 года в Великом княжестве Литовском не было инстанционного порядка рассмотрения дел, каждый шляхтич мог обращаться непосредственно в великокняжеский суд. Дела в нём рассматривали великий князь и паны-рада. Статутами и постановлением сеймов 1542 и 1551 годов великокняжеский суд был определён высшей инстанцией. По первой инстанции рассматривал дела по обвинению в заговоре и государственной измене, о преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц, о самовольном захвате государственных имений, земель и прибылей, дела о принадлежности к шляхетскому сословию. Как апелляционная инстанция рассматривал жалобы на постановления замковых, земских, подкоморских и войтовских судов.
В 1566 году в поветах и воеводствах были созданы земские и подкоморские суды, членов которых избирала шляхта.
Замковый (гродский) суд находился в замке (гроде, городе). Рассматривал дела о наиболее тяжких преступлениях, также свидетельствовал сделки, обеспечивал решения других судов.
Земский суд рассматривал уголовные и гражданские дела, исполнял нотариальные акты, записывал жалобы на незаконные действия должностных лиц повета. Избирался поветовой шляхтой из местных шляхтичей, знавших право и имевших поместья. Сессии земского суда собирались три раза в год. Судопроизводство велось в соответствии с Бельским привилеем 1564 года и Статутами ВКЛ.
Подкоморский суд рассматривал дела о земельных спорах. Подкоморий, коморник и писарь проводили осмотр спорной земли, заслушивали показания соседей, выносили решение и определяли межи. Жалобы на решения суда рассматривал Трибунал Великого княжества Литовского.
Особое положение в судебном отношении имели города, пользовавшиеся магдебургским правом, которое начало проникать в Великое княжество Литовского в конце XIV века из Польши. Сущность магдебургского права заключалась в освобождении горожан от некоторых государственных налогов и повинностей и от подсудности государственным чиновникам, за исключением важнейших уголовных преступлений. В Великом княжестве Литовском магдебургское право носило сильно усечённый характер, самоуправление городов было сильно ограничено. По магдебургскому праву, в городе существовали две коллегии — радцы и лавники. Первые, кроме прочего, вели суд по гражданским делам, вторые, в числе 12 членов, под председательством войта принимали решения по уголовным делам (войтовско-лавницкий суд). Установленный порядок часто нарушался: число радцев и лавников менялось, войт руководил также и радцами; иногда коллегии сливались в одно учреждение — магистрат. Так города Полоцк, Могилёв и Орша добились объединения суда лавников и бурмистрско-радецкого суда.
Судебная система Великого княжества Литовского, ее становление и развитие. Судебная реформа в XVI в
Система судебных органов в Беларуси складывалась постепенно, но в завершенном виде сформировалась в XVI в.
В ХУ-ХУТ вв. в Беларуси существовали две системы судебных органов —общие судыдля всего населения, основанные на древнем обычном праве, а также суды для отдельных групп населения— духовенства, мещан, крестьян, татар, евреев, которые не получили достаточного отражения в Статуте 1588 года, так как действовали на основе церковного права (Библии, Корана, Торы), специальных нормативных актов или древнего обычного права.
Господарский судбыл высшим всесословным коллегиальным судом, который до 1581 года (до учреждения Главного суда) выступал как апелляционный суд (суд второй инстанции) и как суд первой инстанции по наиболее важным делам, затрагивающим интересы государства и шляхты. С 1581 года компетенция Господарского суда сужается и согласно Статуту 1588 года он действует только как суд первой инстанции.
Состав Господарского суда не был четко определен, но в его работе принимал участие господар и обязательно паны Рады, количество которых колебалось от двух до двадцати и более. Решения и приговоры суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится господар, но только в пределах территории Великого княжества Литовского. Поскольку великий князь (господар) одновременно был и королем Польши и в силу этого часто отсутствовал, то дела, поступавшие в Господарский суд, нередко рассматривались либо судом панов Рады,либо комиссарским судом.Комиссарский суд рассматривал дела по земельным спорам феодалов, причем с выездом на места.
Разновидностью Господарского суда являлся Сеймовыйсуд. Он был более демократичен по составу — в него, помимо господара и панов рады, согласно Статуту 1588 года, входили еще и 8 депутатов сейма. Этот суд действовал только в период работы сейма.
К высшим судам относился и Главныйсуд (Главный литовский трибунал), учрежденный грамотой Стефана Батория от 1 марта 1581 года. Это был выборный коллегиальный орган. Члены этого суда избирались ежегодно на местных сеймиках по 2 человека от воеводства и по 2 человека от повета, не имевших воеводства. Заседания Главного суда поочередно проходили в городах Вильно, Новогородке, Минске. Вся территория Великого княжества Литовского была как бы условно разделена на три судебных округа, с учетом которых и рассматривались судебные дела в указанных городах.
Главный суд в основном выступал как суд второй инстанции, т. е. как апелляционный суд, рассматривая жалобы на решения и приговоры местных судов.
К местным судам относились замковый (гродркий), земский, подко-морский, магистратский и копный. Порядок формирования, структура, компетенция и правовой статус их были неодинаковы.
Замковый (гродский) суд— это всесословный, ежемесячно действовавший суд, не отделенный от администрации. Он функционировал в двух составах и в силу этого мог осуществляться как воеводой (поветовым старостой) и заседателями, так и в составе подвоеводы (подстаросты), грод-ского судьи и писаря. В последнем случае решения рассмотренных Дел могли быть пересмотрены воеводой (поветовым старостой), и только после этого появлялось право на подачу апелляции в высший суд,
Компетенция замкового суда была ограничена временными рамками (учитывалось, что должно пройти не более четырех недель со дня совершения преступления), а также видами и характером уголовных и гражданских правонарушений. Из уголовных дел ему были подведомственны особо опасные (о нападениях на дома шляхты, поджогах, разбоях, убийстве, изнасиловании, колдовстве, отравлений) и «горячие» «учинки» (задержание с поличным, т. е. задержание не позднее 24 часов после совершения преступления), а из гражданских — об истребовании непохожих крестьян, оспаривании крепостного состояния.
Земский суд,учрежденный ранее, был более демократичным, так как его состав был исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации. Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты.
В его состав входили три человека — земский судья, земский подсудок и земский писарь, избираемые шляхтой повета из своей среды. Земский суд работал посессионно, проводя три каденции (сессии) в год — в январе, июне и кУнпе сентября. Продолжалась сессия суда согласно Статуту 1588 года «покй справы судовые отсужоны и окончены быти могуть», но на практике чаще всего — 2-3 недели. Суду были подведомственны как уголовные, так и гражданские дела, кроме дел, отнесенных к компетенции Господарского, Главного, гродского и подкоморского судов.
Подкоморский суд— это особый суд, учреждавшийся в каждом повете. Особенность его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден для рассмотрения только одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел — межевых споров; во-вторых, дела рассматривались исключительно в месте нахождения спорной земельной межи; в-третьих, дела рассматривались единолично судьей-подкоморием; в-четвертых, решения суда немедленно приводились в исполнение, хотя могли бы быть и обжалованы в Господарский, ас 1581 года — в Главный суд. Это был выборный, исключительно шляхетский и отделенный от администрации суд. Должность подкомория была пожизненной.
Магистратский суд (войтовско-лавничий, бурмистерско-радецкий)был судом для мещан городов, имевших привилей на магдебургское право. Он действовал в двух указанных выше составах.
Если дела рассматривались бурмистрами и радцами, то по таким делам могла быть подана жалоба городскому войту, который вместе с лавни-ками (заседателями) рассматривал эту жалобу. Только после рассмотрения дела войтовско-лавничим судом появлялось право на подачу апелляции в
В городах, где должность городского войта была выкуплена мещанами, дела, рассмотренные войтовско-лавничим судом, можно было обжаловать в городскую раду (магистрат), а затем только — в вышестоящий суд.
Особый порядок был установлен для рассмотрения дел тех мещан-ремесленников, которые были записаны в цехи. Дела цеховых ремесленников рассматривались первоначально цехмистрами (цеховыми старшинами) и старшими мастерами, а жалобы подавались в магистрат.
Жители городов без магдебургского права судились в городском суде. Копный суд— это самый древний коллегиальный орган, продолжавший функционировать и в XVI веке. Он обслуживал сословия простых людей. Членами его были копные мужи и копные старцы, проживавшие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15-20 км. Количество членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и др.). Но обычно суд считался правомочным, если состоял из 10-20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и дела об особо опасных преступлениях (убийствах, грабежах), и о мелких правонарушениях (потраве посевов).
Особенность копного суда заключалась в том, что его решения приводились в исполнение немедленно, т. е. их невозможно было обжаловать. Но если присутствовавший на заседании копного суда представитель администрации (государственной или панской) усматривал нарушение закона, то он мог потребовать задержать исполнение вынесенного копным судом решения (приговора). Принимая во внимание быстроту, с которой действовал копный суд, феодалы иногда возбуждали дела именно в нем.
Каптуровый суд— высший особый коллегиальный суд, учреждаемый в периоды бескоролевья. Он создавался на основе специального постановления вального сейма Великого княжества Литовского из числа местных судей: воеводы (старосты), гродского судьи, земского судьи, подкомория и др. Его численный состав мог быть различным, но правомочным он являлся в составе не менее 5 человек. Компетенция его была широкой, а решения (приговоры) окончательными и обжалованию не подлежали.
Уже с начала XVI века в судах существовала адвокатура.Адвокатами могли быть только шляхтичи, допущенные судом к адвокатской практике, которые знали местное право. За небрежное ведение дела адвокат наказывался лишением свободы на четыре недели, а за измену своему поручителю мог быть приговорен и к смертной казни
8. Основные источники права феодальной Беларуси Х1У-ХУ1 вв.
Особенности судопроизводства по Статутам Великого Княжества Литовского: кодификация норм судебного
Великое Княжество Литовское как восточноевропейское государство просуществовало с середины XIII в. по 1795 год (вплоть до III-го раздела Речи Посполитой). Оно сложилось на территории таких современных государств, как Польша (воеводство Подляшье, до 1569 г.), Россия (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Белоруссия (вся территория), Литва (за исключением Клайпедского края), Латвия (частично, после 1561 г.), Эстония (частично, с 1561 по 1629 гг.), Молдавия (незначительная часть, до 1569 года), Украина (большая часть, до 1569 г.). С 1569 года княжество пребывало в сеймовой «Люблинской унии» в составе федеративной Речи Посполитой.
За долгий период государственно-правового развития в Великом Княжестве Литовском сложилась особая судебно-правовая модель, включающая многоуровневую систему судебных органов со специфичной формой судопроизводства. В завершённом виде она сформировалась к XVI веку, когда получили юридическое закрепление общегосударственные суды трех уровней (земские, подкоморские и главные суды) . Все ранее действовавшие судебные институции (церковные, третейские, вотчинные, сословные городские – в привилегированных городах, крестьянские общинные (копные) суды) были временно сохранены и вместе с вновь учрежденными государственными судами составили довольно своеобразную и прогрессивную систему, которая пережила существование самое государства и эффективно трансформировалась уже на территории Беларуси вплоть до 1830 г.
В данном микро-исследовании рассмотрим специфику кодификации норм судебного (судоустройственного и процессуального) права в самом известном памятнике права Великого Княжества Литовского – «Статуте ВКЛ», переизданий которого насчитывается несколько видов.
Самый ранний вариант – это I Литовский Статут (далее – «Статут ВКЛ» 1529 г.). Он был издан на старом белорусском языке по приказу Великого князя Сигизмунда I, обнародован на Гродненском сейме в 1522 г., и введен в действие лишь 29 сентября 1529 г. На его составление было потрачено много сил в течение почти семи лет, так как были систематизированы и модифицированы многочисленные источники: великокняжеское законодательство (в том числе нормы Судебник Казимира 1468 г.), иммунитетные грамоты и княжеские хартии привилегий, вотчинное и каноническое право, магдебургское городское право, местное обычное право, судебные решения. Использовалось законодательство зарубежных государств и даже некоторые статьи из «Русской Правды» .
В редакции «I Статута ВКЛ» 1529 г. был выделен особый Раздел VI «О судьях» из 27 статей, в котором регламентировалась судебная процедура в целом и процессуальная форма ведения отдельных действий в суде. В частности, кодифицировались нормы-принципы: гласность, публичность, письменность, возможность участия адвокатов, и другие общие начала правосудия, а также процессуальные нормы-действия, такие как проведение обыска, свода, пытки, гонения следа. Перечень уважительных причин неявки сторон в суд был дополнен такими, как эпидемия («мор») в стране и созыв всеобщего («вального») сейма. Отдельное внимание уделялось описанию видов доказательств (собственное признание, показание сторон и свидетелей, поличное, присяга и др.) . Здесь упоминается великокняжеский суд и суд Панской рады, которая занималась вопросами судопроизводства по сессиям, собираясь в Вильнюсе лишь один раз в год. Поэтому была учреждена еще одна форма столичного судопроизводства – суд с участием комиссаров Великого князя. Они назначались государем для разрешения конкретных споров, как правило, прямо на месте их возникновения. Наряду с ними действовали государственные выездные, копные и третейские суды, которые специализировались на рассмотрении земельных споров.
Важным событием в средневековой истории литовского судебного права стала новаторская судебная реформа, инициированная Великим князем во второй половине XVI в. Её основные итоги нашли отражение в целом ряде нормативных постановлений (например, в акте Бельского сейм 1564 г., в Законе о главном суде 1581 г., в уставах 1529, 1566 и 1588 гг.) . Они регламентировали более прогрессивную институциональную структуру и процессуальную форму судебного устройства княжества. В стране была введена четырехзвенная система независимых судебных учреждений: 1) суд державцы; 2) суд воеводы; 3) суд Панской рады; 4) великокняжеский суд. Теперь в вышестоящий суд князя разрешалось обращаться лишь в апелляционном порядке, а по первой инстанции большинство подданных должны были довольствоваться судом волостного державцы или воеводы.
Следующая редакция «Статута ВКЛ» пришлась на 1556 год. Так, был выделен институт разъездных княжеских судей, а также еще одна разновидность великокняжеского суда – «судьи дворные». Это был своеобразный асессорский суд, организуемый ad hoc для конкретных дел, в частности, по земельным спорам. По мнению И.И. Лаппо, он имел смешанный состав (асессорами были как члены Панской рады, так и другие должностные лица), а также они обычно слушали дела в своей постоянной резиденции – в Великокняжеском дворце. Кроме того, если комиссары действовали от лица самого Великого князя или от имени Главного Литовского трибунала, то асессорский суд был подведомственен только Канцлеру княжества.
Третий Статут ВКЛ 1588 г. обязал иметь в каждом уезде княжества специальный судебный двор со зданием суда – это «изба судебная». Если же не было организовано такой институции, то требовалось перед каждой сессией суда отвести «особный дом престронный, где на судех заседати» . На этом этапе кодификации судебного права расширилась подсудность городского суда, наметилась тенденция его преобразования из административного учреждения в сугубо судебное. Высший городской суд стал рассматривать дела с участием представителей общественности из числа свободных сословий (шляхты, мещан). Вторым судом, который был отделен от органов государственного управления, стал подкоморский суд, впервые учрежденный как судебно-арбитражный орган на основании «Бельской привилегии» 1564 г. Он состоял обычно из одного должностного лица подкомория (лат. succamerarius), двух помощников – коморников и писаря, которые вместе разрешали «розницы земляные и граничныя» (ст. 2 Раздела IХ Статута 1588 г.). Ему также пересылались дела из других судов для рассмотрения «на осуженье и на сконченье» (ст. 21 Раздела IХ). Имелась в виду ситуация, когда городской или земский суд не могли рассматривать дело непосредственно на спорном месте, из-за опасности насилия со стороны споривших лендлордов. Заметим, что подкоморские суды защищали не столько государственные интересы, сколько законные права и интересы частных лиц, и потому представляли собой дальнейшее ограничение судебной власти Великого князя. Кроме того, по III Статуту был организован со своей особой компетенцией Главный литовский трибунал, как высший апелляционный суд, который действовал на основе собственного Устава, Статута ВКЛ 1588 г., других нормативных актов, а также судебных книг с постановлениями самого Трибунала.
Таким образом, все три кодификации судоустройственного и процессуального права Великого княжества Литовского в виде Статутов 1529, 1556 и 1588 гг. внесли важный вклад в прогрессивное развитие судебного права. Они сохранили местные обычно-правовые установки в сфере судопроизводства, унаследованные со времен Киевской Руси, но также ввели ряд новых юридических понятий и гарантий правосудия, пришедших главным образом из магдебургского права и земского права Германии.
Судебная система и законодательство ВКЛ в XIV–XVI вв
При выяснении специфики судебной системы ВКЛ следует, прежде всего, отметить, что она имела два уровня: 1) общие суды для всего населения; 2) сословно-групповые суды для основных сословий и групп населения (для шляхты, мещан, крестьян, евреев, татар и др.).
Высшим судебным органом для всего населения был великокняжеский (господарский) суд, а также суд панов-рады, сейма и их разновидность – комиссарский суд. К компетенции великокняжеского суда относились дела о государственных преступлениях, об имущественных правах шляхты, о принадлежности к шляхетскому сословию, об исках, которые затрагивали интересы казны. Разновидностью великокняжеского суда являлся суд панов-рады и сеймовые суды, которые проводились во время сейма.
Судебная власть великого князя и панов-рады была ограничена в 1581 г., когда был издан закон о создании Главного суда (Трибунала), на который возлагались аппеляционный пересмотр дел и рассмотрение некоторых дел в первой инстанции. Кроме того, он занимался и нотариальными делами. Остальные дела должны были рассматриваться в местных судах. Главный суд (Трибунал) состоял из избранных на поветовых сеймиках шляхты судей (по два от повета), заседал ежегодно посессионно (до 22 недель в год) в Вильно, Минске, Новогрудке попеременно.
Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах – высшем и низшем. В состав высшего суда входили воевода или староста, либо державца и местные феодалы. Низкий суд состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Эти должности могли занимать только шляхтичи, имеющие недвижимость, знающие право и умеющие писать.
В гродских судах рассматривались дела по обвинению шляхты, мещан и крестьян в наиболее тяжелых криминальных преступлениях. Следовательно, в некоторой степени он был всесословным судом.
Сословным судом для шляхты был земский поветовый суд. Его возникновение в Беларуси относится к первой половине XVI в. Судьи в этот суд избирались шляхтой и утверждались великим князем пожизненно. Дела в земском суде рассматривались посессионно. Сессии собирались три раза в год. Следует иметь в виду, что созданием земских судов было положено начало организации судебной системы на новой теоретической основе разделения властей, так как они были первыми судами, полностью отделенными и не зависимыми от местной администрации.
Вторым судом, отделенным от органов государственного управления, был подкоморский суд. В этом суде рассматривались дела о земельных спорах с участием самих сторон. Действовал с 1566 г. Должность подкомория считалась почетной и доходной, потому что значительная часть судебных пошлин, которые вносили стороны, шла в доход судьи. Рассмотрение дела в подкоморском суде происходило на месте границ землевладений. Там же подкоморий слушал объяснения сторон, показания свидетелей, рассматривал письменные доказательства, выносил свое решение, показывал на местности, где должна проходить межа, устанавливал межевые знаки. Решения подкоморского суда подлежали неотложному исполнению, однако могли быть обжалованы в великокняжеском или главном суде.
На новых принципах выборности и участия представителей городского населения строился и войтовско-лавницкий суд в городах. Этим судом рассматривались как криминальные, так и гражданские дела. Мелкие и незначительные правонарушения и споры среди мещан рассматривали городские бурмистры. Войтовско-лавницкие и бурмистерско-радецкие суды создавались в городах сразу после получения городом грамоты на магдебургское право.
Важно отметить, что создание выборных, не зависимых от администрации, судов хотя бы только для некоторых сословий, свидетельствовало о новом этапе в развитии правовой культуры общества, стремлении к постепенному установлению правового порядка в государстве.
Судебные дела над крепостными крестьянами и служилой шляхтой рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли представители вотчинной администрации (соцкие, старосты, державцы). Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины.
Среди крестьянского сословия еще бытовал так называемый копный суд. Судопроизводство здесь имело две формы: обычную и «горячую». Обычная копа собиралась в заранее определенные сроки и на определенном месте – коповище. Обычная копа рассматривала гражданские дела, межевые споры, мелкие крадежи. «Горячая» копа собиралась в случае убийства, поджога, нападения. Определенного места сбора не имела. Пострадавший кричал (поднимал гвалт), и все взрослые, кто слышал крик, должны были бежать на место происшествия, где происходил суд. Все были судьями и имели равные голоса в принятии решения. Постановления копных судов, как правило, обжалованию не подлежали и исполнялись сразу.
Среди духовенства, татар, евреев, действовали ещё свои суды, основанные на религиозном праве (Библии, Коране, Торе). Судебная система ВКЛ представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Судебная система ВКЛ
Виды судов | Кто судил | Какие дела рассматривали | Территория, на которую распространялось их дейстие |
Общесословные | |||
1 Великокняжеский, а с 1581 – Трибунал ВКЛ | Великий князь, паны-радные, коллегия по 27 судей-депутатов во главе с маршалком | Аппеляции на решения земских, замковых и подкоморских судов. Дела о государственных преступлениях, об имущественных правах шляхты, о принадлежности к шляхетскому сословию, дела духовных особ | ВКЛ |
2 Замковый (гродский) | Воевода, староста, державца, городничий | Криминальные дела шляхты, мещан и крестьян | Замок, воеводство, повет |
Сословные | |||
3 Земский | Судья, подсудок, писарь | Гражданские иски и криминальные дела шляхты, бояр, князей и других панов | Повет |
4 Подкоморский | Подкомории, поветовый, коморник | Споры землевладельцев по земельным вопросам | |
5 Войтовско-лавницкий | Войт, лавники | Криминальные и гражданские дела | Город |
6 Бурмистерско-радецкий | Бурмистр, радцы | Споры среди мещан, незначительные правонарушения | |
7 Копный (общинный) | Старец, копные мужи | Гражданские дела, криминальные дела крестьян | Волость |
8 Вотчинный | Владелец вотчины, соцкий | Владение, имение |
Переходя к проблеме развития законодательства, необходимо подчеркнуть, что источниками права в ВКЛ сначала было древнерусское право («Русская правда»), местные обычаи и судебная практика. В XIV–XV вв. наметился переход от обыкновенного права к писаному, которое вскоре стало основным источником права на территории Беларуси. Первая попытка установить единство правовых норм на всей территории, ограничить самопроизвол судей, а также усилить правовую защиту феодального имущества и ввести жесткие меры наказания была сделана в Судебнике 1468 г. Это был первый кодекс криминального и криминально-процессуального права ВКЛ, одобренный великим князем Казимиром на сейме 29 февраля 1468 г. Составлен на основе местной обычной и судебно-административной практики.
Судебник дал начало новому этапу в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности и кодификации феодального права. Однако вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе.
Статут ВКЛ 1529 г. составлен комиссией под руководством канцлера ВКЛ А. Гоштольда (есть предположение, что в составлении и редактировании Статута принимал участие Ф. Скорина). В Статут включены нормы государственного, административного, гражданского, семейного, криминального, судебно-процессуального и других отраслей права, нормы общего права и специальные нормы, которые обеспечивали привилегии господствующему классу или его группам. Он состоит из 13 разделов и 283 статей. В нем юридически закреплены основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, сословий и социальных групп населения, порядок образования, состав и полномочия некоторых органов государственного управления и суда. Особое значение в Статуте придавалось судебно-процессуальному праву. Провозглашался принцип публичности правосудия, формального равенства сторон в процессе, право обвиняемого на защиту с участием адвоката. Одновременно в Статуте провозглашалось сохранение привилегий и льгот для феодалов, что на практике закрепляло бесправие простых людей и сохраняло полноту прав только для феодалов.
Однако в период феодализма даже такое провозглашение идей правопорядка было значительным шагом вперед.
Статут 1529 г. написан на белорусском языке, имеет важное значение как памятник правовой культуры и языка белорусского народа.
Таким образом, нормы государственного права, изложенные в Статуте, в своей совокупности составляли своеобразную феодальную конституцию, в которой впервые определялись структура и характер деятельности органов государственной власти, закреплялись основные права и привилегии господствующего класса и сословия шляхты. Статут 1529 г. сыграл важную роль в дальнейшей кодификации и систематизации права, как и Статут 1566 г., послужил базой и источником для разработки Статута ВКЛ 1588 г.
Изменения, которые происходили в социально-экономической и политической жизни в середине XVI в., требовали совершенствования законодательства. Недостатки права ощущало и само правительство, поэтому оно неоднократно пробовало обновить законодательство. В 1551 г. была создана соответствующая комиссия по подготовке проекта нового Статута. Работой этой комиссии руководил канцлер ВКЛ Н. Радзивилл Черный. Проект Статута обсуждался на сеймах, начиная с 1561 г. Окончательно был одобрен на Бельском сейме 1564 г. Однако из-за споров по отдельным статьям приобрел законную силу с 1 марта 1566 г.
Статут ВКЛ 1566 г. представляет собой свод законов феодального права, который действовал в Беларуси и Литве в 1566–1588 гг., а в Правобережной Украине и в XVII–XVIII вв. В Статуте сохранена с небольшими изменениями структура Статута 1529 г. В нем 14 разделов и 367 статей. Статут 1566 г. закрепил основные принципы права: единство права всех граждан (хотя оно не было равным для всех), государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизму), ограничение власти великого князя, приоритет писаного права. Впервые началось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские и подкоморские суды.
Следует обратить внимание на то, что полномочия великого князя регламентировались правовыми нормами Статута 1566 г. Он не имел права без решения сейма начинать войну, устанавливать налоги на военные нужды, издавать законы. Более полно и ясно была повторена норма, изложенная Статутом 1529 г., которая запрещала давать имения, должности, чины и звания иноземцам, в т. ч. уроженцам Польши.
Статут 1566 г. законодательно закрепил привилегии и главную роль крупных феодалов в государстве. Согласно статье 5 раздела 3 на вальный сейм приглашались князья, паны, маршалки и другие должностные лица. Интересы крупных феодалов обеспечивала статья 10 этого же раздела, согласно которой сохранялись и все привилегии, должности, чины и звания феодалов. В Статуте 1566 г. определен переход от феодального права собственности к буржуазному. Статья I раздела 7 давала всем феодалам право свободно распоряжаться своими имениями. Полнее изложены и нормы наследственного права.
Таким образом, конституционные нормы Статута были направлены на защиту интересов крупных феодалов, гарантировали им права и преимущества в угнетении и эксплуатации крестьянства, содействовали укреплению положения феодалов Великого княжества в отношении с феодалами Польши, которые все время стремились захватить белорусские и украинские земли.
После того как был принят Статут ВКЛ 1566 г., кодификационная работа не остановилась. Через два года была создана комиссия для доработки Статута. Комиссия для исправления Статута была избрана и на Люблинском сейме 1569 г. До конца 1584 г. работа над Статутом была окончена, однако в связи с тем, что он игнорировал акт Люблинской унии 1569, представители Польши не допускали его утверждения на общем сейме Речи Посполитой. Чтобы сохранить великокняжеский трон, Сигизмунд III утвердил Статут своей грамотой 28 января 1588 г.
Статут 1588 г. подготовлен под руководством канцлера ВКЛ Н. Воловича и подканцлера Л. Сапеги. В Статут вошли нормы государственного (конституционного) права, чего в то время не было в законодательной практике других европейских государств. В Статуте нашла отражение теория разделения властей на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды, выборные и независимые от администрации). Статут 1588 г. имеет 14 разделов и 488 статей.
Анализируя содержание Статута 1588 г., важно отметить, что Статут юридически закрепил те фактические отношения, которые сложились между ВКЛ и Польшей после 1569 г., но обязал правительство вернуть отторгнутые от княжества земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей чужеземцев и иностранцев, в т. ч. и подданных Польши. Сохранил обособленность государственных учреждений, армии, законодательства, экономики и финансов ВКЛ. Статут не только закреплял права и привилегии господствующих сословий и отдельных групп феодалов, но и регламентировал некоторые права и обязанности простых людей и представителей этнических групп (крестьян, слуг, челяди, мещан, ремесленников, евреев, татар). В то же время нельзя не отметить, что он защищал интересы крупных и средних феодалов и укреплял их привилегированное положение, окончательно закрепостил крестьян.
Наряду с типично феодальными нормами права в Статут 1588 г. были включены и некоторые нормы, рожденные распространением идей Реформации и гуманизма. Так, в определенной степени гарантировались имущественные и личные права мещан. Каждый свободный человек мог при желании выехать за границу, если это делалось не во вред государству.
Для шляхты Статут предусматривал криминальную ответственность за убийство простого человека, запрещал передачу в неволю свободного человека за долги или преступление, ограничивал наказание несовершеннолетних до 16 лет.
Хотя Статут декларировал, что все простые люди вместе с феодалами участвуют в избрании великого князя, однако простых людей не допускали в сейм, а их участие в политической жизни ограничивалось исключительно местными волостными делами. Статут завершил кодификацию права в ВКЛ.
В заключение следует подчеркнуть, что через весь Статут проводится идея укрепления правового порядка, при котором все государственные и должностные лица обязаны действовать только в соответствии с законом. Идея правового порядка была направлена, прежде всего, против деспотизма государя, крупных феодалов и средневековой теократической теории происхождения и сущности государства.
Провозглашение идеи верховенства права в период феодализма свидетельствовало о зарождении новой государственно-правовой теории, которая наиболее полно проявилась в нормах государственного права.
Судебная система Великого княжества Литовского
Судебная система Великого княжества Литовского — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществлявших правосудие на территории Великого княжества Литовского.
Источниками права до XVI века были древнерусское право (Русская Правда), местные обычаи и судебная феодальная практика. В конце XIII века возникло писаное право в форме писем («листов»), грамот, великокняжеских привилеев. В 1468 году был создан судебник. В начале XVI века введён один из первых в Европе систематизированных сводов законов — Статут Великого княжества Литовского, прошедший три редакции — 1529, 1566 и 1588 годов (последняя редакция имела силу на территориях Беларуси, Литвы и Украины вплоть до 1840 года).
С распространением крепостного права возникло и право вотчинного суда у помещиков; сначала правом этим пользовались только помещики-католики, но с 1457 года оно было распространено на всех, причём из вотчинного суда были изъяты некоторые уголовные преступления, среди которых поджог и изнасилование.
Судебные органы Великого княжества Литовского (замковый суд, вотчинный суд, подкоморский суд, великокняжеский суд и другие) носили сословный характер. В некоторых местностях по традиции существовали копные суды, которые, по мнению Матвея Любавского, представляли собой развитие и видоизменение практики существования «вервей» Русской Правды и возникли на почве круговой ответственности местных обществ за своих членов и вытекавшей оттуда власти над ними. Границы копных околиц не совпадали с пределами волостей, а имели самостоятельное происхождение, естественное или искусственное. Копные суды действовали тогда, когда потерпевший созывал окольных жителей для определения, кто из них является преступником, кроме того, они решали некоторые гражданские правонарушения между соседями (потравы), и их решения, как особый вид полюбовного разбирательства, были обязательны. Тем не менее, копные суды, хотя и носили демократический характер, находились под контролем местной администрации.
Судебная власть в государственных имениях, отданных в «держание» частным лицам, принадлежала этим лицам (наместникам), называвшимся державцами или ранее тиунами. Державцы при отправлении своих должностей получали разные доходы, а отданные в держания имения рассматривалась как «кормленья». При назначении на должность они, как и другие должностные лица, платили великому князю «челобитье», так что в XV веке назначение на должность получило характер своеобразной продажи. Наместничества раздавались «на год», «до воли государевой», но чаще всего «до живота» (то есть пожизненно), а нередко переходили с согласия великого князя и по наследству.
Некоторые поветы не раздавались в управление державцам, а подчинялись непосредственно воеводам и старостам, находившимся в главных городах и владевшим волостями на тех же основаниях, что и державцы. Они получали свои воеводства и староства пожизненно или до назначения их на другую должность.
Вотчинный суд был введён привилеем 1447 года, затем Статутами. Рассматривал главным образом дела на основе местных обычаев или владельца вотчины, произвольно определявшего наказание. Судопроизводство обычно вели сотские.
В 1468 году великим князем Казимиром был издан «Судебник», который представляет собой главным образом свод наказаний за татьбу в разных её видах. Преобладает ещё частноправовой взгляд на преступление как на ущерб, причинённый отдельной личности, но видны уже и признаки возникающего государственного взгляда (вор ни под каким видом не может быть освобождён от наказания, к которому приговорён). Наказания, устанавливаемые в «Судебнике», весьма суровы — смертная казнь в форме повешения употреблялась довольно часто. Первый систематический свод писанных законов, составленный в 1529 году, носит название Первого статута.
До издания Статута 1529 года в Великом княжестве Литовском не было инстанционного порядка рассмотрения дел, каждый шляхтич мог обращаться непосредственно в великокняжеский суд. Дела в нём рассматривали великий князь и паны-рада. Статутами и постановлением сеймов 1542 и 1551 годов великокняжеский суд был определён высшей инстанцией. По первой инстанции рассматривал дела по обвинению в заговоре и государственной измене, о преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц, о самовольном захвате государственных имений, земель и прибылей, дела о принадлежности к шляхетскому сословию. Как апелляционная инстанция рассматривал жалобы на постановления замковых, земских, подкоморских и войтовских судов.
В 1566 году в поветах и воеводствах были созданы земские и подкоморские суды, членов которых избирала шляхта.
Замковый (гродский) суд находился в замке (гроде, городе). Рассматривал дела о наиболее тяжких преступлениях, также свидетельствовал сделки, обеспечивал решения других судов.
Земский суд рассматривал уголовные и гражданские дела, исполнял нотариальные акты, записывал жалобы на незаконные действия должностных лиц повета. Избирался поветовой шляхтой из местных шляхтичей, знавших право и имевших поместья. Сессии земского суда собирались три раза в год. Судопроизводство велось в соответствии с Бельским привилеем 1564 года и Статутами ВКЛ.
Подкоморский суд рассматривал дела о земельных спорах. Подкоморий, коморник и писарь проводили осмотр спорной земли, заслушивали показания соседей, выносили решение и определяли межи. Жалобы на решения суда рассматривал Трибунал Великого княжества Литовского.
Особое положение в судебном отношении имели города, пользовавшиеся магдебургским правом, которое начало проникать в Великое княжество Литовского в конце XIV века из Польши. Сущность магдебургского права заключалась в освобождении горожан от некоторых государственных налогов и повинностей и от подсудности государственным чиновникам, за исключением важнейших уголовных преступлений. В Великом княжестве Литовском магдебургское право носило сильно усечённый характер, самоуправление городов было сильно ограничено. По магдебургскому праву, в городе существовали две коллегии — радцы и лавники. Первые, кроме прочего, вели суд по гражданским делам, вторые, в числе 12 членов, под председательством войта принимали решения по уголовным делам (войтовско-лавницкий суд). Установленный порядок часто нарушался: число радцев и лавников менялось, войт руководил также и радцами; иногда коллегии сливались в одно учреждение — магистрат. Так города Полоцк, Могилёв и Орша добились объединения суда лавников и бурмистрско-радецкого суда.
Источники:
http://wiki2.org/ru/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
http://studopedia.ru/3_67612_sudebnaya-sistema-velikogo-knyazhestva-litovskogo-ee-stanovlenie-i-razvitie-sudebnaya-reforma-v-XVI-v.html
http://www.9111.ru/questions/777777777385324/
http://lektsii.org/7-46966.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1642584