0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие существуют способы борьбы с обледенением судов

Борьба с обледенением судна

Обледенение возникает наиболее интенсивно при качке.

Величина обледенения зависит от:

типа судна (его размерения);

температур воздуха и воды;

курса и скорости судна;

направления ветра и волны;

частоты заливаемости палубы водой.

В результате обледенения происходит изменение водоизмещения, ЦТ судна и метацентра, крена и дифферента. Так как обледенение происходит в основном выше главной палубы, то это равносильно принятию палубного груза. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.

Борьба с обледенением судна представляет большие трудности. Развитые палубные надстройки, высокое расположение конструкций судна, подверженных обледенению, трудоемкая работа экипажа на открытой палубе в шторм — все это вместе с довольно ограниченной эффективностью средств удаления льда резко осложняет борьбу с обледенением.
Не случайно, что наибольшее число аварий судов, особенно небольших, приходится на время зимних штормов в районах с низкими температурами воды и воздуха.

Не допустить интенсивное обледенение — основная задача экипажа судна,штормующего в условиях низких температур воды и воздуха.

Для успешного решения этой задачи необходима надлежащая подготовка судна к выходу в море,предусматривающая снабжение судна всем необходимым для борьбы со льдом: средствами удаления льда (пешнями, ломами, лопатами, метлами и другими), водяными и паровыми шлангами для таяния и смывания льда, а также достаточным числом комплектов теплой водонепроницаемой одежды, рукавиц, монтажных поясов с карабинами, страховочных концов для членов экипажа, ведущих работы по борьбе со льдом на верхней палубе.

Готовясь к борьбе с обледенением, необходимо сделать следующее:

запрессовать балластные танки, избавиться от свободных поверхностей жидкости;

во избежание остановок главного двигателя заблаговременно перейти на охлаждение забортной водой из донных кингстонов;

включить обогрев танков;

спустить воду из трубопроводов противопожарной системы;

убрать из спасательных шлюпок анкерки с водой, вылить воду из стационарных баков шлюпок;

емкости с пресной водой для плотов и шлюпок расположить в надстройке у выходов на шлюпочную палубу;

предусмотреть возможность подачи горячей воды и пара на палубу для борьбы со льдом; подготовить инструмент для околки льда;

убрать все с палубы, что может способствовать обледенению и затруднить околку льда;

протянуть по палубе страховочные леера, подготовить страховочные пояса с линями;

проверить освещение наружных палуб;

очистить шпигаты и лацпорты, предназначенные для стока воды за борт;

предусмотреть, чтобы лацпорты, замерзнув, не закрылись (лучше их подвязать в открытом положении);

проинструктировать экипаж о порядке работы на околке (распределить по группам — тройками со старшим в каждой группе, установить порядок очередности выхода на околку).

Борьбу с обледенением начинают немедленно, как только заметят льдообразование на судовых поверхностях. Эта борьба ведется как в целях уменьшения интенсивности обледенения, так и в целях непосредственного удаления образовавшегося льда.
Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (кроме вахт), предварительно расписанный по сменам. При составлении расписания по околке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд.
Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по околке льда должны быть указаны жесткие нормы времени работы (возможно до 2-3 ч) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил.

Статья в тему:  Позов до пенсійного фонду в який суд

Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением. Если экипаж окажется не в состоянии справиться с обледенением, капитан судна должен запросить помощь от других судов или вывести судно из зоны обледенения.

Борьба экипажа с обледенением судна

Уменьшению интенсивности обледенения способствует свободный сток воды с палубы, а также курс и скорость, обеспечивающие наименьшую заливаемость и забрызгиваемость судна. Попеременно меняя наветренный борт, предотвращают несимметричное обледенение и, следовательно, образование крена.
При курсах против волны и ветра наибольшему обледенению подвергается носовая часть судна, при ветре и волне с боковых направлений — наветренный борт, при попутном ветре и волнении — кормовая часть судна.

При работе людей на палубе выбираются такие курсы и скорость судна, при которых качка и заливаемость были бы по возможности минимальными. Самое выгодное положение судна — носом на волну при наименьшей скорости хода, обеспечивающей управляемость.
Судно должно удерживаться на курсе с максимальной точностью, чтобы резким уклонением с курса не вызвать сильной качки или удара волны, опасных для людей, находящихся на палубе.

Средства борьбы с обледенением: горячая вода и пар, подаваемые соответствующими шлангами и стволами, ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо- и электроприводами, антифризы (крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов), противообледенительная смесь, каменная соль, жир, паста, отходы содового производства и др.

Можно использовать теплую воду после охлаждения главного двигателя. Если забортная вода свыше +3 °С, ее также можно использовать для борьбы со льдом, поливая сильными струями обледеневшие поверхности.

Околка льда производится скользящими ударами умеренной силы, чтобы не повредить палубу, надстройки,системы и устройства судна.

Особенно активно должна вестись борьба с обледенением в тех случаях, когда остойчивость судна находится на пределе, а также при достижении средней толщины льда на палубе 2 — 3 см.
В первую очередь, ото льда освобождают ходовые огни, антенны, штормовые портики, шпигаты и другие водосточные отверстия, поверхности на большей высоте и в районе диаметральной плоскости судна, рангоут и такелаж, шлюпбалки, брашпиль и якорные клюзы. Затем удаляют лед с больших поверхностей, начиная с носовой части судна и с высоко расположенных конструкций (мостиков, рубок, палубного груза), а при несимметричном обледенении — с наиболее обледеневшего борта.

Как и при любом плавании в условиях шторма, в условиях обледенения особенно тщательно и достаточно часто ведется наблюдение за уровнем воды в льялах; при необходимости включается осушительная система для откачки воды за борт.

Особого внимания при обледенении заслуживает образование статического крена. Этот крен может образоваться как от несимметричного обледенения, так и от уменьшения (потери) остойчивости.

Статья в тему:  Сколько судов было в чмп

Принимать меры по выравниванию этого крена до выявления его причины недопустимо. В противном случае, можно поставить судно в еще более тяжелое положение, ибо если причиной образования крена является потеря остойчивости, то при выравнивании судно может перевалиться на другой борт с еще большим креном. В тех случаях, когда невозможно определить фактическую остойчивость, последнюю всегда следует считать опасной.

Природу крена от потери остойчивости можно выявить путем изменения перекладки руля — если при этом судно изменит угол крена или крен перейдет на другой борт, то его причиной является потеря остойчивости; если крен сохранит свое значение, то его наиболее вероятная причина — несимметричное обледенение.

Наблюдение за остойчивостью судна в условиях обледенения должно вестись непрерывно.

Остойчивость следует считать опасной (очень малой или отрицательной), если налицо один из признаков:

образование большого количества льда на высоко расположенных судовых конструкциях и палубном грузе;

внезапное переваливание судна, имевшего постоянный статический крен, на другой борт.

Какие существуют способы борьбы с обледенением судов

Обледенение возникает наиболее интенсивно при качке. Величина обледенения зависит от:

– Типа судна (его размерения).

– Температур воздуха и воды.

– Курса и скорости судна.

– Направления ветра и волны.

– Частоты заливаемости палубы водой.

В результате обледенения происходит изменение водоизмещения, ЦТ судна и метацентра, крена и дифферента. Так как обледенение происходит в основном выше главной палубы, то это равносильно принятию палубного груза. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.

Борьба с обледенением судна представляет большие трудности. Развитые палубные надстройки, высокое расположение конструкций судна, подверженных обледенению, трудоемкая работа экипажа на открытой палубе в шторм — все это вместе с довольно ограниченной эффективностью средств удаления льда резко осложняет борьбу с обледенением. Не случайно, что наибольшее число аварий судов, особенно небольших, приходится на время зимних штормов в районах с низкими температурами воды и воздуха.

Не допустить интенсивное обледенение — основная задача экипажа судна, штормующего в условиях низких температур воды и воздуха. Для успешного решения этой задачи необходима надлежащая подготовка судна к выходу в море, предусматривающая снабжение судна всем необходимым для борьбы со льдом: средствами удаления льда (пешнями, ломами, лопатами, метлами и другими), водяными и паровыми шлангами для таяния и смывания льда, а также достаточным числом комплектов теплой водонепроницаемой одежды, рукавиц, монтажных поясов с карабинами, страховочных концов для членов экипажа, ведущих работы по борьбе со льдом на верхней палубе.

Готовясь к борьбе с обледенением, необходимо сделать следующее:

– Запрессовать балластные танки, избавиться от свободных поверхностей жидкости.

– Во избежание остановок главного двигателя заблаговременно перейти на охлаждение забортной водой из донных кингстонов.

– Включить обогрев танков.

– Спустить воду из трубопроводов противопожарной системы.

– Убрать из спасательных шлюпок анкерки с водой, вылить воду из стационарных баков шлюпок.

– Ёмкости с пресной водой для плотов и шлюпок расположить в надстройке у выходов на шлюпочную палубу.

– Предусмотреть возможность подачи горячей воды и пара на палубу для борьбы со льдом; подготовить инструмент для околки льда.

Статья в тему:  Когда и кем дело сдается в архив суда

– Убрать все с палубы, что может способствовать обледенению и затруднить околку льда.

– Протянуть по палубе страховочные леера, подготовить страховочные пояса с линями.

– Проверить освещение наружных палуб.

– Очистить шпигаты и лацпорты, предназначенные для стока воды за борт.

– Предусмотреть, чтобы лацпорты, замерзнув, не закрылись (лучше их подвязать в открытом положении).

– Проинструктировать экипаж о порядке работы на околке (распределить по группам — тройками со старшим в каждой группе, установить порядок очередности выхода на околку).

Борьбу с обледенением начинают немедленно, как только заметят льдообразование на судовых поверхностях . Эта борьба ведется как в целях уменьшения интенсивности обледенения, так и в целях непосредственного удаления образовавшегося льда. Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (кроме вахт), предварительно расписанный по сменам. При составлении расписания по околке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд. Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по околке льда должны быть указаны жесткие нормы времени работы (возможно до 2—3 ч) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением. Если экипаж окажется не в состоянии справиться с обледенением, капитан судна должен запросить помощь от других судов или вывести судно из зоны обледенения.

Уменьшению интенсивности обледенения способствует свободный сток воды с палубы, а также курс и скорость, обеспечивающие наименьшую заливаемость и забрызгиваемость судна. Попеременно меняя наветренный борт, предотвращают несимметричное обледенение и, следовательно, образование крена. При курсах против волны и ветра наибольшему обледенению подвергается носовая часть судна, при ветре и волне с боковых направлений — наветренный борт, при попутном ветре и волнении — кормовая часть судна.

При работе людей на палубе выбираются такие курсы и скорость судна, при которых качка и заливаемость были бы по возможности минимальными. Самое выгодное положение судна — носом на волну при наименьшей скорости хода, обеспечивающей управляемость. Судно должно удерживаться на курсе с максимальной точностью, чтобы резким уклонением с курса не вызвать сильной качки или удара волны, опасных для людей, находящихся на палубе.

Средства борьбы с обледенением: горячая вода и пар, подаваемые соответствующими шлангами и стволами, ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо и электроприводами, антифризы(крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов), противообледенительная смесь, каменная соль, жир, паста, отходы содового производства. Можно использовать теплую воду после охлаждения главного двигателя. Если забортная вода свыше +3°С, ее также можно использовать для борьбы со льдом, поливая сильными струями обледеневшие поверхности. Околка льда производится скользящими ударами умеренной силы, чтобы не повредить палубу, надстройки, системы и устройства судна.

Особенно активно должна вестись борьба с обледенением в тех случаях, когда остойчивость судна находится на пределе, а также при достижении средней толщины льда на палубе 2 — 3 см. В первую очередь, ото льда освобождают ходовые огни, антенны, штормовые портики, шпигаты и другие водосточные отверстия, поверхности на большей высоте и в районе диаметральной плоскости судна, рангоут и такелаж, шлюпбалки, брашпиль и якорные клюзы. Затем удаляют лед с больших поверхностей, начиная с носовой части судна и с высоко расположенных конструкций (мостиков, рубок, палубного груза), а при несимметричном обледенении — с наиболее обледеневшего борта.

Статья в тему:  Товарный чек как доказательство в суде

Как и при любом плавании в условиях шторма, в условиях обледенения особенно тщательно и достаточно часто ведется наблюдение за уровнем воды в льялах; при необходимости включается осушительная система для откачки воды за борт.

Особого внимания при обледенении заслуживает образование статического крена. Этот крен может образоваться как от несимметричного обледенения, так и от уменьшения (потери) остойчивости. Принимать меры по выравниванию этого крена до выявления его причины недопустимо. В противном случае, можно поставить судно в еще более тяжелое положение, ибо если причиной образования крена является потеря остойчивости, то при выравнивании судно может перевалиться на другой борт с еще большим креном. В тех случаях, когда невозможно определить фактическую остойчивость, последнюю всегда следует считать опасной.

Природу крена от потери остойчивости можно выявить путем изменения перекладки руля — если при этом судно изменит угол крена или крен перейдет на другой борт, то его причиной является потеря остойчивости; если крен сохранит свое значение, то его наиболее вероятная причина — несимметричное обледенение. Наблюдение за остойчивостью судна в условиях обледенения должно вестись непрерывно. Остойчивость следует считать опасной (очень малой или отрицательной), если налицо один из признаков:

– Образование большого количества льда на высоко расположенных судовых конструкциях и палубном грузе.

– Внезапное переваливание судна, имевшего постоянный статический крен, на другой борт.

De-icing the vessel

Icing occurs most intensely during rolling. The amount of icing depends on:

– The type of vessel (its dimensions).

– Air and water temperatures.

– The course and speed of the vessel.

– Directions of wind and waves.

– Frequency of flooding of the deck with water.

As a result of icing, there is a change in displacement, CG of the vessel and metacentre, roll and trim. Since the icing occurs mainly above the main deck, this is tantamount to accepting deck cargo. Roll during icing can increase quite quickly.

De-icing the vessel is very difficult. Developed deck superstructures, high location of vessel structures exposed to icing, labor-intensive work of the crew on an open deck in a storm — all this, together with the rather limited effectiveness of ice removal means, sharply complicates the fight against icing. It is no coincidence that the largest number of ship accidents, especially small ones, occurs during winter storms in areas with low water and air temperatures.

Preventing intense icing is the main task of the ship’s crew, storming in conditions of low water and air temperatures. To successfully solve this problem, it is necessary to properly prepare the vessel for going out to sea, providing the vessel with everything necessary to combat ice: means of removing ice (picks, crowbars, shovels, brooms, etc.), water and steam hoses for melting and washing away ice, and also a sufficient number of sets of warm waterproof clothing, gloves, mounting belts with carabiners, safety leads for crew members working on ice control on the upper deck.

Статья в тему:  По каким дням работает суд

In preparation for de-icing, you need to do the following:

– Press in ballast tanks, get rid of free surfaces of the liquid.

– In order to avoid stoppages of the main engine, in advance, switch to seawater cooling from the bottom kingstons.

– Switch on the heating of the tanks.

– Drain water from the pipes of the fire protection system.

– Remove the anchors with water from the lifeboats, pour out the water from the stationary tanks of the boats.

– Place fresh water tanks for rafts and boats in the superstructure at the exits to the boat deck.

– Provide the possibility of supplying hot water and steam to the deck to combat ice; prepare a tool for breaking ice.

– Remove everything from the deck, which may contribute to icing and make it difficult to break ice.

– Stretch the safety rails across the deck, prepare safety harnesses with lines.

– Check the lighting of the outer decks.

– Clean scuppers and port ports designed to drain water overboard.

– Ensure that the lapels do not close when frozen (it is better to tie them up in the open position).

– Instruct the crew on the order of work at the border (distribute into groups — triplets with the senior in each group, establish the order of priority for entering the border).

De-icing begins immediately as soon as ice formation is noticed on the ship’s surfaces. This struggle is carried out both in order to reduce the intensity of icing, and in order to directly remove the formed ice. To fight the ice, a general rush is announced, in which the entire crew (except for watches) takes part, previously scheduled for shifts. When scheduling an ice break, it must be remembered that this work is exhausting and can last for several days in a row. Therefore, for vessels caught in icing conditions for a long time, the timetable for ice breaking should indicate strict norms of working time (possibly up to 2-3 hours), followed by rest and enhanced nutrition to recuperate. There have been cases of shipwreck when the exhausted, exhausted crew could not continue the fight against icing. If the crew is unable to cope with the icing, the ship’s master should request assistance from other vessels or lead the vessel out of the icing zone.

The free flow of water from the deck, as well as the course and speed, which ensure the least flooding and splashing of the vessel, contributes to the decrease in the intensity of icing. By alternately changing the windward side, they prevent asymmetric icing and, consequently, the formation of heel. When heading against a wave and wind, the bow of the vessel is exposed to the greatest icing, with wind and waves from the lateral directions — the windward side, with a fair wind and waves — the stern of the vessel.

Статья в тему:  Коли запрацюють нові окружні суди

When people are working on the deck, such courses and speed of the vessel are chosen, at which the pitching and flooding would be as minimal as possible. The most advantageous position of the vessel is with the bow on the wave at the lowest speed, ensuring controllability. The vessel must be kept on course with maximum accuracy so that abrupt deviations from the course do not cause strong heaving or shock waves, dangerous to people on deck.

Anti-icing agents: hot water and steam supplied with appropriate hoses and barrels, crowbars, axes, chisels, shovels, wooden sledgehammers, power tools with pneumatic and electric drives, antifreeze (strong sodium chloride solution containing inhibitors), anti-icing mixture, rock salt , Fat, paste, soda production waste. Warm water can be used after the main engine has cooled. If the seawater is over + 3° C, it can also be used to fight ice, pouring strong jets on icy surfaces. Chipping of ice is produced by sliding blows of moderate force so as not to damage the deck, superstructure, systems and equipment of the vessel.

Particularly active should be the fight against icing in those cases when the stability of the vessel is at its limit, as well as when the average thickness of ice on the deck reaches 2 — 3 cm.First of all, navigation lights, antennas, storm porticos, scuppers and others are freed from ice. drain holes, surfaces at a higher height and in the area of ​​the center plane of the vessel, spars and rigging, davits, windlass and anchor haws. Then ice is removed from large surfaces, starting from the bow of the vessel and from high-lying structures (bridges, wheelhouses, deck cargo), and in case of asymmetric icing — from the most icy side.

As with any sailing in stormy conditions, in icy conditions, the water level in bilges is monitored especially carefully and often enough; if necessary, a drainage system is activated to pump water overboard.

The formation of static heel deserves special attention during icing. This roll can be formed both from asymmetric icing and from a decrease (loss) of stability. It is unacceptable to take measures to level this tilt before identifying its cause. Otherwise, you can put the ship in an even more difficult position, because if the reason for the formation of the roll is the loss of stability, then when leveling the ship can roll over to the other side with even greater heel. In cases where it is impossible to determine the actual stability, the latter should always be considered dangerous.

Статья в тему:  Как работает борисовский суд

The nature of the roll from the loss of stability can be revealed by changing the rudder shift — if the vessel changes the roll angle or the roll moves to the other side, then its cause is the loss of stability; if the roll retains its value, then its most probable cause is asymmetric icing. Monitoring of the stability of the vessel in icing conditions should be carried out continuously. Stability should be considered dangerous (very low or negative) if one of the signs is present:

– Formation of large amounts of ice on high-positioned ship structures and deck cargo.

– Sudden transfer of a vessel with a constant static list on the other side.

II. Борьба с обледенением судна.

Обледенение возникает наиболее интенсивно при отрицательных температурах наружного воздуха, наличии ветра и волнения. Величина обледенения зависит от: типа судна (его размерения); температур воздуха и воды; курса и скорости судна; направления ветра и волны; частоты заливаемости палубы водой.

В результате обледенения происходит: изменение водоизмещения, ЦТ судна и метацентра, крена и дифферента. Т. к. обледенение происходит в основном выше главной палубы, то оно равносильно принятию палубного груза.

Увеличение водоизмещения может привести к потере запаса плавучести. Увеличение дифферента не приведет к потере продольной остойчивости, т. к. продольная метацентрическая высота имеет большую величину. Опасна в этом случае не потеря продольной остойчивости, а потеря продольной прочности. Увеличение ЦТ – ухудшение поперечной остойчивости. Для потери остойчивости требуется гораздо меньшее обледенение, чем для потери плавучести. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.

В предвидении плавания в районах возможного обледенения необходимо заблаговременно учитывать:

1. судно должно иметь правильную посадку, т.е. быть без крена и с дифферентом на корму, обеспечивающим хорошую всхожесть на волну;

2. грузы должны располагаться и крепиться так, чтобы избежать их смещения при крене;

3. палубный груз не должен закрывать штормовых портиков и мешать стоку воды за борт;

4. не следует загромождать верхнюю палубу тарой, оборудованием и снабжением;

5. в топливных и водяных танках (кроме расходных) не должно быть свободной поверхности жидких грузов.

При возникновении угрозы обледенения необходимо принять следующие меры:

1. выбирать курс и скорость с таким расчётом, чтобы разбрызгивание и заливание были наименьшими: при этом следует помнить, что при направлении ветра и волны с кормовых курсовых углов происходит наименьшее обледенение судна, но при этом может иметь место существенное снижение или потеря остойчивости судна на волне, особенно если длина волны близка к длине судна, а скорость её бега приблизительно равна скорости судна;

2. попеременно изменять курс судна, приводя ветер, на правый или левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и статического крена;

3. вести наблюдение за остойчивостью судна и при уменьшении до опасных пределов принять меры к её восстановлению;

Статья в тему:  К каким судам применяется конвенция марпол 73 78

4. при появлении статического крена, если он существенно влияет на остойчивость судна или затрудняет его эксплуатацию, принять меры к его уменьшению.

Меры по восстановлению остойчивости судна:

1.удалить лёд, в первую очередь с высоко расположенных конструкций, при строгом соблюдении охраны труда и техники безопасности при работе в штормовых условиях;

2. ликвидировать свободные поверхности жидких грузов в танках, в крайних случаях принять балласт в низко расположенные танки;

3. выравнивание статического крена судна следует производить только после выявления его причины (несимметричность обледенения или отрицательная метацентрическая высота);

4. при отрицательной (или малой) метацентрической высоте перекачка жидкого груза (балласта) может перевалить судно на другой борт с ещё большим креном;

5. при возникновении статического крена в результате несимметричного обледенения лёд откалывать в первую очередь с накрененного борта и высоких конструкций;

6. при значительном обледенении носовой оконечности и появлении дифферента на нос в первую очередь вести интенсивную отколку льда носовой оконечности, одновременно можно откатывать балласт из форпика или принимать в ахтерпик.

В течение всего периода борьбы с обледенением необходимо:

1.удалять лёд из шпигатов и штормовых портиков;

2. вести контроль за остойчивостью судна по периоду качки (при увеличении его на 20-25% немедленно принимать меры к увеличению остойчивости);

3. вести контроль за водонепроницаемостью корпуса судна;

4. перед началом отколки льда вдоль палубы и мест работы протянуть достаточное количество надёжных лееров.

Активную борьбу со льдом начинают немедленно, как только замечают нарастание льда на палубе, корпусе, надстройках. Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (кроме вахт), предварительно расписанный по сменам.

По усмотрению капитана в некоторых случаях количество вахтенных на том или другом участке сокращается, а освободившиеся принимают участие в аврале. При составлении расписания по отколке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд.

Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по отколке льда должны быть указаны жёсткие нормы времени работы (возможно до 2-3ч.) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением.

Если экипаж окажется не в состоянии справиться с обледенением, капитан судна должен запросить помощь от других судов или вывести судно из зоны обледенения.

Средства борьбы с обледенением: горячая вода и пар, подаваемые соответствующими шлангами и стволами, ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо- и электроприводами, антифризы — крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов, противообледенительная смесь, каменная соль, жир, паста, отходы содового производства и др.

Можно использовать тёплую воду после охлаждения главного двигателя.

Если забортная вода свыше 3°С, её также можно использовать для борьбы со льдом, поливая сильными струями обледеневшие поверхности.

НБЖС — Борьба с обледенением судна

Обледенение судна происходит при отрицательных температурах наружного воздуха, наличии ветра и волнения.

В предвидении плавания в районах возможного обледенения необходимо заблаговременно учитывать:

  • судно должно иметь правильную посадку, т.е. быть без крена и с дифферентом на корму, обеспечивающим хорошую всхожесть на волну;
  • грузы должны располагаться и крепиться так, чтобы избежать их смещения при крене;
  • палубный груз не должен закрывать штормовых портиков и мешать стоку воды за борт;
  • не следует загромождать верхнюю палубу тарой, оборудованием и снабжением;
  • в топливных и водяных танках (кроме расходных) не должно быть свободной поверхности жидких грузов.
Статья в тему:  Як узаконити самочинне будівництво через суд

При возникновении угрозы обледенения необходимо принять следующие меры:

  • выбрать курс и скорость с таким расчетом, чтобы разбрызгивание и заливание были наименьшими. При этом следует помнить, что при направлении ветра и волны с кормовых курсовых углов происходит наименьшее обледенение судна, но при этом может иметь место существенное снижение или потеря остойчивости судна на волне, особенно если длина волны близка к длине судна, а скорость ее бега приблизительно равна скорости судна;
  • попеременно изменять курс судна, приводя ветер на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и увеличения статического крена;
  • вести наблюдение за остойчивостью судна и при уменьшении до опасных пределов принять меры к ее восстановлению;
  • при появлении статического крена, если он существенно влияет на остойчивость судна или затрудняет его эксплуатацию, принять меры к его уменьшению.

Меры по восстановлению остойчивости судна:

  • удалить лед, в первую очередь с высоко расположенных конструкций, при строгом соблюдении охраны труда и техники безопасности при работе в штормовых условиях;
  • ликвидировать свободные поверхности жидких грузов в танках, в крайних случаях принять балласт в низкорасположенные танки;
  • выравнивание статического крена судна следует производить только после выявления его причины (несимметричность обледенения или отрицательная метацентрическая высота);
  • при отрицательной (или малой) метацентрической высоте перекачка жидкого груза (балласта) может перевалить судно на другой борт с еще большим креном;
  • при возникновении статического крена в результате несимметричного обледенения лед окалывать в первую очередь с накрененного борта и высоких конструкций;
  • при значительном обледенении носовой оконечности и появлении дифферента на нос в первую очередь вести интенсивную околку льда носовой оконечности, одновременно можно откатывать балласт из форпика или принимать его в ахтерпик.

В течение всего периода борьбы с обледенением необходимо:

  • удалять лед из шпигатов и штормовых портиков;
  • вести контроль за остойчивостью судна по периоду качки (при увеличении его на 20—25 % немедленно принимать меры к увеличению остойчивости);
  • вести контроль за водонепроницаемостью корпуса судна;
  • перед началом околки льда вдоль палубы и мест работы протянуть достаточное количество надежных лееров.

Активную борьбу со льдом начинают немедленно, как только замечают нарастание льда на палубе, корпусе, надстройках. Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (кроме вахт), предварительно расписанный по сменам.

По усмотрению капитана в некоторых случаях количество вахтенных на том или другом участке сокращается, а освободившиеся принимают участие в аврале. При составлении расписания по околке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд. Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по околке льда должны быть указаны жесткие нормы времени работы (возможно до 2—3 ч) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением.

Статья в тему:  Как определить районный суд москвы

Если экипаж окажется не в состоянии справиться с обледенением, капитан судна должен запросить помощь от других судов или вывести судно из зоны обледенения.

Средства борьбы с обледенением : горячая вода и пар, подаваемые соответствующими шлангами и стволами, ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо- и электроприводами, антифризы — крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов, противообледенительная смесь, каменная соль, жир, паста, отходы содового производства и др.

Можно использовать теплую воду после охлаждения главного двигателя.

Литература

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) — ЦНИИМФ [2004]

Борьба с обледенением судов

Обледенение морских судов от брызг представляет собой серьезную опасность для пассажирских и грузовых операций в районах высоких широт. Наша система защиты от замерзания воды, действующая по принципу электрического обогрева, обеспечивает расширенные эксплуатационные возможности.

Электрообогрев судов

Ранее лёд с борта корабля или портового объекта удалялся механически, тепловой пушкой или с использованием водяного пара. Современная борьба с обледенением судов, плавучих платформ и причальных конструкций основана на электрическом кабельном обогреве. Обогрев судов, а также морских и береговых сооружений – процесс, которому подвергаются палубы, эвакуационные проходы, трапы, взлётно-посадочные площадки, крышки, леера, подъездные пути и пр. Системой электрообогрева обеспечивается прогревание поверхностей до температуры 3 или 5 градусов тепла по Цельсию.

За время работы накоплен опыт по созданию систем электрического обогрева судов, морских ледостойких платформ и береговых сооружений:

  • Нагревательные плиты для обогрева вертолетных площадок, палуб и путей эвакуации;
  • Нагревательный высокотемпературный саморегулирующийся кабель для обогрева комингсов, лееров, крышек и т.д.;
  • Нагревательный саморегулирующийся кабель для обогрева трапов, трубопроводов, вентиляционных каналов, забортной арматуры и т.п.;
  • Аварийно-спасательные системы. Разработан нагреватель для обеспечения поддержания заданной температуры в капсуле спасательного плота с системой регулирования температуры.

Экономичность

После длительных измерений и испытаний мы создали устраняющую обледенение судна систему, которая обеспечивает надежную работу в море даже в самых сложных условиях. Мы делаем эксплуатационные расходы как можно более низкими, оптимизируя энергию потребления путем регулирования температуры в нужных пределах. Это позволяет активировать нагревательные элементы вовремя, чтобы предотвратить формирование льда. Если лед начинает формироваться только на одной сторона судна, система фокусируется именно на этой стороне.

Эффективность

Когда вы отправляете ценный груз, надежность – ваш приоритет No 1. В соответствии с современными требованиями, система, предотвращающая обледенение корабля, должна соответствовать всем применяемым стандартам и необходимым потребностям. Когда у вас есть наше оборудование, установленное на судне, платформе или причале, вы можете быть уверены, что все работает по плану.

Система гарантирует, что все важные устройства и цели доступны, когда это необходимо. Экипаж и ресурсы освобождаются для других задач, в то время как автоматическая система производит антиобледенение.

Безопасность

Основное внимание в нашей системе уделяется безопасности. Безопасность операций зависит от хорошего функционирования отопительных систем и пунктов эксплуатации. Частью нашей работы являются необходимые испытания при температурах замерзания для обеспечения безопасности экипажа, судна и груза.

Источники:

http://sea-library.ru/plavanie-v-shtormovyx-usloviyax/467-borba-s-obledeneniem-sudna.html

http://smartbay.info/articles/De_icing_the_vessel

http://poisk-ru.ru/s38792t13.html

http://mirmarine.net/poleznaya-informatsiya/nbzhs/1234-nbzhs-borba-s-obledeneniem-sudna

http://sst.ru/solutions/industries/shipbuilding/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector