0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким судам назначается двухотсечная непотопляемость

Содержание

Непотопляемость судна

Непотопляемостью называется способность судна оставаться на плаву при нарушении водонепроницаемо­сти одного или нескольких судовых помещений,сохраняя (в ограниченных пределах) основные мореходные качества судна.

Требования к непотопляемости непотоп­ляемость, главным образом, определяется способностью судна не опрокидываться и не тонуть при затоплении части судовых помещений (грузовых трюмов, отсеков, цистерн).

Обеспечение непотопляемости характеризуется степенью поддержания мореходных качеств, которые судно сохраняет после возможных повреждений или нарушения водонепроницаемости.

Уро­вень обеспечения непотопляемости судна определяется основными требованиями к непотопляемости : при затоплении заданного числа судовых помещений, ха­рактеристики посадки и остойчивости поврежденного судна не должны выходить за некоторые пре­делы.

Непотопляемость судна обеспечивается проектом и конструкцией судна, мероприятиями, осуществляемыми при его постройке (ремонте или модернизации), организационно-техническими мероприятиями в течение всего периода эксплуатации судна, эффективностью борьбы за живучесть, проводимой после получения судном повреждений или нарушении водонепроницаемости корпуса.

придание судну достаточных запасов плавуче­сти, остойчивости и прочности при проектировании судна;

ограничение потерь запаса пла­вучести и остойчивости при повреждениях судна путем введения в конструкцию судна определенных водонепроницаемых или закрываемых элементов (водонепроницаемых дверей, клинкетных закрытий, водонепроницаемых палуб, отсеков, помещений, трюмов и т.п.)

конструктивное и материально-техническое обес­печение борьбы за непотопляемость в составе снабжения судна.

постоянный контроль за состоянием остойчивости и плавучести судна и принятие мер по предупреждению их снижения ниже установленных пределов;

поддержание в ходовых условиях водонепроницаемости корпуса судна, а также судовых переборок, палуб и платформ;

поддержание в готовности всех средств борьбы за непотопляемость;

подготовка всего экипажа судна к борьбе за непотопляемость.

Борьба за непотопляемость — действия экипажа судна, направленные на восстановление водонепроницаемости корпуса, его остойчивости и плавучести, а также на приведение судна в положение, обеспечивающее эффективное поддержание других мореходных качеств (ходкость, управляемость), а также дающее возможность использовать навигационные средства и обеспечивающее работу основных судовых механизмов и т. д.

Главные эле­менты борьбы за непотопляемость:

борьба с распространением воды — действия, направленные на прекращение распространения воды по судну, вос­становление и поддержание водонепроницаемости перебо­рок, палуб и платформ, заделку пробоин, откачку фильтрационной воды в соседних помещениях;

восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна (ликвидация или уменьшение крена и дифферента).

Классификация затопленных судовых помещений

Статья в тему:  Когда суд над тихановским

В зависимости от характера затопления различают пять основных категорий судовых помещений (рис. 1.1):

I категория — судовые помещения, затопленные полностью (судовые помещения, 5 и 6);

II категория — частично затопленные судовые помещения, не имеющие сообщения с забортной водой (судовое помещение 3);

Рис. 1.1. Схема классификации за­топленных судовых помещений

III категория — частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой и атмосферой (открытые сверху), например судовые помещение 4 ;

IV категория — частично затопленные судовые помещения, сообщающиеся с забортной водой, но не имеющие со­общения с атмосферой (с воздушными подушками), например, отделение 2;

V категория — судовые помещения, затопленные (частич­но) по кромку пробоины или открытого забортного отверстия (отделение 5).

Элементы затопленных судовых помещений

К элементам затопленных судовых помещений относятся:

v — объем воды в отсеке;

xv, yv, zv,- координаты центра величины (ЦВ) объема v;

S — площадь свободной поверхности воды в отсеке;

xs, ys, zs — координаты центра тяжести (ЦТ) площади S;

ix, iy, iz — собственные (центральные) моменты и цен­тробежный момент инерции площади S относительно продольной и поперечной осей судна.

При посадке судна по наклонную ватерлинию вели­чины S, xs, ys, zs, ix, iy, iz относятся к проекции свободной поверхности воды на основную плоскость (ОП). Для судовых помещений 4 категории дополнительными характеристиками являются u и рв — объем воздушной подушки и давление в ней.

Различают теоретические объемы Vт судовых помещений и фактические V, которые зависят от загрузки судна и расположения в них судовых механизмов.

Отношение вместимо­сти судовые помещения к его теоретическому объему m=V/ Vт называется коэффициентом проницаемости.

Часть 5 Правил Морского Регистра Судоходства устанавливает следующие значения коэффициентов проницаемости отдельных судовых помещений

Судовые механизмы, электростанции, технологическое оборудование

Помещения непассажирских судов, занятых грузами или запасами

Помещения, загруженные порожней колесной техникой, жилые помещения

Организация борьбы за непотопляемость судна

Ознакомление с некоторыми сведениями о непотопляемости судна. Изучение основных действий экипажа при борьбе с водой. Правила заделки малых пробоин. Установка металлического пластыря с прижимным болтом ПБ-1. Применение металлического клапанного пластыря.

РубрикаТранспорт
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления02.01.2016

Контрольная работа

Организация борьбы за непотопляемость судна

1. Некоторые сведения о непотопляемости судна

2. Действия экипажа при борьбе с водой

3. Средства и способы борьбы с водой

3.1 Заделка малых пробоин

3.2 Установка металлического пластыря с прижимным болтом ПБ-1

3.3 Установка металлического клапанного пластыря

1 . Некоторые сведения о непотопляемости судна

Российский ученый, моряк, адмирал С.О. Макаров очень большое внимание уделял вопросам непотопляемости кораблей. Один из его вкладов в теорию непотопляемости — это разделение корпуса судна (корабля) на водонепроницаемые отсеки с помощью водонепроницаемых переборок. Он предложил корпус корабля разделить на отдельные части (отсеки) с помощью прочных переборок, идущих от днища судна до главной палубы (палубы, идущей от носа до кормы судна и от одного до другого борта). Главную палубу позже стали так и называть палубой переборок. Таким образом, можно считать, что корпус судна состоит из отдельных герметичных отсеков. Если судно получит пробоину, то вода заполнит только тот отсек, в котором эта пробоина возникла. Количество водонепроницаемых переборок рассчитывают таким образом, что при затоплении двух смежных отсеков судно остается на плаву, удерживаемое плавучестью неповрежденных отсеков.

Статья в тему:  Когда суд сестер хачатурян

Согласно одному из положений теории плавучести, вновь построенное и спущенное на воду судно с первой же минуты начинает тонуть. Это связано с тем, что внутри корпуса судна практически непрерывно накапливается вода и другие жидкие продукты, увеличивающие вес судна.

На бортах судна образуется конденсат из-за высокого содержания влаги в теплом воздухе. Соприкасаясь с холодным металлическим бортом судна, эта влага оседает на бортах и мелкими ручейками стекает вниз. Такое явление можно наблюдать на оконном стекле при определенной влажности теплого воздуха в помещении и низкой температуре за окном.

Стекающий по бортам судна конденсат, пролитые на палубу жидкости по льялам стекают в льяльные колодцы, расположенные на границах водонепроницаемых отсеков. Льяла — это желоба в днище по бортам судна, идущие вдоль отсека. Льяла заканчиваются углублениями, называемыми льяльными колодцами. Таким образом, в льяльных колодцах накапливаются все жидкости, попадающие на внутренние борта или палубу судна. Уровень жидкости в льяльных колодцах должен контролироваться вахтенными. При заполнении льяльных колодцев жидкость из них откачивают с помощью системы осушения. Таким способом экипаж судна постоянно борется за непотопляемость судна.

Если судно получило пробоину, разошлись сварные швы обшивки, или в корпусе судна возникло отверстие по другой причине, количество воды, поступающее в отсек, резко увеличивается. В этом случае на судне объявляется общесудовая тревога, и весь экипаж судна немедленно приступает к активной борьбе за живучесть судна. Единого плана действий, который непременно приведет к успеху в этой борьбе, не существует, но многолетняя морская практика выработала общие принципы, или алгоритм действий экипажа на этот случай. Рассмотрим порядок действий экипажа при обнаружении водотечности корпуса судна.

2 . Действия экипажа при борьбе с водой

В целом борьба за непотопляемость включает два основных комплекса мероприятий:

1) Ликвидация водотёчности (борьба с водой).

2) Восстановление остойчивости и спрямление повреждённого судна.

Ликвидация водотёчности — мера борьбы экипажа за непотопляемость судна под руководством капитана в соответствии с судовыми оперативными планами по борьбе за живучесть и информацией об остойчивости и посадке судна.

Общая организация борьбы за непотопляемость включает в себя следующие алгоритмы действий экипажа:

1. Обнаружение поступления воды внутрь судна.

Это возможно по явным или косвенным признакам. Как правило, явные признаки (поступление воды через пробоину) не представляется возможным зафиксировать, но по косвенным признакам обнаружить аварийную ситуацию, связанную с затоплением судна, возможно (отпотевание переборок, палуб; шум воздуха, выходящего через воздушные, измерительные трубы, через переборочные сальники электрокабелей; шум поступающей воды в отсек; фильтрационная вода в смежных с аварийным отсеках; прогиб переборок; глухой звук, издаваемый переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом и т.п.).

2. Оповещение и доклад.

Первый, заметивший на судне указанные явные или косвенные признаки поступления воды, должен в первую очередь всеми возможными средствами доложить на ГКП (главный командный пункт), используя средства связи, сигнализацию или посыльных. Объявить голосом «Аварийная тревога» в том случае, если рядом имеются люди.

Статья в тему:  Какой суд защищает авторские права

3. Объявление общесудовой тревоги.

Получив информацию об аварийной обстановке на судне вахтенный помощник капитана обязан объявить общесудовую тревогу с возможным пояснением района поступления воды.

4. Выявление места, размера и характера повреждения.

С этой целью производится разведка района повреждения (если это возможно).

Обследуются помещения для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждения корпуса судна, устанавливаются границы затопленного района.

В этой связи целесообразно учитывать классификацию пробоин.

Заделка любого повреждения корпуса судна начинается с определения характера повреждения и степени опасности для судна, его размеров, расположения относительно ватерлинии. Пробоины классифицируются по следующим признакам:

малые пробоины, включая забортные отверстия, площадью 0,05 м 2 (диаметром 25 см);

средние пробоины, а также другие отверстия, площадью 0,10-0,50 м 2 ;

большие пробоины, в том числе лазы, двери горловины площадью до 2 м 2 ;

очень большие пробоины площадью более 2 м 2 .

Б) По характеру и степени опасности для судна:

значительные повреждения (большие пробоины в подводной части судна — затопление отсека в течение нескольких секунд или минут);

незначительные повреждения (трещины, свищи, гофры — фильтрация, медленное распространение воды, повреждения систем, нарушение непроницаемости палуб, переборок).

B) По расположению пробоин относительно действующей ватерлинии:

надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

надводные пробоины в районе ватерлинии.

5. Определение количества воды, поступающей внутрь судна (табл. 1).

Количество забортной воды (м 3 ), поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины на различных глубинах за 1 час

Непотопляемость

Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.

В теории корабля рассматривается отдельно, но по существу является составляющей живучести судна. Сохранение непотопляемости поэтому является частью борьбы за живучесть (БЗЖ).

Понятие непотопляемости впервые введено С. О. Макаровым, теория непотопляемости создана А. Н. Крыловым, дополнена и развита И. Г. Бубновым, и др. Первый известный случай применения теории непотопляемости — спрямление броненосца «Орёл», повреждённого в Цусимском сражении.

Содержание

Требования непотопляемости

Для обеспечения непотопляемости недостаточно сохранять положительную плавучесть. Судно должно еще плавать не опрокидываясь, иначе возможно потопление даже при положительной плавучести. Поэтому требованием непотопляемости является сохранение остойчивости до полного исчерпания запаса плавучести. Практически это означает, что допускается некоторое снижение плавучести, если оно позволяет сохранить остойчивость и посадку.

В практике судовождения непотопляемость — это способность судна при определенном повреждении отвечать требованиям классификационного общества в отношении плавучести и остойчивости. Например: неуменьшение поперечной метацентрический высоты ниже 0,3 м, сохранение 35 % запаса плавучести и крена не более 2° при нарушении водонепроницаемости любого отсека. Наиболее строгие требования предъявляются к непотопляемости пассажирских судов.

Пять теоретических случаев затопления

В теории рассматривается влияние различных случаев затопления на плавучесть, поперечную остойчивость и поперечную посадку (с креном или без). Определение того, к какому случаю относится затопление, важно для выбора способа сохранения (восстановления) непотопляемости и должно обязательно проводиться перед началом мероприятий по БЗЖ.

Статья в тему:  Хто призначає суддів конституційного суду україни

Судно имеет полностью затопленный отсек (или несколько отсеков), симметричный относительно диаметральной плоскости (ДП). Оно сидит ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ) без крена. Самый простой случай затопления. Может уменьшаться начальная метацентрическая высота, остальные факторы, влияющие на непотопляемость, отсутствуют.

Судно имеет полностью затопленный отсек (отсеки), несимметричный относительно ДП. Таким образом, оно сидит ниже КВЛ с креном на затопленный борт. Уменьшается метацентрическая высота, уменьшается угол заката диаграммы остойчивости со стороны затопленного борта.

Судно имеет полностью затопленный отсек (отсеки), несимметричный относительно ДП. Оно сидит ниже КВЛ с креном на борт, противоположный затопленному. Дополнительно к вышеуказанным факторам, возникает опасность переваливания на затопленный борт с ускорением, а значит уменьшается не только статическая, но и динамическая остойчивость.

Судно имеет частично затопленный отсек (отсеки), имеющий свободную поверхность. Оно сидит ниже КВЛ с креном. Уменьшается метацентрическая высота, начальная остойчивость отрицательна. Значительно снижается запас динамической остойчивости.

Судно имеет частично затопленный отсек (отсеки), имеющий свободную поверхность, несимметричный относительно ДП. Оно сидит ниже КВЛ с креном на борт, противоположный затопленному. Самый опасный случай затопления. Помимо резкого снижения запаса динамической остойчивости, имеется опасность переваливания на затопленный борт и последующего опрокидывания.

Средства обеспечения непотопляемости

Непотопляемость обеспечивается рядом мер:

Конструктивные

Принимаются при проектировании и постройке, реже — переделки в ходе эксплуатации судна.

Деление внутреннего объёма корпуса судна на водонепроницаемые отсеки по вертикали (палубами) и горизонтали (переборками); соединение отсеков противоположных бортов; устройство двойного дна и двойного борта; установка водоотливных и осушительных средств, и другие.

Организационные

Принимаются в ходе эксплуатации.

Наблюдение за уровнем льяльных вод, состоянием водонепроницаемых закрытий, перепускной арматуры, шпигатов; контроль целостности корпуса и переборок, нагрузки и расходования грузов, особенно жидких грузов; поддержание в готовности средств БЗЖ.

Технические

Принимаются в ходе борьбы за живучесть, обычно в результате повреждений.

Устранение крена и дифферента судна путём затопления отсеков, симметричных с поврежденными (контрзатопление), восстановление остойчивости перепуском жидких грузов из верхних отсеков в нижние и приёмом балласта в нижние отсеки; восстановление целостности корпуса и переборок (заделка пробоин); откачка поступившей воды.

Таблицы непотопляемости

Чтобы сократить, а по возможности исключить расчеты элементов плавучести и остойчивости в случае повреждения, и облегчить принятие решения, заранее вычисленные данные по типовым вариантам затоплений сводятся в табличную форму. В таблицах указывают:

  • объем каждого водонепроницаемого отсека;
  • величины изменения остойчивости и осадки, крена и дифферента судна при их затоплении для двух случаев: полностью и частично (со свободной поверхностью).

При этом крен на правый борт считается положительным, а на левый отрицательным; заполнение отсека считается как отрицательное изменение плавучести, осушение как положительное. Это позволяет вычислять суммарное влияние затопления / осушения нескольких отсеков.

Вторая половина таблиц содержит рекомендованные меры спрямления для каждой ситуации:

  • перепуск / перекачка жидких грузов;
  • выбор отсеков на затопление или осушение.
Статья в тему:  Какая последовательность судов

Обычно таблицы сопровождаются схемой водонепроницаемых отсеков. На схеме указываются сокращенные данные для каждого отсека в форме дроби, например:

Рассмотрение пяти основных случаев показывает, почему определение случая затопления критически важно. Неправильный выбор способа спрямления или удаления воды может вызвать ухудшение остойчивости и привести к потере судна. Например, попытка спрямить контрзатоплением судно, относящееся к пятому случаю, может вызвать переваливание с динамическим моментом выше допустимого, и опрокидывание.

Очевидно, что для определения состояния судна необходима точная информация: какие отсеки затоплены, частично или полностью, сообщаются они с забортной водой или нет. С этой целью организуется сигнализация, осмотр помещений, а на боевых кораблях — также постоянная вахта и дозоры живучести.

Впервые таблицы непотопляемости в пригодной для практики форме были созданы А. Н. Крыловым в 1904 году. [1]

См. также

  • Мореходные качества корабля

Литература

  • Кулагин, В. Д. Практические расчеты остойчивости, непотопляемости и ходкости судов. Л., Судостроение, 1998.

Примечания

  1. Энциклопедия мореплавания. Спрямление корабля ч.2.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Непотиан
  • Непоциан

Полезное

Смотреть что такое «Непотопляемость» в других словарях:

непотопляемость — непотопляемость … Орфографический словарь-справочник

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — (Unsinkability) способность судна плавать и сохранять свои мореходные и боевые качества, если какие либо его отсеки будут затоплены водой вследствие полученных пробоин. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь

непотопляемость — сущ., кол во синонимов: 1 • жизнестойкость (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Непотопляемость — НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ, способность к бля оставаться на водѣ и продолжать бой, имѣя подвод. пробоины; она обезпечивается: 1) раздѣленіемъ к бля на отсѣки, 2) средствами для отливанія воды и 3) задѣлкою пробоинъ. Первое достигается устр вомъ ряда… … Военная энциклопедия

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при затоплении одного или нескольких внутренних помещений (отсеков) в результате повреждения корпуса. Обеспечивается запасом плавучести и остойчивости, что достигается делением корпуса… … Большая политехническая энциклопедия

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — I. Способность судна сохранять плавучесть и необходимую остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие повреждения корпуса. Результатом затопления может быть увеличение осадки, появление крена и дифферента, снижение… … Морской энциклопедический справочник

Непотопляемость — судна, способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков; важнейший элемент живучести судна (См. Живучесть судна). В практическом смысле Н. способность судна… … Большая советская энциклопедия

Непотопляемость — ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. непотопляемый 2. Способность судна оставаться на воде и сохранять мореходные качества после затопления одного или нескольких его отделений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

непотопляемость — непотопляемость, непотопляемости, непотопляемости, непотопляемостей, непотопляемости, непотопляемостям, непотопляемость, непотопляемости, непотопляемостью, непотопляемостями, непотопляемости, непотопляемостях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

Статья в тему:  Як виписати людину з квартири через суд

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ — судна способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после затопления одного или неск. отсеков. Н. обеспечивается делением корпуса судна водонепроницаемыми переборками и палубами, соединением отсеков, располож. у противоположных… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Непотопляемость судна

Непотопляемостью называется способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков, образованных внутри корпуса судна водонепроницаемыми переборками, палубами и платформами.

  • Общие понятия о непотопляемости
  • Способы обеспечения непотопляемости
  • Роль водонепроницаемых переборок в обеспечении непотопляемости

Общие понятия о непотопляемости

Поступление забортной воды в корпус судна, в результате его повреждения или намеренного затопления отсеков, приводит к изменению характеристик плавучести и остойчивости, управляемости и ходкости. Перераспределение сил плавучести по длине судна вызывает дополнительные напряжения в корпусе судна, который должен сохранить при этом достаточную прочность. Кроме того, решение задачи об обеспечении непотопляемости транспортного судна затрагивает ряд очень важных технико-эксплуатационных показателей.

В процессе расчета непотопляемости определяют посадку судна и остойчивость судна после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков. Если оказывается, что аварийный крен, минимальная высота аварийного надводного борта и остойчивость поврежденного судна лежат в пределах, предусмотренных требованиями к непотопляемости, то непотопляемость судна Обеспечение непотопляемости судна считается обеспеченной. В противном случае принимают меры к улучшению аварийной посадки и остойчивости.

Способы обеспечения непотопляемости

Непотопляемость, которая является одним из важнейших качеств судна, обеспечивается конструктивными и предупредительными организационно–техническими мероприятиями.

Конструктивно непотопляемость обеспечивают, разделяя корпус судна на ряд отсеков с помощью водонепроницаемых переборок, палуб и платформ. Палубу, до которой доходят главные водонепроницаемые переборки, принято называть палубой переборок. Конструктивно непотопляемость судна обеспечивается также устройством на судне осушительных систем, мерительных труб, водонепроницаемых закрытий и т. п. Большое значение для обеспечения запаса плавучести, остойчивости и прочности судна после затопления отсеков имеет также правильный выбор соотношении главных размерений Определение главных размерений и водоизмещения буксирных судов судна.

Балкер King Edward
Источник: fleetphoto.ru

Не менее важное значение для обеспечения непотопляемости имеют предупредительные организационно-технические мероприятия. Наиболее важными из них являются: правильная организация личного состава в борьбе за непотопляемость; систематическая и тщательная подготовка по вопросам непотопляемости; поддержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытии (дверей, люков, горловин, иллюминаторов); строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких грузов, балластировки судна в условиях штормовой погоды и устранению свободных поверхностей жидких грузов; регулярный контроль водонепроницаемости корпуса судна путем замеров уровней жидкости в льяльных колодцах и танках двойного дна.

В аварийной ситуации личный состав борется с распространением воды и добивается восстановления остойчивости и спрямления поврежденного судна (уменьшение его крена и дифферента). Особенно важно сохранить достаточную положительную остойчивость после аварии. Известно, что потеря судном плавучести в результате постепенного затопления является процессом относительно медленным; опрокидывание же судна вследствие потери остойчивости происходит неожиданно и обычно влечет за собой гибель судна и человеческие жертвы.

Таким образом, обеспечение непотопляемости транспортного судна охватывает большой комплекс вопросов как теоретического, так и практического характера, решение которых представляет значительные трудности.

Статья в тему:  Какие жалобы рассматривает конституционный суд

В зависимости от характера затопления различают три категории затопленных отсеков: отсек первой категории, затопленный полностью; отсек второй категории, затопленный частично (имеющий свободную поверхность жидкости), но не сообщающийся с забортной водой; отсек третьей категории, затопленный частично и сообщающийся с забортной водой через пробоину в наружной обшивке.

Наиболее просто выполняются расчеты посадки и остойчивости поврежденного судна после затопления отсеков первой и второй категории. Так, при затоплении отсеков первой категории проникшая в них забортная вода может рассматриваться как принятый на судно твердый груз; тогда элементы посадки и остойчивости судна могут быть определены по формулам, по которым определяют эти элементы при приеме твердого груза.

В случае затопления отсеков второй категории вода в них может рассматриваться как жидкий груз, принятый на судно. При этом должно быть учтено влияние его свободной поверхности на остойчивость.

Балкер Oshima Island
Источник: fleetphoto.ru

Особенно сложны расчеты при затоплении отсека третьей категории, имеющего свободную поверхность и сообщающегося с забортной водой через пробоину. В этом случае количество воды в отсеке изменяется при изменении посадки судна, а посадка, в свою очередь, зависит от количества влившейся воды. Такие расчеты выполняются только в процессе проектирования судна.

Роль водонепроницаемых переборок в обеспечении непотопляемости

В процессе проектирования транспортных судов вопрос об их непотопляемости, в конечном счёте, сводится к проверке правильности выбора количества и мест расположения водонепроницаемых переборок. Такая проверка имеет своей целью установить соответствие их размещения тем требованиям, которые предъявляются регистром. Для морских транспортных судов нормирование посадки после затопления одного или группы отсеков производится по предельную линию погружения, которая проходит по борту ниже бортовой линии палубы переборок на расстоянии 76 мм (3 дюйма) по всей длине судна. Установить предельную линию погружения необходимо, т. к. нельзя допустить, чтобы запас плавучести судна был вовсе потерян.

Балкер Hua Da Shan
Источник: fleetphoto.ru

Таким образом, критерием непотопляемости судна после затопления одного или группы отсеков является положение ватерлинии ниже предельной линии погружения. Решение вопроса об удовлетворении этому критерию сводится к установлению такой предельной длины затопления в различных частях корпуса судна (предельной длины отсека), при которой указанное условие будет соблюдено. Предельной длиной затопления называется длина некоторого условного отсека, при затоплении которого действующая ватерлиния касается предельной линии погружения, не превышая ее.

Борьба экипажа за непотопляемость судна

3.6.1. Борьба экипажа за непотопляемость судна осуществляется под руководством капитана в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие действия экипажа:
• обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление места, размера и характера повреждений корпуса судна, водонепроницаемых переборок, второго дна, платформ и палуб; определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени (ориентировочно эти данные могут быть получены по таблице приложения 15);
• прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения ее по судну;
• восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;
• удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;
• спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;
• обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

Статья в тему:  Адвокат как представитель по гражданским делам в суде курсовая работа

3.6.2. После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

3.6.3. По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп) обязаны:
• прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к борьбе за живучесть судна;
• установить место, характер и размеры повреждений;
• выделить необходимое количество людей, и средств для борьбы с водой и определить их действия;
• организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;
• произвести герметизацию аварийного отсека;
• организовать осмотр отсеков, смежных с аварийным, и при необходимости дать указания по обеспечению водонепроницаемости переборок и закрытий и по их подкреплению;
• доложить о результатах разведки и действиях аварийной партии на ГКП.

3.6.4. При обследовании отсека в районе повреждений и смежных с ними помещений начальник аварийной партии запрещает открывать водонепроницаемые закрытия или ослаблять их задраивание до тех пор, пока не убедится, что это не приведет к распространению воды по судну.

3.6.5. Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть проверено пуском в действие осушительной системы.
Шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы, глухой звук, издаваемый переборкой, палубой, вторым дном при ударе по ним металлическим предметом, отпотевание переборок, палуб, платформ второго дна также указывают на наличие воды в аварийном отсеке.

3.6.6. При борьбе, с поступлением воды необходимо:
• стремиться ограничить ее распространение по судну; при этом борьбу следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредотачивая основные силы и средства на помещениях, имеющих жизненно важное значение для судна;
• принимать меры по заделке повреждений корпуса;
• установить постоянное наблюдение за прочностью и водонепроницаемостью переборок со стороны смежных отсеков и при необходимости произвести их подкрепление и ликвидировать водотечность.

3.6.7. После прекращения поступления воды внутрь судна надлежит: тщательно проверить каяество заделки пробоин и при необходимости произвести ее подкрепление; установить наблюдение за аварийным отсеком и смежными с ним помещениями, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту; принять меры по удалению из судна забортной воды, попавшей при аварии.

3.6.8. Подкрепление водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна рекомендуется производить при опасном затоплении отсека, значительных выпучинах в металле переборок, платформ и настила второго дна, а также при обнаружении признаков расхождения швов и ослабления заклепок.

3.6.9. Для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок, палуб, платформ, настила второго дна и закрытий опорные места для подпора должны выбираться на их наборе с вскрытием обшивки и изоляции.
Для предупреждения нарушения водонепроницаемости или снижения прочности запрещается выправлять с помощью подпор или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами, настилом второго дна и закрытиями.
За подкрепленными водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами и закрытиями следует установить непрерывное наблюдение.

Статья в тему:  Суды как правотворческие и правоинтерпретационные органы

3.6.10. Для осушения затопленного отсека надлежит использовать все, включая и переносные водоотливные средства, имеющиеся на судне.

3.6.11. Фактическое состояние аварийного судна устанавливается капитаном. В случае угрозы опрокидывания судна вследствие недостаточной остойчивости или его затопления от израсходования запаса плавучести капитан судна обязан принять меры к посадке судна на мель.

3.6.12. Основной мерой для повышения аварийной плавучести судна является откачка жидких грузов из неповрежденных танков (цистерн). При недостаточной аварийной остойчивости или недопустимости ее снижения откачка разрешается только из танков (цистерн), расположенных выше центра тяжести судна.

3.6.13. Основными мерами по повышению аварийной остойчивости судна являются:
• откачка жидких грузов из высокорасположенных неповрежденных танков (цистерн);
• прием водяного балласта в низкорасположенные танки (цистерны), когда запас аварийной плавучести достаточен;
• запрессовка неповрежденных заполненных танков для ликвидации свободных поверхностей в них;
• обеспечение быстрого удаления воды с палуб судна.

3.6.14. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна производится только по указанию капитана.

3.6.15. В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контролировать запас остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменением осадки судна и высотой надводного борта, а также учитывать количество поступившей внутрь судна воды. При этом капитан должен руководствоваться принципом, что важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.

3.6.16. Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих случаях:
• судно не отвечает нормам Регистра СССР по результатам расчета в соответствии с Информацией об остойчивости судна для капитана;
• при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при приведении руля в положение «прямо руля»
• судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;
• при симметричном относительно диаметральной плоскости затоплении помещений крен аварийного судна превышает 5°.

3.6.17. При проведении мероприятий по спрямлению аварийного судна запрещается проводить какие-либо работы до выяснения его фактической остойчивости.

3.6.18. Спрямление аварийного судна и повышение остойчивости рекомендуется проводить в следующем порядке:
• прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на поврежденный борт;
• удалить воду из не полностью затопленных больших помещений, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии;
• удалить за борт воду, имевшуюся в помещениях, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить ее в помещения, расположенные ниже;
• осушить поврежденный отсек и соседние с ним помещения после заделки пробоин;
• перекачать жидкие грузы в днищевые танки (цистерны), а в исключительных случаях удалить их за борт;
• переместить вниз твердые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;
• произвести балластировку судна.

Статья в тему:  Какой суд защищает авторские права

3.6.19. Перекачивание жидких грузов (топлива, воды и масла) из междудонных танков (цистерн) в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместимостью в танки (цистерны) с меньшей вместимостью до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки (цистерны), симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков (цистерн), смежных с затопленным отсеком.

3.6.20. Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки (цистерны) минимальных объемов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, т. е. для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удаленные от диаметральной плоскости танки (цистерны), а для уменьшения дифферента — наиболее удаленные от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки, если даже они менее удалены от диаметральной плоскости, чем бортовые. В первую очередь должны затапливаться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.

3.6.21. Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что откачку и перекачку жидких грузов и балластировку цистерн разрешается производить только при затоплении с достаточной положительной остойчивостью. При затоплениях, приводящих к малой положительной метацентрической высоте, необходимо сначала принять меры по улучшению аварийной остойчивости, а затем приступить к спрямлению судна.
При этом надлежит знать следующее:
• заполнение и осушение танков (цистерн) должно производиться полностью; прием балласта или перекачка жидкого груза производятся одновременно только с одной парой цистерн;
• крен следует уменьшать не сразу, а по этапам.

3.6.22. Поперечное спрямление аварийного судна следует прекращать при уменьшении крена до 5° в целях предупреждения переваливания судна на другой борт с еще большим креном.

3.6.23. Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно, для обеспечения хода и управляемости судна, а также если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголения винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за креном, не допуская его увеличения.

3.6.24. После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если имеется возможность дальнейшего повышения его остойчивости, то это следует сделать.

3.6.25. При плавании судна с постоянным креном, оставшимся после спрямления, необходимо:
• перекрыть магистрали, сообщающие танки (цистерны), расположенные по разным бортам и в разных отсеках;
• расходовать жидкие грузы только из танков (цистерн) накрененного борта;
• для предотвращения оголения приемников воды, топлива и масла не допускать снижения уровня жидкости в танках (цистернах) до опасного предела;
• тщательно наблюдать за уровнем воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и попадания воды в паровые магистрали;
• тщательно наблюдать за насосами, в которых приемники забортной воды расположены близко к ватерлинии.

Источники:

http://sea-library.ru/borba-s-vodoy/245-nepotopljaemost-sudna.html

http://stud.wiki/transport/2c0a65625b3bd69b4c53b88421216c26_0.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1059789

http://sea-man.org/obespechenie-nepotoplyaemosti-sudna.html

Борьба экипажа за непотопляемость судна

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector