0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким судам запрещается встречное шлюзование

Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ

1. Правила пропуска судов и составов (далее — суда) через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации (далее — Правила) определяют организацию и технологию безопасного пропуска флота через судоходные шлюзы, находящиеся в ведении организаций Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Специфические условия пропуска флота через судоходные шлюзы отдельных бассейнов и каналов отражаются Бассейновыми органами государственного управления на водном транспорте (далее — БОГУ) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Канал имени Москвы» (далее — ФГУП «КиМ») на навигационных картах, в лоцманских описаниях и в путевой информации.

3. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми БОГУ и ФГУП «КиМ» по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции (далее — ГРСИ) и Государственной инспекцией по маломерным судам.

4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

4.1. Шлюзованный участок реки — участок реки с системой гидроузлов с судоходными шлюзами, расположенными таким образом, чтобы подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.

4.2. Судоходный канал — водный путь, соединяющий два смежных бассейна и, как правило, состоящий из системы гидроузлов с судоходными шлюзами, искусственных участков канала, естественных водотоков (рек) и водохранилищ.

4.3. Диспетчер района гидросооружений и судоходства (далее — РГСиС) — специалист, осуществляющий руководство пропуском флота в границах шлюзованного участка реки (канала), которому оперативно подчинены диспетчеры (начальники вахт) шлюзов.

4.4. Двухниточный (многониточный) шлюз — шлюз с двумя (несколькими) камерами, расположенными параллельно друг другу.

Статья в тему:  Какие маломерные суда подлежат регистрации в гимс 2015

4.5. Многоступенчатый шлюз — шлюз с последовательным расположением камер на различном уровне и общими промежуточными головами.

4.6. Границы отдельного шлюза — створы дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающие участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками. При отсутствии причальных стенок и дальних светофоров границы отдельного шлюза определяются обозначенными на навигационных картах и на местности стоповыми знаками в нижнем и верхнем бьефах. Со стороны коротких межшлюзовых бьефов (длиной до 1 км) граница проходит в середине бьефа.

4.7. Внешняя граница головного шлюза шлюзованного участка реки (канала) — то же, что и граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны по отношению к шлюзованному участку реки (каналу).

4.8. Подходные каналы к шлюзам — судоходные каналы, предназначенные для подхода судов и составов к границам шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов. Границы подходных каналов указываются на навигационных картах.

4.9. Дальний светофор — светофор, регулирующий подход судов к причальной стенке шлюза, а при отсутствии последней — к шлюзу. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее дальнем от шлюза конце; при отсутствии причальной стенки — на берегу подходного канала.

4.10. Промежуточный светофор — светофор, при двустороннем шлюзовании обозначающий ближнюю к шлюзу границу места стоянки ожидающих шлюзования судов и регулирующий совместно с входным светофором вход судов в камеру шлюза, а при одностороннем шлюзовании разрешающий или запрещающий прохождение судов до створа стопового знака на причальной стенке.

4.11. Входной и выходной светофоры — светофоры, регулирующие соответственно вход в камеру и выход из камеры шлюза.

4.12. Стоповый знак — электрический сигнал красного цвета и (или) изображение на щите полосы красного цвета для обозначения границ полезной длины камеры шлюза и границ зоны швартовки судов у причальной стенки или их стоянки в подходном канале.

4.13. Полезная длина камеры шлюза — часть длины камеры, ограниченная стоповыми знаками, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании.

4.14. Шлюзование — комплекс технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и затворами) и с наполнением или опорожнением камеры. В многоступенчатых шлюзах в процесс шлюзования дополнительно входят операции по переходу судов из камеры в камеру.

Статья в тему:  Как проходили выборы в суды казиев и биев

4.15. Судопропуск — комплекс всех организационно — технологических операций по проходу судов через шлюз, включающий движение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть сразу же начат следующий судопропуск в том же (односторонний судопропуск) или во встречном (двусторонний судопропуск) направлении.

4.16. Односторонний судопропуск — судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых в одном направлении.

4.17. Двусторонний судопропуск — судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых поочередно во встречных направлениях.

4.18. Встречное шлюзование — одновременное двустороннее шлюзование судов в многоступенчатых шлюзах со встречным их переходом из камеры в камеру через промежуточные головы.

4.19. Диспетчер (начальник вахты) шлюза — специалист, осуществляющий руководство пропуском судов в границах шлюза и управляющий работой механизмов шлюза, которому оперативно подчинен весь вахтенный персонал шлюза.

4.20. Вахтенный начальник судна (вахтенный помощник капитана) — должностное лицо, управляющее судном, которому оперативно подчинен весь личный состав, находящийся на вахте.

4.21. Маломерное судно — судно, длина корпуса которого менее 15 м.

4.22. Скоростное судно — любое судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее указанных ниже.

По глубине на порогах — в соответствии с данными таблицы.

Пропуск судов через шлюзы

187. Суда , идущие на шлюзование , обязаны сообщать по радиотелефонной связи диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа (если это невозможно, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам шлюза.

188. Судоводитель при подходе к границам шлюза, но не менее чем за 1 км, запрашивает по радиотелефонной связи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска и докладывает о готовности к шлюзованию.

Статья в тему:  Что значит показательный суд

189. Пропуск судов через шлюзы осуществляется в соответствии с планом-графиком шлюзований, разработанным диспетчерским аппаратом шлюза на основе информации о подходе судов. При составлении графика шлюзований пропуск пассажирских и других судов, работающих по объявленному расписанию, планируется согласно расписанию их движения. Пропуск остальных судов через шлюзы осуществляется в порядке подхода их к шлюзу (месту отстоя).

При наличии очереди судов на подходах к шлюзам в первую очередь пропускаются суда с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 60 °С или их остатками, взрывчатыми или отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами и спецобъекты.

190. Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке при совместном шлюзовании заходят в шлюзовую камеру последними и устанавливаются таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов, кроме маломерных .

Очередность постановки судов в камеру шлюза регулируется диспетчером шлюза (оператором) в соответствии с Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ.

Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке заходят в камеру шлюза последними, не считая маломерных. Это делается для того, чтобы водоизмещающие суда не заходили позже скоростных и не могли бы повредить их.

191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.

192. Суда, следующие на ликвидацию транспортных происшествий и пожаров, пропускаются через шлюзы вне очереди.

193. При движении в подходных каналах шлюзов обгон судов, кроме обгона скоростными судами водоизмещающих судов, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.

194. Суда с взрывчатыми и отравляющими веществами заходят в шлюзы в соответствии с планом-графиком шлюзований без остановки у причальных стенок.

195. На судах, направляющихся на шлюзование, экипажем судна должно быть проверено надежное действие рулевого управления и дистанционного автоматического управления силовыми установками, а также наличие необходимого давления воздуха в пусковых баллонах главных двигателей.

196. На подходе к шлюзу мачты должны быть уложены (если это диктуется высотными габаритами), якоря надежно закреплены в клюзе.

197. Суда должны заходить в шлюз с безопасной скоростью, чтобы избежать повреждения ворот, защитных устройств и других судов, находящихся в шлюзе, и обеспечить остановку судна (состава) в месте, указанном для его швартовки ; при этом на водоизмещающих судах, имеющих два главных двигателя и более, один из них должен быть запущен на режим заднего хода не позднее прохода носовой части судна створа ворот шлюза.

Статья в тему:  Какие дела подсудны районному суду

198. Суда длиной более 30 м должны швартоваться не менее чем двумя швартовыми, расположенными по одному борту.

При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов персонал шлюза должен выделить необходимое количество швартовщиков. Швартовка за плавучие рымы обеспечивается персоналом судна.

199. При нахождении судов в шлюзе:

  • если на опорных стенках шлюзовой камеры указаны соответствующие границы, суда должны находиться в их пределах;
  • во время наполнения и опорожнения камеры шлюза и до момента получения разрешения на выход суда должны быть ошвартованы так, чтобы они не ударялись об опорные стенки шлюзовой камеры, ворота и защитные устройства или другие суда;
  • с момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.

В процессе шлюзования необходимо постоянно следить за положением швартовных тросов и плавучих рымов, на которых они закреплены. При наполнении или опорожнении камеры следует обеспечить беспрепятственное перемещение судна по вертикали у стенки шлюза, при этом можно использовать кранцы-приспособления для смягчения ударов и исключения трения судна о стенку шлюза. В течение всего периода шлюзования мотор судна должен быть готов к запуску.

200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:

  • танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;
  • сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60 °С и выше;
  • пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.

Варианты совместных шлюзований судов различных типов преследуют цель наиболее эффективного использования шлюзов, не подвергая излишней опасности совместно шлюзующиеся суда и экипажи судов. Особенно это относится к пассажирским судам.

Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ (п. 16г) запрещается совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы.

201. При совместном шлюзовании должны соблюдаться следующие правила:

  • танкеры заходят в шлюз и становятся первыми;
  • сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе танкера при условии, что расстояние между бортами будет не менее 1 м;
  • судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные действующими правилами для такого случая.

Судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов должны предупредить экипажи и строго контролировать запрет курения на открытых палубах и у открытых иллюминаторов, а также не допускать случайного выброса окурков или использование открытого огня на камбузах, использование зажигалок и т. п. Все виды работ на палубе, связанные с возможностью искрообразования, должны быть прекращены. Указанные требования относятся также к маломерным судам.

202. Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов у причальных стенок шлюзов, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения судоводителями всех судов, которые должны подтвердить получение распоряжений по радиотелефонной связи, а при ее неисправности — подачей звукового сигнала.

Если полученное распоряжение судоводитель считает невыполнимым, то он должен поставить об этом в известность диспетчера шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.

203. Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора.

Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.

204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.

Правила шлюзования маломерных судов

Шлюзование — одна из самых сложных, а порой и опасных операций, выполняемых малыми туристскими судами при плавании по внутренним водным путям. К сожалению, единых для всех шлюзовых систем правил шлюзования, разработанных специально для малых судов и учитывающих их специфику, не существует. Судоводители-любители вынуждены руководствоваться теми же документами, регламентирующими безопасность плавания, что и судоводители больших транспортных судов. Шлюзование маломерных судов зачастую производится, как предписывают правила плавания, «по усмотрению начальника вахты шлюза».

Статья В. П. Пальянова «Лодка в шлюзе», помещенная в сборник №58, вызвала большой интерес у судоводителей-любителей. Она содержит ряд полезных советов, которыми стоит воспользоваться, однако в то же время некоторые ее рекомендации, на наш взгляд, ошибочны и могут ввести в заблуждение начинающих, малоопытных капитанов прогулочного флота.

Так, автор статьи (как и авторы ряда учебных пособий) советует швартовать лодки и катера в камере шлюза к борту крупнотоннажного транспортного судна, хотя одновременно и предостерегает, говоря о том, что это судно может быть сорвано со швартовов и тогда возможен его навал на противоположную стенку шлюза. (Можно представить, что будет с катером, если по тем или иным причинам он не успеет вовремя отойти от борта судна водоизмещением в несколько тысяч тонн и окажется прижатым к бетонной стене!)

Наш опыт говорит о том, что малое судно нельзя швартовать ни к борту крупного транспортного судна, ни к противоположной стенке шлюза на его траверзе. Следует швартоваться только за кормой большого судна и на достаточно безопасном от него расстоянии. В этом случае лодки и катера, естественно, не должны выходить первыми из шлюза (ни в коем случае нельзя выходить раньше судов на подводных крыльях): в случае отказа мотора, а такие случаи, к сожалению, бывают нередко, катер неизбежно окажется стоящим без хода под форштевнем большого судна — в мертвой зоне видимости с его мостика. Суда должны выходить из камеры шлюза в той же очередности, в какой заходили в него.

В статье есть также и другие рекомендации, с которыми трудно согласиться (в отношении количества членов экипажа на борту катера при шлюзовании, нецелесообразности шлюзования за 2—3 часа до наступления темноты и др.).

Управлением Канала имени Москвы на основании накопленного опыта разработаны и введены специальные правила пропуска малых судов через шлюзы. В этих правилах учтены пожелания капитанов московских яхт-клубов и клубов водно-моторного спорта и туризма; они одобрены и согласованы с судоходной инспекцией Московского бассейна. Правила эти изданы в дополнение к «Правилам пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы единой глубоководной системы Европейской части РСФСР» и учитывают специфику шлюзования в Московском бассейне. Считаем, что публикация основных положений этого документа будет полезна для многих судоводителей-любителей.

К шлюзованию допускаются только технически исправные суда, имеющие судовой билет или удостоверение яхты. Регистрационный номер должен быть нанесен на корпусе судна. Кроме того, должен иметься переносный номерной знак (табличка), выставляемый при шлюзовании таким образом, чтобы его было видно с башни пульта управления шлюзом.

Пропуск малых судов через шлюзы осуществляется только в светлое время суток, попутно с транспортными судами и при наличии достаточного по условиям безопасности места в камере.

Регулирование пропуска осуществляется входными и выходными светофорами, имеющими зеленый разрешающий и красный запрещающий огни. Кроме того, по громкоговорящей сети наружного оповещения начальником вахты шлюза даются те или иные указания, выполнение которых обязательно для всех судоводителей.

Швартовка и стоянка малых судов у причальных устройств, предназначенных специально для стоянки транспортных судов, запрещена. Если шлюз занят, нельзя подходить близко к голове шлюза: при наполнении шлюза катер может быть подхвачен мощным потоком, с которым не всегда справляются даже большие суда.

Катера и лодки могут заходить в камеру шлюза только после захода в нее крупных судов и встают на расстоянии 40 м от кормы последнего крупного судна (40 м — расстояние между швартовными рымами шлюза). Запрещается вставать впереди транспортных судов, запрещается швартоваться к их борту или вставать по их траверзу у противоположной стенки.

Когда собирается несколько малых судов, первыми заходят в шлюз более крупные катера, которые швартуются к стенке. Лодки и небольшие катера швартуются к крупным счалами не более чем в три пыжа (не больше трех).

Вход в камеру шлюза и выход из нее должны осуществляться на минимальной скорости, обеспечивающей управляемость судна. Обгон в камере шлюза и подходных каналах запрещен. Выход малых судов из шлюза разрешается только после выхода крупных транспортных судов.

Лодки и катера можно швартовать за швартовные устройства как двумя, так и одним концом. Не следует закладывать швартовные концы «намертво»; необходимо держать их на руках, закладывая серьгой. При швартовке вблизи стоповых огней необходимо следить, чтобы корпус надстройки или вооружение судна не перекрывали луч фотоэлемента.

Во время шлюзования на катере должны быть готовы к действию весла и буксирные концы. В случае отказа двигателя ближайшее малое судно обязано взять лишенный хода катер на буксир и вывести его из камеры за пределы причальных линий подходного канала.

При неблагоприятных метеорологических условиях (туман, снегопад, ледоход и т. д.) шлюзование малых судов не производится.

За сохранность материальных ценностей, находящихся на борту малого судна, администрация шлюза ответственность не несет.

Управление Канала имени Москвы будет признательно тем читателям, которые дадут свои предложения по улучшению условий пропуска маломерных судов через шлюзы.

Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.

Суда, следующие на ликвидацию транспортных происшествий и пожаров, пропускаются через шлюзы вне очереди.

При движении в подходных каналах шлюзов обгон судов, кроме обгона скоростными судами водоизмещающих судов, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.

Суда с взрывчатыми и отравляющими веществами заходят в шлюзы в соответствии с планом-графиком шлюзований без остановки у причальных стенок.

На судах, направляющихся на шлюзование экипажем судна, должно быть проверено надежное действие рулевого управления и дистанционного автоматического управления силовыми установками, а также наличие необходимого давления воздуха в пусковых баллонах главных двигателей.

На подходе к шлюзу мачты должны быть уложены (если это диктуется высотными габаритами), якоря надежно закреплены в клюзе.

Суда должны заходить в шлюз с безопасной скоростью, чтобы избежать повреждения ворот, защитных устройств и других судов, находящихся в шлюзе, и обеспечить остановку судна (состава) в месте, указанном для его швартовки; при этом на водоизмещающих судах, имеющих два главных двигателя и более, один из них должен быть запущен на режим заднего хода не позднее прохода носовой части судна створа ворот шлюза.

Суда длиной более 30 м должны швартоваться не менее чем двумя швартовыми, расположенными по одному борту. При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов персонал шлюза должен выделить необходимое количество швартовщиков. Швартовка за плавучие рымы обеспечивается персоналом судна.

199. При нахождении судов в шлюзе:

· если на опорных стенках шлюзовой камеры указаны соответствующие границы, суда должны находиться в их пределах;

· во время наполнения и опорожнения камеры шлюза и до момента получения разрешения на выход суда должны быть ошвартованы так, чтобы они не ударялись об опорные стенки шлюзовой камеры, ворота и защитные устройства или другие суда;

· с момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.

200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:

· танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;

· сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60 град. С и выше;

· пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.

201. При совместном шлюзовании должны соблюдаться следующие правила:

· танкеры заходят в шлюз и становятся первыми;

· сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе танкера при условии, что расстояние между бортами будет не менее 1 м;

· судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные действующими правилами для такого случая.

202. Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов у причальных стенок шлюзов, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения судоводителями всех судов, которые должны подтвердить получение распоряжений по радиотелефонной связи, а при ее неисправности – подачей звукового сигнала. Если полученное распоряжение судоводитель считает невыполнимым, то он должен поставить об этом в известность диспетчера шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.

Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора. Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.

Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.

Суда, плавающие в условиях ограниченной видимости и на участках судоходных путей с неосвещаемой обстановкой, должны уменьшить свою скорость. Исходя из наличия других судов и условий плавания, подавать предписанные настоящими Правилами звуковые сигналы.

Суда должны немедленно остановиться при ухудшении видимости, наличии других судов, если местные условия судоходства не обеспечивают безопасности дальнейшего движения. Кроме того, если в составе визуальная связь между буксируемыми судами и самоходным судном становится невозможной, состав должен встать в ближайшем безопасном месте.

Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 871 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Каким судам запрещается встречное шлюзование

Автор АНТОНИЙ , 20 Марта 2014

11 сообщений в этой теме

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Недавно просматривали 0 пользователей

Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

Автор: Савва
Создана 23 Декабря 2006

Автор: Виктор_DV
Создана 26 Декабря 2020

Автор: Савва
Создана 8 Января 2007

Автор: Kreator
Создана 9 часов назад

Автор: Влад2
Создана 30 Марта

Автор: Lord1970
Создана Thursday в 09:44

Автор: Danя Dжиger
Создана Saturday в 12:12

Автор: ОптимистНН
Создана 10 Ноября 2014

Источники:

http://mys.ru/Article_110.html

http://www.kateralodki.ru/propuskcherezshluzy

http://www.barque.ru/advice/1977/terms_sluicing_small_vessels

http://helpiks.org/1-110321.html

http://volgafishing.ru/forum/topic/67638-%D1%88%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B5/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector