Какое образование нужно для секретаря суда
Профессия – секретарь суда
Профессия – секретарь суда
Онлайн-интервью с секретарем судебного заседания по уголовным делам 1 инстанции Московского городского суда Ульяной Георгиевной Кудиновой
Продолжаем серию интервью с профессионалами. В этот раз мы узнали о профессиональных обязанностях секретаря суда, выяснили, чем отличается работа секретаря суда от работы секретаря судебного заседания, оценили, какие перспективы открываются молодым специалистам на этих должностях. Об этом и многом другом нам рассказала Ульяна Кудинова, секретарь судебного заседания по уголовным делам 1 инстанции Московского городского суда.
КонсультантПлюс: Судья не работает в одиночку, ему помогают сотрудники судебного аппарата. Один из таких помощников — секретарь суда. Расскажите, в чем заключаются его обязанности, какова его роль в деятельности суда?
Роль секретаря судебного заседания и секретаря суда крайне значима для исполнения судом возложенных на него функций. Недаром говорят, что от работы сотрудников аппарата суда зависит очень многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, стоящих перед судом.
Функции секретаря судебного заседания и секретаря суда подробно описаны в инструкции по делопроизводству, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ. Этот документ служит для секретарей руководством к действию.
К примеру, секретарь суда, работающий в отделе делопроизводства, будь то по уголовным или по гражданским делам, выполняет следующие функции: принимает дела, регистрирует их в журналах учета, регистрирует необходимую информацию в электронной базе, в том числе о движении дела, после вступления решения в законную силу готовит дело для исполнения решения и т.д.
Что касается функций секретаря судебного заседания, то они, конечно же, отличны от функций секретаря суда. Секретарь судебного заседания обязан подготовить дело к слушанию, обеспечить необходимые меры для вызова в суд лиц, участвующих в деле, например, путем направления повесток, требований о доставке, передачи телефонограммы и прочее. Непосредственно в день слушания дела секретарь судебного заседания проверяет явку вызванных участников процесса, а также ведет протокол судебного заседания. При этом надо отметить, что, хотя протокол судебного заседания и не является стенограммой, его содержание должно быть максимально полным и достоверным. После рассмотрения дела судьей по существу секретарь судебного заседания оформляет дело для сдачи его в отдел делопроизводства: подшивает в хронологическом порядке документы, приобщенные в ходе слушания, протокол судебного заседания, судебные постановления и решения; составляет опись дела; выписывает статистическую карточку, а при необходимости — исполнительные документы; направляет или вручает участникам процесса копии итогового судебного решения. Далее секретарь сдает дело в канцелярию, где уже секретарь суда проверяет правильность оформления дела и принимает для дальнейшего исполнения.
Помимо этого секретарь размещает информацию о движении дела во внутренних базах данных, а также осуществляет выгрузку необходимой информации и текстов решений на официальных сайтах суда. В настоящее время в условиях развития так называемого электронного правосудия работа с электронными базами данных является одной из наиболее важных функций.
Как видите, работа секретаря суда и секретаря судебного заседания важна в суде.
КонсультантПлюс: Почему вы решили стать юристом? У юриста много возможностей для реализации, почему вы выбрали именно судебную систему, как начали свой путь в профессии?
Вы правы, у юриста много возможностей для трудоустройства, для применения своих знаний и для удовлетворения профессиональных амбиций. Однако я выбрала государственную службу — работу в суде, поскольку именно в суде общей юрисдикции есть возможность постоянно развиваться профессионально и личностно, общаться с людьми и, что самое важное, помогать восстановить справедливость и защищать тех, чьи права были нарушены.
В судебной системе работают добросовестные, порядочные, ответственные люди, а именно эти качества — фундамент моего становления и как личности, как и юриста. Поэтому после окончания колледжа свою трудовую деятельность я начала в Московском городском суде.
КонсультантПлюс: Какие преимущества для себя вы видели в момент принятия решения?
Принимая решение о трудоустройстве в суд, я в силу юного возраста не выделяла для себя как таковых преимуществ. Но сейчас я понимаю, что у любого сотрудника суда всегда есть перспектива стать судьей или же набраться необходимого и очень важного опыта и найти себя в иной юридической деятельности.
И, тем не менее, нужно подчеркнуть, что большинство судей — это бывшие секретари и помощники судей, ведь именно они знают все тонкости судебной работы и, как правило, из секретарей и помощников вырастают блестящие профессионалы.
КонсультантПлюс: Какие знания, навыки и личные качества необходимы для человека, занимающего эту должность?
Для работы в суде каждому сотруднику необходимо, прежде всего, знать действующее законодательство Российской Федерации, следить за законодательными изменениями и тенденциями. Кроме того, секретарю суда или судебного заседания следует быть собранным и ответственным. И, конечно же, секретарь должен быть коммуникабельным и вежливым. Ведь за защитой своих прав в суде зачастую обращаются люди, оказавшиеся в трудной ситуации из-за незнания своих прав или закона как такового. Поэтому никогда нельзя ставить себя выше тех, кто пришел в суд, надлежит относиться уважительно и корректно к каждому. Зачастую секретарь суда является тем человеком, которого в первую очередь встречают граждане, пришедшие в суд.
КонсультантПлюс: Какой у вас распорядок дня? Сколько дел в день в среднем рассматривается, сколько граждан с заявлениями вы принимаете, какое количество документов нужно подготовить и т.д. Сложно ли успеть справится со всеми этими делами?
Каждый рабочий день в суде очень насыщенный. Хоть судьи по гражданским и уголовным делам рассматривают разное количество дел — ведь дела отличаются своей спецификой, — нагрузка на любого судью и, соответственно, секретаря судебного заседания и секретаря суда высока.
Естественно, в каждом судебном заседании принимает участие секретарь и выполняет все те функции, о которых я говорила выше. С существующим объемом работы справиться непросто, для этого требуется опыт и определенные навыки. Надо признать, что со временем какие-то процессуальные или процедурные действия секретарь делает, как говорят, на автомате. Но, тем не менее, например, составление протокола судебного заседания в силу индивидуальности каждого дела требует большого внимания и концентрации.
КонсультантПлюс: Что вам особенно нравится в вашей работе?
Работа секретаря интересна тем, что всегда есть возможность наблюдать за правосудием и быть причастным к этому. Кроме того, работа в суде сильно дисциплинирует и делает более ответственным. Многому учат люди, которые приходят в суд отстаивать свою позицию по делу. В целом в моей работе мне нравится то, что я не стою на месте, занимаюсь интересным делом, перенимая колоссальный опыт и знания судей, с которыми работаю. Все это в совокупности помогает налаживать и правильно выстраивать отношения с людьми.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие перспективы открывает эта профессия для молодых специалистов?
Профессиональное развитие сотрудников суда проходит в несколько этапов. Чаще всего государственная служба в суде начинается именно с должностей секретаря суда или секретаря судебного заседания. Вторая ступень профессионального развития — это консультант суда или помощник судьи. После пяти лет работы помощником можно сдать квалификационный экзамен на должность судьи. В случае успешной сдачи экзамена и одобрения квалификационной коллегией судей Москвы, прохождения иных процедур, предусмотренных законом, происходит назначение на должность судьи либо на основании постановления Городской Думы (мировые судьи), либо на основании указа Президента (федеральные судьи). И те, и другие приносят присягу в Президиуме Московского городского суда. Надо сказать, что церемония принесения присяги проходит в торжественной обстановке и всегда волнительна, она заставляет гордиться достижениями коллег, уже ставших судьями, и стимулирует к собственному росту.
КонсультантПлюс: Какие лично у вас планы на будущее? Известно, что практически все судьи начинали свою деятельность в качестве секретаря суда. Вы хотели бы в будущем стать помощником судьи, а затем судьей? Если да, то на каких вопросах вы хотели бы специализироваться?
Естественно, все это входит в мои планы на будущее. Поскольку моя работа связана с уголовным правом, мне хотелось бы сначала стать помощником судьи, а затем стать судьей-криминалистом.
КонсультантПлюс: Как вы относитесь к использованию справочных правовых систем в судебной работе? Используете ли вы систему КонсультантПлюс и, если да, какие задачи решаете с ее помощью?
Правовые системы очень помогают в работе. Они облегчают поиск необходимых документов, как нормативно-правовых актов, так и материалов судебной практики. В частности, в систему КонсультантПлюс включены все редакции документов, редакции удобно искать и сравнивать. К примеру, нередко в рамках рассмотрения уголовных дел изучаются обвинения в совершении преступлений многолетней давности, поэтому необходимо знать законы, действовавшие на тот период времени, учитывать, ухудшают ли они положение виновного лица, и т.п.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать секретарем судебного заседания: к чему им быть готовыми и как строить карьеру?
Независимо от того, кем хочет быть студент, он должен учиться, развиваться и быть готовым к принятию ответственных и взвешенных решений. С выбором будущей профессии студент вполне может определиться в период прохождения практики. Если студент примет решение работать в суде, ему надо быть готовым к трудной, ответственной и напряженной работе. Бояться этого не стоит, поскольку с опытом страх уйдет, а интерес к работе возрастет. Я считаю, что стремление стать судьей должно быть у каждого секретаря суда, ведь отправление правосудия — это венец юридической карьеры.
Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
О суде
Требования к претендентам на должность секретаря судебного заседания
В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Семнадцатый арбитражный апелляционный суд объявляет о проведении конкурса по формированию кадрового резерва для замещения должности секретаря судебного заседания, относящейся к старшей группе должностей категории «специалисты».
Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.
К участию в конкурсе допускаются лица, имеющие высшее образование, по специальности «Юриспруденция». Требования к стажу не предъявляются.
Гражданин не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к данной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Гражданский служащий Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, изъявивший желание участвовать в конкурсе, подаёт заявление на имя председателя суда.
В основные обязанности секретаря судебного заседания входит:
1) принимать по реестру из отдела делопроизводства и вести работу (учет, хранение, обеспечение сохранности, контроль движения, изучение поступивших в судебный состав апелляционных жалоб (проверка апелляционных жалоб на соответствие их требованиям статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и внесение предложений по их принятию к производству суда, оставлению без движения или их возвращению) с поступившими в судебный состав судебными делами, и другими документами;
2) составлять адресные справки по судебным делам при проверке апелляционных жалоб, изготавливать выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП на лиц, участвующих в деле;
3) готовить проекты определений о принятии апелляционной жалобы к производству, о восстановлении либо отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока, о предоставлении либо отказе в предоставлении рассрочки, отсрочки по уплате госпошлины либо об освобождении от уплаты госпошлины, об оставлении без движения апелляционной жалобы, о возвращении апелляционной жалобы, об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи либо об отказе в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, о судебном поручении, об исправлении описки, опечатки в вышеуказанных определениях;
4) готовить запросы об истребовании дел (документов) из арбитражного суда первой инстанции, о направлении мотивированного решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, сопроводительные письма лицам, участвующих в деле, о возврате документов по делу;
5) проверять явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их полномочия для участия в деле, устанавливать причину неявки вызванных лиц и докладывать об этом председательствующему в судебном заседании судье и по его указанию принимать меры для обеспечения явки;
6) вести протокол судебного заседания с соблюдением требований статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Рекомендациями по составлению протокола судебного заседания, одобренными на заседании президиума Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006, а также вести протокол при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания;
7) полно и правильно отражать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников арбитражного процесса, имевшие место в ходе судебного заседания;
8) вести аудиопротоколирование с последующей его записью на оптический носитель информации в соответствии с Инструкцией по делопроизводству;
9) вести видеоконференц-связь судебного заседания;
10) при наличии оснований, предусмотренных статьями 21-24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлять самоотвод;
11) по поручению председательствующего в судебном заседании судьи в установленном порядке получать хранящиеся в суде вещественные доказательства по делу для их осмотра в судебном заседании и по поручению судьи осуществлять действия по исполнению определения суда по вопросам распоряжения вещественными доказательствами;
12) осуществлять отметку командировочных удостоверений лицам, участвовавшим в судебном заседании;
13) осуществлять работу в Программном комплексе «Судебно-арбитражное делопроизводство» в соответствии с Таблицами распределения функций между сотрудниками суда по вводу информации;
14) осуществлять формирование реестров передачи дел с апелляционными жалобами в другие подразделения суда;
15) осуществлять формирование графиков рассмотрения назначенных к слушанию апелляционных жалоб соответствующего судебного состава;
16) при формировании графика судебных заседаний установить список дел, по которым отложено судебное разбирательство, объявлен перерыв, осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, решается вопрос о возобновлении производства по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и до начала судебного заседания довести до сведения председательствующего судьи информацию о составе суда, которым начато рассмотрение дела;
17) размещать списки дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, на информационных стендах или киосках;
18) контролировать соответствие сведений о месте и времени рассмотрения судебных дел, размещенных в сети Интернет (в том числе в сервисе «Картотека арбитражных дел»), судебным актам, вынесенным по судебному делу, проверять правильность формирования списков на информационных панелях и информационных киосках;
19) размещать информацию через программу «Секретарь судебного заседания» (публикация в онлайн-сервисе «Картотека арбитражных дел») о движении судебного дела, совершенных процессуальных действиях и принятых судебных актах;
20) осуществлять размещение информации о принятом судебном акте в Программном комплексе «Судебно-арбитражное делопроизводство» в тот же день после объявления его резолютивной части;
21) осуществлять контроль за апелляционными жалобами, оставленными без движения, обеспечивать хранение судебных дел с апелляционными жалобами, оставленными без движения, в судебном составе отдельно от других дел;
22) осуществлять формирование конверта, почтового уведомления для отправки определения об оставлении апелляционной жалобы без движения;
23) контролировать поступление документов по делу, истребованных судом;
24) осуществлять подготовку и передачу дел в отдел делопроизводства для отправки судебных актов и иной исходящей корреспонденции;
25) соблюдать процессуальные сроки при работе с судебными делами и документами;
26) соблюдать требования Инструкции по делопроизводству в суде, иных нормативных актов о порядке работы с документами;
27) выполнять иные поручения руководства суда, председателя судебного состава, начальника отдела обеспечения судопроизводства в судебных коллегиях.
Секретарь судебного заседания должен обладать следующими базовыми знаниями и умениями:
1) государственный язык РФ (русский язык);
3) федеральные законы от 08 января 1998 г. № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ, от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ», от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Верховного Суда РФ, постановления Совета судей РФ, касающиеся организационного обеспечения деятельности судов и регулирующие особенности прохождения гражданской службы;
4) федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Верховного Суда РФ, постановления Совета судей РФ, нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности в пределах должностных обязанностей и полномочий;
5) основы государственного управления, экономики и организации труда;
6) порядок и правила разработки проектов законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других нормативных правовых актов;
7) локальные акты суда, регулирующие соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей;
8) порядок работы со служебной информацией; служебной информацией ограниченного распространения, информацией с ограничительной пометкой «для служебного пользования» и сведениями, составляющими государственную тайну;
9) основы ведения делопроизводства и Инструкции по делопроизводству в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде;
10) порядок служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти РФ, субъектов РФ;
11) нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;
12) основы информационной безопасности и защиты информации, в частности:
— меры по обеспечению безопасности информации при использовании общесистемного и прикладного программного обеспечения, требования к надежности паролей;
— порядок работы со служебной электронной почтой, правила использования личной электронной почты, служб «мгновенных сообщений» и социальных сетей в части наличия дополнительных рисков и угроз, возникающих при использовании личных учетных записей на служебных средствах вычислительной техники;
— основные признаки электронных сообщений, содержащие вредоносные вложения или ссылки на вредоносные сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», умение корректно и своевременно реагировать на получение таких электронных сообщений;
— требования по обеспечению безопасности информации при использовании удаленного доступа к информационным ресурсам Семнадцатого арбитражного апелляционного суда с помощью информационно – телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть «Интернет», в том числе с мобильных устройств;
— правила и ограничения подключения внешних устройств (флэш – накопителей, внешних жестких дисков), в особенности оборудованных приемо – передающей аппаратурой (мобильные телефоны, планшеты, модемы) к служебным средствам вычислительной техники (компьютерам);
13) основные положения законодательства о персональных данных:
— понятие персональных данных, принципы и условия их обработки;
— меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах;
14) общие принципы функционирования системы электронного документооборота, включая перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота;
15) основные положения об электронной цифровой подписи:
— понятия и виды электронных подписей;
— условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Второй этап конкурса предполагается провести в марте 2020 года в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, д. 112. О дате и времени проведения конкурса гражданам, допущенным к участию в конкурсе, будет сообщено не позднее чем за 15 дней.
Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на втором этапе конкурса конкурсная комиссия применяет следующие методы (испытания): 1) тестирование; 2) собеседование.
Контактный телефон: (342) 230-78-80, 230-78-93.
Можно ли работать секретарём судьи не имея юридического образования?
Можно ли работать секретарём судьи не имея юридического образования?
Ответы на вопрос:
Секретарем можно работать и без юридического образования.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности – секретарь судебного заседания:
Образование: высшее профессиональное образование по специальности «Юриспруденция», «Правоведение».
Стаж работы: без предъявлений требований к стажу.
Нет, не можете. Основные требования, предъявляемые к соискателю-это наличие высшего юридического образования либо последний курс юридического факультета.
Вас могут оформить секретарем судебного заседания если Вы обучаетесь по специальности «юриспруденция» и еще не закончили.
Похожие вопросы
Скажите, смогу ли я работать в полиции с дальнейшим ростом со средне специальным юридическим образованием и с высшим заочным юридическим образованием? Или лучше иметь очное высшее образование?
Куда идти работать среднем юридическим образованием закончил 9 классов куда ещё можно идти работать кроме юридической компании?
Скажите пожалуйста, я хочу пойти учиться на юридический факультет, у меня есть условный срок, где я смогу работать после получения высшего юридического образования? Спасибо
Где я могу работать с юридическим образованием, но имея условный срок?
Помогите, пожалуйста — обязательно ли юрист должен иметь юридическое образование? Вопрос не праздный — руководитель заключил договор на оказание юридических услуг с человеком, у которого нет юридического образования. И сейчас в суде будет разрешаться вопрос об оплате. Если образование обязательно — где это написано? Какой весомый довод можно привести в подтверждение того, что не может человек, не имеющий юридического образования, оказывать юридические услуги?
Чтобы попасть работать в полицию обязательно должно быть высшее образование юридическое или можно попасть со среднем юридическим образованием.
Что делать, если мировой судья забирает у работника почты входящую корреспонденцию и не отдаёт её секретарю с/у для регистрации? И пишет докладные на секретаря с/у о том, что якобы секретарь не регистрирует почту? То есть, явно подставляет секретаря с/у. У секретаря с/у уже два выговора по этому поводу.
Скажите пожалуйста, хотела устроиться в МВД, там необходимо иметь юридическое образование, я училась на юридическом факультете специальность таможенное дело. Где-нибудь прописано в законодательстве что при устройстве в структуру МВД необходима именно специальность юриспруденция или юридический факультет и может считаться юридическим образованием.
Верно ли, что для получения лицензии на оказание платных юридических услуг лицо должно помимо высшего юридического образования иметь стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Если человек получил высшее юридическое образование и захотел сразу после окончания открыть ЧП по оказанию платных юридических услуг, нужен ли для этого стаж работы по специальности.
Требования к должности секретарь суда
Категория должности: «специалисты»
Группа: «старшие должности государственной гражданской службы»
Квалификационные требования:
Уровень профессионального образования : высшее образование уровня «бакалавриат» или выше по направлению подготовки (специальности) профессионального образования: «Юриспруденция».
Базовые знания:
государственного языка Российской Федерации (русского языка);
Конституции Российской Федерации;
законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе;
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
Устава Московской области;
основ делопроизводства и документооборота;
Базовые умения:
соблюдать этику делового общения;
планировать и рационально использовать служебное время;
совершенствовать свой профессиональный уровень;
в области информационно-коммуникационных технологий.
Умения исходя из специфики должностных обязанностей:
работать в стрессовых условиях;
Профессионально-функциональные знания и умения:
Профессиональные знания в области федерального законодательства и законодательства Московской области:
Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации»;
Закон Московской области от 11.02.2005 N 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области»;
Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области»;
Закон Московской области от 04.07.2008 N 98/2008-ОЗ «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области»;
Уголовное, гражданское, жилищное, земельное, семейное, административное и процессуальное законодательство;
Положение об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области;
Инструкция по судебному делопроизводству у мирового судьи Московской области;
Нормативно-правовые акты по делопроизводству, архивному делу и ведению судебной статистики.
Функциональные знания:
программного принципа управления компьютером, структуры и основных элементов интерфейса операционной системы, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;
порядка работы с прикладными информационными системами, обеспечивающими поддержку выполнения основных задач и функций (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.);
возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного электронного документооборота;
правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий;
представление об основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы:
использования информационных технологий;
обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов;
предоставления государственных услуг населению и организациям в электронном виде;
защиты конфиденциальной информации и персональных данных.
Функциональные умения:
ведения деловой переписки;
грамотной письменной речи;
машинописи со скоростью не менее 160 ударов в минуту;
составления отчетной документации;
использования современных методов сбора, обработки и анализа информации;
работы в операционной системе, установленной на автоматизированном рабочем месте для осуществления основной деятельности;
работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;
работы в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с программой обнаружения компьютерных вирусов, подготовка презентаций, использование графических объектов и диаграмм в электронных документах, управление электронной почтой;
работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет;
обработки информации посредствам прикладных информационных систем, обеспечивающих поддержку выполнения основных задач и функций Управления (система электронного документооборота, система информационно-правового обеспечения и т.п.).
Должностные обязанности:
В должностные обязанности по должности секретаря суда входят:
осуществление приема документов от граждан и представителей юридических лиц;
осуществление приема и отправления дел и корреспонденции с обязательным составлением сопроводительного письма;
осуществление регистрации и учета уголовных дел, гражданских дел, административных дел, дел об административных правонарушениях, жалоб, представлений, материалов и входящей корреспонденции, (на бумажных носителях и в электронном варианте);
заполнение и ведение в установленном порядке (на бумажных носителях и в электронном виде) формы первичного учета (учетно-статистические карточки, журналы и другие);
формирование и ведение нарядов;
формирование дел об административных правонарушениях;
осуществление приема, учета и хранения вещественных доказательств;
прием под расписку оформленных секретарем судебного заседания после рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях;
осуществление по распоряжению мирового судьи выдачи справок по делам, оригиналов и копий документов из дел, копий судебных постановлений;
выдача для ознакомления гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях;
оказание помощи руководителю аппарата в составлении статистических отчетов;
оформление документов для возмещения расходов, связанных с назначением экспертов по инициативе мировых судей;
извещение участвующих в деле лиц о поступлении апелляционной жалобы, представления, возражений на них, жалоб по административным делам, жалоб по делам об административных правонарушениях и направление их копий участникам процесса;
оформление и направление дел в вышестоящие судебные инстанции по представлениям и жалобам;
оформление, выдача и направление документов по исполнению приговоров, решений, определений и постановлений мирового судьи;
осуществление работы по контролю исполнения судебных актов мирового судьи по уголовным, гражданским, административным делам, по делам об административных правонарушениях и материалам, разрешаемым в порядке исполнения приговоров, вступивших в законную силу и обращенных к исполнению (контроль получения сообщений об исполнении);
ведение регистрации и учета исполнительных документов, передаваемых на исполнение судебным приставам-исполнителям;
ведение учета, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов;
обеспечение сохранности дел и документов до передачи в архив мирового судьи;
участие в работе экспертной комиссии у мирового судьи соответствующего судебного участка;
подготовка и сдача в оперативный архив мирового судьи законченных судебных дел, нарядов, журналов, картотеки, подготовка сводных описей дел;
осуществление контроля над сроками сдачи секретарем судебного заседания дел и их правильным оформлением;
осуществление контроля за возвратом дел, направленным в вышестоящие суды и органы, которым законом предоставлено право истребования дела;
предоставление по устным (в том числе по телефону) и письменным запросам граждан и организаций информации о местонахождении и границах судебных участков Московской области и иной общедоступной информации;
осуществление контроля за расходованием денежных средств, выделяемых для обеспечения отправки почтовой корреспонденции;
составление отчетов об отправке почтовой корреспонденции и своевременное представление их в Управление в порядке, установленном приказом (распоряжением) начальника Управления;
использование в своей работе ПЭВМ как средства автоматизации документационного обеспечения мирового судьи;
выполнение иной работы по поручению вышестоящего и непосредственного руководителя в пределах своей компетенции;
соблюдение установленного Служебного распорядка Управления, исполнение настоящего должностного регламента и порядка работы со служебной информацией;
уведомление начальника Управления и органы прокуратуры или другие государственные органы о факте обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
исполнение обязанности руководителя аппарата или секретаря судебного заседания ей на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь, другие уважительные причины).
Права:
Основные права гражданского служащего, замещающего должность секретаря суда, связанные с прохождением гражданской службы, предусмотрены статьей 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Для выполнения возложенных должностных обязанностей гражданский служащий, замещающий должность руководителя аппарата, также вправе:
вносить на рассмотрение мирового судьи и начальника Управления предложения по совершенствованию форм и методов работы в области организации деятельности аппарата мирового судьи;
взаимодействовать со всеми отделами Управления, отделами Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Московской области (далее – Управление Судебного департамента) — в части, касающейся организации судебного делопроизводства, архива и судебной статистики у мирового судьи и в пределах своей компетенции;
требовать создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и обеспечения сохранности документов, образующихся в деятельности мирового судьи.
Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей:
Гражданский служащий, замещающий должность секретаря суда, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными федеральными законами несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего:
Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, замещающего должность секретаря суда, определяется на основании достижения (учитывается степень участия в достижении) таких показателей как:
отсутствие нарушений и запретов, требований к служебному поведению и иных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе;
качество выполненной работы;
подготовка документов в соответствии с установленными требованиями, полное и логичное изложение материала, юридически грамотное составление документов, отсутствие стилистических и грамматических ошибок;
количество возвратов на доработку ранее подготовленных документов;
наличие поощрений за безупречную и эффективную службу;
оценка профессиональных, организаторских и личностных качеств по результатам профессиональной служебной деятельности и с учетом аттестации, сдачи квалификационного экзамена или иных показателей;
выполняемый объем работы и интенсивность труда, способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдение служебной дисциплины;
своевременность и оперативность выполнения поручений, рассмотрения обращений граждан и организаций, соотношение количества своевременно выполненных поручений к общему количеству индивидуальных поручений;
способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;
способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, самостоятельность выполнения должностных обязанностей;
отсутствие обоснованных жалоб граждан, организаций на действия (бездействие) гражданского служащего, замещающего должность руководителя аппарата.
Условия прохождения гражданской службы в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской области основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.
Ученые рассказали, почему судьями становятся секретари и прокуроры, а не адвокаты
Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал аналитическую записку «Источники пополнения судейского корпуса РФ и роль аппарата судов». В работе представлен анализ профессионального и социального состава кандидатов на должность судьи, выявлены закономерности при рассмотрении кандидатур квалификационными коллегиями судей и дана оценка того, как модель назначения судей, сформировавшаяся в России, влияет на судебную систему. Источниками данных стали указы Президента о назначении судей, опросы судей, проведенные институтом, и заключения ККС о рассмотрении кандидатов на судебные должности в 2014–2015 гг.
Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.
Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.
В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.
Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.
Адвокат АП Владимирской области
Преимущество при отборе отдается кандидатам из аппарата суда, поскольку, во-первых, секретари и помощники знают «кухню» судебного делопроизводства и обладают навыками работы по «типовым» делам. Во-вторых, при крайне низкой заработной плате секретарей и помощников кадровая политика, которая наглядно демонстрирует возможности сотруднику аппарата стать судьей,позволяет избежать дефицита «аппаратных» кадров и удерживает судебную систему в работоспособном состоянии. В-третьих, сотрудник аппарата знаком тем, кто подбирает кадры, в отличие от «человека с улицы». В-четвертых, сотрудники аппарата судов и правоохранительных органов скорее оцениваются теми, кто подбирает кадры, как «свои» и «системные», чем адвокаты и юристы из частного сектора.
Основной опыт работы | Число кандидатов | Группировка | Число кандидатов | % |
---|---|---|---|---|
Аппарат суда | 628 | Только аппарат суда | 466 | 48,5 |
Преимущественно аппарат суда | 162 | 17 | ||
Прокурор | 33 | Прокуратура | 119 | 12,4 |
Следователь прокуратуры | 26 | |||
Аппарат прокурора | 60 | |||
Следователь МВД | 27 | Другие правоохранительные органы | 46 | 4,8 |
Полицейский | 4 | |||
Оперативный уполномоченный | 4 | |||
Сотрудник полиции | 3 | |||
Дознаватель | 3 | |||
Судебный пристав | 5 | |||
Адвокат | 21 | Негосударственный сектор | 106 | 11 |
Юрисконсульт коммерческого предприятия | 71 | |||
Преподаватель вуза | 13 | |||
Юрисконсульт некоммерческой организации | 1 | |||
Юрист в органах государственной власти | 56 | Государственные органы | 60 | 6,3 |
Специалист в органах государственной власти | 4 | |||
ВСЕГО | 959 | 100 |
«Преимущество трудового опыта в государственных организациях заключается в том, что кандидат обретает навыки работы в бюрократической системе – то есть дисциплину и умение работать в иерархизированных структурах», – делают вывод исследователи. При этом, поясняя, почему опыт работы в негосударственном секторе является наименее желательным, они указали: «Адвокатский опыт скорее рассматривается как противопоказание к получению рекомендации ККС. В интервью судьи неоднократно говорили о том, что адвокаты в ходе своей профессиональной деятельности “обрастают нежелательными связями” и, следовательно, будучи назначенными на должность судьи, могут быть уязвимы к внешнему давлению».
Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.
Адвокат АП Владимирской области
Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.
Кроме того, было выявлено, что качество продемонстрированных на экзамене знаний не влияет на результаты отбора: «и троечники, и отличники имеют примерно равные шансы получить рекомендацию ККС». Определяющим фактором будет выбор председателя.
Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.
В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.
Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.
Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.
СПЧ неоднократно представлял рекомендации по изменению этих процедур в соответствии с общемировыми практиками, чтобы был обеспечен профессиональный, а не бюрократический отбор на судейские должности. Пока же это исключено из-за отсутствия объективного конкурса на должность судьи, замены конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности – часто по надуманным основаниям, якобы направленным на борьбу с коррупцией, которые рождают запреты на профессию судьи не только из-за нежелательных родственных связей кандидата, но и, например, по причине осуществления в прошлом адвокатской деятельности. Такие явно неправовые практики к жизни вызывает стремление к управлению судейским корпусом. Для этого нужны послушные судьи, а не самостоятельно мыслящие и ориентированные на идеалы справедливого правосудия. Такой судья может забыть о своей главной функции – судебном контроле за правовым содержанием законов, соблюдением прав человека как высшей ценности, тем более в случаях, когда они нарушаются публичными инстанциями, в том числе правоохранительными органами. Такой судья не станет противоречить нормотворцу и правоприменителю, а будет одобрять, легитимировать получаемое от них и оспариваемое гражданами «давальческое сырье» – нарушающие закон и справедливость процедуры, решения и действия представителей власти. Это простой для судьи и судебной системы в целом способ самосохранения и развития судейской карьеры, получения финансовых ресурсов на оснащение судов и заработную плату сотрудников. Это важно не только для поддержания высокого уровня доходов судей – известно, что дешевое правосудие дорого обходится обществу. Вот только при сложившемся облике судейского сословия оказывается недостижимой конституционная задача правосудия – обеспечивать признание и защиту прав личности в ее взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и правоохранительными структурами власти.
По просьбе «АГ» Арина Дмитриева, одна из авторов аналитической записки, суммировала статистические сведения для подготовки «портретов» кандидата на должность судьи.
Также на основе статистических данных, предоставленных Ариной Дмитриевой, был подготовлен «портрет» действующего судьи.
В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.
Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.
Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.
Судьи часто говорят, что повышение требований к кандидатам повлечет за собой проблему с комплектацией судейского корпуса. Но, на мой взгляд, людей, которые соответствуют этим требованиям, уже сейчас достаточно в адвокатуре и прокуратуре – необходимо лишь «открыть им двери», не опасаясь их привычки к самостоятельности и независимости, поскольку они всегда идут рука об руку с высокой квалификацией. Я убеждена, что это те качества, которые способны «оздоровить» отечественную судебную систему.
Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин
Источники:
http://www.consultant.ru/edu/news/interview/professii/professiya_secretar_suda/kudinova/
http://17aas.arbitr.ru/node/16896
http://www.9111.ru/questions/15141956/
http://udms.mosreg.ru/dokumenty/kadrovyy-rezerv/01-11-2019-09-12-43-trebovaniya-k-dolzhnosti-sekretar-suda
http://www.advgazeta.ru/novosti/uchenye-rasskazali-pochemu-sudyami-stanovyatsya-sekretari-i-prokurory-a-ne-advokaty/