0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое право регулирует трудовые отношения на водных и воздушных судах

Содержание

Трудовые отношения на судне

ВЫДЕРЖКИ ИЗ «КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОТ 30.04.1999 N 81-ФЗ (РЕД. ОТ 28.07.2012)

Статья 57. Трудовые отношения на судне

1. Порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

2. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

3. Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, уставы о дисциплине — в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)

Статья 58. Репатриация членов экипажа судна

1. Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае:

1) истечения за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

2) расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

4) заболевания или травмы, требующих лечения вне судна;

5) невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

Статья в тему:  Какие суда строят северный поток 2

6) направления судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

7) истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна.

2. Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

3. Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

4. Расходы на репатриацию несет судовладелец.

Расходы на репатриацию включают в себя:

проезд члена экипажа судна к месту репатриации, указанному в пункте 2 настоящей статьи;

питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации;

лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа судна по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;

провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;

2) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

5. В случае, если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 59. Имущество члена экипажа судна

В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

Статья 60. Обязанности судовладельца

1. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

безопасные условия труда;

охрану их здоровья;

наличие спасательных средств;

бесперебойное снабжение продовольствием и водой;

наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха);

2. Судовладелец обязан страховать:

заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Особенности регулирования трудовых отношений на водном транспорте Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чинякова Е.В., Протопопова П.О.

В статье проведен анализ современного правового регулирования трудовых отношений экипажа морских судов. Выявлены пробелы в отечественном законодательстве и на основе этого была обозначена необходимость приведение Российского законодательства в соотвествии с международным. Подробно рассмотрены Конвенции, регулирующие труд морского экипажа.

Статья в тему:  Как оплатить долг по суду

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чинякова Е.В., Протопопова П.О.

FEATURES OF REGULATION OF THE LABOUR RELATIONS ON THE MARITIME TRANSPORT

In article the analysis of modern legal regulation of the labor relations of crew of maritime shipping is carried out. Gaps in the domestic legislation are revealed and base on it was designated the necessity of reduction of the Russian legislation in compliance with the international. The Conventions regulating work of sea crew are in detail considered.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования трудовых отношений на водном транспорте»

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА

Е.В. Чинякова, студент П.О. Протопопова, студент

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала

(Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье проведен анализ современного правового регулирования трудовых отношений экипажа морских судов. Выявлены пробелы в отечественном законодательстве и на основе этого была обозначена необходимость приведение Российского законодательства в соотвествии с международным. Подробно рассмотрены Конвенции, регулирующие труд морского экипажа.

Ключевые слова: трудовое право, трудовые отношения, экипаж морского судна, международные договоры, трудовой договор.

«Труд моряков, которые помогают обеспечивать население мира одеждой, продовольствием и другими товарами, может служить одним из движущих факторов экономического роста, основанного на принципах социальной интеграции и бережного отношения к окружающей среде»,

— послание Пан Ги Муна

Трудовые отношения составляют основу экономического развития любого государства. Среди категорий работников, непосредственную роль в развитии внутренней и внешней экономики играет труд на морском транспорте. Труд экипажа судна сопряжен с трудностями не только по физическими особенностями организма, но и по психологическими показателями. Поэтому так необходимо любому государству с большим вниманием относится к регулированию трудовых отношений экипажа.

На уровне Российской Федерации регулирование трудовых отношений членов экипажа судна регулируется Международными договорами РФ, Конституцией РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, законодательством о труде, внутренними уставами службы на судах, коллективными и трудовыми договорами.

Минимальным возрастом по законодательству РФ для допуска к работе на борту судна составляет восемнадцать лет.

Каждому члену экипажа вручается документ, содержащий сведения о его работе на борту судна, по форме, определяемой национальным законодательством. Он вправе требовать выдачи копии трудового договора на национальном языке. Трудовой договор может заключаться на неопределенный или определенный срок.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный или определенный срок, может быть прекращен: по соглашению сторон, в случае гибели судна, в случае смерти члена экипажа, в случаях, предусмотренных национальным законодательством о труде.

Статья в тему:  Как скрыться от суда

Рабочее время и время отдыха должны регулироваться, для того чтобы предотвратить усталость членов экипажа и обеспечить безопасное управление судном. Нормальное рабочее время определяется из расчета восьмичасового рабочего дня и одного дня отдыха в неделю, однако эти нормы могут и отличаться того, что записано в коллективном или трудовом договоре. Судно под Российским флагом устанавливает следующий режим рабочего времени: продолжительность рабочего времени в течение семи дней не должна превышать 72 часа, или минимальная продолжительность отдыха не должна быть меньше 77 часов в течение последовательных семи дней.

Регулирование отношений между судовладельцем и членами экипажа судна

определяются законом государства флага, под которым ходит судно, если иное не предусмотрено договором. В морском судоходстве распространенно понятие «удобный» флаг. Так называются флаги государств, которые предлагают свою регистрацию судовладельцам других стран.

Регистры дешевых флагов отличаются простотой регистрации и низкими налогами или их отсутствием. На сегодняшний день насчитывается более 30 стран «удобных» флагов, среди которых наиболее популярны флаги Кипра, Панамы, Либерии, Багамских островов, Белиза, Мальты, и другие. Поднятие государственного флага на судне служит юридическим фактом, позволяющим применять к возникающим на его борту правоотношениям национальное право страны флага. Поскольку флаг судна является доказательством его принадлежности к определенному государству, национальное законодательство не может быть применено к трудовым правоотношениям между работодателем и членами экипажа, и поэтому не способно защитить огромное количество российских граждан, работающих на судах под «удобными» флагами.

Рассматривая проблему правового регулирования труда экипажа судна, следует акцентировать внимание на международном регулировании и проанализировать положения Конвенции труда в морском судоходстве, принятой в 2006 году на Генеральной конференции Международной организации труда.

Данная Конвенция была принята на 94-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 23 февраля 2006 года. Цель принятия документа отражена в Преамбуле: «желая создать единый согласованный акт, охватывающий, по мере возможности, все современные нормы существующих международных конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде..» [1]. Конвенция устанавливает достойные условия труда для моряков, а также создает базу для наиболее справедли-

вой конкуренции, возникающей между судовладельцами. КТМС объединяет все ранее изданные Конвенции, направленные на регулирование труда членов экипажа морского судна. Однако, стоит отметить, что 4 Конвенции пересмотру не подлежали, а именно: Конвенция 2003 года об удостоверениях личности моряков (№ 185), Конвенцию 1958 года (пересмотренную Конвенцию № 108), Конвенция 1946 года о пенсиях моряков (№ 71) и Конвенция 1921 года о минимальном возрасте для грузчиков угля и кочегаров во флоте (№ 15). Необходимость принятия «объединенной» Конвенции обуславливалась тем, что существовавшее ранее множество Конвенций, многие из которых были чрезмерно детализированы, затрудняли практику правоприменения норм этих Конвенций. КТМС защищает большую часть моряков посредством наиболее быстрой ее ратификации странами-членами МОТ, а также незамедлительном ее отражении в национальном законодательстве.

Статья в тему:  Суд как орган суд власти

По факту принятия КТМС насущным явился вопрос о том, каким же образом данный документ будет защищать то большинство, которое задействовано в трудовой деятельности на морском судоходстве? Одна из причин была упомянута выше, а именно — высокий уровень ратификации. Одна из первоочередных задач по факту принятия КТМС явилась увеличение уровня ее ратификации в сравнении с предыдущими Конвенциями. Это достигается посредством того, что отдельные положения КТМС регламентируют, что ее действие распространяется даже на тех членов экипажа морского судна, которые работают на судах стран, не ратифицировавших КТМС. То есть речь идет о том, что ранее неясным оставался вопрос о регулировании деятельности экипажа, которые не принимают непосредственное участие в навигации и эксплуатации судна. На сегодняшний день эту проблему решает КТМС, положения которой распространяются и на эту категорию лиц, что также говорит об увеличении всеобъемлющего характера документа. Более того, одним из направлений КТМС является соблюдение

тщательного информирования о каждой стадии реализации положений КТМС. На первом этапе информирования отдельным морякам предоставляются сведения о правах и о способах правовой защиты, в случае несоблюдения норм КТМС. Также члены экипажа должны быть осведомлены о том, что Конвенция закрепляет их право на подачу жалобы, как на берегу, так и на борту судна, в случае противоречия каких либо действий нормам Конвенции. Это касается и судовладельцев. Характерной чертой этой Конвенции является то, что она содержит положение «не более благоприятный режим». Сущность данного положения заключается в обеспечении равных условий конкуренции между судами стран, ратифицировавших Конвенции и странами, которые не ратифицировали КТМС [2].

Поскольку КТМС принята путем консолидирования ранее имевшихся Конвенций, регулирующих труд моряком, она имеет ряд новых особенностей. Ряд нововведений касается структуры Конвенции, а именно — КТМС состоит из трех частей. Обязательства и новые принципы закреплены в первых положениях. Технический прогресс оказал огромное влияние на судоходство именно поэтому увеличилась степень воздействия неблагоприятных факторов на рабочих местах экипажа морского судна. Подобные обстоятельства нашли свое отражение в Положениях КТМС, а именно были введены несколько новых тем, отражающих необходимость установления новых требований в области безопасности и гигиены труда судового экипажа. Это отражено в Руководящем

Статья в тему:  Скільки коштує подати в суд

и вибрации. Сущность этого положения состоит в том, что «Допустимые пределы уровня шума в рабочих и жилых помещениях должны соответствовать международным руководствам МОТ, касающимся предельно допустимых уровней воздейст-вия, . Жилые помещения или помещения для отдыха или приема пищи не должны подвергаться воздействию чрезмерной вибрации» [3].

В целом, КТМС направлена на развитие и укрепление уже имеющихся стандартов, которые уже закреплены в международных документах. Следует отметить, что КТМС дает странам возможность для оптимизации национального законодательства, базируясь на закрепленных Конвенцией положениях.

Подводя итог всем вышесказанному, стоит отметить, что на регулирование труда лиц, занятых в морском судоходстве, направлено действие как национального, так и международного законодательства. Путем оптимизации интернационального законодательства, например посредством принятия КТМС, создается новая база для перспективного развития национального законодательства. Более того, хотелось бы отметить специфичность характера труда членов морского экипажа. В виду этого, необходимо достигнуть соответствия между нормами международного и национального законодательства. Мы полагаем, что следовало бы ратифицировать в Российской Федерации ряд международных конвенций, регламентирующих трудовые отношения членов экипажа морского судна, а так же скорректировать национальное законодательство.

принципе В3.1.12 — Предупреждение шума

1. Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org

2. Часто задаваемые вопросы (FAQ) о Конвенции о труде в морском судоходстве 2006[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org

3. Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ

от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

6. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

FEATURES OF REGULATION OF THE LABOUR RELATIONS ON THE

E.V. Chinyakova, student P.O. Protopopova, student

Admiral Makarov state university of maritime and inland shipping (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In article the analysis of modern legal regulation of the labor relations of crew of maritime shipping is carried out. Gaps in the domestic legislation are revealed and base on it was designated the necessity of reduction of the Russian legislation in compliance with the international. The Conventions regulating work of sea crew are in detail considered.

Статья в тему:  Диордиева как вести себя в суде pdf

Keywords: labor law, labor relations, crew of a maritime shipping, international trials, employment contract.

Статья 28. Трудовые отношения на судне

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 28. Трудовые отношения на судне

1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

2. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утверждённым Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

3. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утверждённым в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3.1. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

4. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счёт застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

5. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причинённый такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причинённый ущерб.

«Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2001 года

22 февраля 2001 года

Судебная практика и законодательство — Кодекс внутреннего водного транспорта

2. Настоящий Порядок применяется к самоходным и несамоходным судам внутреннего водного транспорта, зарегистрированным или подлежащим регистрации в реестрах судов (далее — суда) в соответствии с КВВТ.

Статья в тему:  Какие видеорегистраторы принимаются судом

3. Судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре или Российском международном реестре судов (далее — реестры судов), должно иметь название.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) и Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, установлено, что орган, осуществивший государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ) в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт «б» пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы одно положение Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и одно положение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (приложение N 10).

Распределение пассажиров и судов по маршрутам и видам маршрутов производится в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденными приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2012 N 25557).

В соответствии с Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее — Закон) в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации внесены соответствующие изменения, относящиеся к процедурам государственной регистрации судов и прав на них, включая маломерные суда, а также к классификации и освидетельствованию судов. Законом исчерпывающим образом устанавливаются как механизмы государственной регистрации судов и прав на них, так и регистрирующие органы.

3) Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300);

Статья в тему:  Информационные стенды в судах что содержится

4) Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2016, N 27, ст. 4186);

действующие документы об освидетельствовании и классификации, а также регистрации судна, выданные уполномоченными Правительством Российской Федерации на то органами или российскими организациями, а также иностранными классификационными обществами, действующими в соответствии с международными соглашениями, в отношении судов, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность (пункт 1 статьи 1).

В апелляционной жалобе заявитель просит данное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленное требование. Указывает, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации не выделяют такой вид услуги, как перевозка грузов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как требующей отдельного законодательного регулирования, в связи с чем, по мнению заявителя, регулирование осуществления такой деятельности, в частности установление провозной платы, должно осуществляться исключительно на основании статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, 66 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, т.е. перевозчиками или по согласованию с ними.

Подсудность трудовых споров

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и Постановлению Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004 рассмотрением споров по ТК РФ, возникающих между работниками и работодателями, занимаются судьи общей юрисдикции. Для определения подсудности, в свою очередь, действуют определенные правила. Истцу необходимо понять, в какую инстанцию нужно обращаться по трудовому спору.

Некорректный выбор суда может стать причиной пропуска установленного срока исковой давности и, соответственно, повлечь за собой невозможность удовлетворения его требований к работодателю. Поговорим о том, в какой суд следует обращаться по трудовым спорам согласно разъяснениям Верховного суда РФ.

Трудовые споры: в какой суд обращаться?

Существует несколько вариантов определения подсудности судов для трудовых споров, а именно:

  • родовая — споры распределяются по предмету и обстоятельствам между судебными инстанциями, расположенными на разных уровнях иерархии, на основании ст. ст. 23, 24, 25, 26 и 27 ГПК РФ;
  • территориальная — после вступления в силу ФЗ № 451 от 28.11.2018 г. исковое требование к работодателю необходимо подавать по адресу юр. лица, что прямо указано в ст. 28 ГПК РФ;
  • альтернативная — истец вправе выбирать суд при наличии конкретного предмета или обстоятельства дела в соответствии со ст. 29 ГПК РФ. Например, при восстановлении трудового права по ч. 6.3. ст. 29 ГПК можно подать исковое заявление в суд по месту своего фактического пребывания;
  • по связи дел — при наличии встречного иска от работодателя согласно ст. 31 ГПК РФ.
Статья в тему:  Сколько морских судов в рф

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем Определении № 75-КГ17-4 от 14 августа 2017 г. дала подробные разъяснения касательно возможности выбора подсудности сторонами трудового соглашения. Согласно позиции ВС РФ, наличие в трудовом договоре или ГПХ ограничивающего пункта о месте выбора суда работником в случае возникновения спора с работодателем о защите своих трудовых прав неприменимо в силу ст. 9 ТК РФ.

При наличии трудового спора истец не вправе применять:

  • договорную подсудность в соответствии со ст. 32 ГПК РФ;
  • исключительную подсудность согласно ст. 30 ГПК РФ, т.к. законом напрямую определены категории дел, к которой она применима (трудовые споры к данной категории не относятся).

Порядок действий работника перед обращением в суд

Перед обращением в суд работник должен выполнить правила претензионного порядка досудебного разрешения трудовых споров. Урегулирование конфликта до суда включает в себя ряд мероприятий:

  1. Переговоры. На декларативной стадии сотрудник может попытаться переговорить со своим непосредственным руководителем и попытаться найти компромисс. Такая тактика действует только при наличии незначительных разногласий с работодателем, в противном случае может привести к обострению конфликта. В ТК РФ прямо не указано, что работник перед обращением в Комиссию по трудовым спорам (далее — КТС) обязан провести предварительные переговоры (см. ст. 387 ТК РФ).
  2. Обращение в КТС (в случае, если переговоры с работодателем не дали положительного результата). Работник вправе обратиться в данную инстанцию в течение 3 месяцев с момента обнаружения факта нарушения его законных прав по ТК РФ. Такой датой может стать день невыдачи положенной заработной платы, дата неправомерного дисциплинарного взыскания и т. д.

Если на момент нарушения сотрудник был в отпуске, командировке или на больничном, то срок подачи заявления подлежит восстановлению. Комиссия рассматривает обращения в течение 10 суток по существу возникшего спора.

В случае отсутствия сотрудника или законного представителя на заседании КТС, его перенесут на другую дату. При повторной неявке без уважительной причины, вопрос с рассмотрения снимают. При этом работник вправе повторно обратиться в КТС до истечения уже действующего 3-х месячного срока.

По факту проверки комиссия выносит решение, которое должно быть исполнено в течение трех суток с момента его принятия. В случае неудовлетворительного результата работодатель или работник вправе обратиться с иском в суд в течение 10 суток с даты получения всеми участниками конфликта копии решения КТС.

Статья в тему:  Можно ли наложить арест на имущество до суда

Обстоятельства, влияющие на подсудность

Согласно правилу родовой подсудности, суды разной иерархии рассматривают разные категории споров по ТК РФ:

  • мировые судьи рассматривают исключительно дела, по которым выдают судебный приказ (см. ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). Например, к данной категории относится взыскание начисленной, но не выплаченной зарплаты;
  • районные суды рассматривают дела, которые по ГПК РФ не относятся к ведомству судов общей юрисдикции. Судьи данной инстанции принимают иски от работников;
  • Верховные суды на уровне конкретного субъекта РФ в качестве первой инстанции привлекаются в исключительном случае, например, при рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением работниками гос. тайны;
  • ВС РФ не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

Согласно территориальной подсудности, при выборе места для проведения судебного разбирательства учитывается лишь место фактического нахождения истца и юр. адрес ответчика.

Что касается альтернативной подсудности, то истец по спору, связанному с нарушением трудового права, вправе самостоятельно выбрать место подачи искового заявления.

Важно выполнить определенные условия:

  • необходимо знать адрес юр. лица — ответчика по трудовому договору для суда;
  • спор должен быть связан с филиалом юридического лица, а не его головным офисом;
  • должно иметь место причинение вреда здоровью работника;
  • необходимо наличие определенного вида деятельности (по морякам существуют особые правила);
  • имеет значение место исполнения договора, если оно указано в трудовом соглашении.

Исходя из правил выбора подсудности, истец вправе обратиться за взысканием зарплаты с работодателя или по другим основаниям по месту своего фактического проживания. Истец может сам выбрать норму ст. 29 ГПК, на основании которой он обратится в судебную инстанцию. Такой позиции придерживается ВС РФ, так как это способствует созданию оптимальных условий для решения индивидуальных трудовых споров.

Подсудность по связи дел применяется только при наличии встречных требований от работодателя с учетом места рассмотрения первоначального требования.

Нужна помощь в решении трудового спора с работодателем? Юристы международной компании «РосКо» помогут составить исковое требование и осуществят ваше законное представительство в суде. Для получения консультации юриста по трудовым спорам позвоните нам по номеру: или оставьте заявку на обратную связь на сайте rosco.su. Наш офис расположен по адресу: Москва, 1-й Волконский переулок, д. 13, стр. 2, 2 этаж. График работы: с 9:00 до 18:00 по будням.

Источники:

http://pusan.mid.ru/ru/consular-services/informatsiya_dlya_moryakov_kapitanov_i_sudovladeltsev/trudovye_otnosheniya_na_sudne/

http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-regulirovaniya-trudovyh-otnosheniy-na-vodnom-transporte

http://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%BA%D0%B2%D0%B2%D1%82_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_28/%D1%80%D0%B5%D0%B4-04.07.2016/

http://legalacts.ru/kodeks/KVVT-RF/

http://www.klerk.ru/blogs/rosco/515065/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector