1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова роль суда в защите прав человека

Роль суда в защите прав человека

Во 2 главе Конституции перечислены все основные права человека и гражданина:

  • Политические – свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.
  • Экономические — эти права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения товаров и услуг, а также связаны с правом собственности.
  • Социальные – свобода заключения правовых договоров, права на отдых, на пособие по безработице, а также эти права связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.
  • Культурные права – свобода доступа к духовным и материальным ценностям.
  • Экологические — здесь имеется ввиду использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой. (право человека жить в чистой экологической среде).

Роль суда в защите прав человека

Понятие и функции суда.

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие при рассмотрении гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

В Конституции РФ указано:

  • Только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти или управления, вправе принимать на себя функции и полномочия, находящие в компетенции судов.
  • Правосудие вправе осуществлять только суды, указанные в Конституции и федеральных конституционных законах.
  • Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном порядке признать лицо виновным в совершении преступления и назначить уголовное наказание.
  • Задачей суда при осуществлении правосудия, как особой функции государственной власти, защищать конституционный строй РФ, права и свободы граждан, права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций.
  • Главной функцией суда является судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Судебная власть в России состоит из трех ветвей: Конституционный Суд, система судов общего назначения, система хозяйственных судов.

Классификация судов.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление) , выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основ­ными для данного дела.

  • По уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о приме­нении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры.
  • По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о дока­занности или не доказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить.
  • В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

К таким судам можно отнести районный народный суд, подавляющее большинство дел суд рассматривает коллегиально в составе народного судьи и двух народных заседателей, пользующихся равными правами.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять закон­ность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

Кратко о защите своих прав в новых судах

Зачем неюристу знать о недавней судебной реформе? А как иначе разобраться, куда жаловаться на неправильное судебное решение? Представлять интересы в суде разрешат любому человеку или обязательно нужен юрист? И в каком случае он должен иметь статус адвоката?

Статья в тему:  В чем разница решения суда от определения

С 1 октября в нашей судебной системе произошли существенные изменения. Вот только некоторые из них:

  • открыли двери четырнадцать новых судов;
  • поменялись правила обжалования судебных решений;
  • появились новые требования к представителям граждан в суде.

Это случилось благодаря вступлению в силу большого пакета поправок в судебное законодательство, в первую очередь в процессуальные кодексы (законы, определяющие правила разбирательства споров в судах). Эти поправки обсуждались в юридическом сообществе и готовились к принятию больше года – под одной обложкой собрали множество больших и маленьких процессуальных реформ. Некоторые изменения интересны только юристам. Но есть и поправки, в которых важно разобраться любому гражданину. О них и пойдет речь в этой статье.

Как была устроена судебная система до реформы?

Судебная система устроена по иерархическому принципу. Возглавляет ее Верховный Суд РФ. Он является последней инстанцией по любому делу. На нижних этажах система раздваивается на арбитражные суды, занимающиеся коммерческими спорами, и суды общей юрисдикции, рассматривающие остальные дела. Если ваш спор не связан с бизнесом или банкротством, вы окажетесь в суде общей юрисдикции.

До 1 октября судебная система состояла из мировых судей, районных и областных судов. Мировые судьи рассматривают простые дела: на суммы до 50 тыс. руб. и некоторые другие; районные суды – остальные дела и жалобы на решения мировых судей. В областной суд можно подать жалобы на решения нижестоящих судов. Также он рассматривает по первой инстанции некоторые сложные дела – в основном споры с государством, перечисленные в ст. 20 Кодекса административного судопроизводства.

На схеме 1 вы можете увидеть основные варианты движения дела по инстанциям до реформы. Там же указаны статьи кодексов, в которых прописано, какие дела может рассматривать каждый из судов. Для простоты изложения мы не стали упоминать о некоторых специфичных ситуациях – о рассмотрении дел в военных судах, подаче надзорных жалоб в Президиум Верховного Суда РФ, об ограничении на обжалование некоторых судебных актов. В дальнейших примерах мы будем рассказывать о стандартной ситуации, когда дело изначально рассматривается в районном суде.

Почему из-за структуры судебной системы граждане могли столкнуться с несправедливостью?

На схеме 1 видно, что по районным делам дореформенный областной суд одновременно работал в качестве двух инстанций. Сначала на решение районного суда можно было подать апелляционную жалобу. После рассмотрения дела областным судом в апелляции и принятия апелляционного определения у стороны в случае несогласия с ним появлялось право подать кассационную жалобу в президиум областного суда. У этого порядка было два существенных недостатка:

  • жалобы на апелляционные определения областного суда рассматривали судьи из этого же суда. Хотя составы президиумов утверждаются Верховным Судом и формально они составляли вышестоящую инстанцию по отношению к апелляционным коллегиям, фактически это были коллеги судей, чьи решения они проверяли;
  • закон не гарантировал принятия кассационных жалоб к рассмотрению. Судьи областных судов осуществляли предварительную фильтрацию жалоб и без слушания отклоняли подавляющее их большинство. Даже Верховный Суд, работающий с аналогичным фильтром, чаще принимал жалобы к рассмотрению.

В результате участники большинства споров в судах общей юрисдикции могли рассчитывать на рассмотрение их дел только двумя инстанциями – районным судом и апелляционной коллегией областного суда. Дальнейшие жалобы, как правило, не проходили фильтрацию, а потому не попадали ни в президиум областного суда, ни в Верховный Суд.

После появления новых судов дела будут рассматриваться объективнее?

На схеме 2 видно, что после реформы между областным судом и Верховным Судом появилось промежуточное звено – кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. Они забирают часть функций у своих соседей в иерархии.

Кассационные суды будут рассматривать жалобы участников процесса после прохождения дела в районном суде по первой инстанции и апелляции в областном суде. В новых судах вводится принцип «сплошной кассации» – это рассмотрение всех поданных кассационных жалоб без предварительной фильтрации; она сохранится только в Верховном Суде.

Статья в тему:  Как оплатить штраф по решению суда

Новые кассационные суды организационно и территориально обособлены от областных судов – в судебный округ каждого из девяти кассационных судов входят сразу несколько регионов. Это нужно, чтобы исключить влияние внутрикорпоративных связей на процесс принятия решений. Разработчики реформы предполагают, что кассационные суды будут независимо корректировать судебную практику, которая раньше замыкалась внутри регионов в связке «районные суды – областной суд».

Апелляционные суды нужны для рассмотрения жалоб на решения по делам, которые по первой инстанции слушаются в областном суде (например, в случае оспаривания областных законов). Раньше такие жалобы подавались сразу в Верховный Суд. Теперь же для этого введена дополнительная инстанция.

Так выглядит новая структура судебной системы. Она предоставляет всем участникам споров, недовольным принятыми решениями, еще одну возможность для обжалования. Но этой возможностью нужно пользоваться правильно. Об этом – ниже.

Как обжаловать судебное решение?

Получив неправильное, по вашему мнению, решение суда, вы можете обжаловать его дважды – сначала в областном, а затем в кассационном суде. Первая жалоба называется апелляционной, а вторая – кассационной. Основное различие заключается в том, что именно будет проверять суд по вашей жалобе.

Областной суд в апелляции повторно рассматривает дело. Это означает, что вы можете жаловаться на любые ошибки суда первой инстанции: неправильная оценка доказательств, неполнота дела, неверное применение закона и т.д. Единственное ограничение – вы можете приносить новые доказательства, только если найдете уважительные причины, по которым не смогли сделать этого в районном суде. После рассмотрения дела в областном суде решение вступит в законную силу в том виде, в котором его утвердит или изменит этот суд. Если решением предусмотрено взыскание, оно начнет исполняться.

Перед кассационным судом стоит иная задача – проверка законности судебных решений. Этот суд почти не занимается анализом доказательств и фактической стороны дела вообще. Его интересует, нет ли в решениях нижестоящих судов нарушений закона. Например, кассационному суду бесполезно объяснять, что судья в первой инстанции зря поверил показаниям свидетеля. Зато если свидетель сказал одно, а суд в решении написал другое, кассационная инстанция может посчитать это существенным нарушением.

Поэтому кассационные жалобы пишутся совсем не так, как апелляционные. Акцент в них делается на конкретных нарушениях закона, а не на переоценке обстоятельств дела. Если вы хотите подготовить документ самостоятельно, начните с внимательного прочтения ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса. Она говорит, в каких случаях кассационный суд вправе отменить или изменить не устраивающий вас судебный акт:

  • несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела – ситуация, когда суд установил определенные факты, но итоговый вывод им противоречит (например, есть неоспоренные документы, согласно которым ответчик взял в долг, но в решении суда написано, что долга нет);
  • неправильное применение закона;
  • нарушение правил ведения процесса, из-за которого суд принял неправильное решение (например, отказался истребовать важные для дела доказательства).

Ваша кассационная жалоба должна отталкиваться от этих оснований, объяснять, почему в обжалуемом решении есть такие нарушения. Найти их бывает непросто, еще сложнее – убедительно и кратко сформулировать. Поэтому для подготовки кассационной жалобы лучше обратиться к профессиональному юристу, который владеет техникой их написания.

Когда для ведения дела нужен юрист?

Закон разрешает гражданам самостоятельно вести свои дела в судах любого уровня без привлечения профессионалов. Суд примет любые подписанные вами иски и жалобы и выслушает вас. Некоторые исключения предусмотрены только для административных споров – например, обязательно участие профессионального юриста в делах об оспаривании законности нормативных актов.

Если же вы хотите пользоваться помощью представителя, имейте в виду: с 1 октября в ряде случаев им может быть только профессионал, имеющий диплом о высшем юридическом образовании или ученую степень по юридическим наукам:

  • любые административные дела, т.е. споры с государством, рассматриваемые на основании Кодекса административного судопроизводства;
  • любые дела в арбитражных судах;
  • дела, поступившие в областные, кассационные, апелляционные суды и в Верховный Суд.
Статья в тему:  Куда падает ударение на слово суда

У мировых судей и в районных судах по-прежнему можно прибегать к помощи любых лиц, например родственников. Устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что в судах низших инстанций чаще разбираются вопросы факта – кто причинил ущерб, кто кому дал в долг и т.п., и в этих судах может помочь любой представитель, которому доверяет гражданин. Вышестоящие же суды в основном рассматривают правовые вопросы, требующие юридической квалификации представителя.

Представителем в процессе может быть адвокат – юрист, сдавший квалификационный экзамен и вступивший в профессиональную ассоциацию – адвокатскую палату. В отличие от уголовного процесса, представитель в гражданском суде не обязан иметь адвокатский статус. Юридическое образование – единственное требование к его квалификации. Но помните: за деятельностью юристов без статуса не существует дисциплинарного контроля, в то время как на адвоката, оказавшего услугу некачественно, можно пожаловаться в адвокатскую палату. Если нарушения подтвердятся, совет палаты вправе наложить дисциплинарное взыскание вплоть до лишения адвокатского статуса.

Инфографика: Андрей Тронин

Роль судов в защите прав человека

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА.

Реферат по правам человека на тему:

“Роль судов в защите прав человека”.

Студентка юридического факультета

(заоч. по субботам)

Кандидат юридических наук, доцент

Емельянов Борис Михайлович

· Причины возникновения судебной власти. (стр.3)

· Принцип разделения властей (стр.3)

1. Роль суда в защите прав человека.

· Гарантии государства в защите прав человека (стр.4)

· Понятие и функции суда (стр.5)

· Классификация судов (стр. 5-6)

· Конституционный Суд РФ (стр.6)

· Верховный Суд РФ (стр.6-7)

· Высший Арбитражный Суд РФ (стр.7)

· Положения о судьях РФ (стр.8)

· Примеры из судебной практики. (стр.9-14)

1. Заключение. (стр.15)

4. Список литературы (стр. 15)

Причины возникновения судебной власти.

Конфликты между людьми возникли и возникают ровно столько времени, сколько существует человек.

В первобытном обществе конфликты, которые люди не могли решить на своем уровне, выносились на суд старейшин, где и выносилось главное решение.

В рабовладельческом обществе все решали рабовладельцы.

В феодальном же обществе решения выносились монархом единолично и единовластно. Зачастую концентрирование власти в руках одного человека вело к тяжким последствиям, к грубой тирании амбициозной личности главы государства. Это было невыносимо не только для низших слоев общества, но и для господ, занимавших более высокое положение в обществе.

Много размышлявшие над этим люди, пришли к такому логическому выводу, что необходимо разделить государственную власть, в результате чего власть была разделена на:

· Законодательная власть (принадлежащая парламенту)

· Исполнительная власть (принадлежащая правительству)

· Судебная власть (принадлежащая суду).

Исполнение законов, осуществление субъективных прав, охрана и защита всей системы права вот функции судебной власти.

Следует отметить, что принцип разделения властей проявился в 200-120 г. до н.э. в Республике Рим. О чем, восхищенный этой идей, написал древнегреческий историк Полибий.

В 18 веке во Франции активным сторонником данного принципа считают известного просветителя, правоведа и философ Ш. Монтескье. О чем он написал в своем сочинении “О духе законов” в 1748г.:

“…Все было бы потеряно, если бы один и тот же человек или корпорация высокопоставленных лиц или сословие дворян, или, наконец, весь народ осуществляли все три вида власти: власть создавать законы, власть приводить их в исполнение и власть судить преступления и тяжбы частных лиц”.

В настоящее время этот принцип широко используется практически во всех странах мира, в том числе и Россией.

Гарантии государства в защите прав человека.

С возникновением прав человека, возникла и необходимость в их защите , т.к. конфликты в этой сфере пошли еще с незапамятных времен.

Статья в тему:  В чьих руках концентрировались суды

Фундаментальной гарантией защиты прав человека является Конституция РФ.

Вторая статья Конституции РФ гласит:

“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

В правовой теории и практике гражданские права понимаются как свобода человека, принимать решения независимо от государства.

Российское государство, зафиксировав права и свободы человека в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суды, прокуратуры, охраны правопорядка, осуществлять их реализацию и защиту.

Во 2 главе Конституции перечислены все основные права человека и гражданина:

· Политические – свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

· Экономические — эти права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения товаров и услуг, а также связаны с правом собственности.

· Социальные – свобода заключения правовых договоров, права на отдых, на пособие по безработице, а также эти права связаны с “вложениями в человека” со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

· Культурные права – свобода доступа к духовным и материальным ценностям.

· Экологические — здесь имеется ввиду использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой. (право человека жить в чистой экологической среде).

Роль суда в защите прав человека

Понятие и функции суда.

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие при рассмотрении гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

В Конституции РФ указано:

· Только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти или управления, вправе принимать на себя функции и полномочия, находящие в компетенции судов.

· Правосудие вправе осуществлять только суды, указанные в Конституции и федеральных конституционных законах.

· Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном порядке признать лицо виновным в совершении преступления и назначить уголовное наказание.

· Задачей суда при осуществлении правосудия, как особой функции государственной власти, защищать конституционный строй РФ, права и свободы граждан, права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций.

· Главной функцией суда является судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Судебная власть в России состоит из трех ветвей: Конституционный Суд, система судов общего назначения, система хозяйственных судов.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление) , выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основ­ными для данного дела.

· По уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о приме­нении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры.

· По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о дока­занности или не доказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить.

· В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

К таким судам можно отнести районный народный суд, подавляющее большинство дел суд рассматривает коллегиально в составе народного судьи и двух народных заседателей, пользующихся равными правами.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять закон­ность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

В мировой юридической практике существуют две основные формы рассмотрения жалоб и протестов на приговор суда первой инстанции.

Аппеляция-в этом случае вышестоящий суд будет вновь рассматривать дело по существу в присутствии всех задействованных лиц (подсудимого, его защитника, прокурора, свидетелей) (США, Англия);

Статья в тему:  Где находится абайский суд в шымкенте

Кассация- когда суд рассматривает только формальную сторону дела – соответствие документов выводам приговора и т.д. (Россия)

Данный суд имеет право при выявлении нарушений, отменить приговор.

К данному виду судов относят Верховный Суд республики или автономии, входящей в РФ, краевые областные суды (по отношению к народному).

Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно на­зывают суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду. Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

Право на судебную защиту

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

Статья в тему:  Ип и ооо какой суд

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Статья в тему:  Как происходит развод в суде украина

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания — смертная казнь — может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Роль судебной власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Пономаренко Е.В., зав. кафедрой теории и истории государства и права Института государства и права ТюмГУ, канд. юрид. наук, доцент.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Они получили отражение в связи с присоединением нашей страны к Международному Биллю о правах человека (1948), Международному пакту о гражданских и политических правах (1976), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1976). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ все международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Еще раз следует оговориться, что анализу подвергаются лишь те конституционно-правовые нормы, которые наиболее приближены к положениям естественного права.

Например, положения статей второй и третьей о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В этом смысле человек с его правами и свободами ставится на вершину права потому, что он является главным субъектом права и как существо разумное может быть источником власти. Но нельзя забывать, что человек живет не один, и права животных, птиц и т.д. также должны защищаться законом. К сожалению, не все эти положения четко закреплены в наших законах, хотя и являются неотъемлемой частью естественного права.

Статья в тему:  Когда суд над украинскими моряками

В ст. 17 Конституции РФ говорится о том, что в России признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы от личности, их носителя и принадлежат каждому от рождения. С одной стороны, Конституцией предоставляется широкий комплекс прав и свобод человека, но в то же время их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц. Это положение Конституции, бесспорно, заимствовано из естественного права.

Не менее важна конституционно-правовая норма, которая гарантирует непосредственную реализацию декларативных прав. Это говорит о том, что все законы существуют не только на бумаге, но должны поддерживаться авторитетом государства. Оно возлагает обязанности на лиц, которые являются противоположной управомоченному лицу стороной в правоотношении. Однако, несмотря на закрепление данной нормы в Конституции Российской Федерации, существует законотворческая практика издания нормативно-правовых актов, которые имеют формальное значение, не могут найти реализацию в деятельности субъектов права в силу низкой правовой культуры, деформации правосознания и т.д.

Равенство всех перед законом и судом является одним из самых важных естественно-правовых принципов. Это положение нашло отображение также в Уголовно- и Гражданско-процессуальном кодексах, что исключает какую-либо дискриминацию по полу, национальности, возрасту и многим другим признакам.

Среди конституционных прав и свобод следует выделить те, которые являются гарантиями, закрепленными более детально в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Данные нормы защищают права и свободы при производстве по уголовному делу у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и т.д. Закон закрепляет обязанность суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Так, например, запрет на использование пыток, применение насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания пресекает такие методы, как принуждение к даче показаний, а в перспективе предохраняет само общество от привлечения к уголовной ответственности невиновных людей или вынесения наказания совсем не за то деяние, которое совершил осужденный.

Запрет на применение ареста, заключения под стражу и содержание под стражей, если только он не применен на основании судебного решения, также направлен на защиту от произвола. Такие строгие меры пресечения должны применяться только на основании закона, а решение по их применению должно быть обосновано и аргументировано.

Восстанавливая справедливость в отрасли уголовного права, судья выносит обвинительный или оправдательный приговор. Решая вопрос о виновности или об отсутствии вины, основывается на доказательствах. Обвинение не может строиться на информации, собранной с нарушением закона. Например, нельзя использовать личную переписку и иные сообщения, иначе как на основе судебного решения. Все, что получено с нарушением права на неприкосновенность жилища, также не может быть доказательством по уголовному делу, так как для проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Конституцией необходимо разрешение судьи. 17 декабря 1979 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В преамбуле Кодекса обращается внимание на важность задачи, «добросовестно и с достоинством осуществляемой должностными лицами по поддержанию правопорядка в соответствии с принципами прав человека» .

Федеральный закон от 12.08.95 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18 июля 1997 г., 5 января 1999 г.). Ст. 8.
Права человека и судопроизводство // Собр. международных документов. Варшава, 1996. С. 73.

Статья в тему:  Мировой суд как пишется

Право на уважение личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, тайны корреспонденции, закрепленное в международных документах, включает в себя право на личную жизнь. Требование уважения личной жизни означает и защищенность ее от предания гласности. В соответствии с Документом Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года государства-участники подтвердили право на охрану личной и семейной жизни, жилища, тайны переписки и электронных сообщений. Во избежание любого неправомерного или произвольного вмешательства государства в жизнь индивидуума, что могло бы нанести ущерб любому демократическому обществу, осуществление этого права будет ограничиваться только в случаях, предусмотренных законом и совместимых с международно-признанными стандартами в области прав человека . Выполнение этих обязательств требует четкой, детальной и достаточно корректной регламентации процедуры прослушивания телефонных переговоров в ходе производства по уголовному делу.

Права человека и судопроизводство // Собр. международных документов. Варшава, 1996. С. 73.

Ограничение права неприкосновенности возможно лишь в соответствии с установленной законом процедурой и при наличии достаточных к тому оснований, закрепленных в законе. Уголовно-процессуальное принуждение утрачивает свой легитимный характер, превращается в откровенный произвол, когда соответствующие меры не сопровождаются соблюдением процессуальных прав личности.

Действующее российское законодательство предусматривает порядок обжалования действий правоприменительного органа, возмещение гражданину ущерба, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения в качестве мер пресечения. Однако, как показывает практика, гражданин, пострадавший от неправомерных действий, не может ограничить себя от неправомерных действий в будущем и восстановить законные собственные права и свободы. В этом смысле восстановлению и защите нарушенных прав и свобод препятствует четкая регламентация видов вреда, подлежащего возмещению.

В 1985 году была принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Целью принятия этого международного акта было оказание содействия правительствам и международному сообществу в их усилиях, направленных на предоставление помощи жертвам преступлений и злоупотреблений властью. В Декларации сформулировано положение, по которому в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить от правонарушителя, государствам следует принимать меры к предоставлению потерпевшему финансовой компенсации. Одновременно Декларация говорит о необходимости оказывать жертвам преступлений материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь . Несмотря на позитивные изменения, осуществляемые в сфере уголовной юрисдикции, следует сделать вывод, что ни государство, ни российское общество пока не готовы реализовать основные положения Декларации.

Права человека и судопроизводство // Собр. международных документов. Варшава, 1996. С. 230 — 233.

Действующее российское законодательство предусматривает порядок обжалования действий органа дознания, следователя и прокурора, возмещение гражданину ущерба, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. Вместе с тем, как показывает практика, гражданин, пострадавший от неправомерного уголовного преследования, пытаясь реализовать свои права на возмещение материального и морального вреда, сталкивается с целым рядом трудностей.

Любое преступление причиняет вред охраняемым общественным интересам. По своему характеру вредные последствия различны: в одном случае преступление причиняет вред жизни, здоровью граждан, в другом — их имуществу, в третьем — причиняет моральные страдания и т.д. В силу общего правила вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также юридическому лицу, должен быть возмещен в полном объеме.

В задачу органов, осуществляющих производство по уголовному делу, входит принятие всех необходимых мер для быстрого и полного устранения последствий преступления. Рассмотрение гражданского иска приближает сроки преодоления наступивших негативных последствий.

Закрепление в Конституции Российской Федерации положения, определяющего независимость судебной власти, означает безусловное признание за судом правомочий обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.

Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина достаточно многообразны, но чаще всего во всем цивилизованном мире представление о них связывается с деятельностью судебной системы. «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законами» — это положение, содержащееся во Всеобщей декларации прав человека, определяет содержание деятельности судов — неотъемлемой части государства.

Статья в тему:  Ип и ооо какой суд

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти есть прежде всего средство управления обществом. Являясь объектом исследования, судебная власть может быть рассмотрена в различных аспектах. Как социально-политический феномен она являет собой обязательный атрибут политически организованного общества, характеризует взаимоотношения государства, общества и личности. Если проследить развитие института судебной власти от первых государственных форм осуществления правосудия, легко заметить, что взаимоотношения государства, общества и личности на протяжении длительного периода времени складывались далеко не в пользу индивида, а общество находилось в глубокой зависимости от государства и государственной политики. Суд всегда был проводником внутренней политики государства. В связи с этим не безынтересен и историко-правовой ракурс исследования понятия «судебная власть».

В качестве особого вида государственной деятельности судебная власть выступает как средство разрешения конфликтов, возникающих в обществе, как сила, функционирующая от лица государства, наделенная им правомочиями применения мер государственного принуждения. Функции судебной власти многоплановы. Они осуществляются путем решения конкретных задач. В число важнейших социальных задач, возлагаемых на судебную власть как государственно-правовой институт, входит обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Названная социальная задача, преломляясь в функциональном назначении судебной деятельности, предопределяет смысл и содержание этой деятельности. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина — цель деятельности суда, осуществляемая средствами и способами особого рода, которые носят властный императивный характер. Решения, вынесенные судом, являются общеобязательными и обладают свойством преюдициальности.

Судебная власть может быть подвергнута анализу и как организационная структура, включающая в свою систему ряд подсистем. Судебная система Российской Федерации представлена прежде всего низовыми звеньями: мировыми судьями и районными (городскими) судами, которые наиболее приближены к населению. Суды субъектов Федерации представляют собой еще один вид подсистемы судебных органов. Взаимосвязь названных элементов целостной системы определена законом. Во главе системы судов общей юрисдикции находится Верховный Суд России, имеющий непростую внутреннюю организацию, составные части которой могут быть рассмотрены как отдельные элементы данной подсистемы. Особое положение в системе органов судебной власти принадлежит Конституционному Суду, осуществляющему конституционный надзор. В свою очередь, субъекты Федерации имеют уставные суды, обеспечивающие надзор за соответствием региональных законов и иных правовых актов конституциям и уставам субъектов Федерации.

Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. Может ли суд быть в связи с этим не заинтересованной стороной в споре между государством и гражданином? В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.

Формирование гражданского общества требует скорейшего завершения реорганизации судебной власти, поскольку нынешнее ее состояние не отвечает потребностям действительно эффективной защиты естественных (неотчуждаемых) прав и свобод человека.

Появление в российской юридической науке и действующем законодательстве категории «судебная власть» в ее современном значении породило ряд вопросов, требующих своего разрешения. К числу таковых следует отнести проблемы соотношения понятий судебной власти и правосудия, взаимодействия судебной власти и прокурорского надзора, проблему прецедентного права.

Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость.

Дальнейшее совершенствование и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе. Они неотъемлемы от человека.

Источники:

http://law.pp.ru/grajdansko-processualnoe-pravo/rol-suda-p2

http://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kratko-o-zashchite-svoikh-prav-v-novykh-sudakh/

http://www.kazedu.kz/referat/24621

http://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/pravo-na-sudebnuyu-zashchitu.php

http://wiselawyer.ru/poleznoe/6929-sudebnoj-vlasti-obespechenii-prav-svobod-cheloveka-grazhdanina

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector