1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова структура конституционного суда рф

Содержание

Состав Конституционного суда РФ. Порядок формирования и полномочия

Конституционный суд составляет основу правовой системы государства и выступает как орган контроля, который руководствуется основополагающими началами его функционирования, такими как независимость, осуществление деятельности коллегиально, информативность, построение процесса судопроизводства при равных правах сторон и возможности их состязательности.

Когда был создан Конституционный суд РФ?

До 1989 года роль такой организации исполнял Съезд народных депутатов и Конституционный народный комитет. 1991 год ознаменовался формированием Конституционного суда, который с тех пор, претерпевая различные изменения, осуществлял контроль над исполнением законодательства в стране.

Кто имеет право стать судьей Конституционного суда РФ?

Им может стать гражданин России, достигший сорокалетнего возрастного ценза, обладающий незапятнанной репутацией, имеющий высшее специальное образование и опыт профессиональной деятельности не меньше пятнадцати лет. Также кандидат должен быть признан квалифицированным обладателем знаний в области права.

Состав Конституционного суда Рф

Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.

Секретариат представляет собой следующую структуру.

1. Отраслевые управления. Сюда входят:

  • управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
  • организация судебных заседаний;
  • управление, связанное с издательской деятельностью;
  • международная практика конституционного контроля;
  • управление законодательного информирования.

В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.

Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.

Численный состав Конституционного суда РФ — 19 человек.

  • Председатель — Зорькин Валерий Дмитриевич – назначается СФ РФ по представлению главы страны на шесть лет.
  • Первый заместитель – Хохрякова Ольга.
  • Второй заместитель — Сергей Маврин.
  • Судьи Конституционного суда.

Как происходят выборы и назначение кандидатов на должность Конституционного судьи?

Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.

Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.

Статья в тему:  Как пройти собеседование в суде

Статус судей и их ограничения

Конституционный судья независим, что закреплено законодательно. Его статус характеризуется несменяемостью, неприкосновенностью и гарантией прав. Он не может занимать какие-либо ещё государственные и общественные должности, осуществлять предпринимательскую и коммерческую деятельность, за исключением преподавания, науки и другого творчества. Также исключается его принадлежность к политическим партиям и движениям, материальная поддержка, принятие участия в политических акциях и избирательных кампаниях, к тому же он не может публично высказываться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения суда.

В каких случаях полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены?

Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.

Полномочия председателя Конституционного суда РФ

Текущий контроль за деятельностью суда производится председателем (это глава Конституционного суда), его заместителем и секретарем-судьей. Он избирается на пленарном заседании и исполняет соответствующие обязанности в течение трех лет. Председатель суда руководит подготовкой и сбором собраний и возглавляет их, озвучивает необходимые к рассмотрению проблемы, по которым необходимы решения, является представительным лицом при осуществлении взаимного обмена информацией и решения других вопросов с органами государственной власти и организациями, общественными объединениями, излагает позицию суда по различным вопросам от его имени, контролирует выполнение обязанностей составом суда. В случае наступления ситуации невозможности выполнения им этих функций, их исполнение ложится на его заместителя.

На данный момент председателем Конституционного суда России является Зорькин Валерий Дмитриевич.

Занимает данный пост с 1991 года с десятилетним перерывом с 1993 по 2003 год. В 2012 переизбран на этот пост в пятый раз. Одним из его заместителей является Сергей Маврин – заслуженный юрист и деятель науки РФ, вторым – Хохрякова Ольга Сергеевна.

Должностные обязанности секретаря

Они заключаются в следующем:

  • осуществление руководства составом суда;
  • организация собраний;
  • информирование заинтересованных организаций и лиц о принятых решениях и об их исполнении;
  • обеспечение должностного состава суда необходимой информацией.

Процесс судопроизводства Конституционного суда РФ

Рассмотрение судом дел проводится посредством пленарных заседаний или заседаний палат. В первом случае присутствует весь состав Конституционного суда РФ под руководством председателя. Распределение судей по палатам производится посредством жеребьевки, осуществляемой раз в три года. Жеребьевка регламентируется внутренними документами. Отсутствие на заседаниях возможно только по очень уважительной причине.

Участниками одной палаты не могут быть одновременно председатель и его заместитель. Очередность исполнения обязанностей председательствующего определяется избранием его в заседании из должностных лиц палаты.

Статья в тему:  Кто подал в суд на китай

Решения на пленарных заседаниях по делам принимаются по итогам голосования присутствующих лиц, численность которых должна составлять более двух третей голосов от судебного состава суда, не учитывая тех, полномочия которых приостановлены в установленных законодательством случаях.

При возникновении ситуации, когда появляются сомнения в заинтересованности судьи в исходе дела по семейным, родственным и другим отношениям с участниками дела, может быть рассмотрен вопрос о его отстранении от участия в собрании большинством его участников.

Какова компетенция суда?

Учитывая, что это орган конституционного контроля, власть им осуществляется посредством самостоятельного и независимого судопроизводства, а его сотрудники реализуют его выполнением представленных полномочий.

Дела, относящихся к исключительным полномочиям заседаний пленумов:

  • избрание руководства суда;
  • внесение законодательных предложений;
  • послания суда;
  • подготовка разъяснений по применению главного закона страны;
  • рекомендации по подготовке законов и нормативных актов субъектов федерации, международных договоров России;
  • разграничение компетенции органов государственной власти различных уровней;
  • проверка злоупотреблений в отношении конституционных прав и свобод граждан;
  • проверка нормативно-правовых актов на соответствие Конституции РФ;
  • подготовка заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • приостановление или прекращение деятельности судей;
  • досрочное освобождения от занимаемых должностей;
  • распределение состава по палатам;
  • утверждение регламента и внесение дополнений;
  • определение графика рассматриваемых дел.

Другие вопросы, не затрагивающие полномочий пленарных заседаний, выносятся на собрания палат.

Структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд России состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Ст. 21 и 22 Закона «О Конституционном Суде РФ» устанавливают перечни вопросов, которые должны рассматриваться Конституционным Судом в пленарных заседаниях и в заседаниях палат. Причем Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Исключительно u1086 ов пленарных заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ;

2) дача толкования Конституции РФ;

3) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принятие посланий Конституционного Суда РФ;

5) решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой;

6) избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда;

7) формирование персональных составов палат Конституционного Суда;

8) принятие Регламента Конституционного Суда и внесение в него изменений и дополнений;

9) установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда, а также распределение дела между палатами;

10) принятие решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря.

Выделим основные правила проведения заседаний Конституционного Суда РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом «О Конституционном Суде РФ» — когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Статья в тему:  Почему амстердамский суд

Разбирательство дел в заседаниях Конституционного Суда происходит на русском языке, устно и на основе непосредственного исследования доказательств.

В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

На заседаниях присутствуют участники процесса — стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами именуются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им в силу принципа состязательности предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом в конституционном судопроизводстве в полной мере действует принцип равноправия сторон — какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы.

Активная роль в судебных заседаниях отведена судье, председательствующему в заседании. В этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия — заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат — один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст. 58 Закона «О Конституционном Суде РФ» председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей — внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

Статья в тему:  В какой суд подается иск о снятии с регистрационного учета

7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с согласия Конституционного Суда;

8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ призван выполнять функции, возложенные на него Председателем или Судом. Он также замещает Председателя в тех случаях, когда тот отсутствует по тем или иным причинам.

Полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ установлены ст. 27 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 4 Регламента Конституционного Суда РФ.

Судья-секретарь осуществляет следующие полномочия:

1) непосредственное руководит работой аппарата Конституционного Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний

Конституционного Суда, в т.ч. контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;

4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда;

5) организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда.

В состав аппарата Конституционного Суда входит секретариат и пресс-служба, которые действуют в соответствии с принимаемыми Конституционным Судом положениями и правилами внутреннего трудового распорядка.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда. В Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы, сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

Кроме того, в соответствии с п. 61 Регламента Конституционного Суда РФ для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей

Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Согласно п. 62 регламента Конституционного суда РФ при Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Основная его задача — обсуждение сложных проблем, возникающих перед Конституционным Судом и дача рекомендаций. Состав Научно-консультативного совета, его функции и порядок деятельности утверждаются Конституционным Судом.

Как изменится Конституционный Суд

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Статья в тему:  Где находится адлерский суд

Как указывалось в пояснительной записке, соответствующий законопроект был подготовлен в связи с «существенными изменениями» в ст. 125 Конституции РФ после реформы 2020 г.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Некоторые поправки в ФКЗ о КС напрямую с конституционным регулированием не связаны и направлены, как указали разработчики, на «совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст. 9 ФКЗ о КС).

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.

Правовое положение судьи

Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70).

Статья в тему:  Как подтвердить стаж через суд

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1). При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

  • предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;
  • вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;
  • участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

Будущее покажет, насколько часто в практике Суда будут возникать новые аспекты компетенции. Поскольку чаще всего КС рассматривает жалобы граждан и организаций, более насущным представляется уточнение о том, что понимать под «исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты», при условии чего Конституционный Суд теперь сможет принять жалобу к рассмотрению. По общему правилу исчерпание – это обращение в максимально высокую кассационную инстанцию (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС), а в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок – в любую кассацию (ч. 4 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). Таким образом, требования к жалобам ужесточатся немедленно, и никакого реального переходного периода для адаптации граждан к новым правилам доступа к Суду не предполагается.

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Статья в тему:  Как примириться в суде

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

Конституционный суд РФ: назначение, функции и полномочия

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Конституционные суды РФ проходят в соответствующем органе – Конституционном суде. Этот орган осуществляет контроль за соблюдением положений Основного закона страны посредством судопроизводства. Ниже о том, как и кем он назначается, какова компетенция Конституционного суда РФ и ответы на другие вопросы.

О Конституционном суде РФ

Фасад здания Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.

В Конституционный суд РФ состав входит 19 представителей Фемиды. Кандидатов на эти должности представляет Президент страны. Вопрос о назначении и утверждении рассматривается Советом Федерации.

Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.

Функции Конституционного суда РФ

Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:

  1. Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
  2. Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
  3. Выданных указов и распоряжений Президента.

Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.

Полномочия Конституционного суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ.

Полномочия конституционного суда РФ также рассматривает соответствие Основному закону положений:

  1. Договоров, которые приняты между органами власти страны, в том числе и с субъектами РФ;
  2. Международных соглашений, действие которых еще не вступило в законную силу.

Инициировать рассмотрение этих вопросов может:

  1. Президент, направив соответствующее заявление;
  2. Совет Федерации при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его членов;
  3. Высший законодательный орган при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его депутатов;
  4. Правительством страны;
  5. Верховным судом.

Другие полномочия рассматриваемого органа:

  1. Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня. Обязательное условие – такая компетенция установлена положениями Конституции, разрешить спор другими способами невозможно;
  2. Интерпретация, разъяснение положений Основного закона;
  3. Установление правильности применения конкретного закона в соответствии с конституционными нормами. Инициируется заявлениями и жалобами граждан, чьи права и свободы нарушены;
  4. Определение конституционности закона, который применяется судом при рассмотрении конкретного спора.

Также Конституционный суд рассматривает соответствие действующему законодательству порядок предъявления Президенту страны обвинений о совершении тяжелого преступления. Например, это касается тех случаев, когда руководитель государства обвиняется в государственной измене.

Принципы, судопроизводство, решения Конституционного суда

Зорькин В.Д. – Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с 21 марта 2003 года.

В ходе деятельности и реализации полномочий рассматриваемый судебный орган руководствуется следующим принципами:

  1. Независимость в принятии решений;
  2. Коллегиальность – вопрос обсуждается и разрешается группой судей, а не единолично;
  3. Гласность – обсуждения ведутся максимально открыто;
  4. Состязательность и равенство сторон.

Для справки! Полномочия, принципы, другие важные вопросы, которые касаются регулирования деятельности рассматриваемого органа, закреплены в ФКЗ о Конституционном суде РФ.

ФКЗ предусмотрено, что этот судебный орган рассматривает дела на заседаниях как с проведением слушаний, так и без них. По результатам рассмотрения принимаются решения, исполнение которых обязательно на всей территории страны, всеми государственными и негосударственными органами, лицами и организациями.

Статья в тему:  Електронна переписка як доказ в суді

Одобрения, утверждения или согласования для принятых Конституционным судом решений не требуется. Они имеют прямое применение.

Требования к судьям

Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок.

Судьи рассматриваемого органа должны соответствовать определенным требованиям, а именно:

  1. Иметь российское гражданство;
  2. Возраст – старше 39 лет;
  3. Наличие высшего юридического образования;
  4. Опыт юридической работы – не менее 15 лет;
  5. Высокая квалификация в сфере права.

На каждого из них накладываются следующие ограничения:

  1. Нельзя заниматься политической деятельностью и пропагандой;
  2. Запрещено публично высказываться по вопросам, которые рассматривает или планирует рассмотреть Конституционный суд Российской Федерации;
  3. Не допустимо заниматься предпринимательской деятельностью, занимать другие государственные должности. Исключение касается только творчества и преподавания.

Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок. Но действует возрастное ограничение – 70 лет. Оно не касается только Председателя судебного органа и его заместителей.

Порядок формирования, состав и полномочия Конституционного суда РФ

Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.

Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ

Общее представление о полномочиях (компетенции) формируемого таким образом суда дают ч. 2-5 и 7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с этими предписаниями они (его полномочия) охватывают четыре основных направления, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ:

  1. разрешение (по запросам перечисленных в Конституции РФ должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по ограниченному кругу вопросов (см. п. “б” ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), а также договоров, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2. разрешение споров о компетенции между органами государственной власти , как федеральными, так и на уровне субъектов РФ;
  3. проверка (по жалобам граждан и Уполномоченного по правам человека, по запросам судов) конституционности законов , применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных дел;
  4. толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ).

На Конституционный Суд РФ возлагаются также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а равно участие в совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы.

Статья в тему:  Кто такой ответчик в суде

Перечисленные полномочия, отражающие сказанное в ст. 125 Конституции РФ, могут быть изменены или дополнены путем принятия федерального конституционного закона о внесении изменений в Закон о Конституционном Суде.

При осуществлении своей деятельности Конституционный Суд РФ вправе принимать решения и по другим вопросам, связанным с реализацией его компетенции (приостановление или прекращение полномочий своих судей, прекращение их отставки, привлечение к ответственности лиц, не выполняющих или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда, и др.), а также утверждать или корректировать весьма ответственный нормативный акт — Регламент Конституционного Суда РФ, в котором содержатся правила по многим вопросам организации работы.

Базовые принципы, которыми должен руководствоваться Конституционный Суд РФ в своей деятельности, во многом сходны с теми, которые лежат в основе деятельности других судов. К ним относятся, как сказано в ст. 5 и 29-35 Закона о Конституционном Суде:

  • независимость судей;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • состязательность и равноправие сторон.

Но есть и особенности. К примеру, среди принципов не упоминается принцип законности. Это можно объяснить тем, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного акта, а вполне определенных двух — Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде (см. ст. 2 Закона).

Не упомянуты среди принципов организации и деятельности также принципы презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судебную защиту, осуществления правосудия только судом. И это вполне объяснимо: Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него другая задача. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочие) — конституционный контроль (см ст. 1 Закона о Конституционном Суде). Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей, нет граждан (иностранцев или лиц без гражданства) или организаций, спорящих с физическими или юридическими лицами, конкретными государственными органами. Гражданин участвует в конституционном судопроизводстве в крайне ограниченных пределах. Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде или ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемляющий его конституционные права и свободы.

Своеобразие принципов организации и деятельности Конституционного Суда РФ проявляется также в том, что они порой наполняются несколько иным содержанием по сравнению с принципами отправления правосудия. Скажем, принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привлечения к рассмотрению дел представителей народа, ибо вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать решения, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права. Вполне естественно, у присяжных или арбитражных заседателей может и не быть такого рода знаний.

Иначе регламентируются и изъятия из общего правила о гласности судопроизводства. Ее осуществление в Конституционном Суде РФ ограничивается весьма существенно. К примеру, зал заседаний Суда вправе посетить не каждый желающий. В соответствии с §32 и 33 Регламента реализация возможности присутствовать на т.н. открытых заседаниях в значительной мере зависит от пристава и от специально созданной службы, осуществляющей пропуск граждан в здание. Не свободен доступ и представителям средств массовой информации: такие представители, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты — по списку, представленному пресс-службой Конституционного Суда в отдел судебных заседаний.

Статья в тему:  Что делать если приставы не исполняют решение суда

Для характеристики основ организации работы в Конституционном Суде РФ существенным является прежде всего то, что рассмотрение подведомственных ему дел и принятие по ним решений осуществляется на заседаниях Суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе — в пленарных заседаниях или заседаниях палат.

В пленарных заседаниях должны участвовать все судьи Конституционного Суда РФ. Отсутствие судьи на таком заседании возможно лишь по уважительной причине. Пленарное заседание правомочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее двух третей от общего числа назначенных судей (без учета тех судей, полномочия которых приостановлены в установленном порядке). Руководит его работой Председатель суда.
В принципе пленарное заседание вправе рассмотреть любой вопрос, подведомственный Конституционному Суду РФ. Однако Закон о Конституционном Суде выделяет из общей суммы вопросов такие, которые могут быть рассмотрены только на пленарных заседаниях. К ним отнесены вопросы:

  • о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ. Иные законодательные акты (федеральные законы, законодательство, принимаемое соответствующими органами субъектов РФ, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ) с точки зрения их конституционности в пленарных заседаниях, как правило, не рассматриваются;
  • о толковании Конституции РФ;
  • о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • о посланиях Конституционного Суда РФ;
  • о выступлении с законодательной инициативой.

Только пленарные заседания вправе рассмотреть также ряд важных вопросов, связанных с организацией работы суда в целом:

  • об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ;
  • о формировании персонального состава палат суда;
  • об утверждении Регламента Конституционного Суда РФ и внесении изменений в него;
  • об установлении очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также о распределении дел между палатами;
  • о приостановлении или прекращении полномочий судей, а также о досрочном освобождении от должности Председателя Суда, его заместителя или судьи-секретаря Суда.

Остальные вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ, должны рассматриваться и разрешаться, как правило, уже упомянутыми палатами. Формируются палаты на пленарных заседаниях только из числа судей, назначенных в данный Суд. Делается это путем жеребьевки, которая проводится по правилам, изложенным в Регламенте.

Таких палат может быть две. В одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую — девяти. Председатель Суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты. Персональный состав каждой из палат подлежит обновлению, как минимум, раз в три года. Председательствуют на их заседаниях поочередно судьи, входящие в их состав. Они правомочны принимать решения, если на заседании присутствует не менее трех четвертей судей — членов конкретной палаты.

Важным структурным подразделением Конституционного Суда РФ является его Секретариат, осуществляющий организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда. Для лучшей организации работы в Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы, сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе аппарата Конституционного Суда РФ функционирует судебный пристав с соответствующей службой. Согласно § 33 Регламента судебный пристав Конституционного Суда РФ наделяется рядом существенных полномочий.

Источники:

http://businessman.ru/new-sostav-konstitucionnogo-suda-rf-poryadok-formirovaniya-i-polnomochiya.html

http://studopedia.ru/8_176608_struktura-konstitutsionnogo-suda-rf.html

http://www.advgazeta.ru/mneniya/kak-izmenitsya-konstitutsionnyy-sud/

Конституционный суд РФ: назначение, функции и полномочия

http://jurkom74.ru/ucheba/poryadok-formirovaniya-sostav-i-polnomochiya-konstitutsionnogo-suda-rf

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector