0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковой вспомогательные суда

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА.

К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры.

Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов.Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.

СЛУЖЕБНЫЕ СУДА.

Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.

СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.

В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.

ЛЕДОКОЛЫ.

— служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.

Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).

Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна.

Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА.

— служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.

1.2.8.5. ПОЖАРНЫЕ СУДА.

— это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.

Статья в тему:  Как сделать скриншот для суда

ЛОЦМАНСКИЕ СУДА.

— это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.

1.2.8.7. ПЛАВУЧИЕ МАЯКИ.

— специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 2617 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Классификация служебно-вспомогательных судов

Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории. Служебно-вспомогательные суда разделяют на:

  • служебные суда специального назначения
  • обслуживающие суда
  • административно-служебные суда
  • вспомогательные суда

Служебные суда специального назначения

Служебные суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся:

  • научно-исследовательские суда (экспедиционные) суда используемые для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно-исследовательские суда (НИС), как правило, строятся по специальному проекту.
  • гидрографические (обстановочные) суда обеспечивают безопасный проход судами отмелей и прочих препятствий за счёт правильной расстановки знаков навигационной обстановки, которой предшествует изучение рельефа морского дна, течений, господствующих ветров, физических и химических свойств воды.
  • учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.

Обслуживающие суда

Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные, плавучие отели, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда и плавучие маяки.

  • ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.
  • медико-санитарные суда (плавучие госпитали, санитарные суда) это корабли, служащие госпиталем на воде. Преимущественно находятся в составах военно-морских сил разных стран, так как используются возле зон боевых действий.
  • плавучие рестораны (отели) представляют собой пришвартованные суда или несамоходные баржи, использующиеся в качестве ресторана на воде или небольшого отеля.
  • спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.
  • пожарные суда это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.
  • лоцманские суда это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.
  • плавучие маяки специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.
Статья в тему:  Сколько можно суд вершить

Административно-служебные суда

Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), полицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.

Вспомогательные суда

К вспомогательным судам относят: многофункциональные буксиры, перегрузочные суда (плавучие перегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят дебаркадеры.

  • многофункциональные буксиры предназначены для внутренних и прибрежных операций. Основными функциями универсального буксира являются транспортировка тяжелого оборудования, буксировка, борьба с аварийными разливами нефти и участие в ликвидации последствий загрязнения акватории. Надежная конструкция корпуса, как правило, включающая в себя большую рабочую палубу, обеспечивает судну отличную маневренность, хорошую остойчивость, возможность работы на мелководье.
  • перегрузочные суда предназначены для перевалки грузов в море. Современные перегрузочные комплексы включают несколько кранов установленных на понтоне и системы обработки грузов, состоящей из бункеров, конвейеров и погрузчиков.
  • снабженческие суда обеспечивают доставку топлива и смазочных материалов на корабли и суда. Процесс передачи материалов называется бункеровкой. Они оснащены бункерной мачтой высотой до 35 м с гидравлической подачей. Так как большинство бункеровщиков для пополнения запасов морских судов транспортируют мазут, они оснащаются системой подогрева.
  • дебаркадеры (плавучие причалы) это причальное сооружение в виде судна или понтона стационарно установленного, как правило, на реках, и предназначен для стоянки грузовых и пассажирских судов.

1.6. Служебно-вспомогательные суда. Примеры.

Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории.

Служебно-вспомогательные суда разделяют на: вспомогательные суда и служебные суда.

К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры. Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов, не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов. Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.

Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.

Суда специального назначения — это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.

Статья в тему:  Не потому суди что другие говорят

В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.

Учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.

Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.

Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути. Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез). Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна. Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.

Спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.

Пожарные суда — это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.

Лоцманские суда — это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.

Плавучие маяки — специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.

Классификация речных судов по типам

Классификация речных судов

По назначению суда делятся на две основные группы: транспортные и технические. Транспортные – это грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Технические – это плавсредства обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские, плавучие магазины, причалы и понтоны.

Статья в тему:  Как происходит оценка квартиры для суда

Компания ОАО «Белсудопроект» спроектирует речные суда любого назначения (от небольших яхт и катеров для частного пользования, до барж-площадок и земснарядов для технических нужд).
Примеры наших работ смотрите в разделе «Наши проекты».

По способу поддержания на воде

Они бывают следующих разновидностей: на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующие с плоским днищем и двухкорпусные катамараны.

По способу передвижения

Бывают самоходные (способные двигаться самостоятельно с помощью силовой установки), несамоходные или буксируемые, и стояночные. К стояночным относятся понтоны, дебаркадеры, то есть все средства, которые стоят без движения.

По району плавания

Плавательные средства двух видов: для внутреннего и смешанного судоходства. Для смешанного плавания применяют суда типа река-море.

По типу двигателя

По типу двигателя бывают модели с двигателем внутреннего сгорания и дизель — электрическим. Атомоходы и парусный флот во внутренних водных путях не применяются.

По типу движителя

По способу движителя плавательные средства бывают винтовые (в качестве движителя используют винт). До сих пор применяются системы с колесными движителями, а также водометные, крыльчатые и воздушные (с воздушной подушкой).

По материалу корпуса

Для самоходных плавсредств корпуса изготавливаются из металла. Катера могут изготавливаться из стеклопластика. Мелкие лодки и карбасы делают из дерева. А стояночные средства: дебаркадеры, плавпричалы изготавливают с железобетонными корпусами.

Технические речные суда – классификация

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЧНЫЕ СУДА

Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.

Вспомогательные суда

Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.

При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.

Статья в тему:  Как примириться в суде

Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.

Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Обслуживающий флот

Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.

С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.

Обстановочные суда

Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

Специальные технические

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

Транспортные речные суда – классификация

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА

ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ

Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.

Пассажирский водный транспорт

В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.

К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.

Грузовой водный транспорт

Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.

Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы

Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.

Статья в тему:  Как доказать моральный вред при дтп в суде

Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.

Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.

Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.

Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.

Несамоходные сухогрузные суда, баржи

Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.

Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.

Наливные суда, танкера

Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.

Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.

Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.

Толкачи-буксиры

На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.

По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.

Классификация судов

Различные типы судов принято классифицировать по назначению и ряду основных признаков, отличающих суда одного и того же назначения друг от друга: по району плавания, материалу корпуса, способу движения, роду двигателя, типу движителя (устройства, приводящего судно в движение) и др.

1. По назначению все суда распределяют на несколько основных групп: транспортные, технические, вспомогательные, специальные, служебные, промысловые и спортивные.

Статья в тему:  Какие якоря используются на судах

Транспортные суда. Эти суда предназначены для перевозки пассажиров и грузов (в морском флоте их называют торговыми). К ним относятся: пассажирские, грузопассажирские, грузовые суда и суда-паромы.

Пассажирскими называют суда, перевозящие более 12 пассажиров и их багаж, а на транзитных линиях — почту.

Грузопассажирские суда предназначены для одновременной перевозки пассажиров и грузов; отличаются от пассажирских наличием грузовых трюмов.

Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяют на сухогрузные, наливные и комбинированные.

Сухогрузными называют суда, перевозящие различные грузы в упаковке, насыпью или навалом (зерно, лес, уголь, песок, щебень и др.); бывают самоходные и несамоходные. Несамоходные речные суда называют баржами, а морские — лихтерами.

Универсальные сухогрузные суда перевозят различные генеральные штучные грузы (груз промышленного производства в упаковке: ящики, бочки, мешки, тюки и др.).

К специализированным сухогрузным судам относятся: суда, перевозящие массовые грузы (зерно, песок, щебень и др.); контейнерные и трейлерные суда, т. е. суда для перевозки грузов, упакованных в специальные ящики-контейнеры, что сокращает время стоянки под выгрузкой и погрузкой; лесовозы, рудовозы и другие суда, предназначенные для перевозки определенных грузов.

Наливными (танкерами) называют суда, перевозящие жидкие грузы (бензин, нефть, молоко и др.). Несамоходные грузовые наливные суда называют баржами.

Комбинированные суда (углелесовозы, хлопколесовозы, нефтерудовозы и др.) предназначены для перевозок не одного, а двух-трех видов грузов, что очень выгодно при доставке их в различные места назначения.

Суда-паромы представляют собой самоходные суда, предназначенные для перевозки автомобилей (грузовых и легковых), Железнодорожных составов и людей.

В речном флоте к транспортным судам относятся, кроме вышеперечисленных, буксиры и толкачи, предназначенные для перемещения несамоходных судов и плотов. В морском флоте буксиры и толкачи относятся к вспомогательным судам.

Технические суда. Судами технического флота называют суда, предназначенные для углубления и очистки водных путей. К ним относятся: землечерпательные снаряды; землесосы; суда, обслуживающие эти снаряды, — шаланды, шаландеры (специальные буксировщики); водолазные станции, взрывные склады и другие технические суда.

Вспомогательные суда. Такие суда, не принимая непосредственного участия в перевозке грузов и пассажиров, помогают транспортным судам выполнять эти операции. В группу вспомогательных судов входят: санитарные станции, плавучие мастерские, плавучие доки и различные перегружатели (зерноперегружатели, насосные станции, бензостанции и др.), плавучие магазины, плавучие заправщики, понтоны разного типа, плавучие склады и другие вспомогательные суда, предназначенные для обслуживания транспортного флота.

Вспомогательные суда (дебаркадеры, плавучие мастерские, санитарные станции, перегружатели разного рода, очистные станции, станции для промывки котлов и др.)» которые большую часть навигации стоят на одном месте без движения, называют стоечными судами.

Статья в тему:  Где лучше работать в мировом или районном суде

Специальные суда. Они обеспечивают нормальную и безаварийную эксплуатацию судов на водных путях; могут быть самоходными или стоечными в зависимости от назначения. К ним относятся: гидрографические, лоцмейстерские суда, плавучие маяки, водолазные боты, пожарные суда, спасательные базы и судоподъемные понтоны и др.

Служебные суда. Они выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением нормальной эксплуатации судов. В группу судов служебного флота входят: ледоколы — суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах; морские буксиры или буксирные суда, обеспечивающие буксировку на специальном тросе несамоходных или больших самоходных судов; толкачи и толкачи-буксиры — суда, работающие на внутренних водных путях для передвижения несамоходных судов.

Промысловые суда. Суда промыслового флота добывают рыбу, китов, морского зверя, крабов и морские растения, перерабатывают их и транспортируют на береговые или плавучие базы.

Спортивные суда. Эти суда предназначены для проведения спортивных соревнований.

2. По месту и району плавания различают: морские суда (неограниченного и ограниченного плавания: с удалением от портов-убежищ на определенное расстояние, рейдовые и прибрежного плавания); суда внутреннего плавания — речные и озерные и суда смешанного плавания, перевозящие между морскими и речными портами грузы без их перевалок.

3. По материалу корпуса подразделяют на металлические, деревянные, пластмассовые, железобетонные и композитные суда.

Корпуса металлических судов изготовляют из металла (стали или легких сплавов). Наиболее широкое применение в судостроении для постройки судов и корпусных конструкций получила сталь. Из легких сплавов (сплавов алюминия) строят корпуса быстроходных судов (типов: «Ракета», Метеор», «Заря» и др.) и относительно небольших специальных судов: на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), спортивно-гоночных, быстроходных мотолодок. Легкие сплавы уменьшают массу корпуса и судовых конструкций по сравнению со стальными на 40—60%, что позволяет увеличить скорость движения таких судов.

Корпуса деревянных судов (баржи, катера, лодки) изготовляют из дерева; пластмассовых — из стеклопластиков или пластмасс. Пластмассы имеют малую плотность и достаточную механическую прочность, поэтому масса корпуса мелких пластмассовых судов (спортивных, разъездных, парусных, шлюпок) по сравнению со стальными в 3—4 раза меньше.

Корпуса железобетонных судов делают из железобетона, представляющего сочетание строительного бетона со стальными стержнями специального профиля; композитных — из двух различных материалов: набор корпуса — из стали, обшивку — из дерева. Ввиду сложности ремонта композитных корпусов от их постройки отказались.

4. По средству движения различают: самоходные суда, имеющие механический двигатель, т. е. собственную движительную установку, используемую для приведения судна в движение; несамоходные суда, передвигающиеся по воде при помощи других судов (буксировщиков или толкачей).

Статья в тему:  Дзержинский суд харьков как доехать

5. По роду главного двигателя различают: пароходы, главным двигателем которых являются паровые поршневые машины; турбоходы— морские суда мощностью свыше 5000 л. е., двигатель — паровая турбина; теплоходы, имеющие в качестве главных двигателей двигатели внутреннего сгорания; газотурбоходы, двигателями которых являются газовые турбины; дизель-электроходы, энергия их главных двигателей передается на движители через электродвигатели; атомоходы, у которых источником тепловой энергии является атомный реактор, они могут быть турбоходами или турбоэлектроходами в зависимости от того, чем приводится во вращение гребной вал.

6. По типу движителя самоходные суда подразделяют на колесные, винтовые и водометные.

Колесные суда приводятся в движение гребными колесами: бортовыми или кормовыми в зависимости от места установки на судне.

Винтовые суда — с помощью гребных винтов, погруженных в воду (наиболее распространенные судовые гребные винты), или воздушных винтов (пропеллеров), которые устанавливают на небольших спортивных судах и глиссерах, а также на СВП — суда на воздушной подушке. По количеству гребных винтов винтовые суда бывают одно-, двух-, трех- и четырехвинтовыми.

Водометные суда приводятся в движение специальными насосами, которые всасывают воду через специальные трубы в передней части судна (или под днищем, ближе к середине корпуса) и затем выбрасывают водяную струю в воду (подводный выброс). Реакция выбрасываемой струи создает упорное давление, под действием которого судно движется вперед. Преимуществами таких движителей являются хорошая защита от попадания на лопасти водомета посторонних предметов и обеспечение хорошей проходимости судов на мелководье, в узкостях и на засоренных фарватерах.

7. По роду движения по воде различают: суда, плавающие на поверхности воды (водоизмещающне), скользящие по поверхности воды (глиссирующие), суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие (или плавающие) суда держатся на плаву за счет гидростатических (поддерживающих) сил, выталкивающих корпус судна из воды. Величина этих сил по закону Архимеда равна весу воды, вытесненной корпусом судна.

Глиссирующие (или скользящие) суда — это быстроходные мелкосидящие суда, совершающие движение по способу глиссирования.

Корпус таких судов имеет плоское, V-образное или вогнутое днище, поставленное под малым углом к поверхности воды (статическое положение судна); по днищу (ближе к корме) делают ряд уступов, называемых реданами.

При достижении определенной скорости движения за реданами у днища возникают вертикальные подъемные силы, обеспечивающие всплытие («выход на редан») корпуса глиссера; в воде остается только кормовая часть днища. Заметное всплытие корпуса судна по отношению к его статическому положению уменьшает сопротивление воды движению. При плавании на взволнованной поверхности носовая часть корпуса глиссера ударяется о волны, что создает некоторые неудобства при его эксплуатации.

Статья в тему:  Хто оскаржує вирок суду

Суда на подводных крыльях имеют корпус, в подводной части (под днищем) которого установлены металлические пластины (крылья). Крылья размещены в носовой, кормовой и средней (на некоторых судах) частях днища под некоторым углом (углом атаки) к набегающей воде.

При достижении определенной скорости хода на крыльях возникает подъемная сила, которая приподнимает корпус судна над поверхностью воды и уравновешивает массу судна при движении. В воде остаются крылья, обтекаемые крепежные стойки крыльев, рули и движители (винт с валопроводом). Выход корпуса судна из воды резко уменьшает сопротивление воды движению, поэтому суда на подводных крыльях развивают большую скорость хода (более 60 км/ч).

У судов на воздушной подушке (СВП) при движении между днищем и поверхностью воды образуется воздушная прослойка — «подушка» за счет нагнетаемого воздушным насосом сжатого воздуха. Чтобы воздух не уходил из-под днища, судно имеет прорезиненную «юбку».

Архитектурные типы морских судов. Форма основного корпуса судна; расположение на нем различных надстроек и рубок; число, расположение и конструктивные особенности палуб; размещение машинного отделения в корпусе и другие признаки, отражающие особенности назначения, определяют архитектурный тип судна.

Размещение на корпусе судна надпалубных помещений: бака, юта, надстроек и рубок характеризует следующие архитектурные типы морских судов (рис. 1):
трехостровные с тремя надстройками, размещенными по длине корпуса в виде выступающих «островов»: бак — в носу, средняя надстройка — в средней части корпуса и ют — в корме. К судам такого типа относятся сухогрузные суда;
двухостровные с баком 5 и ютом. Машинное отделение (МО) размещено в корме. Это танкеры или суда для перевозки сыпучих грузов;
с удлиненным баком для увеличения всхожести судна на волну. К судам такого типа относятся спасательные суда, буксирные и др.;
с удлиненным ютом; такой тип характерен для промысловых судов;
квартердечные с приподнятой на 0,8—1,0 м кормой; МО и служебные промысловые трюмы расположены в корме. Этот тип характерен для промысловых судов;
со сплошной надстройкой по всей длине (шельтердечные). Суда такого типа делают не менее чем двух- и трехпалубными; это пассажирские суда или современные промысловые базы для приема и переработки продукции;
гладкопалубные шельтердечные со сплошной надстройкой внутри корпуса. Такой тип судна имеет вырезы в наружных бортах для обеспечения грузовых операций с применением контейнеров и трейлеров.

Источники:

http://helpiks.org/6-14574.html

http://shipshub.com/ru/article/1821-1.html

http://studfile.net/preview/6832947/page:4/

http://belsudoproekt.by/news/klassifikatsiya-rechnykh-sudov-po-tipam/

http://www.stroitelstvo-new.ru/sudostroenie/rk/klassifikatsiya-sudov.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector