2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы основные цели создания и функционирования конституционного суда рф

Содержание

Цель и задачи деятельности КС РФ.

Чтобы понять природу и особенности конституционного правосудия, важно уяснить соотношение целей и задач, функций и полномочий конституционных судов. К сожалению, между указанными категориями зачастую не проводится должного различия и данный вопрос не получил надлежащего и однозначного решения на доктринальном и законодательном уровнях.

Сознательная деятельность всегда имеет цель, которая конкретизируется и получает предметное выражение в ее (деятельности) задачах. Цель и задачи деятельности конституционных судов по содержанию очень близки друг к другу и, как правило, определяются в специальных законах о конституционных судах (в ряде стран цели и задачи конституционного правосудия вообще не нашли какого-либо законодательного закрепления).

Так, ст. 2 Закона Украины ≪О Конституционном суде Украины≫ устанавливает: ≪Задачей Конституционного суда Украины является гарантированное верховенство Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины≫. В Законе о Конституционном суде Республики Молдова в ст. 1(3) сказано: ≪Конституционный суд:

а) гарантирует верховенство Конституции;

б) обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

в) гарантирует ответственность государства перед гражданином и граждан перед государством≫. Это же положение продублировано в ст. 2(2) Кодекса конституционной юрисдикции Республики Молдова.

Ранее действовавший Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. в ст. 2 ≪Цели и задачи Конституционного Суда РСФСР≫ предусматривал:

≪1. В целях охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РСФСР устанавливает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а также практики применения законодательства РСФСР. 2. Всей своей деятельностью Конституционный Суд РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики≫.

Статья в тему:  Итальянка подала в суд на соседку из-за кота который вел двойную жизнь

В Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. в ст. 3 целями Конституционного Суда РФ названы защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Как видно из приведенных положений, законодатель не проводит четкого различия между целью (целями) и задачами осуществления конституционного правосудия. Однако различие цели и задач деятельности конституционных судов вполне возможно и необходимо. Цель рассчитана на длительную, стратегическую перспективу функционирования конституционного суда, которая конкретизируется через определенные задачи.

Цельюконституционного правосудия, а следовательно, деятельности конституционных судов является охрана и защита конституции, обеспечение ее верховенства и прямого действия на всей территории государства, т. е. установление конституционности в обществе и государстве.

Задачамидеятельности конституционных судов служат обеспечение, охрана и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей и достижение конституционных идеалов.

Например, Конституция РФ содержит гл. 1 ≪Основы конституционного строя≫. Согласно положениям указанной главы Конституции РФ к основам конституционного строя отнесены: народовластие; суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории; федеративное устройство Российского государства, состоящего из равноправных субъектов; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; гарантирование местного самоуправления; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части ее правовой системы и др. (ст. 1—16).

Функции КС РФ.

Цели и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного правосудия, которые представляют основные направления деятельности конституционных судов, предусматривающие выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного правосудия в правовом государстве возможно только через реализацию полномочий конституционных судов, установленных конституцией и законами.

Функции конституционных судов, которые реализуются через их полномочия, можно назвать юрисдикционными (компетенционными). По значимости и распространению их можно классифицировать на основные и дополнительные (неосновные).

К основным функциям конституционных судов следует отнести:

толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституциии иные полномочия конституционного суда, что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции <казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства;

конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля;

Статья в тему:  В каких случаях прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина

защиту прав и свобод человека и гражданинав целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормо- контроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства;

разрешение споров о компетенциив целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами.

Дополнительными (неосновными) функциями конституционных судов можно считать:

содействие законотворчеству представительных органов публичной власти;

реализацию конституционной ответственности за нарушение конституцииглавы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета;

дачу экспертных заключений по конституционным вопросам;

осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.

Дополнительные функции конституционных судов связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном процессе. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве его критериев, параметров, своеобразных ≪моделей≫.

На содействие законодателю в его деятельности направлены и такие полномочия конституционных судов, предусмотренные в ряде государств, как право внесения предложений по изменению и дополнению конституции, право законодательной инициативы, право посланий, докладов о своей деятельности (Россия, Молдова).

Функция дачи экспертных заключений по конституционным вопросам реализуется через полномочия по даче заключений о поправках к конституциям (Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Украина), о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения главы государства в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Россия), по даче заключения либо согласования при решении вопроса о роспуске представительных(законодательных) органов государственной власти (Молдова, Узбекистан, Украина) и др.

Многие конституционные суды осуществляют учредительно-регистрационные акты по вопросам конституционного значения. К полномочиям конституционных судов, опосредующих данную функцию, относятся: утверждение результатов выборов главы государства, парламента, результатов референдумов (Армения, Грузия, Молдова, Словакия); участие в процедуре принятия присяги главой государства (Россия); подтверждение стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции или констатация обстоятельства, оправдывающего временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента (Армения, Казахстан, Литва, Молдова, Эстония); постановление решения о принятии отставки президента (Азербайджан) и др.

Целесообразно освобождаться от функций и полномочий, несвойственных конституционному правосудию. Конституционные суды, как правило, решают вопросы права, защищают и восстанавливают конституционность. Поэтому, например, более оперативно и профессионально дела о нарушениях конституционных норм о референдумах и выборах, о политических партиях и общественных объединениях могли бы решать административные суды либо суды общей юрисдикции, тем более что эти дела связаны с установлением фактических обстоятельств дела. Наделение конституционных судов такими полномочиями можно оправдать общественной значимостью конституционного решения этих вопросов.

Статья в тему:  Порошенко суд за что

Не следует перегружать конституционное правосудие большим числом дополнительных функций за счет основных функций и опосредующих их полномочиями. В то же время отсутствие в ряде постсоветских государств таких основных функций и полномочий конституционных судов, как официальное толкование конституции, рассмотрение конституционных жалоб граждан, разрешение споров о компетенции, равно как и ограничение круга субъектов, имеющих право обращения в конституционный суд, ослабляет действенность конституционного правосудия, его авторитет и престиж.

Конституционный Суд РФ его цели и компетенция

Вопрос

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной

Третейские суды.

Третейский суд – постоянно действующий или специально созданный для

рассмотрения конкретного дела суд, рассматривающий по

соглашению сторон споры, подведомственные

Деятельность третейских судов регламентируется на основании Положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утверждённого Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 года.

Порядок рассмотрения дел в третейском суде:

1-Дела рассматриваются в составе трёх судей, по одному судье назначают

стороны и одного выбирают сами судьи.

2-Решение по делу принимается большинством голосов из числа судей, судья

не согласный с вынесенным решением, вправе письменно изложить своё

особое мнение и приложить к решению.

3-Расходы, связанные с рассмотрением спора, распределяются между

сторонами по их согласию, либо по решению третейского суда.

4-Решения третейского суда сторонами исполняются добровольно в порядке

и сроки, установленные решением третейского суда. В случае не

исполнения решения в добровольном порядке заинтересованная сторона

может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд за

выдачей приказа о принудительном исполнении решения третейского суда.

Постоянно действующие третейские суды:

палате РФ:

— действует на основе Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утверждённым законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.;

— рассматривает споры, связанные с внешней торговлей и внешнеэкономическими связями, например, если предприятия одной из сторон находятся за границей и иные споры;

— решения, вынесенные этим судом окончательны, и обжалованию не подлежат.

РФ:

действует на основе Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»;

— рассматривает вопросы в области торгового мореплавания;

— решения МАК может быть обжаловано сторонами, опротестовано Генеральным прокурором РФ и его заместителями, Председателем ВС РФ и его заместителями в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ.

Конституционный суд РФ и его полномочия.

Конституционный Суд Российской Федерации :

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Целями деятельности Конституционного Суда РФ являются:

1-Защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и

2-Обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей

Статья в тему:  Где находится кировский суд

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной

власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов РФ, договоров между органами

государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам

судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего

применению в конкретном деле;

4) Дает толкование Конституции РФ;

5) Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого

6) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

— между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Статья в тему:  Какие мысли вызывают у вас суд и чиновники

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования — с мая 1990 года по декабрь 1991 года — ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений — признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Статья в тему:  Почему на судах устанавливают не звуковые

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде — федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля — опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

Статья в тему:  Как забрать решение суда по дтп

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства.

Председатели КС РФ:

Валерий Зорькин — с 1 ноября 1991 года по 6 октября 1993 года, c 21 февраля 2003 года по настоящее время;

Владимир Туманов — с 13 февраля 1995 года по 20 февраля 1997 года;

Марат Баглай — с 20 февраля 1997 года по 21 февраля 2003 года.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Конституционный суд РФ: назначение, функции и полномочия

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Конституционные суды РФ проходят в соответствующем органе – Конституционном суде. Этот орган осуществляет контроль за соблюдением положений Основного закона страны посредством судопроизводства. Ниже о том, как и кем он назначается, какова компетенция Конституционного суда РФ и ответы на другие вопросы.

О Конституционном суде РФ

Фасад здания Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.

В Конституционный суд РФ состав входит 19 представителей Фемиды. Кандидатов на эти должности представляет Президент страны. Вопрос о назначении и утверждении рассматривается Советом Федерации.

Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.

Функции Конституционного суда РФ

Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:

  1. Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
  2. Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
  3. Выданных указов и распоряжений Президента.

Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.

Полномочия Конституционного суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ.

Полномочия конституционного суда РФ также рассматривает соответствие Основному закону положений:

  1. Договоров, которые приняты между органами власти страны, в том числе и с субъектами РФ;
  2. Международных соглашений, действие которых еще не вступило в законную силу.
Статья в тему:  Як узаконити самобуд через суд

Инициировать рассмотрение этих вопросов может:

  1. Президент, направив соответствующее заявление;
  2. Совет Федерации при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его членов;
  3. Высший законодательный орган при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его депутатов;
  4. Правительством страны;
  5. Верховным судом.

Другие полномочия рассматриваемого органа:

  1. Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня. Обязательное условие – такая компетенция установлена положениями Конституции, разрешить спор другими способами невозможно;
  2. Интерпретация, разъяснение положений Основного закона;
  3. Установление правильности применения конкретного закона в соответствии с конституционными нормами. Инициируется заявлениями и жалобами граждан, чьи права и свободы нарушены;
  4. Определение конституционности закона, который применяется судом при рассмотрении конкретного спора.

Также Конституционный суд рассматривает соответствие действующему законодательству порядок предъявления Президенту страны обвинений о совершении тяжелого преступления. Например, это касается тех случаев, когда руководитель государства обвиняется в государственной измене.

Принципы, судопроизводство, решения Конституционного суда

Зорькин В.Д. – Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с 21 марта 2003 года.

В ходе деятельности и реализации полномочий рассматриваемый судебный орган руководствуется следующим принципами:

  1. Независимость в принятии решений;
  2. Коллегиальность – вопрос обсуждается и разрешается группой судей, а не единолично;
  3. Гласность – обсуждения ведутся максимально открыто;
  4. Состязательность и равенство сторон.

Для справки! Полномочия, принципы, другие важные вопросы, которые касаются регулирования деятельности рассматриваемого органа, закреплены в ФКЗ о Конституционном суде РФ.

ФКЗ предусмотрено, что этот судебный орган рассматривает дела на заседаниях как с проведением слушаний, так и без них. По результатам рассмотрения принимаются решения, исполнение которых обязательно на всей территории страны, всеми государственными и негосударственными органами, лицами и организациями.

Одобрения, утверждения или согласования для принятых Конституционным судом решений не требуется. Они имеют прямое применение.

Требования к судьям

Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок.

Судьи рассматриваемого органа должны соответствовать определенным требованиям, а именно:

  1. Иметь российское гражданство;
  2. Возраст – старше 39 лет;
  3. Наличие высшего юридического образования;
  4. Опыт юридической работы – не менее 15 лет;
  5. Высокая квалификация в сфере права.

На каждого из них накладываются следующие ограничения:

  1. Нельзя заниматься политической деятельностью и пропагандой;
  2. Запрещено публично высказываться по вопросам, которые рассматривает или планирует рассмотреть Конституционный суд Российской Федерации;
  3. Не допустимо заниматься предпринимательской деятельностью, занимать другие государственные должности. Исключение касается только творчества и преподавания.

Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок. Но действует возрастное ограничение – 70 лет. Оно не касается только Председателя судебного органа и его заместителей.

47. Задачи Конституционного Суда РФ

47. Задачи Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ – это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но, в отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномочиями по отношению к конституционным (уголовным) судам субъектов РФ он не обладает.

Статья в тему:  Как вернуть товар продавцу по решению суда

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ , являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между высшими государственными органами субъектов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;(в ред. Федерального

Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.Секретариат Конституционного Суда

Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим

Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2007 № 2-ФКЗ)Заседания

47. Задачи Конституционного Суда РФ

47. Задачи Конституционного Суда РФ Конституционный Суд РФ – это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но, в отличие от Верховного Суда РФ и

Статья в тему:  Як узаконити самобуд через суд

48. Состав Конституционного Суда РФ

48. Состав Конституционного Суда РФ Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы.Для того чтобы Конституционный Суд РФ не превратился в орудие «политических игр», в законе четко определено, что он решает только вопросы

49. Полномочия председателя Конституционного Суда РФ

49. Полномочия председателя Конституционного Суда РФ Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний

50. Решения Конституционного Суда РФ

50. Решения Конституционного Суда РФ По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.Постановление — это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о

54. Прекращение полномочий члена Конституционного Суда РФ

54. Прекращение полномочий члена Конституционного Суда РФ Прекращение полномочий члена Конституционного Суда РФ осуществляется решением Конституционного Суда в случаях неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения от голосования свыше двух раз без

2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права

2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке

5.1. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ

5.1. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской

5.3. Решения Конституционного Суда РФ

5.3. Решения Конституционного Суда РФ Видами решений Конституционного Суда РФ являются постановление, заключение и определение. Постановление — основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И ВЕРХОВНОГО СУДА РФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И ВЕРХОВНОГО СУДА РФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Конституционный Суд РФ разрешает дела о проверке конституционности нормативных правовых актов различного уровня, дает обязательные для исполнения толкования Конституции

75. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

75. Решения Конституционного Суда Российской Федерации Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда, является решением Конституционного Суда РФ.Итоговое решение Конституционного Суда по существу таких вопросов, как: о

Источники:

http://infopedia.su/15xd25e.html

http://studopedia.ru/3_193398_konstitutsionniy-sud-rf-ego-tseli-i-kompetentsiya.html

http://ria.ru/20111024/469340306.html

Конституционный суд РФ: назначение, функции и полномочия

http://law.wikireading.ru/13633

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector