1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда начнутся смены экипажей морских судов

Моряки попросили Мишустина ввести единый порядок смены экипажей судов в условиях пандемии

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU — Моряки попросили премьер-министра Михаила Мишустина поручить Минтрансу и Роспотребнадзору ввести единый порядок смены экипажей с учетом карантинных ограничений для судов, прибывающих из-за рубежа. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение Российского профсоюза моряков (РПСМ).

В условиях закрытых границ и отсутствия авиасообщения смена экипажей — глобальная проблема, которая легла на судовладельцев. Часть моряков застряли в иностранных портах. Там менять экипажи стало сложно из-за карантинных ограничений в тех странах. Попытки судовладельцев менять экипажи в странах проживания часто не удаются из-за мер российских регионов по самоизоляции, пишет профсоюз.

К примеру, губернатор Мурманской области Андрей Чибис 16 марта запретил экипажам, прибывшим из-за границы, в течение 14 дней сходить на берег в портах Мурманска и Кандалакши. Экипаж «Совкомфлота» прилетел во Владивосток из Москвы, но не смог сменить другой экипаж из-за требования пройти по прилете двухнедельный карантин.

Простой судна может стоить от $10 000 в сутки. Продление работы экипажа нарушает право моряков на отдых, говорится в письме. Первый зампред РПСМ Игорь Ковальчук объяснил, что в нынешней ситуации, по договоренности Международной федерации транспортников и Международного объединения судовладельцев, дополнительно разрешается продление контракта моряка еще на месяц.

В Минтрансе изданию на это сказали, что морская администрация уже продлила срок действия квалификационных документов членов экипажей, медицинских свидетельств, конвенционных судовых документов, а губернаторов уведомили, что нельзя мешать замене экипажей.

В правительстве Мурманской области не ответили на запрос газеты.

Ранее агентство DPA со ссылкой на профсоюзы сообщало, что в мире в целом около 100 000 моряков вынуждены продлевать контракты и оставаться на судах из-за невозможности сойти на берег из-за пандемии.

Глава совета директоров «Совфрахта» Дмитрий Пурим рассказал, что в условиях пандемии все дополнительные расходы ложатся на судовладельцев. Основные сложности он связал с необходимостью ремонта судов.

Проблемы со сменой экипажей есть и у рыбопромышленников, пишет «Коммерсантъ». Часть из них связана с распоряжением правительства от 27 марта, которое ограничило передвижение через границу и не сделало исключение для рыбопромысловых судов, которым также нужна своевременная смена экипажей. В обращении Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) к Мишустину говорится, что проблема затронула более 350 судов с более чем 20 000 человек.

Статья в тему:  Саяногорский городской суд официальный сайт как найти решение суда

Вице-премьер Виктория Абрамченко в конце прошлой недели дала поручение оперативно принять меры по организации смены экипажей российских рыбопромысловых судов, пишет издание со ссылкой на копию поручения.

Судовладельцы ждут решения проблем со сменой экипажей

Ограничения из-за пандемии COVID-19 серьезно осложнили смену экипажей на российских грузовых и рыбопромысловых судах. В Мурманской области власти ограничили сход на берег экипажей, если с момента прибытия из иностранного порта прошло менее 14 дней, во Владивостоке потребовали от прибывшего на замену экипажа из Москвы пройти двухнедельный карантин. Многие российские экипажи застряли за границей. Участники рынка просят правительство разобраться с проблемой, такое поручение уже дала, в частности, вице-премьер Виктория Абрамченко.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Минтрансу и Роспотребнадзору установить единый порядок противодействия распространению COVID-19 при списании в морских портах РФ российских моряков с судов, прибывающих из иностранных государств. Копия письма есть у “Ъ”.

Так, постановлением от 16 марта губернатор Мурманской области Андрей Чибис запретил сход на берег экипажей, прибывших из иностранных государств в Мурманск и Кандалакшу, если с момента прибытия судна прошло менее 14 дней. Во Владивостоке экипаж «Совкомфлота» (СКФ) прилетел из Москвы, но не смог сменить коллег из-за необходимости пройти по прилете 14-дневный карантин, рассказывает первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук:

« В условиях закрытых границ и отсутствия авиасообщения смена экипажей — глобальная проблема, которая ложится на судовладельцев».

В таких условиях замену моряков произвести невозможно, и судовладельцу приходится выбирать — оплачивать простой судна, что может стоить от $10 тыс. в сутки, либо продлевать работу моряка, нарушая его право на отдых, отмечает РПСМ.

Статья в тему:  Как получить копию заочное решение суда

В пресс-службе правительства РФ на вопросы не ответили. В Минтрансе сообщили “Ъ”, что морская администрация уже приняла ряд мер: продлен срок действия квалификационных документов членов экипажей, медицинских свидетельств, конвенционных судовых документов и пр. Там добавили, что уведомили губернатора о недопустимости препятствования заменам экипажей. По словам представителя Минтранса, аналогичные сигналы поступают и из других регионов, в каждом случае будут приняты необходимые меры.

В правительстве Мурманской области не ответили на запрос “Ъ”.

Первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук пояснил, что контракт с моряком может быть пролонгирован на один-два месяца. В нынешней ситуации, по договоренности Международной федерации транспортников и Международного объединения судовладельцев, дополнительно разрешается продление еще на месяц. При этом моряки не должны перерабатывать, подчеркивает господин Ковальчук, иначе снижается внимание, ухудшается здоровье, что приводит к авариям.

В СКФ заявили “Ъ”, что разделяют обеспокоенность РПСМ и поддерживают инициативу профсоюза установить единый порядок смены экипажей.

Глава совета директоров «Совфрахта» Дмитрий Пурим отмечает, что в условиях пандемии все дополнительные расходы ложатся на судовладельцев. Основные сложности возникают с ремонтами судов, рассказал он: «Мы уже столкнулись с невозможностью отремонтировать суда в Турции и Китае, придется искать другие варианты».

В FESCO не видят сложностей со списанием российских экипажей в портах Дальнего Востока «при соблюдении требований властей по карантину». Но, как и многие судовладельцы, FESCO столкнулась с трудностями при замене и списании экипажей за рубежом: «В Юго-Восточной Азии, где осуществляется большая часть перевозок судами компании, власти ввели полный запрет на сход членов экипажей на берег. Компания вынуждена продлевать контракты моряков, работающих на судах в длительных чартерах без захода в российские порты». Невозможность смены экипажа ведет не только к переработкам и повышенным расходам, но и к дополнительной нагрузке на членов команд, что в итоге может негативно сказаться на безопасности экипажа и судна в целом, подчеркнули в FESCO.

Рыбакам не хватает рейсов

Проблемы со сменой экипажей есть и у рыбопромышленников. Часть сложностей связана с распоряжением правительства от 27 марта, которое ввело ограничения на движение через госграницу РФ. Экипажи рыбопромысловых судов в список лиц, на которых запрет не распространяется, не вошли. При этом, как сообщал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в письме премьеру Михаилу Мишустину (копия есть у “Ъ”), для бесперебойных поставок и стабильной работы рыбопромыслового флота необходима своевременная смена экипажей. Проблема затрагивает свыше 350 судов с более 20 тыс. человек, говорится в обращении.

Статья в тему:  Как разделить неприватизированную квартиру через суд

Вице-премьер Виктория Абрамченко в конце прошлой недели дала поручение оперативно принять меры по организации смены экипажей российских рыбопромысловых судов. Копия документа также есть у “Ъ”, в числе адресатов — Росрыболовство и Минтранс. Как пояснил “Ъ” господин Зверев, смена экипажей во многих случаях происходит на территории иностранных государств. Например, рыбопромышленники, которые ведут промысел в Северной Атлантике и у берегов Северной Африки, традиционно проводят замену чартерными рейсами с Фарерских островов и Лас-Пальмаса.

Обновление. Господин Зверев заявил, что Росрыболовство согласовало «открытие» границ с другими ведомствами. Представитель госпожи Абрамченко Марта Галичева подтвердила факт поручения, отказавшись от дальнейших комментариев. В Минтрансе сообщили, что документ поступил. В Росрыболовстве на момент сдачи номера комментарий не предоставили. Позже в агентстве уточнили, что вопрос касается около 20 судов с численностью экипажей порядка 500 человек, которые находятся в порту Лас-Пальмас на Канарских островах и на Фарерских островах. Там добавили, что дали рекомендации по подготовке данных по членам экипажей для организации смены с использованием чартерных рейсов, сейчас идет организационная работа со стороны судовладельцев.

Как проходят карантинные мероприятия в отношении российских рыбопромысловых судов

Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников знает, что у ряда российских компаний в РФ не могут вернуться экипажи траулеров, которые вели добычу в Северо-Западной Атлантике и у западного побережья Африки. Экипажи находятся в Лас-Пальмасе и на Фарерских островах, ожидая вылета в Россию, но разрешить перелет чартером могут только на уровне правительства, говорит он. По словам топ-менеджера, по прибытии экипажи будут отправлены на обсервацию на 14 дней за счет работодателя.

Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов отмечает, что многие российские рыбопромысловые суда проходили ремонт и на китайских заводах. «Сегодня там находится и одно из судов группы. Но из-за ограничений по карантину с китайской стороны смена экипажа, обеспечение ремонта или даже эвакуация экипажа из страны невозможны: Китай просто не впускает экипаж на берег и не разрешает их транзит из страны»,— указывает он.

Статья в тему:  Что делать если пенсионный фонд подал в суд

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что судовладельцы с пониманием проводят все карантинные мероприятия и заинтересованы в сохранении здоровья экипажей. Но потерь времени, отведенного для путины, из-за смены экипажей при этом избежать не удается, признает он.

Управляющий партнер «Юринфлота» Александр Медников считает, что не стоит ожидать большого числа исков от моряков к судовладельцам — текущая ситуация беспрецедентна. Все участники морской индустрии несут серьезные расходы: грузовладельцы сталкиваются с простоями по доставке, страховщики оплачивают расходы по репатриации экипажей, дополнительная нагрузка ложится на судовладельцев, поясняет он. При этом для моряка продление контракта не самая большая проблема, указывает господин Медников: есть логистические трудности, необходимость соблюдать правила пребывания в регионе после возвращения и т. д.

Анастасия Веденеева, Анатолий Костырев, Анастасия Мануйлова

Новости Crewmarket.net

Морские новости, статьи, полезная информация по трудоустройству.

среда, 8 апреля 2020 г.

ОАЭ пошли на смены экипажа, где ещё могут сменить моряков?

Фото: Ассоль

В циркулярном письме Федеральное транспортное управление (FTA) ОАЭ сообщило, что первый этап отмены ограничений будет направлен на моряков с резидентской визой, экипаж на стоянках пассажирских судов, экипаж с медицинскими проблемами и на тех, кому необходимо уйти по милосердным причинам. FTA заявила, что надеется вернуть операции по смене экипажа в нормальное русло как можно быстрее, сообщает БО»Ассоль».

Соглашение о свободной торговле позволит экипажу покинуть судно, если в течении последних 14 дней моряки не проявляли никаких симптомов перед тем, как покинуть судно, и не были в контакте с известным или подозреваемым случаем COVID-19 в течение этих 14 дней. Также должен быть предоставлен билет, подтверждающий выезд моряка из страны.

Из-за пандемии COVID-19 некоторые смены экипажей приостановлены по причине закрытия портов, отмены рейсов авиалиний и другого транспорта, а также остановлены менеджерами судов во избежание заражения моряков.

Статья в тему:  Як розрахувати судові витрати

Информация, предоставленная ниже, была опубликована изданием «Морской телеграф», со ссылкой на сведения от следующих компаний: Alpha Navigation, Marlow Navigation, Goldenport Odessa & Oceangold Odessa, BSM, CMA Ships Ukraine, Epsilon, Uniteam Marine, Danaos Shipping, Seaspan, MSC, Maersk, V.Ships.

Страны, где в порту РАЗРЕШЕНЫ смены на 06/04/2020:

• Нидерланды (с 19 марта в течение 30 дней допускается смена экипажа только на коммерческих судах);

• США (но с некоторыми ограничениями);

• Гонконг (только для жителей Гонконга);

• Индия (только для граждан Индии);

• Филиппины (только для граждан Филиппин после 14-дневного карантина);

• Украина (только для граждан Украины).

• Большинство стран Европейского союза разрешают смену экипажей, но только для граждан ЕС за исключением экстренных случаев.

Кризис смены экипажей — как пандемия коронавируса сделала моряков узниками

Пандемия коронавируса перевернула с ног на голову привычный уклад жизни большинства жителей стран мира. Закрытые границы и предприятия, падение доходов, рост безработицы, крах целых отраслей экономики.

Вот уже несколько месяцев международное транспортное сообщение осуществляется в ограниченном режиме. Пассажирский сегмент практически полностью парализован введенными ограничениями. Коснулись они и грузового направления. Из всех видов транспорта сегодня только морской продолжает осуществлять перевозки в полном объеме.

Всем миром

Между тем, моряки и судоходные компании во всем мире столкнулись с проблемой, которая получила название «Кризис смены экипажей». Огромное количество моряков разных национальностей по несколько месяцев не могут покинуть суда и вернуться домой. Многие находятся в море уже около года и больше, порой не имея даже возможности сойти на берег при заходах в порты.

Как говорит инспектор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) во Владивостоке Петр Осичанский, проблема смены экипажей сейчас гиперактуальна для всех морских держав, в том числе и для России. Ее решением сегодня всерьез озабочены ведущие межгосударственные организации, такие как IМО (Международная морская организация), ITF (Международная федерация транспортных рабочих), МОТ (Международная организация труда) и другие.

Статья в тему:  Как оплатить долг по суду

«На этой неделе, 25 июня, мы отмечали Международный день моряка. А в следующее воскресенье будем отмечать наш национальный день работников морского и речного флота. Но это не повод для празднования. Это — повод задуматься над реальной проблемой, которая во весь рост встала не только перед нашими российскими моряками, но перед всей международной морской общественностью — как наладить регулярную сменяемость экипажей. Сегодня это проблема номер один в отрасли. И это проблема государственного значения», — отмечает Петр Осичанский.

Товарищ, я вахты не в силах стоять

Для Владивостока, где с морем так или иначе связана едва ли не каждая вторая семья, эта проблема особенно актуальна.

Жительница Владивостока Анна Сазонова (фамилия изменена по просьбе собеседницы «ВМ») рассказывает, что ее сын, который работает механиком на судне с интернациональным экипажем, находится в море с начала октября. Ему не могут прислать замену, так как международные авиарейсы не выполняются. Но даже если бы сменщик добрался до парохода, непонятно, как его самого отправить домой. Ближайшая перспектива по возвращению, которую озвучивает россиянину судоходная компания, — середина июля или начало августа. То есть придется пробыть в море еще месяц-полтора, при том, что силы уже на пределе.

«У них даже нет возможности сойти на берег — просто постоять на земле, погулять, купить какую-то одежду, ведь за это время все изрядно поизносилось», — рассказывает Анна.

Владимиру Орлову (фамилия изменена по просьбе собеседника «ВМ»), который работает старшим помощником в иностранной компании, повезло чуть больше. Он после семи месяцев рейса смог вернуться домой, во Владивосток.

«Должен был приехать в конце марта, но тут как раз все началось. Буквально неделей раньше успел бы улететь. А так лишних три месяца в море. Это тяжело психологически — рушатся планы, построенные совместно с близкими, накапливается усталость, но больше всего давит неизвестность. Ты не понимаешь, когда сможешь попасть домой. Настроение такое, что хоть надевай два ведра на ноги и беги по воде до берега», — рассказывает Владимир.

Статья в тему:  Преображенский районный суд как добраться

Покинуть пароход Владимир смог благодаря тому, что судно продали, и новый судовладелец прислал свой экипаж. Дорога домой заняла трое суток — из Индонезии через два транзитных аэропорта, затем в Минск и на такси до Москвы. Оттуда уже самолетом в Приморье. Сейчас моряка ждет двухнедельный карантин и долгожданный отдых.

Подобных историй — масса. Петр Осичанский рассказывает, что морские профсоюзы ежедневно сталкиваются с проблемами конкретных моряков.

«Мы ведь не только национальный, российский профсоюз моряков (РПСМ), мы — члены Международной Федерации транспортных рабочих (ITF), поэтому к нам за помощью обращаются моряки разных национальностей», — рассказывает Петр Осичанский.

Недавно профсоюзная организация во Владивостоке помогала списаться с судна украинскому специалисту.

«Хорошие условия по контракту, высокая зарплата — 14 тысяч долларов в месяц, но восемь месяцев в рейсе! Человек не готов дольше оставаться на судне даже за хорошие деньги. В итоге после двухнедельного карантина он уехал домой из Находки самолетом в Москву, а дальше поездом до Курска и на перекладных домой, на украинскую землю», — говорит представитель ITF рабочих во Владивостоке.

А середине июня за помощью обратились моряки с теплохода «Pacific Cebu». Из 20 человек экипажа у 14 давно закончились девятимесячные контракты, 8 человек находились на судне уже более года. Во Владивостоке списаться на берег и уехать на родину возможности не было, так как самолеты за рубеж не летают.

«Нам удалось договориться с греческим судовладельцем о списании моряков в следующем порту захода — в Пусане. Судовладелец также подтвердил выплату морякам задолженности по зарплате за три месяца в сумме более 94 тысяч долларов США», — рассказывает Петр Осичанский.

Статья в тему:  Как перенести суд по месту жительства истца

Продлевать до бесконечности?

Эксперт подчеркивает — то, что люди по несколько месяцев находятся в море сверх контракта, в конечном итоге создает угрозу для безопасности судоходства. Недаром сегодня большинство крупных судоходных компаний предлагают членам экипажей четырёхмесячные контракты. Моряки находятся в закрытом пространстве, накапливается усталость, в первую очередь психологическая, притупляется внимание, люди работают на автомате. В таких условиях обычно и срабатывает человеческий фактор, который становится причиной аварий и катастроф. К сожалению, история знает немало подобных печальных примеров.

Есть у проблемы со сменой экипажей и другая сторона. Моряки нередко не могут не только списаться на берег после окончания контракта, но и попасть на судно.

«По непонятным причинам моряков приравняли к вахтовикам, — говорит Петр Осичанский. — Прилетевших с европейской части России моряков до посадки на судно заставляют отбывать двухнедельный карантинный срок. Зачем моряка, который едет на пароход из центра России на Дальний Восток, причем едет со справкой об отсутствии вируса, помещать на карантин? Большинство моряков тестируют практически в каждом порту. Уже не один случай в Ванино, на Сахалине, здесь, в Приморье, когда специалистов, прибывших на судно, отправляли на обсервацию, а судно уходило в рейс».

Морские профсоюзы бьют тревогу о всему миру, всеми силами пытаясь привлечь к проблеме внимание властей. Как говорится в обращении председателя секции моряков Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Дэвида Хайндела, размещенном на сайте Российского профсоюза моряков, в марте, когда началась пандемия, в целях обеспечения безопасности моряков была достигнута договоренность о продлении контрактов найма экипажей на месяц. В конце апреля контракты продлили еще на 30 дней. Между тем 5 мая 5 мая Международная морская организация (IMO) выпустила 12-шаговый план для своих 174 государств-членов о том, как «перезапустить» процедуру смены экипажей, чтобы моряки могли, наконец, списаться с судов, а новые экипажи — приступить к работе.

«Представители мировой судоходной отрасли потребовали еще одного продления контрактов найма экипажей на период введения правительствами протоколов в действие, но ITF и ее членские организации твердо решили, что еще одно такое продление будет крайне контрпродуктивным, и согласовали 30-дневный период реализации протоколов, который начнется 15 мая и завершится 15 июня. МФТ ожидает, что правительства предпримут конкретные действия для облегчения смены экипажей в этот период», — говорится в обращении Дэвида Хайндела.

Статья в тему:  Как работают новые кассационные суды

Морякам необходим особый статус

Морские профсоюзы считают, что сейчас каждое государство должно обратить внимание на эту проблему и выработать как свои внутренние схемы, так и совместные с другими странами. Нужно отработать систему сменяемости экипажей, которая смогла бы надёжно функционировать в условиях пандемии.

«Например, государства организуют вывозные авиарейсы для своих граждан, застрявших за рубежом, можно ведь по максимуму подстраивать процесс смены под возможность попасть на эти рейсы. Важно, чтобы каждый судовладелец внимательно относился к этой работе, заранее продумывал схемы смены экипажей, согласовывал с властями. Возможно, решить проблему поможет определение портов-хабов, через которые будут происходить смены экипажей, и тогда и власти государств, и судовладельцы смогут ориентироваться на конкретные порты отправки», — комментирует представитель ITF во Владивостоке.

Но главное, о чем заявляют сегодня морские профсоюзы — профессия моряка должна получить особый статус, должна быть признана ключевой, чтобы моряки в приоритетном порядке получили возможность пересекать границы. В условиях, когда международные транспортные перевозки самолетами, поездами, автомобильными фурами ограничены, именно на моряках и портовиках держится мировая грузовая логистика и международная торговля/

«Мы сегодня говорим „спасибо“ нашим врачам, которые выполняют поистине героический труд, работая в сложнейших условиях. Но не менее важную героическую трудовую вахту вот уже почти полгода несут моряки разных национальностей», — подчеркивает Петр Осичанский.

Смена экипажей парализована пандемическим хаосом

Также возник арбитраж по вопросу гражданства экипажа: предпочтение отдается морякам, которых легче переместить, например, китайцев, в ущерб индийским морякам и членам экипажей из других стран Юго-Восточной Азии.

Логистика почти остановилась: если есть визы – нет авиарейсов, если есть авиарейсы – то не в те пункты назначения. Существующие условия для вакцин несут ограничения, нет решения о том, как делать прививки морякам в море.

Статья в тему:  Можно ли уменьшить алименты без суда

Список Ллойда узнал о многочисленных коронавирусных инфекциях на судах, поскольку новые штаммы не поддаются протоколам тестирования и их труднее обнаружить с помощью карантина от семи до 14 дней на море. Правительства заявляют, что его сроки могут быть продлены до 21 дня и это только ухудшит ситуацию.

Из 1,5 миллиона моряков в мире около 200 000 уже застряли на судах с истекшими контрактами, и их число быстро растет, создавая значительную угрозу благополучию экипажей. При этом из-з запретов, введенных Индией, Филиппинами и Китаем, возник их острый дефицит.
«Нехватка экипажей изобилует», – сказал Кишор Раджванши, управляющий директор Fleet Management, второго по величине в мире судового менеджера, в котором работают 12 000 индийских моряков.

К дефициту добавляется политическая ситуация в Мьянме: эта страна, по данным ООН, обеспечивает около 26 000 моряков. Одни моряки не могут въезжать в свою страну, другие – покидать ее. В Мьянме остановилась выдача виз или морских сертификатов, многие посольства закрыты.
Быстро ухудшающаяся ситуация с экипажами в мире усилила лоббирование с целью повышения осведомленности правительств, подчеркивая неотложность создания программ вакцинации.
И хотя 45 стран предоставили морякам статус ключевых работников, многие из них относятся к числу тех, кто в настоящее время отказывает им в международном проезде.

«Идеальная ситуация, к которой должна стремиться отрасль, – это та, в которой моряки, независимо от национальности, чувствуют себя в безопасности и гордятся важной работой, которую они выполняют», – отметил г-н Раджванши.

У моряков должна быть возможность вернуться домой, если вдруг возникнет такая необходимость, и свободный доступ к береговым медицинским учреждениям, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Они не должны чувствовать себя пленниками, но сейчас процесс со сменами экипажей снова делает их таковыми.

Источники:

http://www.interfax.ru/russia/704239

http://www.kommersant.ru/doc/4322090

http://news.crewmarket.net/2020/04/oae-poshli-na-smeny-ekipazha-gde-eshyo-mogut-smenit-moryakov.html

http://vostokmedia.com/article/general/27-06-2020/krizis-smeny-ekipazhey-kak-pandemiya-koronavirusa-sdelala-moryakov-uznikami

http://www.korabel.ru/news/comments/smena_ekipazhey_paralizovana_pandemicheskim_haosom.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: