0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультант как субъект осуществляющий кодификацию в суде

Содержание

Лекция по МДК.01.03 на тему: «Организация работы по систематизации законодательства в судах»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СУДАХ

Тема 5: Организация работы по учету и систематизации законодательства в судах

1. Значение работы по учёту и систематизации законодательства в судах

2. Организация работы по учёту и систематизации законодательства в судах

3. Консультант суда

4. Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики

Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов : Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 161 // СПС «КонсультанПлюс»

Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда : Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. № 80 // СПС «КонсультанПлюс»

Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции : Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 N 238 // СПС «КонсультанПлюс»

Об утверждении Положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации : Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2015 // СПС «КонсультанПлюс»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации»

Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов: утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 249

1. Значение работы по учёту и систематизации законодательства в судах

Когда судья формулирует и выносит решения, и при этом он обязательно должен ссылаться на закон. Поэтому судье очень важно подобрать правильные нормативные акты, которые позволят разрешить спор по существу.

Для удобства работы судей в судах РФ закупают законы, кодексы и другие правовые акты, и объем всех правовых актов очень большой. В РФ далеко не все отрасли законодательства кодифицированы, а если и кодифицированы, то не полностью. Кроме кодексов существует масса законов и подзаконных актов. В связи с этим подобрать нужный правовой источник бывает затруднительно. Поэтому в суде и ведется систематизация законодательства. Систематизация в суде ведется только в одной форме – в форме учёта нормативных актов , потому что весь массив нормативных актов необходимо упорядочивать, чтоб было легко в них ориентироваться.

Статья в тему:  Кто ведет видеонаблюдение за зданиями судов

2. Организация работы по учёту и систематизации законодательства в судах

Сейчас в судах РФ разного уровня систематизацией законодательства могут заниматься:
Консультант суда (если где-то осталась эта должность),

Помощник судьи,

Общий отдел в районных судах,

Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики в арбитражных судах, в судах субъектов РФ (т.е. в областных судах, республиканских, краевых судах и т.д.) ,

Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики в Верховном Суде РФ .

Раньше во многих судах существовала должность «консультант суда», который специально занимался систематизацией. Потом, когда появились специальные программы, отдельная должность для этого стала не нужна. Одну из таких программ как раз назвали «Консультант Плюс» — потому что она заменила собой консультанта суда.

Сейчас в суде может быть создан отдел систематизации, сотрудники которого занимаются не только учетом НА, но в их задачи входит также подготовка судебных отчётов, обобщение судебной практики и т.п. Целый отдел создаётся специально для того, чтобы выполнять сразу несколько функций.

Нормативные акты, регулирующие полномочия выше перечисленных лиц:

Приказ судебного департамента при ВС РФ от 21.12.2012 №238 ( п 4.5.1 — 4.5.2 )

Постановление президиума ВС РФ от 4.03.2015 «Об утверждении положения об аппарате ВС РФ» ( п 3.2.6 )

На локальном уровне принимаются должностные регламенты консультанта суда по кодификации.

Подробно сам процесс систематизации зак-ва в суде регулирует Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 декабря 2013 г. № 249. Оно посвящено таким вопросам:

— ведение контрольных экземпляров кодексов и сборников НПА,

— закупка юр. литературы,

— выдача юр. литературы судьям и учет возврата,

— списание юр. литературы.

3. Консультант суда

Раньше в судах была должность «консультант суда по кодификации». Именно она дала название программе – «КонсультантПлюс», т.к. эта программа осуществляет систематизацию нормативных правовых актов – т.е. решает ту же задачу, которую решал раньше консультант суда. Полномочия такого сотрудника регулировались должностным регламентом консультанта суда. Сейчас эта должность встречается редко, но мы ее будем изучать, поскольку сейчас эти функции перешли помощнику судьи или сотруднику отдела кодификации, поэтому всё равно нужно знать, какие действия выполняют работники суда в этом направлении.

В должностные обязанности консультанта суда входит:

вести учет законодательства;

заказывать юридическую литературу;

выдавать работникам суда литературу и следить за ее возвратом;

вести контрольные экземпляры нормативно-правовых актов;

отслеживать все изменения, которые вносятся в закон, информировать об этом работников суда;

отслеживать новые постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации;

участие в обобщении судебной практики.

4. Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики

Во многих федеральных судах общей юрисдикции Российской Федерации и арбитражных судах сегодня отсутствует должность консультанта суда, и для осуществления работ по систематизации права создается специальный отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики. Он предназначен для обеспечения организации и ведения работы по подбору и систематизации законодательства, обобщению судебной практики, информационному обеспечению деятельности суда.

Основными направлениями деятельности отдела являются:

организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;

ведение работы по подбору и приобретению печатных изданий нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы, организация подписки на периодические издания, необходимые в работе суда;

Статья в тему:  Можно ли отказаться от иска в суде кассационной инстанции

участие в проведении обобщения судебной практики;

информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве Российской Федерации и формировании судебной практики федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;

организация выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, юридической и справочной литературы, а также контроль при ее осуществлении;

ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации;

обеспечение функционирования установленных в суде справочных правовых систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение функционирования баз данных ведомственных нормативных актов судебной системы (программное изделие «Право», ГАС «Правосудие»);

взаимодействие с иными государственными органами и организациями;

подготовка, обработка, деперсонификация информации, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

осуществление мероприятий по информационному обеспечению деятельности суда, автоматизированному сбору и систематизации данных и информации;

внедрение информационных систем для обеспечения необходимой информацией судей и работников аппарата суда;

информационная и программная поддержка применяемых в суде автоматизированных процессов;

оказание помощи судьям и работникам аппарата суда в освоении применяемого в суде специализированного программного обеспечения;

обеспечение безопасности информационных ресурсов суда и т.д. 1

Домашнее задание:

Изучить Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 декабря 2013 г. № 249 и ответить на вопросы (вопросы сохранены отдельным файлом в папке «задания»).

1 Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 № 238 // Бюллетень актов по судебной системе. — 2013. — №6.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Перечень законов, определяющих полномочия, порядок образования и деятельности судов и органов судейского сообщества в Российской Федерации

Перечень законов, определяющих полномочия,
порядок образования и деятельности судов
и органов судейского сообщества в Российской Федерации

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Статья в тему:  Сколько идет суд по 228

Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»

Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Ломоносовском районном суде г. Архангельска должность консультанта (по кодификации)

районного суда г. Архангельска

_______________Н. А Курсова

«___»______________ 2008 года

федерального государственного гражданского служащего,

замещающего в Ломоносовском районном суде г. Архангельска должность

I. Общие положения

1.1. Консультант (по кодификации) Ломоносовского районного суда является федеральным государственным гражданским служащим, входит в состав аппарата суда. Должность консультанта (по кодификации) Ломоносовского районного суда в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты».

1.2. Консультант (по кодификации) назначается на должность и освобождается от должности приказом председателя суда.

1.3. Консультант (по кодификации) подчиняется непосредственно начальнику отдела государственной службы и кадров, правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства.

1.4 Консультант (по кодификации) ведет кодификацию законодательства в суде, оказывает судьям и работникам аппарата суда методическую и консультативную помощь, необходимую для качественного отправления правосудия.

1.5. Консультант (по кодификации) в своей служебной деятельности руководствуется:

Федеральными законами от 01.01.01года «О системе государственной службы Российской Федерации» и 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами;

Указами Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства Российской Федерации;

Постановлениями Верховного Суда Российской Федерации;

Настоящим должностным регламентом.

II. Квалификационные требования

2.1. На должность консультанта (по кодификации) назначается лицо с высшим профессиональным образованием по специальности «юриспруденция».

2.2. Требования к стажу работы по специальности лица, замещающего должность консультанта (по кодификации), не предъявляются.

2.3. Консультант (по кодификации) должен знать и уметь применять на практике:

законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым регулируются отношения, связанные с гражданской службой, согласно статье 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

нормативную базу соответствующей сферы деятельности, осуществляемой в пределах своих должностных обязанностей и полномочий;

порядок работы со служебной информацией;

правила внутреннего трудового распорядка и настоящего должностного регламента;

регламент внутренней организации государственного органа;

правила поведения работников аппарата суда.

2.4. Консультант (по кодификации) должен уметь:

работать с законодательными и нормативными правовыми актами;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и осуществлять решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению

видеть, поддерживать и применять новое, передовое;

эффективно и последовательно работать с другими подразделениями;

быть требовательным, энергичным, настойчивым и т. п.

2.5. Консультант (по кодификации) должен обладать следующими навыками:

работы в конкретной сфере деятельности;

владения основами документооборота и делопроизводства;

владения необходимым программным обеспечением, в том числе СПС «ГАРАНТ», СПС «Консультант», СПС «Кодекс», и др.;

систематически повышать свою квалификацию;

соблюдать трудовую дисциплину.

Поведение консультанта (по кодификации) должно соответствовать общепринятым в коллективе нормам.

Ш. Должностные обязанности, права и ответственность

консультанта (по кодификации)

Статья в тему:  Когда будет суд в гааге

3.1. Целью деятельности консультанта (по кодификации) является, оказание судьям и работникам аппарата суда методической и консультативной помощи, необходимой для отправления законного правосудия.

3.2. Основные обязанности консультанта (по кодификации):

1) осуществляет работу по подбору, систематизации и кодификации законодательства и судебной практики, ведет единый кодификатор суда;

2) регулярно отслеживает текущие изменения в действующем законодательстве, принятие и изменение Постановлений Пленума Верховного суда РФ, разъясняющих порядок применения законодательства, а так же Постановлений (Определений) Конституционного Суда РФ по вопросам проверки конституционности различных законов, и своевременно информирует о них судей, при необходимости снабжает судей соответствующими материалами на бумажных или электронных носителях;

3) информирует судей и их помощников об изменениях судебной практики вышестоящих судов, содержащихся в различных бюллетенях, обзорах и справках, поступающих в суд, как в печатном виде, так и по каналам электронной связи;

4) по запросам судей и их помощников, помощника председателя суда, администратора суда, начальника отдела обеспечения судопроизводства, начальника отдела государственной службы и кадров, правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства и главных специалистов выполняет подборку требуемых нормативных актов, судебных решений и иных документов, имеющихся в кабинете кодификации, а так же

содержащихся в электронных базах данных информационно-правовых поисковых систем, имеющихся в суде (как правило, в электронном виде);

5) оказывает помощь судьям и их помощникам в отыскании необходимых нормативных актов и судебных документов иных судов;

6) консультирует работников суда по возникающим в процессе работы правовым вопросам;

7) ведет контрольные экземпляры всех действующих в Российской Федерации кодексов;

8) ведет учет поступающей в суд юридической и методической литературы, по согласованию с председателем суда производит ее распределение между работниками суда, выполняет заявки на юридическую литературу;

9) обеспечивает хранение в кабинете кодификации единичных экземпляров юридической литературы, учитывает их выдачу работникам суда и контролирует своевременный возврат литературы;

10) ведет учет методических пособий, рекомендаций, разъяснений, информационных писем, обзоров, обобщений судебной практики по видам судопроизводства как поступающих в суд из других судов и органов, так и выработанных в Ломоносовском районном суде, при необходимости снабжает ими судей и других работников суда;

11) осуществляет подписку, выполняет заявки на юридические периодические издания (газеты, журналы), контролирует их поступление в суд, выдает для пользования судьям и их помощникам;

12) ведет учет судебных поручений, поступающих из других судов, в том числе, связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям, контролирует их исполнение;

13) осуществляет подготовку и отправку судебных поручений Ломоносовского районного суда по международным соглашениям;

14) ведет предусмотренные номенклатурой дел наряды и журналы, ведение которых возложено на него распоряжением председателя суда;

15) участвует в проводимых в суде проверках работы аппарата суда и состояния делопроизводства;

16) участвует в обобщениях судебной практики, в составлении статистических отчетов, справок и других информационных данных;

17) по поручению председателя суда рассматривает заявления, обращения и жалобы граждан, носящие не процессуальный характер, готовит на них ответы;

18) ведет книгу протоколов оперативных совещаний в суде;

19) выполняет иные поручения, указания и распоряжения председателя суда, его заместителей, помощника председателя суда, начальника отдела обеспечения судопроизводства, начальника государственной службы и кадров, правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства и администратора суда.

Статья в тему:  Що таке арбітражний суд ad hoc

3.3.Права консультанта (по кодификации)

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 01.01.01 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» консультант (по кодификации) имеет право:

1) знакомиться с документами, определяющими его должностные
обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и
условия продвижения по службе.

2) получать в установленном порядке информацию и материалы,
необходимые для исполнения должностных обязанностей.

3) осуществлять взаимодействие с государственными служащими суда.

4) требовать от председателя суда создания организационно-
технических условий, необходимых для исполнения должностных
обязанностей; оказания содействия в: исполнении должностных обязанностей,
возложенных на него; реализации прав, предусмотренных настоящим
должностным регламентом.

5) выносить на рассмотрение председателя суда предложения по
улучшению деятельности суда, совершенствованию его работы, а также
своей деятельности; предлагать варианты устранения недостатков в деятельности суда.

6) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

7) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим
Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и со служебным контрактом;

3.4. Ответственность консультанта (по кодификации):

Консультант (по кодификации) несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, правил внутреннего трудового распорядка и правил поведения работников аппарата суда

2) состояние систематизации и кодификации действующего законодательства и судебной практики в суде;

3) действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

4) разглашение сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

5) за ненадлежащее и своевременное обеспечение судей и их помощников юридической и методической литературой и правовыми информационно-справочными данными, поступившими из Управления Судебного департамента при ВС РФ Архангельской области;

6) несвоевременное выполнение заданий и указаний руководства суда;

7) некачественные консультации работников суда по возникающим в процессе работы правовым вопросам.

Согласно ст.15 Федерального закона от 01.01.01 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» консультант (по кодификации) несет дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

IV.Перечень вопросов, по которым консультант (по кодификации) вправе самостоятельно принимать решения:

1)ведет учет судебных поручений, поступающих из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств суда по международным соглашениям, и контролирует их исполнение;

2)ведет наряды и журналы, ведение которых возложено на него распоряжением председателя суда;

3) осуществляет подписку, выполняет заявки на юридические периодические издания (газеты, журналы);

4) обеспечивает хранение в кабинете кодификации единичных экземпляров юридической литературы;

5) ведет учет поступающей в суд юридической и методической литературы, по согласованию с председателем суда производит ее распределение между работниками суда;

6) ведет единый кодификатор суда.

V. Перечень вопросов, по которым консультант (по кодификации) принимает участие в подготовке проектов решений и иных документов:

1) оказывает помощь судьям и их помощникам в отыскании необходимых нормативных актов и судебных документов иных судов;

2) по запросам судей и их помощников, помощника председателя суда, администратора суда, начальника отдела обеспечения судопроизводства, начальника отдела государственной службы и кадров, правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства и главных специалистов выполняет подборку требуемых нормативных актов, судебных решений и иных документов;

Статья в тему:  Заочный суд как переводится

3) участвует в подготовке и отправке судебных поручений Ломоносовского районного суда по международным соглашениям;

4) участвует в проведении обобщений судебной практики, в составлении статистических отчетов, справок других информационных данных;

5) участвует в составлении документов по итогам проводимых в суде проверок состояния делопроизводства и работы аппарата суда.

VI. Порядок служебного взаимодействия консультанта (по кодификации) в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими Ломоносовского районного суда

Консультант (по кодификации) взаимодействует со следующими гражданскими служащими Ломоносовского районного суда:

1) председателем суда;

2) заместителями председателя суда

4) помощником председателя суда;

5) начальником отдела обеспечения судопроизводства;

6) начальником отдела государственной службы и кадров, правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства;

7) помощниками судей;

8) секретарями судебных заседаний;

9) консультантом (по информатизации);

10) гражданскими служащими канцелярии по уголовным (гражданским) делам;

11) гражданскими служащими архива, курьерской службы суда;

12) администратором, заведующим хозяйством.

VII. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности консультанта (по кодификации):

1) в организации труда:

соблюдение трудовой дисциплины.

2) своевременность и оперативность

подготовка документов в соответствии с установленными требованиями;

полное и логичное изложение материала;

юридически грамотное составление документа;

отсутствие стилистических и грамматических ошибок.

способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время;

осознание ответственности за последствия своих действий и принимаемых решений;

способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях.

Кодификация судебного законодательства

О необходимости принятия единого судебного кодекса высказывают мнение некоторые специалисты в области юриспруденции, среди которых можно назвать М.И. Клеандрова , И.М. Хужокову . Однако предложение о принятии единого судебного кодекса представляется нецелесообразным по следующим причинам.

См.: Клеандров М.И. О целесообразности кодификации законодательства о судах и судьях // Российская юстиция. 2006. N 1.

Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (постатейный) И.М. Хужоковой включен в информационный банк.

См.: Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». М.: ООО «Новая правовая культура», 2006.

В настоящее время вопросы судоустройства и статуса субъектов судебной деятельности регламентированы Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» , от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» , от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» , от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» , а также Федеральными законами от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» , от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» , от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» , от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» , от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» , от 3 декабря 1994 г. N 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» , от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» , Законами РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» .

Статья в тему:  Кто может быть представителем в суде украина

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.
СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3528.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288.
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 158.
СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 877.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144.
СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3305.
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
СЗА РФ. 1993. Вып. VIII. Ст. 117.

Как видно, нормы судебного права закреплены статьями законов двух уровней: федеральных и федеральных конституционных, а потому не могут быть кодифицированы посредством одного нормативного правового акта, так как итогом кодификационной деятельности может стать только кодификационный нормативных правовой акт одной юридической силы. То есть если идти по пути, предложенному М.И. Клеандровым и И.М. Хужоковой, то необходимо принимать кодекс либо федеральный конституционный закон или федеральный закон. Оба варианта являются неприемлемыми. Принятие кодификационного нормативного правового акта по вопросам судоустройства в форме федерального закона будет противоречить предписаниям Конституции РФ , ч. 3 ст. 118 и ст. 128 которой предусматривают регламентацию общественных отношений, возникающих по вопросам функционирования судебной системы Российской Федерации только на уровне федеральных конституционных законов. Принятие же такого акта в форме федерального конституционного закона приведет к необоснованному расширению использования формы конституционного законотворчества за счет придания силы конституционного федерального закона нормам, которые должны регламентироваться федеральным законом (нормы о статусе судей, судебных заседателей, организации деятельности мировых судей).

РГ. 1993. N 237. 25 декабря.

Однако суть позиции М.И. Клеандрова и И.М. Хужоковой нельзя признать ошибочной. Действительно, судебное законодательство нуждается в кодификации, к чему имеются следующие предпосылки.

Чрезмерное количество бланкетных статей. Действующие в сфере правоотношений о судоустройстве и статусе носителей судебной власти законы содержат излишнее число бланкетных норм.

Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» содержит две отсылки на Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 18), две отсылки на Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ч. 2 ст. 13, ч. 3 ст. 22) и пять отсылок на Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 13, ч. 6 ст. 23, ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 24.1, ч. 2 ст. 25). Всего в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» девять бланкетных статей при общем объеме нормативного материала, распределенном в 34 статьях (без учета переходных положений). Количество бланкетных статей составляет 26% всех норм данного Федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» содержит отсылку к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 2 ст. 8).

Статья в тему:  Сколько судей участвует в гражданском суде

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» содержит три отсылки на Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 2, ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 8). Всего в указанном Федеральном законе две статьи, содержащие бланкетные нормы, при общем объеме нормативного материала, распределенном в 11 статьях (без учета переходных положений). Количество бланкетных статей составляет 18% всех норм данного Федерального закона.

Дублирование правовых норм в статьях судебного законодательства. Закрепление статуса каждого из видов судов (общей юрисдикции, арбитражных, военных) и статуса каждого из профессиональных (судьи, мировые судьи) или временных (народные, арбитражные и присяжные заседатели) носителей судебной власти в отдельном нормативном правовом акте не позволило исключить повторы содержания некоторых правовых норм. Так, одна и та же норма права закреплена в ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах в Российской Федерации». В федеральных законах дублируются нормы:

  • запрещающие быть судебными заседателями лицам, имеющим судимость (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  • запрещающие быть судебными заседателями лицам с пороком дееспособности (п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», п. 3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  • о зачете времени исполнения обязанностей судебного заседателя при определении всех видов трудового стажа (ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  • о возмещении судебным заседателям командировочных расходов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
  • об ограничениях для лиц, имеющих статус судьи (ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О мировых судьях в РФ», ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в РФ»);
  • о предельном возрасте пребывания в должности судьи (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О мировых судьях в РФ», ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе судей в РФ»);
  • о сроках полномочий мирового судьи (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О мировых судьях в РФ», ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе судей в РФ»).

Кроме того, каждый из рассмотренных выше Федеральных конституционных законов содержит аналогичные по своему содержанию нормы о независимости судей и языке судопроизводства.

Наличие общих для всех нормативно-правовых актов положений. Так, рассмотренные Федеральные конституционные законы содержат:

  • нормы, закрепляющие обязательность решений судов определенного вида (ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», ст. 7 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»);
  • нормы об осуществлении правосудия судом определенного вида (ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», ст. 3 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ»).
Статья в тему:  Когда суд юлии цветковой

Схожесть структурных элементов отдельных законов о судоустройстве. Судебное законодательство построено по сходным моделям. Так, каждый из федеральных конституционных законов о статусе судов содержит структурные элементы, посвященные определению компетенции суда (подсудности), задачам судов каждого вида, их системе и полномочиям, статусу судей, финансовому обеспечению, аппарату судов.

Федеральные законы, посвященные закреплению статуса носителей судебной власти, содержат следующие сходные структурные элементы: положения о порядке формирования списков заседателей, требования, предъявляемые к заседателям, об отборе судебных заседателей, о сроках привлечения их к исполнению судебных обязанностей, о приостановлении и досрочном прекращении полномочий судебного заседателя, о материальном обеспечении судебных заседателей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что судебное законодательство нуждается в модификации посредством кодификации, но с принятием не одного судебного кодекса РФ, как предлагается некоторыми учеными, а с принятием двух специализированных кодексов, которые, в свою очередь, обеспечат полную кодификацию норм судебного права.

Таким образом, в сфере организации судебной деятельности целесообразно принять два кодификационных нормативных правовых акта различной юридической силы:

  • федеральный конституционный закон «Основы законодательства Российской Федерации о судах» (Приложение N 1);
  • федеральный закон «Кодекс Российской Федерации о статусе судей и судебных заседателей» (Приложение N 2).

Принятие двух кодификационных нормативных правовых актов, регулирующих судебные правоотношения, в форме кодексов позволит устранить дублирование нормативного материала, уменьшить количество бланкетных норм, сделать судебное законодательство легко обозримым.

Структура федерального конституционного закона «Основы законодательства Российской Федерации о судах» (проект)

Глава I. Общие положения.

Раздел 1. Законодательство о судебной системе в Российской Федерации.

Раздел 2. Виды судов в Российской Федерации.

Раздел 3. Основы статуса судей в Российской Федерации.

Раздел 1. Порядок создания и упразднения судов.

Раздел 2. Судебная система.

Раздел 3. Финансирование судов.

Глава III. Особенности статуса и деятельности отдельных видов судов в Российской Федерации.

Раздел 1. Организация судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Раздел 2. Организация Конституционного Суда в Российской Федерации.

Раздел 3. Организация арбитражных судов в Российской Федерации.

Раздел 4. Организация военных судов в Российской Федерации.

Глава IV. Переходные положения.

Структура кодекса Российской Федерации о статусе судей и судебных заседателей (проект)

Глава I. Общие положения.

Раздел 1. Законодательство о судьях и судебных заседателях в Российской Федерации.

Раздел 2. Виды судей и судебных заседателей в Российской Федерации.

Раздел 3. Статус судей в Российской Федерации.

Раздел 4. Статус судебных заседателей в Российской Федерации.

Глава П. Требования, предъявляемые к судьям и судебным заседателям.

Раздел 1. Требования, предъявляемые к судьям.

Раздел 2. Требования, предъявляемые к судебным заседателям.

Глава III. Отбор и наделение полномочиями судей и судебных заседателей.

Раздел 1. Отбор и наделение полномочиями судей федеральных судов.

Раздел 2. Отбор и наделение полномочиями мировых судей.

Раздел 3. Отбор и наделение полномочиями народных заседателей.

Раздел 4. Отбор и наделение полномочиями присяжных заседателей.

Раздел 5. Отбор и наделение полномочиями арбитражных заседателей.

Глава IV. Материальное обеспечение судебных заседателей.

Раздел 1. Материальное обеспечение федеральных судов.

Статья в тему:  Як отримати копію вироку суду

Раздел 2. Материальное обеспечение мировых судей.

Раздел 3. Материальное обеспечение народных заседателей.

Раздел 4. Материальное обеспечение присяжных заседателей.

Раздел 5. Материальное обеспечение арбитражных заседателей.

Арбитражный суд Пермского края

О суде

консультант секретариата председателя суда (ведущая группа должностей категории «специалисты»)

КОНКУРС НА ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АППАРАТЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Наименование структурного подразделения

Секретариат председателя суда

Наименование вакантной должности (категория, группа)

(ведущая группа должностей категории «специалисты»)

Квалификационные требования

Уровень профессионального образования по одному из указанных направлений подготовки (специальности)

Высшее образование не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки (специальности) профессионального образования «Юриспруденция», «Правоведение», «Связи с общественностью», «Журналистика» или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данным направлениям подготовки (специальностям), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Без предъявления требований к стажу работы

Необходимые базовые знания

Консультант должен обладать:

1) знанием государственного языка Российской Федерации (русского языка);

2) знаниями основ:

а) Конституции Российской Федерации;

б) Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

в) Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

г) Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

3) знаниями и умениями в области информационно-коммуникационных технологий:

а) знаниями в сфере информационной безопасности и защиты информации;

б) знаниями основных положений законодательства о персональных данных;

в) знаниями общих принципов функционирования системы электронного документооборота;

г) знаниями основных положений законодательства об электронной подписи;

д) основными знаниями и умениями по применению персонального компьютера.

Необходимые базовые умения

Необходимые профессиональные знания в сфере законодательства Российской Федерации

Федеральные законы от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; от 27 декабря 1991 года № 2124-1
«О средствах массовой информации»; от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Иные профессиональные знания

Иные профессиональные знания консультанта должны включать в себя:

Необходимые профессиональные умения

Необходимые функциональные знания

Необходимые функциональные умения

Положения должностного регламента

Основные обязанности

Права консультанта

Ответственность консультанта

Консультант несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за:

Перечень вопросов, по которым консультант вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения

Перечень вопросов, по которым консультант принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений

Консультант вправе принимать участие в:

  1. подготовке информации по вопросам, входящим в его компетенцию и должностные обязанности;
  2. подготовке аналитических материалов по направлению деятельности отдела;
  3. подготовке всех видов проектов и выполнении технической работы по обеспечению их подготовки;
  4. разработке докладной либо служебной записки.

Порядок служебного взаимодействия консультанта в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими аппаратов судов, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

Источники:

http://infourok.ru/lekciya-po-mdk-01-03-na-temu-organizaciya-raboty-po-sistematizacii-zakonodatelstva-v-sudah-4356118.html

http://www.vsrf.ru/about/info/judiciary/craft_activities/

http://pandia.ru/text/79/076/62508.php

http://wiselawyer.ru/poleznoe/27836-kodifikaciya-sudebnogo-zakonodatelstva

http://perm.arbitr.ru/node/15970

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector