Кто буксирует суда
Как маленькие буксиры тянут большие суда?
С появлением флота и транспортировки разных грузов по воде люди озаботились созданием уникальных судов – вспомогательных. Так начали появляться буксиры, причем их развитие было стремительным. Возникло множество типов и видов вспомогательных судов, которые используются не только во внешних водах, а и во внутренних.
Что такое буксир и как он работает?
Буксир относится к особой категории судов. Их основное предназначение – кантовка и буксировка прочих кораблей и специальных плавучих сооружений. Кроме этого, буксиры обеспечивают безопасность во время выполнения маневров других судов – к примеру, когда они пересекают сложные участки на своем пути, в гаванях, портах. Часто используются в спасательных, аварийных операциях.
Чертеж буксира
Вспомогательные суда эксплуатируются по всему миру и представляют корабли среднего либо небольшого размера. Конструкционные особенности могут меняться. Все зависит от типа и назначения.
Буксировочные суда отличаются от других большей маневренностью, повышенной прочностью, мощностью, остойчивостью, а также наличием приспособлений для толкания и буксирования.
Остойчивость является одной из ключевых характеристик буксира. Это способность судна держаться на плаву под действием внешних сил. При этом оно наклоняется в разные стороны, но затем снова возвращается в исходную позицию. К важным характеристикам относят и непотопляемость.
Буксировочное приспособление располагается возле центра тяжести. Это позволяет судну маневрировать, даже когда буксирный канат находится в состоянии натяжения.
На буксирной дуге крепится гак (крюк), который может менять положение с одного борта на другой. Буксиры работают с большими весами, повышенной инерционной силой.
Поэтому рывки каната, поперечное натяжение могут просто опрокинуть судно. Для предотвращения подобных ситуаций гак оснащен амортизирующими приспособлениями. В случае опасности возможен дистанционный сброс каната. При излишнем натяжении предусмотрено стравливание троса и в конструкции лебедки.
Ходовая рубка зачастую располагается на значительной высоте и обладает улучшенным остеклением. Тщательно продуман обзор, чтобы обслуживать судна с высокими бортами. У некоторых толкачей рубка может опускаться или подниматься для еще большей мобильности и функциональности.
Портовый буксир-кантовщик
У кантовщиков имеются улучшенные кранцевые и отбойные приспособления, чтобы смягчать удары, когда происходит столкновение с бортом другого судна. Основная отличающая характеристика буксировщика, в отличие от других разновидностей судов – это тяга либо упор (сила воздействия на объект транспортировки), а не скорость передвижения.
Также ему свойственна глубокая осадка, так как для повышения КПД необходимо использование относительно габаритных гребных винтов. Они должны находиться полностью в воде, не быть оголенными, что важно при транспортировке крупных судов короткими тросами в узких местах. Большие винты при невысокой скорости работы способны справляться со значительными массивами воды.
В конструкции буксиров используются всевозможные виды гребных винтов: с фиксированным и регулируемым шагом, винторулевые колонки, водометные и крыльчатые движители. Использование того или иного типа винтов зависит от предназначения буксира.
Применение крупных винтов объясняется тем, что они позволяют увеличить тяговые характеристики буксировочного судна. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр гребного винта. К примеру, на катерах и различных скоростных суднах, использование больших винтов неуместно.
Виды буксиров
Буксиры могут быть портовыми, океанскими или морскими – все зависит от предназначения.
Океанские рассчитаны на дальние расстояния, буксировку разных плавучих сооружений, а также крупных судов. Мощность составляет 1200-4000 л.с. Скорость загруженного буксира – до 11 узлов, на обычном ходу – до 17. Также увеличен объем топлива – до 25 суток хода. Это позволяет буксиру перемещаться в пределах 19 000 км.
Несколько буксиров транспортируют судно
Океанские суда, которые предназначены для аварийно-спасательных работ, имеют на борту специальное оборудование – для ремонта, устранения пожаров, слива воды. Также они могут оснащаться электросварочными и водолазными средствами.
Буксиры, которые используются в пределах морского бассейна, обладают мощностью 500-2200 л.с. Характеристики соответствуют условиям региона их эксплуатации. Такие буксиры могут выступать в роли морских спасателей.
Портовые буксировщики разделяются на внутренние и рейдовые. Их мощность – 200-600 л.с. Главная задача – транспортировка плавательных средств на рейдах и в гаванях.
Пожарный буксир
Наиболее распространенным типом является кантовщик, используемый на верфях и в гаванях. В крупных портах таких судов может быть несколько десятков. Подразделяются на рейдовые и портовые.
Многоцелевые и морские линейные буксировщики перемещают баржи, буровые комплексы, недостроенные корабли на большие расстояния. Такой тип судна обладает улучшенной противопожарной системой, трюмами и приспособлениями для транспортировки грузов.
Спасатели – самые большие буксиры, относящиеся к океанскому виду. Отличаются большой автономностью и радиусом использования. Могут проводить спасательные работы, выполнять функции плавучих медпунктов, подавать электричество, тепло и т.п.
Буксир-плотовод осуществляет перемещение плотов на реках, а также занимается лесосплавом. Обладает высокой прочностью, малой осадкой и дополнительными приспособлениями.
Толкачи используют на озерах, водохранилищах, реках. Они транспортируют несамоходные суда, такие как лихтеры, баржи, секции, толкая их носовой частью. Также для этого есть специальные сцепы, упоры.
Буксиры – это важная категория вспомогательных технических судов, без работы которых невозможно полноценное функционирование остального флота. Они способны перемещать суда различных размеров за счет высокой мощности, остойчивости, маневренности, а также благодаря конструкционным особенностям и наличию специального оборудования.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Буксир
Букси́р — самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.
Буксиры подразделяются на: портовые (кантовщики), морские буксиры и буксиры-спасатели, буксировщики и толкачи [1] .
Портовые кантовщики имеют сравнительно небольшие размеры и используются для обеспечения швартовки в закрытых гаванях и прочей портовой работы, морские обычно значительно бо́льших размеров, предназначены для эксплуатации в открытом море, используются для буксировки судов, плавучих сооружений и спасательных операций. Буксиры-спасатели используются для помощи судам в море и их буксировки в порт.
Буксировщики тянут несамоходные суда, а толкачи — толкают. Раньше буксировщики водили караваны речных барж, но теперь для этих целей используются практически исключительно толкачи.
Буксиры-толкачи с баржами составляют основу грузового флота на российских внутренних водных путях.
В отличие от прочих видов судов для буксира одной из важнейших характеристик является не скорость, а тяга или упор, то есть сила, с которой он может воздействовать на передвигаемое судно.
Примечания
- ↑Буксирное судно — статья из Большой советской энциклопедии
Буксиры на Викискладе ? |
![]() |
![]() | |
---|---|
Малые | БМ, БТ, «Ангара» | БВ | РБТ |
Средние линейные | РТ, РП, БТТ | БТО | БТП | БТМ | БТК | «Волгарь», «Урал» | «Речной» |
Средние вспомогательные | «Шлюзовой» | «Рейдовый» | «Портовый» |
Большие линейные | ОТ/ОТА | МБ | «Дунайский» |
Специальные | «Маршал Блюхер» | Туер «Енисей» |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- IEEE 802.11
- Золотая медаль имени И. И. Мечникова
Полезное
Смотреть что такое «Буксир» в других словарях:
БУКСИР — (англ.). Цепь или веревка, на которой ведут буксируемое судно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУКСИР 1) канат для буксирования одним судом другого; если буксируется что нибудь очень тяжелое, то… … Словарь иностранных слов русского языка
БУКСИР — БУКСИР, буксира, муж. 1. Пароход, буксирующий другие суда. 2. Канат для буксировки. Баржа идет на буксире. Брать на буксир. Тянуть на буксире. 3. перен. Общественное содействие кому чему нибудь для ускорения темпа работы (неол. газет.).… … Толковый словарь Ушакова
буксир — идти на буксире. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. буксир трос, буксирчик, толкач, судно, туер Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
БУКСИР — БУКСИР, а, муж. 1. Самоходное судно, буксирующее другие суда, плоты. 2. Трос для буксировки. Тащить, тянуть, вести на буксире. • Взять на буксир кого (разг.) помочь кому н. в выполнении чего н. Идти на буксире у кого (разг.) действовать при… … Толковый словарь Ожегова
Буксир — (Remorque, Tow rope) веревка, посредством которой буксируютсудно. Подать Б. значит передать конец Б. на другое судно; отдать Б. обратное значение, травить буксир удлинять Б., выбирать Б. укорачивать, принять Б. взять на судно конец Б., закрепить… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Буксир — 1) канат (трос) для буксировки. 2) То же, что Буксирное судно. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Буксир 1) Трос, при пом … Морской словарь
буксир — 1) трос буксировочный; 2) тот, кто буксирует. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
буксир — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN hawser … Справочник технического переводчика
буксир — • буксирное судно • буксир (буксир толкач, толкач), судно, предназначенное для вождения на буксирном канате или толканием одиночных несамоходных судов или составов, выполнения рейдовых работ по формированию составов, перемещению судов в условиях… … Энциклопедия техники
БУКСИР — Брать /взять на буксир кого, что. Разг. Оказывать помощь отстающим в чём л.; способствовать какому л. движению, кампании за что л. ФСРЯ, 51; БМС 1998, 61; ПОС 2, 207; ЗС 1996, 122; ССРЛЯ 1, 810. Орущий буксир. Жарг. комп. Шутл. Музыкальный… … Большой словарь русских поговорок
Управление судном при выполнении буксировочных операций
Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики (рис. 1). Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, при маневрировании в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира. Буксировочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капитанам.
- Состав буксирного устройства
- Типы буксирных линий
- Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке
Состав буксирного устройства
Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.
- буксирные тросы;
- буксирные кнехты;
- буксирные клюзы;
- вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов.
Помимо вышеперечисленного используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).
Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является буксировка с гака. В этом случае суда соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующего судна на нос буксируемого. Портовые буксировки часто производятся лагом, когда буксир несколькими 234 швартовными концами закрепляют у борта. При таком способе буксировки достигается хорошая управляемость, что очень важно в условиях ограниченной акватории порта.
Основные детали буксирного устройства специальных судов – буксировщиков показаны на рис. 2.
Рис. 2 Буксирное устройство судна − буксировщика.
1 – буксирный трос; 2 – буксирный клюз; 3 – мягкий кранец; 4 – буксирная арка; 5 – битенг; 6 – буксирная лебедка; 7 – буксирный гак; 8 – погон; 9 – буксирная дуга
Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являются буксирный трос и гак.
В качестве буксирных тросов применяют как растительный, так и стальной трос. Растительным обычно пользуются при портовых буксировках. Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос. Недостаток стального троса — его малая эластичность. Поэтому морские буксировки производят при большой длине буксира (400-500 м) или в трос включают две-три смычки якорной цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и смягчает рывки. Большой эластичностью отличаются тросы из синтетического волокна. Поэтому их целесообразно использовать при морских буксировках.
Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать буксирный трос (рис. 3). Буксирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические. Простой гак неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен буксира, что может привести к опрокидыванию последнего. Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением автоматических и полуавтоматических гаков. Как те, так и другие имеют откидную часть, которая удерживается в рабочем положении, упираясь в специальную щеколду. При сдвиге щеколды поворотная часть освобождается, гак открывается и буксирный трос соскальзывает с него. У полуавтоматического гака щеколда сдвигается вручную при помощи спускового тросика, проведенного на мостик. Щеколда автоматического гака удерживается от сдвига специальной пружиной, отрегулированной на определенное усилие. В том случае, когда натяжение буксирного троса превышает расчетное усилие, щеколда сдвигается и гак автоматически открывается.Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плоскости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге крепят через пружинные амортизаторы.
Рис. 3 Буксирные гаки:
а – простой; б – полуавтоматический; в – автоматический
Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна на высоте 1 – 1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает хорошую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна. Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос раскрепляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.
Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают несколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения буксирного гака.
Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки. Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее натяжение троса. В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка потравливает немного трос, чем достигается смягчение рывков. При уменьшении тягового усилия трос автоматически подбирается.
К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг – чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов. Установка вдоль каждого борта двух – трех битенгов или прочных кнехтов обеспечивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом. Мягкие кранцы, расположенные на носу и корме буксира, позволяют избежать вмятин наружной обшивки судна при подходе буксира к борту.
В соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, на всех судах должны быть линеметательные устройства для передачи спасательного линя с одного судна на другое, который может также использоваться при передаче буксирного троса в качестве проводника.
Вынужденные буксировочные операции по спасению аварийных судов выполняются транспортными судами или буксирами-спасателями. В этом случае капитан буксирующего судна на месте решает все вопросы организации и проведения буксировки, а также проводит необходимые расчеты.
Типы буксирных линий
Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + стальной трос; трос + якорь + якорная цепь). Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.
Буксирная линия характеризуется длиной l , стрелкой провеса ƒ и расстоянием между судами х. Длина и стрелка провеса определяют возможности буксирной линии по увеличению расстояния между судами за счет ее упругого удлинения и изменения формы (рис. 4).
Рис. 4 Типы буксирной линии.
1 – стальной трос; 2 – якорная цепь; 3 – синтетический трос
Существует несколько методов расчета буксирной линии. Различаются они наличием или отсутствием возможности выбора элементов буксирной линии (подготовка к буксировке проводится в порту – выбор возможен; в открытом море – выбор элементов буксирной линии невозможен: используют то, что имеется).
В общем случае, длина буксирной линии зависит от водоизмещения буксируемого объекта. Минимальная требуемая длина буксирного троса может быть определена по формуле:
l = ( F т / P раз )1800, м
- Pраз – паспортная разрывная нагрузка буксирного троса;
- Fm – тяговое усилие.
Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определению:
- максимальной скорости буксировки;
- длины буксирного троса или буксирной линии;
- прочности буксирного троса или линии.
При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания.
Это сопротивление и собственно сопротивление буксировщика преодолеваются упором гребного винта буксировщика. В некоторых случаях, когда наблюдаются рывки буксирного троса и появляются динамические нагрузки в буксирном тросе, возникают усилия большие, чем максимальный упор гребного винта буксировщика. Эти случаи могут встречаться как при буксировке на тихой воде, так и при буксировке в штормовых условиях.
Длина буксирного троса для морской буксировки должна быть такой, чтобы:
- кильватерная струя буксира не оказывала тормозящего действия на буксируемое судно;
- провес и упругая деформация были достаточными для смягчения рывков буксирного каната, которые возникают вследствие качки, рыскания судов;
- было возможно свободное орбитальное движение обоих судов на волнении.
При этом управляемость буксируемого объекта должна быть удовлетворительной, а его рыскание сведено к минимуму.
Натурные испытания и опыт буксировок показывает, что если длина буксирной линии равна трем длинам буксирующего судна, то продольная составляющая в кильватерной струе оказывает настолько малое влияние, что им можно пренебречь. По длине буксирного троса менее 2L влияние кильватерной струи становится довольно заметным.
Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке
Различают следующие виды буксировки:
- аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
- плановая буксировка несамоходных судов и объектов (рис. 5);
- вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
Рис. 5 Морская буксировка буровой платформы
- в кильватер за кормой на длинном буксирном тросе (основной способ морской буксировки) Lб > 200 м;
- в кильватер за кормой на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30-40 м;
- в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);
- лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;
- методом толкания.
Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.
Морские и океанские буксировки производятся на основании требований «Руководства по безопасной океанской буксировке», разработанных Комитетом по безопасности ИМО (КБМ/циркуляр № 884 от 21.12.1998 г.). Данное Руководство устанавливает комплекс необходимых требований к безопасности буксируемых судов или других плавучих объектов, включая плавучие установки, конструкции и платформы в море.
Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи, четко расписаны обязанности и ответственность всех участников буксировочной операции.
Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции. Для этого необходимо:
- укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);
- снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;
- подкрепить буксирные устройства;
- обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;
- обеспечить аварийно-спасательным имуществом;
- осуществить проработку перехода и наметить вероятные порты-убежища;
- произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;
- рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;
- рассчитать остойчивость обоих судов;
- принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;
- подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;
- произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;
- предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и снятию людей.
Если буксирный караван представляет непосредственную опасность мореплаванию, морским сооружениям или побережью при разрыве буксирного каната, или по какой-либо другой причине, капитан буксирующего судна обязан передать информацию об этом всеми имеющимся в его распоряжении средствами ближайшим судам, а также компетентным властям в первом пункте на побережье, с которым он может установить связь. Во всех случаях меры по возобновлению буксировки буксирного каравана, если он оторвался, должны проводиться в соответствии с хорошей морской практикой, учитывая сезонные погодные условия и район операции.
Для сокращения риска загрязнения количество нефтепродуктов на буксируемом объекте должно быть ограничено требованиями безопасности буксируемого объекта и/или буксирующего судна и их нормальной эксплуатации при условии, что удаление нефтепродуктов с буксируемого объекта не создает риска для окружающей среды.
Значение слова «буксир»
БУКСИ́Р, -а, м.
1. Канат или стальной трос, при помощи которого одно судно тянет за собой другое или трактор, автомашина тянет другую, не имеющую двигателя. Несколько раз на волне рвался буксир, на котором ледокол «Ленин» тащил за собой крохотного «Руслана». Соколов-Микитов, Полярной ночью. По кромке пшеничной делянки медленно ползло довольно громоздкое сооружение, которое тащил на буксире большой гусеничный трактор. Катаев, Поездка на юг.
2. Судно, предназначенное для тяги других судов и плавучих сооружений (барж, плотов и т. п.). Милях в двух впереди нас маленький буксир — тащил неуклюжую высокую баржу. Чернышев, На морском охотнике. По ее [реки] сверкающей воде — шел буксир и тянул две осадистые баржи с кирпичом. Кочетов, Журбины.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Букси́р — самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений (этим же словом также называют трос, посредством которой буксируют суда).
Буксиры подразделяются на: портовые (кантовщики), морские буксиры и буксиры-спасатели, буксировщики и толкачи.
Портовые кантовщики имеют сравнительно небольшие размеры и используются для обеспечения швартовки в закрытых гаванях и прочей портовой работы, морские обычно значительно бо́льших размеров, предназначены для эксплуатации в открытом море, используются для буксировки судов, плавучих сооружений и спасательных операций. Буксиры-спасатели используются для помощи судам в море и их буксировки в порт.
Буксировщики тянут несамоходные суда, а толкачи — толкают. Раньше буксировщики водили караваны речных барж, но теперь для этих целей используются практически исключительно толкачи.
Буксиры-толкачи с баржами составляют основу грузового флота на российских внутренних водных путях.
В отличие от прочих видов судов для буксира одной из важнейших характеристик является не скорость, а тяга или упор, то есть сила, с которой он может воздействовать на передвигаемое судно. Помимо этого отличительной чертой буксиров является то, что при относительно небольших размерах они имеют низкую посадку; последнее необходимо для того, чтобы во время транспортировки высокобортных судов (особенно в узких местах, где суда связаны короткими тросами) гребные винты не «оголялись», а постоянно оставались под водой.
БУКСИ’Р, а, м. 1. Пароход, буксирующий другие суда. 2. Канат для буксировки. Баржа идет на буксире. Брать на б. Тянуть на буксире. 3. перен. Общественное содействие кому-чему-н. для ускорения темпа работы (нов. газет.). Общественный б. Брать кого-н. на б. (помогая кому-н., ускорять темп его работы).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
букси́р
1. морск. судно, специально предназначенное для буксировки других судов
2. разг. любое транспортное средство, буксирующее другое
3. трос, используемый для буксировки ◆ За пароходом на длинном буксире тянется баржа. Горький, «В людях»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: растение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
104 буксир
1. Самоходное судно, предназначенное для транспортировки несамоходных судов, барж, плотов и т.п.
2. Канат или стальной трос для буксировки.
БУКСИ́Р, буксира, муж.
1. Пароход, буксирующий другие суда.
2. Канат для буксировки. Баржа идет на буксире. Брать на буксир. Тянуть на буксире.
3. перен. Общественное содействие кому-чему-нибудь для ускорения темпа работы (неол. газет.). Общественный буксир. Брать кого-нибудь на буксир (помогая кому-нибудь, ускорять темп его работы).
1. Самоходное судно, буксирующее другие суда, плоты.
2. Трос для буксировки. Тащить, тянуть, вести на буксире.
Взять на буксир кого (разг.) помочь кому-н. в выполнении чего-н.
Идти на буксире у кого (разг.) действовать при помощи другого, несамостоятельно.
| прил. буксирный, -ая, -ое. Б. катер.
БУКСИ́Р 1́ , -а, м
Транспортное средство для перемещения по воде других судов и несамоходных плавучих сооружений (барок, плотов и т.п.) в виде самоходного судна, обычно небольших размеров; используются такие виды буксиров, как буксировщики, кантовщики, толкачи и спасатели.
Когда мы проходили стремнины — пороги, — наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом (Пауст.).
БУКСИ́Р 2́ , -а, м
Часть транспортного средства (корабля, трактора и т.п.) в виде каната или стального троса, с помощью которого одно судно тянет за собой (буксирует) другое, не имеющее двигателя или потерявшее способность к самостоятельному передвижению.
Петр Дмитрич признал себя побежденным и, не желая плыть на буксире, прыгнул с «Пендераклии» в лодку, и без того уж набитую пассажирами… (Ч.).
БУКСИ́Р -а; м.
1. Судно для транспортировки других судов и плавучих сооружений (барж, плотов и т.п.). Спасательный б.
2. Трос для буксировки чего-л. Тащить на буксире баржу. Брать на б.
◁ Букси́рчик, -а; м. Уменьш.-ласк. (1 зн.). Букси́рный, -ая, -ое. Б. трос. Б-ая лебёдка. Б. катер.
букси́р (от голл. boegseren — тянуть), самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов и т. д. Подразделяются на буксировщики (для вождения судов на тросе), кантовщики (для швартовки судов к причалу), толкачи (для буксировки судов толканием), спасатели (для оказания помощи судам в открытом море и их буксировки в порт-убежище). Иногда буксиром называется трос, соединяющий буксировщик с буксируемым объектом.
БУКСИР — БУКСИ́Р (от нидерл. boegseren — тянуть), самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов и т. д. Подразделяются на буксировщики (для вождения судов на тросе), кантовщики (для швартовки судов к причалу), толкачи (для буксировки судов толканием), спасатели (для оказания помощи судам в открытом море и их буксировки в порт-убежище).
Иногда буксиром называют трос, соединяющий буксировщик с буксируемым объектом.
1. Канат или стальной трос, при помощи которого одно судно тянет за собой другое или трактор, автомашина тянет другую, не имеющую двигателя.
Несколько раз на волне рвался буксир, на котором ледокол «Ленин» тащил за собой крохотного «Руслана». Соколов-Микитов, Полярной ночью.
По кромке пшеничной делянки медленно ползло довольно громоздкое сооружение, которое тащил на буксире большой гусеничный трактор. Катаев, Поездка на юг.
2. Судно, предназначенное для тяги других судов и плавучих сооружений (барж, плотов и т. п.).
Милях в двух впереди нас маленький буксир — тащил неуклюжую высокую баржу. Чернышев, На морском охотнике.
По ее [реки] сверкающей воде — шел буксир и тянул две осадистые баржи с кирпичом. Кочетов, Журбины.
брать (взять) на буксир
оказывать кому-л. помощь в выполнении чего-л.
Помощь отстающим в выполнении какого-л. гадания, работы.
• Химик Иглецов ревностно участвовал в буксире. Ильф, Петров, т. 2, 432.
** Брать/взять на буксир кого.
Оказывать помошь отстающим в выполнении какого-л. задания, работы.
• Идут косцы брать на буксир отстающий колхоз (Диков). ССРЛЯ, т. 1, 810.
Брать /взять на буксир кого, что. Разг. Оказывать помощь отстающим в чём-л.; способствовать какому-л. движению, кампании за что-л. ФСРЯ, 51; БМС 1998, 61; ПОС 2, 207; ЗС 1996, 122; ССРЛЯ 1, 810.
Орущий буксир. Жарг. комп. Шутл. Музыкальный редактор Scream Tracker. Садошенко, 1996.
Тащить на буксире кого. Разг. Неодобр. Заставлять кого-л. (не проявляющего со своей стороны ни активности, ни сопротивления) жить или действовать по чужой воле, указке. БМС 1998, 61.
букси́р, букси́ры, букси́ра, букси́ров, букси́ру, букси́рам, букси́ром, букси́рами, букси́ре, букси́рах
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24066http:/dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/54214
http://sea-man.org/buksirovochnye-operatsii.html
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80
http://sanstv.ru/dict/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%80