0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто имеет право обратиться в конституционный суд украины

Содержание

Обращение в Конституционный Суд Украины: требования и советы

Невозможность людей во многих случаях на практике реализовать свои права ни для кого не является новостью. Это объясняется целым рядом причин; одна из них — слабый уровень правовой осведомленности людей и, как это ни досадно, нередко невысокий уровень правовой помощи, которую они могут получить, обращаясь к специалистам. Это ярко прослеживается на примере реализации гражданами Украины их права на конституционное обращение — ходатайство в Конституционный Суд Украины об официальном толковании Конституции и законов Украины с целью защитить нарушенные конституционные права и свободы. Понятно, конституционное обращение — специфический инструмент защиты прав, это не обычный иск в суд общей юрисдикции. Однако и действенность его особая. Через конституционное обращение можно защитить не только собственные права, но и права тысяч граждан — путем соответствующего толкования норм Конституции и законов Украины, а также путем возможного признания законов или их отдельных положений не отвечающими Конституции (эти законы или положения утрачивают силу и перестают действовать).

При всем понимании сложности жизненных ситуаций, в которые попадают люди, надо понять, что Конституционный Суд не решает вопросы установления и восстановления социальных льгот, начисления и перерасчета пенсий, пересмотра судебных решений, привлечения к ответственности судей судов общей юрисдикции, должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т. п., как и не могут давать последним указаний относительно решения таких вопросов. Другое означало бы выход за рамки полномочий, определенных законом.

Типичной ошибкой, которую допускают авторы конституционных обращений, являются адресованные Конституционному Суду Украины просьбы «растолковать» (конкретно разъяснить), как практически применить ту или иную правовую норму. Здесь следует принимать во внимание, что практическое консультирование в правовых вопросах не тождественно официальному толкованию положений Конституции или законов Украины, которое уполномочен осуществлять Конституционный Суд. Разъяснение воли законодателя, воплощенной в положениях закона, освещение их юридического содержания принципиально отличается от указаний относительно того, какие и чьи конкретные шаги предусматривает то или иное положение закона для своей реализации.

Статья в тему:  Кто может быть представителем в суде гпк

Таким образом, основанием для конституционного обращения является наличие неоднозначного применения положений Конституции Украины или законов Украины судами, другими органами государственной власти, если субъект права на конституционное обращение считает, что это может привести или привело к нарушению его конституционных прав и свобод.

В конституционном обращении должны быть указаны: 1) фамилия, имя, отчество гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства; адрес, по которому лицо проживает, или полное название и местонахождение юридического лица; 2) сведения о представителе лица по закону или уполномоченного по доверенности; 3) статьи (отдельные положения) Конституции Украины или Закона Украины, толкование которых должен дать Конституционный Суд Украины; 4) обоснование необходимости в официальном толковании положений Конституции или законов Украины; 5) данные относительно других документов и материалов, на которые ссылаются субъекты права на конституционное обращение (копии этих документов и материалов прилагаются); 6) перечень документов и материалов, которые прилагаются. Конституционное обращение, документы и другие материалы к нему подаются в трех экземплярах, оно присылается в Конституционный Суд по почте или передается непосредственно в его Секретариат без взимания государственной пошлины.

Даже если гражданин обращается в Конституционный Суд через адвоката или другого представителя, конституционное обращение должен подписать лично он. Конституционное обращение также может быть внесено несколькими гражданами, но в таком случае каждый из них должен доказать соответствующими документами факты неоднозначного применения положений, об официальном толковании которых говорится, в результате чего нарушены или могут быть нарушены его права и свободы.

Статьи законов или их положения, которые, по мнению субъекта права на конституционное представление, требуют официального толкования, должны быть четко указаны, а к материалам обращения прилагается их текст с указанием на источник официального опубликования. Если толкование требует конкретное выражение (словосочетание), которое содержится в статье, в качестве предмета толкования отмечается именно оно, а не статья (часть статьи) в целом. Напоминаем, что Конституционный Суд толкует только положения Конституции и законов Украины, другие нормативно-правовые акты официальному толкованию не подлежат. Не подлежат толкованию и положения законов, утративших силу.

Конституционное обращение об одновременном официальном толковании нескольких статей Конституции или законов Украины правомерно лишь в том случае, когда эти статьи неразрывно связаны между собой и имеют общий предмет правового регулирования. Если же они не связаны одним предметом регулирования и касаются разных вопросов, то не могут быть предметом одного рассмотрения, и их не следует объединять одним обращением.

Что еще необходимо учесть при направлении конституционного обращения в Конституционный Суд Украины?

Статья в тему:  Закон суда как коллизионная формула в мчп означает

Неоднозначность применения положений Конституции Украины или законов Украины судами, другими органами государственной власти заключается в том, что при юридически одинаковых обстоятельствах в делах одной и той же категории положения Конституции или законов Украины в правоприменительной общей практике рассматриваются по-разному. Обоснование необходимости в официальном толковании Конституции или законов Украины должно заключаться в доказательстве неоднозначного применения положений Конституции или законов, об официальном толковании которых говорится, и подтверждено документально. То есть к конституционному обращению должны быть добавлены надлежащим образом оформленные (заверенные печатью или штампом «с оригиналом верно» и подписью соответствующего должностного лица) копии решений судов или актов правоприменения других органов государственной власти, подтверждающих факт неоднозначного применения положений Конституции или законов, которые нуждаются в официальном толковании. К ходатайству можно приобщать также копии судебных решений, распечатанные из интернет-сайта Единого государственного реестра судебных решений с указанием реквизитов документа. К тому же следует учесть, что решения, которые не вступили в законную силу или отменены судом вышестоящей инстанции, не учитываются как доказательство неоднозначности применения. Поэтому, ссылаясь на решения судов первой или апелляционной инстанции, необходимо предоставить информацию относительно результатов их обжалования в кассационном порядке, если такая возможность предусмотрена законодательством.

Не является основанием для конституционного обращения и несогласие с действиями и решениями судов общей юрисдикции, других органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждениями, организациями (по таким мотивам граждане обращаются довольно часто).

Иногда, сосредоточившись на доказательстве неоднозначности применения тех или иных положений Конституции и законов Украины, авторы конституционных обращений забывают указать, какие именно их права и каким образом нарушены в результате такого применения.

Необходимой предпосылкой внесения ходатайства в Конституционный Суд Украины является, в соответствии со сформулированными им правовыми позициями, исчерпание всех предусмотренных законом возможностей для защиты нарушенных прав в судах общей юрисдикции. Поэтому, прежде чем обратиться к нему, заявитель должен использовать свое право на апелляционное и кассационное обжалования судебного решения в собственном деле, с которым он не согласен.

Олег РОГОВОЙ, заведующий отделом обработки конституционных обращений Управления правовой экспертизы Секретариата Конституционного Суда Украины.

Как обратиться в Конституционный Суд?

Конституционный Суд Украины является важной институционной гарантией соблюдения Конституции Украины всеми органами публичной власти, обеспечения конституционного порядка, континуитета правовой системы и надлежащего обеспечения прав и основоположных свобод человека. Согласно Конституции и ЗУ «О Конституционном Суде Украины» этот орган решает широкий круг правовых вопросов по обращениям органов власти, частных и юридических лиц. Для начала конституционного производства необходимо обработать представления и обращения и установить их допустимость к рассмотрению соответственно требованиям конституционной юстиции.

Итак, круг субъектов конституционного представления зависит от предмета обращения: а) Президент Украины, 45 народных депутатов, ВСУ, омбудсмен, ВР АР Крым – относительно признания неконституционными актов органов власти; б) Президент и КМУ – относительно соответствия Конституции Украины действующих международных договоров и тех, которые подлежат ратификации парламентом; в) ВР Украины – относительно соблюдения процедуры импичмента Президента Украины; г) любой орган публичной власти – относительно официального толкования Конституции и Законов Украины.

Статья в тему:  Коли мяготина 124 мировой суд

Субъектный состав конституционного обращения является неограниченным, то есть речь идет о любых физических и юридических лицах. Важным также является легитимность субъекта на представление или обращение в КСУ. Так, в одном из постановлений Суд указал на неполный состав субъекта права на конституционное представление — 37 из 45 необходимых народных депутатов — и отказал в конституционном правосудии. В другом постановлении КСУ отметил, что гражданин Украины фактически обратился в Суд по вопросам конституционности акта (Закона Украины ? 2222-IV), ссылаясь на то, что во время его принятия ВР Украины нарушила процедуру рассмотрения и принятия законопроектов. Это дало основания Суду отказать в открытии конституционного производства. Таким образом, во-первых, автором конституционного обращения или представления должен быть субъект, указанный в законе, а во-вторых, он должен обращаться в КСУ по вопросам, отнесенным к его ведению как правомочного субъекта.

Соблюдение процедуры обращения является важным критерием в контексте эффективности конституционного судопроизводства. Прежде всего, конституционное представление по вопросам дачи выводов относительно конституционности актов о назначении выборов, всеукраинского референдума или местного референдума в АР Крым должно быть направлено в Суд не позднее месяца со дня официального объявления даты назначения, отмены или отсрочки в установленном порядке указанных форм непосредственной демократии. Кроме этого, злоупотреблением правом являются неоднократные обращения по одному и тому же вопросу, который уже рассматривался Судом. В этом случае КСУ может применить процессуальную санкцию в виде наложения обязанности на заявителя по уплате госпошлины в размере, предусмотренном законом.

Надлежащая правовая форма и структура конституционных представлений и обращений является очевидным критерием, который определяется на начальной стадии рассмотрения таких актов. Эти акты должны быть в письменной форме направлены в КСУ с указанием соответствующих сведений. В конституционном обращении должны быть указаны данные о заявителе, его юридический адрес, а также сведения о представителе по закону или уполномоченого по доверености. В обращении необходимо указать и наименование и юридический адрес органа власти, правовой акт которого оспаривается, а также полное название, номер, дату принятия и опубликования такого акта. В обращении должно быть приведено правовое обоснование относительно конституционности правового акта или необходимости в официальном толковании (ст. 39 ЗУ «О КСУ). Обращения также должны содержать широкий перечень всех сведений по предмету конституционного спора, включая обоснование позиции, данные относительно других документов и материалов, на которые ссылаются субъекты права на конституционное обращение или представление (копии этих документов и их перечень добавляются). Это делается для того, чтобы Суд лишний раз не обращался с запросом к соответствующим органам или учреждениям для получения дополнительной информации по акту (норме), который является предметом конституционного спора. Конституционные обращения или представления, документы и иные материалы подаются почтовым переводом либо лично в КСУ в трех экземплярах.

Статья в тему:  Как избежать лишения прав в суде за вождение в нетрезвом состоянии

Согласно ЗУ «О КСУ» в конституционном представлении должно содержаться соответствующее правовое обоснование утверждений относительно неконституционности правового акта или отдельных его положений (п.4 ч.2 ст.39). При этом Суд обращает внимание на то, что «предположение», «обеспокоенность» следствиями действия оспариваемых актов, формальное представление содержания статей Конституции Украины в качестве аргумента, а также утверждения субъекта права на конституционное представление, которые базируются на предположениях, не могут учитываться в качестве аргумента в понимании ст. 39 Закона и не могут быть правовым обоснованием неконституционности правового акта (определение КСУ от 03.03.2009 г. ? 15-у/2009). Для допустимости рассмотрения конституционного представления субъект должен привести конкретные положения Конституции Украины и оспариваемого акта, которые находятся в разногласии, и обосновать это с помощью аргументов правового характера относительно содержания и сущности нормы.

В конституционных представлениях органов публичной власти относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины по мотивам практической необходимости в выяснении или разъяснении положений Конституции Украины и законов Украины должны быть приведены в качестве аргумента акты органов власти или судебная практика, которые подтверждают коллизионность оспариваемых норм по отношению к Основному Закону.

Что касается конституционного обращения о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица, то в этом случае субъект должен указать на неоднозначность применения положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти. Согласно правовой позиции Суда, неоднозначность — это когда одна и та же норма правового акта применяется органами государственной власти по-разному при одинаковых обстоятельствах (определение КСУ от 16.11.2006 г. ? 13-у/2006). То есть это могут быть судебные решения или же акты органов власти, в которых при одинаковых правовых условиях нормы правового акта применяются по-разному, и это привело или может привести к нарушению конституционных прав и свобод. Для подтверждения достоверности своих доводов заявитель должен добавить к обращению акты органов публичной власти, которые свидетельствуют о фактах неоднозначного применения Конституции и законов Украины.

При этом Суд неоднократно констатировал, что он не выступает суперревизионной инстанцией относительно решений общих судов и не занимается толкованием положений правовых актов, которые утратили свою юридическую силу.

юридический факультет Закарпатского государственного университета

Статья в тему:  Когда и кем дело сдается в архив суда

Конституционная жалоба: субъекты, требования, сроки, порядок рассмотрения 02.08.2017

31.07.2017г. Президент подписал Закон Про Конституционный Суд Украины, который вступит в силу на следующий день после его опубликования. Одним из основных новшеств закона является институт конституционной жалобы. Теперь любое физическое или юридическое лицо сможет обратиться в КС с жалобой на неконституционное положение закона, при условии, что этот закон был применен в окончательном решении суда относительно субъекта жалобы. Подробнее расскажет Prostopravo // 02.08.2017

Конституционной жалобой является поданное в Конституционный Суд письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины Закона Украины (его отдельных положений), который был применен в окончательном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Подать конституционную жалобу может лицо, которое считает, что примененный в окончательном судебном решении в его деле закон Украины (его отдельные положения) противоречат Конституции Украины. Не может быть субъектом права на конституционную жалобу юридическое лицо публичного права.

Требования к конституционной жалобе

В конституционной жалобе должны быть указаны:

  1. фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства, адрес зарегистрированного места жительства (для иностранца или лица без гражданства — места пребывания) или полное название и местонахождение юридического лица, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
  2. сведения об уполномоченном лице, действующем от имени субъекта права на конституционную жалобу;
  3. краткое изложение окончательного судебного решения, в котором было применено соответствующие положение закона Украины;
  4. описание хода рассмотрения соответствующего дела в судах;
  5. конкретные положения закона Украины, которые предстоит проверить на соответствие Конституции Украины, и конкретные положения Конституции Украины, на соответствие которым предстоит проверить закон Украины;
  6. обоснования утверждений относительно неконституционности закона Украины (его отдельных положений) с указанием того, какое из гарантированных Конституцией Украины прав человека, по мнению субъекта права на конституционную жалобу, потерпело нарушения в результате применения закона;
  7. сведения о документах и ​​материалы, на которые ссылается субъект права на конституционную жалобу, с предоставлением копий этих документов и материалов;
  8. перечень документов и материалов, которые прилагаются.

Копия окончательного судебного решения по делу субъекта права на конституционную жалобу должна быть заверена в установленном порядке судом, который его постановил.

Конституционную жалобу физическое лицо подписывает лично.

Если субъектом права на конституционную жалобу является дееспособное физическое лицо, которое по состоянию здоровья или в связи с физическим недостатком не в состоянии лично подписать конституционную жалобу, ее подписывает уполномоченное в установленном законом порядке лицо, действующее от его имени.

Конституционную жалобу юридического лица подписывает уполномоченное лицо, полномочия которого должны быть подтверждены учредительными документами этого юридического лица и актом о назначении (избрании) на должность уполномоченного лица.

Помимо вышеперечисленных требований, конституционная жалоба считается приемлемой если:

  1. исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (при наличии принятого в порядке апелляционного пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, а в случае предусмотренной законом возможности кассационного обжалования — судебного решения, вынесенного в порядке кассационного пересмотра)
  2. со дня вступления в законную силу окончательного судебного решения, в котором применен закон Украины (его отдельные положения), прошло не более трех месяцев.
Статья в тему:  Какое решение суда по приватбанку

Суд отказывает в открытии конституционного производства, признав конституционную жалобу неприемлемой, если содержание и требования конституционной жалобы является явно необоснованным или имеется злоупотребление правом подачи жалобы.

Сроки подачи конституционной жалобы

По общему правилу, жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня вступления в силу окончательного судебного решения, в котором применен оспариваемый закон.

Как исключение, конституционная жалоба может быть принята за пределами этих сроков, если Конституционный Суд признает рассмотрение необходимым из мотивов общественного интереса.

Если субъект права на конституционную жалобу пропустил срок подачи конституционной жалобы в связи с тем, что не имел полного текста судебного решения, он имеет право высказать в конституционной жалобе ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Кроме того, Заключительными положениями закона установлено, что конституционная жалоба может быть подана, если окончательное судебное решение по делу лица вступило в законную силу не ранее 30 сентября 2016.

Конституционная жалоба по делу, окончательное судебное решение в котором вступило в законную силу в период с 30 сентября 2016 до вступления в силу Закона «Про Конституционный Суд Украины», может быть подана ​​в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.

Обеспечение конституционной жалобы

При рассмотрении конституционной жалобы Большая палата Конституционного Суда, в исключительных случаях, по собственной инициативе может принять меры по обеспечению конституционной жалобы, выдав обеспечительный приказ, который является исполнительным документом.

Основанием для обеспечения конституционной жалобы является необходимость предотвратить необратимые последствия, которые могут наступить в связи с выполнением окончательного судебного решения. Способом обеспечения конституционной жалобы является установление временного запрета совершать определенное действие.

Обеспечительный приказ теряет силу со дня принятия решения или вынесения определения о прекращении конституционного производства по делу.

Рассмотрение жалобы

Конституционные жалобы будет рассматривать Сенат, который действует в составе девяти судей Конституционного Суда. Если количество судей Конституционного Суда меньше 18, Сенат является полномочным при участии в нем не менее шести судей Конституционного Суда. Состав сенатов формируется на специальном пленарном заседании Конституционного Суда путем жеребьевки.

КС рассматривает дела в порядке письменного или устного производства. При этом, основной формой рассмотрения дел в суде является письменное производство. Форму производства в данном случае определяет Сенат. Но и в деле, которое Суд рассматривает в порядке письменного производства, отдельные вопросы могут рассматриваться в порядке устного производства.

Статья в тему:  Какие статьи рассматривает районный суд

Решение суда по делу по конституционной жалобе является принятым, если за это проголосовали не менее двух третей судей Конституционного Суда, рассматривающих дело в Сенате.

Если при рассмотрении Сенатом дела возникает необходимость в толковании Конституции Украины или если решение вопроса, которое рассматривает Сенат, может привести к несовместимости с юридическими позициями, вынесенными судом предварительно, Сенат может в любое время до вынесения своего решения отказаться от рассмотрения дела на усмотрение Большой палаты. Большая палата действует в составе всех судей КС.

Участниками конституционного производства являются: субъект права на конституционную жалобу (уполномоченное лицо, действующее от его имени) и орган или должностное лицо, которые приняли акт, являющийся предметом рассмотрения в суде, а также привлеченные судом к участию в рассмотрении дела органы и должностные лица, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и другие лица, участие которых необходимо для обеспечения объективного и полного рассмотрения дела.

Участник конституционного производства имеет право:

  1. знакомиться с материалами дела;
  2. давать устные и письменные объяснения;
  3. излагать свои мысли по вопросам, которые рассматриваются;
  4. задавать с разрешения председательствующего вопрос другим участникам конституционного производства;
  5. заявлять ходатайства;
  6. подавать заявления об отводе судьи;
  7. пользоваться другими правами, предусмотренными Законом и Регламентом.

Участник конституционного производства обязан в случае приглашения являться на заседания, давать правдивые объяснения, предоставлять документы, материалы и другую информацию, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела. За непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверных документов, материалов, другой недостоверной информации участник конституционного производства несет ответственность в порядке, определенном законом.

Срок конституционного производства не должен превышать 6 месяцев (одного месяца – для дел, признанных Судом неотложными).

По результатам рассмотрения конституционной жалобы Сенат или Большая палата принимает решение.

Напомним, что законы, иные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом решения об их неконституционности, если иное не установлено самим решением, но не ранее дня его принятия.

Если Суд, рассматривая дело по конституционной жалобе, признал закон Украины (его положение) соответствующим Конституции Украины, но одновременно обнаружил, что суд применил закон Украины (его положение), истолковав его способом, не соответствующим Конституции Украины, то Конституционный Cуд указывает на это в резолютивной части решения.

Суд в решении может установить порядок и сроки их выполнения, а также обязать соответствующие государственные органы обеспечить контроль за исполнением решения. Суд также может потребовать от соответствующих органов письменное подтверждение исполнения решения.

Кто имеет право обратиться в конституционный суд украины

В Конституционный суд имеют право обратиться граждане, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица только исключительно по вопросам официального толкования норм Конституции Украины и законов. Право на обращение в Конституционный суд закреплено в законе Украины «О конституционном суде».

Статья в тему:  Как можно заменить слово суд

Форма обращения- конституционное обращение.

Конституционное обращение— это оформленное в письменном виде ходатайство в Конституционный суд Украины поданное с целью официального толкования Конституции и законов Украины для обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а так же прав юридического лица.

Требования к обращению в Конституционный суд:
1. Фамилия, имя, отчество заявителя (гражданина Украины, иностранного гражданина, лица без гражданства), адрес проживания, контактный телефон. Если заявителем выступает юридическое лицо- полное название и местонахождение юридического лица.
2. Сведения о представителе лица по закону или уполномоченного по доверенности.
3. Обоснование необходимости официального толкования положений Конституции Украины и/или законов Украины.
4. Данные относительно документов и материалов на которые ссылается заявитель.
5. Перечень прилагаемых документов и материалов.

Обязательным условием для обращения в Конституционный суд является неоднозначное применение положений Конституции и/или законов Украины судами, иными органами государственной власти, которое заключается в том, что при юридически равных обстоятельствах в делах одной и той же категории положения Конституции и/или законов Украины в общей юридической практике применяются по разному.

Важно ! Не является основанием для конституционного обращения неоднозначное толкование (разъяснение) правовых норм органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями в письмах, комментариях…

Типичной ошибкой, которую допускают субъекты права на конституционное обращение, есть просьба «растолковать» (разъяснить) не суть нормы и порядок практического ее применения, то есть показать как, когда, каким образом должен действовать тот или иной субъект права в конкретных правовых ситуациях в соответствии с требованиями правовой нормы. Это считается консультацией по правоприменению. Здесь следует исходить из того, что «официальное толкование и применение правовых норм являются различными видами юридической деятельности. Официальным толкованием считается деятельность компетентного органа государственной власти по выяснению и разъяснения воли законодателя, овеществленного в норме права (осознание и разъяснения смысла норм права в целях наиболее правильной их реализации).

Правоприменительная деятельность заключается в индивидуализации правовых норм по конкретным субъектам и конкретных случаев, то есть в установлении фактических обстоятельств дела и подборе правовых норм, соответствующих этим обстоятельствам. Поиск и анализ таких норм с целью их применения к конкретному случаю является составной правоприменения. Предоставление консультаций или разъяснений по этому поводу не относится к полномочиям Конституционного Суда Украины «(Постановление от 31 марта 2010 № 15-у/2010).

Юридическая компания «АРЕС» предоставляет услуги по подготовке обращения в Конституционный суд.

– подготовка обращения в Конституционный суд;
– правовой анализ подготовленного обращения в Конституционный суд.

Как подать жалобу в Конституционный суд (Инфографика)

Еще в 2016 году изменениями в Конституцию Украины было предусмотрено, что каждый имеет возможность обратиться в Конституционный Суд Украины с жалобой, если считает, что примененный в конечном судебном решении по его иску закон противоречит Конституции Украины. До 2018 года существовали формальные препятствия для таких обращений – необходимы были изменения в регламент Конституционного Суда Украины (далее – КС Украины). Изменения в регламент внесены, формальных препятствий больше нет.

Статья в тему:  Как отменить решение конституционного суда украины

На сайте КС Украины размещена информация, что по состоянию на 19 ноября 2018 года за период с 2016 года по текущую дату подано 1104 конституционных жалоб. Мы встречали информацию в Интернете, что около 75% процентов из поданных конституционных жалоб не приняты к рассмотрению или возвращены в связи с ошибками при их подаче (оформление, документы и так далее). Изначально, что такое конституционная жалоба и чем она может помочь конкретно вам и нам.

Что такое конституционная жалоба?

Это ваша форма обращения в КС Украины, если все остальные внутренние средства правовой защиты исчерпаны. Что это значит? По отношению к вам есть нарушение ваших прав, установленных Конституцией Украины, вы обращаетесь в суд, и суд к вам применяет закон, который, хоть и был принят по установленной процедуре, но противоречит Конституции Украины. Суд в своем решении ссылается на такой закон и это приводит к тому, что судебное решение не в вашу пользу. Получив окончательное решение суда (вы проиграли как первую инстанцию, так и апелляцию, и если была возможность, то и Верховный суд), у вас теперь есть право обратиться в КС Украины с жалобой. На сайте КС Украины есть информация о подготовке конституционной жалобы.

Кто может подать конституционную жалобу?

Конституционную жалобу вправе подать физическое лицо гражданин Украины, иностранец, человек без гражданства и юридическое лицо.

Что именно обжалуется?

В КС Украины оспаривают только те нормы закона или сам закон, который вы считаете неконституционными и который был использован в окончательном судебном решении по вашему делу. Это может быть решение апелляционного суда или кассационной инстанции, если это предусмотрено законодательством.

Срок подача

Жалобу необходимо подать в течение трех месяцев с момента вынесения окончательного судебного решения. КС Украины может принять жалобу после этого срока, если КС Украины признает рассмотрение необходимым через общественный интерес. Или срок подачи был пропущен по уважительным причинам. Для этого в конституционной жалобе вам необходимо ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока.

Требования к конституционной жалобе

Форма подачи. Письменное ходатайство, подписанное вами на украинском языке.

В конституционной жалобе указываются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • адрес зарегистрированного места жительства;
  • номер средства связи и адрес электронной почты (при наличии);
  • краткое изложение судебного решения;
  • описание хода рассмотрения дела в судах;
  • конкретные положения закона, которые предстоит проверить;
  • конкретные положения Конституции Украины;
  • аргументация какие права человека в соответствии с Конституцией Украины были нарушены;
  • перечень документов и материалов, которые прилагаются.
  • заверенная судом копия решения суда.
Статья в тему:  Закон суда как коллизионная формула в мчп означает

Важно! За подачу конституционной жалобы оплата судебного сбора не предусмотрена.

Куда подавать?

Ценное письмо с описью вложенного или лично по адресу: 01033, г. Киев, ул. Жилянская, 14.

Телефоны и время работы указаны на сайте КС Украины.

Что будет, если допущены ошибки?

Секретариат КС Украины в течение одного дня с момента получения конституционной жалобы должен проверить форму и обоснования вашей конституционной жалобы. Если Секретариат КС Украины обнаружит ошибку, конституционную жалобу вернут для устранения ошибок. В сопроводительном письме будет содержаться информация, какие именно ошибки необходимо устранить и в какой срок. После устранения ошибок конституционная жалоба подается вновь.

Чем подача конституционной жалобы может помочь?

Получив решение КС, вы в течении 30 дней можете обратиться в суд с заявлением о пересмотре дела, и будьте уверены, что при пересмотре дела, суд уже не будет учитывать тот закон, который противоречит Конституции Украины.

Важно! В процессуальных кодексах есть норма которая говорит, что пересмотр возможен, если решение суда не выполнено.

Что делать?

При рассмотрении конституционной жалобы Большая палата КС Украины, в исключительных случаях, по собственной инициативе может принять меры по обеспечению конституционной жалобы, выдав обеспечительный приказ, который является исполнительным документом. Способом обеспечения конституционной жалобы является установление временного запрета совершать определенное действие. Основанием для обеспечения конституционной жалобы может стать необходимость предотвратить необратимые последствия, которые могут наступить в связи с выполнением окончательного судебного решения. Другими словами в конституционной жалобе надо аргументировать необходимость предотвратить необратимые последствия.

Если не получилось с обеспечительным приказом и окончательное судебное решение на момент получения решения КС будет выполнено, то на основании ч.2. ст.95 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» надо обратиться в КС Украины с заявлением о предоставлении разъяснения – как должно быть выполнено решение КС Украины.

Чем подача конституционной жалобы может помочь всем?

  • в соответствии с ч.1 ст.89 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» – решение КС Украины содержит …резолютивную часть с указанием: акта (его отдельных положений), который КС Украины признал конституционным или неконституционным, – по делу о конституционности акта (его отдельных положений).
  • в соответствии с ч.3 ст.89 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» – если КС Украины, рассматривая дело по конституционной жалобе, признал закон Украины (его положение) соответствующим Конституции Украины, но одновременно обнаружил, что суд применил закон Украины (его положение), истолковав его способом, не соответствующим Конституции Украины, то КС Украины указывает на это в резолютивной части решения.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Источники:

http://www.golos.com.ua/rus/article/34167

http://sud.ua/ru/news/publication/35628-kak-obratitsya-v-konstitytsionnij-syd

http://prostopravo.com.ua/klub_yuristov/yuridicheskiy_rynok/stati/konstitutsionnaya_zhaloba_subekty_trebovaniya_sroki_poryadok_rassmotreniya

http://areslex.com/blog/523-obrashchenie-v-konstitutsionnyj-sud

http://dnews.dn.ua/news/698263

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector