0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал картину страшный суд

Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески

Секреты Микеланджело: кто изображен на фреске Страшный суд в Сикстинской капелле Ватикана и почему ее называли самой непристойной росписью

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

  • Портреты на фреске
  • Секреты фрески
  • Где находится

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», Микеланджело в своей работе передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Немецкий историк-искусствовед Генрих Вильгельм Пфайффер в своей знаменитой книге «Сикстинская капелла: новый взгляд» писал:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Статья в тему:  Кто работает в суде должности

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы. В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

В нижнем правом углу «Страшного суда» Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Вечерняя экскурсия по музеям Ватикана

Творения мастеров Возрождения, интриги римских пап и совершенная красота Сикстинской капеллы

€260 за экскурсию

По музеям Ватикана с историком искусств

Сикстинская капелла, Собор Святого Петра, мировые шедевры, тайны и сокровища Римских пап

€195 за экскурсию

Музеи Ватикана — история шедевров и «зеркало» эпох

Погрузиться во времена сотворения великих шедевров и открыть важные этапы истории и культуры Рима

€160 за экскурсию

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Статья в тему:  Как узаконить реконструкцию нежилого здания через суд

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала во времена Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Сикстинская капелла Ватикана

Строительство Сикстинской капеллы, начатое в 1475 году, было практически завершено к весне 1481 года. Над росписью стен работали лучшие флорентийские мастера, а Пирматтео Лауро ди Амелио украсил.

Страшный суд в картинах и иконах

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

Страшный суд. Иероним Босх

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Статья в тему:  Как понять призначено склад суду

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.

Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.

Страшный суд. Стефан Лохнер

Страшный суд. Ганс Мемлинг

Страшный суд. Микеланджело Буанарроти

Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции

ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.

Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»XIV века. Москва, Музеи Кремля.

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» Украина. ? век

Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина.

Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)

Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв.

Страшный суд. Середина XVI в.

Страшный суд. 1580 г.

Страшный суд. Середина 15 в.

Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.

Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.

Второе пришествие.Греция.Около 1700 г

Страшный суд. 17 в. Фреска

Страшный суд Румыния, подписана 1899 г

Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.

Страшный суд. Украина

Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век

Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка

Миниатюра Синодика XVII в.

Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.

Статья в тему:  Из каких частей состоит решение суда рк

Страшный суд. 18 век. Поволжье

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Текст: протоиерей Серафим Слободской

Читайте также:

Протоиерей Николай Погребняк

В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).

Микеланджело и его «Страшный суд»

Представления о живших в эпоху Возрождения людях и об их портретных образах может быть искажены и не точны, если вдруг пройти мимо одного из основных титанов искусства – Микеланджело, о котором было принято думать, что он никогда не занимался написанием портретов. Так ли было на самом деле?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вспомнить существенные подробности из биографии итальянского скульптора, мыслителя, поэта, архитектора и художника Микеланджело. Это позволит выяснить основные принципы, которым он следовал в художественных изображениях людей, раскрыть замысел в живописном оформлении Сикстинской капеллы и представить окружающую художника обстановку в моменты творения.

Как говорил о принципах Микеланджело его друг Вазари, он преклонялся перед красотой человеческой, всячески стараясь подражать ей в своем искусстве, всегда из прекрасного выбирая прекрасное.

Микеланджело, в стремлении к совершенству своего искусства, посвятил многие годы на изучение анатомии, углубляясь в познания строения и соединения мускул, жил, сосудов, костей, фиксируя все это на бумаге, не забывая про позы человеческих тел. Обретенные познания его, отображенные в его работах, были подчас выше знаний человека, посвятившего себя этой науке. Навыки по анатомии Микеланджело получил в монастырском госпитале, где ему приходилось добывать эти знания мучительной практикой и трудом, подрывая свое здоровье.

Микеланджело считал, что полные анатомические знания необходимы для изображения человека и движения его тела. Он даже желал и в старости заниматься изучением анатомии и написать руководство для своих учеников, несмотря на то, что многими был искренне разочарован.

Многие неверно считают, что Микеланджело пренебрежительно относился к изображению людей в портрете. Мотивируется это тем, что некогда художник не стал придавать портретных черт двум статуям, не примечательным представителям фамилии Медичи. Он посчитал, что через сотню лет никто и не вспомнит их лиц. Его предсказание сбылось.

В 1506 году Микеланджело работает над статуей папы Юлия II. Была ли статуя схожа чертами с живым оригиналом, неизвестно, но то, что она была выполнена гениально, свидетельствуют записи очевидцев. Так же, эта работа побудила злостных завистников Микеланджело отвлечь его от великолепного творения, и заняться работой, которая могла привести его в отчаяние. Они подговорили Юлия II направить художника на роспись Сикстинской капеллы, тем самым поставив Микеланджело в неловкое положение, так как он не обладал опытом в росписи стен.

Статья в тему:  Який суд розглядає справи про аліменти

В такой атмосфере недоброжелательности началась постройка лесов и дальнейшая работа, которая длилась около четырех лет. Все это время художник не допускал никого до своих работ, что ужасно разгневало Юлия II, желающего посмотреть на произведения, но не имеющего к этому доступа. Микеланджело стойко защищал свои творческие владения, что даже кидал с лесов на переодетого Папу мусор и доски, приведя того в бешенство.

В окружении недоброжелателей и любопытствующих художнику было чрезмерно волнительно, особенно от того, что первоначального плана росписи у него не имелось. Но основываясь на Книге бытия и тексте из Библии, Микеланджело стремился придерживаться сюжетной линии, которая потом резко меняется.

Он создает всю картину мира от самого его создания, переходя к Богу, затем к Адаму и Еве, изгнанию из рая, ковчегу Ноя, и так до «Всемирного потопа» и «Страшного суда».

Вся его роспись огромной площади Сикстинской капеллы с первого взгляда не имеет отношение к портретной тематике, в конкретном значении, но все лица персонажей, от пророков до рабов, вынуждают задуматься о прообразах, которые вписывал Микеланджело по памяти. Зарисовки сохранились на листах бумаги, что свидетельствует о заранее заготовленных рисунках, которые художник делал с живых людей. Многие из них были очень узнаваемы, так как были не последними людьми в эпоху Возрождения.

Закончив работать над сводом. Микеланджело переходит на алтарную стену, где размещает «Страшный суд». Почерпнув из Нового завета сюжет, он представляет облачную композицию в которой располагаются парящие человеческие тела, но замысел адской картины мира был навеян «Божественной комедией».

Не удивительно тогда, почему спустя много столетий, в «Страшном суде» были обнаружены изображения не только вдохновляющих друзей Микеланджело: Данте, маркиза Пескара, Беатриче, но и собственный автопортрет, с портретами недоброжелателей.

В центре фрески находится Христос, вершащий суд, а у его ног Варфоломей, лысый старик с рыжей бородой. Этот старец держит в правой руке нож, а в левой — содранную кожу человека. Эта кожа, искаженная мукой и болью, олицетворяет Микеланджело. А вот палачом, Варфоломеем, Микеланджело с поразительным сходством изобразил писателя Пьетро Аретино.

Аретино был блистательным и могущественным человеком, популярным драматургом, венецианцем и другом Тициана. Но больше всего был известен излишней высокой самооценкой, мстительностью и злопамятностью. Он вознамерился оказать не только свое покровительство Микеланджело, но и навязать ему новый сценарий «Страшного суда», расписав подробно свое виденье в личном письме мастеру. Микеланджело оценил по достоинству перо Аретино, но ответил ему отказом, так как не собирался отступать от намеченной в работе линии, что драматургом было расценено как смертельное оскорбление. Более того, он так же получил отказ о демонстрации ему работы. Злопамятный Аретино никак не мог простить такое обхождение, и затаил, в ожидании подходящего случая, злобу.

Статья в тему:  Де знаходиться міжнародний суд

Случай для мести не заставил себя долго ждать. Аретино подговаривает папу Павла III и церемониймейстера Чезена наведаться для оценки «Страшного суда». Они приказали художнику скрыть все срамные части голых людей, что это является достойным только кабаков и бань. На что, после их ухода, Микеланджело поместил их фигуры с портретными сходствами в ад. Как не просили художника убрать изображение папы из картины, но тот оставил его без изменений.

За такое возмутительное поведение, художника обвиняли в связях со сторонниками Лютера, что могло послужить поводом для казни, но известность Микеланджело позволила избежать расправы. Фреска «Страшный суд» тоже оставалась неприкосновенной, но до тех пор, пока был жив художник. После его смерти, ученик предатель де Вольтерра, навсегда изуродовал работу Микеланджело, накинув на красивые голые тела драпировки.

Мог ли предугадать Микеланджело такие последствия для своего «Страшного суда»? Скорее всего – да. Но главное, что никто не посмел вмешаться в портреты его современников, что остается главным от него наследием.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты

Тема смерти в творчестве глубоко верующего Микеланджело занимала огромное место: разрыв оболочки бренного тела и прорыв в Вечность интересовали художника. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.

Краткая история создания алтарного образа

В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13,7 м, а высота — 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.

Церемония открытия фрески

Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III (Фарнезе) и приглашенные миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. «Страшный суд» Микеланджело не имел аналогов. Потрясение было столь велико и витавшее напряжение столь сильно, что Павел III пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

Статья в тему:  Акции на которые судом наложен арест

Современники воспринимали фреску со страхом и восхищением, поражаясь мастерством и силой Микеланджело и грандиозной картиной конца времен. На этом следует поставить акцент, потому что второе пришествие Христа – вселенская катастрофа, при которой земля обретет ее первоначальное состояние. Человечество как исторически существующее переходит в новое качество из жизни временной и бренной к жизни вечной. Одни обретут спасение и вечную жизнь на небесах, а другие окажутся за свои грехи в аду.

Ватикан. Сикстинская капелла

«Страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. На своде – сотворение мира и человека и его грехопадение, начало цивилизации, на стенах – Моисей и Христос как жизнь под законами, жизнь под благодатью, и, наконец, на торцевой алтарной стене изображается Страшный суд.

Это было исключительным для иконографии того времени, потому что Страшный суд изображался на западной стене. При выходе из церкви верующий видел предупреждение о том, что его ждет в конце времен. Расположение Страшного суда на алтаре еще больше усиливает его значение. Теперь мы приступаем к рассмотрению фрески Микеланджело «Страшный суд». Описание начинается.

Карающий и милосердный Бог

В центре композиции находится Христос-Гелиос, то есть Христос как свет, как Аполлон. Изначально это раннехристианская идея. Вокруг него кругами расположены святые и мученики, находящиеся на небесах. Ближайшие к нему: Мария, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Лаврентий и св. Варфоломей. Христос на небесах в совершенно непривычном образе без бороды как дарующий свет и этим светом окруженный. Это совсем новый образ Спасителя.

Его поза одновременно выражает милосердие и гнев. Потому что одной рукой он благословляет. Она направлена налево в сторону праведников. Другой, указующей в правую сторону, — на грешников, он карает. Фигура Спасителя проникнута мощью и неземной красотой. Надо помнить, что Микеланджело был неоплатоником. Потому у него были едины тело, ум и душа. Жест правой поднятой руки усмиряет волнение и позволяет начать медлительное вращательное движение всех персонажей фрески.

Автопортрет

Самый удивительный во фреске — образ Варфоломея, сидящего у ног Христа. Он держит свою кожу, содранную с него язычниками. Так Микеланджело изображает свой автопортрет.

То есть он делает себя сопричастным к концу времен, становится участником этого вселенского катаклизма. Он таким способом молит Бога о прощении, представая пред ним в странном облике. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело.

Взятие праведников на небо

Воскрешение мертвых и обретение телес решено необычно. Ничего похожего в истории искусства не существует. Праведники, утратив материальную тяжесть, преодолевают земное притяжение и медленно воспаряют ввысь.

Им помогают святые и мученики, поддерживая их на этом пути. Здесь есть даже четки, за которые они хватаются: то есть спасемся только молитвой и аскезой. Этот образ предлагает задуматься, насколько страшно предстать перед судом и не отдавать отчета о правых и неправых своих делах. Перед нами возникает неумолимое бесстрастное колесо сансары, когда только за земные деяния человек получит по заслугам. Так видел Микеланджело Буонарроти Страшный суд.

Статья в тему:  Какие существуют способы борьбы с обледенением судов

Люнеты

Наверху в двух люнетах Микеланджело изображает ангелов, несущих орудия страстей. Это крест в одном, который является символом мученичества и унижения, и столб бичевания в другом. Он означает преходящую земную власть. Ангелы без крыльев на фоне ультрамарина написаны в очень сложных позах и напоминают о страшных жертвах Христа. Так выглядит верхняя часть созданного мрачным гением произведения Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». Описание творения продолжается.

Первоначальный вариант

Следует иметь в виду, что изначально Микеланджело изобразил всех святых, Христа и Богоматерь обнаженными. Он исходил из текста св. Павла о том, что когда все воскреснут, то они обретут новые небесные тела, предназначенные для вечной жизни.

Поэтому для Микеланджело было не важно конкретное лицо, конкретный мученик или святой, которого он изображает. Все человечество объединилось вместе в этот момент конца времен. Человечество едино в своей обнаженности. Это никак не связано с понятием наготы земной, а наоборот, обнаженность выравнивает всех перед лицом Бога. Мы различны лишь одеждами, а когда их нет, то мы все равны. Эта идея для Микеланджело была важна.

Папа Павел IV потребовал, чтобы всех персонажей, а их более четырех сотен, «одели». Работу выполнил Даниеле да Вольтерра.

Погружение в Ад

Внизу ангелы трубят о начале Страшного суда. Они держат две книги.

Для грешников «Страшный суд» Микеланджело (описание картины продолжаем представлять вашему вниманию) воистину ужасен. Их тащат черти к лодке Харона, который переправит их навеки в Ад. Из него выглядывают злорадные лица, которые будут доставлять людям муки в наказание за прегрешения. «Страшный суд» Микеланджело – вечное напоминание о том, что жить надо по десяти заповедям, которые провозгласил Христос, спустившись с горы Фавор.

Один из многих

Достаточно взглянуть на фигуру грешника, закрывающего скорбное лицо рукой. Выражение страха и безнадежности написано на его лице: тоску и отчаяние показывает застывшая на лице маска. Черти крепко схватили его за ноги и, радостно улыбаясь, тащат за собой. Его мощное атлетическое тело не делает попыток освободиться. Только теперь он осознал, что в его грешное существование вошел Страшный суд. Микеланджело фиксирует неотвратимость наказания.

Интересные факты

  • Сикстинская капелла получила свое название в честь понтифика Сикста IV. Именно он заказал ее строительство, чтобы уберечься от посягательств Медичи и турецких султанов.
  • Для росписи капеллы из Флоренции от бывших врагов прибыли лучшие живописцы.
  • Потолок капеллы Микеланджело расписывал за двадцать пять лет до работы над «Страшным судом». Он быстро закончил работу за четыре года.
  • За написание обнаженных тел некоторые называли живописца еретиком. В ответ на это едкий художник изобразил кардинала Чезена в Аду в виде царя Миноса с длинными ушами осла. Его наготу скрывает обвивающаяся змея. Очень непростой характер был у Микеланджело.
Статья в тему:  Когда налоговая обращается в суд

  • «Страшный суд» (фреска Сикстинской капеллы) мог бы не дожить до наших времен, так как один из понтификов в 1596 году хотел уничтожить художественное творение.

Страшный Суд

На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом.
Такая большая сумма не случайна — к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников. Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа). Бенуа со всей серьезностью отнесся к порученному делу, и спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году).
Для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов.
Он выполнил 5 работ, из которых 2 («Страшный суд» и «О тебе радуется, Благодатная!») и сегодня находятся внутри музея.
Три других (полотна размерами 3х5 метров): «Евхрастия», «Сошествие во ад», «Распятие» хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.
Для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно «Страшный суд» (площадь полотна 49 кв.м.).

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу — это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.
Чуть выше его — мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке — весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла.
Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека.
Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня.
Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.

На облаках восседает сам главный судья — Иисус Христос.
В ногах у него прородители рода человеческого — Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать — Дева Мария и Иоанн Предтечи.
Они также молят о снисхождении к роду человеческому.
Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно — он будет судить людей по всей строгости.
За Христом сидят его ученики — 12 апостолов.

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:
у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.

Статья в тему:  Когда уставной фонд муп считается сформированным решения судов

У ворот ада — архангел Михаил.
В одной руке у него карающее копье, а в другой — сверкающая молния.

Низ картины — это царство смерти.
Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие.

Вскипает море, отдавая на суд утопленников.

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей — олицетворение зла.
На борьбу со змеем и идет архангел Михаил.

По церковным канонам сюжет «Страшного суда» помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов. Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу — они поневоле обращали внимание на «Страшный суд», который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни.
К сожалению полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности.

В раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира. На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах — это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа. Рядом с ними — полуобнаженные фигуры отшельников. Их Васнецов также помещает в рай, т.к. отшельничество на Руси считалось наибольшим выражением святости.

В аду специалисты находят Петра I, Ивана Грозного, Бориса Годунова, хана Батыя, императора Нейрона.

Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг.
Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.
В 1923 году собор был закрыт, «Страшный суд» свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора — в этот период собор был музеем). В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля.
К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора. Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим «Страшный суд» Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.
На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе.

Источники:

http://39rim.ru/mikelandzhelo-strashnyiy-sud-sekretyi-znamenitoy-freski.html

Страшный суд в картинах и иконах

http://zen.yandex.ru/media/history_world/mikelandjelo-i-ego-strashnyi-sud—5b798aa759b0d500a9f89a17

http://www.syl.ru/article/288904/new_strashnyiy-sud-mikelandjelo-opisanie-kartinyi-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

http://nikolay-saharov.livejournal.com/1793889.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector