Кто входил в состав земского суда
Кто входил в состав земского суда
ЗЕМСКИЙ СУД
Учреждением о губерниях 1775 г. созданы были:
1) верхний Земский суд, как учреждение судебное для дворян, и
2) нижний Земский суд;
первый имел значение апелляционной инстанции по отношению ко второму. По учреждению о губерниях 1775 г. нижний Земский суд был установлением выборным и коллегиальным. Он состоял из избираемого местным дворянством на 3 года земского, или капитан-исправника, и из двух или трех земских заседателей, также избираемых дворянством; кроме того, в нижний Земский суд командировались из нижних расправ два заседателя для присутствования по делам, касающимся селений (государственных крестьян).
Нижнему Земскому суду вверены были: попечение об охранении тишины и спокойствия в уезде, приведение в исполнение распоряжений правительственных властей, полиция торговая, наблюдение за исправным состоянием дорог и мостов, меры к прекращению заразительных болезней и скотских падежей, дела по отбыванию различных повинностей, меры предосторожности относительно огня, дела по народному продовольствию, меры общественного призрения и к прекращению нищенства, а также часть следственная, разбирательство по маловажным проступкам и решение незначительных исков. Недовольные решениями нижнего земского суда могли перенести дело в уездный суд, а где последнего не было — в нижнюю расправу. Это была не апелляция, а право частного лица избрать суд, где он желает быть судимым.
Пребывание нижний Земский суд имел в уездном городе, но в случае надобности обязан был выезжать в уезд. Компетенция его была ограничена пределами уезда, но не распространялась на города (там были городничие). Эта организация земской полиции, в общем, оставалась неизменной до издания Высочайше утвержденных 3 июня 1837 г. Положения о Земской полиции и Наказа чинам и служителям Земской полиции, которыми нижний Земский суд окончательно был переименован в земский суд (на практике, по упразднении в 1796 г. верхнего Земского суда, название Земского суда употреблялось и раньше).
Число заседателей Земского суда было сокращено; создан был новый институт становых приставов, существенно отличавшихся от прежних заседателей тем, что местопребывание свое они имели не в уездном городе, а в уезде, и не избирались от дворянства, а назначались губернатором, через губернские правления.
В состав Земского суда входили:
1) земский исправник (председатель);
2) старший непременный заседатель, избиравшийся от дворянства, и
3) два сельских заседателя, от государственных крестьян.
В случаях более важных, когда требовалось исследование или принятие мер на месте, вне уездного города, составлялось для этого из Земского исправника, местного станового пристава и уездного стряпчего временное отделение Земского суда, которое пользовалось всеми правами и властью этого суда.
Исполнительными органами Земского суда являлись волостные правления, удельные приказы, вотчинные управления и другие сельские начальства; кроме того, для непосредственного надзора за благочинием и в качестве самостоятельных исполнительных органов Земского суда, Земского исправника и становых приставов, учреждены в 1837 г. служители Земской полиции. Это были сотские и подведомственные им десятские, которые в селениях государственных крестьян и в имениях удельных избирались крестьянами, а в имениях помещичьих назначались владельцем.
В посадах, местечках и заштатных городах, не имевших особой городской полиции, установлены тысяцкие и пятисотские, назначавшиеся Земским исправником. Предметы ведомства Земской полиции и по Положению 1837 г. остались те же, что и по Своду Законов 1832 г.
Земская полиция, как орган дворянского самоуправления, не осуществила своего назначения. Земский суд и Земский исправник были подчинены губернским коронным властям в порядке общей служебной дисциплины и не пользовались никакой самостоятельностью. С другой стороны, уже с начала текущего столетия правительство замечало уклонение дворянства от местной службы, и это уклонение прежде всего отражалось на должности Земского исправника, весьма невысоко ценившейся обществом. Заседатели от крестьян не имели никакого значения. Становые пристава фактически не подчинялись Земскому суду и обратились в самостоятельных управителей своих станов, для которых Земский суд играл лишь роль передаточной инстанции.
К началу прошлого царствования необходимость коренной реформы местной полиции стала очевидной. В 1860 г. от полиции была отделена следственная часть, возложенная на особых судебных следователей. Временными правилами 25 декабря 1862 г. Земские суды были упразднены и заменены уездными полицейскими управлениями, при чем последние в значительной степени утратили характер коллегиального установления, выборный элемент был почти совершенно устранен, а уезд и город в полицейском отношении объединены.
Законом 12 июня 1867 г. городские полиции и Земский суд были и в Сибири соединены в один состав, под именем окружных полицейских управлений, но в своем устройстве и особенно в своей компетенции эти управления сохраняют (кроме выборного начала) все черты старого Земского суда.
Земские суды ( sad ziemski ; judicium terrestre ) были учреждены в Польше в 1447 г. Первоначально ведению их подлежали маловажные гражданские иски между дворянами, но потом круг их ведомства значительно расширился, и в них сосредоточилась вся гражданская юстиция. Земские суды состояли из судьи, подсудка и писаря, которые избираемы были королем из 12 кандидатов, представляемых от каждого повета. Сроков заседаний Земских судов было три в году, каждый раз по шести недель. Сроки эти в русских актах именуются «роками судовыми земскими».
С образованием герцогства варшавского Земские суды были в пределах его упразднены (1807). Согласно польской конституции 1815 г., в каждом воеводстве должно было быть учреждено несколько Земских судов, для гражданских дел свыше 500 злотых; но вся часть конституции, касающаяся судоустройства, не была осуществлена. В губерниях, присоединенных от Польши к России, Земские суды были, после некоторого перерыва, восстановлены на тех же основаниях, на каких они существовали до разделов Польши, при чем они преимущественно назывались поветовыми земскими или просто поветовыми (т. е. уездными) судами; апелляционной инстанцией для них служили главные суды.
Законом 30 октября 1831 г. поветовые Земские Суды переименованы в уездные суды, в которые переданы были и уголовные дела, до того состоявшие в ведении тогда же упраздненных городских судов. — В Малороссии последний гетман, Кирилл Разумовский, восстановил, в 1763 г., судоустройство Литовского статута, действовавшее до Богдана Хмельницкого, при чем в каждом полку учреждены были по два Земских суда, а в Нежинском — три; члены их избирались ежегодно.
В 1783 г. на Малороссию распространено было Учреждение о губерниях 1775 года, но император Павел I указом 30 ноября 1796 г. вновь восстановил там в каждом повете выборные Земские суды, которые ведали гражданские и уголовные дела, были подчинены генеральному суду в Чернигове и просуществовали до 1831 г., когда, законом 6 декабря, Земские суды Малороссии (Полтавская и Черниговская губ.) переименованы были в уездные суды.
________________________________________
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
________________________________________
Земский суд
Зе́мский суд — суд.
Содержание
В Королевстве Польском
В Королевстве Польском земские суды (польск. sad ziemski ) были учреждены в 1447 году. Первоначально в их компетенции было ведение суда по маловажным гражданским искам между шляхтой, но потом они были расширены, и в них сосредоточилась вся гражданская юстиция. Земские суды состояли из судьи, подсудка и писаря, которые избирались королём из 12 кандидатов, представляемых от каждого повета. Земские суды заседали три раза в год, каждая сессия длилась по шесть недель. После образования в 1807 году Герцогства Варшавского земские суды в его пределах были упразднены. Согласно польской конституции 1815 года, в каждом воеводстве должно было быть создано несколько земских судов для проведения суда по гражданским делами на более чем 500 злотых, но эта часть конституции никогда не была осуществлена на практике [1] .
В Великом княжестве Литовском
В Великом княжестве Литовском земский суд (лат. judicium terrestre ) был шляхетским поветовым судом и существовал в XV—XVIII веках. Суд рассматривал криминальные и гражданские дела, записывал жалобы на государственных служащих повета, исполнял нотариальные акты. Земские судьи выбирались поветовой шляхтой из числа местных шляхтичей, владеющих имуществом и знающих право. Земский суд проводил сессии 3 раза в год, сессии суда (роки земские) длились по 3—4 недели. Судопроизводство велось на основании Бельского привилея 1564 года и второй, а с 1588 года третьей редакций Статутов Великого княжества Литовского [2] .
В Российской империи
В Российской империи земские суды были учреждены указом императрицы Екатерины II. Были созданы верхний и нижний земские суды, отличающиеся тем, что первый имел значение апелляционной инстанции по отношению ко второму. По учреждению о губерниях 1775 года нижний земский суд являлся выборным коллегиальным учреждением. Он состоял из избираемых местным дворянством на 3 года земского исправника (капитан-исправника) и двух — трёх земских заседателей. Кроме того, в нижний земский суд командировались из нижних расправ два заседателя для участия в делах, касающихся государственных крестьян.
В полномочия нижнего земского суда входила обязанность контроля за спокойствием в уезде, состоянием дорог и мостов и приведения в исполнение распоряжений правительственных властей. Кроме того, нижний земский суд выполнял функции торговой полиции, принимал меры против распространения эпидемий, рассматривал дела об исполнении повинностей, принимал противопожарные меры предосторожности, занимался вопросами обеспечения населения продовольствием, контролем за нищими, а также проводил разбирательства по незначительным преступлениям и принимал решения по незначительным искам.
Недовольные решениями нижнего земского суда могли апеллировать к уездному суду, а в тех местностях, где его не было, — в нижнюю расправу. Это была не апелляция, а право частного лица избрать суд, где он желает быть судимым. Нижний земский суд располагался в уездном городе, но при необходимости был обязан выезжать в уезд. Компетенция нижнего земского суда была ограничена границами уезда, но не распространялась на города, где действовали городничие.
3 июня 1837 года были утверждены положения о земской полиции и наказ чинам и служителям земской полиции, по которым нижний земский суд был окончательно переименован в земский суд (на практике такое название использовалось с 1796 года, когда был упразднён верхний земский суд). Кроме того, было сокращено число заседателей земского суда. Был создан новый институт становых приставов, существенно отличавшихся от прежних заседателей тем, что они не избирались дворянством, а назначались губернатором через губернские правления и находились не в уездных городах.
В состав земского суда входили: земский исправник (председатель); старший непременный заседатель, избиравшийся от дворянства, и два сельских заседателя, избиравшихся государственными крестьянами. В более важных случаях, когда требовалось расследование или принятие мер на месте, вне уездного города, из земского исправника, местного станового пристава и уездного стряпчего организовывалось временное отделение земского суда, которое пользовалось всеми правами и властью земского суда.
Исполнительными органами земского суда были волостные правления, удельные приказы, вотчинные управления и другие сельские органы управления. Кроме того, для непосредственного надзора за спокойствием и в качестве самостоятельных исполнительных органов земского суда, земского исправника и становых приставов в 1837 году были учреждены служители земской полиции. Это были сотские и подчинённые им десятские, которые в селениях государственных крестьян и в имениях удельных крестьян избирались крестьянами, а в имениях помещичьих назначались владельцем. В посадах, местечках и заштатных городах, не имевших особой городской полиции, были установлены тысяцкие и пятисотские, назначавшиеся земским исправником. Полномочия земского суда по закону 1837 году изменены не были [1] .
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД (1775—96)
ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД (1775—96), местное судебное учреждение 2-й инстанции для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворянства. Были созданы на основании «Учреждений о губерниях» от 7 нояб. 1775 в каждой губернии или наместничестве; в обширных губерниях могло быть открыто 2 и более верхних земских судов. По существу, верхние земские суды являлись преемниками петровских надворных судов.
Верхние земские суды включали 2 председателей, утверждаемых Высочайшей властью по представлению Сената, и 10 заседателей, избираемых местным дворянством на 3 года и утверждаемых губернатором (наместником). Верхние земские суды делились на 2 департамента: уголовных и гражданских дел, в каждый из которых входили председатель и 5 заседателей. В соответствии с указом Сената от 5 июля 1787 дела, представлявшие общественный интерес, решались департаментами совместно. При каждом верхнем земском суде состояли прокурор и 2 стряпчих, казенных и уголовных дел, назначаемые Сенатом: прокурор — по представлению генерал-прокурора, стряпчие — по представлению губернских палат гражданского и уголовного судов. Высшим органом надзора за деятельностью верхних земских судов, как и других губернских судебных органов, являлся генерал-прокурор. Верхним земским судам были подчинены суды 1-й инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.
Екатерина II Великая
Верхний земский суд решал гражданские и уголовные дела по апелляциям на подчиненные ему судебные учреждения, окончательному решению подлежали тяжбы ценою до 100 руб., в остальных случаях допускались апелляции в палату гражданского суда. Решения верхнего земского суда по уголовным делам подлежали утверждению палатой уголовного суда.
Заседания всех судов 2-й инстанции проходили периодически — 3 сессии в год, но в отдельных случаях суды могли заседать и в другое время. Дела распределялись по жребию между членами суда, слушание и решение дел велось на заседаниях. Закон признавал желательным единогласное решение, но допускалось и решение большинством голосов, причем голос председателя имел перевес. Порядок рассмотрения гражданских дел предполагал сначала решение казенных и общественных дел, затем дел частных лиц в такой последовательности: дела должников, дела о контрактах и купчих, о недвижимых имениях, дела лиц, живущих далеко от суда, все остальные дела и в заключение — дела «пространные». При рассмотрении уголовных дел сначала решались дела заключенных под стражу (в течение 1—2 сессий; в противном случае члены суда подлежали штрафу в размере годового оклада в пользу потерпевшего, его наследников или школ).
«Учреждения о губерниях» определили порядок сношений верхних земских судов с другими учреждениями губернии: от губернского правления (правления наместничества) и губернатора они получали указы и повеления, представляя им рапорты и доношения; в подчиненные учреждения направляли указы, принимали от них рапорты и доношения; с учреждениями равными — губернским магистратом и верхней расправой — обменивались сообщениями.
Верхние земские суды были упразднены имп. Павлом I при введении новых губернских штатов 31 дек. 1796.
ЗЕМСКИЕ СУДЫ
ЗЕМСКИЕ СУДЫ — местные судебные и административно-полицейские органы в Российской империи, образованные согласно губернской реформе 1775 года.
1) Верхние земские суды — губернские сословные судебные органы для дворянства. В крупных губерниях их могло быть 2 и более. Включали 2 председателей (утверждались монархом по представлению Сената) и 10 заседателей (избирались на 3 года дворянами губернии); при судах состояли прокурор, стряпчие казённых и уголовных дел. Разделялись на 2 департамента: 1-й вёл уголовные дела, 2-й — гражданские (деление не было жёстким, и в случае загруженности одного из департаментов дела могли передаваться в другой). Верхним земским судам подчинялись уездные суды,
Нижние земские суды и дворянские опеки. Рассматривали жалобы и тяжбы между дворянами, гражд. и уголовные дела дворян, а также дела об имениях, наследовании и прочее, апелляции на приговоры нижестоящих судебных учреждений. Решения Верхнего земского суда по искам свыше 100 рублей могли быть обжалованы в Палате гражданского суда. Палата уголовного суда проводила обязательную ревизию всех уголовных дел. Приговор утверждался большинством голосов. Упразднены указом императора Павла I о введении «Штатов 34 губерний» (1796 год); гражданские и уголовные дела переданы на рассмотрение в созданную тем же указом Палату суда и расправы, а также в уездный суд.
2) Нижние земские суды — уездные (окружные) внесословные административно-полицейские органы, призванные следить за правильным исполнением законов и соблюдением «благочиния, добронравия и порядка», за исправностью дорог и мостов, вести учёт цен на продовольствие, осуществлять розыск и поимку беглых крестьян и т. д. Состояли из земского исправника (фактически являлся начальником земской полиции), 2-3 заседателей (избирались дворянством уезда на 3 года и утверждались губернатором), 2 заседателей «от поселян» для присутствия по делам, касавшимся государственных крестьян (избирались 1 раз в 3 года). Подчинялись губернатору (наместнику), губернскому правлению и Верхним земским судам. Апелляции на решения Нижних земских судов подавались в уездный суд и Нижнюю расправу. В связи с большим количеством дел в Нижних земских судах в 1809-1814 годах работали Временные земские суды, занимавшиеся разбором и решением уже начатых дел.
Согласно Положению о земской полиции 1837 года, Нижние земские суды стали называться земскими судами (к их прежним обязанностям прибавлялись обнародование правительственных постановлений, учёт населения уезда, ведение дел о кражах и мошенничестве, взыскание издержек с виновных по суду и др.). Земские заседатели были переименованы в становых приставов. В их ведении находились станы (участки) уезда, им были подчинены десятские и сотские (следили за чистотой в лавках, противопожарной безопасностью, за исправностью дорог и мостов, собирали сведения о различных происшествиях в уезде и др.). Упразднены в связи с введением Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний от 25.12.1862 года (06.01.1863 года), их дела были переданы городской полиции.
Земский Суд
Земский Суд в Энциклопедическом словаре:
Земский Суд — уездный административный орган в России в 1775-1862. До 1796два — Верхний и Нижний, затем один (до 1837 назывался Нижним). Избиралсядворянами и государственными крестьянами. Состав: заседатели икапитан-исправник. Решал незначительные судебные дела, исполнял приговорысудебных органов. В городах функции земского суда выполняла Управаблагочиния.
Значение слова Земский Суд по словарю Брокгауза и Ефрона:
Земский суд — Учреждением о губерниях 1775 г. созданы были: 1) верхний З. суд (см.), как учреждение судебное для дворян, и 2) нижний З. суд; первый имел значение апелляционной инстанции по отношению ко второму. По учреждению о губерниях 1775 г. нижний З. суд был установлением выборным и коллегиальным. Он состоял из избираемого местным дворянством на 3 года земского, или капитан-исправника, и из двух или трех земских заседателей, также избираемых дворянством; кроме того, в нижний З. суд командировались из нижних расправ (см.) два заседателя для присутствования по делам, касающимся селений (государственных крестьян). Нижнему З. суду вверены были: попечение об охранении тишины и спокойствия в уезде, приведение в исполнение распоряжений правительственных властей, полиция торговая, наблюдение за исправным состоянием дорог и мостов, меры к прекращению заразительных болезней и скотских падежей, дела по отбыванию различных повинностей, меры предосторожности относительно огня, дела по народному продовольствию, меры общественного призрения и к прекращению нищенства, а также часть следственная, разбирательство по маловажным проступкам и решение незначительных исков. Недовольные решениями нижнего земского суда могли перенести дело в уездный суд, а где последнего не было — в нижнюю расправу. Это была не апелляция, а право частного лица избрать суд, где он желает быть судимым. Пребывание нижний З. суд имел в уездном городе, но в случае надобности обязан был выезжать в уезд. Компетенция его была ограничена пределами уезда, но не распространялась на города (там были городничие). Эта организация земской полиции, в общем, оставалась неизменной до издания Высочайше утвержденных 3 июня 1837 г. Полож. о З. полиции и Наказа чинам и служителям З. полиции, которыми нижний З. суд окончательно был переименован в земский суд (на практике, по упразднении в 1796 г. верхнего З. суда, название З. суда употреблялось и раньше). Число заседателей З. суда было сокращено; создан был новый институт становых приставов (см.), существенно отличавшихся от прежних заседателей тем, что местопребывание свое они имели не в уездном городе, а в уезде, и не избирались от дворянства, а назначались губернатором, через губернские правления. В состав З. суда входили: 1) земский исправник (председатель); 2) старший непременный заседатель, избиравшийся от дворянства, и 3) два сельских заседателя, от госуд. крестьян. В случаях более важных, когда требовалось исследование или принятие мер на месте, вне уездного города, составлялось для этого из З. исправника, местного станового пристава и уездного стряпчего временное отделение З. c уда, которое пользовалось всеми правами и властью этого суда. Исполнительными органами З. суда являлись волостные правления, удельные приказы, вотчинные управления и др. сельские начальства; кроме того, для непосредственного надзора за благочинием и в качестве самостоятельных исполнительных органов З. суда, З. исправника и становых приставов, учреждены в 1837 г. служители З. полиции. Это были сотские и подведомственные им десятские, которые в селениях госуд. крестьян и в имениях удельных избирались крестьянами, а в имениях помещичьих назначались владельцем. В посадах, местечках и заштатных городах, не имевших особой городской полиции, установлены тысяцкие и пятисотские, назначавшиеся З. исправником. Предметы ведомства З. полиции и по Положению 1837 г. остались те же, что и по Своду Законов 1832 г. З. полиция, как орган дворянского самоуправления, не осуществила своего назначения. З. суд и З. исправник были подчинены губернским коронным властям в порядке общей служебной дисциплины и не пользовались никакой самостоятельностью. С другой стороны, уже с начала текущего столетия правительство замечало уклонение дворянства от местной службы, и это уклонение прежде всего отражалось на должности З. исправника, весьма невысоко ценившейся обществом. Заседатели от крестьян не имели никакого значения. Становые пристава фактически не подчинялись З. суду и обратились в самостоятельных управителей своих станов, для которых З. суд играл лишь роль передаточной инстанции. К началу прошлого царствования необходимость коренной реформы местной полиции стала очевидной. В 1860 г. от полиции была отделена следственная часть, возложенная на особых судебных следователей. Временными правилами 25 декабря 1862 г. З. суды были упразднены и заменены уездными полицейскими управлениями, при чем последние в значительной степени утратили характер коллегиального установления, выборный элемент был почти совершенно устранен, а уезд и город в полицейском отношении объединены. Законом 12 июня 1867 г. городские полиции и З. суд были и в Сибири соединены в один состав, под именем окружных полицейских управлений, но в своем устройстве и особенно в своей компетенции эти управления сохраняют (кроме выборного начала) все черты старого З. суда (см. Заседатели). Земские суды (sad ziemski; judicium terrestre) были учреждены в Польше в 1447 г. Первоначально ведению их подлежали маловажные гражданские иски между дворянами, но потом круг их ведомства значительно расширился, и в них сосредоточилась вся гражданская юстиция. З. суды состояли из судьи, подсудка и писаря, которые избираемы были королем из 12 кандидатов, представляемых от каждого повета. Сроков заседаний З. судов было три в году, каждый раз по шести недель. Сроки эти в русских актах именуются «роками судовыми земскими». С образованием герцогства варшавского З. суды были в пределах его упразднены (1807). Согласно польской конституции 1815 г., в каждом воеводстве должно было быть учреждено несколько З. судов, для гражданских дел свыше 500 злотых; но вся часть конституции, касающаяся судоустройства, не была осуществлена. В губерниях, присоединенных от Польши к России, З. суды были, после некоторого перерыва, восстановлены на тех же основаниях, на каких они существовали до разделов Польши, при чем они преимущественно назывались поветовыми земскими или просто поветовыми (т. е. уездными) судами; апелляционной инстанцией для них служили главные суды. Законом 30 окт. 1831 г. поветовые З. Суды переименованы в уездные суды, в которые переданы были и уголовные дела, до того состоявшие в ведении тогда же упраздненных городских судов. — В Малороссии последний гетман, Кирилл Разумовский, восстановил, в 1763 г., судоустройство Литовского статута, действовавшее до Богдана Хмельницкого, при чем в каждом полку учреждены были по два З. суда, а в Нежинском — три; члены их избирались ежегодно. В 1783 г. на Малороссию распространено было Учреждение о губерниях 1775 года, но император Павел I указом 30 ноября 1796 г. вновь восстановил там в каждом повете выборные З. суды, которые ведали гражданские и уголовные дела, были подчинены генеральному суду в Чернигове и просуществовали до 1831 г., когда, законом 6 декабря, З. суды Малороссии (Полтавская и Черниговская губ.) переименованы были в уездные суды. А. Я.
Земский Союз Земский Суд Земсков
Источники:
http://www.penzahroniki.ru/index.php/spravochnik/chto-takoe/79-zemskij-sud
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1499694
http://russiahistory.ru/verhniy_zemskiy_sud_177596/
http://w.histrf.ru/articles/article/show/ziemskiie_sudy
http://tolkslovar.ru/z5707.html