Минский городской суд какие дела рассматривает
Областной (Минский городской) суд, его состав, компетенция и структура.
Областные (Минский городской) суды учреждены в каждой области и г. Минске и являются судами второго звена системы судов общей юрисдикции. В связи с этим их полномочия, состав и структура значительно отличается от районных (городских) судов.
Областной, Минский городской суды:
— рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;
— могут рассматривать в соответствии с законода-тельными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях;
— осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;
— изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;
— осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
В состав областного, Минского городского судов входят председатель суда, заместители председателя суда, судьи и народные заседатели. В структурном плане суд состоит из президиума суда и двух судебных коллегий — судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.
При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в областном (Минском городском) судах могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.
Компетенция президиума и судебных коллегий суда по осуществлению правосудия отличаются друг от друга. Президиум полномочен рассматривать гражданские и уголовные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела. Могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке и в кассационном порядке.
Количественный состав суда, в том числе и президиума, устанавливается Президентом по совместному пред-ставлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. В таком же порядке назначаются на должность председатель суда и его заместители сроком на 5 лет.
— организует деятельность соответствующего суда;
— распределяет обязанности между своими замес-тителями;
— созывает президиум соответствующего суда и председательствуют на его заседаниях;
— может председательствовать в судебных заседаниях;
— назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
— распределяет обязанности между судьями;
— ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Кон-ституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;
— вносит в президиум соответствующего суда пред-ставления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;
— вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;
— осуществляет общее руководство аппаратом со-ответствующего суда, назначает на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;
— организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;
— ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рас-смотрению обращений граждан;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Заместители председателя суда:
— в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии;
— председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;
— информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий;
— ведут личный прием граждан;
— организуют изучение и обобщение судебной прак-тики, ведение и анализ судебной статистики;
— организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей;
— осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Аппарат суда состоит из заведующего канцелярией, секретарей судебного заседания и секретарей судебных коллегий, инспектора президиума, консультанта, помощ-ника председателя суда, отдела организационно-кадровой работы, секторов по уголовным и гражданским делам, сектора делопроизводства в президиуме суда, архива суда и др.
31. Верховный Суд, его состав, структура и компетенция.+
Глава 8. ОБЛАСТНОЙ (МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ) СУД
§ 1. Место областного (Минского городского) суда
в судебной системе
Областные суды и Минский городской суд образуют второе звено белорусской судебной системы. Областные суды действуют во всех областях Республики Беларусь. В г. Минске функционирует Минский городской суд, который имеет ту же компетенцию, что и областные суды.
Областные суды и равный им по компетенции Минский городской суд выполняют задачи, стоящие перед судами общей юрисдикции. В судебной иерархии они являются судами среднего звена судов общей юрисдикции и занимают место между районными (городскими) судами и Верховным Судом Республики Беларусь.
Областной суд и Минский городской суд являются судами первой и второй инстанции. Они рассматривают дела по существу, действуя в качестве суда первой инстанции. Как суд второй инстанции, они осуществляют проверку законности и обоснованности судебных актов в порядке кассационного и надзорного производства. Они также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме этого они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
Областные суды, Минский городской суд являются судами первой инстанции по делам, не подсудным районным (городским) судам и осуществляют судебный надзор за районными (городскими) судами, которые находятся на территории действия каждого их указанных судов.
Согласно ч. 2 ст. 44 ГПК, областные, Минский городской суды рассматривают гражданские дела по первой инстанции, которые подсудны им в силу актов законодательства (по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума и др.). Эти суды рассматривают также дела об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь (ст. 121 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступления против государства, а также дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение и др.
Как суд второй инстанции, областные суды, Минский городской суд осуществляют судебный надзор в отношении районных (городских) судов путем рассмотрения в кассационном и надзорном порядке дел, рассмотренных этими судами. Областной суд и Минский городской суд могут изъять любое дело из районного (городского) суда, находящегося на территории соответствующего суда, и принять его к своему производству по первой инстанции или решить вопрос о передаче для рассмотрения дела из одного районного (городского) суда в другой. Это может иметь место при отмене решения или приговора районного (городского) суда, в виду особой сложности дела, а также после двукратной отмены решения или приговора районного (городского) суда в кассационном или надзорном порядке.
Надзор за деятельностью областных и Минского городского суда в форме кассационного или надзорного производства осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь, который, кроме того, может изъять любое дело из этих судов и принять его к своему рассмотрению по существу.
Между районными (городскими) судами и областными судами, а также районными судами в г. Минске и Минским городским судом существуют тесные организационные связи.
В настоящее время сложились такие формы оказания профессиональной помощи областными судьями и судьями Минского городского суда судьям районных (городских) судов как консультирование по сложным вопросам применения законодательства, совместном обобщении судебной практики и анализа судебной статистики, выездах судей областных судов в районные (городские) суды с целью изучения конкретных дел и оказания консультационной помощи на местах, руководство стажировкой судей.
Для улучшения качества правосудия судьи областных и Минского городского суда концентрируют у себя информацию, касающуюся основных показателей в работе определенного районного (городского) суда или судьи этого суда с тем, чтобы эти материалы использовать при обобщении судебной практики. В частности, к таким основным показателям относится порядок распределения дел между судьями, культура проведения судебного процесса, правильность оформления процессуальных документов, наличие выездных судебных заседаний, практика назначения уголовного наказания, сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений и т.п. При этом даются рекомендации по устранению выявленных недостатков в работе судов.
Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1405 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
3. Полномочия, состав и структура областного (Минского городского) суда
Областные суды и Минский городской суд образуют второе звено белорусской судебной системы и являются судами, находящимися по иерархии между районными (городскими) судами и Верховным Судом Республики Беларусь. Поэтому их еще называют судами среднего звена системы судов общей юрисдикции. Областные суды действуют во всех областях Республики Беларусь. В г. Минске функционируют соответственно областной суд, Минский городской суд. Все суды второго звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую структуру и одинаковые полномочия.
Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей компетенцию областного (Минского городского) судов определил следующим образом. В соответствии со ст. 36 суды второго звена рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях; могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.
В качестве суда первой инстанции областные (Минский городской) суды рассматривают по общим правилам судопроизводства:
1) уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступления против государства, а также дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение;
2) гражданские дела, которые подсудны им в силу актов законодательства: по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума и др. (ч.2 ст.44 ГПК); по заявлениям о признании забастовки незаконной (ст. 395 Трудового кодекса); дела об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь (ст. 121 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
Рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется по кассационным жалобам сторон или протесту прокурора на решения, приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, не вступившие в законную силу.
В качестве суда надзорной инстанции президиум областного (Минского городского) суда проверяет по протестам уполномоченных должностных лиц законность и обоснованность судебных актов, вступивших в законную силу. Протест в порядке надзора вправе приносить Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители, председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, г. Минска и приравненные к ним прокуроры.
Суды второго звена вправе проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам.
Областной суд и Минский городской суд могут изъять любое дело из районного (городского) суда, находящегося на территории соответствующего суда, и принять его к своему производству по первой инстанции или решить вопрос о передаче для рассмотрения дела из одного районного (городского) суда в другой. Это может иметь место при отмене решения или приговора районного (городского) суда, в виду особой сложности дела, а также после вторичной отмены приговора или решения районного (городского) суда в кассационном или надзорном порядке.
Кроме этого, суды второго звена уполномочены осуществлять надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывать им помощь в применении законодательства, а также изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику.
Надзор за деятельностью областных и Минского городского суда в форме кассационного или надзорного производства осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь, который, кроме того, может изъять любое дело из этих судов и принять его к своему рассмотрению по существу.
Состав областного (Минского городского) суда
Количественный состав областных, Минского городского судов зависит от объема и характера судебной работы по рассмотрению дел, размеров территории соответствующей области, количества проживающего населения, количества районных (городских) судов, объема их работы. Он определяется Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Областной (Минский городской) суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. В этих судах имеются: 1) судебная коллегия по уголовным делам; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) президиум суда.
При этом, ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судейпредусматривает возможность образования Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском) судах кассационной судебной коллегии, апелляционной судебной коллегии и иных судебных коллегий для специализированного рассмотрения дел.
Состав и структура областного (Минского городского) суда представлены на схеме 8.
Судебные коллегии областного (Минского городского) суда
Состав судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам формируется из судей областного (Минского городского) суда и утверждается президиумом данного суда по представлению председателя суда. В судебную коллегию входят: председатель коллегии, который одновременно является заместителем председателя соответствующего суда, судьи и народные заседатели.
Судебные коллегии рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела; могут рассматривать в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке (ст. 43 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).
Минский городской суд какие дела рассматривает
Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
- Правосудие в Республике Беларусь
- История
- Нормативная база
- Статистика
- Органы судейского сообщества
- Международная правовая помощь
- Альтернативные способы разрешения споров
- Банкротство
- Первичная организация ОО «Белорусский республиканский союз юристов»
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Контакты
- Руководство Верховного Суда
- Пленум Верховного Суда
- Президиум Верховного Суда
- Судебные коллегии
- Аппарат Верховного Суда
- Научно-консультативный совет при Верховном Суде
- Пресс-служба
- Прием граждан и представителей юридических лиц в Верховном Суде
- Суды
- Областные (Минский городской) суды
- Экономические суды
- Районные (городские) суды
- Судебная практика
- Выборы Президента
- Обзоры судебной практики
- Постановления Пленума Верховного Суда
- Постановления Президиума Верховного Суда
- Решения судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности
- Решения судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
- Кассация, апелляция, надзор: практика Верховного Суда
- Как обратиться в суд
- Электронное обращение
- Примерные образцы документов для обращения в суд
- Госпошлина
- Система «Расчет» (ЕРИП)
- Прием граждан и представителей юридических лиц
- Как обжаловать судебное постановление, не вступившее в законную силу (апелляция)
- Как составить и подать надзорную жалобу
- Официальные печатные издания
- Судовы веснік
- Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие
- Электронная библиотека
- Подписка
- Контакты
- Новости наших изданий
- Наши авторы
- Областные (Минский городской) суды
- Брестский областной суд
- Витебский областной суд
- Гомельский областной суд
- Гродненский областной суд
- Могилевский областной суд
- Минский областной суд
- Минский городской суд
- Контакты
- О суде
- Пресс-служба
- Районные суды города Минска
- Направить электронное обращение
- Прием граждан
- Примерные образцы документов для обращения в суд
- Госпошлина
- Судебная практика
- Статистические данные
- Часто задаваемые вопросы
- Списки народных заседателей
- Экономические суды
- Районные (городские) суды
Электронное судопроизводство по экономическим делам
Областной (Минский городской ) суд. Состав, структура, компетенция
Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.
Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы:
l действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной;
l осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства;
l имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;
l обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебных коллегий по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.
Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.
Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор.
Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет
Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью.
выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних
В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда.
Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (ч. 1 ст. 30 Закона).
Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь.
Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан.
Рассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично.
Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях председателем суда образуются составы судей для разрешения в качестве суда второй инстанции дел (
Председатель областного, Минского городского судов прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях коллегии при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке;
Как руководитель органа судебной власти среднего звена председатель областного (Минского городского) суда:
l руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий;
l созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
l распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
l образует из числа судей составы судебных коллегий и представляет их на утверждение президиуму суда;
l организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.
Заместители председателя осуществляют руководство работой судебных коллегий;
l могут председательствовать в судебных заседаниях либо назначают председательствующими членов коллегии;
l организуют работу судебных составов коллегии; представляют отчеты президиуму суда о работе коллегий;
ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса
Состав и компетенция президиума и судебных коллегий областного, (Минского городского) суда.
Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского городского судов.
Заседания президиума проводятся по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц.
Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.
К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или его заместители.
Организационныеполномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов.
К ним относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя суда принимать участие остальные судьи данного суда, председатели и судьи районных (городских) судов, руководители органов юстиции, научные работники,
На заседаниях президиума рассматриваются и вопросы об организации работы по жалобам, поступающим в данный суд (о деятельности канцелярии суда по приему посетителей, ведению делопроизводства и тд)
Военные суды в РБ
Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:
l военные суды – часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательства о судоустройстве и статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;
l наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;
l система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;
l обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде – общем для них высшим судебным органом;
l рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.
Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.
Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.
К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.
Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.
Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления
Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п. В отличие от судов общей юрисдикции, военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
Источники:
http://studopedia.ru/16_104400_oblastnoy-minskiy-gorodskoy-sud-ego-sostav-kompetentsiya-i-struktura.html
http://helpiks.org/5-83451.html
http://studfile.net/preview/5622073/page:13/
http://court.gov.by/ru/Minskij/gorodskoj/sud/
http://infopedia.su/8x72b3.html